ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА
ОБРАЗОВАНИЕ В СТРАНАХ СРЕДНЕЙ АЗИИ НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ1
В статье рассмотрено образование в странах Средней Азии по ряду показателей, включая демографические и компаративистские. Указаны проблемы, по которым эти страны сотрудничают с международными организациями.
Ключевые слова: образование, среднеазиатские страны, международные исследования, международная кооперация, показатели.
Все страны постсоветского образовательного пространства (ПСОП) около двадцати пяти лет назад начали одновременное движение по модернизации своего образования в условиях глобализации. Если считать, что оценить результативность реформ в образовании, как правило, можно через десяток лет, то становится ясным, что эффект реформ можно проанализировать на рубеже тысячелетий. В соответствии с принятой территориальной классификацией в Советском Союзе образование по бывшим республикам можно анализировать по следующим кластерам: 1.
3.
4.
Балтийский (Латвия, Литва, Эстония). Восточноевропейский(Беларусь, Молдова, Россия, Украина).
Кавказский (Азербайджан, Армения, Грузия). Среднеазиатский (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан).
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта 14-06-00650 (2016 год).
Как цитировать статью: Найденова Н.Н. Образование в странах Средней Азии на рубеже тысячелетий// Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, №1 (35). С.97-106.
Н.Н. Найденова
Канд.пед. наук, заместитель зав.Центром педагогической компаративистики ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
E-mail: nnnaydenova@ yahoo.com
Понятно, что за эти двадцать пять лет такая кластеризация стала разновекторной: появлялись новые объединения стран по политическим, административным, образовательным и другим свойствам[2]. Балтийский сектор сохраняет свое единство, все его государства стали членами Европейского Союза. Восточноевропейский и Кавказский кластеры растеряли свое единство. Среднеазиатский кластер, объединяющий государства по цивилизационному и конфессиональному признакам в большей степени, чем по другим, имеет слабую степень единства.
Для анализа различий на рубеже тысячелетий в данной статье рассматривается четвертый кластер - страны Средней Азии как важный регион для развития образования в целях устойчивого развития общества на современном этапе в духе уважения прав людей любой национальности и конфессии. В наше время во всем мире растет экстремизм, увеличивается агрессия не только между государствами, но и между отдельными людьми с разными убеждениями. Кроме того, все эти государства входят в экономические и политические союзы вместе с Россией и представляют интерес для нашей страны. Практически трудовая миграция в Россию идет из этих стран, поэтому обучать детей из этих семей надо в российских школах по нашим стандартам. Понимание того, как развивается образование в этих странах, важно не только для России, а прежде всего для стран Европы, арабских и тюркских стран.
Двухтысячный год есть рубеж такого первичного анализа, поэтому в статье рассматривается образование в этих странах на этом рубеже, а в заключение приводится анализ через призму международных исследований качества образования:
1. TIMSS- трендовое международное исследование по математике и естествознанию(ТИМСС), по стилю и видам заданий наиболее соответствует практике обучения в этих государствах как бывших республиках Советского Союза.
2. PIRLS - международное исследование прогресса в читательской грамотности (ПИРЛС).
3. PISA - международная программа оценивания учащихся (ПИЗА).
Названия исследований приводятся в английском оригинале и русском эквиваленте, расшифровка аббревиатур приведена наибо-
лее близко к оригиналу, при этом соблюдается число букв аббревиатуры и число слов в расшифровке. Материалы этих исследований на английском языке можно прочитать в основных последних обзорных отчетах [10; 11; 12; 13; 15]. На русском языке материалы этих исследований представлены на сайте Центра оценки качества образования Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (ФГБНУ ИСРО РАО) [7; 8].Влияние глобализации на модернизацию образования в пяти среднеазиатских государствах исследует в своей книге 8Иоуа I. [16].
За два с небольшим десятилетия независимости среднеазиатский кластер как часть бывшего Советского Союза сохранил наследие Советского Союза: доступность всех ступеней обучения, достаточная квалификация педагогов, учебные помещения поддерживаются в приемлемом состоянии. В результате серьезных проблем в экономике, последовавших после распада Советского Союза в 1991г., правительства новых государств были вынуждены принять меры жесткой экономии и сократить социальные расходы, в том числе на образование: снизилась заработная плата учителей, снизился престиж профессии учителя в обществе, появились административные новшества и т.д. Все это неизбежно приводит к снижению качества образования. Пришлось проводить радикальные реформы: децентрализовать управление качеством образования, диверсифицировать финансирование образовательных учреждений разных ступеней обучения, появились новые формы образовательных организаций, внедрялись инновации в сферу образования, изменялись программы обучения и соответственно учебники и методические пособия.
