УДК 316.74:37.014(470)
С.И.Росенко
Образовательная дифференциация современного российского общества
Образовательная дифференциация как совокупность социальных групп, характеризующихся определенным уровнем образования и доступом к культурным, информационным и духовным ценностям, во многом определяет состояние и тенденции развития социума. Образование, являясь важнейшим фактором восходящей мобильности и достижения высокого социального статуса индивидов, оказывает самое непосредственное влияние на все сферы общественной жизни. Проведенные в постсоветский период реформы системы образования обусловили возникновение нового образовательного пространства.
Ключевые слова: образование, социальная дифференциация, современное российское общество Svetlana I. Rosinko
Educational differentiation of modern Russian society
Educational differentiation as a set of the social groups, characterized by certain education level and access to cultural and information wealth, defines in many respects state and tendencies of society development. Education, being the most important factor of the ascending mobility and achievement of the high social status of individuals, has the most direct impact on all spheres of public life. The reforms of an education system carried out in post-soviet period caused the emergence of new educational space.
Keywords: education, social differentiation, modern russian society
В условиях перехода к постиндустриальному этапу общественного развития образовательная дифференциация выступает в качестве важнейшей характеристики современного социума. Стремительно развивающиеся информационные технологии предъявляют высокие требования к уровню образования как отдельных социальных общностей, так и населения в целом. Образовательная дифференциация представляет собой деление общества на социальные группы и слои, характеризующихся определенным уровнем образования и доступом к культурным, информационным и духовным ценностям. Образовательная дифференциация выступает важнейшим показателем содержания качества социальной системы, во многом определяя ее характеристики. Образование, являясь важнейшим фактором восходящей мобильности и достижения высокого социального статуса индивидов, все более оказывает самое непосредственное влияние на все сферы общественной жизни.
Основным критерием образовательной дифференциации служит уровень образования населения, определяя социальные параметры групп, имеющих высшее, среднее, начальное образование, а также лиц без образования. Вместе с тем даль-
298
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
Раздел IX. Образование как продукт и способ формирования культуры
нейшая образовательная градация требует использования многокритериального подхода. В зависимости от: имущественного статуса выделяются образовательные общности, характеризующиеся определенными размерами доходов и потребления; места в системе общественного разделения и сфере приложения труда - образовательные общности, дифференцированные в соответствие с их профессиональной и отраслевой занятостью; территориальной принадлежностью - образовательные общности, проживающие в городской и сельской местности; половозрастных характеристик - образовательные общности, дифференцированные в соответствие с их гендерной и возрастной принадлежностью и др. Это свидетельствует о том, что образовательная дифференциация выступает в качестве одного из базового элемента социальной организации общества.
Существующие различия образовательных систем определяют наличие специфических особенностей образовательной дифференциации населения в различных странах. В течение прошлого столетия Россия выстроила фундаментальную систему образования, которая одновременно была общедоступной для различных социальных групп и слоев. Вместе с тем трансформация российского общества в постсоветский период неизбежно внесла коррективы в образовательную дифференциацию населения, что нашло свое отражение в количественных и качественных характеристиках образовательных групп и слоев (табл. 1).
Таблица 1
Уровень образования населения (на 1000 чел.) (население в возрасте 15 лет и старше)1
Год Имеющие образование не имеющие начального образования
профессиональное общее
высшее и неполное высшее среднее началь- ное среднее полное основное началь- ное
1989 130 192 130 179 175 129 65
2002 191 271 127 175 138 77 10
201 0 280 312 56 182 110 54 6
При анализе образовательной структуры российского общества дифференцируются группы, имеющие общее и профессиональное2 образование. Представленные данные позволяют выявить тенденцию роста численности и удельного
• Том 208 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 2 •
299
Раздел IX. Образование как продукт и способ формирования культуры
веса групп, имеющих высшее, неполное высшее и среднее профессиональное образование при сокращении количественных параметров групп со средним общим образованием и лиц без образования. Итоги переписи 2012 г. говорят о том, что «за 2002-2010 гг. численность специалистов с высшим профессиональным образованием увеличилась на 8,1 млн человек (на 42 %), со средним профессиональным образованием на 3,8 млн человек (на 12 %), а численность лиц с начальным профессиональным образованием уменьшилось на 8,8 млн человек (на 57 %)»3. В 2010 г. из 1000 чел. в возрасте 15 лет и старше 884 чел. имело основное общее образование и выше (1989 г. - 806 чел.). Аналогичная тенденция проявилась и в образовательной дифференциации занятого населения, выступающей в качестве важнейшей характеристики рабочей силы (табл. 2).
