Научная статья на тему 'Глобальный натурализм как методология образования'

Глобальный натурализм как методология образования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
196
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / НАТУРАЛИЗМ / NATURALISM / ГЕНЕЗИС / GENESIS / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ENLIGHTENMENT / ВОСПИТАНИЕ / UPBRINGING / ДИАЛЕКТИКА / DIALECTICS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Резванова Лариса Анатольевна.

В статье автор исследует феномен образования в период Просвещения. Автор подчёркивает, что ряд философов: Х. Вольф, Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер и т.д., обосновывают необходимость рассмотрения окружающего мира в глобальном единстве. Они считают, что развитие мира есть единый процесс «создания новых форм», или «Образов». Эта идея выражена репрезентативно И.Г. Гердером, который предложил рассматривать историю как единый процесс: истории творении земли и истории творения людей (общества). Гердер отождествляет здесь историю и «генезис». Отсюда он отождествляет: историю, генезис и субъективное формирование (деятельность Творца). Весь мир становится объектом формирования, или воспитания. Главным достижением глобального натурализма является применение диалектики к истории, которая предстаёт как последовательная смена форм генезиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GLOBAL NATURALISM AS THE METHODOLOGY OF EDUCATION

The article studies the phenomenon of education in the period of Enlightenment. The author points out that certain philosophers, such as H. Wolf, G.E. Lessing, G. Gerder, substantiate the necessity of examining the surrounding world in its global unity. They believe that the development of the world is a single process of «creation of new forms» of «Images». This idea was represented by I. G. Herder, who suggested viewing history as the single process: the history of Earth creation and the history of the creation of people (society). Herder equates history and «genesis». Thus, he equates history, genesis and subjective formation (activity of the Creator). The whole world becomes the object of formation or education. The main achievement of global naturalism is the application of dialectics to history, which is viewed as the successive change of genesis forms.

Текст научной работы на тему «Глобальный натурализм как методология образования»

Примечания

1. Войцехович В. Е. Синергетическая концепция фракталов // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. Москва : Прогресс-Традиция, 2003.

2. Суворова Е. М, Василенко И. Т. Проблемы образования в расширяющемся информационном пространстве// «Строительство — 2013». Строительство. Дороги. Транспорт : материалы Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону : РГСУ, 2013. С. 135—137.

3. Тихомирова Т. В, Бурлакова С. В. Социально-политическая активность в эпоху электронных СМИ // «Строительство — 2013». Строительство. Дороги. Транспорт : материалы Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону : РГСУ, 2013. С. 148—150.

4. Фоменков А. И. Методика преподавания социологии [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для вузов : в 2 частях :[веб-сайт] / Министерство в образования и науки РФ; Смоленский государственный университет. Электрон. дан. Смоленск : Изд-во СмолГУ, 2008. Ч. 1. С. 23—28. URL: http://www.smolsoc.ru/index.php/home/2009-12-28-09-31-36/36-2010-08-30-12-09-16/1013—36----qq.

References

1. Voitsehovich V. E. Sinergeticheskaia kontseptsiia fraktalov [Synergetic concept of fractals]. Sinergeticheskaia paradigma. Chelovek i obshhestvo v usloviiah nestabiVnosti [Synergetic paradigm.. Human and society in instability conditions]. Moscow: Progress-Traditsia Publ. [Progress-Tradition Publ.], 2003.

2. Suvorova E. M., Vasilenko I. T. Problemy obrazovaniia v rasshiriaiushhemsia informatsionnom prostranstve [Problems of education in the expanding information space]. "StroitePstvo — 2013". Stroitel'stvo. Dorogi. Transport. Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii ["Construction — 2013". Construction. Roads. Transport: materials of International research and practical conference]. Rostov-on-Don, Publishing house of Rostov State University of Civil Engineering, 2013, pp. 135—137.

3. Tihomirova T. V., Burlakova S. V. Sotsial'no-politicheskaia aktivnost' v epohu elektronnyh SMI [Social-political activity in the era of electronic mass-media]. "StroiteVstvo — 2013". Stroitel'stvo. Dorogi. Transport. Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii ["Construction — 2013". Construction. Roads. Transport: materials of International research and practical conference]. Rostov-on-Don, Publishing house of Rostov State University of Civil Engineering, 2013, pp. 148—150.

4. Fomenkov A. I. Metodika prepodavaniia sotsiologii, chast 1 [Methodology of teaching sociology, part 1]. Smolensk, Publishing house of Smolensk State University, 2008. Available at: http://www.smolsoc.ru/index. php/home/2009-12-28-09-31-36/36-2010-08-30-12-09-16/1013—36----qq.

АОБААЬНЫИ НАТУРАЛИЗМ КАК МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.03"654"

Л. А. Резванова

Ростовский государственный строительный университет (г. Ростов-на-Дону)

В статье автор исследует феномен образования в период Просвещения. Автор подчёркивает, что ряд философов: Х. Вольф, Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер и т.д., обосновывают необходимость рассмотрения окружающего мира в глобальном единстве. Они считают, что развитие мира есть единый процесс «создания новых форм», или «Образов». Эта идея выражена репрезентативно И. Г. Гердером, который предложил рассматривать историю как единый процесс: истории творении земли и истории творения людей (общества). Гердер отождествляет здесь историю и «генезис». Отсюда он отождествляет: историю, генезис и субъективное формирование (деятельность Творца). Весь мир становится объектом формирования, или воспитания. Главным достижением глобального натурализма является применение диалектики к истории, которая предстаёт как последовательная смена форм генезиса.

Ключевые слова: образование, натурализм, генезис, Просвещение, воспитание, диалектика.

РЕЗВАНОВА ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА — кандидат юридических наук, доцент кафедры права,

культурологии и психолого-педагогических дисциплин Ростовского государственного 151

строительного университета (г. Ростов-на-Дону)

REZVANOVA LARISA ANATOL'EVNA — Ph.D. (Legal Sciences), Associate Professor of Department of law, cultural studies and psychology and pedagogical disciplines, Rostov State University of Civil

Engineering (RSUCE, Rostov-on-Don) e-mail: LRezvanova@yandex.ru

© Резванова Л. А., 2014

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 5 (61) сентябрь-октябрь ^

L. A. Rezvanova

Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE), The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Sotsialisticheskaia str., 162, Rostov-on-Don, Russian Federation, 344022

GLOBAL NATURALISM AS

THE METHODOLOGY OF EDUCATION

The article studies the phenomenon of education in the period of Enlightenment. The author points out that certain philosophers, such as H. Wolf, G. E. Lessing, G. Gerder, substantiate the necessity of examining the surrounding world in its global unity. They believe that the development of the world is a single process of «creation of new forms» of «Images». This idea was represented by I. G. Herder, who suggested viewing history as the single process: the history of Earth creation and the history of the creation of people (society). Herder equates history and «genesis». Thus, he equates history, genesis and subjective formation (activity of the Creator). The whole world becomes the object of formation or education. The main achievement of global naturalism is the application of dialectics to history, which is viewed as the successive change of genesis forms.

Keywords: education, naturalism, genesis, Enlightenment, upbringing, dialectics.

Впервые широкое признание потребности общества в образовании произошло в эпоху Просвещения. Эпоха Просвещения провозгласила знание и интеллектуальность панацеей от всех проблем. Девизом Нового времени в целом были слова Ф. Бэкон: «Знание

— сила». Мыслители этого периода полагали, что обрести научное знание, сделать его всеобщим достоянием — значит заполучить в руки ключ к тайнам человеческого бытия.

В рамках Просвещения возникает представление о глобальном характере образования (воспитания). Популярная философия вольфианцев — школа Хр. Вольфа, идеи Г. Э. Лессинга, пантеизм Б. Спинозы — вращались вокруг идеи обоснования роли субъективного влияния на человечество и окружающий мир в целом. Это влияние представлялось как образование, распространение которого, по мнению радикальных просветителей, незамедлительно приведёт к решению всех острых вопросов современности.

Однако объектом просвещённого (образовательного) внимания оказалась не только человеческая история, но и дочеловеческая

— генезис органического и неорганического мира вообще. Наиболее активно эта глоба-листская идея реализовывалась Иоганном-Готфридом Гердером. Он считал, что весь мир есть «школа», в которой идёт образо-

вание человечности (Bildung der Menschheit), как он выражал свою мысль, «бутона будущего цветка» преображённой реальности. Этот взгляд может показаться оригинальным. Однако Гердер не является здесь пионером. Многие древнехристианские авторы, в частности Климент Александрийский, Иоанн Златоуст и т.д., видели в истории именно «образовательный» процесс, руководимый Христом и заканчивающийся всеобщим Воскресением и Преображением.

Образование (Bildung), по Гердеру, есть прежде всего генезис (Genesis) — становление сотворённого Богом и направляемого Им «тварного» мира. Данный генезис осуществляется посредством развёртывания «внутренних сил». Следует отметить, что слово «генезис» ассоциируется с греческим названием первой книги Ветхого Завета, в которой речь идёт о творении мира Богом. Так, в предисловии к «Идеям к философии истории человечества», отводя обвинение в пантеизме и обожествлении природы, Гердер подчёркивал, что когда он говорит о «Природе» или «действии внутренних сил», то имеет в виду ни что иное как «всемогущество, благость и мудрость» Творца. «Природа, — писал Гердер, — творила как орган божественного всемогущества, как обращённая в действие вечная

идея, замысел творения» [2, с. 122—123].

В связи с этим следует отметить, что во многих случаях глагольные формы "Bild" означают просто созданность, сотворён-ность и творение Богом. При этом Гердер использует смысловой оттенок «таинственной двусторонности "образа" (Bild), который включает в себя одновременно значение отображения, слепка (Nachbild) и образца (Vorbild)» [2]. Данная идея очень хорошо раскрыта Х.-Г. Гадамером, который вводит в научный оборот понятие «образ», или «облик» [1, с. 52].

Вместе с тем Гердер, анализируя процесс становления «земного царства», показывает, что это есть, прежде всего, морфообра-зование, или формообразование — формирование облика (Gestalt) живых существ и человека. Человек есть вершина и цель органического развития животных земли. «Цель нашего земного существования заключается в образовании гуманности, а все низшие жизненные потребности только служат ей и должны вести к ней» [2, с. 131].

Использование Гердером древнегреческого слова «морфис» (форма) позволяет ввести в контекст исследования единство отражения и деятельности, единство «тварного» и «творящего». Этим достигается искомая гармония процесса развития мира, которая так необходима Гердеру и Просвещению в целом. Именно тем, что Просвещение акцентирует внимание на креативности (созидатель-ности), ему удалось объединить субъекта и объекта в глобальном историческом процессе [5]. Во многом идеи Гердера перекликаются с идеями Г. В. ф. Гегеля [4].

Здесь мы подходим к самому главному. «Гуманность» выражается в целостном «облике» человека, причём не только внутреннем, духовном, но и внешнем, в морфологическом строении, в красоте и благородстве тела и лица. С этим Гердер, как бывший медик, был хорошо знаком. Но сутью «человечности» являются великие дары разума и свободы, а также свойственная человеку «общительность» и участие в жизни других

людей, проявляющиеся, в частности, в создании семьи, в дружбе и любви к Отечеству. Этот сюжет — дань созидательности Просвещения и Нового времени в целом. Начиная с работы Ф. Бэкона «Великое восстановление наук» (вторая часть «Нового органона»), у интеллектуалов возникает стремление классифицировать, упорядочить «разрозненный» мир [6]. Субъективно это было осознано как согласование новых «естественных» знаний о мире (о природе) и старых догматических, схоластических [7, 8].

Поэтому в произведении «Идеи к философии истории человечества» И. Г. Гердер отмечал, что человек является «искусно построенной машиной», наделённой генетической диспозицией и полнотой жизни. Однако эта машина не живёт своей жизнью, «не играет на самой себе, и даже самому способному человеку приходится учиться играть на ней». Кроме природы, в ней содержится разум, который есть «соединение впечатлений и практических навыков нашей души, сумма воспитания всего человеческого рода; и воспитание его человек довершает, словно посторонний самому себе художник, воспитывая себя на чужих образцах» [2, с. 119].

