Научная статья на тему 'Образовательная активность медицинского персонала психиатрической службы'

Образовательная активность медицинского персонала психиатрической службы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
224
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ / ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION / EDUCATIONAL ACTIVITY / MEDICAL PERSONNEL / PSYCHIATRIC SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Руженская Е. В.

Результаты анкетирования по вопросам непрерывного профессионального образования позволили определить частоту участия медицинского персонала в образовательных мероприятиях по специальности и выделить основные причины отказа от участия в повышении квалификации. Образовательная активность сравнивалась в разных профессиональных группах медицинских работников психиатрической службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Руженская Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational activity of psychiatric service medical personnel

The results of questionnaire upon the problems of continuous professional education were used in order to define the frequency of medical personnel participation in educational arrangements in specialty and in order to single out the main reasons of non-participation in improvement of professional skills. Educational activity was compared in various professional groups of psychiatric service medical workers.

Текст научной работы на тему «Образовательная активность медицинского персонала психиатрической службы»

Организация здравоохранения

УДК 614.23

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Руженская Е. В., кандидат медицинских наук

ОБУЗ «Областная клиническая психиатрическая больница “Богородское"», 153506, Ивановская область, Ивановский р-н, с. Богородское, ул. Большая Клинцевская, д. 2а

РЕЗЮМЕ Результаты анкетирования по вопросам непрерывного профессионального образования позволили определить частоту участия медицинского персонала в образовательных мероприятиях по специальности и выделить основные причины отказа от участия в повышении квалификации. Образовательная активность сравнивалась в разных профессиональных группах медицинских работников психиатрической службы.

Ключевые слова: непрерывное профессиональное образование, образовательная активность, медицинский персонал, психиатрическая служба.

Ответственный за переписку (corresponding author): e-mail: elena37r@yandex.ru

Уровень профессионализма медицинского персонала зависит не только от базового образования, но и от непрерывного обучения на последипломном этапе. Для поддержания достаточного профессионального уровня работников психиатрической службы, наряду с обязательными формами дополнительного профессионального образования (повышением квалификации), большое значение имеют образовательные мероприятия, организованные самой службой: научно-практические конференции, клинические разборы, изучение специальной литературы, интернет-разборы, ви-део-конференции и т. д. (далее - образовательные мероприятия). Успешность повышения профессиональной компетентности определяется потребностями персонала, мотивацией, образовательной активностью и правильно подобранными образовательными технологиями [1, 2].

Целью работы стало изучение образовательной активности медицинских работников психиатрической службы как одного из факторов повышения их профессионализма.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Проведен опрос 2503 сотрудников психиатрической службы. Это специалисты с высшим и средним медицинским образованием, работающие во всех учреждениях психиатрического профиля 4 областей Центральной России. Специально разработанная анкета включала вопросы оценки профессиональной подготовки, участия в образовательных мероприятиях и самообразования. В исследовании приняли участие 603 врача (из них 182 организатора здравоохранения и 421 врач-клиницист) и 1900 работников среднего звена (237 организаторов сестринского дела и 1663 медсестры).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

При анализе оценки медицинским персоналом профессиональной подготовки кадров в психиатрии выявлено, что только 37,5% сотрудников считают ее в целом достаточной. Негативно

EDUCATIONAL ACTIVITY OF PSYCHIATRIC SERVICE MEDICAL PERSONNEL Ruzhenskaya E. V.

ABSTRACT The results of questionnaire upon the problems of continuous professional education were used in order to define the frequency of medical personnel participation in educational arrangements in specialty and in order to single out the main reasons of non-participation in improvement of professional skills. Educational activity was compared in various professional groups of psychiatric service medical workers.

Kev words: continuous professional education, educational activity, medical personnel, psychiatric service.

оценивают её 4,8% опрошенных, называют не в полной степени достаточной 33,4% медицинского персонала. Тревожным является тот факт, что четвертая часть специалистов (24,3%) не смогла оценить профессиональную подготовку коллег и свою собственную.

