Научная статья на тему 'Методологические перспективы дидактического моделирования социологии'

Методологические перспективы дидактического моделирования социологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИОНИРУЮЩАЯ СИСТЕМА (СОЦИАЛЬНЫЙ ЭВОС) / ГЕНОМ СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИОНИРУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ (СОЦИАЛЬНЫЙ ГЕВОС) / СОЦИАЛЬНЫЙ ФРАКТАЛ / СОЦИАЛЬНЫЙ АТТРАКТОР / СОЦИАЛЬНЫЙ АВТОПОЭЗИС / SOCIAL-ANTHROPOCENTRIC REALITY / SOCIAL EVOLVING SYSTEM (SOCIAL EVOS) / GENOME OF SOCIAL EVOLVING SYSTEM (SOCIAL GEVOS) / SOCIAL FRACTAL / SOCIAL ATTRACTOR / SOCIAL AUTOPOESIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерошенко Татьяна Игоревна.

В данной статье предпринимается попытка анализа проблемы методологических возможностей дидактического моделирования в сфере современной социологической науки. Автор транспонирует некоторые понятия и категории синергетической парадигмы в социологические. При этом автор поднимает ещё одну научно-образовательную проблему преподавание научных дисциплин как учебных курсов; в статье предлагается один из таких возможных вариантов модели социологии как учебной дисциплины. Программа излагается с использованием понятийного и категориального аппарата из области синергетики. В современной ситуации, когда социальные науки испытывают на себе давление «плюралистичности» парадигмальных установок, а их методологический инструментарий характеризуется непрерывными изменениями, транспонирование содержания научной дисциплины в учебную дисциплину предстаёт перед педагогами в качестве нетривиальной задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL PROSPECTS OF THE DIDACTIC MODELING OF SOCIOLOGY

The work makes an attempt to analyze the problem of methodological capabilities of didactic modeling in the sphere of modern sociological science. The author transposes certain concepts and categories of synergistic paradigm into those of sociology, also raising one more scientific-educational problem teaching scientific disciplines as educational courses. The work suggests one of the possible variants of the model of sociology as a study discipline. The program is described with the usage of conceptual and categorial apparatus from the sphere of synergetics. In current situation, when social sciences experience the pressure of "pluralism" of paradigmal attitudes and their methodological toolkit is characterized by constant change, transposition of the content of a scientific discipline into an educational one is a nontrivial task for an educator.

Текст научной работы на тему «Методологические перспективы дидактического моделирования социологии»

ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 5 (61) сентябрь-октябрь ^

^У/СЕТОДОАОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ДИДАКТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ

УДК 37.013.78:001.891.57 Т. И. Ерошен к о

Ростовский государственный строительный университет (г. Ростов-на-Дону)

В данной статье предпринимается попытка анализа проблемы методологических возможностей дидактического моделирования в сфере современной социологической науки. Автор транспонирует некоторые понятия и категории синергетической парадигмы в социологические. При этом автор поднимает ещё одну научно-образовательную проблему — преподавание научных дисциплин как учебных курсов; в статье предлагается один из таких возможных вариантов модели социологии как учебной дисциплины. Программа излагается с использованием понятийного и категориального аппарата из области синергетики. В современной ситуации, когда социальные науки испытывают на себе давление «плюралистичности» парадигмальных установок, а их методологический инструментарий характеризуется непрерывными изменениями, транспонирование содержания научной дисциплины в учебную дисциплину предстаёт перед педагогами в качестве нетривиальной задачи.

Ключевые слова: социально-антропоцентрическая реальность, социальная эволюционирующая система (социальный эвос), геном социальной эволюционирующей системы (социальный гевос), социальный фрактал, социальный аттрактор, социальный автопоэзис.

