Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СФЕРЕ РЕЛИГИОЗНОГО И ГОСУДАРСТВЕННОМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ * В ПЕРИОД 1990-2015 ГГ.'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СФЕРЕ РЕЛИГИОЗНОГО И ГОСУДАРСТВЕННОМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ * В ПЕРИОД 1990-2015 ГГ. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РПЦ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Склярова Татьяна Владимировна

Охарактеризован генезис процессов религиозного образования, образовательных инициатив, организационно-педагогических условий и административно-управленческих решений Русской Православной Церкви в области образования в период с 1990 по 2015 г. Восстановление образовательной деятельности крупнейшей религиозной организации в постсоветской России рассмотрено в совокупности трех направлений - собственно религиозного образования, учреждаемого и реализуемого церковными институциями, а также их взаимодействия с государственными и муниципальными образовательными системами и учреждениями. Использование методов лонгитюдного включенного наблюдения, анализа официальных документов, метода «устная история», метода исторической реконструкции, применяемого в гуманитарных исследованиях, было нацелено на проверку гипотезы о специфике развития образовательной деятельности РПЦ. Полученные результаты позволили сделать следующие выводы. Образовательная деятельность РПЦ в исследуемый период была обусловлена стилем руководства правящего Патриарха, что определило два этапа ее изучения - с 1990 по 2008 г. и с 2009 по 2015 г. Религиозное образование РПЦ с 1990 по 2008 г. организовывалось и реализовывалось преимущественно на приходском уровне, на епархиальном и общецерковном уровнях руководства имеющиеся опыты преимущественно поддерживались, реже не поддерживались по причинам их несоответствия представлениям о традициях православного образования; с 2009 по 2015 г. организация религиозного образования РПЦ получила свое развитие в направлении от общецерковного к епархиальному и далее к приходскому уровню руководства. Образовательные инициативы РПЦ с 1990 по 2008 г. осуществлялись преимущественно на приходском уровне, на епархиальном и общецерковном уровне образовательные инициативы РПЦ в это время были обращены к служащим системы государственного и муниципального управления; с 2009 по 2015 г. образовательные инициативы РПЦ общецерковного и епархиального уровней преобладали над приходскими, что нашло отражение в создании пакета общецерковных документов, регламентирующих образовательную деятельность РПЦ. Организационно-педагогические условия реализации образования в 1990-2008 гг. характеризуются стратегиями «реконструкции» прежних опытов православного образования, в 2009-2015 гг. к ним добавляются стратегии «государственного» регулирования системой образования, выраженные в организации процессов разработки образовательных стандартов, общецерковного издания учебной литературы, церковного лицензирования и аккредитации образовательных учреждений и программ. Выработка и принятие административно-управленческих решений в 1990-2008 гг. осуществлялись в процессе взаимодействия церковной и государственномуниципальных систем управления, в 2009-2015 гг. в администрировании образовательной деятельности РПЦ доминировали решения, принятые в процессе взаимодействия общецерковной и государственной систем управления образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ACTIVITIES OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN RELIGIOUS AND STATE-MUNICIPAL EDUCATION IN 1990-2015

The article describes the development of processes in religious education as well as educational initiatives, organisational and pedagogical conditions and administrative and managerial solutions of the Russian Orthodox Church in the sphere of education during the period of 1990-2015. The revitalisation of educational activity of the largest religious organisation in post-Soviet Russia is examined in the unity of the three directions, i.e. the religious education itself, established and implemented by church institutions as well as their interaction with state-run and municipal educational systems and institutions. The use of the method of longitudinal inclusive observation, analysis of official records, the method of “oral history”, the method of historical reconstruction applied in the humanities-related studies was aimed at testing the hypothesis about the specificity of development of educational activity of the Russian Orthodox Church. The results obtained have led to the following conclusions. The educational activity of the Russian Orthodox Church in the studied period was determined by the style of management of the ruling patriarch, which has conditioned the two stages in its study, i.e. from 1990 to 2008 and from 2009 to 2015. Religious education of the Russian Orthodox Church from 1990 to 2008 was arranged and implemented mostly on the level of parishes, while on the level of dioceses and on the church-wide level the existing attampts were mostly supported and, more rarely, not supported due to their non-conformity with the ideas about traditions of Orthodox education; from 2009 to 2015, the arrangement of the religious education of the Russian Orthodox Church developed in the direction from the church-wide to diocesan and parochial levels of administration. Educational initiatives of the Russian Orthodox Church from 1990 to 2008 were primarily implemented on the level of parishes, while on the diocesan and church-wide levels the educational initiatives of the Russian Orthodox Church were addressed to employees of the system of state and municipal administration; from 2009 to 2015, the educational initiatives of the Russian Orthodox Church prevailed over those parish-oriented, which was reflected in making a package of church-wide documents that regulate the educational activity of the Russian Orthodox Church. Administrative and pedagogical conditions of education in 1990-2008 are characterised by strategies of “reconstructing” the preceding attempts in Orthodox education, in 2009-2015 they came to be accompanied by strategies of “state-driven” regulation in the sphere of education expressed in the organisationof processes of developing educational standards, church-wide publishing of study materials, church-based licensing and authentication of educational institutions and programmes. The development and adoption of administrative-managerial recisions in 1990-2008 was carried out in the process of interaction between the church-driven and state-municipal systems of administration, in 2009-2015 in running the educational activity of the Russian Orthodox Church prevailed decisions taken in the process of interaction of the church-wide and state systems of managing education.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СФЕРЕ РЕЛИГИОЗНОГО И ГОСУДАРСТВЕННОМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ * В ПЕРИОД 1990-2015 ГГ.»

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Вестник ПСТГУ

Серия IV: Педагогика. Психология.

Склярова Татьяна Владимировна, д-р пед. наук, профессор кафедры педагогики историко-филологического факультета ПСТГУ Российская Федерация, 109651, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2, комн. 408 18к1уагоуа@ша11. га

2021. Вып. 60. С. 11-21

Б01: 10.15382Миг^202160.11-21

ОИСГО: 0000-0002-1169-5624

Образовательная деятельность Русской Православной Церкви

В СФЕРЕ РЕЛИГИОЗНОГО И ГОСУДАРСТВЕННО-МУНИЦИПАЛЬНОГО образования

в период 1990—2015 гг.*

Т. В. Склярова

Аннотация: Охарактеризован генезис процессов религиозного образования, образовательных инициатив, организационно-педагогических условий и административно-управленческих решений Русской Православной Церкви в области образования в период с 1990 по 2015 г. Восстановление образовательной деятельности крупнейшей религиозной организации в постсоветской России рассмотрено в совокупности трех направлений — собственно религиозного образования, учреждаемого и реализуемого церковными институциями, а также их взаимодействия с государственными и муниципальными образовательными системами и учреждениями. Использование методов лонгитюдного включенного наблюдения, анализа официальных документов, метода «устная история», метода исторической реконструкции, применяемого в гуманитарных исследованиях, было нацелено на проверку гипотезы о специфике развития образовательной деятельности РПЦ. Полученные результаты позволили сделать следующие выводы. Образовательная деятельность РПЦ в исследуемый период была обусловлена стилем руководства правящего Патриарха, что определило два этапа ее изучения — с 1990 по 2008 г. и с 2009 по 2015 г. Религиозное образование РПЦ с 1990 по 2008 г. организовывалось и реализовывалось преимущественно на приходском уровне, на епархиальном и общецерковном уровнях руководства имеющиеся опыты преимущественно поддерживались, реже не поддерживались по причинам их несоответствия представлениям о традициях православного образования; с 2009 по 2015 г. организация религиозного образования РПЦ получила свое развитие в направлении от общецерковного к епархиальному и далее к приходскому уровню руководства. Образовательные инициативы

© Склярова Т. В., 2021.

Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 60. С. 11—21.

* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-013-00228.

РПЦ с 1990 по 2008 г. осуществлялись преимущественно на приходском уровне, на епархиальном и общецерковном уровне образовательные инициативы РПЦ в это время были обращены к служащим системы государственного и муниципального управления; с 2009 по 2015 г. образовательные инициативы РПЦ общецерковного и епархиального уровней преобладали над приходскими, что нашло отражение в создании пакета общецерковных документов, регламентирующих образовательную деятельность РПЦ. Организационно-педагогические условия реализации образования в 1990—2008 гг. характеризуются стратегиями «реконструкции» прежних опытов православного образования, в 2009—2015 гг. к ним добавляются стратегии «государственного» регулирования системой образования, выраженные в организации процессов разработки образовательных стандартов, общецерковного издания учебной литературы, церковного лицензирования и аккредитации образовательных учреждений и программ. Выработка и принятие административно-управленческих решений в 1990—2008 гг. осуществлялись в процессе взаимодействия церковной и государственно-муниципальных систем управления, в 2009—2015 гг. в администрировании образовательной деятельности РПЦ доминировали решения, принятые в процессе взаимодействия общецерковной и государственной систем управления образованием.

Ключевые слова: Религиозное образование, государственно-муниципальное образование, история образования, образовательные инициативы, образовательная деятельность РПЦ.

Актуальность, цель, проблема и дизайн исследования

Развитие российского образования в последнее десятилетие XX в. обусловлено социально-политическими, идеологическими и культурными изменениями, имевшими место в новейшей отечественной истории в целом. Цель данной работы — исследовать процессы восстановления образовательной деятельности Русской Православной Церкви (далее — РПЦ) как крупнейшей религиозной организации в постсоветской России. В качестве исследуемого периода времени выбрана четверть века — с 1990 по 2015 г. Дизайн исследования нацелен на характеристику совокупности двух направлений — собственно религиозного образования, учреждаемого и реализуемого церковными институциями, а также взаимодействия церковных институций с государственными и муниципальными образовательными системами и учреждениями. Образовательная деятельность РПЦ определяется в данной работе как совокупность процессов религиозного образования, образовательных инициатив, организационно-педагогических условий и административно-управленческих решений, реализованных в изучаемый период. Религиозное образование рассматривается как «единый целенаправленный процесс обучения религии и ее культуре, воспитания на основе религиозной традиции, осуществляемый в интересах человека, семьи, религиозной общины (организации), общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и/или профессионально-

го развития»1. К области реализации религиозного образования РПЦ в данном исследовании отнесены опыты деятельности церковноприходского образования (воскресные школы, катехизаторские и миссионерско-просветительские курсы, программы дополнительного образования детей и взрослых, иные образовательные программы), православных учреждений общего образования (школы, гимназии), православных учреждений профессионального образования (духовные училища, семинарии, академии, институты и университеты). К образовательным инициативам РПЦ отнесены предложения церковного сообщества по сотрудничеству в области образования с государственно-муниципальными образовательными учреждениями и системами. В качестве трех ключевых образовательных инициатив рассмотрены предложения по ежегодному проведению образовательного форума «Международные Рождественские образовательные чтения», введению предмета «Основы православной культуры» в программу общего образования и развитию теологического образования в высшей школе. Организационно-педагогические условия реализации опытов религиозного образования и образовательных инициатив РПЦ охарактеризованы в соответствии с государственными нормативно-правовыми основами реализации образовательной деятельности. Административно-управленческие решения РПЦ рассмотрены в контексте сделанных в изучаемый период предложений Святейшего Патриарха и Священного Синода для сферы собственно религиозного образования и сотрудничества с государственной и муниципальной системами образования.

Методология

На основе собственного лонгитюдного включенного наблюдения в исследуемый период, анализа официальных документов, с применением метода «устная история» и метода исторической реконструкции, применяемого в гуманитарных исследованиях, проверялась гипотеза о специфике развития образовательной деятельности РПЦ. Были выделены два этапа анализируемого периода — с 1990 по 2008 г. и с 2009 по 2015 г., отличительные особенности каждого обусловлены стилями правления Патриарха Алексия II и Патриарха Кирилла. На каждом этапе рассматривалась специфика развития религиозного образования, спектр образовательных инициатив, соотношение организационно-педагогических условий и особенности административно-управленческих решений.

Результаты исследования

Развитие религиозного образования РПЦ с 1990 по 2008 г. организовывалось и осуществлялось преимущественно на приходском уровне. Появление воскресных школ, катехизаторских и миссионерско-просветительских курсов, открытие первых православных школ и гимназий, реализующих программы общего образования, а также первые опыты программ дополнительного образования с пра-

1 Склярова Т. В. Православное образование в современной России: структура и содержание // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 1 (40). С. 10.

13

вославным образовательным компонентом в данный период времени было связано с образовательной активностью конкретных приходов, общин или братств, являющихся учредителями названных образовательных опытов и структур. Так, гимназия «Радонеж», названная первой общеобразовательной православной школой в постсоветской России2, была основана в 1990 г. православным братством «Радонеж» по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. В 1992 г. братство «Радонеж» зарегистрировало как самостоятельное юридическое лицо «Православную гимназию «Крылатское»3. История учреждения в 1992 г. Традиционной гимназии (после 2010 г. — Свято-Петровской школы, г. Москва) также связана с активностью нескольких московских приходов, объединенных в Братство во имя Всемилостивого Спаса4. В 1993 г. при храме иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине была открыта православная классическая гимназия, названная так же, как и храм — во имя иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине5. На базе церковноприходской воскресной школы церкви «Божией Матери Живоносный Источник» в Царицыно в 1998 г. была учреждена православная общеобразовательная школа «Живоносный Источник»6. Названные школы были одними из первых православных образовательных учреждений общего образования, заложившими базис для создания православных общеобразовательных школ в постсоветской России. Опыт их учреждения свидетельствует об активности православных приходов, общин и братств в рассматриваемый интервал времени. Учрежденный в 1992 г. Православный Свято-Тихоновский богословский институт (с 2004 г. — Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет)7 и Российский Православный университет, зарегистрированный в 1993 г.8, также были инициированы группой создателей, получивших благословение Святейшего Патриарха Алексия II. На епархиальном и общецерковном уровнях руководства имеющиеся опыты поддерживались, о чем свидетельствуют учредительные документы названных образовательных организаций.

Специфика религиозного образования РПЦ с 2009 по 2015 г. обусловлена сменой приоритетов в направлениях развития: от общецерковного к епархиальному и далее к приходскому уровню руководства. Появление учебного заведения нового типа — духовной образовательной организации высшего образования Русской Православной Церкви «Общецерковная аспирантура и докторантура

2 Знакомьтесь, гимназия «Радонеж»! URL: http://gymnasia-radonezh.ru/about/ (дата обращения: 14.12.2020).

3 Православная классическая гимназия Иоанна Богослова. История. URL: https://ortho-school.ru/company/history/ (дата обращения: 14.12.2020).

4 Православная Свято-Петровская Школа — традиционная гимназия. История школы. URL: http://tgym.ru/istoriya#razdel2 (дата обращения: 14.12.2020).

5 Знаменская гимназия. О гимназии. URL: http://znamgimn.ru/ (дата обращения: 14.12.2020).

6 Негосударственное образовательное частное учреждение средняя общеобразовательная школа «Живоносный Источник». История учреждения. URL: https://zchivonosniy-istochnik. mskobr.ru/info_add/history/ (дата обращения: 14.12.2020).

7 Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Об университете. URL: https://pstgu.ru/history/ (дата обращения: 14.12.2020).

8 Российский православный университет. История. URL: https://rpu-rf.ru/index.php/in-formatsiya/istoriya.html (дата обращения: 14.12.2020).

им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия» (далее — ОЦАД), нацеленной на «подготовку высококвалифицированных кадров для Русской Православной Церкви (ученых, педагогов, церковных управленцев и дипломатов)», ознаменовало начало первосвятительского служения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Интронизация Патриарха Кирилла состоялась 1 февраля 2009 г., решение о создании ОЦАД было принято Священным Синодом РПЦ 31 марта 2009 г.9 Смена стиля руководства системой религиозного образования РПЦ проявилась в преобразовании Отдела религиозного образования и катехизации в Синодальный отдел религиозного образования и катехизации (далее — СОРОиК), наделенный полномочиями «представлять Патриарха Московского и всея Руси и Священный Синод в рамках сферы своей деятельности и в пределах своей компетенции». Деятельность отдела распространяется на следующие направления: дошкольное православное воспитание в детских садах и яслях; образование в православных школах, гимназиях и лицеях; образование в высших православных учебных заведениях, занимающихся подготовкой православных педагогов и катехизаторов; воспитание и просвещение в воскресных школах; оглашение и посткрещальная катехизация10. Указанная на официальном сайте отдела информация о том, что Синодальный отдел религиозного образования и катехизации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с «другими синодальными учреждениями, высшими православными учебными заведениями, а также Министерством образования и науки Российской Федерации и других стран канонического присутствия Русской Православной Церкви, Российской академией образования, Департаментом образования города Москвы и другими органами государственной власти и общественными организациями» подтверждает его властные полномочия. С 2009 по 2015 г. отделом были разработаны: для воскресных школ примерные образовательные программы по подготовке преподавателей воскресных школ, катехизаторов, стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) РПЦ на территории Российской Федерации, типовой устав частного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр духовно-нравственного воспитания»; для системы общего образования — стандарт православного компонента общего образования и программа его реализации, рекомендации по организации работы в области преподавания «Основ православной культуры», рекомендации для ведения епархиальными отделами по религиозному образованию разъяснительной работы среди родителей школьников по выбору изучения «Основ православной культуры»11. Названные документы подтверждают приоритет общецерковного руководства православными образовательными инициативами в рассматриваемый период.

9 Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Общая информация. URL: http://www.doctorantura.ru/o-nas/common (дата обращения: 14.12.2020).

10 Общие сведения о Синодальном ОРОиК. URL: https://pravobraz.ru/informaciya-ob-ot-dele/obshhaya-informaciya/ (дата обращения: 14.12.2020).

11 Документы по вопросам религиозного образования и катехизации. URL: https://pravo-braz.ru/dokumenty/ (дата обращения: 14.12.2020).

Образовательные инициативы РПЦ с 1990 по 2008 г. были нацелены на приходской уровень — на создание программ катехизации и начального православного образования детей и взрослых. На епархиальном уровне образовательные инициативы находились в прямой зависимости от позиции правящего архиерея, и в этом отношении разнообразие опытов организации епархиальной образовательной деятельности в рассматриваемый период есть свидетельство ее диверсификации, где взаимодействие с муниципальными образовательными системами не всегда являлось обязательной характеристикой для епархиального образования. Общецерковный уровень образовательных инициатив РПЦ в это время определялся как совокупность предложений активных клириков и мирян по взаимодействию с представителями системы государственного и муниципальных уровней управлений образованием. Так, предложение группы активных «православных педагогов», объединенных руководством созданного в 1992 г. Отдела религиозного образования, провести в январе 1993 г. в Москве образовательный форум для педагогической общественности «Рождественские чтения» оказалось настолько востребованным в обществе, что за несколько лет существования выросло в масштабную международную конференцию. Уже с 1994 г. в «Международных Рождественских образовательных чтениях» принимали участие руководство и представители Министерства образования и Российской академии образования. В 2006 г. министр образования А. А. Фурсенко делал доклад на открытии этого образовательного форума в Кремлевском дворце съездов. После произнесенных им слов «Сегодня в разных регионах РФ преподаются спецкурсы основ православной культуры, истории православной культуры, казачества и другие. Заканчивается подготовка пособия по истории мировых религий...» в зале зазвучали выкрики «Сам изучай историю религий!», «Ты где живешь — в России или в мире?», «Космополит безродный!» и раздался свист. Патриарх Алексий после непродолжительной паузы сделал замечание, выкрики из зала прекратились. Данный инцидент получил огласку в прессе12. Этот эпизод характеризует специфическую форму выражения многолетнего обращения представителей РПЦ к представителям государственной и муниципальной систем образования о введении в программы образования предмета, нацеленного на знакомство обучающихся с традициями православной культуры. Данная образовательная инициатива получила свое дальнейшее развитие. В декабре 2007 г. в Калуге с участием министра А. А. Фурсенко состоялась конференция «Государственные образовательные стандарты в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся», на которой были приняты решения о «поэтапном введении в общеобразовательных учреждениях преподавания курсов основ православной культуры и других курсов духовно-нравственного содержания», об «учете запроса граждан на изучение курсов православной культуры и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического и культурного наследия народов России, в государственных и муниципальных образовательных учреждениях», о проведении совместно с представителями РПЦ мероприятий «по обсуждению проекта государственного образовательного стандарта общего

12 Андрея Фурсенко освистали в Кремле. Церковнослужители обвинили министра в безбожии. URL: https://www.kommersant.ru/doc/645044 (дата обращения: 14.12.2020).

образования II поколения, разрабатываемого Российской академией образования» и проведении «в 2008—2009 учебном году олимпиады школьников по основам православной культуры»13. Экспериментальное введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики», включающего знакомство школьников с нерелигиозной этикой и мировыми религиями наряду с четырьмя религиозными модулями «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддистской культуры», состоялось в 2008—2009 учебном году, также как и проведение Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры. Эти процессы были инициированы православной педагогической общественностью в государственно-муниципальной системе общего образования. Развитие теологического образования в высшей школе также было инициировано в конце 90-х — начале 2000-х гг. руководством Православного Свято-Тихоновского богословского института, предложившим поликонфессиональную структуру образовательного стандарта по теологии, который был разработан впервые в начале 90-х гг. и практически не отличался от образовательного стандарта по религиоведению14. Новый стандарт по теологии был принят в 2001 г., что дало возможность для ведения образовательной деятельности конфессий в системе российского высшего образования. Однако введение паспорта научной специальности «теология» в классификатор научных специальностей ВАК РФ пришлось уже на 2015 г.15 и во многом было связано с личной инициативой Патриарха Кирилла по развитию теологической науки и образования в России. В период с 2009 по 2015 г. характер и направленность общецерковных образовательных инициатив в целом явились драйверами развития епархиального и приходского образования, что нашло отражение в создании широкого спектра документов, регламентирующих образовательную деятельность РПЦ. В эти годы развитие церковной образовательной деятельности инициировалось преимущественно лично Патриархом Кириллом и осуществлялось посредством модернизируемой системы церковного управления. Наиболее масштабные образовательные инициативы — распоряжение о введении во всех приходах штатных должностей педагогов (катехизаторов), социального и молодежного работников (2010); обучение названных специалистов в форме курсов повышения квалификации или профессиональной переподготовки на базе профильных синодальных отделов (2011); реформа системы духовного образования в связи с переходом высшей школы России на болонскую систему (2010—2011); введение обязательных предкрещальных бесед или курсов катехизации для взрослых (2011); поручение о создании рабочей группы по разработке Образовательной концепции РПЦ (2011); предложения по выработке

13 Резолюция конференции «Государственные образовательные стандарты в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся». URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/342017.html (дата обращения: 14.12.2020).

14 Воробьев В., прот. Вступительное слово на открытии конференции «Проблемы развития религиозного образования в высшей школе в свете ее реформирования» // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2006. Вып. 3. С. 15.

15 Под шифром 26.00.01. ВАК приняла под свое крыло новую специальность — теологию // Российская газета. № 230 (6801) от 12.10.2015. URL: https://rg.ru/2015/10/13/teologiya. html (дата обращения: 14.12.2020).

единого образовательного стандарта для бакалавриата духовных школ и подготовке новых учебных пособий для бакалавриата по теологии (2013); предложение по разработке единого учебно-методического комплекта к курсу «Закон Божий» для воскресных школ (2013). Названные инициативы обусловлены стремлением церковного руководства к приведению системы религиозного образования в определенное соответствие с государственной системой управления образованием, что определило в целом изменение организационно-педагогических условий развития образовательной деятельности РПЦ в данный период времени.

Сопоставляя организационно-педагогическую специфику реализации образования в 1990—2008 гг. и в 2009—2015 гг., можно сделать вывод о том, что первый этап характеризуется преимущественно стратегиями «реконструкции» прежних опытов православного образования, на втором этапе развития к ним добавляются стратегии «государственного» регулирования системой образования, выраженные в организации процессов разработки образовательных стандартов, общецерковного издания учебной литературы, церковного лицензирования и аккредитации образовательных учреждений и программ.

Выработка и принятие административно-управленческих решений в 1990— 2008 гг. осуществлялись в процессе взаимодействия церковной и государственно-муниципальных систем управления, в 2009—2015 гг. в администрировании образовательной деятельности РПЦ стали преобладать решения, принятые в процессе взаимодействия общецерковной и государственной систем управления образованием.

Список литературы

Андрея Фурсенко освистали в Кремле. Церковнослужители обвинили министра в безбожии. URL: https://www.kommersant.ru/doc/645044 (дата обращения: 14.12.2020). Воробьев В., прот. Вступительное слово на открытии конференции «Проблемы развития религиозного образования в высшей школе в свете ее реформирования» // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2006. Вып. 3. С. 7-19. Документы по вопросам религиозного образования и катехизации. URL: https://

pravobraz.ru/dokumenty/ (дата обращения: 14.12.2020). Знакомьтесь, гимназия «Радонеж»! URL: http://gymnasia-radonezh.ru/about/ (дата обращения: 14.12.2020).

