Научная статья на тему 'Образовательная деятельность Национального Пироговского медико-хирургического Центра'

Образовательная деятельность Национального Пироговского медико-хирургического Центра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательная деятельность Национального Пироговского медико-хирургического Центра»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ПИРОГОВСКОГО МЕДИКО-ХИРУРГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА

Л.Д. Шалыгин

ректор Института усовершенствования врачей Национального медико-хирургического Центра имени Н.И. Пирогова, профессор

Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности

НМХЦ имени Н.И. Пирогова Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию по своей организационно-правовой форме является федеральным государственным лечебно-профилактическим учреждением.

Центр образован в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 06.09.2003 № 1306 и приказом Министерства здравоохранения РФ от 01.11.2002 № 328 и находится в ведомственном подчинении Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, которое выполняет функции его учредителя. Помимо лечебно-профилактической деятельности Центр осуществляет также образовательную деятельность по программам послевузовского и дополнительного профессионального образования в соответствии с лицензией Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 12.07.2005 серия А № 169244, регистрационный № 5140, со сроком действия по 12.07.2010.

Организация образовательной деятельности Центра возложена на созданное приказом ГУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова МЗ РФ» от 23.06.2003 № 05-сл структурное подразделение - Институт усовершенствования врачей (далее - Институт). Непосредственное управление деятельностью Института согласно Генеральной доверенности осуществляет ректор.

Деятельность Института определяется Положением о структурном подразделении Института усовершенствования врачей ФГУ «НМХЦ Н.И. Пирогова Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», утвержденным Президентом Центра от 06.04.2006 № 24.

Послевузовское и дополнительное профессиональное обучение Институтом проводится:

- для граждан РФ по заявкам (ходатайствам) руководителей органов управления и учреждений здравоохранения субъектов РФ или личным заявлениям медицинских работников;

- для граждан зарубежных государств по заявкам руководителей органов управления и учреждений здравоохранения или по личным заявлениям граждан этих государств на контрактной основе при наличии временной регистрации в г. Москве (преподавание ведётся на русском языке).

В Институте осуществляется последипломная подготовка выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских вузов:

- в клинической интернатуре (срок обучения 1 год) по 7 врачебным специальностям: акушерству и гинекологии, неврологии, педиатрии, рентгенологии, стоматологии, терапии и хирургии по очной форме обучения;

- в клинической ординатуре (срок обучения 2 года) по 38 врачебным специальностям: акушерству и гинекологии, анестезиологии и реаниматологии, гастроэнтерологии, гематологии, диабетологии, кардиологии, колопроктоло-гии, ЛФК и спортивной медицине, мануальной терапии, неврологии, нейрохирургии, нефрологии, онкологии, отоларингологии, офтальмологии, педиатрии, профпатологии, пульмонологии, радиологии, ревматологии, рентгенологии (лучевой диагностике), рефлексотерапии, сердечно-сосудистой хирургии, стоматологии терапевтической, стоматологии ортопедической, стоматологии хирургической, терапии, торакальной хирургии, травматологии и ортопедии, трансфузиологии, урологии, ультразвуковой диагностике, физиотерапии, функциональной диагностике, хирургии (общей), челюстно-лицевой хирургии, эндокринологии, эндоскопии по очной форме обучения.

Подготовку научных и педагогических кадров Институт осуществляет в очной и заочной аспирантуре, а также в виде внешнего соискательства по 24 научным специальностям. (табл. 1.)

Дополнительное профессиональное обучение врачей проводится по 40 врачебным специальностям кафедрами Института в виде переподготовки (специализации), а также очных (очно-заочных) циклов общего, сертификационного, аттестационного, тематического усовершенствования и стажировки на рабочем месте на базах клинических, диагностических отделений и лабораторий Центра и других ЛПУ г. Москвы.

Дополнительное профессиональное обучение (профессиональная переподготовка и повышение квалификации) среднего медицинского персонала проводится по 9 специальностям: лечебное дело, сестринское дело, сестринское дело в педиатрии, рентгенология, физиотерапия, медицинских массаж, функциональная диагностика, лабораторная диагностика, лечебная физкультура по заявкам руководителей ЛПУ и личным заявлениям средних медицинских работников.

