Научная статья на тему 'Развитие системы народных училищ в конце xix века на примере церковно-приходских и земских школ'

Развитие системы народных училищ в конце xix века на примере церковно-приходских и земских школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
376
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАРОДНЫЕ ШКОЛЫ / EDUCATION OF THE RUSSIAN EMPIRE / ELEMENTARY EDUCATION / FOLK SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыхлова Дарья Валерьевна

В статье рассматриваются две системы начальных училищ конца XIX века, направленные на предоставление возможности получения образования семьям низших чинов в Российской Империи. Два типа начальных училищ (до 1884 года) церковно-приходская и земская школы были массовыми учебными заведениями, целью которых было дать элементарное образование крестьянским, мещанским детям и детям церковнослужителей. Со становлением и развитием церковно-приходские и земские школы, преследовавшие общую цель, разошлись в задачах и подходах по вопросам образования населения, что привело к ряду серьезных последствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of the system of public schools in the late XIX century for example parochial and rural schools

In the article, two systems of primary schools of the late XIX century are considered, aimed at providing an opportunity for education to families of lower ranks in the Russian Empire. Two types of primary schools (until 1884): the parochial and zemstvo schools were mass educational institutions aimed at giving elementary education to peasant, petty-bourgeois children and church children. With the formation and development of parochial and zemstvo schools, pursuing a common goal diverged in the tasks and approaches in the education of the population, which led to a number of serious consequences.

Текст научной работы на тему «Развитие системы народных училищ в конце xix века на примере церковно-приходских и земских школ»

Research / M.G. Muller// Studies in Communication Science. - 2007. - №7(2). - p. 7-34. 5. Borah P. Comparing Visual Framing in Newspapers: Hurricane Katrina Versus Tsunami / P. Borah // Newspaper Research Journal.- 2009. - №30(1). - p. 50-57.

6. Nelson D.L., Reed, VS., &Walling, J.R. Pictorial Superiority Effect / D.L. Nelson // Journal of Experimental Psychology: Human Learning and Memory. - 1976. - №2(5).- p. 523-528.

the development of the system of public schools in the la те xix century for example parochial

s and rural schools

^ Rykhlova Darya Valeryevna, Postgraduate student, Leningrad State University named after a.S. Pushkin, St. ^ Petersburg

X in the article, two systems of primary schools of the iate XiX century are considered, aimed at providing an opportunity for education to families of lower ranks in the Russian Empire. Two types of primary schools (until 1884): the parochial and zemstvo schools were mass educational institutions aimed at giving elementary education to peasant, petty-bourgeois children and church children. With the formation and development of parochial and zemstvo schools, pursuing a common goal diverged in the tasks and approaches in the education of the population, which led to a number of serious consequences.

UJ

Ü UJ

*

82

Keywords: education of the Russian Empire; elementary education; folk schools.

£ УДК 373.1 РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ В КОНЦЕ XIX

О ВАК рф 13 00 01 ВЕКА НА ПРИМЕРЕЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИХ

^ ИЗЕМСКИХШКОЛ

J © РыхловаД.В., 2018 В статье рассматриваются две системы начальных училищ конца XIX века, на-

UI правленные на предоставление возможности получения образования семьям

^ низших чинов в Российской Империи. Два типа начальных училищ (до 1884

года) - церковно-приходская и земская школы - были массовыми учебными заведениями, целью которых было дать элементарное образование крестьянским, мещанским детям и детям церковнослужителей. Со становлением и развитием церковно-приходские и земские школы, преследовавшие общую цель, разошлись в задачах и подходах по вопросам образования населения, что привело к ряду серьезных последствий.

Ключевые слова: образование Российской Империи; начальное образование; народные школы.

РЫХЛОВА Дарья Валерьевна, аспирант, Ленинградский государственный университет имени a.C. Пушкина, Санкт-Петербург

Система начального образования Российской Империи в конце XIX века была многообразна. Школы, реализующие начальное образование, принадлежали разным ведомствам и отличались друг от друга образовательными программами, предметами, убранством, финансированием, педагогическими кадрами и контингентом обучающихся. Безусловно, была создана огромная методическая база, способная на сегодняшний момент не просто обобщить опыт, полученный системой образования России XIX века, но и помочь современным образовательным учреждениям в вопросах содержания образовательного процесса и его реализации. Ведь модель начального образования современной России также разнообразна и подчинена разным ведомствам, как и система Российской Империи. Благодаря источникам можно воссоздать картину образования народа при обращении к двум типам школ: церковно-приходской и земской, а также выявить тенденции, значимые и актуальные для современной педагогической науки.

