Научная статья на тему 'Образование XXI века: проблемы и перспективы'

Образование XXI века: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12609
876
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование XXI века: проблемы и перспективы»

ОБРАЗОВАНИЕ XXI ВЕКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Э.И. Шурыгина

(Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения) Научный руководитель - доктор социологических наук, профессор Л.Я. Орлова

В системе ценностей каждого человека существуют базовые ценности. К ним можно отнести образованность, честность, порядочность, воспитанность, трудолюбие, уважение к окружающим. Образование и воспитание являются базисом социума. Идеалы и ценности личности начинают формироваться именно в образовательно-воспитательном пространстве.

Образование как социальный институт становится все более значимым в нашем мире. Вне этого института невозможна экономическая и политическая жизнь, развитие культуры и науки, поэтому вопросы развития национальных систем образования стали доминантой общественных интересов и усилий большинства стран мира. Образовательная функция стала одной из главных обязанностей и функций современного государства. Ведь без опережающего развития образования сегодня невозможен ни политический, ни экономический, ни культурный рост государства.

На мой взгляд, тема образования сегодня очень актуальна. Образование и интеллект становятся основной ценностью в наступившем XXI веке. В отличие от века пара, каким был XIX век, и века XX, который был веком электричества и атомной энергии, наступивший век будет веком гуманитарных знаний. В XXI веке все передовые державы будут делать ставку не на развитие производства товаров, а на получение новых знаний и создание новых технологий [1]. Во многих государствах растет понимание того, что образование является сферой прибыльных долгосрочных инвестиций и эффективного вложения капитала.

В развитых странах финансирование государством расходов на образование одного жителя в 25-30 раз выше, чем в развивающихся странах [6]. Одна из основных тенденций образования на Западе - рост его доступности. Так, в США уже к 1965 г. расходы на образование достигли 6,6%. За 40 лет относительная доля затрат на образование удвоилась. Характерно, что доля расходов на образование в США превышала соответствующий показатель большинства европейских стран, что в немалой степени определило индустриальное и научное лидерство США в послевоенном мире.

Комиссия американского Конгресса, созданная президентом Д. Эйзенхауэром в 1957 г. в целях выяснения причин победы СССР в Космосе (запуск первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 г.), пришла к выводу, что именно система образования СССР обеспечила нашей стране этот приоритет. Под влиянием Комиссии в США учли урок и провели колоссальную работу, включив сферу образования в число приоритетных направлений в борьбе за лидерство в современном мире [3].

Европейские страны ускоренными темпами повышают расходы на образование, стремясь подтянуться к лидеру. По сравнению с ними в США выше доля населения, получающего в данный момент образование. На одного выпускника высшей школы в странах Евросоюза приходится четыре выпускника высшей школы в США [1].

Не только передовые, но и многие развивающиеся страны очень быстро поняли, что нужна принципиальная смена координат в отношении образования. Так, больше половины выпускников средней школы в Южной Корее поступают в высшие учебные заведения. Расходы на образование составляют 22% бюджета государства, что больше, чем в любой другой азиатской стране, за исключением Японии. Начиная с 60-х годов, поток инвестиций в образование постоянно возрастал. Руководство Южной Кореи, даже имея дефицит во внешней торговле, увеличивая внешние займы, поддерживало на высоком уровне инвестиции в образование. В результате такой политики Южная Корея входит теперь в число наиболее развитых стран мира.

В другой стране - Сингапуре - создана такая система образования, что ее жители не желают выезжать на достаточно престижную работу за рубеж, чтобы не лишить своих детей возможности получить высокий уровень образования в своей стране [4].

Опыт этих государств очень поучителен для России. Новые информационные технологии дают колоссальные возможности для развивающихся стран вырваться в лидеры. Общество фактически программирует свое будущее через систему образования. Высокий образовательный потенциал нации - одно из главных слагаемых будущего подъема России.

Несмотря на то, что ресурсное обеспечение российских вузов в 50 раз ниже, чем европейских университетов, а разрыв с американскими еще выше, российские студенты и школьники до сих пор регулярно берут призовые места на различных международных олимпиадах [1]. В России был принят закон «О Федеральной программе развития образования на 2000-2005 гг.», программа которого является организационной основой государственной политики в области образования. В последние годы в России наблюдается высокий темп роста расходов на образование, опережающий рост многих других статей бюджета.

Однако проблем и задач, которые предстоит решить, больше, чем достижений. Основная проблема, которая беспокоит всех без исключения исследователей образования -снижение уровня реального образования, кризис образования. В последнее десятилетие резко увеличился разрыв между школой и вузом: не более трети абитуриентов поступали в вузы без дополнительной (платной) подготовки, т.е. на 70% подготовка абитуриентов находится под контролем различных коммерческих структур [5]. Треть профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений Москвы и Санкт-Петербурга отмечают резкое снижение в последние годы уровня подготовки абитуриентов к конкурсным экзаменам в вузы [4]. Низкий уровень подготовки большинства абитуриентов приводит к тому, что вузы буквально наводнены студентами, явно не способными учиться. Это сказывается на качестве обучения, его результатах. Так, отсев с первого курса гуманитарных вузов составляет 21,3%, технических - 19,3% [4].

Вызывает опасение и тот факт, что пополнение студентов идет на 2/3 за счет детей состоятельных родителей. Статистический анализ свидетельствует о явном приоритете детей состоятельных родителей в структуре наиболее престижных профессий [4]. Обеднение, а часто и обнищание, не позволяет талантливой молодежи из провинций обучаться в престижных столичных вузах. В нынешних условиях, не позволяющих принимать в высшие учебные заведения большинство желающих учиться, ужесточается конкурсная ситуация. Сегодня уже кажутся невероятными возможности 1962 г., когда в вузы страны могли поступить все выпускники средней школы [4]. В силу коммерциализации образования лишь 13% родителей, дедушек и бабушек рассчитывают на бесплатное получение детьми образования. Впятеро больше (68%) тех, кто полагает, что им придется платить за учебу детей и внуков [4]. В нашей стране при достаточно скромном уровне доходов населения 56% студентов платят за свое образование [1].

На мой взгляд, в государственных вузах обучение должно быть бесплатным. При платном высшем образовании в вузах могут учиться только дети состоятельных родителей. Неизвестно, будут ли они серьезно относиться к учебе и своей будущей профессии. Способные, умные, талантливые ребята из менее обеспеченных семей могут остаться «за бортом». По моему мнению, общество от этого только проиграет.

Тревожными для общества являются такие тенденции в сфере образования и науки, как коллективное старение научных кадров, высокая текучесть молодежи. Молодых людей совсем не привлекает сфера науки, образования. Социологические исследования показывают, что лишь немногие студенты хотят после окончания университета работать преподавателями или быть научными работниками. Настолько непривлекательно со всех точек зрения (в том числе и с материальной) положение ученого, преподавате-

ля, учителя в нашем обществе, что оно не может способствовать приходу молодых специалистов в сферу этих профессий [7].

Еще одна серьезная проблема состоит в том, что стремительно растет число людей, которые занимаются не тем, чему их учили в учебных заведениях. Статистика показывает, что всего 20% людей, получающих высшее образование, в дальнейшем работает по первоначально полученной специальности [1]. С одной стороны, стало нормой встретить инженера или учителя, работающего грузчиком, продавцом. С другой стороны, не так уж редки режиссеры-банкиры, философы-предприниматели, биологи-консультанты по проблемам управления и т.д. Каждый шестой-седьмой из числа выпускников вузов вынужден сменить специальность, так как полученные им знания не востребованы обществом, нет работы по специальности, обозначенной в дипломе [4].

Выход из этого кризиса видится в превращении института образования в реальный приоритет общества, в том числе за счет принципиально новой системы финансирования со стороны государства. Те государства, которые умеют оценивать знания, вкладывать в образование солидные инвестиции, очень часто отрывая их от других сфер хозяйственной жизни, готовят будущих специалистов, профессионально состоятельных, компетентных, с практическими навыками и умениями. По расчетам Всемирного банка, более 75% национального богатства стран Северной Америки и Западной Европы составляет человеческий капитал, т. е. образованное население, умеющее использовать знания для нахождения наиболее эффективных решений возникающих проблем [4]. Затраты на образование являются самыми эффективными инвестициями в экономику, поэтому правительства многих государств вкладывают огромные средства в развитие национальных систем образования, рассматривая их как инвестиции в будущее нации.