В Институте организовано проведение выездных циклов, в том числе сертификационных, по заявкам

Табл. 1. Список научных специальностей Института усовершенствования врачей

14.00.01 Акушерство и гинекология

14.00.03 Эндокринология

14.00.05 Внутренние болезни

14.00.06 Кардиология

14.00.08 Глазные болезни

14.00.09 Педиатрия

14.00.13 Нервные болезни

14.00.14 Онкология

14.00.19 Лучевая диагностика, лучевая терапия

14.00.21 Стоматология

14.00.22 Травматология и ортопедия

14.00.27 Хирургия

14.00.28 Нейрохирургия

14.00.29 Гематология и переливание крови

14.00.33 Общественное здоровье и здравоохранение

14.00.37 Анестезиология и реаниматология

14.00.39 Ревматология

14.00.40 Урология

14.00.41 Трансплантология и искусственные органы

14.00.43 Пульмонология

14.00.47 Гастроэнтерология

14.00.48 Нефрология

14.00.51 Восстановительная медицина, Спортивная медицина, Курортология

и физиотерапия

руководителей органов и учреждений здравоохранения субъектов РФ.

Главной задачей образовательной деятельности Института является-совершенствование теоретических знаний и практических навыков медицинских работников с высшим и средним образованием по актуальным проблемам современной медицины и обучение новым высокотехнологичным видам медицинской помощи с целью их внедрения в клиническую практику лечебно-профилактических учреждений субъектов РФ.

По окончании обучения, слушателям, успешно сдавшим экзамены, выдаются документы государственного образца.

Для рассмотрения основных научных и научно-организационных вопросов деятельности Центра создан Ученый Совет, возглавляемый Президентом Центра, в составе которого 42 человека (из них профессоров, докторов наук - 28 человек). Согласно положению в состав Ученого Совета входят Президент Центра, его заместители, профессора кафедр, ректор Института. Работа Ученого Совета ведется по плану и включает основные вопросы научно-исследовательской, учебно-методической, медицинской, образовательной, кадровой и административно-хозяйственной деятельности Центра. Ученый Совет проводит конкурсный отбор профессорско-препо-

давательского состава и рассмотрение представлений к присвоению учёных и почетных званий.

Образовательная деятельность Центра осуществляется 18 кафедрами и 7 курсами в составе кафедр.

Структура профессиональной переподготовки специалистов

В соответствии с лицензией Центр имеет право на ведение образовательной деятельности по 49 образовательным программам профессиональной переподготовки, 7 программам интернатуры, 38 программам ординатуры и 24 программам аспирантуры, которые рассчитаны на специалистов, имеющих высшее и среднее профессиональное образование. По образовательным программам профессиональной переподготовки за отчетный период обучались специалисты и руководящие работники ЛПУ муниципальной, государственной и частной систем здравоохранения из 60 субъектов РФ. Контингент слушателей формируется в соответствии с годовым календарным планом циклов последипломного обучения специалистов здравоохранения, утвержденным Генеральным директором Центра. Обучение ведется по очной форме обучения на договорной основе по оказанию платных образовательных услуг (как с физическими, так и с юридическими лицами).

Общий контингент слушателей, прошедших обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам за 2004 г., 2005 г. и 9 месяцев 2006 г. составил: профессиональная переподготовка - 132 человека, повышение квалификации - 1244 человека. В течение 2004-2006 гг. принято на обучение 65 ординаторов и 22 врача-интерна. Подготовка ординаторов и интернов на кафедрах Центра осуществляется по типовым учебным планам и программам по специальностям, утвержденным Министерством Здравоохранения и социального развития РФ. На кафедрах разрабатываются программы, учебно-тематические планы и индивидуальные планы подготовки ординаторов и интернов по специальностям с почасовым их исполнением и перечнем рекомендуемой учебной литературы, которые утверждаются ректором Института. На созданной в 2005 г. кафедре усовершенствования среднего медперсонала прошли обучение за отчетный период более, чем 250 человек с средним медицинским образованием.

В целом структура обучения в Центре соответствует типу, виду и профилю образовательного учреждения, а также утвержденной лицензией.

Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса

Фонд библиотеки Центра содержит 6687 экз. медицинской литературы. Библиотека комплектует свой фонд в соответствии с профилем и направлениями деятельности Центра.

Обеспеченность обучающихся дополнительной литературой составляет: научные отраслевые перио-

дические издания - 82 названия (по 1-2 экземпляра), периодические центральные и массовые общественно - политические издания - 8 названий (по 1 экземпляру), справочно-библиографическая литература различных видов - 67 наименований (по 1 экземпляру), научные издания - 623 наименования (по 3-5 экземпляров).

