Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАНИЕ В БАШКИРИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ'

ОБРАЗОВАНИЕ В БАШКИРИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
начальное образование / медресе / мектебе / аул / мулла / богословское образование / мугаллим / буквослагательный метод / обучение / учебный план / урочная система / выпускные экзамены / аттестат / primary education / madrasah / mektebe / village / mullah / theological education / mugallim / letter-based teaching method / curriculum / class-lesson system / final exams / certificate

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хадимуллина Эльвира Дамировна, Хадимуллин Русла Робертович

Система просвещения в Башкирии начала складываться задолго до возникновения русскоязычной школьной структуры. Становление и развитие образования в крае тесно связано с мусульманской религией. Мусульманские учебные заведения (первоначально мектебы, затем и медресе) имели целью религиозно-нравственное воспитание и просвещение детей и взрослых. Мектебе и медресе стали источниками образования для подрастающего поколения. Практически во всех населенных пунктах Башкирии они имелись, а там, где их не было, обучение проводилось в мечетях или в доме у муллы. Количество мусульманских учебных заведений с каждым годом возрастало. Срок обучения у всех был разным. Во второй половине XIX в. начинают происходить изменения в системе образования в мектебах и медресе, разрабатывается методика обучения русскому языку, составляются программы, учебники и учебные пособия. Большую роль стали уделять светским дисциплинам. Возникшее на рубеже веков движение за создание единой с русской начальной общеобразовательной школой приобрело широкий формат. Появились учебные планы и расписания, была введена классно-урочная система обучения. Помимо богословских дисциплин широко изучались и общеобразовательные. Благодаря мектебам и медресе население края беспрепятственно могло получить начальное образование. На основе анализа архивных источников, а также опубликованных научных статей рассмотрены особенности образования в дореволюционной Башкирии, показаны основные черты начального образования. Авторами отмечается, что образование до начала XX в. носило религиозный характер. В статье приводятся данные по переписи населения, отражаются данные по переходу к светскому образованию в конце XIX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION IN BASHKIRIA AT THE TURN OF THE 19TH-20TH CENTURIES

The education system in Bashkiria began to take shape long before the emergence of the Russian-language school structure. The formation and development of education in the region is closely connected with the Muslim religion. Muslim educational institutions (initially mektebs, then madrassas) had the goal of religious and moral education and enlightenment of children and adults. Mektebe and madrasah became sources of education for the younger generation. They were in almost all settlements of Bashkiria. In the places without madrasah, training was carried out in mosques or in the house of a mullah. The number of Muslim educational institutions increased every year. The duration of training was different for everyone. In the second half of the 19th century changes began in the education system in mektebs and madrassas, methods of teaching the Russian language were developed, programs, textbooks and teaching aids were compiled. A greater role was given to secular disciplines. The movement that emerged at the turn of the century for the creation of unified primary comprehensive school with the Russian one acquired a wide format. Curricula and timetables appeared, and a class-based teaching system was introduced. In addition to theological disciplines, general education disciplines were also widely studied. Thanks to mektebs and madrassas, the population of the region could freely receive primary education. Based on the analysis of archival sources, as well as published scientific articles, the features of education in pre-revolutionary Bashkiria are considered, and the main features of primary education are shown. The authors note that education before the beginning of the 20th century was of a religious nature. The article provides census data and reflects data on the transition to secular education at the end of the 19th century.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАНИЕ В БАШКИРИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ»

А

образование в башкирии на рубеже xix-xx веков

Г

УДК 37 (091) DOI 10.24412/1728-5283-2024-2-85-89

ОБРАЗОВАНИЕ В БАШКИРИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ © Хадимуллина Эльвира Дамировна

ГАУ ДПО «Институт развития образования Республики Башкортостан» Уфа, Российская Федерация

© Хадимуллин Руслан Робертович

ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий» Уфа, Российская Федерация