Таблица 2
Образовательный уровень занятого населения4 (в % к итогу)
Имеющие образование
профессиональное общее
высшее среднее начальное среднее полное основное начальное и без образования
1995 г. 19,9 33,2 - 33,1 12,0 1,8
2011 г. 29,6 26,9 19,5 19,8 3,9 0,3
Статистические данные фиксируют увеличение удельного веса лиц с высшим профессиональным образованием; преобладание составе занятого населения лиц со средним общим, средним профессиональным и начальным профессиональным образованием; сокращение удельного веса лиц с основным общим и начальным образованием и неграмотных. В общей сложности в 2011 г. 29,6 % имело высшее профессиональное образование, 70,1 % - среднее начальное, основное, общее и профессиональное образование и всего 0,3 % приходилось на лиц без образования. Это свидетельствует о достаточно высоком образовательном уровне занятого населения, являющимся одним из основных критериев постиндустриального этапа общественного развития.
Вместе с тем процентное соотношения образовательных групп не в полной мере отражает качественные аспекты образовательной дифференциации, выражающиеся в таких показателях как структура образовательных организаций, состав студентов и учащихся, реализуемые образовательные программы и технологии, квалификационные характеристики педагогических работников и др. В данном ракурсе необходимо проанализировать соответствующие статистические данные
300
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
Раздел IX. Образование как продукт и способ формирования культуры
применительно ко всем уровням системы образования. В последние десятилетия происходил рост числа высших учебных заведений и студенческого контингента: так, если в 1990 г. в стране насчитывалось 514 вузов, то к 2011 г. этот показатель удвоился и составил 1080, при этом численность студентов выросла с 2790 тыс. чел. (190 студентов на 10000 населения) до 6490 тыс. чел. (454 студента на 10000 населения). При этом развитие высшей школы характеризовалось противоречивыми аспектами - формированием многоступенчатого образования (бакалавр-магистр), диверсификацией образовательных программ, дифференциацией вузов по видам (институт, академия, университет) и формам собственности (государственные, негосударственные), недостаточным государственном финансированием вузов, значительными различиями образовательного потенциала вузов различных регионов, низким уровнем трудоустройства выпускников, что не могло не повлиять на качество образования.
Значительные изменения происходили и в системе среднего и начального образования. В рассматриваемый период произошло резкое сокращение общеобразовательных учреждений (1990 г. - 69,7 тыс.; 2011 г. - 47,1 тыс.) и учреждений начального профессионального образования (1990 г. - 4,3 тыс.; 2011 г. - 2,1 тыс.), при этом практически на том же уровне осталось число учреждений среднего профессионального образования (1990 г. - 2,6 тыс.; 2011 г. - 2,9 тыс.). Также появились негосударственные образовательные учреждения (НОУ), но их доля в данном секторе невелика: в 2011 г. в России работало 700 общеобразовательных и 260 средних профессиональных негосударственных учебных заведений. Аналогично происходило сокращение численности учащихся в образовательных учреждениях. В 1990 г. и 2011 г. количество учащихся составило соответственно: в дневных общеобразовательных учреждениях - 20,3 млн чел. и 13,4 млн чел.; в образовательных учреждениях среднего профессионального образования - 2,3 млн чел. и 2,1 млн чел.; в учреждениях начального профессионального образования 1,9 млн чел. и 1,1 млн чел. С одной стороны, столь значительное уменьшение численности учащихся в системе среднего образования объясняется последствиями демографического кризиса 1990-х гг., а с другой - отсутствием четкой государственной политики в данной сфере, основанной на четком определении целей, механизмов и технологий образования.
В 2013 г. был принят Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»5, внесший значительные изменения в системе образования. Данные изменения коснулись базовых компонентов системы - образовательных программ, стандартов, видов и уровней образования, форм обучения, образовательных организаций, финансирования общего и профессионального образования, порядка предоставления образовательных услуг, правовой регламентации организации и осуществления образовательной деятельности, прав обучающихся и работников образования и др. Несомненно, что нововведения окажут самое не-
• Том 208 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 2 •
301
Раздел IX. Образование как продукт и способ формирования культуры
посредственное влияние на образовательную дифференциацию населения. Обозначенные в нем позиции направлены на дальнейшую интеграцию России в Болонский процесс и международную образовательную среду. При этом принципиально важным является сохранение лучших образовательных традиций российского общества, поскольку «наблюдающиеся тенденции прямого переноса опыта зарубежных систем образования в российскую систему образования, без учета исторического аспекта ее развития, не всегда приносят позитивные результаты, и, следовательно, не дают гарантий ее качества»6. В этой связи первостепенное значение имеет проведение последовательной государственной политики, направленной на формирование качественно нового образовательного пространства.
Примечания
1 Социально-демографический портрет России: по итогам Всерос. переписи населения 2010 г. / Федер. служба гос. статистики. М.: Статистика России, 2012. С. 107.
2 Общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования. Профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности (Об образовании в Российской Федерации: федер. закон № 273-ФЗ от 29 дек. 2012 г. Ст. 11, 12).
3 Социально-демографический портрет России. С. 107.
4 Российский статистический ежегодник-2012: стат. сб. / Росстат. М., 2012. С. 127.
5 См.: Об образовании в Российской Федерации: федер. закон.
6 Маклакова Е. В. Проблемы качества высшего образования в интересах устойчивого развития // Вестн. ЮНЕСКО. 2010. № 13.
302
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •