Научная статья на тему 'Образование в Японии: проблема агрессии детей и подростков'

Образование в Японии: проблема агрессии детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1804
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФУЦИАНСТВО / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / КОЛЛЕКТИВИЗМ / УНИФОРМИЗМ · ИДЗИМЭ / НАСИЛИЕ В ШКОЛЕ / ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нурутдинова Аида Рустамовна

Принципы, правила и методы воспитания в Японии. Группизм и униформизм. Идзимэ как психологическое или физическое насилие. Рекомендации Министерства образования Японии, направленные на снижение детской и подростковой агрессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education In Japan: The Problem Of Children And Adolescents Aggression

Educational principles, rules and methods of Japan. Grouping and uniformity. Idzime as a psychological or physical violence. The recommendations of the Japan Ministry of Education, aimed at reducing children and teenager aggression.

Текст научной работы на тему «Образование в Японии: проблема агрессии детей и подростков»



Образование в Японии: проблема агрессии детей и подростков

Аида Рустамовна Нурутдинова

доцент кафедры иностранных языков в профессиональной коммуникации Казанского национального исследовательского технологического университета, кандидат психологических наук

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА......

ЗА РУБЕЖОМ

Сегодня в Японии и России существует много сходных проблем в области образования. Одна из них — возрастание агрессии среди детей и молодёжи,жестокость, которую проявляют некоторые дети в отношении своих более слабых сверстников. Об истоках этой проблемы и методах её решения в системе японского образования читайте в предлагаемой статье.

• конфуцианство • нравственное воспитание

• коллективизм • униформизм • идзимэ • насилие в школе • детская агрессия

Японское воспитание как предпосылка к развитию «ИДЗИМЭ»

Воспитание детей в Японии обладает уникальными особенностями, обусловленными двумя факторами: национальными культурными традициями и особенностями трудовых отношений. Японцы познакомились с конфуцианством довольно рано. Это учение представляет собой не столько религию, сколько свод норм социального поведения. Оно определяет, какими должны быть отношения между правителем и подданными, родителями и детьми, между мужем и женой, братьями и сёстрами и, наконец, между друзьями. Эти пять разделов охватывают большую часть взаимоотношений между людьми в обществе. Японцы усвоили эти нормы и впоследствии сделали их основой общественных отношений, что нашло своё отражение в языке и мировоззрении. Именно в конфуцианстве — истоки японского стремления чётко определить для каждого человека ступеньку на социальной лестнице и основные правила поведения: правитель должен быть заботливым и мудрым, подданные — преданными и послушными, отец — справедливым, дети — почтительными, друзья — верными и т.д.

-е-

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА ЗА РУБЕЖОМ

Японский подход к воспитанию и обучению детей отличается своеобразием. С одной стороны, он имеет свои преимущества. С другой — ему присущи глубокие недостатки, которые нельзя исправить в одночасье. Именно эти формировавшиеся веками преимущества оказались востребованными и сыграли свою роль в быстром послевоенном развитии страны. Недостатки же стали очевидными, когда выяснилось, что подготовленные японской системой образования кадры не способны самостоятельно решать новые задачи, которые встали перед страной. А именно это необходимо в стране, вышедшей по многим показателям на лидирующие позиции в мире.

Японское воспитание представляет собой комплекс главных и второстепенных принципов, правил и методов. Главное положение состоит в том, что ребёнок — это существо, в психологическом отношении принципиально отличное от взрослого, поэтому с ним надо вести себя совершенно иначе. Эти принципы, правила и методы начали разрабатываться ещё в XVII веке основоположниками японской педагогики: ТодзюНакаэ (16081648), ЭкикэнКаибара (1630—1714) и другими учёными. «Нельзя из ребёнка сразу сделать взрослого, каждому возрасту должны предъявляться свои требования, ограничения в поведении нужно вводить постепенно», — говорили они.

«С раннего детства ещё в семье ребёнку предоставляется большая свобода, с единственным условием, чтобы он не приносил вреда ни себе, ни другим; его охраняют, но не стесняют; его уговаривают, но редко прибегают к принуждениям. Запугивать ребёнка бранью или укоризненными взорами считается недопустимым; всякое наказание должно быть наложено, насколько возможно, совершенно спокойно. Дать подзатыльник ребёнку за какую бы то ни было провинность — значит показать свою невоспитанность и вульгарность. Общепринятая этика повелевает быть с детьми терпеливым» (Николаев, 1905, с.186). Это и есть отношение к ребёнку как к существу иной психической С японской точки зрения мать, которая пытается криком, бранью и угрозами добиться чего-то от плачущего ребёнка, выглядит довольно глупо.