Система просвещения в Башкирии начала складываться задолго до возникновения русскоязычной школьной структуры. Становление и развитие образования в крае тесно связано с мусульманской религией. Мусульманские учебные заведения (первоначально мектебы, затем и медресе) имели целью религиозно-нравственное воспитание и просвещение детей и взрослых. Мектебе и медресе стали источниками образования для подрастающего поколения. Практически во всех населенных пунктах Башкирии они имелись, а там, где их не было, обучение проводилось в мечетях или в доме у муллы. Количество мусульманских учебных заведений с каждым годом возрастало. Срок обучения у всех был разным. Во второй половине XIX в. начинают происходить изменения в системе образования в мектебах и медресе, разрабатывается методика обучения русскому языку, составляются программы, учебники и учебные пособия. Большую роль стали уделять светским дисциплинам. Возникшее на рубеже веков движение за создание единой с русской начальной общеобразовательной школой приобрело широкий формат. Появились учебные планы и расписания, была введена классно-урочная система обучения. Помимо богословских дисциплин широко изучались и общеобразовательные. Благодаря мектебам и медресе население края беспрепятственно могло получить начальное образование. На основе анализа архивных источников, а также опубликованных научных статей рассмотрены особенности образования в дореволюционной Башкирии, показаны основные черты начального образования. Авторами отмечается, что образование до начала XX в. носило религиозный характер. В статье приводятся данные _ Ключевые слова: начальное образование, медресеТ\ по переписи населения, отражаются дан-мектебе, аул, мулла, богословское образование, мугаллим, ные по переходу к светскому образованию буквослагательный метод, обучение, учебный план, урочная в конце XIX века. система, выпускные экзамены, аттестат.

EDUCATION IN BASHKIRIA AT THE TURN OF THE 19TH-20TH CENTURIES

© Khadimullina Elvira Damirovna

GAU DPO «Institute for Educational Development of the Republic of Bashkortostan» Ufa, Russian Federation

© Khadimullin Ruslan Robertovich

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Ufa University of Science and Technology» Ufa, Russian Federation

The education system in Bashkiria began to take shape long before the emergence of the Russian-language school structure. The formation and development of education in the region is closely connected with the Muslim religion. Muslim educational institutions (initially mektebs, then madrassas) had the goal of religious and moral education and enlightenment of children and adults. Mektebe and madrasah became sources of education for the younger generation. They were in almost all settlements of Bashkiria. In the places without madrasah, training was carried out in mosques or in the house of a mullah. The number of Muslim educational institutions increased every year. The duration of training was different for everyone. In the second half of the 19th century changes began in the education system in mektebs and madrassas, methods of teaching the Russian language were developed, programs, textbooks and teaching aids were compiled. A greater role was given to secular disciplines. The movement that emerged at the turn of the century for the creation of unified primary comprehensive school with the Russian one acquired a wide format. Curricula and timetables appeared, and a class-based teaching system was introduced. In addition to theological disciplines, general education disciplines were also widely studied. Thanks to mektebs and madrassas, the population of the region could freely receive primary education. Based on the analysis of archival sources, as well as published

* Для цитирования: Хадимуллина Э.Д., Хадимуллин Р.Р. Образование в Башкирии на рубеже XIX-XX вв. // Вестник Академии наук Республики Башкортостан. 2024. №2. С. 85-89. DOI 10.24412/1728-5283-2024-2-85-95

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __

' 2024, том 51, № 2М14)^^^^ШПППППППП1 85

scientific articles, the features of education in pre-revolutionary Bashkiria are considered, and the main features of primary education are shown. The authors note that education before the beginning of the 20th

" Keywords: primary education, madrasah, mektebe, village^ century was of a religious nature. The article mullah, theological education, mugallim, letter-based teaching method, curriculum, class-lesson system, final exams, certificate.

Введение. Интерес к образованию у башкир был велик, что нашло отражение в башкирском фольклоре, в сказках, пословицах, песнях и прочих литературных памятниках, оставленных арабскими путешественниками, писателями и трудами русских исследователей, как, например, М. В. Лоссиевского, К. А. Руденко и другие [6].

Становление и развитие образования в Башкирии связано с религией. Сложившаяся мусульманская система образования сыграла большую и значимую роль в просвещении населения края.

Основная часть. Первая половина XIX в. характеризуется быстрым ростом сети мектебе и медресе. По переписи 1856 г. на территории Башкирии во всех волостях, составляющих 28 кантонов и 5910 сельских населенных пунктов, насчитывалось до 1250 мектебе. В аулах, не имеющих мектебе, обучение проводилось в мечети или же в доме муллы. Тем самым это означает, что на 4,7 селений и на 6,81 жителей края приходилось одно медресе [2]. Дальнейший интенсивный рост мектебе подтверждается данными директора училищ Оренбургской губернии В. А. Поповым, проводившим с 1858 по 1868 годы изучение мектебе по Уфимской губернии. Им установлено, что по Мензелинскому уезду на 15 жителей уезда и на 45 человек по губернии приходился один учащийся мектебе [2].

