СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕМА
Образовательная деятельность Святителя Тихона, епископа Воронежского и Елецкого
Статья посвящена проблеме духовного образования в России в эпоху Просвещения. Рассматриваются пути решения проблем образования на примере деятельности выдающегося деятеля Русской Церкви епископа Воронежского Тихона (Соколовского) 1763—1767.
Ключевые слова: Русская Православная Церковь, история, Воронежская епархия, Святитель Тихон, епископ, образование.
Одним из видных деятелей в области образования и просвещения народа в XVIII веке на российских просторах стал святитель Тихон. В 1762 году он был поставлен епископом во главе Воронежской епархии, которая простиралась от северных земель центрального черноземья до Азовского моря и включала в себя города: Воронеж, Елец, Костенек, Орлов, Коротояк, Земляск, Острогожск, Азов, Таганрог, Новогеоргиевск, Новопавловск и Бахмут. Оторванность от реальной жизни, нужд и потребностей людей того времени была одним из недостатков российского образования того времени [1, с. 106]. Преподавание, хотя и проводилось в рамках православной веры, но в результате влияния западного богословия стало сухим и далеким от живой веры.
Основные христианские добродетели — кротость, смирение, трудолюбие и терпение — были воспитаны в святителе с раннего детства. В семинарии, в трудных жизненных условиях, они еще более укоренились в его личности. Пройдя школу семинарского обучения сам в усердном учении с любовью к знаниям, святитель Тихон всей душой понимал нужды молодежи в образовании, воспитании и проявлял большую личную заботу о каждом ученике. Будучи сам наполнен живой верой в Бога, преосвященный передавал ее своим ученикам. Святитель Тихон начал педагогическую деятельность еще
© Волков В.В., 2012
В.В. Волков
воспитанником Новгородской семинарии, с 1950 г. он преподавал греческий язык, а с 1954 — еще и поэзию. В 1758 году в Лазареву субботу Тимофей Соколов был пострижен в монахи с именем Тихон. Спустя две недели он был посвящен в сан иеродиакона, а летом — в иеромонаха, и в августе переведен на должность преподавателя философии. В 1759 году его назначают инспектором Новгородской семинарии [2, с.11]. Но уже 26 августа 1759 указом Святейшего Синода иеромонаха Тихона перевели в Тверскую епархию, где он получил назначение настоятелем и архимандритом Желтикова монастыря, а впоследствии Отроча монастыря и ректором Тверской семинарии, преподавателем богословия и присутствующим в духовной консистории. Будучи архимандритом, он написал шесть книг «Об истинном христианстве» [3, с. 136]. Его богословие не было испорчено сухой схоластикой и пустой диалектической игрой, но наполнено живой богословской мыслью с твердым желанием подробно прояснить ее для каждого члена общества. В 1761 г. Святитель Тихон стал епископом, викарием в Новгородской епархии. Здесь он озаботился «завести училищные курсы для бедных детей духовенства» [3, с. 137]. В 1762 году святителя Тихона назначили председателем в синодальной конторе в Петербурге, а в 1763 году он был направлен в Воронеж. По пути в Воронеж святитель Тихон по распоряжению Екатерины II присутствовал в Москве на суде над пожилым архиепископом Ростовским Арсением Мацеевичем, выступившим против отъема Церковной собственности государством [4, с. 158]. Несправедливый суд над святым митрополитом произвел большое потрясение в душе благочестивого святителя, здоровье его с этого времени сильно пошатнулось.
По приезде на Воронежскую кафедру епископ Тихон обнаружил лишь две славянские школы: при архиерейском доме в Воронеже и Острогожске [5, с. 65]. Образование в такой обширной епархии было настолько недостаточным, что даже многие священники нуждались в обучении для полноценного отправления служб. Те средства, которыми распоряжались обычно архиереи для устроения духовных школ, были отобраны у Церкви указами Государыни Императрицы Екатерины II от 26 февраля и 31 марта 1764 года. Крестьяне были отобраны от монастырей, и были запрещены с них любые поборы на содержание духовных школ до назначения особых сумм [1, с. 67]. Для решения вопроса преосвященный Тихон распорядился во всех городах, где есть духовные правления, устроить славянские школы за счет духовенства, с привлечением грамотных священников и диаконов в качестве учителей. Не понимая важности образования, обучение детей за счет духовенства воспринималось самим духовенством враждебно, как притеснение или гонение. Вдобавок, от злоупотребления и нерадения духовных управителей, нежелания родителей отдавать детей в ученики училища при уездах уже через два года были закрыты. Святитель ввел латинский
язык в оставшихся школах Острогожска и Ельца, куда были переведены лучшие ученики, а менее успешные отданы на обучение родителям с последующими ежегодными экзаменами в Воронежской консистории [5, с. 66]. Но в школах процветали злоупотребления, за взятки ученики распускались по домам, с чем святитель Тихон боролся административными мерами.