По Гердеру, указанное глобальное (креативное) воспитание должно базироваться на следующих семи принципах, названных Гердером «мирными».

Первый принцип, провозглашённый Гердером, — отвращение к войне. Однако Гер-дер не был пацифистом, то есть противником всякой войны. Он полагал, что народ, неспособный к самообороне, становится игрушкой в руках других народов. Ещё более ужасными, чем война, являются её необходимые спутники:болезни,голод, разбой, насилие, «одичание нравов». Вот почему необходимо принять этот принцип. Вот почему необходимо внушать ненависть к войне.

Второй принцип — меньшее почтение к героизму, который он называл мнимым героизмом. Он проявляется в завоевательных войнах и не заслуживает почтения и славы, приписанных ему традицией, идущей от гре-

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 5 (61) сентябрь-октябрь ^

ков, римлян и варваров. Гердер считал, что следует обязательно развеять мнимый ореол славы Мария, Суллы, Аттилы, Чингисхана, Тамерлана и т.д. Согласно Гердеру, подлинным героем является, так сказать, «отец народов». Таковым может быть лишь тот, кто обладает благородными дарованиями, честью и воспитанностью.

Третий принцип — отвращение к ложному государственному искусству. Последнее сводится к тому, чтобы любыми средствами — хитростью, обманом, насилием — добиться «расширения границ и увеличения доходов». Такого рода политики должны предстать перед глазами простого народа в их неприглядном виде. Голос общественности должен одержать победу над бюрократией, человеческим тщеславием и иными укоренившимися предрассудками.

Четвёртым принципом является просвещённый патриотизм. Его, справедливо считает Гердер, необходимо очистить от шовинизма. Каждая нация имеет свои достоинства.

Пятый принцип — чувство справедливости к другим народам, то есть чувство солидарности, которое, как полагал Гердер, которое должно появиться у народов. Всякий, кто нарушит чужие права, посягнёт на чужое благополучие, оскорбит чужие обычаи и мнения, должен навлечь на себя всеобщее осуждение.

Шестой принцип касается вопроса о торговых притязаниях. Торговля должна объединять, а не разделять людей.

Седьмой принцип является самым главным. Он касается деятельности, труда. Гердер аргументированно доказывал, что колос более успешный соперник, чем меч. Чем больше пожинают люди плодов своей полезной деятельности, тем скорее они поймут, что секира войны уносит многое, но не приносит ничего. Созидательная деятельность является основополагающей в мировоззрения Просвещения.

Такова мирная гуманитарная программа Гердера. Он апеллирует не к правительствам, а к широким массам, которые больше всего

страдают от войны, бюрократии, несчастья и лжи. Нужно сказать, что для Гердера является существенным то, что речь идёт о христианской форме «гуманизма», модернизированной при помощи рационализма. Потому его гуманизм напоминает учения Отцов церкви. Способности Разума, Свободы и Любви в человеке являются знаками его «богоподо-бия». Человек несёт в себе «образ Божий», и именно поэтому он приходится сыном Богу и является царём Земли. Знаком этой «царственности» человека и его «устремлённости к небу» во внешнем облике человека для Гердера, так же как для св. Григория Нисского в IV веке, является его прямохождение. Именно религия есть высшая гуманность человека. Высшая «человечность» образуется в подражании Богу, познании Бога и любви к Богу. Процесс образования «человечности» (даже в религиозной форме), однако, не имеет абсолютного значения — он лишь подготавливает человека к смерти, будущему — Воскресению и Преображению, когда «Земли не будет, а ты будешь и в иных жилищах и иных органических строях, насладишься Богом и творением Его» [1, с. 138].

Итак, в своём базисном выражении образование, по мнению неогуманизма, в особенности Гердера, понимается как тотальный Бого-человеческий процесс. Но он не может быть сведён к целенаправленной «педагогической деятельности», искусственному «формированию» человека «системой образования». Он является тотальным «освящением» или просветлением всего окружающего мира, венцом которого является человек.