Известные медресе были в деревнях Стерли-баш, Куганакбаш, Балыклыкуль, Каргалы, а также «Усмания», «Султания», «Хакимия», «Галия» (г. Уфа) и другие. Основной задачей медреcе была подготовка муэдзинов, имамов, хатыпов, факыйхов, галимов, мугаллимов, мударрисов, казиев и муфтиев. Именно здесь готовили духовных наставников, настоятелей мечетей, а также ученых, преподавателей и учителей муcульманс-ких учебных заведений. Таким образом, до 90-х годов XIX в. образование в медреcе преимущественно носило религиозный характер [1].

Материально-техническое оснащение во всех медресе было самым простым. Содержание образования, за исключением элементарной грамоты, письма и счета, носило религиозный характер. Благодаря большому росту медресе в башкирских деревнях население имело грамотность.

Первая половина XIX в. была характерна относительно быстрым ростом школьных учреждений. В 1800 г. в г. Уфе открылась духовная семинария и другие учреждения за счет государства. Например, в 1828 г. учреждается Уфимская

provides census data and reflects data on the transition to secular education at the end —1 of the 19th century.

мужская гимназия для детей привилегированных сословий. В 1832 г. было открыто Оренбургское девичье училище, подведомственное императрице Марии. Оно было создано для детей воинских чиновников, личных дворян, священнослужителей, почтенных граждан и купцов I гильдии. Также в этот период открываются горнозаводские школы при казенных и частных заводах [10].

С 1836 г. были установлены вакансии для башкир при различных учебных заведениях Казанского учебного округа и в других центральных учебных заведениях. За период с 1836 по 1859 гг. всего вакантных место было 2190, но обучено за этот период было всего 113 человек [10].

Первая половина XIX в. характеризуется открытием школ различных систем и ведомств на русском языке, светского типа. Открываемые школы при заводах и другими ведомствами были настолько незначительны, что совершенно не могли удовлетворить растущую потребность людей к образованию.

Таким образом, в первой половине XIX в. количество учебных заведений не превышало 180. Однако уже к концу XIX в. их число достигло до 2609, т.е. увеличилось в 14. Скорее всего, их количество было намного больше, чем указано в официальной статистике. В этот период большой популярностью пользовалось также домашнее обучение, особенно для девочек. Отмечалось, что к концу XIX в. в крае было более тысячи женских магометанских школ [8].

До середины XIX в. мектебе и медресе не имели единой системы образования. Даже срок обучения у всех был разный. Мугаллимы учили тому, что знали сами. М. Н. Фархшатов отмечал, мечети и медресе были подлинно народными учебными заведениями башкир и татар [14]. Краевед М. В. Лоссиевский наблюдал, что «мек-тебе и медресе были рассеяны повсюду, где были башкирское и татарское населения, редкая деревня не имела своей мечети, а где мечеть, значит, там есть мулла, там мектебе и медресе» [6].

Таким образом, к началу 1895 г. в Оренбургском учебном округе привилегированных учебных заведений было 52, общим количеством учащихся 9821 человек, в том числе детей башкирских и татарских 145 или 1,4%.

Для обеспечения начального образования квалифицированными учителями стали открывать учительские школы. В этот же период интерес к образованию увеличивается. Продолжают

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /

/

2024, том 51, № 2(114)

А

образование в Башкирии на рубеже xix-xx веков

Г

открываться мектебе и медресе, а вместе с тем растет и охват обучением детей и подростков. Так по переписи 1897 г. грамотность среди башкирской молодежи в возрасте от 10 до 19 лет по Оренбургской губернии на родном языке составляла 38,8% [12].

