Научная статья на тему 'Вовлеченность студентов в болонский процесс'

Вовлеченность студентов в болонский процесс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
280
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вовлеченность студентов в болонский процесс»

С.Л. Анохина

декан, (факультета магистерской подготовки

ВОВЛЕЧЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ В БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС

На материалах Финансовой академии

Следование Болонской декларации и реальное воплощение в жизнь ее важнейших положений, направленных на решение проблем мобильности студентов, преподавателей и сотрудников вузов в европейском пространстве высшего образования, невозможно без участия в этом процессе самих студентов. И чем большее их число будет вовлечено в деятельность вузовского сообщества стран-участниц Болонского процесса, чем активнее они будут работать, тем ощутимее могут оказаться результаты. Участие студентов в Болонских реформах рассматривалось как непременное условие на многих международных семинарах по проблемам реализации идей создания общеевропейского пространства высшего образования. «Министры признают фундаментальную роль вузов и студенческих организаций в развитии общеевропейского пространства высшего образования» (http: / / edc.pu.ru./bdoc.nor/ind10. htm). При этом подчеркивается, что студенты должны быть полноправными членами образовательного сообщества, причастными к вопросам организации высшего образования и определения его содержания.

В Финансовой академии при Правительстве РФ традиционно придается важное значение роли студентов в жизни вуза. Но особое внимание уделяется усилению их влияния на качество подготовки выпускников. Реальность наших дней доказала правильность и необходимость этого. Забота о качестве, по мнению европейских экспертов, — основа совместных действий на «болонской сцене».

^ Учебный процесс У

Студентам принадлежит важная роль в совершенствовании учебного процесса. В Академии введена процедура обязательной ежегодной актуализации рабочих учебных планов и рабочих учебных программ. Введение этой процедуры — один из результатов работы вуза по практическому применению системы управления качеством подготовки выпускников. Процедура основывается на результатах мониторинга учебного процесса, а также исследовании инфраструктуры рынка труда и анализе отзывов и потребностей работодателей. В рамках актуализации учебных рабочих планов вводятся новые дисциплины, что создает благоприятные условия для использования в учебном процес-

се результатов актуальных научных исследований, позволяет оперативно учитывать изменения в экономических процессах. Так, например, в последние годы учебными планами было предусмотрено введение целого ряда новых дисциплин. В том числе: «Оценка финансовых институтов», «Организация деятельности Центрального банка», «Финансовое право», «Актуальные проблемы денежного обращения и кредита», «Международные стандарты финансовой отчетности и банки», «Банковский менеджмент», «Предпринимательское право» и др.

От студентов целиком и полностью зависит судьба учебных дисциплин по выбору, систематически разрабатываемых кафедрами. Дисциплины по выбору позволяют более полно удовлетворять растущие запросы студентов, дают возможность оперативнее учитывать новые явления и тенденции в развитии российской экономики и мирового хозяйства в целом. Студентам предлагается около 70 курсов, среди которых — «Антикризисное управление», «Государственный долг», «Налоговая система в промышленно развитых странах», «Технический анализ фондового рынка», «Экономическая психология», «Этика бизнеса», «Валютный дилинг», «Компьютерная графика для экономистов» и др. Широкий перечень дисциплин в углубленном изучении позволяет усилить подготовку выпускников, дающую им возможность осуществлять практическую деятельность в различных сферах экономики. Поэтому мнение студентов учитывается при формировании вузовского компонента учебных планов: будучи

членами Ученого совета Академии, они причастны к утверждению этих планов.

Использование компьютерной техники и компьютерных технологий в учебном процессе является для студентов особенно притягательной темой. Поэтому дисциплина «Информатика» получает новое наполнение: студентов учат не просто владеть техникой, а умело применять ее в освоении учебных дисциплин, выполнении контрольных домашних заданий, в овладении компьютерными технологиями, которые будут им необходимы в практической деятельности в сфере экономики и финансов. В этих целях приобретается новейшая компьютерная техника, которой оборудованы лекционные аудитории и большинство аудиторий для проведения семинарских или практических занятий.

