Научная статья на тему 'Образование взрослых в условиях негосударственного образовательного учреждения'

Образование взрослых в условиях негосударственного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафина З. Н.

В статье рассматриваются практика и опыт деятельности негосударственных образовательных учреждений, работающих в системе образования взрослых. Находясь в рыночной среде, они способны производить качественный образовательный продукт и обменивать «свои компетентные услуги на другие ресурсы», тем самым удовлетворяя профессиональные запросы и образовательные интересы определенных групп населения и социальных институтов. Выводы автора свидетельствуют о необходимости серьезного теоретического осмысления негосударственного образования как нового социального

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафина З. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adult Education at a Private Educational Institution

The article deals with the practice and experience in market environment of private educational institutions specializing in adult education and capable of producing high-quality educational product and exchange «their own competent services for other resources», satisfying the professional requirements and educational interests of particular social groups of population, and social institutes. The author's conclusions demonstrate the necessity of serious theoretical investigation of private education as a new social phenomenon of Russian society.

Текст научной работы на тему «Образование взрослых в условиях негосударственного образовательного учреждения»

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ В УСЛОВИЯХ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

3. Н. Сафина, директор Института непрерывного образования Академии управления «ТИСБИ» (г. Казань), доцент

В статье рассматриваются практика и опыт деятельности негосударственных образовательных учреждений, работающих в системе образования взрослых. Находясь в рыночной среде, они способны производить качественный образовательный продукт и обменивать «свои компетентные услуги на другие ресурсы», тем самым удовлетворяя профессиональные запросы и образовательные интересы определенных групп населения и социальных институтов. Выводы автора свидетельствуют о необходимости серьезного теоретического осмысления негосударственного образования как нового социального феномена российского общества.

Образование взрослых как социальный институт представляет собой часть социально-культурного пространства, один из способов воздействия на жизнедеятельность социума, все его структурные элементы, фактор, позволяющий регулировать социальное поведение, и одновременно инструмент, содействующий гармонизации и стабилизации социокультурных отношений. В. Г. Онуш-кин и Е. Г. Огарев рассматривают образование взрослых как «обособленное подразделение в системе общественного разделения труда, обеспечивающего жизнедеятельность социального организма посредством осуществления присущих ему специфических функций»1.

Среди наиболее значимых целей образования взрослых специалисты называют обеспечение функциональной грамотности взрослого населения, непрерывное образование, удовлетворение личностных образовательных потребностей, дополнительное образование, профессиональную подготовку и переподготовку2.

Ведущим принципом структурно-функциональных изменений в образовании взрослых является развитие многообразия, вариативности образовательных систем, когда «сами образовательные учреждения становятся многофункциональными комплексами с наиболее полной мобилизацией образовательных ресурсов на реализацию непрерывного образования»3. Если до 1991 г. повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов осуществля-

лись в специализированных отраслевых институтах, то после известных кризисных процессов центром «возрождения» системы дополнительного профессионального образования (ДПО) стали вузы. «Этот процесс имеет свое логическое объяснение. Во-первых, вузы сохранили высокий научно-педагогический потенциал, богатый методический опыт. Во-вторых, научные исследования, проводимые учеными вузов, носят не только фундаментальный, но и прикладной характер, то есть проблемы той или иной отрасли им также знакомы. И наконец, вузы имеют тесные связи с предприятиями — потребителями кадров, которые и являются основными заказчиками образовательных услуг ДПО»4.

Процесс возрождения системы ДПО совпал с периодом создания негосударственных вузов. На рынке образовательных услуг появилось многообразие типов и видов учреждений ДПО: государственные, муниципальные и негосударственные (созданные коммерческими или общественными организациями, частными лицами). Наиболее устойчивыми среди них специалисты считают «интракуррент-ные формы, то есть формы, возникающие внутри уже функционирующей организации»5. К такому типу образовательных учреждений относится Институт непрерывного образования (ИНО) как структурное подразделение Академии управления «ТИСБИ». Опыт образовательной деятельности ИНО может служить примером целенаправленно проек-

© 3. Н. Сафина, 2005

тируемых и реализуемых образовательных моделей для взрослого населения города, республики,региона в условиях негосударственного образовательного учреждения.