T. I. Eroshenko

Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE), The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Sotsialisticheskaia str., 162, Rostov-on-Don, Russian Federation, 344022

METHODOLOGICAL PROSPECTS OF THE DIDACTIC MODELING OF SOCIOLOGY

The work makes an attempt to analyze the problem of methodological capabilities of didactic modeling in the sphere of modern sociological science. The author transposes certain concepts and categories of synergistic paradigm into those of sociology, also raising one more scientific-educational problem — teaching scientific disciplines as educational courses. The work suggests one of the possible variants of the model of sociology as a study discipline. The program is described with the usage of conceptual and categorial apparatus from the sphere of synergetics. In current situation, when social sciences experience the pressure of "pluralism" of paradigmal attitudes and their methodological toolkit is characterized by constant change, transposition of the content of a scientific discipline into an educational one is a nontrivial task for an educator.

Keywords: social-anthropocentric reality, social evolving system (social evos), genome of social evolving system (social gevos), social fractal, social attractor, social autopoesis.

ЕРОШЕНКО ТАТЬЯНА ИГОРЕВНА — доктор философских наук, доцент, профессор кафедры истории и философии Ростовского государственного строительного университета (г. Ростов-на-ДонУ)

EROSHENKO TATIANA IGOREVNA — Full Doctor of Philosophy, Associate Professor, Professor of Department of history and philosophy, Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE, Rostov-on-Don)

e-mail: Rgsu-eroshenko@mail.ru © Ерошенко Т. И., 2014

148 р ,

В современной ситуации, когда социальные науки испытывают на себе давление «плюралистичности» [4] парадигмальных установок, а их методологический инструментарий характеризуется непрерывными изменениями, транспонирование содержания научной дисциплины в учебную дисциплину предстаёт перед педагогами в качестве нетривиальной задачи. Движущими силами развития современного социального познания являются противоречия, вскрываемые процессом глобализации. Во второй половине XX века произошли научно-техническая и информационная революции, усилились техногенные риски. СМИ и те, кто ими владеет — медиократия, аккумулируют огромный потенциал влияния на массы [3, с. 149]. «Информационная революция создаёт мировое информационное пространство, которое глобализация расширяет до невиданных первоначально масштабов» [2, с. 135]. Процесс глобализации, возможно, приобрёл необратимый характер.

В осмыслении этих процессов на планетарном и региональном уровне социальным наукам принадлежит ведущая роль. Открылась негативная сторона глобализации по американским рецептам: тенденция пренебрежения местными национальными ценностями, нормами и традициями. Одна из задач современного обществознания — помочь учащемуся получить ответ на вопрос: что представляет собой современной российское общество как часть мировой социальной реальности. В решении этой задачи особую роль играет дидактическая модель учебного курса. Дидактическая модель создаётся в процессе переноса содержания того или иного вида человеческой деятельности (например, научной) в учебный процесс.

Рассмотрим транспонирование содержания науки в учебную дисциплину на примере социологии. Основой дидактической модели курса по социологии должна стать проблемно-ориентированная программа описания, анализа и объяснения происходящих в обществе социальных трансформаций. Эффек-

тивность такой программы обеспечивается использованием системы понятий и категорий, наиболее глубоко проникающих в сущность нестабильной социальной реальности, собственно и составляющих социологический метод. Такими понятиями и категориями на современном этапе развития социального знания нам представляются понятия и категории синергетики.

Каждая наука в производстве нового знания подчиняется некоторым общим правилам. Эти правила переносятся и в процесс обучения. Наиболее широко используемым в современной науке методом познания является моделирование, то есть представление «незнакомого» (сложного) с помощью конструкции из «знакомого» (относительно простого) элементов. Аналогом научного моделирования является моделирование дидактическое. В нашем примере, то есть в дидактическом моделировании социологии, мы используем ряд базовых синергетических понятий: «эволюционирующая система» («эвос»), «геном эволюционирующей системы» («гевос»), «фрактал», «аттрактор» и др.

«Эвос» — понятие, обозначающее открытую неравновесную, нелинейную изменяющуюся систему. Социум, как и мир в целом, предстаёт как неопределённое множество таких систем. В. Э. Войцехович полагает, что в структуре «эвоса» имеет смысл выделить наиболее устойчивую его часть (инвариантное ядро), или геном эвоса (гевос) [1, с. 146]. Социология, соответственно, может использовать понятия: «социальный эвос» и «социальный гевос». Геном эвоса является программой развития эвоса и одновременно стоит на страже его целостности.