Так славянские школы действовали не более трех лет. После чего святитель Тихон устроил на обеспечении духовенства латинские школы в Ельце, Острогожске и Черкасске, в которые были отобраны лучшие ученики. Эти школы пополнялись лучшими и наиболее способными учениками из закрывающихся школ, а так же и книгами. В Ельце со священников на эти нужды взималось 30 копеек, с диаконов по 15, с причетников по 7,5 копеек, кроме тех, кто содержал своих учащихся детей на собственном обеспечении. В училище в Черкасске родителей учеников — священников приходилось принуждать строгими мерами к тому, чтобы они отдавали в обучение своих детей. При отсутствии сочувствия священнослужителей к идеям святителя об образовании духовенства и детей школы не могли развиваться и процветать без личного наблюдения преосвященного Тихона. Святитель с горечью узнавал о злоупотреблениях и накладывал строгие наказания на провинившихся. В острогожской семинарии диакон Иван Корнилев, будучи учителем, с канцеляристом Ананием Кушанским распустили по домам из семинарии 14 учеников, получив вознаграждение от родителей. Диакон получил 13 рублей 50 копеек, 7 баранов, 2 пуда меда, мешок ржи и мешок пшеницы, а канцелярист — 9 рублей. Преосвященный Тихон распорядился взыскать с провинившихся полученные деньги, и за товар — по существующей цене, и перевести диакона в одну из донских станиц, а канцеляриста в копиисты. Духовного управителя архимандрита Феодосия за нерадение в должности святитель Тихон перевел в Лебедянский монастырь, назначив штраф в 10 рублей в пользу семинарии. Учеников святитель распорядился возвратить в школу, взыскав с родителей штраф: со священников по рублю и 50 копеек, с диаконов по рублю [5, с. 67].
Большое противодействие образованию детей преосвященный Тихон обнаружил со стороны духовенства донских казаков. Из-за широкого распространения раскола тот край особо нуждался в образованном духовенстве. Казацким детям было запрещено являться для принятия священного сана, кроме детей священнослужителей. Святитель обратился с предложением в войсковую канцелярию в Черкасске об устроении на ее счет семинарии, но та, за неимением на то средств, отказалась. Преосвященный Тихон тогда обратился к черкасскому духовенству с предложением устроить семинарию в Черкасске или отправлять своих детей на учебу в Воронежскую семи-
нарию [6, с. 14]. Священнослужители решили лучше у себя образовать семинарию, чем отдавать своих детей в Воронеж. Так в Черкас-ске в 1766 году появилось духовное училище, но и здесь священники не желали отдавать своих детей для обучения, и святителю Тихону не раз приходилось применять строгие меры для принуждения к этому [5, с. 68].
В 1765 году в Воронежскую семинарию было определено годовое жалование (по 655р. 55к. в год) [7, с. 32], были приглашены учителя из Киевской Академии и Харьковского Коллегиума, собраны ученики и обучение постепенно возрождалось. Так Святитель Тихон возобновил деятельность семинарии, починил дом, собрал учителей и Воронежская семинария стала центром просвещения обширной епархии. В семинарию принимались дети не только духовного сословия. Потому здесь могли проходить учебу не только будущие священнослужители, но и чиновники, канцеляристы и учителя [8, с. 57].
В сентябре 1766 года было назначено жалование учителям: Василию Лукьянову, первому учителю риторики в должности префекта — 100 рублей, второму синтаксическому учителю — 75 рублей, третьему — 50 рублей. Было определено и содержание прочих учителей и учеников [9, с. 16].
Святитель Тихон принимал личное участие в работе семинарии, заботился и об административной и хозяйственной деятельности. Проявлял активное участие и в воспитании учеников: сам посещал занятия, разрабатывал программу обучения, находил поучительные и интересные места духовных писаний для воспитанников, давал инструкции по надзору за их поведением, выписывал первых учителей, ректоров и инспекторов из учебных заведений центральных епархий. Святитель самолично заботился о направлении в семинарию учащихся, о назначении жалования преподавателям и содержание семинаристам, о расписании, учебной программе, учебных пособиях, классных комнатах и многих иных вопросах. Преосвященный пастырь сам поощрял учеников за усердие и примерное поведение подарками, деньгами или определением на казенное содержание. Нерадивых и провинившихся он наказывал с целью воспитать оступившегося человека. В 1764 году двое учащихся воронежской архиерейской школы совершили недостойный поступок и этим лишились возможности в будущем стать священно- и церковнослужителями. Святитель не оставил их на произвол судьбы, проявляя в дальнейшем заботу к устроению их будущей жизни. По достижении их совершеннолетия, одного из них святитель устроил на работу при монастыре, другого определил на должность при Острогожской семинарии [10].