Определенный период развития негосударственных образовательных учреждений (НОУ) с уверенностью демонстрирует их специфику и конкурентные преимущества. Важно, что в условиях самофинансирования политика негосударственного образования сформирована по экономическим законам, где основным механизмом, регулирующим жизнедеятельность вуза, являются рыночные образовательные отношения, где спрос определяет предложение образовательных услуг, его вариативность, качество образовательного продукта, социально-экономические гарантии.

Несмотря на то что негосударственные вузы отличаются мобильностью, гибкостью и адекватностью реагирования на запросы рынка труда, качественная сторона их деятельности в силу ряда причин значительно дифференцирована.

«Условно всю сеть негосударственных вузов можно разделить на три группы:

— продвинутые, экономически активные вузы, функционирование которых в основном носит инновационный характер;

— вузы, качество обучения в которых соответствует образовательным стандартам высшей школы;

— вузы, не прошедшие государственную аттестацию, которые не предоставляют потребителям образовательных услуг общественно необходимого уровня образования, однако выдают своим выпускникам дипломы о высшем образовании»6.

К сожалению, статус аккредитованного вуза не для всех является показателем качества образования, что наносит ущерб имиджу негосударственных образовательных учреждений. Лишь немногие НОУ характеризуются сформировавшимся научно-инновационным потенциалом, высококвалифицированным кадровым составом преподавателей и персонала, использованием технологий

дистанционного обучения и сетевого управления, корпоративной культурой, социальным партнерством в профессиональной подготовке и переподготовке специалистов широкого профиля. Миссией таких образовательных учреждений выступает оказание обществу качественных образовательных услуг.

Для Академии управления «ТИСБИ» эффективность внедрения системы качества в организации прямо зависит от политики качества — основных направлений и целей образовательного учреждения в области достижения качества, официально сформулированных высшим руководством. В этом процессе значимая, и даже ведущая, роль принадлежит руководству вуза, учредителям, ректорату, лично ректору, взгляды, интересы которых формируются в имидж организации, стратегии поведения на рынке образовательных услуг.

Возможности успешного сочетания административных и экономических методов, бюджетного и частного финансирования, апробации новых образовательных и управленческих технологий, эффективное использование кадрового, материально-технического, интеллектуального, инновационного потенциалов Академии управления «ТИСБИ» послужили основанием для начавшегося созидательного процесса, проблемного самоопределения Института непрерывного образования как сознательного акта выявления и утверждения собственной позиции.

Будучи полифункциональным и многопрофильным образовательным учреждением, Институт непрерывного образования выполняет комплекс актуальных задач и реализует следующие функции:

— социализации и индивидуализации личности;

— реализации образовательных ресурсов культуры;

— формирования ключевых компетенций взрослых обучающихся;

— социальной защиты населения;

— личностно-профессионального развития.

Деятельность ИНО отличают открытость к социуму, постоянная «обратная связь», готовность решать социальные

проблемы общества. Подобная позиция позволяет быстро реагировать на социально-экономические, культурологические и образовательные потребности социальных структур, институтов, различных групп населения: молодежи, взрослых, пожилых людей, что нашло отражение в реализации вариативных образовательных систем.

Таким образом, участниками начавшегося процесса институционализации в образовании взрослых стали «взрослые с определенными экспектациями по отношению к образованию; актор (активный социальный субъект), взявший на себя труд реализации актуальных ценностей образования; исследователи, концептуализирующие создавшуюся ситуацию»*7.

Опыт образовательной деятельности ИНО позволяет сделать вывод, что в условиях рыночной экономики у системы образования взрослых сформировался полисубъектный потребитель образовательных услуг: обучающийся, работодатель (рынок труда), государство, общество, сама система ДПО как профессиональное сообщество.

