Научная статья на тему 'Из истории создания и развития церковно-приходских школ'

Из истории создания и развития церковно-приходских школ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
700
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / HISTORY OF EDUCATION / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PUBLIC EDUCATION / ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА / PAROCHIAL SCHOOL / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рыхлова Дарья Валерьевна

Освещена история становления и развития церковно-приходских школ как звена российской системы народного образования. Раскрыты существующие воззрения на становление этих учебных заведений, показана их роль в различные периоды жизни страны. Обоснована актуальность изучения и использования опыта церковно-приходских школ в наши дни.The history of formation and development of parochial schools as a link of the Russian system of public education are illuminated in this work. The existing views on the formation of these educational institutions are revealed and their influence on different periods of the life of the country is shown. This work justifies the relevance of studying and using the experience of present-day parochial schools.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории создания и развития церковно-приходских школ»

DOI: 10.25586/RNU.HET.18.09.P.44 УДК 373.1

Д. В. Рыхлова,

Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина

Из истории создания и развития церковно-приходских школ

В последние десятилетия на умонастроение населения России все больше влияния оказывает православное вероучение. Во многом это связано с позитивным отношением представителей самых различных социальных и профессиональных групп жителей страны к миссии Русской православной церкви в сфере образования, а именно - к духовно-нравственному воспитанию населения. В реализации этой миссии особую роль играют цер-ковно-приходские школы.

В конце XIX века именно церков-но-приходская школа была главным звеном системы народного образования, но после 1917 года она оказалась неугодной новым властям по идеологическим причинам. При возрождении отечественной системы образования в целом и православного образования в особенности стоит обратить внимание на накопленный церков-но-приходскими школами опыт воспитания личности христианина.

Заметим, что точная дата создания первых церковно-приход-ских школ не установлена. Известно только, что само их название прочно утвердилось в русском языке только в XIX веке.

Дошедшие до нас исторические источники свидетельствуют, что прототип церковно-приходских школ появился еще во времена Крещения Руси при князе Владимире. Связано это было с распространением «книжного учения». После принятия христианства на русские земли были призваны представители болгарского и греческого ду-

Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина

ховенства, способствовавшие распространению грамоты среди населения и тем самым укреплению на Руси устоев православной веры.

Именно тогда были созданы и первые училища при церквях для книжного учения приближенных князя. Но эти училища все-таки были слабо связаны с просвещением простого народа, поэтому их, видимо, вряд ли можно рассматривать как прообраз церков-но-приходской школы в полном смысле этого слова.

А. В. Карташев, ссылаясь на Новгородскую летопись за 1030 год, приводит упоминание о том, что «приде Ярослав к Новгороду и собра от старост и поповых детей 300 учити книгам» [6, с. 170], то есть дети были набраны для обучения через старост из представителей низшего сословия и из числа лиц,

уже состоявших в клире. А. В. Карташев приходит к выводу о том, что так называемая «школа трехсот» в Новгороде, существование которой подтверждает и Лаврен-тьевская летопись, стала прототипом будущей церковно-приход-ской школы.

Эта версия выглядит более убедительной, так как в школах, созданных Ярославом Мудрым в Новгороде, среди обучающихся были люди из народа, а не только ученики из среды приближенных князя. Следовательно, "школа трехсот" и ей подобные учебные заведения были ориентированы на просвещение населения. Немногим позже были созданы монастырские школы, в которых грамоте, письму и чтению обучались дети священников, а затем и крестьян.

© Рыхлова Д. В., 2018

44

ДАРЬЯ ВАЛЕРЬЕВНА РЫХЛОВА

аспирант Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Сфера научных интересов: общая педагогика, история педагогики и образования. Автор 6 опубликованных научных работ

Освещена история становления и развития церковно-приходских школ как звена российской системы народного образования. Раскрыты существующие воззрения на становление этих учебных заведений, показана их роль в различные периоды жизни страны. Обоснована актуальность изучения и использования опыта церковно-приходских школ в наши дни.

Ключевые слова: история образования, русская православная церковь, народное образование, церковно-приходская школа, духовно-нравственное воспитание.