Для устроения семинарской жизни святитель в 1763 г. написал инструкцию для славянских школ: «Как поступать учителям», а в 1765 году
написал инструкцию для славяно-латинской семинарии: «Что семинаристам должно наблюдать». Из этих инструкций видно, какое расположение души желал видеть преосвященный Тихон у преподавателей и учащихся. Святитель Тихон со всей тщательностью вникал в образовательный процесс семинарии и хорошо знал все аспекты образования и воспитания, он хорошо видел все сильные и слабые стороны, понимал, как исправить недостатки и как исправлять духовную жизнь воспитанников. Потому его наставления проникнуты христианским духом, и актуальны тому строю, предназначены для исправления недостатков учащихся и наставников воронежской епархии того времени. В своих наставлениях семинаристам святитель направляет их к охранению благонравия, подготовки к высокому Божественному служению. Святитель призывает семинаристов блюсти доброе житие, усердно учиться, ходить в церковь на службы и обучаться чтению и пению, воздерживаясь от разговоров, смеха и пр. Прилежно слушать молитву, оказывать почтение и послушание старшим, не досаждать и не укорять товарищей, не беседовать о больших лицах, дабы не впасть в осуждение, но заниматься своими делами, оберегаясь пересудов, споров и злословия, избегать нечестивых мест и заведений, соблюдать приличное поведение и чистоту. Ночевать каждому на своем месте и на ночлег друг ко другу не ходить, держаться подальше от всяких непристойностей, воровства и обмана. Вина и хмельного не пить. Не соблюдающих сие штрафовать, развращенных же и не имеющих желания ко исправлению представлять его преосвященству для исключения из церковного чина [5, с. 637]. Всего инструкция содержит 28 пунктов, в конце же инструкции предписывается прочитывать ее ежедневно для постоянного памятования учеников
о том, как следует жить и к чему стремиться. Читая инструкцию, мы узнаем святителя Тихона как хорошего педагога и пастыря, тонко понимающего и умело опекающего детские души от всякого зла. Святитель проявлял попечение о том, чтобы ученикам создавали хорошие условия для жизни: не накладывали на них непосильные труды, чтобы учителя не подвергали их грубому обращению и предоставляли им время для достаточного отдыха. Святитель Тихон проявлял большую заботу о просвещении как можно большего количества людей в вверенной ему епархии. Осиротевших детей он посылал в монастыри для обучения наукам у грамотных монахов. Одно письмо святителя Тихона игумену Толшевского монастыря Серафиму, хранившееся в архиве монастыря, содержит просьбу преосвященного о церковнике Александре, присланном по «слезному молению матери» в этот монастырь для обучения у ученого семидесяти летнего монаха Иллариона [11]. Святитель непрестанно наблюдал за жизнью таких учеников в монастырях или школах, и если появлялись злоупотребления, то устранял их, наказывая виновных. Однажды святитель узнал, что в Преображенском Медведицком монастыре, где прожи-
вали сироты и дети причетников для обучения чтению книг, возникло недолжное употребление детского труда на монастырских работах. Виновные были наказаны, а на монастырь был наложен штраф в девять рублей [9, с. 17].
Хотя священники после выделения казенных денег были освобождены от сборов в пользу духовных училищ, но продолжали под разными предлогами отрывать своих детей от духовных школ. Святитель Тихон ослаблял уже меры наказания, так один священник забрал своего сына из семинарии, как больного, но обман скоро раскрылся, и был наложен штраф на нерадивого родителя. Но деньги эти были отданы его сыну на пропитание и одежду [5, с. 173].
В 1764 г. при Благовещенском кафедральном соборе святитель Тихон «учредил образовательные курсы для священно- и церковнослужителей и мирян, в уездах назначил «способных людей» для катехизаторских бесед. В 1765 г. свт. Тихон Задонский восстановил семинарию при архиерейском доме» [12]. В 1766 г. была открыта семинария в Черкасске для обучения детей духовенства Войска Донского, которое должно было обеспечивать семинарию. Так же были открыты духовные училища в Черкасске, Ельце и Острогожске, а также школы чтения, письма и пения в Ливнах, Ельце, Лебедяни, Коротояке и Устьмедведицком Преображенском монастыре [12].