В каждом случае требования к образовательной услуге существенно отличаются. Заказчик-государство требует прежде всего получения обучающимися знаний, предусмотренных государственным образовательным стандартом и лицензионными нормами. Заказчик-работодатель при покупке образовательной услуги намерен получить квалифицированного, компетентного работника, способного решать конкретные производственные задачи. Заказчику-слушателю в большей степени нужны способы решения проблемы, заботящей его в настоящий момент, а знания выступают лишь условием ее решения.

Полисубъектный потребитель требует соответственно разработки вариативных образовательных программ. А. М. Лукашенко преимущества привлечения потребителя к формированию концепции товара видит в том, что они позволяют:

— провести исследование с целью поиска и локализации потребности для ее последующего удовлетворения;

— создать предпосылки для осознанного и продуманного формирования спроса у потенциального потребителя-поку-пателя;

— исключить (или минимизировать) возможность различного восприятия замысла товара со стороны его производителя и потребителя;

— сформировать у потенциального потребителя-покупателя благоприятное впечатление и ощущение сопричастности к процессу разработки, что не только влияет на принятие решения о покупке данного образовательного товара, но и распространяется на иные товары данного производителя^

В Институте непрерывного образования процесс создания образовательной услуги или образовательного продукта совместно с потребителем и социальными партнерами стал реальностью. Ведущими социальными партнерами Академии управления «ТИСБИ» являются Академия наук Республики Татарстан, республиканские министерства образования, социальной защиты, экономики и промышленности, труда и занятости, Управление по налогам и сборам МНС РФ по РТ, Агентство по развитию предпринимательства РТ, Торгово-промышленная палата РТ, Татарстанское отделение Всероссийского общества инвалидов, другие учреждения и ведомства.

В реальной образовательной практике ИНО — это, например, повышение квалификации налоговых служащих, профессиональное обучение предпринимателей, профессиональная переподготовка безработных и незанятого населения, в том числе инвалидов, дополнительное образование студентов, действующий Университет третьего возраста, обучение специалистов, работающих в общественных организациях, и многое другое. Социальное партнерство образовательного учреждения с государственным сектором, неправительственными организациями и бизнес-сообществом позволяет решать как отраслевые проблемы профессионального образования, так и проблемы фундаментального усовершенствования и модернизации системы непрерывного образования, инициировать

действия, направленные на формирование обучающегося общества. Вместе с тем социальное взаимодействие субъектов образования облегчает процедуру признания образовательной деятельности, отвечающей критериям и требованиям определенных общественных, образовательных, профессиональных, научных, производственных или других организаций9, что и выступает гарантией качества образования.

Существенным для образовательной деятельности негосударственных образовательных учреждений следует считать тот факт, что образовательные услуги предоставляются любому человеку, но приобрести эти услуги может только обладающий возможностью их оплатить. Поэтому при сбыте образовательных услуг важной задачей становится выявление платежеспособного потенциального потребителя, нуждающегося в образовательной услуге. Анализ маркетинговой среды образовательного учреждения позволяет оценить конкурентоспособность учебного заведения на рынке образовательных услуг, в том числе в ценовой политике. Сегментация рынка по группам потребителей образовательных услуг определяет реальных и потенциальных покупателей. Представляется важным, что социальные партнеры в образовании взрослых в соответствии с объемом интересов каждого поддерживают свой канал финансирования и несут коллективную ответственность за совместное инвестирование образовательных проектов. В процессе взаимодействия формируются собственные финансово-экономические механизмы, нормативно-правовая база финансирования на разных уровнях, отрабатываются вопросы стимулирования качества образовательной деятельности с помощью финансовых рычагов.