Обеспеченность обучающихся основной учебной и учебно-методической литературой в среднем за 3 года составляет 44 экземпляра на одного обучающегося среднегодового контингента. В 2006 г. этот показатель равен 66,8 экз. По каждой дисциплине профессиональных образовательных программ в библиотеке и на кафедрах имеется достаточно-необходимое количество обязательной учебной литературы, учебно-методических материалов, а также нормативной и законодательной литературы, отвечающей современным требованиям. Слушатели обеспечиваются методическими материалами как на бумажных, так и на электронных носителях. Обучающиеся обеспечены учебной литературой (основной и дополнительной), учебно-методической, научной литературой, монографиями и методическими пособиями, необходимыми для организации образовательного процесса по всем дисциплинам основной образовательной программы, реферативными и научными журналами по 45 специальностям, в рамках которых осуществляется подготовка ординаторов и интернов. За аттестуемый период профессорско-преподавательским составом подготовлены: в 2004 г. - 8 монографий, 14 учебно-методических пособий, 2 видеофильма, 147 публикаций в научных сборниках, рецензируемых отечественных журналах и зарубежной печати. В 2005 г., соответственно, - 15 монографий, 17 учебно-методических пособий, 230 публикаций; за 9 месяцев 2006 г. - 14 монографий, 17 учебно-методических пособий, 3 видеофильма, 201 публикация.

Для работы ординаторов и интернов в Институте используется 3 компьютерных класса, оснащенных 20 современными ЭВМ, а также 36 компьютеров находятся на профильных кафедрах. В целом состояние учебно-методического и информационного обеспечения достаточно для ведения образовательной деятельности, а его содержание позволяет реализовать в полном объеме основные профессиональные образовательные программы.

Организация учебного процесса.

Учебный процесс в Центре регламентируется: учебными, учебно-тематическими планами и учебными программами, календарным планом циклов последипломного обучения специалистов здравоохранения на год, расписаниями учебных занятий, планами работы кафедр, учебно-методической, отчетно-учетной документацией, обеспечивающей организацию и проведение учебного процесса на основе унифицированных (типовых) программ дополнительного профессионального образования, утвержденных Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Вся документация

разработана в соответствии с «Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 610 и другими нормативными актами.

Непосредственной работой по ведению учебной документации, планированию учебной деятельности, регулированию расписаний, ведением учета выполнения учебной нагрузки преподавателей занимается учебно-методический отдел Института. Все рабочие учебные планы, а также программы по дисциплинам по подготовке ординаторов и интернов по каждому направлению разработаны в соответствии с Типовыми программами, утвержденными Минздравом России.

Ежегодно в Центре разрабатывается проект календарного плана циклов дополнительного профессионального образования и профессиональной переподготовки специалистов здравоохранения, который формируется с учетом возможностей кафедр, пожеланий слушателей, а также учреждений и органов управления здравоохранения субъектов РФ. Проект плана обсуждается на заседании учебно-методического совета и утверждается Генеральным директором Центра. Утвержденный календарный план циклов до начала года рассылается в ЛПУ и органы управления здравоохранения субъектов РФ, а также в различные медицинские организации вплоть до центральных районных больниц.

Учебно-методическая документация, разработанная преподавательским составом Центра, утвержденная учебно-методическим советом Института, отвечает основным требованиям, предъявляемым к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ. Документация включает в себя также утвержденные ректором учебные планы, учебно-тематические планы и учебные программы по различным медицинским специальностям. Учебный процесс строится на традиционных формах обучения: лекции, семинары, практические занятия, а также с применением активных форм обучения: деловые игры, клинические разборы больных с использованием современной компьютерной техники и программного обеспечения. В учебном процессе в интернатуре и ординатуре наряду с традиционными формами обучения активно используются такие формы обучения, как клинические и клинико-анатомические конференции, посещение интернами и ординаторами конференций по специальности, выполнение ими лечебной работы, подготовка докладов (сообщений) по специальности, научно-исследовательская работа.

Лечебная работа и освоение практических навыков слушателями, врачами интернами и ординаторами проводится в клиниках Центра с применением новых медицинских технологий. Клинические базы Центра имеют современное оборудование и оснащение. Коечный фонд Центра составляет 890 коек, на которых оказывается высококвалифицированная специализированная и

высокотехнологичная медицинская помощь. В структуре коечного фонда представлено более 20 профильных подразделений.

