Научная статья на тему 'Социология и образование: перспективы взаимодействия'

Социология и образование: перспективы взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
3057
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ "ФРАКТАЛОВ" В СОЦИОЛОГИИ / МЕТОД В СОЦИОЛОГИИ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНДЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЛИЧНОСТИ / CONCEPT OF "FRACTALS" IN SOCIOLOGY / METHOD IN SOCIOLOGY / METHODOLOGICAL TRENDS / EDUCATIONAL AND UPBRINGING FUNCTION OF SOCIOLOGY / SOCIOLOGICAL KNOWLEDGE IN EDUCATIONAL SPACE / EDUCATIONAL SPACE OF AN INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ерошенко Татьяна Игоревна

В последние годы социология как наука обретает все большую актуальность, связанную с наступлением эпохи глобальных сдвигов, затрагивающих все мировое сообщество и проявляющихся в самых различных сферах жизнедеятельности, как отдельного человека, так и современной цивилизации в целом. В связи с этим новую значимость приобретает преподавание социологических дисциплин на разных уровнях образования. В статье поднимается проблема методологического арсенала современной социологии, в том числе и российской. В условиях современной ситуации, когда социология представлена множеством парадигм, а её методологический инструментарий постоянно меняется, большая ответственность лежит на педагогах, которым предстоит преобразовать её в учебную дисциплину. Сложная и значимая задача стоит перед преподавателями высшей школы. Необходимо научить будущих специалистов использовать социологические знания в их профессиональной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGY AND EDUCATION: PROSPECTS OF INTERACTION

In recent years, the science of sociology has been becoming more and more topical. This is due to the arrival of the epoch of global shifts which influence the whole world community and manifest themselves in various spheres of life activity of both separate individuals and modern civilization as a whole. As a result, the significance of teaching sociological disciplines at various levels of education is increasing. The article discusses the problem of methodological arsenal of present-day sociology, including the Russian one. In modern conditions, when sociology is represented by multiple paradigms, and its methodological instruments are changing constantly, educators are largely responsible for transforming it into an academic discipline. Workers of higher education are posed with a challenging and important task. It is necessary to teach future specialists to use sociological data in their professional sphere.

Текст научной работы на тему «Социология и образование: перспективы взаимодействия»

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 4 (60) июль-август ^

ОЦИОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

УДК 316:37.01

Т. И. Ерошенко

Ростовский государственный строительный университет (Ростов-на-Дону)

В последние годы социология как наука обретает все большую актуальность, связанную с наступлением эпохи глобальных сдвигов, затрагивающих все мировое сообщество и проявляющихся в самых различных сферах жизнедеятельности, как отдельного человека, так и современной цивилизации в целом. В связи с этим новую значимость приобретает преподавание социологических дисциплин на разных уровнях образования. В статье поднимается проблема методологического арсенала современной социологии, в том числе и российской. В условиях современной ситуации, когда социология представлена множеством парадигм, а её методологический инструментарий постоянно меняется, большая ответственность лежит на педагогах, которым предстоит преобразовать её в учебную дисциплину. Сложная и значимая задача стоит перед преподавателями высшей школы. Необходимо научить будущих специалистов использовать социологические знания в их профессиональной сфере.

Ключевые слова: концепция «фракталов» в социологии, метод в социологии, методологические тренды, образовательная и воспитательная функции социологии, социологическое знание в образовательном пространстве, образовательное пространство личности.

T. I. Eroshenko

Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE), The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Sotsialisticheskaia str., 162, Rostov-on-Don, Russian Federation,

SOCIOLOGY AND EDUCATION: PROSPECTS OF INTERACTION

In recent years, the science of sociology has been becoming more and more topical. This is due to the arrival of the epoch of global shifts which influence the whole world community and manifest themselves in various spheres of life activity of both separate individuals and modern civilization as a whole. As a result, the significance of teaching sociological disciplines at various levels of education is increasing. The article discusses the problem of methodological arsenal of present-day sociology, including the Russian one. In modern conditions, when sociology is represented by multiple paradigms, and its methodological instruments are changing constantly, educators are largely responsible for transforming it into an academic discipline. Workers of higher education are posed with a challenging and important task. It is necessary to teach future specialists to use sociological data in their professional sphere. Keywords: concept of «fractals» in sociology, method in sociology, methodological trends, educational and upbringing function of sociology, sociological knowledge in educational space, educational space of an individual.