В практике образовательной деятельности ИНО имеются различные варианты оплаты доступа к образовательным ресурсам учреждения. При первом варианте оплату берет на себя государство, исходя из потребностей народного хозяйства в профессиональной переподготовке специалистов и повышении ква-

лификации. Второй вариант предполагает оплату образовательных ресурсов по-требителями-покупателями, которые представлены на рынке труда различными юридическими и физическими лицами. В одном случае это могут быть корпоративные заказчики, которые инвестируют в обучение собственных сотрудников финансы фирмы, в другом — отдельные граждане, которые реализуют свои ситуативные образовательные потребности. При третьем варианте реализуется многоканальное финансирование, чем обеспечивается консолидированная ответственность всех субъектов дополнительного образования взрослых.

Отличительной особенностью негосударственных образовательных структур выступает автономия, определенная свобода принятия решений относительно своих рыночных стратегий, означающая самостоятельность в подборе, расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством и уставом учебного заведения. Одним из наиболее важных факторов развития негосударственных образовательных учреждений является активная инновационная деятельность, охватывающая все стороны их функционирования. Инновационная направленность прослеживается и в организационной структуре ИНО, которая позволяет оперативно реагировать на образовательную ситуацию субъекта в трансформирующемся обществе, что в целом способствует повышению социальной эффективности образования. Здесь созданы кадровое агентство^ социальнопсихологическая служба, маркетинговая, рекламная службы, кафедра андрагоги-ки, комиссия по качеству образования, эффективное взаимодействие которых позволяет проектировать и реализовать образовательные программы любой сложности.

Будучи одним из самых масштабных социальных институтов общества, образование требует изменения не только содержания, форм развития, но и управления этой системой. Система образования взрослых представляет собой

классический образец весьма сложной организационной системы. Особую сложность ей придает социальный момент, так как в ней присутствуют люди с их навыками, традициями, характерами, ценностями и т. д. Кроме того, это не изолированная, а открытая система, она имеет множество связей, действующих как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении, и в процессе своего функционирования активно взаимодействует с окружающей средой. В этом смысле система образования взрослого населения прежде всего предполагает переход от управления функционированием к управлению развитием, осуществлению проектного управления. Системно-маркетинговый подход в управлении образованием в ИНО обеспечивается деятельностью соответствующих служб: попечительского совета, совета по развитию, ассоциации выпускников академии, профессиональными сообществами, в состав которых входят субъекты образования: обучающиеся, педагоги и андрагоги, социальные партнеры в образовании взрослых. «Субъект-ность» в управленческом смысле всех представителей образовательной системы состоит в том, что все они осуществляют управленческую по характеру деятельность, что и определяет специфику системы образования взрослых. Поэтому в институциональных структурах негосударственной сферы образования, таких как ИНО, успешно переплетаются виды формального и неформального образования, что значительно обогащает социальные и культурные связи, делает ярче среду развития, которая становится для взрослых людей источником психологической стабильности и средством социальной защиты.

Как показывает опыт последних лет, основным инвестиционным ресурсом развития системы образования взрослых является массированная интеграция негосударственного образовательного учреждения как субъекта рынка образования в образовательную, хозяйственнопромышленную и социально-бытовую сферы города и региона.

Достижению указанной цели служат:

— системно-маркетинговый подход к управлению образованием взрослых;

— отлаженные механизмы социального партнерства;

— личностно ориентированный подход, способствующий формированию индивидуального образовательного маршрута, целенаправленно организованного как образовательным учреждением, так и личностью;

— проектное управление, позволяющее эффективно использовать синергетические возможности ресурсных и процессных подразделений института;

— вариативность образования и образовательных программ, предполагающая определенную свободу субъектов образования в формировании содержания образования, многообразие способов, путей, форм и методов реализации программ;

— система инновационной практики.