The history of formation and development of parochial schools as a link of the Russian system of public education are illuminated in this work. The existing views on the formation of these educational institutions are revealed and their influence on different periods of the life of the country is shown. This work justifies the relevance of studying and using the experience of present-day parochial schools.

Key words: the history of education, Russian Orthodox church, public education, parochial school, spiritual and moral education.

В период татаро-монгольского ига, охватывающий 1238 - 1480 годы, развитие просветительской деятельности на России сдерживалось объективными обстоятельствами. И все же, несмотря на все трудности, духовенство сберегло отечественную школу. В то время учебные заведения действовали в монастырях и крупных церковных общинах, поддерживаясь священниками и причтом. Получило дальнейшее распространение частное обучение: детей обучали грамоте и счету в создававшихся в складчину учебных заведениях, действовавших в городских домах и крестьянских избах или церковных помещениях и даже в монастырских кельях.

Возрождение церковного и светского просвещения, начавшееся в XV веке, тормозилось все новыми испытаниями. В частности, значительная часть Руси отошла к Польше. Образование в отпавшей части Руси было подчинено чуждому влиянию, хотя местные братства сохраняли связь с отечественной церковной школой.

Со времени воцарения Петра Великого и вплоть до правления Александра I система образования в Российской империи развивалась под западноевропейским влиянием. Не будет преувеличением сказать, что при Петре I церковная школа оказалась забытой, а его преемниками она зачастую рассматривалась как пережиток

прошлого. Тем не менее церковное образование продолжало развиваться, выполняя роль хранителя самобытной русской культуры.

В XIX веке положение церков-но-приходских школ меняется. Они признаются важнейшей составной частью системы народного образования. Этому во многом способствовало утверждение в царствование Николая I идеологии «православия, самодержавия и народности», разработанной и распространявшейся при деятельном участии министра народного просвещения С. С. Уварова. С 1836 года православное духовенство было вполне официально привлечено к открытию при церквях и монастырях школ для наставления детей поселян в Законе Божьем, чтении, письме и необходимых первоначальных сведениях [1, с. 36]. Таким образом, согласно высочайшей воле императора, православная церковь возвращает себе ранее во многом игнорировавшееся право активно заниматься просвещением населения.

Главная реформа Александра II -отмена крепостного права - открыла новые возможности для просвещения народа. Не случайно именно в пореформенный период было организовано множество церковно-приходских школ. Духовенство зачастую безвозмездно обучало детей и содержало сами школы в соответствии с требованиями Святейшего Синода.

Но развитие церковно-при-ходских школ столкнулось с существенной проблемой финансирования. По свидетельству Ф. Благовидова, часть из них была первоначально открыта в церковных сторожках, часть в помещичьих и крестьянских домах, большинство помещалось в домах священников и причетников [4, с. 218]. Церковно-приход-ские школы середины XIX века, как правило, не имели собственного учебного здания, где мож-

Как учили и учились в Древней Руси

Константин Петрович Победоносцев. С портрета А. Маковского

но было бы проводить занятия с большим числом учеников.

Очевидно, что одно только духовное ведомство не располагало возможностями, чтобы в полной мере удовлетворить потребности школ, поэтому в этом вопросе на местном уровне его главным помощником было земство, которое, правда, также сталкивалось с финансовыми трудностями. Некоторые земства не выделяли средств на школы, объясняя это схожестью задач церковно-приходских и светских земских школ, усматривая между ними разницу лишь в вопросах управления и организации учебных заведений. И у земств имелись для этого основания, поскольку учебная программа, получаемые учениками сведения и навыки были в то время одинаковы в начальных школах всех направлений [15, с. 113].

Из-за отсутствия средств на содержание церковно-приход-ские школы нередко закрывались. Иногда земства забирали у духовного ведомства здания школ и открывали свои земские учебные заведения. Главные инспекторы, следящие за народными училищами, при участии земства и училищного совета старались открывать в уезде более организованные и обеспеченные школы. Архивные данные по Санкт-Петербургской епархии сообщают о следующем: до 1870 года в Ямбургском уезде насчитывалось всего до десяти церковноприходских школ, тогда как земских школ было более двадцати, то есть вдвое больше [12, л. 9].