Понятие фрактала генетически связано со многими научными и философскими понятиями, таким как первооснова, атом, молекула, клетка, ячейка. В фрактале молено увидеть отражение всей структуры эвоса. Фрактал представляет новый уровень обобщения знаний о первоэлементах реальности: изменяющихся, непрерывно движущихся, соразмерно повторяющихся. Социология,

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 5 (61) сентябрь-октябрь ^

как и любая другая наука, предстаёт в виде системы знаний, то есть системы понятий (категорий, концептов), принципов, законов, теорий, отображающих, описывающих, объясняющих тот или иной фрагмент (фрактал) объективной социально-антропологической реальности (объект социологии — общество, человек и т.д.). Мы подошли к главной нашей цели: конструированию основы дидактической модели социологии. Итак, программа изучения социологии с использованием понятий и категорий синергетики может быть представлена в следующем виде:

1. Социальная или социально-антропоцентрическая реальность как пространство, заполненное множеством социально-антропоцентрических эволюционирующих систем (социально-антропоцентрических эвосов).

2. Представление истории социальной мысли и социологии как истории сменяющих и дополняющих друг друга эмпирических и теоретических моделей (парадигм) социальной реальности.

3. Виды социальных отношений между социально-антропоцентрическими эвосами: конфликт, сотрудничество, толерантность.

4. Самоподобие и внутренняя бесконечность человека в микро- и макросоциальных эвосах.

5. Общество — эвос специфической экос-реды человека и социумов.

6. Социальная система — структура фракталов социального эвоса.

7. Социальная мобильность — вероятная или действительная траектория динамики эвосов, определяемая социальным аттрактором.

8. Социальная общность — специфический спонтанно возникающий или искусственно формирующийся фрактал и эвос.

9. Социальная организация — эвос, поддерживаемый сконструированным гевосом.

10. Социальная группа — специфический фрактал и формальный и создаваемый искусственно или возникающий спонтанно эвос. Историчность классов как социальных групп.

11. Социальный статус — один из фракталов личности как эвоса.

12. Микрообъект социума — человек как эвос (фрактал), малые группы: коллективы, семья, первичные коллективы.

13. Макрообъект социума — общество, цивилизация, большие социальные группы, социумы (фракталы). Сущность классовой борьбы.

14. Культура — гевос эвоса общества и человека, определяет структуру аттрактора. Индивидуальные и социально-классовые разновидности системы ценностей.

15. Технология — антропоморфное самоподобие или продолжение себя в других, сущность гевоса.

16. Идеология — «программа» конструирования, развития или саморазрушения социального фрактала, идеальное самоподобие социуму и человеку, часть культуры как гевоса; определяет содержание, структуру, социального аттрактора.

17. Социальный институт — гевос, формируемый на основе той или иной идеологии.

18. Массовое и бессознательное — гевос массовой общности.

19. Социальная роль — часть (фрактал) гевоса человека как личности.

20. Личность — гевос человека.

21. Цивилизация — гевос макросоциума как эвоса.

22. Мировая цивилизация — совокупность гевосов макросоциумов как единого эвоса.

23. Глобализация — формирование единой мировой цивилизации в процессе усиления самоподобия элементов, составляющих мировую цивилизацию, структурный аттрактор современного человечества как эвоса.

24. Формы участия в социальном творчестве. Социально-групповое и индивидуальное конструирование социальных гевосов.

На основе этой программы могут быть разработаны лекционный курс, семинар, учебно-методическое пособие.

Примечания

1. Войцехович В. Е. Синергетическая концепция фракталов // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. Москва : Прогресс-Традиция, 2003.

2. Суворова Е. М, Василенко И. Т. Проблемы образования в расширяющемся информационном пространстве// «Строительство — 2013». Строительство. Дороги. Транспорт : материалы Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону : РГСУ, 2013. С. 135—137.

