Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / EDUCATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Донина Ирина Александровна, Поломошнова Светлана Анатольевна

Статья посвящена изучению образовательной деятельности Русской Православной Церкви начиная с Крещения Руси и заканчивая революцией 1917 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ACTIVITY OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH: HISTORICAL ASPECT

The article is devoted to the study of the educational activities of the Russian Orthodox Church since the Baptism of Russia and ending with the 1917 revolution.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

Keywords: electronic information educational environment, organizational and pedagogical conditions of the University's electronic information educational environment functioning.

Литература:

1. Донина И.А., Ширина Т.Г., Ширин Д.А. Система IT-сопровождения участников образовательных программ // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1 (6). С. 22-24.

2. Донина И.А., Певзнер М.Н., Петряков П.А. Управления многообразием: информационно-маркетинговый подход // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 228-232.

3. Зайцева О.Ю., Михайлова И.В. Развитие поликультурной компетентности студентов в процессе обучения в вузе / О.Ю. Зайцева, И.В. Михайлова // Педагогический вестник. - Научный журнал: Новосибирск-Ялта: Изд. АНС «Сибак, 2018,-Вып. 1. - С. 40-44.

4. Национальный проект «Образование». [Электронный ресурс] Режим доступа :URL: http://government.ru/projects/selection/741/(Дата обращения: 02.06.2019).

5. Официальный портал ФГБОУ ВО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого». [Электронный ресурс| Режим доступа :URL: https://www.novsu.ru/

6. Официальный портал ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://www.pskgu.ru

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 -ФЗ [Электронный pecypcl Режим доступа: URL.https://fzakon.ru/laws/federalnyy-zakon-ot-29.12.2012-n-273-&/?усНё=3077301435007786242(Дата обращения: 02.06.2019).

УДК: 373

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ

АСПЕКТ

доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственныйуниверситет имени ЯрославаМудрого» (г. Великий Новгород);

кандидат педагогических наук, педагог-психолог Поломошнова Светлана Анатольевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Североморская школа полного дня» (г. Североморск)

Постановка проблемы. Для современной России характерно укрепление церковно-государственных отношений, а Русская Православная Церковь активно вовлечена в решение целого ряда общественно значимых проблем. Церковные учреждения взаимодействуют с представителями различных ветвей и уровней власти - начиная от Администрации Президента Российской Федерации, Правительства России, Федерального Собрания, заканчивая конкретными учреждениями и организациями в том или ином регионе. Русская Православная Церковь активно сотрудничает с Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН); в Вооруженных силах Российской Федерации действует институт армейских священнослужителей; неоценима помощь Русской Православной Церкви образовательным организациям в вопросах духовно-нравственного воспитания школьников и молодежи.

В свою очередь, как молодежь, так и представители среднего и старшего возраста проявляют большой интерес к развитию социального служения и добровольческого движения, участвуют в осуществлении многих значимых церковно-общественных проектов. Таким образом, интересы общества и Русской Православной Церкви во многом взаимны, а сотрудничество в данном случае является взаимовыгодным.

Одной из точек соприкосновения государства и Русской Православной Церкви традиционно является образование. В данной статье рассматривается образовательная деятельность Русской Православной Церкви в ее исторической ретроспективе.

Изложение основного материала исследования. Взаимодействие государства и Русской Православной Церкви в области образования имеет глубокие исторические корни, точка отсчета которого начинается в 988 г., когда Русское государство приняло христианское вероучение. Следует отметить, в отличие от европейских государств где преобладала западную ветвь христианства, Русь отдала предпочтение восточной христианской церкви. Данное различие объясняет различные пути в развитии культуры и образования Руси и западной Европы.

По словам Н.Д. Никандрова принятие христианства является главным фактором тысячелетней эволюции отечественного образования [2, с. 117]. Церковь приносит на Русь начала византийской культуры, науки и посвящения. При монастырях и церквях создаются первые училища, именуемые впоследствии «школами». Важнейшим этическим императивом древнерусской святости становится идеология непротивления злу силой. Нельзя не отметить созданную Кириллом и Мефодием в 863 году славянскую азбуку, которая получила широкое распространение после крещения Руси.

К первым просветителям Древней Руси можно отнести Ярослава Мудрого, создавшего первую библиотеку при Киевском Софийском соборе и открывшего школы в Киеве, Новгороде и ряде других городов; Иоана Дамаскина, автора знаменитого учебника «Грамматики»; князя Владимира Мономаха, автора «Поучение детям и всем кто захочет послушати» (1117); Иоана Златоуста, чьи произведения служили образцами риторики; Сергия Радонежского, благодаря подвижничеству которого монастыри стали выступать в роли главных центров христианской веры, культуры, науки, просвещения и образованности; Нила Сорского, основоположника течения нестяжателей и автора «Предания», «Устава о скитской жизни», а также ряда посланий [1].

Воспитательно-образовательные тенденции, заложенные в первые века после принятия христианства, вполне отвечали потребностям государства и общества, в связи с чем, получили свое развитие в последующие столетия.

