Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА «ГРАНТ КАК ДИПЛОМ» В СИСТЕМЕ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШЕЙ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ШКОЛЫ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА «ГРАНТ КАК ДИПЛОМ» В СИСТЕМЕ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШЕЙ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
48
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАНТ / СТАРТАП / ДИПЛОМ (ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА) / АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тютюков В.Г., Галицын С.В., Иванов А.В., Бородин П.В., Малыгина Е.Н.

В содержании данной статьи представлена информация о защите выпускной квалификационной работы (ВКР), выполненной в рамках образовательной инициативы «Грант как диплом» и основанной на реализации заявленного проекта «Здоровое поколение - будущее России», ставшего победителем конкурса объявленного Фондом Президентских грантов в направлении «Охрана здоровья граждан, пропаганда ЗОЖ». Воплощение в академии физической культуры образовательной инициативы «Грант как диплом» сопровождалось написанием «магистерской» ВКР определенного формата, в которой были представлены данные об исполнении ряда этапных мероприятий, содержащихся в программе выигранного (в конкурсном порядке) президентского гранта. Эти данные касались тестирования и обследований участников грантовых мероприятий (преимущественно юные волейболисты), позволивших получить информации об их общей физкультурно-спортивной просвещённости, уровне физического состояния (уровень адаптации к физическим нагрузкам, тренированности и энергетического обеспечения двигательных функций), состоянии психосферы (выносливость нервных процессов, скорость врабатывания, тип ВНД) и профориентационных предпочтениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тютюков В.Г., Галицын С.В., Иванов А.В., Бородин П.В., Малыгина Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL INITIATIVE "GRANT AS A DIPLOMA" IN THE SYSTEM OFFINAL STATE CERTIFICATION OF GRADUATES OF THE HIGHER PHYSICAL SCHOOL

The content of this article provides information on the defense of the final qualifying work (FQW), carried out as part of an educational initiative as a diploma and based on the implementation of the declared project "Healthy Generation - the Future of Russia", which became the winner of the competition announced by the Presidential Grants Fund in the direction of "Health Protection of Citizens, healthy lifestyle propaganda (HLS). The implementation of the educational initiative "Grant as a Diploma" at the Academy of Physical Culture was accompanied by the writing of a "master's" FQW of a certain format, in which data were presented on the implementation of a number of milestone activities contained in the program of the presidential grant won (in a competitive manner). These data concerned testing and examinations of participants in grant events (young volleyball players), which made it possible to obtain information about their general physical education and sports education, the level of physical condition (the level of adaptation to physical exertion, fitness and energy supply of motor functions), the state of the psychosphere (endurance of nervous processes, speed work, type of GNI), career guidance preferences.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА «ГРАНТ КАК ДИПЛОМ» В СИСТЕМЕ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШЕЙ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ШКОЛЫ»

УДК 378

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА «ГРАНТ КАК ДИПЛОМ» В СИСТЕМЕ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШЕЙ

ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ШКОЛЫ

Вячеслав Григорьевич Тютюков, доктор педагогических наук, профессор, Сергей Викторович Галицын, доктор педагогических наук, профессор, Андрей Викторович Иванов, аспирант, Дальневосточная государственная академия физической культуры, Хабаровск; Петр Владимирович Бородин, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточный государственный медицинский университет, Хабаровск; Елена Николаевна Малыгина, кандидат педагогических наук, доцент, Александра Андреевна Ждан, магистрант, Дальневосточная государственная академия физической культуры, Хабаровск

Аннотация

В содержании данной статьи представлена информация о защите выпускной квалификационной работы (ВКР), выполненной в рамках образовательной инициативы «Грант как диплом» и основанной на реализации заявленного проекта «Здоровое поколение - будущее России», ставшего победителем конкурса объявленного Фондом Президентских грантов в направлении «Охрана здоровья граждан, пропаганда ЗОЖ». Воплощение в академии физической культуры образовательной инициативы «Грант как диплом» сопровождалось написанием «магистерской» ВКР определенного формата, в которой были представлены данные об исполнении ряда этапных мероприятий, содержащихся в программе выигранного (в конкурсном порядке) президентского гранта. Эти данные касались тестирования и обследований участников грантовых мероприятий (преимущественно юные волейболисты), позволивших получить информации об их общей физкультурно-спортивной просвещённости, уровне физического состояния (уровень адаптации к физическим нагрузкам, тренированности и энергетического обеспечения двигательных функций), состоянии психосферы (выносливость нервных процессов, скорость врабатывания, тип ВНД) и профориентационных предпочтениях.