Министр народного просвещения Е. П. Ковалевский в феврале

1860 года выдвинул предложение передать все начальные школы в ведение возглавляемого им министерства. Это поставило под угрозу само существование церков-но-приходских школ. Но в скором времени, точнее 11 октября

1861 года, указом Священного Синода был отмечен положительный опыт организации церковно-

приходских школ, накопленный в Киевской епархии митрополитом Арсением [3, с. 224]. Последнее слово в разрешении этой коллизии осталось за императором, установившим, что «учрежденные ныне и впредь учреждаемые духовенством народные училища оставить в заведывании духовенства, с тем чтобы Министерство народного просвещения оказывало содействие преуспеванию оных по мере возможности» [9, с. 38]. Александр II своим решением исключил возможность передачи всех церковно-приходских школ Министерству народного просвещения и призвал это министерство заботиться о них.

В последней трети XIX века церковно-приходские школы в своей деятельности руководствовались «Положением о начальных народных училищах 1874 года» [10, с. 834], согласно которому контроль за ними осуществляли представители земства. В результате в правление Александра II очень активно шли споры о том, чтобы передать все имеющиеся начальные училища духовного ведомства Министерству народного просвещения, но эта идея не получила достаточной поддержки.

Эпохой возрождения и обновления церковно-приход-ских школ принято считать период правления Александра III. Это было связано с активной дея-

тельностью К. П. Победоносцева. Обер-прокурор Священного Синода Победоносцев на заседании Комитета министров от 17 марта 1881 года высказал мысль о том, что церковно-приходские школы дают больше гарантий для правильного и благонадежного в церковном и народном духе образования, нежели народные училища, подведомственные Министерству народного просвещения [11, л. 12]. На имя Победоносцева приходили письма людей, желающих содействовать развитию системы церковно-приход-ских школ. В одном из писем говорится: «не бросайте школ, вы оплот их, они вся сила поднять религию, дать смысл всему и без борьбы побороть все вольнодумные идеи» [13, л. 4]. Идея, заложенная в письме, отражала беспокойство, связанное с распространением вольнодумства, которое могло пагубно сказаться на самодержавии без влияния православной школы на народ.

К. П. Победоносцев считал, что для церковно-приходских школ важно установление правильного надзора, то есть контроль духовного ведомства [7, с. 30-41]. По его ходатайству еще в сентябре 1882 года была создана особая комиссия, которой было поручено разработать правила о церков-но-приходских школах. Комиссия стремилась к соблюдению следующих правил: русская народ-

ная школа должна иметь историческую основу; она призвана утверждаться на незыблемых началах веры православных, а га рантом этого должно быть пра вославное духовенство и религиозные чувства и желания самого народа [5, с. 215].

По результатам деятельности комиссии создается проект «Положения о церковно-приходских школах» [14]. В нем предусматривалось, что право на открытие церковно-приходской школы для обучения детей грамоте предоставляется крестьянским обществам и частным лицам на их средства; высшее наблюдение за школами поручается епархиальной власти через благочинных, а ближайшее наблюдение и ответственность за правильность обучения и направления школы в приходе возлагалось на местного священника. Там же устанавливалось, что преподавание Закона Божия должен вести приходской священник, а остальное обучение могут вести всякого звания лица обоего пола, получившие удостоверение от местного священника о своих нравственных качествах и способности к обучению детей.

Александр III утвердил в 1884 году «Правила о церковно-при-ходских школах», выразив надежду, что «приходское духовенство окажется достойным своего высокого призвания в этом важном деле» [2, с. 4]. Церковноприходская школа вполне удовлетворяла два главных желания народа: иметь школу с учением преимущественно о божественном и доступную для народа. Следствием принятых решений стал быстрый темп роста цер-ковно-приходских школ и школ грамотности, открывавшихся на пособие сельских обществ, состоящих преимущественно из крестьян.

Нехватка финансирования и надлежащих педагогических кадров воспрепятствовала реализа-

Ученики и учителя церковно-приходской школы конца XIX века

На уроке в воскресной церковно-приходской школе Покровской епархии

ции всех задач развития православного просвещения в дореволюционный период. Как мы уже

отмечали, после 1917 года новая политика по отношению к церкви привела к закрытию и забве-

нию церковно-приходских школ почти на 70 лет.

