Научная статья на тему 'Образование в контексте современной эпохи перспективы взаимодействия социологии и образования'

Образование в контексте современной эпохи перспективы взаимодействия социологии и образования Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
315
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ "ФРАКТАЛОВ" В СОЦИОЛОГИИ / МЕТОД В СОЦИОЛОГИИ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНДЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЛИЧНОСТИ / CONCEPT OF "FRACTALS" IN SOCIOLOGY / METHOD IN SOCIOLOGY / METHODOLOGICAL TRENDS / EDUCATIONAL AND UPBRINGING FUNCTION OF SOCIOLOGY / SOCIOLOGICAL KNOWLEDGE IN EDUCATIONAL SPACE / EDUCATIONAL SPACE OF AN INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ерошенко Татьяна Игоревна

В последние годы социология как наука обретает все большую актуальность, связанную с наступлением эпохи глобальных сдвигов, затрагивающих все мировое сообщество и проявляющихся в самых различных сферах жизнедеятельности, как отдельного человека, так и современной цивилизации в целом. В связи с этим новую значимость приобретает преподавание социологических дисциплин на разных уровнях образования. В статье поднимается проблема методологического арсенала современной социологии, в том числе и российской. В условиях современной ситуации, когда социология представлена множеством парадигм, а её методологический инструментарий постоянно меняется, большая ответственность лежит на педагогах, которым предстоит преобразовать её в учебную дисциплину. Сложная и значимая задача стоит перед преподавателями высшей школы. Необходимо научить будущих специалистов использовать социологические знания в их профессиональной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In recent years, the science of sociology has been becoming more and more topical. This is due to the arrival of the epoch of global shifts which influence the whole world community and manifest themselves in various spheres of life activity of both separate individuals and modern civilization as a whole. As a result, the significance of teaching sociological disciplines at various levels of education is increasing. The article discusses the problem of methodological arsenal of present-day sociology, including the Russian one. In modern conditions, when sociology is represented by multiple paradigms, and its methodological instruments are changing constantly, educators are largely responsible for transforming it into an academic discipline. Workers of higher education are posed with a challenging and important task. It is necessary to teach future specialists to use sociological data in their professional sphere.

Текст научной работы на тему «Образование в контексте современной эпохи перспективы взаимодействия социологии и образования»

ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ЭПОХИ

перспективы взаимодействия социологии и образования

Татьяна Игоревна ЕРОШЕНКО,

доктор философских наук, доцент, профессор кафедры истории и философии Ростовского государственного строительного университета (Ростов-на-Дону) e-mail: Rgsu-eroshenko@mail.ru

В последние годы социология как наука обретает все большую актуальность, связанную с наступлением эпохи глобальных сдвигов, затрагивающих все мировое сообщество и проявляющихся в самых различных сферах жизнедеятельности, как отдельного человека, так и современной цивилизации в целом. В связи с этим новую значимость приобретает преподавание социологических дисциплин на разных уровнях образования. В статье поднимается проблема методологического арсенала современной социологии, в том числе и российской. В условиях современной ситуации, когда социология представлена множеством парадигм, а её методологический инструментарий постоянно меняется, большая ответственность лежит на педагогах, которым предстоит преобразовать её в учебную дисциплину. Сложная и значимая задача стоит перед преподавателями высшей школы. Необходимо научить будущих специалистов использовать социологические знания в их профессиональной сфере.

Ключевые слова: концепция «фракталов» в социологии, метод в социологии, методологические тренды, образовательная и воспитательная функции социологии, социологическое знание в образовательном пространстве, образовательное пространство личности.

In recent years, the science of sociology has been becoming more and more topical. This is due to the arrival of the epoch of global shifts which influence the whole world community and manifest themselves in various spheres of life activity of both separate individuals and modern civilization as a whole. As a result, the significance of teaching sociological disciplines at various levels of education is increasing. The article discusses the problem of methodological arsenal of present-day sociology, including the Russian one. In modern conditions, when sociology is represented by multiple paradigms, and its methodological instruments are changing constantly, educators are largely responsible for transforming it into an academic discipline. Workers of higher education are posed with a challenging and important task. It is necessary to teach future specialists to use sociological data in their professional sphere.