Ключевые слова: грант, стартап, диплом (выпускная квалификационная работа), академия физической культуры.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.07.p331-341

EDUCATIONAL INITIATIVE "GRANT AS A DIPLOMA" IN THE SYSTEM OF FINAL STATE CERTIFICATION OF GRADUATES OF THE HIGHER PHYSICAL

SCHOOL

Vyacheslav Grigoryevich Tyutyukov, doctor of pedagogical sciences, professor, Sergey Viktorovich Galitsin, doctor of pedagogical sciences, professor, Andrey Viktorovich Ivanov,

post-graduate student, Far Eastern State Academy of Physical Culture, Khabarovsk; Peter Vla-dimirovich Borodin, candidate of pedagogical sciences, docent, Far Eastern State Medical University, Khabarovsk; Elena Nikolaevna Malygina, candidate of pedagogical sciences, docent, Alexandra Andreevna Zhdan, master student, Far Eastern State Academy of Physical

Culture, Khabarovsk

Abstract

The content of this article provides information on the defense of the final qualifying work (FQW), carried out as part of an educational initiative as a diploma and based on the implementation of the declared project "Healthy Generation - the Future of Russia", which became the winner of the competition announced by the Presidential Grants Fund in the direction of "Health Protection of Citizens, healthy lifestyle propaganda (HLS). The implementation of the educational initiative "Grant as a Diploma" at the Academy of Physical Culture was accompanied by the writing of a "master's" FQW of a certain format, in which data were presented on the implementation of a number of milestone activities contained in the program of the presidential grant won (in a competitive manner). These data concerned testing and examinations of participants in grant events (young volleyball players), which made it possible to obtain information about their

general physical education and sports education, the level of physical condition (the level of adaptation to physical exertion, fitness and energy supply of motor functions), the state of the psychosphere (endurance of nervous processes, speed work, type of GNI), career guidance preferences.

Keywords: grant, start-up, diploma (final qualification work), academy of physical culture.

ВВЕДЕНИЕ

Реализуемый в высшей школе страны уже несколько лет образовательный проект «Старта пак диплом» с самого начала своего возникновения был направлен на вовлечение талантливых представителей студенчества в развитие экосистемы технологического предпринимательства, а также на поддержку бизнеса, находящегося на начальной стадии своего развития. Несмотря на то, что наиболее востребованными проектами направлениями сегодня являются информационные технологии, искусственный интеллект, биомедицинские технологии, нефтегазовый сервис, промышленные интернет, электроэнергетика, системы обеспечения операционной работы бизнеса, социальные проекты студенчества заслуживают большого внимания. Высшая школа сегодня становится основной площадкой для развития технологического предпринимательства и массового «производства» старта-пов по причине наличия в ней: наукоемкой среды, доступа к передовым технологиям, возможности учиться и работать над проектами в коллаборации с ведущими исследователями и учеными, развить инфраструктуру и, наконец, активных и энергичных исполнителей, в лице студентов. Все это создает практически идеальные условия для запуска серийного производства стартапов.

Однако в ряде случаев направленность разрабатываемых стартапов, демонстрирующих собой уровень готовности выпускника к самостоятельной профессиональной детальности, с трудом удается увязать с направлением или специальностью подготовки, в рамках которых должна выполняться выпускная квалификационная работа. Кроме того, весьма часто не поддается точному оцениванию реализационная эффективность только что «стартующих» проектов. Тем не менее, сегодня участниками программы «Стартап как диплом» становится достаточно большое число студентов многих вузов страны, способных создавать идеи и продвигать их [5]. И это прекрасная возможность для творчески мыслящих и инициативных обучающихся опробовать себя в экосистеме студенческого предпринимательства и защитить свой диплом (ВКР) в таком новом формате, который может заинтересовать стратегических и финансовых партнеров.

И здесь вполне закономерно сформулировать следующий вопрос: «А если таких партнеров в итоге не окажется?», или дело не дойдёт до реальной финансовой поддержки стартапа. По статистике, которую ведёт Startup Genome, 9 из 10 стартапов терпит неудачу. Количество проектов, которые доходят до первых продаж, запускают собственные производства, и становятся реальным бизнесом, еще меньше [1].

В 2022 году под руководством Минобрнауки стартовал федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства», направленный на стимулирование развития стартапов. Таким образом высшая школа получила возможность формировать стартап-команды, которые могут запускать собственный бизнес. В рамках указанного федерального проекта под патронажем Фонда содействия инновациям, реализуется конкурс «Студенческий стартап». В 2023 году финансирование в 1 млн рублей на реализацию своих разработок должны получить 1,5 тысячи студентов. К концу 2030 года такую грантовую поддержку уже смогут получить до 30 тысяч обучающихся. Данный конкурс является одним из инструментов обеспечения технологического суверенитета и экономической безопасности страны.