ЕРОШЕНКО ТАТЬЯНА ИГОРЕВНА — доктор философских наук, доцент, профессор кафедры истории и философии Ростовского государственного строительного университета (Ростов-на-

Аону)

EROSHENKO TATIANA IGOREVNA — Full Doctor of Philosophy, Associate Professor, Professor of Department of history and philosophy, Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE)

Ф

Ф

344022

e-mail: Rgsu-eroshenko@mail.ru © Ерошенко Т. И., 2014

^ Образование в сфере культуры

Ф

Движущими силами развития современной социологии являются исторические сдвиги в мировом сообществе. Во второй половине XX века произошла научно-техническая и информационная революции, усилились техногенные риски, процессы глобализации приобрели необратимый характер, причём открылась скрытая сторона этого процесса, заключающаяся в отстранении от всех национальных ценностей, норм и традиций. В осмысливании этих сдвигов в мировом сообществе социологии принадлежит ведущая роль. Социально-гуманитарное научное знание — сравнительно поздний продукт развития человеческой культу ры. Спо ры о науч но сти это го рода знания не утихают и в настоящее время. Например, В. В. Щербина указывает на то, что сегодня размываются предмет и функции социологии как специфической поведенческой науки. Это вообще ставит под вопрос её научный статус [5, с. 32].

В мировой социальной науке в настоящий моммент появляется целый ряд методологических трендов, которые неоднозначно оценивают ся самим российским социологическим сообществом. Первый тренд можно обозначить как критическое обсуждение пози ти виз ма и нео по зи ти виз ма, которое началось во второй половине ХХ века. В этом направлении на первый план выходят работы социальных философов марксистской, пер сона листи ческой, теологи ческой, экзистенциалистской и др. ориентаций. Они поста ви ли вопрос о том, насколько приемлема естественнонаучная методология в социальных или поведенческих науках. Именно здесь зарождается в современной как западной, так и российской социологии стремление отказаться от принятых критериев научности. Принадлежность соци-аль ного зна ния к пол ноцен ным ана ли ти че-ским наукам отрицает Ю. Хабермас. Логика изменения социального порядка сводится к эффективности обеспечения социальных комму никаций, реализующих раз лич ные жизненные стратегии, что находит отраже-

ние в популярности понятия «дискурс» и приводит социологию в поле нескончаемых язы ко вых игр.

Второй тренд наглядно выражен у представителей франкфуртской школы (Т. Адор-но, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Э. Фромм и др.). Они, во-первых, выражают негативное отношение к государству и институтам власти и умаляют их роль для нормального функционирования социума. Во-вторых, предста вите ли франкфурт ской школы всячески подчёркивают, что государство не включено в самоорганизующийся механизм контроля за жизнью общества. В-третьих, ор га ны вла сти представ ля ют ся ими как инстанция колонизации жизненного мира, от которой исходит опасность для свободы лич но сти в об ще ст ве.

Третий тренд связан с работами фено-менолого-конструктивистского направления (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман, П. Вац-лавик, Э. фон Глазерсфельд, К. Герген, Р. Харре и др.). Они занимались изучением субъективных механизмов социального порядка и пришли к полной субъективации представлений о социальной реальности. В конеч ном счё те со мне нию бы ли под верже ны со ци аль ные струк ту ры и со ци аль ные институты, которые были сведены к про-бле ме по строе ния язы ко вых ти пов. Та ким образом, наметился субъективистский поворот к изу че нию мо ти ва ций соци аль ных действий и агентный поворот (когда субъект заменяется актором, рушится новоевропейская субъект-объектная модель рациональности, поскольку акторы познают и отражают одновременно, то есть конст-руи ру ют).

В-четвёртых, идеи феноменолого-конст-руктивистского направления были упрочены и существенно продвинуты таким на-прав ле ни ем, как струк ту ра лизм (К. Ле ви-Стросс). В работах представителей данного направления, а также представителей постструктурализма и отчасти — постмодернизма понятие «социальная структура» приобретает субъективистскую трактовку и су-

Ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 4 (60) июль-август ^

Ф

ществует только за счет действии социальных агентов. Постмодернисты (Ж. Бодрияр, Р. Будон, Дж. Деррида, Дж. Ритцер, М. Фуко и др.) вообще ставят под сомнение универсальную природу социальности в современном мире. По их мнению, ухватить многоликую, изменчивую, неопределённую, нарастаю щую рис ка ми соци аль ную ре аль ность невозможно, поэтому традиционная наука об обществе невозможна [5, с. 36].

Очень важный тренд современной социологии, который является следствием постмодернистской критики прежней социологии, представляет собой обращение к критическим чертам нашего общества, таким как фрагментарность, случайность, хаос, спонтан ное стечение обстоятельств, риски, эфемерное и т.д. (И. Пригожин, Г. Хакен, Е.Князева, С.Курдюмов, С. Гри-шунин и др.). Для этих целей в качестве методологического основания социального познания привлекается синергетика (со-циосинергетика), которая даёт возможность представить социальное бытие как сверхсложное, многоуровневое, сложное в управлении образование с самоорганизующимися процессами, то есть — как социальную систему, которая обладает потенциально творческим свойством.

Одними из основных функций социологии являются образовательная и воспитательная. Образовательная и воспитательная функции реализуются в школах, высшей школе, в образовательных программах телевидения, учителями, преподавателями социологии, ведущими программ ТВ. Л. А. Резва нова ука зывает на то, что судьбу понятия «образования» разделяют такие, как «культура» и «мировоззрение» [3]. В условиях современной ситуации в социологии, когда она представлена множеством различных направлений и школ, очень сложно преобразовать её в учебную дисциплину. Если это и происходит, то только в высшей школе.