Знаменская гимназия. О гимназии. URL: http://znamgimn.ru/ (дата обращения: 14.12.2020). Негосударственное образовательное частное учреждение средняя общеобразовательная школа «Живоносный Источник». История учреждения. URL: https://zchivonosniy-istochnik.mskobr.ru/info_add/history/ (дата обращения: 14.12.2020). Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Общая информация. URL: http://www.doctorantura.ru/o-nas/common (дата обращения: 14.12.2020). Общие сведения о Синодальном ОРОиК. URL: https://pravobraz.ru/informaciya-ob-otdele/

obshhaya-informaciya/ (дата обращения: 14.12.2020). Под шифром 26.00.01. ВАК приняла под свое крыло новую специальность — теологию // Российская газета. № 230 (6801) от 12.10.2015. URL: https://rg.ru/2015/10/13/teologiya. html (дата обращения: 14.12.2020). Православная классическая гимназия Иоанна Богослова. История. URL: https:// orthoschool.ru/company/history/ (дата обращения: 14.12.2020).

Православная Свято-Петровская школа — традиционная гимназия. История школы. URL: http://tgym.ru/istoriya#razdel2 (дата обращения: 14.12.2020).

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Об университете. URL: https://pstgu.ru/history/ (дата обращения: 14.12.2020).

Резолюция конференции «Государственные образовательные стандарты в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся». URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/342017.html (дата обращения: 14.12.2020).

Российский православный университет. История. URL: https://rpu-rf.ru/index.php/ informatsiya/istoriya.html (дата обращения: 14.12.2020).

Склярова Т. В. Православное образование в современной России: структура и содержание // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 1 (40). С. 9—16.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2021. Vol. б0. P. 11-21 DOI: 10.15382МшГУ2021б0.11-21

Tatyana Sklyarova, Doctor of Sciences in Education, Professor,

St. Tikhon's Orthodox University for Humanities, 9 Ilovaiskaya Str., Moscow, 109651, Russian Federation tsklyarova@mail. ru ORCID: 0000-0002-1169-5624

Educational Activities of the Russian Orthodox Church in Religious and State-Municipal Education

in 1990-2015*

T. Sklyarova

Abstract: The article describes the development of processes in religious education as well as educational initiatives, organisational and pedagogical conditions and administrative and managerial solutions of the Russian Orthodox Church in the sphere of education during the period of 1990-2015. The revitalisation of educational activity of the largest religious organisation in post-Soviet Russia is examined in the unity of the three directions, i.e. the religious education itself, established and implemented by church institutions as well as their interaction with state-run and municipal educational systems and institutions. The use of the method of longitudinal inclusive observation, analysis of official records, the method of "oral history", the method of historical reconstruction applied in the humanities-related studies was aimed at testing the hypothesis about the specificity of development of educational activity of the Russian Orthodox Church. The results obtained have led to the following conclusions. The educational activity of the Russian Orthodox Church in the studied period was determined by the style of management of the ruling patriarch, which has

* The reported study was funded by RFBR according to the research project № 19-013-00228.

19

conditioned the two stages in its study, i.e. from 1990 to 2008 and from 2009 to 2015. Religious education of the Russian Orthodox Church from 1990 to 2008 was arranged and implemented mostly on the level of parishes, while on the level of dioceses and on the church-wide level the existing attampts were mostly supported and, more rarely, not supported due to their non-conformity with the ideas about traditions of Orthodox education; from 2009 to 2015, the arrangement of the religious education of the Russian Orthodox Church developed in the direction from the church-wide to diocesan and parochial levels of administration. Educational initiatives of the Russian Orthodox Church from 1990 to 2008 were primarily implemented on the level of parishes, while on the diocesan and church-wide levels the educational initiatives of the Russian Orthodox Church were addressed to employees of the system of state and municipal administration; from 2009 to 2015, the educational initiatives of the Russian Orthodox Church prevailed over those parish-oriented, which was reflected in making a package of church-wide documents that regulate the educational activity of the Russian Orthodox Church. Administrative and pedagogical conditions of education in 1990-2008 are characterised by strategies of "reconstructing" the preceding attempts in Orthodox education, in 2009-2015 they came to be accompanied by strategies of "state-driven" regulation in the sphere of education expressed in the organisationof processes of developing educational standards, church-wide publishing of study materials, church-based licensing and authentication of educational institutions and programmes. The development and adoption of administrative-managerial recisions in 1990-2008 was carried out in the process of interaction between the church-driven and state-municipal systems of administration, in 2009-2015 in running the educational activity of the Russian Orthodox Church prevailed decisions taken in the process of interaction of the church-wide and state systems of managing education.