Именно с учетом всего сказанного выше в Дальневосточной государственный академии физической культуры, являющейся участником государственной программы университетов «Проект - 2030», нашла поддержку инициатива «Грант как диплом» (как вариант дальнейшего развития проекта «Стартап как диплом») в соответствии с которой, к защите в период государственной итоговой аттестации (ГИА) студентами представляются

проекты уже реально получившие признание грантодателей, выделивших средства на его реализацию. Это особенно значимо для социально-ориентированных проектов, не обладающих потенциалом коммерциализации. Именно таковым проектом и является тот, о котором идет речь в данной статье и который преимущественно был ориентирован на пропаганду здорового образа жизни. Имея конкурсное название «Здоровое поколение - будущее России», проект был представлен магистранткой ДВГАФК (являлась участницей команды проекта) для защиты в период ГИА, по итогам которой заслужил высокой оценки. Структура защищаемой ВКР (общий объем 88 страницы стандартного текста) выглядела следующим образом:

- Введение;

- Глава 1. Теоретический анализ состояния проблемы, являющейся объектно-предметной областью проектирования, выдвинутого на грантовую поддержку (грантовая поддержка в системе проектирования, проекты и проектная деятельность, волейбол как массовый и популярный вид спорта) (24 страницы стандартного текста);

- Глава 2. Заявка на участие в конкурсе грантов президента РФ с проектом «Здоровое поколение - будущее России» и данные о подготовке его к защите (27 страниц текста);

- Глава 3. Итоги реализации грантового проекта «Здоровое поколение - будущее России» (16 страниц текста);

- Заключение (2 страницы текста);

- Список литературы (28 источников);

- Приложения (15 страниц текста).

Оригинальность текста ВКР составила 87,0%.

МЕТОДИКО-ОРГАНИЗОВАННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ГРАНТ-ПРОЕКТА

Предложенный коллективом разработчиков проект «Здоровое поколение - будущее России (заявка № 22-2-016020), ставший победителем второго конкурса Фонда грантов Президента Российской Федерации 2022 года, был реализован на территории муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области. Сумма финансирования проекта (грантовая поддержка) составила 472631 рублей. Дополнительно к данным средствам еще было привлечено софинансирование в размере 102891 рублей. Проект «Здоровое поколение - будущее России» был направлен на пропаганду здорового образа жизни в среде подрастающего поколения, охрану здоровья юных граждан областного региона, демонстрацию ценности здоровья человека в его жизнедеятельности и раскрытие роли двигательной активности в повышении уровня физической подготовленности школьников, занимающихся волейболом. В рамках проекта было проведено три комплексных мероприятия («Школа юного тренера», «Лаборатория юного спортсмена», «Фестиваль волейбола») которые способствовали более глубокому осмыслению и освоению новых практик ведения здорового образа жизни, приобщению к систематическим занятиям спортом, обеспечивали повышение спортивно-ориентированной (теоретической и практической) подготовленности юных спортсменов. В проекте особое внимание было уделено подросткам, относящимся к «группе риска», то есть склонным к совершению правонарушений.

Указанное выше, позволяет утверждать, что объектно-предметной областью проекта являлись ресурсы (людские и материальные) и действия, предпринимаемые для того, чтобы осуществить командой проекта систему мероприятий, обеспечивающую отвлечение подростков от асоциального поведения, обеспечение их оздоровления, повышение физического развития и общей физкультурно-образовательной просвещенности, привитие любви к волейболу, а также решение задач профессионального самоопределения.

Цель проекта состояла в сохранении здоровья подрастающего поколения и пропаганда в его среде здорового образа жизни, в котором спорт становится нормой ее содержания.

Миссия проекта была коллективно сформирована командой грантоисполнителей в таком виде: «Мы работаем с детьми и для детей, заботясь о здоровье и физическом развитии подрастающего поколения, которое является будущим нашей страны, мы продвигаем в их среде ценности здорового образа жизни и активного отдыха, мы открываем им двери в увлекательный мир спорта с названием «Волейбол».

Суммарно на всех этапах проекта (без учета повторного участия в мероприятиях) было задействовано 186 школьников района.

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ, ОТРАЖАЮЩИЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ГРАНТ-ПРОЕКТА

В российской правоприменительной практике понятие «грант» появилось не так давно, примерно в середине 90-х годов XX века. До этого времени ни в дореволюционной, ни в советской России не существовало сколько-нибудь похожего правового института.

В постсоветские годы российское государство находилось в состояние глубокого экономического и социального кризиса, поэтому различные международные организации в форме субсидий (грантов) осуществляли финансирование отдельных направлений в социальной сфере, науке и культуре, направляя денежные средства на благотворительные цели. Представление грантовой поддержки было выгодно как для государства, так и других участников общественных отношений, она выступала важным и действенным стимулом для достижения социально полезного результата и развития гражданских инициатив [4].

Считается, что родоначальником грантовой системы финансирования является Великобритания, где созданное в 1660 году Лондонское королевское общество осуществляло поддержку науки путем предоставления денежных средств на различные исследования [8]. В настоящее время у нас в стране в качестве грантодателей выступают как государственные, так и муниципальные учреждения, а также юридические и физические лица.