Таким образом, в условиях социально-экономических преобразований для развития системы образования в одинаковой степени значимы образовательные учреждения различных форм собственности. Практика и опыт деятельности свидетельствуют, что негосударственные образовательные учреждения, находясь в рыночной среде, способны производить качественный образовательный продукт и обменивать «свои компетентные услуги на другие ресурсы», тем самым удовлетворяя профессиональные запросы и образовательные интересы определенных групп населения и социальных институтов.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Онушкин В. Г. Образование взрослых : междисциплинарный словарь терминологии /

B. Г. Онушкин, Е. Г. Огарев. СПб. ; Воронеж, 1995.

C, 102.

гСм.: Образование взрослых как социальный институт / под ред. Е. П. Тонконогой, В. И. Подо-беда. СПб., 1999. С. 43.

3 Гавриков А. Л. Региональный университетский комплекс : от концепции до ее воплощения /

А. Л. Гавриков. СПб., 2001. С, 143.

4 Иванов В. Г. Новый этап в развитии системы дополнительного профессионального образования

в Республике Татарстан /В. Г. Иванов // Служебная лестница. 2004. № 4. С. 16 — 19.

“ Образование взрослых на рубеже веков : вопросы методологии, теории и практики. Т. 4, кн. 2 | Проектирование новых институциональных форм образования педагогов / под ред1; Е. А. Соколовской, Т. В. Шадриной, СПб., 2000.

С. 116.

6 Гневко В. А. Научные основы становления и развития негосударственных инновационных образовательных учреждений высшей школы /

В. А. Гневко, А. А. Горбунов, Н. П. Литвинова, Г. И. Лукин, Т. А. Селютина. СПб., 2004. С. 4.

* Образование взрослых на рубеже веков... Т. 4, кн. 2. С. 8

8 См.: Лукашенко М. А. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг ; актуальные проблемы управления / М. А. Лукашенко. М., 2003. С, 30 — 31.

9 См.: Федеральный закон от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ «Об образовании». Ст. 33, п. 25 // Правовая система «Гарант».

Поступила 23.11.04.

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РУКОВОДЯЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

КАДРОВ

И. Р. Лазаренко, старший научный сотрудник кафедры управления развитием образования факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Барнаульского государственного педагогического университета

В статье представлен материал по результатам исследования инновационных процессов в системе дополнительного профессионального образования (ДПО). Рассматривается реализация в практике ДПО двух тенденций: интеграции потенциала образовательных учреждений и управленческих структур в целях удовлетворения профессионально-образовательных потребностей школы и ее руководителей; интеграции в отечественную практику ДПО зарубежного опыта. По мнению автора, данные тенденции расширяют возможности системы ДПО в целом, способствуют развитию ее мобильности, обеспечивают непрерывность повышения квалификации руководителей образовательных учреждений с учетом современных требований и на основе научных исследований, расширяют спектр дополнительных профессионально-образовательных услуг.

Развитие стало символом современности, смыслообразующим фактором существования любой системы. Понимание развития как ценности заложено в философии, культуре организации, в настоящее время движение вперед неразрывно связывают с возможностями сохранения стабильности системы и ее продвижения. Сегодня, как никогда, актуальны слова: «Чтобы оставаться на месте, нужно двигаться вперед». Исследования показывают, что особенностью современного состояния общества является непрерывное увеличение объема информации. По данным специалистов, ежегодно обновляется 5 % теоретических и 20 % профессиональных знаний. Изменение информационного поля настолько динамично, что некоторые из знаний, полученные студентом к момен-

ту окончания вуза, становятся частично устаревшими, а через 10 лет устаревают полностью. В американской литературе фигурирует даже особая единица измерения устаревания знаний специалиста — так называемый период полураспада компетентности, который отражает продолжительность времени после окончания высшего учебного заведения, когда в результате устаревания полученных знаний по мере появления новой информации компетентность специалиста снижается на 50 %. Таким образом, высшее образование уже не может претендовать на окончательную подготовку специалистов к различным видам профессиональной деятельности — в современных условиях экспансии знаний и технологий профессиональное образование не является достаточным. Сегодня обу-© И. Р. Лазаренко, 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.