Студентов привлекают современные методики и формы организации учебного процесса: использование

мультимедийных обучающих курсов, создание учебных модулей, базирующихся на новейших образовательных технологиях, видеофильмов, тестового контроля, 1Мете^ресурсов, электронной почты и т.д. Например, преподавателями кафедры бухгалтерского учета совместно с коллегами ряда вузов Королевства Нидерландов создан модуль «Международные стандарты финансовой отчетности». В учебном процессе активно используются электронные комплексы по многим специальным дисциплинам. Преподаватели кафедры денежно-кредитных отношений и банков с помощью компьютерной техники проводят деловые игры. Сотрудниками кафедры ценных

бумаг и финансового инжиниринга установлен информационно-аналити -ческий терминал Яеиеге для профессионального инвестора, что позволяет студентам через Intemet получать котировки и новости с любых финансовых и товарных рынков, производить серьезный технический анализ, а также размещать свою информацию для крупнейшего в мире финансового сообщества подписчиков КеШ:еге. Все это позволяет обучающимся и получать более качественную профессиональную подготовку, и «наводить связующие мосты» с передовыми образовательными центрами Европы.

С учетом пожеланий и рекомендаций студентов к преподаванию привлекаются и специалисты-практики. В их числе сотрудники Банка России, Сбербанка РФ, коммерческого банка «Губернский», Газпромбанка, депозитария Росбанка Московской межбанковской валютной биржи, компании «Брансвик Варбург» и других организаций. Важно подчеркнуть, что преимущественно это выпускники Финансовой академии разных лет.

Студенты принимают участие в работе международных научно-методических конференций, проводимых Академией, высказывают свое мнение по вопросам методики преподавания. Они участвуют в формировании фонда вузовской библиотеки.

Учебный процесс и пути его совершенствования — одна из многих тем

публикаций студентов в многотиражной вузовской газете «Финансист». Особое место в них занимает анализ и сопоставление форм и методов обучения в Финансовой академии и вузах стран-участниц Болонского процесса.

Проблемы образования и качества обучения постоянно находятся в поле зрения студенческих общественных организаций в Академии: Студенческого совета, Клуба отличников, Клуба политического диалога, Клуба интернациональной дружбы и др. Ректор Академии, проректоры, деканы факультетов интересуются их работой, анализируют пожелания студентов, замечания, предложения и максимально учитывают их в организации учебного процесса, а также методическом обеспечении образовательных программ. Так, например, по предложению студентов пересматривается соотношение часов, выделяемых учебным планом на лекционные и семинарские занятия. Формы обучения, вызывающие у студентов повышенный интерес (деловые и ролевые игры, кейс-стади, ситуационные задачи), стали применяться практически всеми выпускающими кафедрами. Занятия такого рода позволяют студентам приблизиться к той обстановке и той возможной ситуации, в которой им придется работать и принимать решения, а значит — способствуют повышению качества учебного процесса.

^ Участие в научно-исследовательской работе у

Качество образования в высшей работе. Студенты Академии занима-школе тесно связано с участием сту- ются в 50 научных кружках, проблем-дентов в научно-исследовательской ных и дискуссионных группах под

руководством преподавателей практически всех кафедр. Около половины студентов ежегодно становятся участниками традиционной «Недели науки». Темы, которым они посвящают свои конференции, весьма актуальны и значимы для экономической науки. Так, например, в последние годы прошли конференции: «Проблемы социальной ориентации рыночной экономики современной России» (2003 г.), «Экономические и социальные рычаги развития реального сектора экономики России» (2004 г.), «Проблемы активизации инвестиционного процесса как существенного фактора в развитии экономики современной России» (2005 г.), «Модернизация экономики и финансовая стабилизация в современной России» (2006 г.).

Значительная часть студентов участвует в межвузовских и международных студенческих конференциях, проводимых Финансовой академией и другими вузами. Заметных успехов добиваются студенты Академии, представляя свои исследования на различные всероссийские конкурсы. Например, участники IX Международной выставки «ЭКСПО-Наука 2003» завоевали

y Международное

В обеспечении качества подготовки выпускников активно используются возможности международного сотрудничества Академии с вузами и организациями 50 стран мира. В докладе Trends III, обнародованном накануне Берлинской конференции (2003 г.), подчеркивалось: «Чтобы европейское пространство высшего образования стало реальностью, из намерений и

10 медалей и дипломов. В последние годы золотых медалей РАН удостоились пятеро наших студентов.