Более чем за четверть вековой период существования постсоветской России, гранты доказали свою жизнеспособность и эффективность в разрешении проблем социальной направленности. Средства для выплаты грантов ежегодно предусматриваются в федеральном бюджете и поступают в распоряжение отдельных главных распорядителей этих средств - грантодателей. К числу достаточно известных грантодателей относятся: Российский фонд фундаментальных исследований, Минобрнауки РФ, Министерство культуры РФ. Наиболее известным в стране является Фонд президентских грантов - российская некоммерческая организация, исполняющая функции единого оператора грантов Президента Российской Федерации, представляемых на развитие гражданского общества. Своей миссией фонд определил создание условий и возможностей для самореализации инициативных и неравнодушных людей в некоммерческом секторе. Ежегодно фонду предоставляются субсидии из федерального бюджета, большая часть которых распределяется на грантовую поддержку. В отдельных случаях из резервного фонда главы государства фонду могут выделяться дополнительные средства на поддержку некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества. Все эти организации преследуют общую цель - решение важнейших проблем различных сфер общественной жизни людей, проблем развития человеческого капитала [2].

О размахах деятельности Фонда президентских грантов свидетельствуют следующие данные по текущему 2023 году. Совсем недавно (14 июня 2023 г.) были подведены итоги второго конкурса на предоставление грантов президента. На поддержку претендовали 11379 общественных инициатив из 88 регионов страны. По решению координационного комитета этого конкурса гранты на общую сумму 3,5 млрд рублей были выделены 1504 социально ориентированным некоммерческим организациям, проекты которых

получили наивысшее баллы по результатам независимой экспертизы. В 2023 году по итогам предыдущего (первого) конкурса уже было поддержано 1845 (из 10615) социально значимых проектов с выделением грантового финансирования со стороны фонда в размере 4,3 млрд рублей.

Кроме государства, гранты для поддержки научной и иной социально значимой деятельности, у нас в стране также предоставляются и частичными благотворительными фондами. Но по масштабам предоставляемых на эти цели средств, доминирующей, безусловно, является государственная грантовая поддержка [7]. Поэтому именно федеральные гранты являются наиболее мощным механизмом государственной поддержки, созданным для финансового стимулирования некоммерческого сектора. Кроме того, процедура выделения позволяет объективно оценивать качество проектов единой конкурсной комиссией [3].

Далее перейдем к представлению итоговых данных, которые были получены в ходе реализации проекта, сумевшего «пройти сквозь сито» конкурсной комиссии Фонда президентских грантов, которому, собственно, и посвящена данная статья и который представлялся к защите в виде инициативы «Грант как диплом».

Задачами данного проекта были определены следующие:

- закрепление у участников проектного комплексного мероприятия, жизненной установки на ведение здорового образа жизни, формирование неравнодушного отношения к своему здоровью через получение информации о нём и дальнейшее освоение современных аппаратно-программных методик, обеспечивающих решение задач здоровье сбережения;

- организация и проведение мероприятий проекта (лекции, семинары, тренинги, круглые столы, игровые формы) с учащимися общеобразовательных организаций Облу-ченского муниципального района Еврейской автономной области, способствующих углублению познаний в области теории физической культуры, формированию и росту мотивации к занятиям спортом и ведению здорового образа жизни, решению задачи по изучению интересов и склонностям подростков к различным сферам деятельности (профессиональная ориентация);

- популяризация занятий спортом через раскрытие развивающего и социализирующего потенциала командного вида спорта (волейбол) и его освещение на различных информационных порталах и в интернет-изданиях;

- максимальное вовлечение в грант-проект школьников целевой возрастной группы от 12 до 17 лет, в том числе относящихся к «группе риска», в целях их социализации;

- выявление лучших волейбольных команд общеобразовательных организаций Облученского муниципального района Еврейской автономной области.

В качестве основных этапов реализации проекта были определены такие, которые предусматривали:

- 1 этап - разработку и изготовление атрибутики проекта;

- 2 этап - приобретение спортивного инвентаря;

- 3 этап - организацию и проведение трех основных мероприятий грант-проекта: Школа юного тренера», «Лаборатория юных спортсменов», «Фестиваль волейбола»;

- 4 этап - подготовку отчетной документации проекта.

Безусловно, основным этапом грант-проекта являлся третий, в рамках которого было предусмотрено проведение трех указанных мероприятий. Именно в ходе их реализации были получены эмпирические данные являющиеся доказательной основой его значимости.

Первое из мероприятий с названием «Школа юного тренера» было проведено в рамках двухмесячной образовательной программы, в которой было задействовано 150 школьников, занимающихся волейболом или проявляющих интерес к данному виду спорта.

Программа была последовательно реализована на базе АО «Санаторий Кульдур», МАУ «Спортивная школа» г. Облучье и четырех образовательных организаций Облученского муниципального района ЕАО : МБОУ СОШ №«3 (г. Облучье), МБОУ СОШ №° 2 (г. Облучье), МБОУ СОШ № 18 (пос. Теплоозерск), ЧОУ «Школа-интернат № 27 СОО ОАО РЖД (г. Облучье).

