Научная статья на тему 'Образование в социальных контекстах (предисловие)'

Образование в социальных контекстах (предисловие) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горшков М.К., Ключарёв Г.А., Козырева П.М., Константиновский Д.Л., Кофанова Е.Н.

Ежегодник посвящён изучению различных форм и институций российского образования и их социальным контекстам. Показана роль образования в модернизационном процессе, обоснована точка зрения, согласно которой история России представляет собой последовательность образовательных модернизаций. Проанализирован мировой опыт развития образовательных систем, повышения их конкурентоспособности, влияния на воспроизводство социально-профессиональной структуры общества. Обосновано, что отдельные дисфункции высшего профессионального образования, а именно соотношение долей учащихся на различных его уровнях, могут не соответствовать сложившимся пропорциям на рынке труда, что ведёт к росту безработицы и социальной напряжённости в молодёжной среде. Освещены вопросы трудоустройства как функции полученного образования, восприятия экспертами и населением происходящих реформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горшков М.К., Ключарёв Г.А., Козырева П.М., Константиновский Д.Л., Кофанова Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование в социальных контекстах (предисловие)»

Предисловие

ОБРАЗОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ КОНТЕКСТАХ

Проблема образования — тема отнюдь не новая. Даже беглая оценка степени её научно-практической разработанности позволяет утверждать, что мировая, да и отечественная, наука накопила значительный объём знаний и материалов. Год от года увеличивается число работ, авторы которых с завидным упорством затрагивают различные аспекты, анализируют векторы и координаты образовательных процессов; рассматривают последние в качестве средств культурного и политического диалога, факторов, предопределяющих конкурентоспособность национальных экономик; исследуют особенности организации образовательного процесса; изучают задействованных в нём субъектов. При этом в поле зрения оказываются как сугубо теоретические, фундаментальные, так и прикладные вопросы, пристальное и комплексное внимание к которым, несомненно, даёт положительные результаты.

То, что образование является одним из важнейших социальных институтов, ни у кого, кажется, сомнений не вызывает. Однако вопрос состоит в том, какими функциями в каждом социальном контексте этот институт наделяется, какие задачи выполняет. Возьмём функцию воспитания, а по сути социализации молодого человека. Каким набором качеств, личностных характеристик он должен обладать, чтобы успешно вписаться в существующий порядок вещей и социальных отношений? Достаточно определённо на этот счёт высказался Президент РФ В. В. Путин на состоявшемся в конце октября 2014 г. пленарном заседании юбилейного съезда Российского союза ректоров: «Если мы с вами не сможем сформировать, воспитать хорошего специалиста, у нас, конечно, не будет будущего... если мы не сможем воспитать человека с широкими, глубокими, всеобъемлющими, объективными знаниями в гуманитарной сфере, если мы не воспитаем человека самодостаточного, но осознающего себя частью большой великой многонациональной и многоконфессиональной общности, если мы этого не сделаем, у нас с вами не будет страны».

Другая функция института образования — это профессиональная подготовка, обучение таким навыкам и компетенциям, которые будут востребованы на рынке труда и в процессе распределительных

8

ПРЕДИСЛОВИЕ

отношений. Очень часто здесь возникают коллизии общественных и индивидуальных интересов и ожиданий. Как показывают исследования, запросы молодых людей существенно превышают возможности рынка труда. Иначе говоря, уровень притязаний в основном не соответствует реальной социально-профессиональной структуре вакансий.

Последние два десятилетия на слуху понятие «непрерывное образование». По крайней мере, в риторике многих политиков, руководителей и экспертов образования этот термин встречается всё чаще. На наш взгляд, в этом нашли своё выражение реалии XXI в., когда цифровые информационные технологии до неузнаваемости изменили сам процесс производства и распространения и научных, и практических знаний. Появилась экономика знаний, которая предполагает непрерывный и пожизненный процесс обучения каждого человека.

Многие из затронутых выше вопросов нашли отражение в материалах Ежегодника. Так, в разделе «Социальные контексты российской модернизации» акцент сделан на изучении процессов, которые определяют нынешний этап преобразований. Это — роль социального государства, социокультурные архетипы, возможности граждан в управлении государством. На примере технополиса «Сколково» проведён сопоставительный анализ перспективности высокотехнологических инновационных проектов. Обращает на себя внимание статья, посвя-щённая дисфункциям современного образования, в которой показано, что соотношение долей учащихся на различных ступенях профессионального образования не соответствует сложившимся на рынке труда пропорциям. Это ведёт к росту безработицы и социальной напряжённости в молодёжной среде.

Представляет интерес исторический экскурс, исполненный во втором разделе Ежегодника. Нам показалась убедительной реконструкция истории России как череды образовательных модернизаций. Получается, что сначала задаются контуры новых образовательных систем (в соответствии с вектором предстоящих политических и экономических преобразований), а уже потом происходят сами преобразования. Это иллюстрируется на примере развития института гимназий и учреждения уникальных учебных заведений — рабфаков, призванных восстановить «классовую социальную справедливость».

В Ежегоднике приняли участие иностранные учёные — наши коллеги и партнёры из Сербии, Великобритании, Китая. Совместно с сотрудниками Института социологии они представили статьи о мировом

ОБРАЗОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ КОНТЕКСТАХ

9

опыте развития образовательных систем, их влиянии на воспроизводство профессиональной структуры общества. Со своей стороны Россия также стремится к повышению международной конкурентоспособности высшего образования. Известный Указ Президента РФ «5-100»1, о вхождении пяти лучших отечественных университетов в сотню мировых лидеров к 2020 г., вызвал существенное повышение качества образовательных услуг в стране.

В разделе о роли российского образования в модернизационном процессе нашли освещение вопросы трудоустройства как функции полученного образования, восприятия происходящих реформ (ЕГЭ, частные учебные заведения, качество образования и его доступность), подготовки научно-педагогических кадров.

Заключает Ежегодник раздел, посвящённый 50-летию проекта, который начал один из патриархов российской социологии образования В. Н. Шубкин. Это лонгитюдное исследование образовательных стратегий молодёжи и её вхождения на рынок труда стало к настоящему времени своеобразным социологическим стандартом. На материалах этого исследования успешно защищаются диссертации, выходят в свет обстоятельные монографии. И отрадно, что с ним связана сегодняшняя деятельность сотрудников Центра социологии образования, науки и культуры нашего Института, поддержанная недавно созданным Российским научным фондом.

Выражаем надежду, что Ежегодник получился интересный и полезный как специалистам, так и учащейся молодёжи. Авторы постарались рассмотреть образование многопланово, в контексте разнообразных междисциплинарных связей и социальных контекстов. Думаем, это удалось.

Редколлегия

1 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.