Key words: concept of «fractals» in sociology, method in sociology, methodological trends, educational and upbringing function of sociology, sociological knowledge in educational space, educational space of an individual.

Движущими силами развития современной социологии являются исторические сдвиги в мировом сообществе. Во второй половине ХХ века произошла научно-техническая и информационная революции, усилились техногенные риски, процессы глобализации приобрели необратимый характер, причём открылась скрытая сторона этого процесса, заключающаяся в отстранении от всех национальных ценностей, норм и традиций. В осмысливании этих сдвигов в мировом сообществе социологии принадлежит ведущая роль. Социально-гуманитарное научное знание - сравнительно поздний продукт развития человеческой культуры. Споры о научности этого рода знания не утихают и в настоящее время. Например, В. В. Щербина указывает на то, что сегодня размываются предмет и функции социологии как специфической поведенческой науки. Это вообще ставит под вопрос её научный статус [5, с. 32].

В мировой социальной науке сегодня появляется целый ряд методологических трендов, которые неоднозначно оцениваются самим российским социологическим сообществом. Первый тренд можно обозначить как критику позитивизма, или неопозитивизма, во второй половине ХХ века. В этом направлении на первый план выходят работы социальных философов марксистской, персо-налистической, теологической, экзистенциалистской и др. ориентации. Они поставили вопрос о том, насколько приемлема естественнонаучная методология в социальных или поведенческих науках. Именно здесь зарождается в современной как западной, так и российской социологии стремление отказаться от принятых критериев научности. Принадлежность социального знания к полноценным аналитическим наукам отрицает Ю. Хабермас. Логика изменения социального порядка сводится к эффективности обеспечения социальных коммуникаций, реализующих различные жизненные стратегии, что находит отражение в популярности понятия «дискурс» и приводит социологию в поле нескончаемых языковых игр.

Второй тренд наглядно выражен у представителей франкфуртской школы (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Э. Фромм и др.). Они, во-первых, выражают негативное отношение к государству и институтам власти и умаляют их роль для нормального функционирования социума. Во-вторых, представители франкфуртской школы всячески подчёркивают, что государство не включено в самоорганизующийся механизм контроля за жизнью общества. В-третьих, органы власти представляются ими как инстанция колонизации жизненного мира, от которой исходит опасность для свободы личности в обществе.

Третий тренд связан с работами феноменолого-конструктивистского направления (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман, П. Вацлавик, Э. фон Глазерсфельд, К. Гер-ген, Р. Харре и др.). Они занимались изучением субъективных механизмов социального порядка и пришли к полной субъективации представлений о социальной реальности. В конечном счёте сомнению были подвержены социальные структуры и социальные институты, которые были сведены к проблеме построения языковых типов. Таким образом, наметился субъективистский поворот к изучению мотиваций социальных действий и агентный поворот (когда субъект заменяется актором, рушится новоевропейская субъект-объектная модель рациональности, поскольку акторы познают и отражают одновременно, то есть конструируют).

В-четвёртых, идеи феноменолого-конструктивистского направления были упрочены и существенно продвинуты таким направлением, как структурализм (К. Леви-Стросс). В работах представителей данного направления, а также представителей

постструктурализма и отчасти - постмодернизма понятие «социальная структура» приобретает субъективистскую трактовку и существует только за счёт действий социальных агентов. Постмодернисты (Ж. Бодрияр, Р. Будон, Дж. Деррида, Дж. Ритцер, М. Фуко и др.) вообще ставят под сомнение универсальную природу социальности в современном мире. По их мнению, ухватить многоликую, изменчивую, неопределённую, нарастающую рисками социальную реальность невозможно, поэтому традиционная наука об обществе невозможна [5, с. 36].