Работа по подготовке полноценных членов японского общества начинается со школы. В соответствии с принципом постепенности японские первоклассники в первые дни школы не учатся. Они приходят сюда с мамами как на экскурсию. Особое внимание уделяется этикету: как здороваться, как прощаться, как слушать учителя, как задавать вопросы. С этого начинается приучение к важнейшей части взрослой жизни — соблюдению формальных правил поведения. В Японии полагают, что главная задача начальной школы — обучение базовым морально-нравственным ценностям, которые являются более важным элементом, чем предметные знания (Та-кахаси, 2003, с. 135).Первое, что делает учитель, когда дети освоились в школе, — делит класс на группы по пять-шесть человек. Причём в одну группу объединяются ученики с разными способностями, характерами и задатками. В ней есть лидер, второй и третий номера, и пара-тройка аутсайде-

В Японии полагают, что главная задача начальной школы — обучение базовым морально-нравственным ценностям, которые являются более важным элементом, чем предметные знания.

организации.

А.Р. Нурутдинова. Образование в Японии: проблема агрессии детей и подростков

ров. Разумеется, эти роли определяет сам учитель. Но ни при каких условиях он их не афиширует, понимая, что эти роли будут и должны меняться. Хорошим педагогом считается тот, который умеет добиться слаженной работы всей группы в выполнении поставленной задачи. Любые конфликты в группе должны быть исключены — это главное правило. Такие группы очень напоминают октябрятские «звёздочки» или пионерские «звенья», которые создавались в советских школах.

Привычка к коллективной выработке правил и их последующему соблюдению — одна из главных целей школьного воспитания. Границы и нормы, которые определяются заранее, нельзя нарушать ни при каких условиях.

О

Каждый японский класс, как и вся школа, состоит из большого числа групп или комитетов. Принадлежность к группе подчёркивается разными способами. В средней (7-9-е классы) и старшей школе (10 — 12-е классы) ученики носят униформу. С первого по шестой класс школьники могут одеваться свободно, но отдельные элементы формы присутствуют. Всем первоклассникам выдаются видные издалека ярко-жёлтые панамы или кепочки. Начиная со второго класса, они получают два стандартных головных убора разного цвета: один — на лето, другой — на зиму, а родителям школа в письменной форме сообщает, когда их надо менять. Во время школьных соревнований по любому виду спорта, в том числе по прыжкам, по бегу и пр., все участники делятся на две команды. Время нескольких лучших представителей каждой команды идёт в общий зачёт, по которому и определяется победившая сторона. Чемпионов школы и призёров в личном зачёте не бывает. Слова «победитель» и «проигравший» есть, вероятно, в любом языке мира. В японском они тоже существуют (сёся и хайся), но употребляются нечасто, главным образом в письменном языке как переводные эквиваленты. Зато часто встречаются существительные катигуми (победившая сторона) имакэгуми (проигравшая сторона).

Привычка к коллективной выработке правил и их последующему соблюдению — одна из главных целей школьного воспитания. Границы и нормы, которые определяются заранее, нельзя нарушать ни при каких условиях.

Следствие постепенности воспитательного процесса — более позднее взросление японцев по сравнению с зарубежными сверстниками. Особенно это заметно в студенческом возрасте.В Японии совершеннолетие официально наступает в 20 лет, с этого времени молодым людям разрешается участвовать в выборах, употреблять спиртное и вступать в брак без разрешения родителей. Но реальная готовность к взрослой жизни и полной социальной ответственности приурочена к окончанию вуза. До 22 лет, когда большинство молодых людей получают диплом о высшем образовании, они официально остаются «объектом воспитания». Отсюда и инфантильность1 их поведения.

1 Инфантильность проявляется по-разному. Например, в том, что большинство японских студентов не могут внятно ответить на вопрос, зачем они учатся в вузе. Самые распространённые ответы: «Потому что так положено», «Так делают все». За исключением небольшой части студентов элитных университетов, они не имеют ни малейшего представления не только о том, чем будут заниматься, но и о том, чем они хотели бы заниматься в будущем.