В последнее время открыты новые отделения: травматологии и ортопедии, гнойной хирургии, витреорети-нальной хирургии, челюстно-лицевой хирургии, отдел рентгенхирургических методов диагностики и лечения. В 2005 г. на базе Центра стал функционировать Национальный Центр грудной и сердечно-сосудистой хирургии в составе двух кардиохирургических отделений, отделения торакальной хирургии, отделения анестезиологии и реанимации, операционного блока. Широкое развитие хирургической службы Центра обусловило контингент обучающихся: 75% слушателей, ординаторов и интернов обучаются по специальностям хирургического профиля.

Таким образом, организация учебного процесса позволяет качественно реализовать все уровни образования с учетом направлений деятельности Центра.

Качество обучения слушателей

Уровень образования принимаемых слушателей на обучение по программам профессиональной переподготовки - это медицинские специалисты, имеющие высшее профессиональное образование по специальностям: Лечебное дело (040100), Педиатрия (040201) и Стоматология (040400); квалификацию - врач, а также медицинские работники, имеющие среднее медицинское образование.

При зачислении слушателей на обучение с целью выявления базового уровня знаний слушателей проводится «входное» (базисное) тестирование. Результаты тестирования нередко позволяют выявить существенные пробелы в знаниях слушателей и провести своевременную корректировку учебных планов, с целью устранения этих пробелов.

Потребности в обучении специалистов здравоохранения определяются на основе заявок и заключения договоров об оказании платных образовательных услуг с органами управления здравоохранения субъектов РФ, учреждениями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также с физическими лицами. Прием в ординатуру и интернатуру Центра пров одится по свободному конкурсу на договорной основе с физическими и юридическими лицами. Зачисление в интернатуру производится на основании личных заявлений выпускников и конкурса дипломов, а ординаторов - по результатам экзаменационных испытаний.

Для каждой группы слушателей уточняются учебно-тематические планы и расписания занятий с учетом пожеланий обучающихся специалистов здравоохранения.

Специфика и эффективность учебного процесса в Центре обусловлены: высоким профессиональным уровнем подготовки профессорско-преподавательского состава, непрерывным повышением их квалификации; современным уровнем оснащения клиник и учебных классов (высокий уровень материально-технической базы); индивидуальным подходом в обучении; обучением

новым высокотехнологичным видам медицинской помощи; практической направленностью учебного процесса; разнообразием форм и методов обучения; проведением базового, текущего (промежуточного) и итогового контроля знаний и умений.

В ходе реализации учебного процесса по образовательным программам профессиональной переподготовки медицинских кадров используется программное обеспечение, утвержденное и рекомендованное Минз-дравсоцразвития России для проведения тестирования слушателей по различным дисциплинам. Оценка знаний и профессиональной готовности слушателей к выполнению новых видов деятельности в виде текущего и итогового контроля знаний обучающихся в Центре проводится с использованием тестовых программ, насчитывающих от 300 до 1500 тестовых заданий по каждому направлению, контрольных заданий и задач, материалов по разбору клинических ситуаций, игровых заданий, списка контрольных вопросов, комплектов экзаменационных билетов с обязательным выставлением оценок. Итоговый экзамен состоит из 3-х частей: тестирования с целью определения уровня полученных медицинских знаний, оценки практических умений и навыков, собеседования с целью оценки личных и профессиональных качеств специалиста.

Текущий контроль за качеством обучения в ординатуре и интернатуре, выполнением индивидуальных планов, приобретенными знаниями и практическими навыками обучающихся осуществляется в течение учебного года непосредственно руководителями молодых специалистов. Два раза в год ординаторы и интерны отчитываются на кафедральных заседаниях, проводится промежуточный тестовый контроль, по результатам отчетов они аттестуются; ход их обучения заслушивается на Учебно-методическом совете.