Но тем не менее, стандарт ОДВ (образование для всех), принятый ЮНЕСКО с целью достигнуть его выполнения всеми странами в мировом образовательном пространстве к 2015г., пока еще не выполнен в полном объеме. До сих пор нет в полной мере равного и всеобщего доступа к образованию;посещаемость школ упала, особенно девочками; государственные бюджеты, выделяемые на образование, по-прежнему достаточно низкие; существует недостаток учебников и средств обучения в школах; недостаточно квалифицированных учителей; коррупция растет; платность образовательных услуг расширяется и др.
Качественное образование помогает в предотвращении соци-
ального недовольства, что приводит к снижению преступности. Образование является инструментом для передачи культурных ценностей, повышения толерантности, развития демократии, соблюдения прав человека, борьбы с экстремизмом в условиях полиэтнического и поликультурного общества.
В настоящее время страны Средней Азии сталкиваются с огромными проблемами: малоэффективная экономика,большая трудовая эмиграция, авторитарность управления, слабая регионализация, безработица, недостаток рабочих мест, слабое образование и здравоохранение. Все эти факторы угрожают подорвать стабильность развития этих государств, что непосредственно может повлиять на безопасность не только в этих государствах, но и в других.
Поэтому международные организации по образованию, культуре и безопасности работают с правительствами этих пяти стран по следующим направлениям:
• Планирование и проведение реформ в образовании.
• Обеспечение гендерного равенства в доступе к школьному образованию, особенно в сельских школах.
• Расширение числа многонациональных школ.
• Интеграция обучения национальных меньшинств.
• Поддержка малообеспеченных семей.
• Приведение школьных помещений в соответствие современным требованиям, принятым в мире.
• Обеспечение мобильности учащихся, особенно в сельской местности.
• Издание современной учебной литературы.
• Повышение внимания учащихся школ к толерантности, правам человека, человеческим конфликтам, гендерному равенству.
• Особое внимание к школьным предметам социального цикла, обучению иностранным языкам и развитию компьютерной грамотности.
• Организация семинаров и конференций с участием международных комиссионеров.
• Проведение культурных мероприятий.
• Усиление академической мобильности студентов и преподавателей.
• Укрепление регионального сотрудничества государств внутри кластера.
• Открытие ресурсных центров с целью обеспечения современными средствами и технологиями обучения, включая материальную помощь, безвозмездное выделение компьютеров, оплату Интернета и др.
Рассмотрим подробнее некоторые показатели этого кластера (см. табл.). В таблице указываются только основные национальности, если процент представителей национальности в стране меньше 10%, то она не указывается. Если какая-то конфессия составляет менее 10%, то она не указывается как основная. Все цифры представлены за 2003 г. из международных источников [17].
Доля русского населения на рубеже тысячелетий еще значительна в Казахстане и Кыргызстане: 30 и 18 % соответственно. Через десять лет доля русского населения в Казахстане упала до 23%. Казахстан занимает особое положение в этом регионе как самая большая страна по территории и населению[18]. По численности населения Казахстан находится на 63-м месте в мире.
Доля русского населения в Кыргызстане через 10 лет также упала -до 7%. На русском языке говорят уже только 9% населения, то есть русский язык перестал быть основным, при этом узбекский сохраняет свои позиции.
Таблица
Кластерный портрет
Кластер Казахстан Кыргызстан Таджикистан Туркменистан Узбекистан
Рост насе- 0.2% 1.5% 2.1% 1.8% 1.6%
ления
Основные 53% казахи 52%киргизы 65% таджики 77% туркме- 80% узбеки
нацио- 30% русские 18%русские 25% узбеки ны
нальности 13% узбеки
Основная Муслим 44% Муслим 75% Муслим90% Муслим 89% Муслим
религия Православие 44% Православие 20% 88%
Основные Казахский Киргизский Таджикский Туркменский Узбекский
языки об- Русский Русский Русский Русский Русский
щения
Грамот- 98% 97% 99% 99% 99%
ность
Участие в Да Нет Нет Нет Нет
ТИМСС
Участие в Нет Нет Нет Нет Нет
ПИРЛС
Участие в ПИЗА Да Нет Нет Нет Нет
Доля ВВП 4% 5% 2% 3%* 7%
* Расходы на образование в Туркменистане представлены за 2012 г., информация за 2003 г. отсутствует.
Из таблицы следует, что по уровню общей грамотности все государства имеют очень высокий уровень: несколько ниже в Кыргызстане и Казахстане, но это статистическая погрешность, так что уровень грамотности во всех государствах одинаков.По-прежнему во всех государствах доля русского языка как основного языка общения составляет более 10%.