При анализе процесса непрерывного последипломного образования было отмечено недостаточное участие медицинских работников в образовательных мероприятиях. Лишь половина сотрудников (54,4%) участвуют в них ежемесячно, остальные - гораздо реже: 23,4% - раз в полгода, 8,4% - раз в год, 13,7% отметили, что в течение года не повышали свою квалификацию.

Врачебный персонал статистически значимо реже, чем сестринский, повышает свою квалификацию - ежемесячно принимают участие в образовательных программах 44,9% врачей и 57,4% работников среднего звена (р < 0,001), раз в полгода - соответственно 36,2 и 19,4% (р < 0,001) (табл. 1). Причем эта тенденция сохраняется как среди руководящих кадров, так среди работников

практического уровня (табл. 2): ежемесячно участвуют в образовательных мероприятиях 74,7% организаторов сестринского дела и 57,2% организаторов здравоохранения (р < 0,001), 55% практических медсестер и 39,7% практических врачей (р < 0,001).

Такая тенденция, по всей видимости, объясняется тем, что система непрерывного образования для специалистов среднего звена является предметом забот не только организаторов сестринского дела, но и заведующих отделениями, непосредственных руководителей службы, потому она более насыщена мероприятиями и более структурирована [3, 4].

Вопросами непрерывного образования врачебного персонала занимаются организаторы здравоохранения, а также кафедры психиатрии вузов. По нашему мнению, эта работа должна быть активизирована с целью увеличения частоты и упорядоченности мероприятий.

Однако при внешне более благополучной ситуации с непрерывным последипломным образова-

Таблица 1. Частота участия медицинского персонала психиатрических учреждений в образовательных программах в зависимости от уровня образования

Частота участия в образовательных программах Общее число медицинских работников Из них

врачебный персонал средний медперсонал

абс. % абс. % абс. %

Ежемесячно 1362 54,4 271 44,9 1091 57,4

Раз в полгода 587 23,4 218 36,2 369 19,4

Раз в год 210 8,4 53 8,8 157 8,3

Практически не участвуют 342 13,7 61 10,1 281 14,8

Не ответили на вопрос 2 0,1 0 0,0 2 0,1

Всего 2503 100,0 603 100,0 1900 100,0

Таблица 2. Частота участия медицинского персонала психиатрических учреждений в образовательных программах в зависимости от должностного статуса

Частота участия в образовательных программах Врачебный персонал Средний медперсонал

в целом в том числе в целом в том числе

организаторы практические врачи организаторы медсестры

абс. % абс. % абс. % абс. % абс. % абс. %

Ежемесячно 271 44,9 104 57,2 167 39,7 1091 57,4 177 74,7 914 55,0

Раз в полгода 218 36,2 55 30,2 163 38,7 369 19,4 36 15,2 333 20,0

Раз в год 53 8,8 12 6,6 41 9,7 157 8,3 10 4,2 147 8,8

Практически не участвуют 61 10,1 11 6,0 50 11,9 281 14,8 14 5,9 267 16,1

Не ответили на вопрос 0 0,0 0 0,0 0 0,0 2 0,1 0 0,0 2 0,1

Всего 603 100,0 182 100,0 421 100,0 1900 100,0 237 100,0 1663 100,0

нием среднего медицинского персонала (СМП) нельзя не обратить внимание на ряд негативных тенденций.

Во-первых, среди СМП больше специалистов, почти не участвующих в образовательных программах, - 14,8% (против 10,1% среди врачей-психиатров, р < 0,01). Среди практических медсестер этот показатель достигает 16,1% (против 5,9% среди организаторов сестринского дела, р < 0,001, и 13,7% по всей выборке медработников, р < 0,05). Собственно, неучастие в образовательных программах такого числа медсестер и определяет большую долю неучаствующих в целом.

Доля лиц, проходящих повышение квалификации хотя бы раз в полгода, составляет 81,1% среди врачей и лишь 76,8% среди СМП (р < 0,05). В совокупности с числом активно участвующих в образовательных мероприятиях и числом лиц, не повышающих квалификацию вообще, это свидетельствует о неравномерности работы с СМП.