Вышеприведенные данные в области начальной школы были достигнуты в результате активного участия в деле народного образования со стороны земства и духовного ведомства. Из существующих в 1899 г. 746 школ по Уфимской губернии, Министерство народного просвещения за 100 лет своей деятельности открыло всего 179 школ, что составляет 25 %, из них русских

- 26, нерусских - 153. Земством были открыты 314 школ (42 %), из них русских - 269, нерусских

- 55. Школ, находящихся в ведении духовного ведомства (церковно-приходских, школ грамоты) насчитывалось 253 (33 %), из них русских - 111, нерусских (марийских, чувашских, удмуртских, мордовских) - 142 [2].

С ростом сети мектебе и медресе встал вопрос о перестройке учебной работы схоластических школ и приближении их к жизни. С другой стороны башкирский народ, живший бок о бок с русским, не мог оставаться в стороне от благотворного влияния прогрессивной части русского общества. Под воздействием этих обстоятельств наметилось реформаторское движение, зародыш которого еще можно было проследить в выступлениях Ш. Суфи, М. Акмулла и др. уже в первой половине XIX в. Активными борцами за прогрессивное движение были М. Акмулла и М. Уметбаев (Умитбаев). Мухаметсалим Умет-баев - башкирский ученый, просветитель, выступил в этом движении как защитник общего научного образования. Он требовал перехода к современному русско-европейскому образованию с новым содержанием и новыми методами воспитания и обучения [8].

Движение за создание единой с русской начальной общеобразовательной школой приобретает широкий формат. Именно с начала 1890-х годов происходят значительные изменения в преподавании в медресе и мектебе. Первым учебным заведением, которое организует преподавание по новым правилам было «Гусмания».

Реформирование начального образования началось с замены буквослагательного метода обучения грамотой звуковым методом. Изменения произошли и в программе обучения. Значимую роль в обучении стали уделять светским дисциплинам [10].

Позже появился учебный план, произошел переход к классно-урочной системе, появилось расписание уроков. Помимо этого ввели переводные и выпускные экзамены. Теперь после за-

вершения курса обучения стали выдавать аттестат [10].

Во второй половине XIX в. в нашем крае усиливается определенный тип нерусской начальной школы. Создаются программы, оформляются методы обучения русскому языку, составляются учебники и учебные пособия, организуются учебные заведения для подготовки учительских кадров [4]. Под влиянием передовых педагогических идей К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого русско-башкирские школы принимают новые направления работы. В этот период русско-башкирские и русско-татарские школы Оренбургского учебного округа руководствуются учебниками и методическими пособиями, составленными К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым. Эти пособия воспитывали учащихся в светском духе. Влияние передовых идей педагогики сказывалось на вытеснение из русско-башкирских школ миссионерских элементов.

Экономическое и общественное движение второй половины XIX в. еще больше усилило интерес башкир и татар, а также всего населения края к знанию и образованию. Продолжает расти число мектебов и медресе, а вместе с тем растет и охват детей и подростков обучением.

После революции 1905-1907 гг. вопросы мектебе и русско-башкирских школ становятся предметом обсуждения очередных и чрезвычайных комиссий Уфимского земского собрания, а также татарской печати. Создаются новые учебные планы, программы и учебники для общеобразовательных школ [15].

Медресе «Галия» (в переводе с арабского «гали» означает «высший») было одно из самых известных в начале XX века. Оно стало центром образования всего мусульманского мира России. При медресе было собственное учебное здание, а также общежитие (так как здесь обучалось много приезжих). Учебные комнаты (классы) были оборудованы обычными партами, классной доской, по стенам расположены картины и портреты. В структуре медресе имелись подготовительные классы, сюда принимались лица, окончившие курс в обычном медресе. Помимо подготовительных курсов были и три основных классов, срок обучения в каждом составлял один год. Безусловно в медресе большая роль отводилась богословским дисциплинам. Также здесь изучали геометрию, математику, русский, старотюркский и арабский языки, историю, географию, естествоведение, гигиену, физику, химию и педагогику. Большое место среди учебных дисциплин занимал старотюркский язык, уроки которого проходили почти ежедневно. Общеобразовательные и специальные предметы преподавались на старотюркском языке. На очень высоком уровне

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __

' 2024, том 51, № 2(114) ^^^^ШПППППППШ 87

преподавался арабский язык и литература. По окончании медресе выпускники свободно владели арабским языком. Русский язык изучался в объеме курса начальной школы. Специальный педагогический раздел включал гигиену, логику и педагогику [9].