Вековая традиция просвещения населения силами православного духовенства, которая тянется еще с времен Ярослава Мудрого, по свидетельству Новгородской летописи 1030 г., показала, что доля неграмотных и малограмотных людей не уменьшилась к середине XIX века и составляла 80%. Актуальный и животрепещущий вопрос дать образование всем жителям Российской Империи оставался от-

крытым. В связи с этим царское правительство стало проводить реформы по доступности и улучшению образования для населения страны, используя накопившийся опыт нашей страны и зарубежных держав в этой сфере.

В правление Александра II за дело просвещения низших чинов, большую часть которого составляли крестьяне, активно взялось два ведомства: Министерство Народного Просвещения и Духовная Консистория. Святейший правительствующий Синод активно внедрял церковно-приходскую школу. Церковно-при-ходская школа (согласно правилам от 13 июня 1884 года) представляла собой "начальныеучилища, открываемые православным духовенством". Цель школы заключалась в том, чтобы народ в своей повседневной жизни руководствовался основами православного учения веры и нравственности христианской, а затем уже получал "первоначальные полезные знания" [3, С.372]. Министерство Народного просвещения, вверявшее дело образование народа местным органам власти - Земствам, -породила передовую народную, или, как ее еще называли, Земскую школу. Земская школа по уставу 1874 года - это начальные училища, открываемые земствами и находящиеся на их содержании. Принадлежность двух учебных заведений к разным ведомствам приведет в дальнейшем к серьезным негативным последствиям и поставит под угрозу существование самих школ.

Деятельность обеих школ была направлена на воспитание и просвещение неграмотного населения. У каждой школы первое время, а именно до 1884 года, были общие учебные программы, в цикл которых входили следующие предметы: Закон Божий, письмо, арифметика, чтение. Детей в школы принимали с 9 лет до 12, учились они 6 дней в неделю. В церковноприходских школах было обязательным явлением присутствие учеников на воскресной службе, поскольку там они демонстрировали своим родителям-прихожанам навыки церковного пения, знания в области священной истории, полученные в школе.

Часто у школ были общие учителя, но только в церковно-приходских школах среди учителей были в основном духовные лица: священники, дьячки. В то время как в земских преподавали разные категории граждан: отставные офицеры, разорившиеся дворяне (последние были опасны своими анархическими взглядами и откровенной антиправительственной пропагандой). Из преподавательского состава обеих школ на особом положении

находились законоучители. Они преподавали Закон Божий и могли быть исключительно лицами духовного сана. Но позднее, уже в 90-х гг., XIX века этот принцип перестает действовать. В обязанности законоучителя входило духовное воспитание и наставление в духе православной веры. Распространение и доступность народного образования требовали увеличения количества школ,увеличение штата учителей. На рубеже 60-70 гг. XIX века учредители земской и церковно-приходской школ столкнулись с нехваткой учительских кадров. Решение этой проблемы возлагалось на учительские семинарии, которые впоследствии являлись главным источником учителей школ любых ведомств, но содержание дисциплин, изучаемых будущими учителями, отличалось. Специально для подготовки будущих учителей земской школы были организованы земские учительские семинарии, учебные программы которых были шире программ правительственных семинарий и выдвигали на первый план не изучение методики преподавания дисциплина общее образование будущих учителей и учительниц. Что в свою очередь способствовало расширению кругозора, а не методичному заучиванию преподаваемых предметов.

В программу Петербургской семинарии введены были следующие предметы: Закон Божий, русский язык и литература, алгебра, арифметика, геометрия, история, география, естествоведение, анатомия с физиологией, гигиена, физика, законоведение, педагогика, история педагогики, методики русского языка, обзор детской литературы, чистописание, рисование, пение с музыкой, ручной труд и гимнастики. В правительственных семинариях вся учебно-воспитательная часть построена была по шаблонному, единому образцу, общество и родители учащихся не могли оказывать влияния на учебный процесс. Программы земских семинарий подвергались широкому общественному влиянию в лице земских собраний. Общество могло обсуждать программы земских семинарий, предлагать изменения и дополнения, которые считали необходимыми. Такие публичные обсуждения образовательно-воспитательных вопросов самым благотворным образом влияли и на педагогический персонал земских семинарий заставляя развиваться.