Очень важный тренд современной социологии, который является следствием постмодернистской критики прежней социологии, представляет собой обращение к критическим чертам нашего общества, таким как фрагментарность, случайность, хаос, спонтанное стечение обстоятельств, риски, эфемерное и т.д. (И. Пригожин, Г. Хакен, Е. Князева, С. Курдюмов, С. Гришунин и др.). Для этих целей в качестве методологического основания социального познания привлекается синергетика (социосинергетика), которая даёт возможность представить социальное бытие как сверхсложное, многоуровневое, сложное в управлении образование с самоорганизующимися процессами, то есть - как социальную систему, которая обладает потенциально творческим свойством.

Одними из основных функций социологии являются образовательная и воспитательная. Образовательная и воспитательная функции реализуются в школах, высшей школе, в образовательных программах телевидения, учителями, преподавателями социологии, ведущими программ ТВ. Л. А. Резванова указывает на то, что судьбу понятия «образования» разделяют такие, как «культура» и «мировоззрение» [3]. В условиях современной ситуации в социологии, когда она представлена множеством различных направлений и школ, очень сложно преобразовать её в учебную дисциплину. Если это и происходит, то только в высшей школе.

Цель социологического знания в образовательном пространстве состоит в том, чтобы донести до студента содержание важнейших достижений социологической мысли с учётом определённого уровня социализации его личности, что предполагает не просто передачу информации, а обучение определённым навыкам её использования как в практике повседневной жизни, так и в профессиональной сфере. Причём успешность социологического образования зависит от взаимодействия педагогов и студентов - как участников образовательного процесса одновременно. Педагог в процессе преподавания превращает социологическую информацию в знание, создавая осмысленные схемы её интерпретации, и побуждает у студентов стремление выработать своё мнение относительно усвоенной информации. Более того, социологическое знание в образовательном пространстве должно пробуждать творческий потенциал личности, чтобы студент на социальный мир, которому он принадлежат, посмотрел другими глазами и увидел то, чего не видел, находясь в плену обыденно-практического сознания.

М. А. Кузнецов справедливо отмечает, что в педагогическом процессе русской школы очень важна культурная традиция, фундамент которой составляют нравственные ценности православной религии и традиции народной жизни [2]. Социологическое знание потому и занимает важнейшее место в образовательном пространстве, поскольку является инструментом социализацию личности.

Сегодня необходимо вернуться к поиску смыслов жизни российского общества и создать социальную науку, в основе которой будет лежать идеология в

самом широком смысле, позволяющая воссоздавать социоантропологическое пространство. Процесс воссоздания и расширения людьми своего социоантро-пологического мира есть социальный Автопоэзис, который ориентирует социологическую мысль на поиск научных основ вовлечения людей в творческий процесс сознательного и ответственного сотворения социальной реальности. «Теория общества не может не включать в себя наряду с дескриптивными элементами социальных действий элементов нормативных. Она должна быть социальной теорией и социальной этикой одновременно» [4, с. 22]. Именно в морали как ценностном ядре социума, так же как и две тысячи лет назад - времени появления первых христианских текстов [см.: 1, с. 30], следует видеть аттрактор, способный притягивать и объединять многоликое человечество.

Примечания

1. Ерошенко И. П., Ерошенко Т. И. Проект Благовествований: двухтысячелетний диалог с миром // Научная мысль Кавказа. Приложение. 2001. С. 20-31.

2. Кузнецов М. А. Концептуальное обоснование духовно-нравственного воспитания молодёжи [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение» : [веб-сайт]. Электрон. дан. 2013. № 3. URL: http://naukovedenie.ru/index.php?p=issue-3-13-RGSU.

3. Резванова Л. А. Герменевтика как методология подхода к анализу образования // Науковедение. Интернет-журнал : [веб-сайт]. Электрон. дан. 2013. № 3. URL: http://naukovedenie.ru/index.php?p=issue-3-13-RGSU.

4. Тихонов А. В. Российское общество как новая социальная реальность и метапро-ект отечественной социологии // Социологические исследования. 2009. № 12. С. 16-25.

5. Щербина В. В. Существует ли сегодня наука социология? // Социологические исследования. 2012. № 8. С. 31-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.