Научная статья на тему 'Образование взрослых в системе непрерывного образования'

Образование взрослых в системе непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2587
429
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
непрерывное образование / образование взрослых / принципы / содержание / процесс образования взрослых / lifelong learning / adults education / principles / contents / adults’ education process.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вербицкий Андрей Александрович

В статье раскрываются проблемы образования взрослых в системе непрерывного образования, формулируются его основные ценности, цели, содержание, принципы и особенности организации образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals problems of adults’ education as a part of lifelong learning; formulates the mission of education, its values, purposes, contents, principles and terms of educational process organizing.

Текст научной работы на тему «Образование взрослых в системе непрерывного образования»

ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А. А. Вербицкий

В статье раскрываются проблемы образования взрослых в системе непрерывного образования, формулируются его основные ценности, цели, содержание, принципы и особенности организации образовательного процесса.

The article reveals problems of adults' education as a part of lifelong learning; formulates the mission of education, its values, purposes, contents, principles and terms of educational process organizing.

Ключевые слова: непрерывное образование, образование взрослых,

принципы, содержание, процесс образования взрослых.

Key words: lifelong learning, adults education, principles, contents, adults' education process.

Проблемы образования взрослых на современном этапе развития производства и общества. В современном обществе между наукой, образованием и производством сложились противоречивые отношения. С одной стороны, в силу своей консервативности образование отстает от достижений наук, особенно тех, которые обусловливают развитие новых информационных и производственных технологий. Это приводит к функциональной неграмотности и технологической безработице, что порождает у взрослых потребности в непрерывном образовании. С другой стороны, высокий темп смены технологий производства и динамика социально-экономических процессов обусловливают отставание самих наук. Возникает функциональная неграмотность, затрагивающая многие категории работников, что также актуализирует проблему образования взрослых. Сюда можно добавить необходимость профессиональной доводки массы выпускаемых вузами бакалавров, повышения квалификации или переподготовки беженцев, безработных, сокращаемых кадров. Это обусловливает необходимость развития системы образования взрослых или дополнительного профессионального образования. Проблема в том, что оно не является системой, объединенной какой-либо концептуальной основой, представляя собой разрозненный комплекс кое-где уцелевших ИПК, ФПК, центров и структур, возникающих в вузах и на предприятиях. Во многих из них преобладают традиции «передачи готовых знаний», имеется слабая материально-техническая и информационная база, отсутствует система подготовки преподавателей именно для этих структур. Перечень проблем можно продолжить.

В связи со сказанным необходимо разработать концепцию непрерывного образования взрослых, в которой сформулировать его миссию, ведущие идеи и принципы, основные функции, отношения с другими звеньями образования, наукой, производством, социальной практикой общества в целом, исходя из которых должны быть разработаны стратегия, тактика и конкретная программа развития системы образования взрослых.

Сущность и принципы образования взрослых. Непреходящую ценность в условиях стремительных изменений технологий производства и социально-экономических отношений общества представляет личностный

282

потенциал человека, его способности быть подлинным субъектом познавательной, социальной, профессиональной и инновационной деятельности. Поэтому человек должен рассматривается не как рабочая сила, средство общественного развития, а как его цель. Соответственно, образование взрослых выступает сферой духовного производства, продукт которого - приращение деятельных способностей специалиста, его возможностей компетентного и ответственного выполнения профессиональных и общественных функций, продуцирования новых идей, технологий и решений, повышение общей культуры и нравственности, обеспечение возможностей саморазвития.

Концептуальное осмысление сущности непрерывного образования взрослых, обусловливающее понимание его специфики в общей системе непрерывного образования и роли в обществе, основывается на анализе и учете четырех ведущих факторов: (1) приоритета духовного, интеллектуального и профессионального потенциала специалистов и руководителей народного хозяйства, науки и культуры в экономическом и социальном возрождении и процветании общества; (2) требования быстрого обновления кадрового корпуса, обусловленные нарастающей динамикой изменений в науке, технологиях производства и в социальных процессах, идущих в мире и в российском обществе; (3) сложившихся у взрослых социальных ценностей, целей, познавательных и профессиональных потребностей и мотивов, особенностей их жизненного, познавательного, социального и профессионального опыта;

(4) процессов интеграции образования, науки и производства, проявляющихся, в частности, в близости форм организации учебной деятельности слушателей к формам профессиональной деятельности специалистов и принятии на себя системой образования взрослых части функций научного сектора страны.

Исходя из этого, получают свою определенность принципы образования взрослых как органичного звена общей системы непрерывного образования.

Принцип приоритетного развития духовного, интеллектуального, социокультурного, профессионального и нравственного потенциала личности взрослого, его способностей не только эффективно обслуживать имеющиеся производственные и социальные технологии, но и осуществлять инновационные процессы, процессы социального творчества в широком смысле.

Принцип преемственности позиционируется в двух отношениях:

(а) как преемственность содержания, форм, методов, средств и условий образования на сменяющих друг друга ступенях непрерывного образования;

(б) как принцип преемственности уровней развития и саморазвития человека, перемещающегося по этим ступеням в соответствии со своими познавательными, социальными и профессиональными потребностями.

Принцип непрерывности образования. Его понимание обусловлено двумя факторами: представлением о преемственности уровней развития человека и обращением к философским категориям «прерывность и непрерывность», характеризующими как структуру объекта, так и процесс его развития. Образовательные структуры прерывны, однако они не должны ограничивать непрерывное развитие личности, но при условии, что «заполнителем» разры-

283

вов выступает самообразование. Оно предполагает сохранение и развитие познавательного отношения человека к миру (познавательной мотивации) и его умения учиться. Необходим поэтому переход к обучению развивающего типа на всех предшествующих образованию взрослых ступенях непрерывного образования.