Нужно сказать, что на Гердера оказал серьёзное влияние Г. Э. Лессинг. Основная идея Лессинга изложена в трактате с симптоматическим названием «Воспитание человеческого рода». Она состоит в том, что Откровение для человеческого рода и для отдельного человека есть воспитание. Само по себе это утверждение не противоречит традиционному христианскому богословию. Нетрадиционным является здесь лишь «релятивизация» понятия Откровения. «Воспитание»

^ Образование в сфере культуры 1

необходимо ребёнку пока он не повзрослел. Во взрослом состоянии человек, по мнению Лессинга, не нуждается в воспитании и воспитателях. Аналогично происходит и с человечеством. По мере его взросления, приближения к совершенству и господству Разума, человечество, по Лессингу, всё менее нуждается в Откровении.

В рамках неогуманизма (у Лессинга, Гумбольдта, Гёте, Шиллера и других) изначально христианское значение понятия образования драпируется. Происходит его частичная секуляризация. «Природа» становится «самостоятельной». В образе человека всё меньше просвечивает образ Божий. «Гуманность» в своём имманентном, «посюстороннем» аспекте абсолютизируется.

Из краткого анализа глобальной гумани-

Примечания

1. ГадамерХ.-Г. Истина и метод. Москва, 1989.

2. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. Москва, 1977.

3. Гулыга A. B. Гердер. Москва, 1975.

4. Ильенков Э. В. Гегель и проблема предмета логики // философия Гегеля и современность. Москва, 1973.

5. Лекторский В. А. Проблема субъекта и объекта в классической и современной буржуазной философии. Москва, 1965.

6. Резванов С. В. Мировоззрение: философия социальной культуры. Ростов-на-Дону, 2002.

7. Резванова Л. А. Сущность социального государства и её проявление в сфере образования. Ростов-на-дону, 2010.

8. Титова Е. В. Профессиональное становление личности // Развивающаяся личность в системе высшего образования России. Ч. 4. Ростов-на-Дону, 2005.

References

1. Gadamer H.-G. Istina i metod [Truth and method]. Moscow, 1989.

2. Herder I. Idei k filosofii istorii chelovechestva [Ideas on the philosophy of the history of mankind]. Moscow, 1977.

3. Gulyga A. B. Herder. Moscow, 1975.

4. Il'enkov E. V. Hegel' I problema predmeta logiki [Hegel and the problem of the subject of logic]. Filosofiia Hegelia i sovremennost [Hegel's philosophy and modernity]. Moscow, 1973.

5. Lektorskii V. A. Problema sub»ekta i ob»ekta v klassicheskoi i sovremennoi burzhuaznoi filosofii [Problem of subject and object in classical and modern bourgeois philosophy]. Moscow, 1965.

6. Rezvanov S. V. Mirovozzrenie: filosofia socialnoy kuPtury [World outlook: philosophy of social culture]. Rostov-on-Don, 2002.

7. Rezvanova L. A. Susshnost sotsialnogo gosudarstva i ee proiavlenie v sfere obrazovania [Essence of social state and its manifestation in the sphere of education]. Rostov-on-Don, 2010.

8. Titova E. V. Professional'noe stanovlenie lichnosti [Professional formation of an individual]. Razvivaiushhaiasia lichnost v sisteme vysshego obrazovaniia Rossii, chast 4 [Developing individual in the system of higher education in Russia, part 4]. Rostov-on-Don, 2005.

стической методологии образования, которую развивал И.-Г. Гердер, можно сделать следующие выводы [3].

В отличие от предшественников-просветителей, Гердер рассматривает процесс развития окружающего мира как универсальный процесс в диалектическом единстве природы и человеческой истории. Это молено сделать лишь благодаря соединению креационизма и натурализма. Идея творения предстаёт у Гердера как «просветительское» образование или воспитание. Творец «формообразует» материю и человека как духовное существо, исходя из единых принципов развития, или генезиса. Этим Гердеру удалось наметить диалектический подход к истории, в частности к образованию в специфическом смысле слова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.