Цель социологического знания в образовательном пространстве состоит в том,

чтобы доне сти до студен та содержа ние важнейших достижений социологической мысли с учётом определённого уровня социализации его личности, что предполагает не просто передачу информации, а обучение определённым навыкам её использо-ва ния как в прак ти ке по все днев ной жиз ни, так и в профессиональной сфере. Причём успешность социологического образования зависит от взаимодействия педагогов и студен тов — как уча ст ни ков обра зо ва-тельного процесса од новремен но. Педа гог в процессе преподавания превращает социологическую информацию в знание, соз-да вая осмыс лен ные схемы её ин терпре та-ции, и по бу ж да ет у студен тов стрем ле ние выработать своё мнение относительно усвоенной информации. Более того, социологическое знание в образовательном пространстве должно пробуждать творческий потенциал личности, чтобы студент на социальный мир, которому он принадлежит, посмотрел другими глазами и увидел то, чего не видел, находясь в плену обыденно-прак ти ческого созна ния.

М. А. Кузнецов справедливо отмечает, что в педагогическом процессе русской школы очень важ на культурная тра ди ция, фундамент которой составляют нравственные цен но сти пра во слав ной ре ли гии и традиции народной жизни [2]. Социологическое знание потому и занимает важнейшее место в образовательном пространст ве, поскольку является инструментом социали-за ции лич но сти.

Сегодня необходимо вернуться к поиску смыслов жизни российского общества и создать социальную науку, в основе которой будет лежать идеология в самом широком смысле, позволяющая воссоздавать со-циоантропологическое пространство. Процесс вос соз да ния и рас ши ре ния людь ми своего социоантропологического мира есть социальный Автопоэзис, который ориентирует социологическую мысль на поиск научных основ вовлечения людей в творческий процесс сознательного и ответ ствен-

Ф

^ Образование в сфере культуры

ного сотворения социальной реальности. «Теория общества не может не включать в себя наряду с дескриптивными элементами соци аль ных дейст вий эле мен тов нор ма-тивных. Она должна быть социальной тео-ри ей и со ци аль ной эти кой од новре мен но»

[4, с. 22]. Именно в морали как ценностном ядре социума, так же как и две тысячи лет на зад — вре мени по яв ле ния пер вых христианских текстов [см.: 1, с. 30], следует видеть аттрактор, способный притягивать и объединять многоликое человечество.

Примечания

1. Ерошенко И. П, Ерошенко Т. И. Проект Благовествований: двухтысячелетний диалог с миром // Научная мысль Кавказа. Приложение. 2001. С. 20—31.

2. Кузнецов М. А. Концептуальное обоснование духовно-нравственного воспитания молодёжи [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение» : [веб-сайт]. Электрон. дан. 2013. № 3. URL: http://naukovedenie.ru/index.php?p=issue-3-13-RGSU.

3. Резванова Л. А. Герменевтика как методология подхода к анализу образования // Науковедение. Интернет-журнал : [веб-сайт]. Электрон. дан. 2013. № 3. URL: http:// naukovedenie.ru/index.php?p=issue-3-13-RGSU.

4. Тихонов А. В. Российское общество как новая социальная реальность и метапроект отечественной социологии // Социологические исследования. 2009. № 12. С. 16—25.

5. Щербина В. В. Существует ли сегодня наука социология? // Социологические исследования. 2012. № 8. С. 31—41.

References

1. Eroshenko I. P., Eroshenko T. I. Proekt Blagovestvovaniy: dvukhtysyacheletniy dialog s mirom [Gospels Project: two thousand years of dialogue with the world]. Nauchnaya mysl Kavkaza. Prilozhenie [Scientific thought of the Caucasus. Supplement]. 2001, pp. 20—31.

2. Kuznetsov M. A. Kontseptualnoe obosnovanie dukhovno-nravstvennogo vospitania molodezhi [Conceptual substantiation of spiritual and moral upbringing of youth]. "Naukovedenie" ["Science of science"], 2013, No. 3. Available at: http://naukovedenie.ru/index.php?p=issue-3-13-RGSU.

3. Rezvanova L. A. Germenevtika kak metodologia podkhoda k analizu obrazovania [Hermeneutics as the methodology of the approach to education analysis]. "Naukovedenie" ["Science of science"], 2013, No. 3. Available at: http://naukovedenie.ru/index.php?p=issue-3-13-RGSU.

4. Tikhonov A. V. Rossiyskoe obschestvo kak novaya sotsialnaya realnost i metaproekt otechestvennoy sotsiologii [Russian society as a new social reality and meta-project of Russian sociology]. Sotsiologicheskie issledovania [Sociological studies], 2009, No. 12, pp. 16—25.

5. Scherbina V. V. Suschestvuet li segodnya nauka sotsiologia [Does the science of sociology exist today?]. Sotsiologicheskie issledovania [Sociological studies], 2012, No. 8, pp. 16—25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.