Однородными в конфессиональном аспекте выглядят три страны: Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Почти 90% населения этих трех стран являются мусульманами, причем в основном это сунниты. В Казахстане православная и мусульманская религии по доле населения, исповедующего эти религии, примерно равны. Через 10 лет число мусульман выросло до 70%, а число православных упало до 26%.
Кыргызское население на 75% является мусульманами и на 20% - православными.
Уровень расходов на образование ниже, чем в других странах - в Таджикистане, а выше, чем во всех странах - в Узбекистане. Туркменистан не подлежит сравнению.
Участие в международных сравнительных исследованиях качества школьного образования слабо отражено в этих государствах, при этом Казахстан постоянно участвует в международных исследованиях.
Информация о Казахстане, который участвовал в ТИМСС, приведена в международной энциклопедии ТИМСС (последняя редакция в 2015 г.) [12]. Измерение качества образования в Кыргызстане отражено в статье Супатаевой [5]. Переход к двенадцатилетнему обучению в Таджикистане при поддержке со стороны ЮНИСЕФ представлен в статье Улдашева [19; 9].
Проблемы педагогических измерений стоят на повестке дня всех государств постсоветского пространства. Среднеазиатские страны не исключение. Педагогические измерения как отдельный научный раздел современной педагогики слабо представлен в педагогическом образовании. Измерительная квалификация необходима педагогу в его
ежедневной оценочной деятельности. Но практически во всех педагогических вузах нет даже соответствующих кафедр. Безусловно, эта сфера педагогики преподается во многих зарубежных университетах на второй ступени высшего образования, то есть является магистерской дисциплиной. В России такая магистерская программа существует достаточно успешно в одном из ведущих вузов страны - ВШЭ (Высшая школа экономики), а также в ряде других российских вузов, например, РУДН, НИТУ и др.
Чтобы обучать магистров этой дисциплине, преподаватели любой страны для начала кроме теоретического освоения зарубежных курсов должны овладеть методологией указанных выше международных исследований[4].
Конечно, как только появились школы, возникла потребность в учителях, а учителям надо было оценивать успешность обучения и результаты своих подопечных. Этот период с древних времен до ХХ века можно назвать дотеоретическим (первый период осмысления того, что есть качество образования и как его оценивать). Первая теория в области измерения качества образования в мире (сегодня называемая классической теорией педагогических измерений) появилась в ХХ веке (1920-1946 гг.). В практике начала XX века стали появляться первые стандартизированные тесты для измерения результатов школьного обучения, разработанные под влиянием работ Э.Торндайка. Этот второй период в данное время торжествует в практике всех среднеазиатских государств. Третий период в истории теории измерений - это временной промежуток с 1946 по 1980гг. В первую очередь, это работы С. Стивенса (статья «О теории шкал измерений» 1946г.). Характерной чертой этого периода является резкое усиление прикладных исследований по измерениям в психологии, экономике, социологии и педагогике. Именно в эти годы стало понятно, что любая ошибка в оценивании, связанная с низкой объективностью результатов тестирования, может привести к необратимым последствиям при принятии управленческих решений в образовании. В этой связи в теории педагогических измерений активизировался поиск эффективных методов повышения надежности тестов. Практически с середины 50-х вплоть до конца 70-х годов было завершено формирование математико-статистического аппарата классической, или традиционной теории педагогических измерений. К середине 50-х годов зарубежным ученым стало понятно, что класси-
ческая теория измерений не обладает достаточной объективностью и точностью измерений качества образования, то есть её оценки были недостаточно валидны и надежны. Начинается четвертый период развития педагогических измерений на трансдисциплинарном уровне. В психологии и социологии уже широко применялась методология вопросно-ответной теории (ШТ- 11ет гееропче сЯеогу)[3]. Эта теория получила евотрвзоитие ов мсщеви, преоложтнной датским гтеным (Рош) для еовт-шентя нтиттености измертоиИ в психологии. Моделт Ртати широко используется в мировом образовательном пространстве до сих пор [1]. Методовогия Т-^]нов^<о> ПИРЛС и ПИЗДвыстроена в рамках этой теории.
Нес диатрвмме твазаны среднеазиатских стран по индек-
су инноваций,который рассчитано семи принципам стран ПСОП.
Индекс инноваций среднеазиатского кластера ПСОП
Средний результат покластеру равен 13.6 (горизонтальная линия).
В мировомобразовательномпространствешкольноеобразованиев режиме инноваций можно считать при условии модернизации работы в классе по семи принципам [6]:
1. Вшколена уроке фокус направлен на ученика. Учитель - по-мощниквобучении,а нетрансляторзнаний.