Духовные семинарии являлись своеобразными поставщиками учителей в церковноприходские школы. Курс обучения в духовной семинарии составлял 6 лет. Программа семинарии предусматривала изучение следующих дисциплин: латинский, греческий, французе-

ш S

О ш

<

С1 ш

84

кий и немецкий языки; алгебра и геометрия, церковная история и археология, география, Священное Писание Ветхого и Нового Завета, русская и всеобщая история, теоретическая и опытная физика, история философии, богословие, герменевтика, гомилетика.

Перечисленные выше учреждения были только для учителей мужского пола. В современной школе мы наблюдаем иную картину, когда мужчин-учителей не хватает и этот факт не всегда благотворно сказывается на гармоничном развитии обучающихся. Наравне с мужскими семинариями существовали и женские земские: Самарская, Казанская и П.П. Максимовича из Твери. К женскому образованию относились особенно по следующим соображениям: "пример Северной Америки - страны с наиболее образованной массой населения -где все первоначальное образование народа лежит на руках женщин, служить одним из ярких доказательств способности женщин к ведению этого трудного дела" [4, С 35]. Верным залогом того, что женщина будет дорожить профессией сельской учительницы, служил тот факт, что ощущалась недостаточность запроса на женский труд и оплачивался он меньше, чем мужской. Возможность трудоустройства женщин, полученная таким образом, учитывала их стремление быть полезными в обществе.

Большинство воспитанников семинарий посвящали свои силы народному образованию. Семинаристы на выпуске обладали достаточным общим образованием, знанием основных положений педагогики и приемов методики. Своим участием в образовании помогали правительству в его заботах о поднятии уровня народного просвещения, восполняли нехватку учительских кадров, поскольку в них правительство видело надежных руководителей школьного дела. Учителя, представленные отставными солдатами, писарями, грамотными мещанами и крестьянами, могли учить только под условием одобрения их кандидатур училищного совета. Пополняли ряды учителей земских и церковно-приходских школ и выпускницы женских епархиальных училищ, которые по уставу от 20 сентября 1868 г. по своей программе были приравнены к женским гимназиям министерства народного просвещения. Окончившие курс епархиальных училищ имели право на звание домашней учительницы; это право, при соблюдении некоторых условий, давало возможность быть народной учительницей. Народные учительницы могли преподавать и в церковно-приход-ских школах, согласно правилам о церковноприходских школах.

Так же учителями земских школ были выпускницы женских гимназий. Подтверждает этот факт источник: "Вологодское губернское земство признало, что лучшими и желательными учительницами в начальных школах являются окончившие курс в 8-м классе женских гимназий, почему земство субсидирует все женские гимназии в губернии" [5, С.52].

Поставщиком учителей для церковно-при-ходских и земских школ являлись духовные училища, существовавшие для первоначального образования детей Православного духовенства бесплатно и других сословий, но на платной основе. Статья 12 Правил церковноприходских школ сообщала о том, что учительская должность в церковно-приходских школах замещаются преимущественно лицами, получившими образование в духовных учебных заведениях и женских училищах духовного ведомства.

Обучение в церковно-приходских школах осуществляли местные священники или другие члены притча, учителя и учительницы под присмотром священника. Такимже был контингент учителей в земских школах, только учителей духовного сана было меньше.

Позднее, специально для подготовки учительских кадров к преподаванию в церковноприходской школе,у Святейшего Синода были созданы второклассные учительские церков-но-приходские школы; по своей программе они практически дублировали дисциплины, преподаваемые в семинариях. Разве что в дополнение преподавались такие предметы, как дидактика, начальные знания по гигиене, чистописание и рукоделие в женских школа. Курс обучения составлял три года. К обучению в школе допускались лица, достигшие пятнадцатилетнего возраста. Интересно, что на учителей во второклассных церковно-приходских школах, по данным отчета обер-прокурора Святейшего синода за 1902 год, обучалось больше всего крестьян. Существовали для подготовки учителей и церковно-учительские школы, которые по дисциплинам были схожи с второклассными, но у них в программе были еще несколько новых дисциплин: черчение и рисование, церковное пение с обучением реген-тованию и музыке. Известно, что для повышения квалификации учителей школ земства учреждали особые педагогические курсы. На курсах преподавались Закон Божий, русский и церковно-славянский языки, арифметика и математика, основные начала естественных наук, русская история, география, главные основы педагогики и методики ручного труда и