-е-

В процессе учёбы японские студенты даже не стараются выглядеть взрослыми и ответственными

С О Ц И А Л Ь Н А Я П Е Д А Г О Г И К А З А Р У Б Е Ж О М

за свои действия. Они легко признаются в том, что проспали лекцию, не подготовились к экзамену, обещают исправиться и благодарят сэнсэя2 за терпение. Эта черта отмечается многими иностранными преподавателями. Ответственность студентов в вузе, как и в жизни вообще, ограничивается требованиями быть честными, послушными и исполнительными в соответствии с пословицами сёдзикиваиссё-но такара(«честность — сокровище жизни»), сёдзики ни ситэ сон ванай(«в честности убытка не бывает») и другими подобными изречениями. Инфантильность, незнание студентами самых простых вещей и ошибки легко прощаются (воспитательный процесс ещё не завершён), но за нечестность3 наказывают сурово.

О

Группизм, униформизм — основные предпосылки «Идзимэ»

Принадлежность к группе и признание с её стороны — важнейшее условие жизни в Японии. Поэтому одна из задач воспитания состоит в том, чтобы научиться подчинять свои действия групповым интересам. Ещё раз обратимся к наблюдениям А. Николаева: В отличие от Европы, где «стремятся развить у ученика его индивидуальные способности и личный характер, для того чтобы создать из него независимого и сильного человека, напротив, в Японии воспитание стремится приготовить человека не к независимой индивидуальной жизни, а развить в нём наибольшую способность к совместным действиям, к кооперации» (Николаев, 185).Класс управляется не столько волей учителя, сколько общим согласием и общей волей. Всякое стеснение по отношению к ребёнку налагается, главным образом, с согласия общественного мнения класса, и искусному учителю остаётся лишь направлять это общественное мнение. Таким образом, уже на ранних ступенях школьной жизни формируется дисциплина общественного мнения, давление общей воли. В старших классах давление это слегка увеличивается, а в высших по своему положению школах оно становится ещё сильнее. При этом правящей силой неизменно является не индивидуальная воля учителя, а общественное мнение класса

2 В Японии доминирует конфуцианская модель поведения с поправкой на современность. Распространённый тип преподавателя в японском вузе — это не столько методически грамотный профессионал, способный научить специальным знаниям, сколько лицензированный организатор и наставник молодёжи в самом широком смысле. Что-то вроде классного руководителя в школе, только уровнем повыше. Неформальное общение профессоров со студентами за пределами университета всячески приветствуется, это относится и к совместным ужинам со спиртными напитками.

Нерушимый принцип японского образования: все дети в шесть лет должны поступить в начальную школу и в двенадцать её закончить. Любые виды экстерната или ускоренное обучение для одарённых детей, равно как и оставление на второй год, не признаются в принципе. В начальной школе не допускается формирования классов из более сильных или более слабых учеников, негативно относятся в Японии и к ранней специализации. Только

3 Например, списывание на экзаменах, которое в России считается едва ли не обязательным атрибутом студенческой жизни, в Японии рассматривается как чрезвычайное происшествие. Студента, уличённого в списывании, обычно наказывают аннулированием всех зачётов и экзаменов текущей сессии. Он должен будет прослушать все курсы ещё раз, что может продлить его пребывание в университете и стоить немалых денег.

А.Р. Нурутдинова. Образование в Японии: проблема агрессии детей и подростков

в частных начальных школах, которые можно «пересчитать по пальцам», есть классы с углублённым изучением математики и английского языка.

Японская школа рассчитана на то, чтобы дать необходимый минимум знаний, доступный самому что ни на есть среднему ученику. А также на то, чтобы школьник мог избежать неудач.Поэтому на учеников с повышенными способностями и запросами внимания не обращают, главное — чтобы не было отстающих. В этом тоже просматривается связь с традициями самурайского воспитания.

Японское общество нацелено на академические успехи и карьерный рост. Люди с раннего детства упорно учатся. После обычной школы дети посещают специальные частные школы «дзюку» — «школы мастерства». Чтобы получить хорошую работу, они должны поступить в самый известный университет. А для этого школьных знаний мало. Так как дети заняты постоянной зубрёжкой и изучением нового материала, у них не остаётся времени на игры и отдых, следствием чего становится перенапряжение и стресс. Постоянная учёба также приводит к тому, что дети почти не общаются со своими сверстниками. Они упускают шанс получить социальные навыки общения, им сложно наладить контакт с людьми, и они, в конце концов, становятся одиночками (Sakamaki, 1996).

Всеобщая унификация — отличительная черта обязательного девятилетнего образования, которым охвачено практически 100% японской молодёжи. Можно утверждать, что в любой части страны в одно и то же время ученики одного возраста изучают один и тот же материал, преподаваемый одинаковыми методами. Все школьные здания построены по типовым проектам и оснащены одинаковым оборудованием.

По содержанию обучения японская начальная школа — самая унифицированная среди развитых стран мира. В этом отношении она уступает только южнокорейской. Начальная, средняя и старшая школы организационно и юридически независимы друг от друга, имеют разные адреса, здания и состав учителей. Число учеников в одной школе сравнительно невелико, что делает её более управляемой.Унификация японской школы проявляется в самых разнообразных формах — начиная от школьной униформы и кончая набором продуктов и порядком их расположения в коробке для школьного завтрака, который ученики приносят из дома.

Дети со школьного возраста учатся уважать законы, по которым существует японское общество, с характерной для него строгой иерархической структурой. Ребёнок, который хоть чем-то отличается от остальных, становится объектом насмешек, и если не «исправляется» сразу, то рискует стать жертвой идзимэ — группового остракизма и издевательств. Обычно объектами унижений становятся ученики, по каким-либо причинам не вписывающиеся в отношения внутри группы или не соответствующие стандартным требованиям. Часто это дети, прожившие с родителями несколько лет за границей и не успевшие усвоить нормы поведения, которые в Японии прививаются с детского сада.

О

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА ЗА РУБЕЖОМ

Сегодня самая серьёзная проблема в японском образовании — идзи-мэ(англ. bullying). Жестокость проявляют некоторые дети в отношении своих более слабых сверстников. В результате издевательств и насилия школьники перестают посещать образовательное учреждение. Если раньше такие случаи были едва ли не исключениями из правил, то теперь, к сожалению, они стали чуть ли не обыденным явлением. Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других детей, сверстников. Жертвы идзимэ нередко кончают жизнь самоубийством, не выдерживая психологического пресса и издевательств. В конце ноября 1994 года второклассник средней обязательной школы Окочи Кие тэру (по российской школьной системе восьмиклассник) г. Нисио префектуры Аичи совершил самоубийство, не выдержав издевательств, которым он подвергался в течение долгого времени со стороны группы его соучеников, состоявшей из 10 человек. У него угрозами и силой отнимали деньги, бросали в реку и т. д. Вслед за этим последовало ещё несколько самоубийств. Нередкими стали случаи жестокого обращения и родителей с детьми4.

Можно дать такое определение слову»идзимэ»: душевный или физический ущерб, причиняемый более слабому со стороны группы или частного лица, психологическое или физическое давление, оказываемое на более слабого(Могйа, 1985).

Однако доцент Университета социально-общественных работ Японии Ки-ёси Миядзима считает, что рекордно большая цифра случаев насилия, ог-Q лашённая в докладе полиции, ещё не означает, что число случаев насилия Q

возросло. Это означает, что народ стал более осведомлён об этой проблеме, и факты всплывают на поверхность.

По мнению специалистов, причиной насилия над детьми в Японии является увеличение числа нуклеарных семей и матерей-одиночек. Японское общество, как считает доцент Киёси Миядзима, должно создавать более гибкие системы воспитания, чтобы в нём участвовали обычные люди, например, соседи, которые могли бы поддержать такие семьи.

В парламент Японии на обсуждение будет внесён новый законопроект, направленный на предотвращение насилия над детьми. Он предусматривает лишение родительских прав на определённый срок (максимумом на два года). По мнению Киёси Миядзима, такое изменение в системе родительских прав является прогрессивным с точки зрения улучшения условий жизни детей, а также родителей и опекунов.

Идзимэ сегодня характеризуется длительной продолжительностью по времени, изощрённостью, ловкостью и беспощадностью.По словам некоторых японских учителей средних общеобразовательных школ, сегодня насилие в школе в большинстве случаев возникает _

внезапно. 4 Так, например, в 2010 году отец 4-летней де-

вочки, разозлившись на то, что ребёнок вы-До настоящего времени существовали стойкие за- бросил недоеденный рис в урну, избил ребён-блуждения в отношении главных причин появле- ка, пустив в ход руки и деревянную палку, ния и развития жестокости в среде школьников. после чего девочка скончалась.

А.Р. Нурутдинова. Образование в Японии: проблема агрессии детей и подростков

Например, считалось, что если над ребёнком издеваются, то в этом виноват сам ребёнок. Часто родители и школа сваливали вину друг на друга; родители восклицали: «Потому что плохие учителя и школа!» А преподаватели и школа в свою очередь возражали: «Плохое семейное воспитание!» и тут же выдвигали требование: «Больше полномочий школе!»

Для того чтобы понять причину и найти выход из сложившейся ситуации, необходимо осознать, что жестокость, которая проявляется в отношениях между школьниками, не характерна лишь для конкретного ребёнка, отдельного класса, одной конкретной школы, одного определённого региона, или страны. Почти все ведущие капиталистические страны столкнулись с этой проблемой:

• В США с середины 1960-х гг. проблема жестокости в среде школьников стала актуальной почти во всех школах. В связи с этим были предприняты определённые меры, в том числе прибегли к услугам психологов и школьных консультантов.

• В Норвегии с 1985 года отчёт о случаях детской жестокости и издевательств признан законодательством обязательным. С1997 года занятия на тему детской жестокости введены как обязательный предмет в школьную учебную программу.

• В Великобритании меры по борьбе с издевательствами в школе вошли в школьный устав и обсуждаются на занятиях по социологии раз в неделю.

• В Японии с прошлого года в некоторых школах начали работать психологи. Это также стало мерой, направленной на борьбу с детской жестокостью.

Министерство образования, культуры, спорта, науки и техники Японии намерено дать возможность японским школьникам сообщить об издевательствах над ними со стороны сверстников. Как сообщает газета «Асахисим-бун», после того, как официально было признано, что в ряде случаев дети заканчивали жизнь самоубийством из-за издевательств одноклассников, ведомство приняло решение провести по всей стране акцию «808-письмо».

Ученикам младших и средних классов раздадут конверты, на которых с одной стороны будет отпечатан адрес отдела защиты прав человека регионального управления юстиции, с другой стороны будет написано: «Слова от сердца». В таких конвертах дети могут отправить письма с сообщениями об издевательствах со стороны одноклассников. Рассказать о существующих в школе проблемах ученики могут также по телефону.

Такой эксперимент уже проводился в префектуре Ямагути и дал определённые результаты, сообщает «Асахисимбун». После этого было решено перенести его на всю страну. Всего исследование затронет почти 11 миллионов человек. Частные школы примут в нём участие наравне с государственными.

По итогам расследования более 40 случаев самоубийств школьников, произошедших за последние 10 лет,министерство впервые официально признало, что в 14 случаях издевательства имели место, а в трёх случаях —

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА ЗА РУБЕЖОМ

послужили непосредственной причиной, подтолкнувшей школьников к роковому шагу.

Идзимэ отличается от прежней детской жестокости такими чертами:

1. Если прежде насилие и издевательства одних детей над другими возникали в рамках школы, то в последние годы такие инциденты происходят и за её пределами.

2. Произошли инциденты с участием детей, которые привели к убийствам. При этом убийства носили импульсивный и немотивированный характер;

3. Особенность этих преступлений — жестокость, которую трудно понять. Всё отчётливее как мотив преступления проявляется стремление получить удовольствие, добиться удовлетворения своего желания.

Причины и факторы «Идзимэ»

В Японии широко распространена система пожизненного найма, когда по окончании колледжа или университета с работником заключается пожизненный договор. Причём, если работник по какой-либо причине увольняется из компании и уходит в другую, то свою карьеру ему приходится начинать с начала. Таким образом, японцы имеют только один шанс найти хорошую работу и,если такой шанс выпадает, то стремятся её не потерять. Поэтому самым лучшим считается тот, кто после окончания престижного вуза поступает на работу в престижные крупные компании или на службу в управлен-ческо-административные структуры. Но в этих структурах оценочные критерии человека являются односторонними: «хорош лишь тот, кто победил в «экзаменационных войнах». Однако существуют и те, кто в них проигрывает, и своё недовольство, свой гнев они вымещают на слабых.

В Японии на протяжении многих лет усиливается государственный контроль над системой образования, в связи с чем отмечается и рост школьного бюрократизма. В этих условиях для сохранения порядка учеников запугивают телесными наказаниями, ограничивают их деятельность жёстким школьным уставом, угрожают снижением оценок в документах об успеваемости, которые необходимы для поступления в высшую школу. Те школьники, которые не устояли перед бюрократическими правилами, испытывая недовольство, прибегают к насилию по отношению к слабым.