2. Социальныйаспектреализуетсянауроках при работе в группах, которые формируются самими учащимися, учитель только
подправляет, если видит, что формируемая группа не обладает в достаточной степени нужными компетенциями.
3. Эмоциональный климат на уроке должен быть дружелюбным как между учителем и учениками, так и среди одноклассников.
4. Образовательная среда в классе и школе должна быть такой, чтобы дети и педагоги с разными потребностями, способностями и возможностями могли чувствовать себя комфортно.
5. Время обучения является индивидуальной характеристикой, так как темп обучения зависит от личности ребенка - успех к ученику приходит через неудачи в разное время, у кого-то и тройка - успех, а кому-то пятерки мало.
6. Экспертная оценка учителем текущих и итоговых результатов должна быть формирующей, стимулирующей ученика на дальнейшее обучение.
7. Метакогнитивные и метапредметные компетенции развиваются каждым учителем вне зависимости от преподаваемого предмета, особенное внимание уделяется развитию читательской компетентности ученика.
Таким образом, средний результат достаточно высок за счет «выскакивающих» результатов Казахстана. Но в любом случае результат Туркменистана очень низок, этой стране необходимо интенсивно встраиваться в мировое образовательное пространство и в постсоветское также, участвовать в международных исследованиях, менять стиль обучения, повышать уровень измерительной квалификации педагога.
Литература
1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е междунар. изд. СПб: Питер, 2001.
2. НайденоваН.Н. Глобализация как фактор сближения образовательных систем стран постсоветского пространства в условиях разновекторной кластеризации // Современная педагоги-ка.2015.№11[Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/11/5051 (дата обращения: 23.01.2017).
3. Найденова Н.Н. Введение в классическую и современную теорию тестов. Пер. с англ. яз. Н.Н. Найденова, В.Н. Симкин, М.Б. Челышкова //Л. Крокер Л., Алгина Дж. Введение в классическую и современную теорию тестов / Под общ. ред. В.И. Звонникова, М.Б.Челышковой. Перевод и издание осуществлено при поддержке Американских Советов по международному образованию. М.: Логос, 2010.
4. Найденова Н.Н. Теоретический базис развития педагогических измерений // Новое в психологических и педагогических исследованиях. - 2011. - №3. - С. 114-120.
5. Супатаева Э.А. Об измерении качества образования в Кыргызстане // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - №8-2. М.: ИСИ. С. 153-158.
6. Groff, J. Technology-Rich innovative learning environments. 2013, Febriary.
7. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» [официальный сайт] URL: http://www.centeroko.ru/ (дата обращения: 14.12.2016).
8. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» [официальный сайт] URL: http://www.instrao.ru/ (дата обращения: 14.10.2016).
9. Lowicki-Zucca, J. & Emry, M. & Tanner, E. & Vinson, J. Youth perspectives of education quality in Tajikistan: a case study of education quality for youth in the CEECIS region (2011). Commissioned by the UNICEF Regional Office for Central and Eastern Europe and the Commonwealth of Independent States (UNICEF RO CEECIS) in partnership with UNICEF Tajikistan.
10. Mullis I.V.S., Martin, M.O., Foy, P., & Hooper, M.TIMSS 2015 International Results in Mathematics. November 2016.IEA.
11. Mullis I.V.S., Martin M.O., Foy, P., & Hooper, M.TIMSS 2015 International Results in Science. November 2016.IEA.
12. MullisI.V.S., Martin M.O., Foy, P., & Hooper, M.TIMSS Advanced 2015 International Results in Advanced Mathematics and Physics.November 2016.IEA.
13. Mullis I.V.S., Martin M.O., Foy, P., & Drucker, K.T.PIRLS 2011 International Results in Reading. December 2012. IEA.
14. Mullis I.V.S., Martin M.O., Goh, S., & Cotter, K. (Eds.)TIMSS 2015 Encyclopedia: Education Policy and Curriculum in Mathematics and Science. October 2016. IEA.
15. PISA 2015 Results in Focus. OECD, 2016.
16. Silova I. Globalization on the Margins: Education and Postsocialist Transformations in Central Asia. IAP, 2010.
17. The World Fact Book , August 2003. CIA.
18. The World Fact Book , December 2016. CIA.
19. Uldashev A. 2010. Tajikistan is shifting to 12 year education. Asia Plus, 28 April. Referenced by Barno Mukhamadieva, UNICEF Education Officer in a UNICEF Tajikistan Education Presentation in Dushanbe, Tajikistan, July 2010.