Студенты старших курсов вовлекаются в разработку кафедральных научных проектов. Все это позволяет будущим финансистам углублять профессиональные знания и достигать высокого качества подготовки выпускных работ. Важно подчеркнуть, что около 40% дипломных работ ежегодно выполняется по так называемым заказным темам, в исследовании которых заинтересованы различные экономические и финансовые структуры Москвы и регионов России.

Научно-исследовательская работа студентов находит также отражение в их публикациях в профильных журналах, кафедральных научных сборниках и альманахах, в журнале «Вестник Финансовой академии».

Навыки исследовательской работы, серьезного, вдумчивого отношения к выполнению функциональных обязанностей впоследствии позволяют многим выпускникам Академии успешно продвигаться по служебной лестнице.

сотрудничество у

законодательных инициатив правительств оно должно превратиться в вузовские структуры и процессы, которые способны обеспечить интенсивный обмен и взаимное сотрудничество, необходимые для создания единого образовательного пространства». При этом подчеркивалась важность вовлечения студентов в международное сотрудничество.

Наиболее подготовленные и прошедшие строгий отбор студенты направляются в зарубежные, в том числе европейские вузы для т.н. «включенного обучения». В итоге они получают два диплома: Финансовой академии при Правительстве РФ и зарубежного вуза, в котором обучались. По существу, реализуются идеи Болонской декларации «отдельно взятыми студентами отдельно взятых вузов». «Двойные дипломы» имеют десятки выпускников Академии, обучавшихся в вузах Великобритании, Германии, Нидерландов, Франции. В 2004 г. впервые 16 выпускников наряду с дипломами бакалавров Финансовой академии получили дипломы Блумсбургского университета (штат Пенсильвания, США). Развитие такого рода совместной деятельности вузов, подчеркивалось на Стокгольмском международном семинаре в 2004 г., очень важно для основных целей Болонской декларации: качество, признание, прозрачность систем, мобильность, сближение, трудоустройство и т.д.

Помимо этого, ежегодно около 150 студентов ФА выезжают в зарубежные страны на ознакомительные практики, для совершенствования языковой подготовки, участия в научных конференциях и т. д. Опыт обучения по программе «двойного диплома» и ознакомление студентов с зарубежными системами высшего образования всесторонне анализируются с преподавателями на кафедрах, на заседаниях «круглых столов», Ученого совета и Методического совета Академии, и все наиболее рациональное, что может служить повышению качества

подготовки выпускников, внедряется в учебный процесс. В частности, осуществлен переход на письменные и компьютерные экзамены по дисциплинам учебного плана, создан Факультет открытого образования с использованием дистанционных форм обучения, в практику прочно вошли деловые и ролевые игры, получили распространение индивидуальные домашние задания для студентов, совершенствуется система организации самостоятельной работы обучающихся и контроля качества ее исполнения. На факультетах Академии введены 100-балльная система оценки знаний студентов, а также рейтинги обучающихся.

Особое значение придается овладению иностранными языками. Например, на Международном факультете экономики и юриспруденции часть дисциплин изучается на английском языке. Студенты Факультета МЭО в соответствии с учебным планом овладевают двумя иностранными языками, а желающие могут изучать еще и третий язык.

В заимствовании и использовании зарубежного опыта тем не менее должна проявляться обдуманность и взвешенность. Чрезмерное увлечение элементами иной системы образования может негативно сказаться на качестве работы хорошо отлаженных механизмов отечественного высшего образования. Во «Всемирной Декларации о высшем образовании в двадцать первом веке» справедливо подчеркивается, что правила международного сотрудничества «не должны навязывать государствам какие-либо модели

и подходы к высшему образованию зов в 1988 г., в качестве фундамен-

или ослаблять их национальные сис- тального принципа деятельности унитемы высшего образования» [3]. В верситета отмечена «автономность»,

«Великой хартии университетов», самостоятельность [4].

принятой ректорами европейских ву-

Y Этические

Глубокие изменения в сфере высшего образования ставят немало вопросов, в том числе вопросы этики и морали. Высшим учебным заведениям важно не только выполнить свою миссию в отношении студентов, дав им путевку в жизнь, но и быть уверенными, что их выпускники окажут благотворное влияние на процессы общественного развития, будут верны лучшим традициям Alma mater.