С 1960 года в Японии обостряются социальные проблемы, обусловленные высокой урбанизацией, миграцией в поиске заработков, отход от сельскохозяйственного труда, появлением нуклеарных семей, безработицей и т.д.Эти проблемы приводят к недостатку общения в кругу семьи, снижению солидарности в обществе. В результате дети зачастую живут взаперти, занимаясь своим хобби, будь то домашние животные, телевидение или компьютерные игры. Соответственно, у детей стало меньше возможностей положительно проявить себя, раскрыть свои способности не только в сфере знаний, но и в других областях жизни, культуре, искусстве и т.д.

А.Р. Нурутдинова. Образование в Японии: проблема агрессии детей и подростков

Под влиянием как социальных, так и школьных проблем у некоторых детей появляется неуверенность и тревога, развивается заниженная самооценка или, наоборот, они становятся агрессивными.Кроме того, снижается способность к совместной с другими школьниками деятельности, в том числе игровой. Зачастую и преподаватели не могут найти общий язык с детьми и помочь им раскрыться.

К числу наиболее важных культурных факторов, определяющих особенности воспитания японских детей, можно отнести клановость, превалирование групповых интересов над индивидуальными и чёткую иерархию во всех сферах жизни.Потеря авторитета в выбранной социальной группе означает крах во всех остальных сферах жизни.Для японцев это очень большая потеря (достаточно вспомнить традицию самураев, которые прибегали к суициду в случае, если их репутация была запятнана).

Главное наказание для ребёнка в Японии — его противопоставление определённой социальной группе, семье. Японцы не мыслят себя вне определённой группы, и главное для них наказание — раскаяние от причинённых семье или социальной группе неприятностей.

Министерство образования, культуры, спорта, науки итехни-ки Японии провело исследование, затронувшее все школы страны, направленное на изучение проблемы поведения школьников, в том числе случаев хулиганства и травли. Также исследование рассматривало случаи самоубийств школьников, прогулов из-за травли и «изгнаний из школы». По видам издевательств лидируют словесные оскорбления, набравшие 64%, затем идут запирание где-либо (23%) и избиение ногами (19%). В начальных школах насчитывалось 48 896 случаев травли, в средних — 43 505 случаев, в старших — 8385 случаев. Кроме того, в школах для слепых, глухих или инвалидов был зарегистрирован 341 случай травли.

В Японии в течение четырёх последних лет растёт число случаев издевательства над детьми.Согласно результатам исследований, проведённых Министерством образования, в Японии (результаты опубликованы 7 августа 1996 года) к 1995 году количество учеников, пропустивших более 30 учебных дней по причине «отвращения» к школе, достигло наивысшего за всю историю числа — 81 562. Из них 16566 детей были учениками начальной школы, а 61 627 — учащимися обязательной средней школы.

В 1995 году было зафиксировано 60 тысяч случаев идзимэ в начальной, средней и высшей школе. Порой травма, нанесённая оскорблениями, насмешками, бойкотом, вымогательством, для ребёнка оказывалась столь сильной, что он отказывался посещать школу. Пытаясь предотвратить идзимэ, некоторые школы стали возвращать ученикам экзаменационные работы, не проставляя оценок.

В 1999/2000 учебном году было зафиксировано 30918 случаев издевательств. Особенно резкий рост идзимэ, по данным статистики, наблюдался в период между 1999-м и 2006 годами.

В Японии в течение четырёх последних лет растёт число случаев издевательства над детьми.

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА ЗА РУБЕЖОМ

2006-й год стал рекордным — 125 тысяч случаев идзимэ и шесть самоубийств, пять в средней (7-9-е классы) и одно в старшей (10 — 12-е классы) школе. Однако шестикратный рост цифр не обязательно означает резкое ухудшение ситуации. Отчасти он связан с усилением борьбы с насилием в школах. Министерство образования Японии расширило перечень действий, которые квалифицируются как оскорбительные и унижающие человеческое достоинство, включив в него использование современных технических средств (электронная почта, мобильные телефоны и пр.).