Во-вторых, при анализе образовательной активности медицинского персонала в зависимости от возраста (табл. 3) становится очевидным существенное различие образовательной активности врачей и медсестер одинаковых возрастных групп.

Так, у врачей в молодом возрасте, который обычно совпадает с началом профессиональной деятельности, закладкой профессионального фундамента, наблюдается пик образовательной активности. В возрастной группе младше 30 лет ежемесячно участвуют в образовательных мероприятиях 50% врачей. Затем активность постепенно спадает, в возрастной группе 60 лет и старше ежемесячно повышают квалификацию лишь 42,5% врачей. Не участвуют в образовательных программах 13,1% врачей в возрасте до 30 лет, затем этот показатель существенно падает, в следующих возрастных группах составлял 9,3-8,9 и 6,0% соответственно. Максимален показатель старшей возрастной группы врачей при завершении профессиональной деятельности (15%).

Таблица 3. Частота участия медицинского персонала психиатрических учреждений в образовательных программах в зависимости от возраста

Частота участия в образовательных программах Число участвующих в зависимости от возраста

до 30 лет 30-39 лет 40-49 лет 50-59 лет 60 лет и более Итого

абс. % абс. % абс. % абс. % абс. % абс. %

Медицинский персонал в целом

Ежемесячно 169 52,1 338 51,6 329 51,9 316 58,0 210 60,9 1362 54,4

Раз в полгода 66 20,4 149 22,7 165 26,0 134 24,6 73 21,2 587 23,4

Раз в год 30 9,3 64 9,8 57 9,0 38 7,0 21 6,1 210 8,4

Практически не участвуют 59 18,2 104 15,9 83 13,1 56 10,3 40 11,6 342 13,7

Не дали ответ 0 0,0 0 0,0 0 0,0 1 0,1 1 0,2 2 0,1

Всего 324 100,0 655 100,0 634 100,0 545 100,0 345 100,0 2503 100,0

Врачебный персонал

Ежемесячно 42 50,0 49 45,9 69 43,7 60 44,8 51 42,5 271 44,9

Раз в полгода 22 26,2 36 33,6 62 39,2 55 41,0 43 35,8 218 36,2

Раз в год 9 10,7 12 11,2 13 8,2 11 8,2 8 6,7 53 8,8

Практически не участвуют 11 13,1 10 9,3 14 8,9 8 6,0 18 15,0 61 10,1

Не дали ответ 0 0,0 0 0,0 0 0,0 0 0,0 0 0,0 0 0,0

Всего 84 100,0 107 100,0 158 100,0 134 100,0 120 100,0 603 100,0

Средний медицинский персонал

Ежемесячно 127 52,9 289 52,7 260 54,7 256 62,3 159 70,7 1091 57,4

Раз в полгода 44 18,3 113 20,6 103 21,6 79 19,2 30 13,3 369 19,4

Раз в год 21 8,8 52 9,5 44 9,2 27 6,6 13 5,8 157 8,3

Практически не участвуют 48 20,0 94 17,2 69 14,5 48 11,7 22 9,8 281 14,8

Не дали ответ 0 0,0 0 0,0 0 0,0 1 0,2 1 0,4 2 0,1

Всего 240 100,0 548 100,0 476 100,0 411 100,0 225 100,0 1900 100,0

Среди работников среднего звена в возрасте до 30 лет доля лиц, ежемесячно повышающих квалификацию, составляет 52,9%, затем активность персонала увеличивается и пик её (70,7%) наблюдается уже в пенсионном возрасте (60 лет и старше). В возрасте до 30 лет 20% медсестер отметили, что не участвуют в образовательных программах, затем этот показатель снижается и доходит до своего минимума (9,8%) в возрастной группе 60 лет и старше.

Надо ли говорить, что возраст от 30 до 60 лет является самыми продуктивным периодом профессиональной деятельности, и нежелание совершенствовать профессиональные знания, умения и навыки негативно сказывается на качестве медицинской помощи?

Крайне важным для качественного оказания медицинской помощи является профессионализм врачей и СМП независимо от этапа и условий её оказания. Проведен анализ образовательной ак-

тивности специалистов в зависимости от типа учреждения, в котором они работают (табл. 5).