рукоделия. Земства проводили общеобразовательные учительские экскурсии: одной из первых с подобной инициативой выступило Пермское губернское земство, впервые ассигновавшее небольшую сумму. Организация учительских экскурсий помогала начинающим педагогам получать более и менее правильную картину организации образовательного процесса. Образование будущих учителей церковно-приходских и земских школ отличалось, они могли получать как духовное, так и светское образование с предоставлением права преподавать в народных школах, как до 1884 года называли начальные училища. Все это способствовало выполнению тех целей и задач, которые стояли перед церковно-приход-ской и земской школой. В современной школе многие преподаватели так же проходят специальные курсы обучения, участвуют в семинарах для повышения профессионализма и достижения мастерства в той сфере наук, которую преподают детям.

В 60-70-х гг. XIX века между Правительствующим Синодом и Министерством Народного Просвещения возник спор по поводу главенствующей роли в вопросах образования, и все учебные заведения, будь то светские или духовные, были переданы Министерству Народного Просвещения, которое впоследствии стало контролировать церковно-приходскую и земскую школы.

В область контроля Министерства Народного Просвещения попадала проверка выполнения уездными Земскими и Епархиальными училищными советами следующих обязанностей: утверждение учебных программ школ; выделение и поиск источников финансирования; осуществление текущего контроля за процессом обучения; утверждение кандидатов в учителя; выпуск и обеспечение учебной литературой учащихся.

За учебным процессом в народных школах - церковно-приходской и земской - следили специальные инспекторы, назначаемые Земским уездным или Епархиальным уездным училищными советами. В обязанности инспектора входило: выявление состояния здания школы; выявление не эффективных учителей, использующих при обучении детей сомнительные методы; присутствие в качестве члена комиссии на переводных и выпускных экзаменах. По результатам деятельности инспекторов создавались отчеты по каждой отдельно взятой школе, затем их обсуждали на училищных советах и выявляли, какая школа справляется со своей задачей образования и воспитания

детей, а какую школу следовало бы закрыть или передать в другое ведомство. Не редкими были случаи, когда бывшие земские школы становились церковно-приходскими, реже эта практика было наоборот. В современных образовательных учреждениях существует практика контроля, но в основном проверяющие органы интересуют показатели и отчетная документация, а не сами занятия обучающихся и компетентность преподавательского состава школы.

С середины 80-х годов XIX века в жизни цер-ковно-приходских школ открывается новая страница. Связано это с тем, что в 1883 г. обер-прокурор Синода Константин Петрович Победоносцев [2, С.304] высказывает в своем письме Александру III мысль о том, что народное образование необходимо передать Духовной Консистории. Объясняя свое решение тем, что церковно-приходская школа не воспитает такие социальные элементы, которые могли бы навредить монархии; что воспитание в духе православия прививает раболепие и любовь народа к государю императору. Такая идея понравилась государю, и результатом стало появление от 13 июня 1884 года Правил о цер-ковно-приходских школах. Обновление цер-ковно-приходской школы приводит к очередному осложнению взаимоотношений двух народных школ. Это выражалось в том, что для земских школ рядом со старыми задачами становятся новые - не отстать от церковно-при-ходской школы в деле религиозно-нравственного развития и непременно в тех формах и приемах, которыми пользовались в церковноприходской школе. В результате с 80-х гг. XIX века начинается состязание в увлечении церковностью в школах между духовным и светским начальством. Были инспектора и директора в земских школах, которые начинали ревизию школы, сразу после молебна в местной церкви. Требовали,чтобы при их появлении в школе дети пели молитвы, как при встрече духовных лиц высокого сана; на экзаменах главное внимание обращали на славянское чтение, Закон Божий и добивались того, чтобы ученики земских школ в этом отношении превосходили учеников церковно-приходских школ. Общий вид и содержание учебников стал меняться. В азбуках стали обязательными цер-ковно-славянский отдел с молитвами, статьи по истории и географии, обращающие главное внимание на религиозные события (Крещение Руси, основание монастырей и т.д.). Земская школа стала отходить от первоначальной цели - развитие учеников и задачи - дать ученикам

LH

s ^

ü LH

<

d

LH

86

более правильный взгляд на окружающую их природу и жизнь.