Принцип диверсификации образовательных программ, гибкости реализующих эти программы видов и форм образования взрослых. Этот принцип обусловливает необходимость определения «инварианта» развития человека на каждой ступени непрерывного образования, включая образование взрослых, определения уровня актуального развития взрослого и диагностики качества полученного образования.

Принцип получения взрослым образования любого вида, в любом месте, в любое время, любого содержания. Страну не вывести из кризиса в обозримые сроки, если ориентироваться на то поколение работников, которое должно пройти через базовые структуры непрерывного образования. Реализуя этот принцип в современных условиях, нужно решать проблемы отбора социально активных специалистов и руководителей, создания оптимальных возможностей для их быстрого духовного, личностного, профессионального, должностного и социального роста.

Предыдущий принцип дополняется принципом целевой направленности образования взрослых на удовлетворение уже имеющихся у них потребностей в образовании. Такие потребности возникают там, где идут инновационные процессы политического, экономического, технологического и социального творчества, где работники становятся реальными субъектами принятия решений во всех сферах своей жизнедеятельности. Это не снижает, однако, актуальности задачи формирования познавательных потребностей у всех - от школьников до взрослых.

Принцип обеспечения практического отношения взрослого к знаниям: усвоение им нового знания осуществляется на основе отношения к ним не как к цели учебной деятельности, а как средству решения актуальных проблем и задач, возникших перед ними на производстве и в обществе; усвоение знаний в их контексте.

Принцип интеграции науки, образования и производства выражается в двух отношениях: (1) содержание и процесс образования проектируется и осуществляется на языке наук в контексте социальной и профессиональной практики производства и общества [1]; (2) система образования взрослых берет на себя часть функций науки по производству новых знаний в силу отставания науки от быстро обновляющейся социокультурной и профессиональной практики общества.

Принцип ведущей роли совместных, коллективных форм организации образования взрослых, создающих возможности морально-нравственного и технологического взаимообогащения, взаимообучения, взаимообразования, проявления и формирования творческой индивидуальности каждого обучающегося взрослого.

Перечисленные принципы отражают специфику образования взрослых как органичного звена системы непрерывного образования. В то же время в нем реализуются еще три системы принципов: (а) принципы общей концеп-

284

ции непрерывного образования, принятой на государственном уровне еще в марте 1989 г. и не утративших актуальности и в наши дни: гуманизм и демократичность, гибкость, открытость к новому, передовому, опережающий характер содержания образования по отношению к нуждам производства и общественной практики, индивидуализация пути получения образования каждым, включая специалистов с высшим и средним профессиональным образованием и руководителей всех уровней [2]; (б) известные принципы андрагогики как отрасли педагогической науки об образовании взрослых, в частности согласования содержания образования с участниками образовательного процесса; (в) психолого-педагогические принципы контекстного образования, в частности принцип проблемности содержания обучения и процесса его развертывания в диалогическом общении субъектов образовательного процесса - обучающихся и обучающих, принцип дидактически обоснованного использования традиционных и инновационных педагогических технологий, принцип единства обучения и воспитания [1].

Реализация приведенной системы принципов образования взрослых как органичного звена общей системы непрерывного образования позволяет интегрировать совокупный духовный, жизненный, социальный, познавательный и профессиональный опыт всех «слушателей», обеспечить учет вклада каждого в получение результатов образования. В этих условиях «слушатель» становится реальным «мыслителем», подлинным субъектом познавательнопрактической инновационной деятельности. Возвратившись на производство, он может внедрить индивидуально и совместно добытые знания в практику, опережая, таким образом, научные исследования.

Делясь своими познаниями и опытом с другими, каждый обучающийся взрослый как бы берет на себя часть функций преподавателя, что является серьезным мотивирующим фактором его включения в образовательный процесс. Преподаватель же выступает в функции не передатчика учебной информации, а педагогического технолога, организующего на современной научно-методической основе творческие процессы порождения новых знаний, целей, смыслов и ценностей самими взрослыми обучающимися.

Цели и содержание образования взрослых. Деятельность системы образования специалистов (взрослых) направлена на достижение следующих основных целей: (1) увеличение вместе с другими звеньями непрерывного образования духовного и интеллектуального потенциала российского общества; (2) постоянное стимулирование, выявление и удовлетворение потребностей взрослых в образовании; (3) приведение кадрового корпуса к мировому уровню, способствующему процессам социально-экономического развития страны; (4) обеспечение социальной защищенности и социальной реабилитации взрослых, устранение всех форм функциональной неграмотности в связи со структурными изменениями в экономике и социальной сфер;

(5) предоставление возможностей получения взрослым образования «для личности», прямо не связанного с выполняемыми профессиональными функциями, но обогащающего творческий потенциал человека.

Перечисленные цели предполагают соответствующее содержание образовательных программ. При этом нужно различать содержание обучения и содержание образования. Содержание обучения, т. е. массив теоретической

285

информации и алгоритмов формирования умений, навыков, компетенций составляет содержание учебных программ. А содержание образования характеризует, наряду с этим, уровень морально-нравственного развития личности взрослого. Приращение этого уровня зависит не только от того, что преподается, но и от личности преподавателя, используемых педагогических технологий, условий обучения и личностного потенциала учебной группы.

Для нормального функционирования и развития системы непрерывного образования взрослых необходимо адекватное нормативно-правовое, финансово-экономическое, материально-техническое, организационное, кадровое, информационное, психолого-педагогическое, педагогическое и научнометодическое обеспечение.

Список литературы

1. Вербицкий А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. - № 5. - 2010. - С. 32-37.

2. Концепция непрерывного образования // Бюллетень Государственного комитета СССР по народному образованию. Сер. Высшее и среднее специальное образование. - № 8. -1989. - С. 9-20.

286

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.