В современном мире знания являются самым подвижным ресурсом, источником обогащения не только отдельного человека, но и общества в целом. С началом формирования постиндустриального общества резко возросла роль информационных технологий и человеческих знаний в производстве высокоэффективных товаров и услуг. Ежегодный оборот на рынке высоких технологий и наукоемкой продукции в несколько раз превышает оборот рынка сырья, включая нефть, газ и нефтепродукты, а традиционный промышленный капитал уступил первенство человеческому капиталу, ставшему основной производительной силой в современном мире [1]. Интеллектуальный капитал заменяет дорогостоящее оборудование и становится основным ресурсом современной экономики, ценность которого постоянно растет. По данным специалистов, для успешного развития государства в современных условиях необходимо, чтобы доля специалистов с высшим образованием составляла не менее 40-60% от общей численности занятого населения [2].

В связи с происходящими цивилизационными изменениями должна быть пересмотрена система образовательных программ. Создание общества, основанного на знаниях, требует от организаторов образования, участников образовательного процесса, государственных структур оптимизации технологий современного образовательного процесса, который должен исходить из стимулирования творческой активности обучающихся. Одной из главных целей перспективной системы образования является формирование творческого потенциала личности, человека-созидателя. Такой человек не только владеет профессионально необходимыми знаниями и навыками, но и способен к постижению нового, готов к самостоятельным гибким решениям.

Самосозидание - условие и способ существования таланта. Однако это личное качество может быть и не сформировано - в этом случае человек может делать только то, чему его обучили. У него нет потребности к саморазвитию, а если такая потребность и возникает, ее реализация может быть не обеспечена уровнем предыдущей подготовки [6].

Время все в большей мере требует всесторонне подготовленного специалиста -личность. И перед институтом образования стоит задача соответствовать требованиям,

предъявляемым информационной революцией. Нужно готовить не узких специалистов, а людей с системной подготовкой. Поэтому прежде всего необходимо давать общее высшее образование. Владение основными средствами коммуникации и формального описания мира - математикой, родным языком, иностранным языком и компьютерными технологиями - позволит человеку свободно перемещаться в образовательном пространстве и осваивать новые области. С этой точки зрения, в России была создана одна из лучших в мире систем образования. Наш инженер мог браться практически за любую работу, даже весьма далекую от его специальности, указанной в дипломе. Он был приучен овладевать новыми знаниями. Именно поэтому российские специалисты ценятся на Западе - в силу своей фундаментальной подготовки они легко осваиваются в нестандартных ситуациях и лучше других способны решать нестандартные проблемы [1].

Также следует отметить такие приоритетные направления в реформировании образования, как гуманитаризация и гуманизация. Под гуманитаризацией понимается увеличение доли гуманитарных учебных дисциплин, в том числе в технических вузах. Человек XXI века должен иметь широкое, не только специальное, но и гуманитарное образование. Такая база составляет основу успешной профессиональной работы, превращает человека в реального участника жизни общества, делает его привлекательным для общения.

Гуманизация же подразумевает перенесение центра тяжести в изучаемых дисциплинах на человека, на познание его сути, потребностей, на его духовный мир [5]. Антропология как наука о человеке и человечестве должна стать важным элементом образования в XXI в. [1]. Особое внимание должно быть уделено воспитанию таких качеств в человеке, как гуманность и высоконравственность, которые в настоящее время являются дефицитом.

Человек, живущий в информационном обществе, должен быть ориентирован на непрерывное образование, т. е. в течение всей своей жизни должен учиться, узнавать что-то новое, приобретать различные навыки и всесторонне развиваться. Во многих сферах деятельности успех и карьерный рост зависят от непрерывного образования, поэтому необходимо постоянно совершенствовать и пополнять свои профессиональные знания. Современный работник должен умело реагировать на любые изменения. «Умение адаптироваться к изменениям станет более важным качеством, чем обладание конкретными знаниями и навыками» [6].