Keywords: religious education, state-municipal education, history of pedagogy, educational initiatives, educational activities of Russian Orthodox Church.

References

Andreia Fursenko osvistali v Kremle. Tserkovnosluzhiteli obvinili ministra v bezbozhii [Andrei Fursenko got booed in the Kremlin. Members of the clergy accused the minister of atheism], available at https://www.kommersant.ru/doc/645044 (14.12.2020) (in Russian).

Vorob'ev V. (2006) "Vstupitel'noe slovo na otkrytii konferentsii «Problemy razvitiia religioznogo obrazovaniia v vysshei shkole v svete ee reformirovaniia»" [Opening remarks at the conference "Problems of development of religious education in higher education in the light of its reform"]. VestnikPSTGU. Ser. IV: Pedagogika. Psikhologiia, 2006, vol. 3, pp. 7-19 (in Russian).

Dokumenty po voprosam religioznogo obrazovaniia i katekhizatsii [Documents in the sphere of religious education], available at https://pravobraz.ru/dokumenty/ (14.12.2020).

Znakom'tes, gimnaziia "Radonezh"!,available at: http://gymnasia-radonezh.ru/about/ (14.12.2020) (in Russian).

Znamenskaiagimnaziia. Ogimnazii [Znamenskaya Gymnasium. About the gymnasium], available at http://znamgimn.ru/ (14.12.2020) (in Russian).

Negosudarstvennoe obrazovatel'noe chastnoe uchrezhdenie sredniaia obshcheobrazovatelnaia shkola "Zhivonosnyi Istochnik". Istoriia uchrezhdeniia [Non-state private educational insitution secondary school "Zhivonosny istochnik". History of the institution], available at https:// zchivonosniy-istochnik.mskobr.ru/info_add/history/ (14.12.2020) (in Russian).

Obshchetserkovnaia aspirantura i doktorantura im. sviatykh ravnoapostol'nykh Kirilla i Mefodiia. Obshchaia informatsiia [SS Cyril and Methodius Theological Institute of Post-Graduate

Studies. General information], available at http://www.doctorantura.ru/o-nas/common (14.12.2020) (in Russian).

Obshchie svedeniia o Sinodal'nom OROiK, available at: https://pravobraz.ru/informaciya-ob-otdele/obshhaya-informaciya/ (14.12.2020).

"Pod shifrom 26.00.01. VAK priniala pod svoe krylo novuiu spetsial'nost' — teologiia" [Under the code 26.00.01. The Higher Attestation Committee has taken under its wing the new subject, theology]. Rossiiskaia gazeta, № 230 (6801) ot 12.10.2015, available at https://rg.ru/2015/10/13/ teologiya.html (14.12.2020) (in Russian).

Pravoslavnaia klassicheskaia gimnaziia Ioanna Bogoslova. Istoriia [John the Theologian's Orthodox Classical Gymnasium. An history], available at: https://orthoschool.ru/company/ history/ (14.12.2020) (in Russian).

Pravoslavnaia Sviato-Petrovskaia Shkola — traditsionnaia gimnaziia. Istoriia shkoly [Orthodox Saint-Peter School — traditional gymnasium. History of the school], available at http://tgym. ru/istoriya#razdel2 (14.12.2020) (in Russian).

Pravoslavnyi Sviato-Tikhonovskii Pravoslavnyi universitet. Ob universitete [St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities. About the university], available at: https://pstgu.ru/history/ (14.12.2020) (in Russian).

Rezoliutsiia konferentsii «Gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty v kontekste formirovaniia nravstvennykh i dukhovnykh tsennostei obuchaiushchikhsia» [Decisions of the conference "State-related educational standards in the context of shaping moral and spiritual values of the student], available at: http://www.patriarchia.ru/db/text/342017.html (14.12.2020) (in Russian).

Rossiiskiipravoslavnyi universitet. Istoriia [Russian Orthodox University. An history], available at: https://rpu-rf.ru/index.php/informatsiya/istoriya.html (14.12.2020) (in Russian).

Skliarova T. V. (2016) "Pravoslavnoe obrazovanie v sovremennoi Rossii: struktura i soderzhanie" [Orthodox education in modern Russia: the structure and content]. VestnikPSTGU. Ser. IV: Pedagogika. Psikhologiia, 2016, vol. 1 (40), pp. 9—16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.