За 2007 г. число случаев травли, зафиксированных в начальных, средних и старших школах Японии, достигло 101 127 (по данным исследования Министерства образова-ния).Общее число случаев по-прежнему остаётся большим, несмотря на наблюдающийся по сравнению с предыдущим учебным годом спад (на 19%). В 2007 году 53 тыс. учащихся старших школ отказались посещать школу из-за травли, около 73 тыс. — ушли из школы, где подвергались трав-ле.В префектуре Гифу на 1000 учащихся в среднем насчитывалось 33,4 жертвы травли, что является самым высоким показателем среди всех 47 префектур. Самый низкий показатель был зарегистрирован в Вакаяме — 1,2 к 1000.

В 2009 году была зарегистрирована 61 тыс. случаев насилия с участием студентов как на территории школы, так и вне её. Согласно исследованию, проведённому Министерством образования, число случаев насилия среди студентов уменьшается, но оно растёт среди учеников начальных и средних школ.

Очевидно, что групповая психология играет ключевую роль в проблеме идзимэ в японских школах. Последние десять лет ежегодно фиксировалось около 20 тысяч случаев групповых издевательств и унижений и как минимум один случай самоубийства на этой почве.

Министерство образования Японии расширило перечень действий, которые квалифицируются как оскорбительные и унижающие человеческое достоинство, включив в него использование современных технических средств (электронная почта, мобильные телефоны и пр.).

Рекомендации

Проблема агрессивного поведения детей заставила японских учёных-педагогов пересмотреть прежде всего содержание современного школьного курса «Моральное воспитание». В программе курса выделены три направления:

Первое направление. Внедрение определённых социальных норм в сознание молодёжи в виде моральных ценностей и формирование группового сознания. Основным педагогическим средством, обеспечивающим достижение целей, является использование в учебном процессе групповой трудовой деятельности.

Второе направление — интернациональное воспитание — определено в связи с ориентацией японского государства на широкие международные контакты. В контексте педагогических задач это направление подразумевает требование к ещё более целеустремлённому формированию на-

А.Р. Нурутдинова. Образование в Японии: проблема агрессии детей и подростков

ционального самосознания, способного предотвратить «неправильную» (неяпонскую) социализацию.

Третье направление. Внедрение идеи о причастности каждого ребёнка к японским традициям в качестве их наследников и будущих творцов. Воспитание в подрастающем поколении стремления совершенствовать себя в соответствии с принципами «морального духа» японской нации как священного долга каждого по отношению к предкам.

Особого внимания заслуживает педагогическая задача формирования «японского национального характера».Японская педагогика выделяет пять условий, необходимых для решения этой задачи:

Первое условие. «Моральное воспитание» осуществляется не как одностороннее внушение правил, а как образ жизни. Задача учителя — не «учить», а «жить с детьми». Учитель, привлекая родителей, управляет процессом общения детей в конкретных условиях повседневной жизни; заново учит детей посредством своего участия и примера «понимать суть жизни такой, какая она есть».

Второе условие. Воспитание направлено на формирование определённых личностных качеств, без которых, как считает японская педагогическая психология, невозможно вырастить «гражданина Японии». Это навык к строгому самоанализу, способность к самостоятельным решениям и действиям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Третье условие. Учитель должен отслеживать осознание ребёнком интересов других членов общества, их зависимости от него и своей зависимости от них.

Четвёртое условие. Основная форма воспитания — организация групповой деятельности. При этом критерий эффективности — чёткое осознание каждым своей роли в общем деле.

Пятое условие. Воспитание в ребёнке сознания, что проблемы группы — это его личные проблемы. Таким образом дети учатся жить по общественным нормам сначала на опыте группового взаимодействия в своём классе, потом в школе и, наконец, в государстве.

В педагогических учебных заведениях Японии подготовке преподавателей морального воспитания уделяется особое внимание. Все будущие учителя, независимо от специализации, изучают два обязательных курса — «Мораль» и «Методика преподавания морали». На специальные уроки морали и связанные с ними программные внеурочные мероприятия отводится столько же времени, сколько на ведущие предметы.

Наряду с совершенствованием содержания школьного курса «Моральное воспитание» японские педагоги уделяют большое внимание и разработке различных методик.