Таким образом, программу медресе можно разделить на три раздела:

1) цикл богословских предметов;

2) цикл общеобразовательных предметов;

3) педагогический цикл (это деление условно, так как все три раздела были тесно взаимосвязаны). В первую группу входили основы ислама, таджвид (правила орфоэпии для чтения Корана), тафсир (комментарии и разъяснения к Корану), тарих ислам (история ислама), тарих энбия (история пророков), хадис, фикх, гильми халь, беля-гать арабия (арабское красноречие), фараиз (правила деления наследства), мусульманское право (шариат), калям (догматическое богословие) и др.

За годы деятельности медресе «Галия» (19061920 гг.) из полутора тысячи его выпускников только 35 стали священнослужителями. Осталь-

ные становились учителями, учеными, литераторами или деятелями искусств [2].

На рубеже Х1Х-ХХ веков в системе начального образования края происходят ощутимые позитивные изменения. Так, был поднят и стал прорабатываться вопрос введения всеобщего начального обучения. На основе законопроектов, принятых Государственной думой, Уфимское губернское земство стало получать и использовать денежные средства под реализацию планов всеобщего обучения. Поэтому, кроме общего прироста начальных школ, увеличивается их число с более длительным сроком обучения. В 1912 г. возникают высшие начальные училища, предполагающие 7-летнее обучение [3].

Выводы. Подводя итог вышесказанному, отметим, что образование в дореволюционной Башкирии носило богословский характер, к концу XIX в. произошел переход к светскому образованию. Статистика 1897 г. (приведем таблицу для наглядности) по уровню грамотности населения Башкирии указывает, что русские, башкиры и татары (обоего пола) по уровню грамотности занимали лидирующее положение.

Таблица 1 - Уровень грамотности населения Башкирии к 1897 г., % [12]

Национально сти Умели читать и писать В том числе по-русски

мужчины женщины мужчины женщины

Русские 24,8 8,1 24,7 8,1

Башкиры 21,5 15,5 1,1 0,2

Татары 21,3 16,7 4,5 0,8

Мордва 14,2 2,7 14,0 2,6

Чуваши 10,7 0,7 10,6 0,7

Марийцы 6,5 0,3 6,2 0,3

Удмурты 3,6 0,2 3,4 0,2

По данной статистике очевидно, что башкиры и татары по уровню грамотности опережало нерусские народы и немного уступало русскому. Таким образом, по первой переписи населения 1897 г., очевидно, складывается мнение, что на-

ЛИТЕРАТУРА

1. Азаматова Г. Б. Повседневность мусульманских школ уральских губерний по материалам земских обследований 1912-1915 гг. // Вестник Академии наук Республики Башкортостан. 2015. Т. 20. № 4(80). С. 4248. EDN UYGOJL.

2. Аминов Т. М., Бенин В. Л. Мусульманское образование в дореволюционной Башкирии // Образование и наука. 2006. Образование и наука. Известия УрО РАО. 2006. № 3(39). С. 118-125. EDN IYDDWT.

3. Аминов, Т. М. Становление системы государс-

чальное образование среди татар и башкир было широко распространено. Однако к концу XIX века лишь не значительная часть татар и башкир умели читать и писать на русском языке.

твенного образования в дореволюционной Башкирии // Педагогический журнал Башкортостана. 2014. № 3(52). С. 100-112. EDN SHVMUB.

4. Гаязов А. С., Акчулпанов Ю. К. Инновационная среда и дополнительное профессиональное образование в Республике Башкортостан: взаимодействие и развитие // Образование: традиции и инновации. 2024. № 1. С. 4-9.

5. Кузеев Р. Г. Историческая этнография башкирского народа. Уфа, 1978. 260 с.

6. Лоссиевский М. В. Кое-что о Башкирии и башкирах. Уфа, 1903. 16 с.

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /

/ 2

/ 2024, том 51, № 2(114)

Á

образование в башкирии на рубеже xix-xx веков

Г

7. Национальный архив Республики Башкортостан. Ф. Р-1254. Оп. 4.

8. Национальный архив Республики Башкортостан. Ф. Р-1254. Оп. 8.

9. Национальный архив Республики Башкортостан. Ф. Р-4707. Оп. 1.

10. Национальный архив Республики Башкортостан. Ф. Р-802. Оп. 3.