На Международной конференции по этическим ценностям и принципам высшего образования (Бухарест, 2004 г.) отмечалось: «Как бы ни были важны университеты для обеспечения экономического состояния, в глобальной экономике знаний они не могут рассматриваться просто как «фабрика» по производству... специалистов. На университеты возложены ключевые интеллектуальные и культурные обязанности, которые в обществе, основанном на знаниях, являются более важными» (http://www. cepes.ro / September / declaration.htm). Особое значение имеют честность, справедливость, надежность, ответственность. Поэтому воспитание этих качеств у студентов Финансовой академии, а также духовно-нравственной и интеллектуальной культуры неразрывно связано с проблемами качества учебного процесса.

ценности у

Сформированные в прошлом общественные институты студенческого самоуправления и воспитания в вузе не только выжили в сложных условиях реформирования государства, но и приобрели новые организационные формы и содержание. Серьезный подход к проблеме воспитания и развития лучших традиций вызвал необходимость разработки «Концепции воспитательной работы со студентами Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации». Ее основные положения выполняются при содействии созданного на базе отдела воспитательной работы Управления внеаудиторной работы со студентами.

Началом такой работы, как правило, являются торжественные мероприятия посвящения в студенты. Они проводятся в лучших дворцах и залах столицы с приглашением представителей Правительства РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, Министерства образования и науки РФ, а также выпускников Академии — ныне известных государственных деятелей, банкиров, финансистов. Первокурсники знакомятся с историей Академии, ее достижениями в сфере высшей школы, с авторитетными учеными и наставниками молодежи.

Учеба и общение с преподавателями является следующим важным шагом в воспитательной работе со студентами. Здесь немаловажную роль играет личный пример человека и ученого, его жизненная позиция, отношение к делу, к окружающим. Традиционными стали вечера встреч с замечательными людьми Академии — профессорами, докторами экономических наук, заслуженными деятелями науки России, а также знаменитыми выпускниками Финакадемии.

Непреходящую ценность с точки зрения знакомства с историей нашего вуза имеет четырехтомная «История Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации», опубликованная в 2000 — 2006 гг. Этот объемный коллективный труд преподавателей и сотрудников вуза достаточно полно и всесторонне раскрывает важнейшие этапы пути, пройденного Академией. Издание вызывает большой интерес у бывших и настоящих студентов, аспирантов, докторантов и всех, кто так или иначе связал свою жизнь с Финансовой академией...

История Академии неотделима от истории страны, ее героического прошлого и настоящего. О том, как выстояла Россия в самые жестокие времена, как люди преодолевали трудности и находили в себе созидательные силы, рассказывается во время встреч студентов с ветеранами войны и труда. Вместе с сотрудниками Академии — участниками Великой Отечественной войны студенты посещали Музей истории финансово-экономической службы МО РФ на базе Военного

финансово-экономического университета. В годовщину контрнаступления советских войск под Москвой, 5-6 декабря, как правило, студенты с представителями Совета ветеранов Академии выезжают в Подмосковье на места боев для возложения цветов к памятным мемориалам. Студенческая театральная студия подготовила для ветеранов спектакли «У войны не женское лицо», «Василий Теркин», «А зори здесь тихие», «Хроника военных лет» и др.

В формировании чувства патриотизма и гражданской позиции важное значение придается работе студенческого «Клуба политического диалога». Студенты, участвующие в его заседаниях, имеют возможность получить ответы на интересующие их вопросы, учатся умению убеждать, отстаивать свою точку зрения, формировать гражданскую позицию.

Актуальным направлением в работе со студентами является интернациональное воспитание. Это особенно важно, поскольку в Академии обучаются представители целого ряда зарубежных государств. Все это служит и углублению отношений России с различными странами, и созданию основы благоприятного экономического, политического и культурного сотрудничества наших государств в будущем.

Важное значение придается вовлечению студентов в разнообразную творческую жизнь. В вузе существуют театральные студенческие коллективы, хореографическая и вокальная студии, инструментальные ансамбли; проводятся профессионально ориен-

тированные конкурсы КВН, «Мисс Академия», «Мистер Академия». Именно студентка Финансовой академии одержала победу в недавнем межвузовском конкурсе «Мисс студенчество». Студенты, увлекающиеся изобразительным искусством, имеют возможность представлять свое творчество на выставках.