В процессе реализации этого мероприятия был проведен учебно-тренировочный сбор, организованы лекции, обучающие семинары, круглые столы и тренинги. В ходе проведения теоретико-практического обучения шло освоение материалов, касающихся базовых основ построения системы спортивной тренировки, правил и судейства соревнований, восстановления юных спортсменов, определения уровня специальной и общей физической подготовленности. Благодаря данной образовательной программе было достигнуто повышение уровня знаний школьников в области теории физической культуры, велась работа по формированию мировоззрения, касающегося ценности ведения здорового образа жизни. Здесь же школьники приобретали первоначальные навыки по организации тренировочного процесса, что в будущем поможет им определить свой возможный профессиональный выбор и, возможно, реализоваться в качестве тренера или учителя физической культуры.

О возросшем уровне теоретической подготовленности участников школы юного тренера свидетельствуют данные тестирования, проведенного как в начале освоения образовательной программы, так и после завершения всего проекта. Тестирование было проведено с использованием опросных листов, в которых участники должны были ответить на вопросы касающихся 6-ти разделов, установленных разработчиками проекта и включающими в себя основы теории физической культуры и спорта, а также знания в области ЗОЖ. В общем опросный лист включал в себя 30 вопросов (по 5 вопросов в каждом разделе). Результаты, полученные в ходе опроса, приведены на рисунках 1 и 2 и в обобщающей таблице 1.

Сравнение данных, приведенных на упомянутых рисунках, показывает, что к концу проекта возросло число участников проекта, продемонстрировавших в своих ответах оценки уровня «хорошо» и «отлично», и снижение числа тех, которые продемонстрировали число оценок уровня «неудовлетворительно». Наибольшее число участников проекта продемонстрировали отличные оценки таких разделах тестирования (рисунок 2) как «Использование средств восстановления в системе спортивной тренировки» (48 человек получили отличные оценки) и «Анатомия физических упражнений» (38 человек получили отличные оценки).

Если в ходе исходного тестирования его участниками было получено всего 12 отличных оценок по всем разделам теста, то к концу реализации проекта, сопровождавшегося чтением лекций и проведением теоретических занятий, число таких оценок составило 181 (таблица 1). В первом случае доля отличных оценок, в общем, их числе по установленным разделам составила только 1,33%, а во втором (итоговые данные) - 20,1%.

Обобщение приведенных выше цифровых показателей по результатам реализации образовательной программы для участников проекта, позволяет утверждать следующее. Если средняя оценка результатов начального тестирования (по всем его разделам) составила лишь 2,78 балла, то к концу реализации всего проекта, значение среднего оценочного балла уже составило величину равную 3,76 балла. Прирост в средней величине балльной оценки составил 31,0%. Произошедшее изменение было статистически значимым на уровне 0,95 (<0,05), что нашло подтверждение расчетными данными и использованного непараметрического критерия Уайта (Т).

Второе мероприятие третьего этапа реализации проекта с название «Лаборатория юных спортсменов» было не столь продолжительным (4 дня) и включало в себя разноплановые обследования учащихся общеобразовательных организаций Облученского района ЕАО, занимающихся в системе спортивных школ и тех, кто ведет двигательный активный

образ жизни, занимаясь школьно-секционным спортом. Общее число таковых было 100 человек. Предпринятое обследование было осуществлено с использованием ресурсов аппаратно-программных комплексов «Лайфлайн», «НС-Психотест» и «Спортивная ориентация детей и подростков». Кроме того, в содержание проводимого обследования был включен и опрос с использованием методики «Профиль». Эта методика (в виде интернет-продукта) позволила получить информацию об интересах и склонностях школьников к разным сферам деятельности (профессиям). Тестирование с использованием данной методики было проведено в самом начале реализации всего проекта и после его завершения.

Использование средств восстановления в системе спортивной тренировки

а

о Методы самоконтроля спортсмена

Организация и проведение соревнований Анатомия физических упражнений Нутрициология

Организация тренировочного процесса. Периодизация тренировки

Рисунок 1

20 40 60 80 100

Число тестируемых (число оценок за раздел) ■ Отл. >Хор. иУдовл. ИНеуд.

- Данные первоначального тестирования по определению уровня спортивно-теоретической подготовленности участников проекта (п=150)

Использование средств восстановления в системе спортивной тренировки

Методы самоконтроля спортсмена Организация и проведение соревнований Анатомия физических упражнений

Нутрициология

Организация тренировочного процесса. Периодизация тренировки

0

100

20 40 60 80

Число тестируемых (число оценок за раздел) ■ Отл. "Хор. "Удовл. "Неуд.