3. Тихомирова Т. В, Бурлакова С. В. Социально-политическая активность в эпоху электронных СМИ // «Строительство — 2013». Строительство. Дороги. Транспорт : материалы Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону : РГСУ, 2013. С. 148—150.

4. Фоменков А. И. Методика преподавания социологии [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для вузов : в 2 частях :[веб-сайт] / Министерство в образования и науки РФ; Смоленский государственный университет. Электрон. дан. Смоленск : Изд-во СмолГУ, 2008. Ч. 1. С. 23—28. URL: http://www.smolsoc.ru/index.php/home/2009-12-28-09-31-36/36-2010-08-30-12-09-16/1013—36----qq.

References

1. Voitsehovich V. E. Sinergeticheskaia kontseptsiia fraktalov [Synergetic concept of fractals]. Sinergeticheskaia paradigma. Chelovek i obshhestvo v usloviiah nestabiVnosti [Synergetic paradigm.. Human and society in instability conditions]. Moscow: Progress-Traditsia Publ. [Progress-Tradition Publ.], 2003.

2. Suvorova E. M., Vasilenko I. T. Problemy obrazovaniia v rasshiriaiushhemsia informatsionnom prostranstve [Problems of education in the expanding information space]. "StroitePstvo — 2013". Stroitel'stvo. Dorogi. Transport. Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii ["Construction — 2013". Construction. Roads. Transport: materials of International research and practical conference]. Rostov-on-Don, Publishing house of Rostov State University of Civil Engineering, 2013, pp. 135—137.

3. Tihomirova T. V., Burlakova S. V. Sotsial'no-politicheskaia aktivnost' v epohu elektronnyh SMI [Social-political activity in the era of electronic mass-media]. "StroiteVstvo — 2013". Stroitel'stvo. Dorogi. Transport. Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii ["Construction — 2013". Construction. Roads. Transport: materials of International research and practical conference]. Rostov-on-Don, Publishing house of Rostov State University of Civil Engineering, 2013, pp. 148—150.

4. Fomenkov A. I. Metodika prepodavaniia sotsiologii, chast 1 [Methodology of teaching sociology, part 1]. Smolensk, Publishing house of Smolensk State University, 2008. Available at: http://www.smolsoc.ru/index. php/home/2009-12-28-09-31-36/36-2010-08-30-12-09-16/1013—36----qq.

АОБААЬНЫИ НАТУРАЛИЗМ КАК МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.03"654"

Л. А. Резванова

Ростовский государственный строительный университет (г. Ростов-на-Дону)

В статье автор исследует феномен образования в период Просвещения. Автор подчёркивает, что ряд философов: Х. Вольф, Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер и т.д., обосновывают необходимость рассмотрения окружающего мира в глобальном единстве. Они считают, что развитие мира есть единый процесс «создания новых форм», или «Образов». Эта идея выражена репрезентативно И. Г. Гердером, который предложил рассматривать историю как единый процесс: истории творении земли и истории творения людей (общества). Гердер отождествляет здесь историю и «генезис». Отсюда он отождествляет: историю, генезис и субъективное формирование (деятельность Творца). Весь мир становится объектом формирования, или воспитания. Главным достижением глобального натурализма является применение диалектики к истории, которая предстаёт как последовательная смена форм генезиса.

Ключевые слова: образование, натурализм, генезис, Просвещение, воспитание, диалектика.

РЕЗВАНОВА ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА — кандидат юридических наук, доцент кафедры права,

культурологии и психолого-педагогических дисциплин Ростовского государственного 151

строительного университета (г. Ростов-на-Дону)

REZVANOVA LARISA ANATOL'EVNA — Ph.D. (Legal Sciences), Associate Professor of Department of law, cultural studies and psychology and pedagogical disciplines, Rostov State University of Civil

Engineering (RSUCE, Rostov-on-Don) e-mail: LRezvanova@yandex.ru

© Резванова Л. А., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.