Творческий потенциал студентов находит отражение и в их интересных публикациях на страницах вузовской газеты «Финансист». В большинстве корреспонденций освещается многогранная жизнь Академии, в том числе студенческие олимпиады и конкурсы, ознакомительные поездки в зарубежные вузы, новые возможности работы в 1Мете^ имидж студентов ФА и, конечно, спорт и отдых. В газете публикуется также поэзия и проза будущих финансистов...

Воспитательная работа положительно сказывается на формировании жизненной позиции студентов. И главным критерием этой работы является личность выпускника: высокий профессионализм, честность и принципиальность, богатый душев-

ный мир, способность сохранять благодарное чувство к своей Alma mater. Среди выпускников Академии таких немало. Благодаря их инициативе создан «Клуб выпускников», Попечительский совет и Попечительский фонд Академии во главе с Президентом банка «Возрождение» Д.Л. Орловым. Они оказывают помощь в разработке государственных образовательных стандартов, устанавливают поощрительные стипендии для наиболее одаренных студентов, помогают в ремонте учебных корпусов и т.д.

Связь поколений имеет непреходящее значение, поэтому в Академии периодически проводятся вечера встреч с выпускниками прошлых лет. В 2003/04 учебном году в связи с 85-летием первого в России специализированного финансово-экономического вуза такие вечера прошли на всех факультетах. Венцом юбилейных торжеств стал вечер выпускников разных лет, а также студентов, преподавателей и сотрудников ФА в Государственном Кремлевском дворце.

Ответственность

В Берлинском коммюнике 2003 г. среди главных проблем, которые необходимо решать при реализации идей Болонского процесса, справедливо отмечается огромная мера ответственности общества за национальную систему высшего образования. В условиях всеобщей коммерциализации особенно важными становятся поддержка студентов и обеспечение

доступности высшего образования для всех юношей и девушек, достойных учиться в вузах. Финансовая академия оказывает такую поддержку способным, наиболее подготовленным претендентам.

За последние годы, несмотря на большие экономические сложности в стране и связанные с этим проблемы высшей школы, прием в Академию

за счет средств бюджета не только не сократился, но и возрос: с 600 человек в 2000 г. до 719 в 2006 г. А когда случалось, что количество абитуриентов, получивших на вступительных испытаниях наивысшие баллы, превышало количество бюджетных мест, руководство вуза обращалось в Министерство образования РФ с просьбой принять таких абитуриентов в число студентов в порядке особого исключения.

Должное внимание уделяет Академия созданию необходимых условий для обучения и проживания студентов. Развитие материальной базы способствует обеспечению и высокого качества учебного процесса, и быта, и досуга будущих экономистов. Студенты, нуждающиеся в жилье, имеют место в общежитии. Занятия студентов проходят в учебных корпусах, имеющих все необходимое оборудование. Лекционные аудитории оснащены современной компьютерной и проекционной техникой, а также средствами звукоусиления. Компьютерный парк вуза насчитывает около 1000 единиц. В распоряжении студентов — 26 компьютерных классов.

В качественном обеспечении образовательной деятельности Академии важное значение придается развитию Библиотечно-информационного комплекса. Его фонд насчитывает свыше 820 тысяч единиц хранения. Около 70% литературы приобретено в последние 5-10 лет. В учебных корпусах работает четыре абонемента и шесть читальных залов. 200 наименований составляют периодические издания на русском и иностранных

языках. База данных электронного каталога насчитывает около 200 тысяч единиц. Медиатека обеспечивает студентам высокоскоростной доступ к удаленным и локальным электронным информационным ресурсам.

В последние годы сделан важный шаг в учебно-методическом обеспечении образовательного процесса. По всем дисциплинам, преподаваемым в Академии, разработаны учебно-методические комплексы, отвечающие требованиям Государственных образовательных стандартов второго поколения. В последние 5 лет учебно-методические материалы размещаются на компакт-дисках, которыми ежегодно обеспечиваются студенты соответствующих курсов.