С конца 1980-х годов наблюдается все более ощутимое сближение позиций государства и Русской православной церкви в отношении духовного образования и воспитания подрастающих поколений. Это способствовало возрождению просветительской деятельности церкви, создало усло-

вия для организации ею учебных заведений, включая церковноприходские школы, действующие, как правило, в виде воскресных школ.

Перед современной церковноприходской школой в отличие от других образовательных учреждений стоит первостепенная задача сохранения и спасения самобытности русской духовной

культуры в агрессивной среде информационного общества. Поэтому опыт, накопленный Русской православной церковью в сфере образования, представляет интерес как для современных исследователей, рассматривающих проблемы духовно-нравственного воспитания личности, так и для педагогического сообщества нашей страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айвазов И. Г. Церковные вопросы в царствование императора Александра III. М., 1914. С. 36.

2. Алабовский М. Церковно-приходская школа и всеобщее обучение. Киев, 1909. С. 4.

3. Алексеева С. И. Святейший Синод в системе высших и центральных государственных учреждений пореформенной России 1856-1904 гг. СПб., 2006. С. 224.

4. Благовидов Ф. Деятельность русского духовенства в отношении к народному образованию в царствование императора Александра II. Казань, 1891. С. 218.

5. Всеподданнейший отчет обер-прокурора К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1884 год. СПб., 1886. С. 215.

6. Карташев А. В. История русской церкви. М., 2005. С. 170.

7 Передача Тверского земского собрания земских школ духовенству // Русская школа. 1908. № 3. С. 30-41.

8. Победоносцев К. П. Великая ложь нашего времени. М., 1993. С. 304.

9. ПСЗ. Собр. 2. 1874. Т. XLIX. Отд. 1. № 53574. СПб., 1876. С. 834.

10. ПСЗ. Собр. 2. 1862. Т. XXXVIII. Отд. 1. № 37873. СПб., 1865. С. 38.

11. РГИА. Ф. 797. Оп. 51. Д. 92-б. Л.26.

12. РГИА. Ф. 803. Оп. 1. Д. 16. Л. 19

13. РГИА. Ф. 803. Оп. 12. Д. 1. Л. 4.

14. РГИА. Ф. 803. Оп. 12. Д. 1. Л. 34.

15. Фудель И. Народное образование и школа. М., 1897. С. 113.

LITERATURA

1. Ajvazov I. G. Cerkovnye voprosy v carstvovanie imperatora ALeksandra III. M., 1914. S. 36.

2. Alabovskij M. Cerkovno-prihodskaya shkoLa i vseobshchee obuchenie. Kiev, 1909. S. 4.

3. Alekseeva S. I. Svyatejshij Sinod v sisteme vysshih i centraL'nyh gosudarstvennyh uchrezhdenij poreformennoj Rossii 1856-1904 gg. SPb., 2006. S. 224.

4. Blagovidov F. DeyateL'nost' russkogo duhovenstva v otnoshenii k narodnomu obrazovaniyu v carstvovanie imperatora ALeksandra II. Kazan', 1891. S. 218.

5. Vsepoddannejshij otchet ober-prokurora K. Pobedonosceva po vedomstvu pravosLavnogo ispovedaniya za 1884 god. SPb., 1886. S. 215.

6. Kartashev A. V. Istoriya russkoj cerkvi. M., 2005. S. 170.

7. Peredacha Tverskogo zemskogo sobraniya zemskih shkoL duhovenstvu // Russkaya shkoLa. 1908. № 3. S. 30-41.

8. Pobedonoscev K. P. VeLikaya Lozh' nashego vremeni. M., 1993. S. 304.

9. PSZ. Sobr. 2. 1874. T. XLIX. Otd. 1. № 53574. SPb., 1876. S. 834.

10. PSZ. Sobr. 2. 1862. T. XXXVIII. Otd. 1. № 37873. SPb., 1865. S. 38.

11. RGIA. F. 797. Op. 51. D. 92-b. L.26.

12. RGIA. F. 803. Op. 1. D. 16. L. 19

13. RGIA. F. 803. Op. 12. D. 1. L. 4.

14. RGIA. F. 803. Op. 12. D. 1. L. 34.

15. Fudel' I. Narodnoe obrazovanie i shkoLa. M., 1897. S. 113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.