При завершении подготовки в интернатуре и ординатуре проводится итоговый экзамен, включающий тестовый контроль, практические навыки и умения, собеседование, оценивающее профессиональное мышление врача. Прием экзаменов осуществляется экзаменационными (квалификационными) комиссиями, в которые входят ведущие специалисты профильных кафедр. Комиссии создаются ежегодно приказом ректора Института. В экзаменационную комиссию до начала экзаменов представляются кафедрами сведения о выполнении индивидуального плана, дневники врачей. В целях повышения качества учебного процесса на кафедрах ректорат Института проводит анонимный опрос слушателей циклов последипломного обучения специалистов здравоохранения по завершении обучения. Разработана анкета для слушателей циклов последипломного обучения специалистов здравоохранения, включающая в себя 34 вопроса - мнения обучающихся о прошедшем цикле обучения. Слушатели зачисляются на обучение и отчисляются приказом ректора Института. На кафедрах ведется учет посещаемости учебных занятий. Качеству

обучения в Центре уделяется большое внимание на всех этапах реализации образовательных программ.

Содержание, уровень, качество обучения соответствуют предъявляемым требованиям.

Кадровое обеспечение образовательного процесса.

Профессорско-преподавательский состав Центра формируется на конкурсной основе с последующим заключением трудового договора и в течение 2005-2006 гг. составлял 226 человек, занимающих 139 штатных ставок из 167 единиц, утвержденных приказом Президента Центра. В числе профессорско-преподавательского состава

- 180 штатных преподавателей и 46 штатных совместителей (76 - докторов медицинских наук, профессоров, 91

- кандидатов медицинских наук - доцентов, ассистентов). Доля штатных преподавателей составляет 80% от общего количества профессорско-преподавательского состава (при контрольном нормативе - 20%), доля лиц с учеными степенями и званиями - 73,8% (при лицензионном нормативе - 70%), доля докторов наук и профессоров

- 33,6% от общего числа профессорско-преподавательского состава.

Средний возраст преподавателей кафедр Центра в 2006 г. - 43,7 года. Средний возраст заведующих кафе-

драми - 50,4 года, профессоров - 49,5 лет, кандидатов наук - 34,1 года.

Профессорско-преподавательский состав Центра хорошо понимает, что повышение качества оказания медицинской помощи зависит не только от уровня развития медицинской науки, возможности применения новых медицинских технологий, выбора правильной и рациональной формы функционирования лечебно-диагностического процесса в лечебно-профилактических учреждениях, но и от уровня профессиональной подготовки специалистов медицинского профиля, своевременного повышения их квалификации, а также от качества обучения медицинского персонала. Сотрудники Национального Пироговского медико-хирургического Центра, участвующие в образовательном процессе, ректорат и кафедры Института усовершенствования врачей сегодня успешно реализуют и впредь будут активно применять принципы качественного и опережающего характера обучения, внедрения новых достижений отечественной и зарубежной науки и практики в систему повышения профессионального мастерства специалистов отрасли, поиска новых форм и методов послевузовского и дополнительного профессионального образования врачей и среднего медицинского персонала.

ВЕРНОСТЬ ПИРОГОВСКИМ ТРАДИЦИЯМ И ВЫСОКИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ -ОСНОВА ХИРУРГИИ В НАЦИОНАЛЬНОМ МЕДИКО-ХИРУРГИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ ИМЕНИ Н.И. ПИРОГОВА

Ю.М. Стойко

главный хирург, руководитель клиники хирургии Национального медико-хирургического Центра имени Н.И. Пирогова, профессор

В декабре 2006 года исполняется 4 года со дня основания Национального медико-хирургического центра имени Н.И. Пирогова. Период - безусловно, небольшой для истории. Однако, за это время удалось сделать очень много. Национальный медико-хирургический центр имени Н.И. Пирогова - молодое учреждение. Уникальность Центра как лечебного, научного и образовательного учреждения в системе здравоохранения России состоит, прежде всего, в сочетании Пироговских традиций и широкомасштабного внедрения высоких хирургических технологий.

Основной целью при создании Центра было образование учреждения, обеспечивающего простым гражданам России получение самой современной, наиболее эффективной, высокотехнологичной медицинской помощи.

Следует подчеркнуть, что современным достижениям хирургии, безусловно, способствовала стремительная специализация. Однако, существующая в настоящее время практика концентрации научных разработок, новых технологий, современного оборудования, подготовленных кадров, в основном, в клиниках узкоспециализированных научных учреждений не позволяет в полной мере внедрить в деятельность практического здравоохранения на уровне районных, городских, областных больниц и амбулаторно-поликлинических учреждений современные медицинские технологии, способные повысить эффективность здравоохранения и, как следствие, уровень здоровья граждан. Да и общий уровень хирургии определяется не отдельными, даже самыми значительными достижениями профильных академических институтов, а качеством

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.