Проанализированы ответы сотрудников психиатрических учреждений системы здравоохранения - областных учреждений клинического и неклинического уровня, психиатрических кабинетов центральных районных больниц (ЦРБ). Кроме того, в исследовании участвовали специалисты психиатрических учреждений системы социальной защиты населения - психоневрологических интернатов (ПНИ).

Установлено, что работники учреждений социальной защиты населения демонстрируют в целом более низкие показатели образовательной активности. Так, ежемесячно повышают квалификацию 40,1% специалистов психиатрической службы ПНИ (против 56,6% в системе здравоохранения, р < 0,001, и 54,4% в целом по выборке, р < 0,001), раз в полгода - 16,1% (против 24,5% в системе здравоохранения, р < 0,001, и 23,4% в целом по

Таблица 5. Частота участия медицинского персонала психиатрических учреждений в образовательных программах в зависимости от типа учреждения

Частота участия в образовательных программах Медперсонал учреждений здравоохранения Медперсонал учреждений социальной защиты Итого

по категориям учреждений в целом

клинические больницы неклинические больницы психиатрические кабинеты ЦРБ

абс. % абс. % абс. % абс. % абс. % абс. %

Медицинский персонал в целом

Ежемесячно 912 59,7 269 59,7 52 25,9 1233 56,6 129 40,1 1362 54,4

Раз в полгода 332 21,7 119 26,4 84 41,8 535 24,5 52 16,1 587 23,4

Раз в год 112 7,3 28 6,2 31 15,4 171 7,8 39 12,1 210 8,4

Практически не участвуют 173 11,3 33 7,3 34 16,9 240 11,0 102 31,7 342 13,7

Не ответили на вопрос 0 0,0 2 0,4 0 0,0 2 0,1 0 0,0 2 0,1

Всего 1529 100,0 451 100,0 201 100,0 2181 100,0 322 100,0 2503 100,0

Врачебный персонал

Ежемесячно 208 54,7 41 41,4 14 16,3 263 46,6 8 21,0 271 44,9

Раз в полгода 111 29,2 38 38,4 50 58,1 199 35,2 19 50,0 218 36,2

Раз в год 28 7,4 9 9,1 10 11,6 47 8,3 6 15,8 53 8,8

Практически не участвуют 33 8,7 11 11,1 12 14,0 56 9,9 5 13,2 61 10,1

Не ответили на вопрос 0 0,0 0 0,0 0 0,0 0 0,0 0 0,0 0 0,0

Всего 380 100,0 99 100,0 86 100,0 565 100,0 38 100,0 603 100,0

Средний медицинский персонал

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ежемесячно 704 61,3 228 64,8 38 33,0 970 60,0 121 42,6 1091 57,4

Раз в полгода 221 19,2 81 23,0 34 29,6 336 20,8 33 11,6 369 19,4

Раз в год 84 7,3 19 5,4 21 18,3 124 7,7 33 11,6 157 8,3

Практически не участвуют 140 12,2 22 6,3 22 19,1 184 11,4 97 34,2 281 14,8

Не ответили на вопрос 0 0,0 2 0,5 0 0,0 2 0,1 0 0,0 2 0,1

Всего 1149 100,0 352 100,0 115 100,0 1616 100,0 284 100,0 1900 100,0

выборке, р < 0,01), раз в год - 12,1% (против 7,8% в системе здравоохранения, р < 0,05, и 8,4% в целом по выборке, р < 0,05), практически не участвуют - 31,7% (против 11,0% в системе здравоохранения, р < 0,001, и 13,7% в целом по выборке, р < 0,001).

Но и при внешне более благополучной образовательной активности специалистов психиатрической службы здравоохранения явственно прослеживается разница в ответах медиков городского и сельского здравоохранения.

Государственные психиатрические больницы клинического уровня находятся в областных центрах, неклинического - в крупных населенных пунктах региона; психиатрические кабинеты наиболее приближены к населению, разбросаны по области. Клинические психиатрические учреждения являются методическими центрами региона по психиатрии, и основные образовательные мероприятия проходят на их базе. Неклинические областные учреждения располагаются отдельно, но, являясь крупными, однопрофильными психиатрическими, централизованно направляют своих специалистов на образовательные мероприятия по специальности.