Рисунок 2 - Данные завершающего тестирования по определению уровня спортивно-теоретической подготовленности участников проекта (п=150)

Таблица 1 - Сопоставительные данные исходного и завершающего теоретического тести-

Этапы тестирования Виды оценок и их число Число оценок по разделам Среднее значение оценки Разница в величине оценки(%) Достоверность различий (Т)

«2» «3» «4» «5»

Исходные данные 290 448 150 12 900 2,87 31,0 Р=0,95 (<0,05)

Конечные данные 99 190 430 181 900 3,76

Обследование юных спортсменов и двигательно-активных школьников в «созданной» лаборатории с помощью аппаратно-программных комплексов «Лайфлайн», «НС -Психотест» и «Спортивная ориентация детей и подростков», позволило самим обследованным, и , в первую очередь, их тренерам и учителям физической культуры, ознакомиться с данными, отражающими характер проистекания в организме участников грант-проекта процессов восстановления. Это позволяет обеспечивать сохранение баланса между

нагрузками, свойственными спортивной деятельности, и здоровье сбережением. Кроме того, здесь были получены данные об устойчивых особенностях личности школьников, занимающихся спортом и проявлениях их психической активности, работоспособности, морфологического статуса и уровня развития физических качеств. На основе установленных показателей также были определены интегральные оценки физического состояния и получены рекомендации по спортивной ориентации для успешной реализации способностей детей в конкретном виде спорта. Обследование участников проекта конкретно в системе аппаратно-программного комплекса «Лайфлайн» позволило определить следующие показатели состояния систем их организма, которые приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Показатели (в условных единицах из 100 возможных) состояния лиц обследованных в системе АПК «Лайфлайн» (п=100) ___

Оценочные показатели состояния Уровень адаптации к физ. нагрузкам, % Уровень энергетического обеспечения, % Показатель тренированности организма, % Психоэмоц. состояние, %

Отлич. физич. состояние (п=69) 84,55 75,77 89,01 74,90

Удовл. физич. состояние (п=27) 55,70 52,11 52,56 54,15

Не вполне удовл. физич. состояние (п=4) 28,75 29,75 21,50 31,00

Общее среднее значение по всей выборке 56,33 52,54 54,36 53,35

С учетом уровня адаптации к физическим нагрузкам, уровня энергообеспечения, значений показателей тренированности и психоэмоционального состояния участники лабораторного обследования были классифицированы на 3 группы: имеющие отличное, удовлетворительное и не вполне удовлетворительное физическое состояние. В состав группы, имеющей отличное состояние было отнесено 69% школьников от общего числа обследованных. Этим участникам проекта в среднем были свойственны следующие значения показателей, установленных системой АПК: уровень адаптации к нагрузкам у них составил 84,55%, уровень энергетического обеспечения - 75,77%, показатель тренированности организма - 89,01%, а значение психоэмоционального состояния 74,90%. В числе принявших участие в обследовании доля тех, кому было свойственно не вполне удовлетворительное физическое состояние была незначительной - таковых было всего 4 человека. Результаты, полученные в ходе данного конкретного проектного обследования, свидетельствуют о том, что большая часть школьников, занимающихся в системе детского спорта, имеют отличное физическое состояние и потенциально могут демонстрировать высокие показатели спортивной подготовленности.

По результатам тестирования этой же категории школьников (п=100), проведенного в системе комплекса «НС-Психотест» было выявлено, что достаточное число представителей данной выборки (31%) относится к равновесному сангвиническому типу темперамента, меланхоликов среди них оказалось 30%, флегматиков 28%, а холерический тип темперамента имело 11% обследованных. Большому числу обследованных был свойственен и «хороший уровень» психических процессов, который был установлен в среднем у 43% школьников. Несколько настораживают данные о наличии достаточно большой доли школьников с низким уровнем психических процессов. Таковых было почти 30%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примерно 25% обследованных юных спортсменов (таблица 3) имели достаточно высокие показатели (хороший и высокий уровень) выносливости нервных процессов и скорости врабатывания.

Таблица 3 - Состояние психической сферы обследованных по показателям «выносливость нервных процессов» (ВНП) и «скорость врабатывания» (СВ), п=100_

Показатели Уровни состоянии психосферы

«Высокий уровень» «Хороший уровень» «Средний уровень» «Низкий уровень»

ВНП 11,0 39,0 18,0 32,0

СВ 6,0 47,0 22,0 25,0

Кроме того, было установлено, что подавляющее большинство участников проекта, занятых в этапном мероприятии «Лаборатория юных спортсменов», (88%) склонны

(имеют предрасположенность) к таким видам спорта как футбол, волейбол, баскетбол и настольный теннис.

В режиме online школьники проходили интернет тестирование по методике «Профиль» в варианте модификации карты интересов А.Е. Голомштока, выполненной Г.В. Ре-занкиной (2005) [6]. Данная методика состоит из 50 вопросов и предназначена для изучения интересов и склонности современных школьников к различным сферам профессиональной деятельности. Результаты данного теста позволили определить сферы, которые в большей степени вызывают интерес у обследуемых к следующим 10-ти профессиональным областям: физика и математика, химия и биология, радиотехника и электроника, механика и конструирование, география и геология, педагогика и медицина, предпринимательство и домоводство, спорт и военное дело.

Чем больше баллов (по 5-балльной шкале) набирали тестируемые, отвечая на вопросы, тем выше их интерес к данным профессиональным областям. Получение 5-ти баллов говорит о ярко выраженном интересе школьников к этому виду деятельности. Если сумма баллов в какой-либо области не превышали 2-х баллов, значит профессиональные интересы такой направленности слабо выражены. Результаты профориентационного тестирования, проведенного в начале и конце периода реализации грантового проекта, показали следующее (таблица 4).