Главное внимание уделялось усвоению детьми не столько научных знаний, сколько важнейших правил жизни, которые включали учение о спасении души, понимание основ гражданского общежития и правила ведения домашнего хозяйства. Важны в подготовке ребенка к взрослой жизни являлось овладение им определенным набором трудовых умений и навыков. Зачастую профессия передавалась от отца к сыну, и

вместе с основами ремесла дети учились простому счету, чтению, письму. Постепенно обучение грамоте осознавалось в народе как важное достойное и дело.

Во время археологических раскопок, которые проходили в XX в Новгороде было обнаружено огромное количество берестяных грамот с выдавленными на них письменами, что свидетельствует о высокой грамотности почти всего населения средневекового города. Берестяные грамоты на Новгородской земле находят и поныне.

В 1905 г. в России насчитывалось 43696 церковно-приходских школ, а образовательная система Министерства Народного Просвещения была тесна связана с православной церковью [4].

Рассматривая типы и виды начальных учебных заведений в дореволюционной России можно выделить две группы по ведомственной принадлежности: начальные учебные заведения ведомства Министерства Народного Просвещения и других ведомств и начальные учебные заведения ведомства Святейшего Синода.

К первой группе можно отнести: дворянские институты, лицеи, высшие начальные училища, классы, курсы; гимназии (прогимназии), реальные училища; средние специальные училища разных наименований и ведомств (кадетские корпуса, учительские семинарии и др.); начальные народные училища Министерства Народного Просвещения (государственные, частные; городские, сельские; уездные, земские, волостные; мужские, женские; одноклассные, двухклассные и др.); низшие общие и специальные школы, курсы, классы разных наименований и ведомств.

Вторая группа включает духовные училища ведомства Святейшего Синода (церковные, приходские, церковно-приходские, епархиальные, миссионерские, синодальные, церковно-учительские и др.), а также низшие и специальные духовные школы ведомства Святейшего Синода (школы грамоты, воскресные, при духовных академиях, семинариях, монастырях, школы церковного пения, паломнические классы идр.) [3,с. 402].

Образовательная деятельность дореволюционного периода базировалась на сочетании светских знаний и религиозной нравственности. Все учебные заведения включая государственные образовательные учреждения имели в своей программе курс Закона Божия и курс церковнославянского языка, а некоторые учебные заведения дополнительно включали курс церковного пения. Учебные и учебно-методические издания в дореволюционной России по образовательной деятельности Русской Православной Церкви можно разделить на следующие разделы: «Закон Божий», «Объяснения молитв», «Священная история Ветхого и Нового Завета», «Учение о Богослужении Православной Церкви», «Катихизис», «История Русской Православной Церкви», «Церковнославянский язык», «Церковное пение».

Представления о единстве церкви и образования достаточно укрепились в обществе, и просуществовали вплоть до революции 1917 года. А в 1918 году связи с провозглашением «Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви», устанавливающего светский характер государственной власти и лишающего религиозные организации каких-либо прав собственности и прав юридического лица, учебные заведения православной церкви были переданы в ведение Народного комиссариата просвещения. На территории РСФСР данный декрет был отменен постановлением Верховного Совета РСФСР от 25 октября 1990 года.

Выводы. Исторический анализ показывает, что Русская Православная Церковь принимала самое активное участие в создании системы образования в России, благодаря Церкви появились и развивались первые учебные заведения, был заложен фундамент полноценного гуманитарного образования, появилась возможность создания научных кадров.

Аннотация. Статья посвящена изучению образовательной деятельности Русской Православной Церкви начиная с Крещения Руси и заканчивая революцией 1917 года.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, образование.

Annotation. The article is devoted to the study of the educational activities of the Russian Orthodox Church since the Baptism of Russia and ending with the 1917 revolution.

Keywords: The Russian Orthodox Church, education.

Литература:

1. Доненко H.H. Социально-педагогическая деятельность православного духовенства: теоретический аспект / H.H. Доненко // Педагогический вестник. - Научный журнал: Новосибирск-Ялта: Изд. АНС «Сибак, 2018.-Вып. З.-С. 23-25.

2. Лях Ю.А., Донина H.A. Современные подходы к определению ролей учителя // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 179-183.

3. Никандров Н.Д История педагогики / под ред. Академика РАО Н.Д.Никандрова. - М.: гардарики, 2007.-413 с.

4. Певзнер М.Н., Петряков П.А., Александрова М.В., Донина И.А. Образовательные возможности развития детско-взрослых взаимоотношений. Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2016. № 1. С. 20-24.

5. Образовательная деятельность Русской Православной Церкви: проблемы освоения наследия / Православ. Гимназия во имя Преподоб. Сергия Радонежского. - Новосибирск, 1996 - 401 с.

6. Рыхлова Д.В. Постановка образовательного процесса в церковно-приходской школе в XIX веке // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. - С. 195-198.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.