В сельских районах психиатрические кабинеты находятся в ЦРБ и достаточно сильно оторваны от центральных баз. Показатели образовательной активности работающих там специалистов неутешительны. Ежемесячно участвуют в образовательных мероприятиях лишь 16,3% районных психиатров и 33% медсестер психиатрических кабинетов; высока доля врачей, почти не повышающих квалификацию, - 14,0%, среди медсестер она достигает 19,1%.

При анализе образовательной активности по гендерному признаку (табл. 6) установлено, что женщины чаще проходят повышение квалификации -ежемесячно 55,2% (против 48,0% среди мужчин, р< 0,01).

Причинами этого явления 33,7% специалистов считают отсутствие информации о проводимых образовательных мероприятиях, 37,2% - невозможность участия вследствие производственной загруженности, 5% - пассивное или активное противодействие администрации лечебно-про-филактического учреждения, 9,9% - личную незаинтересованность в образовании. Больше доля сотрудников со столь низкой мотивацией среди СМП (11,3 против 5,5% среди врачей, р< 0,001).

Мужчины достоверно чаще ссылаются на производственную занятость (46,9 против 36,0% среди женщин, р < 0,001), женщины - на отсутствие информации о мероприятиях (23,0 против 20,6% среди мужчин, р < 0,001).

Нужно отметить, что отсутствие информации о проводимых мероприятиях чаще является причиной отказа от участия в повышении квалификации у практических врачей (30,2 против 17,6% среди организаторов здравоохранения, р < 0,01) и медсестер (22,4 против 14,8% среди организаторов сестринского дела, р < 0,01). Кроме того, специалисты практического звена чаще ссылаются на производственную загруженность - как практические врачи (39,0 против 37,% среди организаторов здравоохранения), так медсестры (37,8 против 30,0% среди организаторов сестринского дела, р < 0,02).

Вызывает обеспокоенность тот факт, что достаточно большая часть руководителей службы (как врачебного, так и сестринского звена) не смогли обозначить причину неучастия в образовательных мероприятиях, хотя считали их целесообразными для повышения квалификации. Среди организаторов здравоохранения эта группа составляет 23,3%, что достоверно выше как показателя практических врачей (19,2%, р < 0,01), так и врачей в целом (23,3%, р < 0,02), и показате-

Таблица 6. Частота участия медицинского персонала психиатрических учреждений в образовательных программах в зависимости от пола

Частота участия в образовательных Общее число Из них

медицинских работников мужчины женщины

программах абс. % абс. % абс. %

Ежемесячно 1362 54,4 133 48,0 1229 55,2

Раз в полгода 587 23,4 91 32,9 496 22,3

Раз в год 210 8,4 18 6,5 192 8,6

Практически не участвуют 342 13,7 35 12,6 307 13,8

Не ответили на вопрос 2 0,1 0 0,0 2 0,1

Всего 2503 100,0 277 100,0 2226 100,0

ля всех респондентов целом по выборке (25,2%, р< 0,05).

Среди организаторов сестринского дела этот показатель ещё выше - 41,7% и также статистически значимо отличается от показателей как практических медсестер (23,5%, р < 0,001), так и СМП

в целом (25,8%, р < 0,001) и всех респондентов (25,2%, р< 0,001).

Причины слабой образовательной активности достаточно прозрачны (табл. 7). Для специалистов домов-интернатов и сотрудников психиатрических кабинетов ЦРБ актуальными являются отсут-

Таблица7. Самооценка медперсоналом разных типов психиатрических учреждений причин недостаточного участия в образовательных программах

Причины Медперсонал учреждений здравоохранения Медперсонал учреждений соцзащиты Итого

по категориям учреждений в целом

клинические больницы неклинические больницы психиатрические кабинеты ЦРБ

абс. % абс. % абс. % абс. % абс. % абс. %

Медицинский персонал в целом

Личная незаинтересованность 150 9,8 62 13,7 12 6,0 224 10,3 24 7,5 248 9,9

Отсутствие информации о проводимых образовательных мероприятиях 270 17,7 86 19,1 75 37,2 431 19,8 136 42,2 567 22,7