Качеству обучения способствует высокий профессионализм профессорско-преподавательского коллектива, насчитывающего более 740 человек. Из них 74% имеют ученые степени и ученые звания. Среди штатных преподавателей ФА 48 действительных членов различных российских и международных академий. Многие из них являются авторами крупных научных разработок, используемых в учебном процессе, учебников и учебных пособий. Подавляющее большинство преподавателей выпускающих кафедр имеет базовое экономическое образование. Наряду с этим Академия придает большое значение привлечению к преподаванию профильных дисциплин специалистов-практиков, а также подготовке преподавателей высшей квалификации. В настоящее время над докторскими диссертациями работает свыше 50 человек.

В числе фундаментальных аспектов Болонского процесса — ориентация обеих ступеней высшего образования на будущее трудоустройство выпускников вузов. При отсутствии государственного распределения молодых специалистов в структуре Академии создан специальный отдел содействия занятости выпускников.

В результате сложилась эффективная постоянно действующая система трудоустройства. Главная ее особенность состоит в том, что она является неотъемлемой составляющей комплекса мер по повышению качества подготовки экономистов: заключение договоров на долгосрочное сотрудничество между Академией и предпри-ятиями-работодателями по подготовке бакалавров и магистров; согласование с предприятиями-работодателями тематики курсовых и выпускных работ с учетом характера будущей трудовой деятельности выпускника; участие представителей организаций-работо -дателей в разработке учебных программ и непосредственно в преподавании; оперативная система информирования выпускников Академии о вакансиях работодателей.

Кроме того, для студентов и выпускников производится мониторинг рынка труда, осуществляется анкетирование выпускников, желающих найти работу. В Академии сформирован постоянно пополняемый банк вакансий 500 российских и иностранных государственных и коммерческих организаций и учреждений. Среди них — Банк России, Сбербанк, «Внешэкономбанк»,

«Внешторгбанк», «Газпромбанк», «Русаудит», «Ингосстрах», а также

Министерство экономического развития и торговли РФ, Комитет РФ по финансовому мониторингу и др.

Для подготовки студентов старших курсов к результативному поведению на рынке труда осуществляется их обучение по программе «Планирование карьеры и технология трудоустройства». К проведению занятий привлекаются представители департаментов по работе с персоналом крупных компаний и организаций. В Академии регулярно проводятся презентации холдингов, известных компаний и учреждений финансовобанковской сферы, дважды в год организуются «Дни карьеры» и конференции «Карьера XXI века», а также конкурсы и тренинги. Это позволяет в условиях жесткой конкуренции решать вопросы трудоустройства выпускников.

Анализ профессионально-должностного роста специалистов показывает, что они уверенно продвигаются по служебной лестнице. Многие бывшие студенты ФА возглавляют крупные организации финансово-банковской системы, успешно трудятся в зарубежных странах. Среди выпускников Академии разных лет — 7 министров финансов СССР и Российской Федерации и 19 заместителей министров.

Нельзя также не отметить, что за все время существования Академии на ее выпускников рекламаций не поступало, при этом увеличивается доля трудоустроившихся по заявкам организаций и предприятий (с 5,4% в 2000 г. до 30% в 2006 г.).

* * *

Участие студентов в Болонском процессе является важной составляющей их причастности к развитию общеевропейского пространства высшего образования. Этот процесс носит многоплановый характер и имеет разностороннюю направленность. Однако существует немало проблем, решение которых ложится на руководство вузов и всей сферы высшего образования стран-участниц Болонского процесса, как и на общество в целом.

ЛИТЕРАТУРА

Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов) / Под ред.

В.И. Байденко. М, 2002.

Болонский процесс: середина пути / Под ред. В.И. Байденко. М, 2005.

Всемирная Декларация о высшем образовании в двадцать первом веке: концепция и действие. ЮНЕСКО, 1998.

Великая хартия университетов. http://www.vita-centr.ru/Other/278.doc

Высшее образование в XXI веке: Подходы и практические меры //

Всемирная конференция по высшему образованию. ЮНЕСКО, 1998.

Гетеборгская декларация студентов. http://bologna.mgimo.ru/ filesZgeteborg.doc

«Мягкий путь» вхождения российских вузов в Болонский процесс / Гл. ред. А.Ю. Мельвиль. М., 2005.

Создание общеевропейского пространства высшего образования: Коммюнике конференции министров, ответственных за высшее образование. Берлин,

19 сент. 2003 г. http://edc.pu.ru/bdoc_nor/ind10.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.