КРИТИКА. БИБЛИОГРАФИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА В ДЕЙСТВИИ
Кусаинов А.К. Качество образования в мире и в Казахстане: монография. -Алмааты, 2013. - 196 с.
Глаза читателя более строгие судьи, чем уши слушателя Вольтер
Это небольшая по объему книга (менее 200 страниц) представляет собой не только сравнительный анализ образования в разных странах и высвечивает ярко проблемы, стоящие на повестке дня сегодняшнего образования в Казахстане, но и является кладезем фактологической и аналитической информации, причем именно в контексте педагогической компаративистики. Содержательно книга состоит из введения, двух глав, заключения. Кроме того чтение книги предваряется предисловием от К. Нарибае-ва , академика Национальной академии наук РК, двумя отзывами от Е. Ергожина, академика НАН РК и от А. Миразовой, директора гимназии №159 им. Ы. Алтынсарина и одной рецензией от Л. Мажитовой, академика Академии Педагогических Наук Казахстана.
В предисловии отмечено, что в монографии поставлен главный вопрос, известный всем педагогам на постсоветском пространстве: «Что делать?». Автор подробно описывает, что происходит в педагогической компаративистике на мировом образовательном пространстве, и близко к сердцу принимает пути решения этих проблем по повышению качества образования на казахстанской почве. К. Нарибаев, занимавший пост министра высшего образования и работающий сейчас на научном поприще, отмечает профессионализм автора монографии, прежде всего, как компаративиста.
Отзыв Е. Ергожина обозначает монографию Кусаинова как концептуальный труд. В отзыве отмечается острая необходимость такого труда для развития педагогики и образования в целом. Е. Ергожин отмечает, что читая эту книгу, можно глубоко познакомиться не только с образованием в Казахстане, но и в других странах, в профессиональной интерпретации человека, знающего педагогиче-
скую компаративистику не понаслышке.
В отзыве А. Миразовой говорится о путях качественного проведения реформ образования, в частности, она как директор гимназии поддерживает идею автора о введении должности коучера в практику школьного образования. А. Миразова считает эту книгу одним из необходимых и удачных шагов для обеспечения выхода казахстанского образования в мировое образовательное пространство. В рецензии Л. Мажитовой отмечено, что на основе методов сравнительной педагогики автор представил детальную картину образования в ведущих развитых странах, а, главное, показал пути и формы преодоления кризиса в этих странах. Рецензент выражает автору благодарность за столь актуальный и необходимый образованию Казахстана труд и отмечает его гражданскую позицию.
Во введении автор отмечает, что уровень образования - отправная точка экономического развития государства и общества. Поэтому повышение качества образования в соответствии с международными требованиями является задачей общенациональной значимости.
Первая глава посвящена международным исследованиям, которые смело можно отнести к сравнительным исследованиям по оценке качества образования вне зависимости от точного перевода дефиниций этих исследований. Среди этих исследований автор выделяет ПИРЛС, ТИМСС и ПИЗА. На основании результатов аттестации учащихся разных стран выстраивается мировой табель качества образования. А. К. Кусаиновым был составлен список стран «образовательного Олимпа» по каждому из этих трех исследований и по разным годам проведения. Автор указывает, что достижения образовательных систем этих стран определяются прежде всего наличием национальной стратегии развития образования.
Также в монографии уделено внимание аналитическим отчетам консалтинговой компании МакКинси, в которых отражен сравнительный анализ качества образования ведущих двадцати пяти стран. Любой профессионал-компаративист внимательно
THE CRITICISM. BIBLIOGRAPHY
изучает труды этой компании, и автор посвятил им целый параграф. Среди основных факторов, влияющих на качество образования лучших систем школьного образования, автор монографии, интерпретируя публикации МакКинси, выделяет три: 1) учителями должны становиться лучшие выпускники школ; 2) учителя должны получать профессиональную подготовку на протяжении учебы в вузе и в дальнейшей своей учительской карьере; 3) каждый ученик должен иметь свободный доступ к качественному образованию. В этом параграфе автор приводит много статистической и крайне интересной информации о том, как работают эти факторы в лучших странах. Если на педагогические факультеты поступают абитуриенты со слабыми компетенциями по школьной программе, то из них не выйдут классные учителя. А у слабых учителей не будет хороших учеников. Круг замкнулся! Таким образом, неправильное кадровое решение в самом начале педагогического образования может привести к сорока годам плохого учительства. Поэтому А. К. Кусаинов, внимательно анализируя публикации авторов из этого агентства, пишет, что повышение квалификации учителей через чтение лекций и участие в семинарах является недостаточным для дальнейшего повышения качества образования в том классе, где работает конкретный учитель. Прежде всего необходимы практические навыки и система наставничества в школе, жесткий отбор наставников и совместная корпоративная деятельность учителей в школе. «Нельзя усовершенствовать то, что не было предварительно измерено», - замечает автор и делает вывод о развитии систем оценки качества образования как внутри школы, так и на управленческих уровнях интегрированного характера.
В следующем параграфе автор рассматривает совершенствование лидирующих систем образования в мире и приводит общий список из шести мер совершенствования качества образования. Но особенно отличает эту книгу от других подобных публикаций то, что автор описывает эти меры воздействия в зависимости от стартовой позиции страны: от неудовлетворительного к удовлетворительному, от хорошего к отличному и т.д., уделяя большое внимание формированию службы коучеров (наставников). Подробно автор приводит этапы модернизации своего образования в Сингапуре и Южной
Корее, которые за 40 лет прошли путь от неудовлетворительного к отличному. А также приводится опыт Литвы и Польши.