Таблица 4 - Результаты тестирования по определению числа лиц, имеющих ту или иную на профориентационную склонность (п=150 чел.)_

Направления профессиональной деятельности Начальное тестирование Итоговое тестирование Изменения по уровням выраженности (чел.)

Уровень выраженности профсклонности Уровень выраженности профсклонности

1 не выраж. 2 выраж. 3 ярковыр 1 не выраж. 2 выраж. 3 ярковыр 1 не выраж. 2 выраж. 3 ярковыр.

Физика и математика 109 23 18 102 38 10 -7 +15 -8

Химия и биология 66 51 33 75 56 19 +9 +5 -14

Радиотехника и электроника 100 25 25 99 30 21 -1 +5 -4

Механика и конструирование 101 38 11 92 44 14 9 +6 +3

География и геология 78 58 14 69 70 11 -9 +12 -3

Литература и искусство 81 59 10 80 61 9 -1 +2 -1

История и политика 93 46 11 75 62 13 -18 +16 +2

Педагогика и медицина 74 65 11 51 83 16 -23 +18 +5

Предпринимательство и домоводство 39 62 49 33 88 29 -6 +26 -20

Спорт и военное дело 35 65 50 8 80 62 -27 +15 +12

На начало реализации проекта число обследованных школьников ярко выраженно ориентированных на значимые для нас направления профессиональной деятельности (педагогика и медицина, спорт и военное дело) суммарно составляло (из 150 человек) только величину равную 61 человеку. К концу проекта число таковых возросло до 78 человек, при этом количество ориентированных на профессиональную сферу «спорт и военное дело» увеличилось на 12 человек, и это было наибольшее значение величины прироста среди всех 10 направлений профессиональной деятельности, которые содержались в данной методике.

Данный факт может быть свидетельством того, что работа, проведенная в рамках проекта, положительно повлияла на профессиональные предпочтения школьников, занятых в проекте, в плане выбора будущей сферы профессиональной деятельности. Число лиц с выраженным уровнем (уровень 2) профсклонности по этому направлению профессиональной деятельности к концу проекта тоже возросло и составило 15 человек. Таким образом по итоговым данным 142 участника проекта из 150 человек стали указывать на наличие у них выраженного и ярко выраженного интереса к профессиональной сфере «Спорт и военное дело» наряду с другими профессиональными сферами.

Завершением третьего этапа проекта было проведение соревнований с названием «Фестиваль волейбола». В нем приняло участие 12 детско-юношеских команд, которые в течение 2-х дней боролись за титул чемпионов. Главной особенностью соревнований стало то, что к их организации и проведению были привлечены наиболее подготовленные участники проекта активно себя позиционирующие на всех предыдущих проектных мероприятиях. Им был свойственен достаточно высокий уровень теоретической подготовленности и владения умениями в вопросах подготовки положения о соревнованиях, ведения протоколов и таблиц, судейства матчей и руководства командой во время соревнований. По итогам фестиваля всем командам частникам были вручены памятные вымпелы, а команды победительницы и призеры были награждены кубками, грамотами и медалями, имеющими специально разработанную символику проекта «Здоровое поколение - будущее России». Победителями среди мужских команд стала команда МБОУ СОШ № 3 им. Героя Советского Союза Ю.В. Тварновского (г. Облучье), а среди женских - команда школы интерната № 27 ОАО «РЖД» (г. Облучье). По окончанию фестиваля все команды-участницы получили комплекты инвентаря, включающие волейбольные мячи Mikasa и медицинболы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За время существования современной российской практики грантов они доказали свою жизнеспособность и эффективность в разрешении проблем, существующих в социально-ориентированной области нашей жизнедеятельности. Благодаря дополнительному привлечению внебюджетных источников финансирования они занимают особое место среди мер поддержки, имеют мощный правостимулирующий потенциал, способствуют развитию социальной активности участников общественных взаимоотношений. Гранты способствуют реализации инновационных инициатив, их воплощение обуславливается перспективностью выбираемых направлений деятельности и их социальной значимостью. Средства грантовой поддержки могут являться достаточно весомым фактором в реализации Федерального проекта «Спорт норма жизни» через решение задач более объемного физкультурного образования школьников, популяризацию ЗОЖ и занятий массовым спортом.