В Швеции были проведены исследования, в ходе которых было установлено, что знания, приобретенные в вузе, играют роль только до 40 лет. Если в дальнейшем человек не пополняет, не расширяет эти знания, то качество его жизни снижается [4].

Темпы смены базовых технологий в современной индустрии настолько велики, что уже в среднем через три года объем полученных в вузе знаний перестает соответствовать требованиям реального производства [1]. Порою те методы, которые сегодня являлись инновационными, и та информация, которая еще вчера была совершенно новой, завтра оказываются устаревшими, на смену им приходят другие методы и информация. Именно поэтому системы образования в США и странах Европы ориентированы на обучение человека в течение всей жизни, для чего созданы различные формы дополнительного образования.

В современном мире стало необходимым сближение международных стандартов профессионального образования, формирование единого образовательного пространства. С этой целью в 1999 г. в Болонье представители 29 европейских стран приняли совместный документ - Болонскую декларацию. Сегодня эта декларация охватывает в разной степени 40 стран, в том числе и Россию, которая в лице министра образования РФ В.М. Филиннова 19 сентября 2003 г. в Берлине подписала соглашение о присоединении нашего государства к Болонской декларации. Декларация провозгласила начало десятилетнего пути по формированию единого пространства высшего образования, в

котором студенты и преподаватели получат возможность свободно переходить из одного университета в другой, а полученный документ об образовании будет признан во всей Европе, что расширит для каждого рынок труда.

В основе Болонского процесса лежат следующие принципы:

• будущее человечества зависит от культурного, научного и технического развития, которое формируется в высших учебных заведениях;

• университет служит всему обществу в целом;

• образование должно стать непрерывным и сопровождать человека всю его жизнь;

• необходимо развивать единство образовательной и исследовательской деятельности;

• университет призван сохранить традиции европейского гуманизма, стремиться к взаимодействию и взаимопониманию разных культур [6].

Для России подписание Болонской декларации означает принятие ряда требований, основное из которых - переход на двухуровневую систему высшего образования (бакалавриат и магистратура). «Подготовка бакалавров и магистрантов чужда традициям российского образования и, как показывает практика, отвергается многими вузами после первых лет попыток ее введения» [7]. В связи с этим перед нашей страной стоит сложная задача. С одной стороны, необходимо учесть лучшие достижения в организации высшего образования ряда европейских университетов, а с другой - сохранить традиции отечественной высшей школы, в первую очередь фундаментальность и глубину образования [3]. Ни в коем случае нельзя слепо копировать систему организации европейского образования, забывая при этом об определенных преимуществах нашего российского образования. Реформирование института образования не должно превращаться в попытку подражательства чужому опыту. В противном случае Россия может утратить достижения нашей отечественной системы образования.

Таким образом, во всем мире, в том числе и в России, образование приобретает все большее значение, становится глобальной ценностью. В XXI веке - веке информации - знания будут очень высоко цениться. Поэтому человек, который заботится о своем будущем и о будущем своей страны, должен серьезно относиться к своему образованию, постоянно пополняя объем знаний. Каждый должен осознать, что сегодня высококачественное образование - это самая надежная опора. Государство же должно не только признать приоритетность развития образования, но и инвестировать в него необходимые средства. Лидирующие позиции в скором будущем займут те страны, которые сумеют обеспечить своему населению высокий уровень образования. Поэтому перед нашей страной, стремящейся возродить свое былое величие, экономику страны, стоит задача реформирования системы национального образования.

Литература

1. Арутюнов В.С., Стрекова Л.Н. Социологические основы научной деятельности. М.: Наука, 2003.

2. Демиденко Э.С. Перспективы образования в меняющемся мире. // Социс. 2005. №2.

3. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Образование как ресурс информационного общества. // Социс. 2005. №7.

4. Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. М., 1999.

5. Павленок П.Д. Социология: избранные работы 1991-2003 гг. М., 2004.

6. Праздников Г. А. Болонский процесс в смысловом пространстве современного образования. // Социс. 2005. №10.

7. Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. М.: Гардарики, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.