В то время было большое невежество народа, наблюдалось повсеместное проникновение грубых нравов в его жизнь, что коснулось в значительной степени и духовенства. В 1765 году святитель Тихон устроил в Воронеже открытые занятия по Закону Божию, которые проводились по воскресным дням перед литургией в соборной Церкви. Однако прихожане неохотно посещали Божественные поучения, и святитель горячей проповедью призывал к душеполезному учению. «Я думаю, — говорил святитель, — что ежели бы здесь преподавалось, каким образом тленное богатство собрать, честь и достоинство получить, в ту школу не только бы сами родители приходили, но и детей своих приводили бы. А к тому проповеднику, который учит собрать сокровище нетленное на небеси и показует путь к вечному блаженству, слушать не только детей своих не приводят, но и сами отцы и матери не приходят» [7, с. 34—35]. Святитель писал христианские наставления и рассылал их по всей епархии для чтения в храмах. Он написал краткие увещания, с указанием вывесить их на стенах церквей епархии. Среди них «Краткое увещание, что всякому христианину от младенчества до смерти в памяти всегда содержать должно», написанное для напоминания христианам о своих обязанностях, что они некогда отреклись сатаны и всех дел его и записались в службу Христу, и присягнули ему, как воины царю земному, и потому должны служить верно, даже до смерти. Были написаны «Краткое наставление, как подобает себя в христианской должности содержать», побуждающее к за-
боте о спасении души, «Наставление о должности христианской, родителей к детям, и детей к родителям», объясняющие живым языком какими должны быть взаимные отношения родителей и детей согласно с верой Христианской, с описанием Заповедей Божиих для малых детей и многие другие наставления.
Святитель Тихон разослал указ для прочтения в храмах народу о поведении христиан вне храма, о благоговейном провождении воскресных и праздничных дней, о посещении храмов и удалении от душевредных языческих веселий в эти дни. Во время всенародных бедствий святитель для поднятия нравственности и укрепления людей в вере налагал всеобщий пост.
Великим незабываемым учителем явился для народа Святитель Тихон. Живой и горячей верой он пробуждал народ от невежества к учению и возрождению духовной жизни, занимался также обучением духовенства и детей. Епископ Тихон один из первых открыл народные школы, в которых, кроме обучения грамоте, большое внимание отводилось и нравственному, духовному воспитанию. Забота об образовании была поставлена на важнейшее место в деятельности епископа Тихона. Святитель Тихон явился просветителем простого народа на территории обширной Воронежской губернии Российской Империи.
Литература
1. Прот. В. Цыпин История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший периоды (1700—2005). — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006.
2. Видякова З.В. Педагогика и антропология в учении святителя Тихона Задонского. — М.: Пересвет, 2004.
3. Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники VIII века. — С-Пб.: Издание книгопродавца И. Л. Тузова. Гостиный двор, 45. 1905.
4. Свящ. М. Попов «Изгнанный правды ради Жизнь святителя Арсения (Ма-цеевича) — М.: Изд-во подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001.
5. Прот. А. Лебедев. Святитель Тихон Задонский и всея России Чудотворец (Жизнь, описание, прославление) в 5 томах. — М., Изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского, 2003, т. 1.
6. Воронежская старина, вып. XIV. — Воронеж, Издание Воронежского Церковного Историко-Археологического Комитета, 1915—1916.
7. Житие Святителя Тихона Задонского, Задонский Рождество-Богородиц-кий мужской монастырь, 2005, печатается по изданию: Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа Воронежского, всея России чудотворца. — С-Пб., 1862.
8. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Статьи разных лет. — М.: Самшит, 1995.
9. Олейников Т. Святитель Тихон в Воронеже. — «Воронежская старина», вып. XIV, 1915.
10. Олейников Т. Из прошлого Воронежской Духовной семинарии. — Воронежские епархиальные ведомости, неофициальная часть, № 30, Воронеж, 1910, с. 874.
11. «Воронежская старина», вып. VII, стр. 124, цит. по Схиархимандрит Иоанн (Маслов) Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Статьи разных лет. — М.: Самшит, 1995.
12. Иеромонах Митрофан (Шкурин) Воронежская и Борисоглебская епархия Русской Православной Церкви (Статья из XI тома «Православной энциклопедии»). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sedmitza.ru/ text/411224.html