Описанные в статье результаты реализации грант-проекта могут служить делу совершенствования подготовки ВКР в инициируемом формате и активизации грантозаяви-тельной деятельности в среде студентов высшей физкультурной школы. При реализации грант-проекта было обеспечено (это подтверждено и данными постгрантового интервьюирования участников проекта и населения) повышение эффективности работы по пропаганде здорового образа жизни в среде школьников района, достигнуто повышение уровня мотивации к занятиям физической культурой и спортом, ведению здорового образа жизни. Все мероприятия грант-проекта были освящены в местных и региональных (областных) средствах массовой информации и в публикациях (в печатных СМИ) областной федерации волейбола. Материалы семинаров, круглых столов и лекций, а также фото и видео материалы грант-проекта были размещены в общедоступном облачном хранилище вход, в которое возможен по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/JUdECfvb-V_0Aw

ЛИТЕРАТУРА

1. Кржановский С. Ставка на вузы: как в России развивают технологическое предпринимательство. - 5 июля 2023 / С. Кржановский // COMNEWS.RU : [сайт]. - URL: https:// wwwxomnews.ru/content/226362/2023-06-05/2023-w23/stavka-vuzy-kak-rossii-razvivayut-tekhnologicheskoe-predprinimatelstvo (дата обращения: 10.07.2023).

2. Москвина А.Ю. Участие некоммерческих организаций в социальном предпринимательстве: влияние акселерационной деятельности (на примере акселератора ЦРНО 2015-2017 гг) / А.Ю. Москвина // Журнал исследований социальной политики. - 2020. - Т. 18, № 3. - С. 379-394.

3. Петрулев Д.С. Государственное регулирование и проблемы грантовой политики в Российской Федерации / Д.С. Петрулев, М.С. Гусарова // Московский экономический журнал. - 2019. -

№ 6. - С. 241-254.

4. Привалинский Д.И. Правостимулирующая роль грантов / Д.И. Привалинский // Общество: политика, экономика, право. - 2016. - № 9. - С. 78-86.

5. Образовательный проект «Стартап как диплом» в вузе физической культуры / В.Г. Тютю-ков, С.В. Галицын, Д.В. Чилигин [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2021. - № 2 (192). - С. 326-337.

6. Резанкина Г.В. Психология и выбор профессии / Г.В. Резанкина. - Москва : Генезис, 2005.

- С. 208 с.

7. Филь М.М. Государственная грантовая поддержка научных исследований в Российской Федерации. Становление, правовой режим, тенденции развития / М.М. Филь // Закон и право. - 2019.

- № 6. - С. 20-28.

8. Фридлянов В.Н. Грантовая политика в области науки / В.Н. Фридлянов // Образование и образованный человек в XX веке. - 2013. - № 1. - С. 17-20.

REFERENCES

1. Krzhanovsky, S. (2023), "Betting on universities: how technology entrepreneurship is being developed in Russia", available at: https://www.comnews.ru/content/226362/2023-06-05/2023-w23/stavka-vuzy-kak-rossii-razvivayut-tekhnologicheskoe-predprinimatelstvo (accessed 10 July 2023).

2. Moskvina, A.Yu. (2020), "Participation of non-profit organizations in social entrepreneurship: the impact of acceleration activities (on the example of the CRNO accelerator 2015-2017)", Journal of Social Policy Research, Vol. 18, No. 3, pp. 379-394.

3. Petrushev, D.S. and Gusareva, M.S. (2019), "State regulation and problems of grant policy in the Russian Federation", Moscow Economic Journal, No. 6, pp. 241-254.

4. Privalinsky, D.I. (2016), "The right-stimulating role of grants", Society: politics, economics, law, No. 9, pp. 78-86.

5. Tyutyukov, V.G., Galitsin, S.V., Chiligin, D.V., Ivanov, A.V., Koshelev, A.A. and Borodin, P.V. (2021), "Educational project "Startup as a diploma" at the university of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgaft, Vol. 192, No. 2, pp. 17-20.

6. Rezankina, G.V. (2005), Psychology and choice of profession, Genesis, Mocow.

7. Fil, M.M. (2019), "State grant support for scientific research in the Russian Federation. Formation, legal regime, development trends", Law and Right, No. 6, pp. 20-28.

8. Fridlyanov, V.N. (2013), "Grant policy in the field of science", Education and an educated person in the 20th century, No. 1, pp. 17-20.

Контактная информация: Borodinpetr@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.07.2023

УДК 796.332

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ GPS ТРЕКЕРОВ В ТРЕНИРОВОЧНОМ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ФУТБОЛИСТОВ

Ильнур Рафкатович Фаткуллов, кандидат педагогических наук, доцент, Алмаз Мулла-янович Ситдиков, старший преподаватель, Анастасия Алексеевна Скокова, магистрант, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и

туризма, Казань

Аннотация

В данной статье представлено исследование, целью которого является анализ научной информации об использовании возможностей GPS-трекинга для мониторинга тренировочной нагрузки у спортсменов. Применение GPS-датчиков, позволяет организовать контроль за состоянием футболистов во время тренировочного процесса и во время соревнований. С помощью датчиков тренеры получают информацию о ЧСС, артериальном давлении, расстоянии, скорости, количестве беговых шагов, частоте смены направления движения, и позиции на карте в режиме реального времени. Знание таких показателей может помочь оптимизировать уровень нагрузки на игроков и корректировать тренировочную или соревновательную деятельность. Эта технология также позволяет анализировать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.