Методика «Сочинения о жизни» — одна из них. Она представляет собой дневниковые записи ребёнка о природе, школе, о взаимоотношениях в семье, со сверстниками — обо всём, что привлекло его внимание, удивило,

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА ЗА РУБЕЖОМ

О

огорчило или обрадовало. С её помощью ребёнок учится критически воспринимать окружающий мир, вырабатывать свою точку зрения.Это особенно важно для современного японского общества, так как перекос в нравственном воспитании детей в сторону «группового сознания» приводит их к неумению мыслить творчески и самостоятельно. Более того, идея соответствия единому стандарту настолько укоренилась в сознании детей, что если кто-нибудь из них и высказывает своё собственное мнение, он становится объектом насмешек и даже травли со стороны сверстников. Японская методика «Сочинения о жизни» может быть использована и как метод познания внутреннего мира ребёнка, ибо сам ребёнок день за днём, год за годом, описывая свою повседневную жизнь, показывает нам своё духовное развитие.

Литература

1. Fredman, Lauren. (1995, March). Bullied to death in japan (teenagers' suicides). World Press Review, 42, 25. Available Info Trak Search Bank / A16812378 [Reprinted December 26, 1994].

2. Sakamaki, Sachiko. (1996, February). Fates worse than death. Far Eastern Economic Review, 159, 38 — 40.

3. Ministry of Education and Science (2001) Seitosidou jou no Syomondai no Genjou to Monbusyo no Sisaku ni tuite (Problematic Behaviour on the Perspective of Guidance and Counselling and the Measure of Ministry of Education, Current State of the Problems on Guidance and Counselling and the Educational Policy by the Ministry of Education and Science). Tokyo: Ministry of Educationand Science.

4. NIER (2001) Stress Check List wo Katsuyousita Seitoshidou no Kokoromi (The Attempt for Guidance and Counselling with Stress Check List). Tokyo: The National Institutef or Educational Policy Researchof Japan.

5. Morita Yohji (eds.) (2010) Ijime no Kokusai Hikaku Kenkyu (The Comparative Study on Bullying in four countries). Tokyo: Kaneko Shobo.

6. Taki, Mitsuru (1992). «Ijime» Koui no Hassei Youin ni kansuru Jissyouteki Kenkyu' (The Empirical Study of the Occurrence of 'Ijime' Behavior). The Journal of Educational Sociology. vol.50 (pp. 366 — 388). Tokyo: The Japan Society of Educational Sociology.

7. Lebra, T.S. (2004) The Japanese Self in Cultural Logic. Honolulu: University of Hawaii.

8. Press.Morita, Y. (eds.) (1985) Sociological Study on the structure of Ijime Group (in Japanese), Osaka: Osaka City College Sociology Study Kaneko Shobo

9. Taki, Mitsuru (1996). 'Ijime' wo Sodateru Gakkyu Tokusei (Bullying and classroom management), Tokyo: Meiji.

10. Tosyo Taki, Mitsuru (2006). 'Ijime Taisaku no Kokusai Hikaku (The comparison among interventions to bullying in four countries), Pedagogy and Medicine,Vol.45,No.2 (pp.63-68). Tokyo: KeioUniversity Press.

11. Taki, Mitsuru (1998). 'Kodomo no Stress to sono Youin' (Child Stress and the Factors), Research Report.No.36 (pp.1-11). Tokyo: The National Institute for Educational Research of Japan Taki, Mitsuru (eds.) (2000). Peer Support de Hajimeru Gakkou Dukuri: tyuugakkou-hen (Change school by Japanese Peer Support Program for Junior high school). Tokyo: Kaneko Shobo.

12. Taki, Mitsuru (eds.) (2010). Peer Support de Hajimeru Gakkou Dukuri: syo-gakkou-hen (Change school by Japanese Peer Support Program for primary school). Tokyo: KanekoShobo.

Электронные издания

1. Problems in the Japanese Education System bookmice.net/darkchilde

2. Problems of Education After World War Two in Japan aba.ne.jp/~sugita

3. Education in Japan and Europe, Very Different Problems eupedia.com/forum/archive

4. Paper on Japanese School Bullying (2001) pdf file nier.go.jp

5. Bully for the Bullied Victims allacademic.com

6. Education system in Japan Factsanddetails.com/Japan

7. Schools in Japan Factsanddetails.com/Japan

8. Teachers in Japan Factsanddetails.com/Japan

9. Schooling life in Japan Factsanddetails.com/Japan

10. Bullying and school problems in Japan Factsanddetails.com/Japan

11. Universities in Japan Factsanddetails.com/Japan

12. JapanesechildrenFactsanddetails.com/Japan

13. Japanese teenagers and young children Factsanddetails.com/Japan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.