Невозможность присутствия вследствие производственной загруженности 645 42,2 144 31,9 85 42,3 874 40,1 57 17,7 931 37,2

Нежелание администрации ЛПУ содействовать участию сотрудников в мероприятиях 47 3,1 19 4,2 16 8,0 82 3,8 44 13,7 126 5,0

Не обозначили причину 417 27,2 140 31,1 13 6,5 570 26,0 61 18,9 631 25,2

Всего 1529 100,0 451 100,0 201 100,0 2181 100,0 322 100,0 2503 100,0

Врачебный персонал

Личная незаинтересованность 21 5,5 7 7,1 2 2,3 30 5,3 3 7,9 33 5,5

Отсутствие информации о проводимых образовательных мероприятиях 81 21,4 30 30,3 31 36,0 142 25,1 17 44,7 159 26,4

Невозможность присутствия вследствие производственной загруженности 148 38,9 30 30,3 39 45,4 217 38,5 15 39,5 232 38,5

Нежелание администрации ЛПУ содействовать участию сотрудников в мероприятиях 18 4,7 6 6,0 11 12,8 35 6,2 3 7,9 38 6,3

Не обозначили причину 112 29,5 26 26,3 3 3,5 141 25,0 0 0,0 141 23,3

Всего 380 100,0 99 100,0 86 100,0 565 100,0 38 100,0 603 100,0

Средний медицинский персонал

Личная незаинтересованность 129 11,2 55 15,6 10 8,7 194 12,0 21 7,4 215 11,3

Отсутствие информации о проводимых образовательных мероприятиях 189 16,4 56 15,9 44 38,3 289 17,9 119 41,9 408 21,5

Невозможность присутствия вследствие производственной загруженности 497 43,3 114 32,4 46 40,0 657 40,7 42 14,8 699 36,8

Нежелание администрации ЛПУ содействовать участию сотрудников в мероприятиях 29 2,5 13 3,7 5 4,3 47 2,9 41 14,4 88 4,6

Не обозначили причину 305 26,6 114 32,4 10 8,7 429 26,5 61 21,5 490 25,8

Всего 1149 100,0 352 100,0 115 100,0 1616 100,0 284 100,0 1900 100,0

ствие информации о проводимых мероприятиях и противодействие администрации лечебно-про-филактического учреждения.

ВЫВОДЫ

1. Медицинский персонал психиатрической службы в целом достаточно активно участвует в повышении квалификации. Образовательная активность врачебного персонала ниже, чем сестринского; в разных профессиональных группах средних медицинских работников на-

блюдается неравномерность данного показателя.

2. Наименьшая образовательная активность наблюдается среди медицинских работников психиатрических кабинетов сельских районов и психоневрологических интернатов.

3. При планировании и проведении образовательных программ необходимо обратить внимание на информированность персонала о проводимых мероприятиях, а также рациональное включение их в рабочее время специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Копысова, И. А. Развитие мотивационной составляющей профессиональной активности врача / И. А. Копысова, И. В. Шешунов // Вестн. Томского государственного педагогического университета. -2010.-№4(94).-С. 68-71.

2. Непрерывное последипломное медицинское профессиональное образование в СЗФО: проблемы и перспективы / Н. Т. Гончар [и др.] // Вестн. Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования. - 2011. - Т. 3, № 3. -С. 7-14.

3. Руженская, Е. В. Мотивация профессионального совершенствования медицинского персонала психиатрической службы / Е. В. Руженская // Рос. психиа-трич. журн. - 2010. - № 5. - С. 54-57.

4. Руженская, Е. В. Основные гендерные особенности медицинского персонала психиатрической службы в оценке общих мотивационных факторов удовлетворенности трудом / Е. В. Руженская // Ивановская региональная психиатрия, психиатрическая служба в условиях модернизации здравоохранения. - Иваново : Талка, 2011. -С. 155-163.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.