В монографии подробно рассмотрены задачи, стоящие перед странами с высоким качеством образования. Среди элементов эффективных школьных систем автор приводит три кластера: 1) стандарты и отчетность (международные требования, прозрачность информации, равенство доступа); 2) человеческий капитал (лучшие абитуриенты, улучшение педагогических компетенций, сильное руководство на школьном уровне); 3) структура управления (эффективный аппарат, вовлечение общественности, ответственность). Кроме того, Кусаинов пишет о необходимости ежедневного использования ИКТ в образовательном процессе как об одном из факторов повышения качества образования.
Всю вторую главу автор посвятил системе образования Казахстана, рассматривая ее с позиций международных факторов, уже приведенных в первой главе. Так, детально рассматривается опыт участия казахстанских учащихся в международных исследованиях, причем автор говорит в этой главе с гражданской прямотой о низких результатах в ПИЗА и острой болью за качество грамотности казахстанской 15-летней молодежи, которой через десять предстоит определять конкурентоспособность страны на международном рынке труда.
Целый параграф отведен соответствию школьных стандартов Казахстана международным требованиям, автор призывает к реальному переходу от зуновского содержания обучения к деятельностному и личностно-ориентированному. Достижение соответствия возможно лишь при увеличении числа лет обучения до двенадцати, как в большинстве стран в мировом образовательном пространстве. Это государственная цель Казахстана, и автор с большой болью пишет о такой модернизации и о недостатках на этом сложном пути. Необходимо заново написать, а не усовершенствовать всю учебную и методическую литературу. Кроме того, автор анализирует разные модели школьных систем разных стран и говорит о том, что возможно модель 4+6+2, выбранная сейчас как основная, - «путь в никуда». Автор предлагает модель 5+5+2. Здесь мне хочется заметить, что во многих развитых странах старшая ступень средней школы состоит из трех лет, кроме Голландии. Поэтому и модель 5+5+2 также потребует изменений, по моему мнению. Рассмо-
Siberian Pedagogical Journal ♦ № 4 / 2014
213
КРИТИКА. БИБЛИОГРАФИЯ
трение моделей содержит возрастной аспект в соответствии с психологией развития ребенка.
Также автор приводит сравнительный анализ учебных планов Казахстана и Японии по предметности и числу часов. Хочется отметить и важную ремарку автора по поводу предмета «Информатика», которого нет в Японии, но все дети владеют компьютерной грамотностью на высоком уровне. Внедрение ИКТ в практику обучения всеми учителями всех предметов приведет к ненужности отдельного предмета.
В отдельный параграф выделен анализ профессиональной компетентности учителей, при этом он показывает низкий уровень баллов по ЕНТ (единое национальное тестирование) тех выпускников, которые поступают на педагогические специальности. Автор настаивает на реализации новой парадигмы подготовки учительских кадров, в которой должны принимать участие специалисты не только западных университетов (Кембридж), но также - из Южной Кореи и Японии.
Мне как специалисту в педагогических измерениях приятно было отметить наличие в монографии целого параграфа, посвященного оценке качества образования, в которой автор с присущей ему прямотой и критичностью мышления отмечает слабое развитие этой области педагогики в Казахстане. Автор приводит сопоставление разных подходов к форме тестовых материалов, в том числе сравнивая ЕНТ и ЕГЭ в России. Автор с болью говорит, что в Казахстане до сих пор нет ни одной научной лаборатории по проблемам тестирования и в целом по педагогическим измерениям.
Рассматривая проблемы духовно-нравственного воспитания, автор приводит описание своего личного наблюдения за воспитанием в Цукубской начальной школе г. Токио в течение полного дня. Потрясающий материал, его необходимо прочитать любому педагогу, воспитателю, компаративисту. Кроме того, приводится описание воспитательной деятельности в таких странах, как Южная Корея, Сингапур, Финляндия. Автор также затрагивает проблему раннего воспитания ребенка до трех лет по материалам книги японского автора Масару Ибуки
«После трех уже поздно», изданной, кстати, в Москве в 2012 г.
Отдельный параграф посвящен результатам научных исследований: финансовое и проектное обеспечение НИР, количество и тематика кандидатских и докторских исследований по разным специальностям. Начиная с 2011 г. в Казахстане введена одна ступень послевузовского формального образования - PhD. Безусловно, этот параграф следует внимательно читать будущим соискателям этой степени.
В последнем параграфе автор останавливается на проблемах управления, приводя в качестве примера модель управления образованием в Германии.
Автор прекрасно говорит на русском языке и представляет свою книгу в том числе и хорошей презентацией. Но, чтобы не попадать под обаяние красивых слов, следует прочитать книгу А. К. Кусаинова, чтобы сделать правильное заключение.
О чем бы автор ни говорил, он всегда остается компаративистом, профессионалом с большой буквы. Обладая большим опытом управленческой и научной деятельности, знанием иностранных языков, постоянно изучая педагогический опыт разных стран в разных странах, являясь членом международных ассоциаций по сравнительной педагогике, А. К. Кусаинов представил достойный и интересный труд не только для ученых и практиков Казахстана, но и для российской научной педагогической общественности. Безусловно, факты, приведенные в монографии, являются достоверными и взяты из признанных в мировом образовательном пространстве источников. Данная книга может служить образцом проведения компаративистского исследования для других ученых и практиков.
Данная книга демонстрирует редкий в гуманитарной профессии талант организованной мысли, направленной на решение реальных проблем с глубоким пониманием предмета сравнительной педагогики. По своей востребованности в Казахстане и других русскоязычных странах эта книга способна пополнить малочисленную коллекцию работ по педагогической компаративистике.
Кандтдат педагогических наук,зав. лабораторией педагогических измерений Института теории и истории педагогики РАО к.п.н.
Найденова Н.Н. (г. Москва)