Научная статья на тему 'Образование в условиях дигитализации: как дать людям возможность полноценно существовать в век цифровизации?'

Образование в условиях дигитализации: как дать людям возможность полноценно существовать в век цифровизации? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
523
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДАТАЛОГИЯ / ДИГИТАЛИЗАЦИЯ / ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пастюк Марина Викторовна

Продолжающиеся технологические изменения дают возможности, но и требуют новых типов обучения не только на ранних этапах развития, но и на протяжении всей жизни людей. Сейчас, больше чем, когда либо, люди всех возрастов должны иметь возможность постоянно обновлять свои навыки взаимодействия с окружающей средой и остальным миром. Формальные и неформальные учебные процессы должны быть персонализированы и сделаны более эффективно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование в условиях дигитализации: как дать людям возможность полноценно существовать в век цифровизации?»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ДИГИТАЛИЗАЦИИ: КАК ДАТЬ ЛЮДЯМ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛНОЦЕННО СУЩЕСТВОВАТЬ В ВЕК ЦИФРОВИЗАЦИИ? Пастюк М.В.

Пастюк Марина Викторовна - магистр, аспирант, кафедра социальных технологий, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород

Аннотация: продолжающиеся технологические изменения дают возможности, но и требуют новых типов обучения не только на ранних этапах развития, но и на протяжении всей жизни людей. Сейчас, больше чем, когда либо, люди всех возрастов должны иметь возможность постоянно обновлять свои навыки взаимодействия с окружающей средой и остальным миром. Формальные и неформальные учебные процессы должны быть персонализированы и сделаны более эффективно.

Ключевые слова: образование, цифровое образование, даталогия, дигитализация, цифровое общество.

Академические и социальные проблемы образования. В современном обществе все персонализируется от маркетинговых кампаний до доставки продукции по индивидуальному заказу, а с начала этого века таким становится образование. Персонализация образования оказала влияние на широкий спектр образовательных тем, начиная от дифференциации в классе до формата обучения. Дигитализация [5] присутствует в любой повседневной деятельности и во многих профессиональных навыках. Быть в курсе новых знаний и навыков, значит критически зависеть от цифровых инструментов, требующих обучения по вопросу их использования в течение всей жизни. Эти цифровые инструменты позволяют осуществлять доставку персонализированного контента и, например, персонализированную оценку, связанную с уровнем знаний студента или работника [3]. Все это можно развить с помощью эффективных цифровых продуктов, таких как обучающие игры, дополненная реальность, носимые девайсы, дистанционный мониторинг студента или электронное обучение делает развитие навыков более эффективным. Изучение аналитики также является мощным инструментом для понимания уровня производительности. Самая большая академическая проблема в области цифрового образования заключается в создании приложений, которые помогают персонализировать обучение таким образом, чтобы можно было понять, как люди обрабатывают информацию, как знания в определенной области сохраняются, и как ученик оптимально адаптирует текущие знания. Наряду с улучшением когнитивных способностей цифровое образование также должно помочь мотивировать на обучение и повысить социальное взаимодействие.

Всё это требует сосредоточиться на цифровой грамотности учащихся и преподавателей, что важно для понимания возрастающего цифрового потока информации. Задача разработки и внедрения цифрового образования и обучения профессиональным навыкам должна стать приоритетной в Росси. Существует множество инновационных исследовательских центров в области образования, психологии, неврологии и цифрового общения. Тем не менее, научные исследования, имеющиеся данные и цифровые приложения структурно не связаны, не оценены и не реализованы достаточно, чтобы способствовать обучению. Таким образом, необходимы научные инструменты цифровых продуктов для улучшения персонализированного обучения.

Роль даталогии [4] в образовании. Изучение когнитивного, поведенческого и мотивационного понимания может принести большую пользу в цифровизации образования. Это можно сделать с помощью образовательных игр в традиционном школьном обучении в таких областях, как литература, математика, история, биология и т.д. Оптимальная

111

цифровая инфраструктура в школах и дома обязательное условие для этого. Нужно построить модели, которые предлагают наиболее оптимальный индивидуальный маршрут обучения для каждого в любом возрасте. Для этого требуется, чтобы мы знали, как используются электронные продукты: как учениками, так и преподавателями, и как это можно интегрировать в институциональную структуру нашей образовательной системы.

Основная цель - оптимизировать обучение. Необходима разработка, оценка и внедрение комплексных цифровых решений посредством, например, обучающих игр и измерение физического состояния с помощью носимых приборов отслеживания и наружного наблюдения преподавателем в аудитории. Таким образом, изучение новых знаний и профессиональных навыков может быть персонализировано для индивидуальных и общественных потребностей.

Краткосрочные этапы включают в себя:

1. Разработка научно обоснованных цифровых обучающих решений и интеллектуальных систем в школы и места домашнего обучения.

2. Внедрение цифровых продуктов для образования в школы и места домашнего обучения.

3. Даталогия во всех методах и техниках. Задачи:

1. Разработка общей технологии обучения и содержание конкретного (все необходимые области и навыки) инструмента обучения, позволяющего персонализировать обучение на основе закрепленных академических знаний.

2. Развитие приспособленных к образованию предметов обихода для измерения человеческой деятельности во время обучения.

3. Поддержка системы даталогии для инфраструктуры продуктов цифрового образования.

4. Разработка программ цифровой грамотности, чтобы граждане имели способность и навыки ориентироваться в ландшафте цифровых медиа.

Список литературы

1. Пастюк М.В. Гражданство и демократия в условиях дигитализации // Наука и образование сегодня, 2018. № 6.

2. Пастюк М.В. Даталогия. Как обеспечить безопасное и полное использование цифровой информации // Наука и образование сегодня, 2018. № 6.

3. Пастюк М.В. Трансформация социальных процессов в условиях перехода к цифровому обществу // Приграничье-2017: межд. интеграц. форум. (Белгород, 14-15 декабря 2017). Белгород, 2017. С. 119-123.

4. Цифровая инфраструктура // Data centers in Russia. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rudatacenters.wordpress.com/цифровая-инфраструктура/ (дата обращения: 25.01.2019).

5. Digital Europe 2.0 - Moving Towards a Digital Society // Resolution adopted at the EPP Congress, Madrid-Spain 21-22 October. [Электронный ресурс], 2015. Режим доступа: http://www.epp.eu/files/uploads/2015/11/Digital-Europe-2.01 .pdf/ (дата обращения: 25.01.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.