11. Национальный архив Республики Башкортостан. Ф. Р-1107. Оп. 1.

12. Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. XLV. Уфимская губерния. Тетрадь 1. СПб., 1901.

13. Сулейманова Л. Ш. Общеобразовательная школа: виды и возможности получения образования. Башкортостан, 20-е гг. XX в. // Вестник Академии наук Республики Башкортостан. 2022. № 2. С. 30-39.

14. Фархшатов М. Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период. 60-90-е годы XIX в. М., 1994. 144 с.

15. Хадимуллина Э. Д., Хадимуллин Р. Р. История становления и развития высшего образования в Башкирии в 1917-1985 гг.: монография. Уфа: РИЦ УГНТУ 2014. 172 с.

REFERENCES

1. Azamatova G. B. Everyday life of Muslim schools in the Ural provinces based on materials from zemstvo surveys of 1912-1915. // Bulletin of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan. 2015. T. 20. No. 4(80). pp. 42-48. EDN UYGOJL.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Aminov T. M., Benin V. L. Muslim education in pre-revolutionary Bashkiria // Education and Science. 2006. Education and science. Izvestia URO RAO. 2006. No. 3(39). pp. 118-125. EDN IYDDWT.

3. Aminov, T. M. Formation of the public education

© Хадимуллина Эльвира Дамировна

кандидат исторических наук, доцент,

ГАУ ДПО «Институт развития образования Республики Башкортостан», ул. Мингажева, д. 120 450005, г. Уфа, Российская Федерация E-mail: elwiraed@mail.ru ORCID ID: 0000-0001-6771-5068.

© Хадимуллин Руслан Робертович

кандидат исторических наук, доцент,

ФГБОУ ВО «Уфимского университета науки и

технологий»

ул. Заки Валиди, д. 32

450076, г. Уфа, Российская Федерация

E-mail: khadimullin.rr@mail.ru

ORCID ID: 0000-0001-7967-5382.

system in pre-revolutionary Bashkiria // Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2014. No. 3(52). pp. 100-112. EDN SHVMUB.

4. Gayazov A. S., Akchulpanov Yu. K. Innovative environment and additional vocational education in the Republic of Bashkortostan: interaction and development // Education: traditions and innovations. 2024. No. 1. P. 4-9.

5. Kuzeev R. G. Historical ethnography of the Bashkir people. Ufa, 1978. 260 p.

6. Lossievsky M.V Something about Bashkiria and the Bashkirs. Ufa, 1903. 16 p.

7. National Archives of the Republic of Bashkortostan. F. R-1254. Op. 4.

8. National Archives of the Republic of Bashkortostan. F. R-1254. Op. 8.

9. National Archives of the Republic of Bashkortostan. F. R-4707. Op. 1.

10. National Archive of the Republic of Bashkortostan. F. R-802. Op. 3.

11. NationalArchives ofthe Republic ofBashkortostan. F. R-1107. Op. 1.

12. First general census of the Russian Empire, 1897 XLV Ufa province. Notebook 1. St. Petersburg, 1901.

13. Suleymanova L. Sh. General education school: types and opportunities for obtaining education. Bashkortostan, 20s. XX century // Bulletin of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan. 2022. No. 2. Pp. 30-39.

14. Farkhshatov M. N. Public education in Bashkiria in the post-reform period. 60-90s of the XIX century. M., 1994. 144 p.

15. Khadimullina E. D., Khadimullin R. R. History of the formation and development of higher education in Bashkiria in 1917-1985: monograph. Ufa: RIC USPTU, 2014. 172 p.

© Khadimullina Elvira Damirovna

candidate of historical sciences, associate professor

GAU DPO "Institute of Development of Education

of the Republic of Bashkortostan",

he is Mingajeva, d. 120

450005, g. Ufa, Russian Federation

E-mail: elviraed@mail.ru

ORCID ID: 0000-0001-6771-5068.

© Khadimullin Ruslan Robertovich

candidate of historical sciences, associate professor

FGBOU VO "Ufa University of Science and

Technology"

he is Zaki Walidi, d. 32

450076, g. Ufa, Russian Federation

E-mail: khadimullin.rr@mail.ru

ORCID ID: 0000-0001-7967-5382.

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __

' 2024, том 51, № 2М14)^^^^ИПтПППП1 89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.