В некоторых уголках Российской Империи были зафиксированы современниками следующие факты: "староста с. Селивонок приказывает ловить детей, идущих в народное училище и отводить к дьячку в церковно-приходскую школу. Жалобы священника м. Жашкова, что учитель переманивает детей в свою земскую школу из церковно-приходской конфетами. Учитель, однако сумел оправдаться и земское училище уцелело" [1, С.39]. Конечно, это все способствовало обострению отношений между ведомствами и отображалось на отношении общества к школам.

Две разных системы образования народа со схожей задачей - сделать образование доступным для населения - не могли гармонично сосуществовать, так как в разные периоды XIX века сталкивались интересы двух ведомств, к которым они относились. Таким образом, противостояние и борьба двух народных школ было неизбежно, поскольку сами принципы образования базировались на разных основах: в церковно-приходской школе духовной, а в земской - светской. Педагогический состав земс-

ких и церковно-приходских школ имел разное образование, разными были и образовательные программы, перечень преподаваемых дисциплин менялся. В настоящее время современная школа находится в схожей ситуации, когда есть выбор образовательных программ, учебных пособий и обилия курсов для учителей, призванных упростить реализацию эффективного образовательного процесса. Учитывая благотворные и негативные явления в системе народного образования XIX века, в современном мире стоит уделить внимание приобретенному опыту для совершенствования системы образования.

Литература:

1. Андрияшев А. Народная школа на юге России. -Киев: В университетской типографии, 1882. - 52 с.

2. Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. - М.: Русская книга, 1993. - 354 с.

3. ПСЗ. Собрание-3. Т. IV, 13 июня 1884 г. - СПб. : Тип. Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1887. - 626 с.

4. Чарнолуский, В. Основные вопросы организации школы в России / В. Чарнолуский - СПб.: Знание, 1909.- 136с.

5. Чарнолуский В. Основные вопросы организации школы в России / В. Чарнолуский - СПб.: Знание, 1909.- 136с.

TECHNOLOGY OF TEACHING OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE AT LANGUAGE SCHOOLS Sizova Tatiana Viktorovna, PhD of Philological sciences, Associate Professor, Department of Educational Work Maksimovskikh Anna Gennadievna, PhD ofPhilologicalsciences, Associate Professor, Department ofSlavic-German Philology

Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk

The article is devoted to the technology of training organization of foreign students in Russian language schools. The principles and methods of work with foreign students are offered. The problems arising in its process and ways of their overcoming are covered. The work of the language school in Russian as a foreign language on the basis of Shadrinsk state pedagogical university (Shadrinsk) is analyzed. The authors describe the features of the organization (creation of a comfortable environment, reliance on communicative, systemic and functional principles, immersion in the language en vironment, reliance on the regional component) and teaching (principles and content of training, conditions for effective independent work on the language), provide a list of activities which are implemented within the framework of the language school for foreign citizens in Shadrinsk.

Keywords: language school; technology of training organization of foreign students; peculiarities of organization and teaching; language school for foreign citizens.

УДК 378 ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ВАК РФ 13.00.02 КАК ИНОСТРАННОМУ В ЯЗЫКОВЫХ ШКОЛАХ

© Сизова Т.В., 2018 Данная статья посвящена технологии организации обучения иностранных сту-

© Максимовских А.Г. 2018 дентов в языковых школах России. Предлагаются принципы и методы работы с

иностранными учащимися. Освещаются проблемы, возникающие в её процессе, и пути их преодоления. Анализируется работа языковой школы по русскому языку как иностранному на базе ФТБОУ ВО "Шадринский государственный педагогический университет" г. Шадринска. Авторы в статье описывают особенности организации (создание комфортной среды, опора на коммуникативный, системный и функциональный принципы, погружение в языковую среду, опора на региональный компонент) и преподавания (принципы и содержание обучения, условия эффективной самостоятельной работы над языком), приводят перечень мероприятий, реализуемых в рамках работы языковой школы для иностранных граждан в г. Шадринске.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.