Г. СЕМЕНОВ, О. еРОПуТОВА, С. КОРОЛЬ
Т. СКОРОБОГАТОВА
полтики можна ввести в дш на великому тдприемстш ПрАТ «Техшка», але для цього потрiбне матерiально -технiчне i фiнансове забезпечення кадрово! полiтики. Тшьки в цьому випадку при виконанш пропозицiй можна досягти великих результапв в кадровiй роботi i в кадрово! полiтицi пiдприeмства.
Висновки.
1. Сучасш задачi управлiння людськими ресурсами призвели до доцшьно! реоргашзацп структури ввд-дiлу ка^в на ПрАТ «Техшка» на mдставi штеграцп функцiй по управлiнню працею, кадрами та соцiальним розвитком. 1нновацп в дiяльностi будуть заснованi на штеграцп функцiй управлiння працею, кадрами та сощ-альним розвитком, яш будуть вiдповiдати загальним завданням вдосконалення структури управлiння як най-важлившого резерву пiдвищення ефективностi всього сощального менеджменту пiдприeмства, оск1льки тiль-ки у цьому випадку складуться умови для комплексного та усебiчного вирiшення проблем оптишзацд вико-ристання людських ресурсiв в сустльному виробницт-вi. Вважаемо доцшьним створити на ПрАТ «Техшка» службу управлшня персоналом. Утворення нового виду управлшня персоналом - е найпершою та, можна сказа-ти найголовшшою пропозицiею по удосконаленню кадрово! полтики ПрАТ «Техшка».
2. Дотримання умов премiювання пiдтверджуе право робггника на отримання премi! при досягненш показник1в премiювання. Розмiр премi! визначаеться вщповщно до розроблених розмiрiв та шкали премш-
вання. Розроблена система премшвання дозволяе в се-редньому збшьшувати заробiтну плату працiвникiв ПрАТ «Техшка» на 10-30%.
3. Оцшку виконано! роботи по данiй шкалi здшс-нюе старший iнспектор ввддшу кадрiв за розробленими критерiями, та виходячи з власних досягнень кожного пращвника. Щоб уникнути неадекватно! оцшки старшим iнспектором вiддiлу ка^в роботи спiвробiтникiв, пропонуеться проведення, час вщ часу, перевiрки !! ре-зультатiв керiвником.
Список джерел
1. Бабынина Л.С. Управление персоналом. Практикум: доходы и заработная плата / Л.С. Бабынина - М.: «Экзамен», 2003. - 235 с.
2. Барков В.А. Управление персоналом / В.А. Барков - М.: Юрист, 2006. - 325 с.
3. Бизюкова И.В. Управленческие кадры: подбор и оценка / И.В. Бизюкова - М.: Экономика, 2006. - 275 с.
4. Грузша I.A. Мотиващйне управлшня персоналом як фактор тдвищення ефективност дiяльностi тдприемс-тва/ I.A. Грузша // Збiрник ХНЕУ «Управлшня розвитком». - 2009. - № 8. - С. 57.
5. 1ль!н Л.М. Ефектившсть вдаворення трудового потен-щалу Укра!ни / Л.М. 1ль!ч. - К.: Енерпя плюс, 2007. -212 с.
6. Костишина Т.А. Конкурентоспроможна система оплати пращ: проблеми теорп та практики: монографiя / Т.А. Костишина. - Полтава: РВВ ПУСКУ, 2008. - 389 с.
Т. Скоробогатова
г. Симферополь
ОБРАЗОВАНИЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА В ТУРИЗМЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СЕРВИСНЫХ СИСТЕМ
Введение. Выступив своеобразным лакмусом экономики, кризис 2008-2010 гг. показал необходимость применения новых методов управления ею. Такое положение относится, в первую очередь, к тем предприятиям, которые производят сравнительно редко потребляемые товары (продукцию и услуги). Сказанное напрямую касается туризма, эксклюзивность которого обусловила значительные недополучения в бюджет Украины.
Среди новых управленческих подходов результативными оказываются те, которые базируются на принципах логистики. Развитие сервисной логистики как науки и практики управления человеческими потоками обусловило образование логистических сервисных систем, нацеленных на оптимизацию потоков перемещающихся и обслуживаемых потребителей. Наиболее востребованы такие системы в туризме, по-кольку именно потребители туристских услуг вынуждены подчас преодолевать значительные расстояния для получения искомой эксклюзивной и длительно потребляемой услуги.
Анализ последних публикаций и выделение нерешенной части проблемы. Проблемам развития логистических систем в целом уделяют внимание многие авторы. Однако среди них следует выделить тех, кто рассматривает вопросы создания и функционирования данных систем в туризме. Это О.С. Акимова, А.А. Гвозденко, Л.Б. Миротин, Д.Т. Новиков, Т.Н. Одинцова, И.Г. Смирнов, И.А. Соколов,
Г.С. Сологубова и др.
Говоря о разработках, касающихся логистических систем, необходимо указать на недостаточное внимание, уделяемое сопряжению потоков (объекту изучения логистики), приводящему к образованию синергетиче-ского эффекта (фактически синергетического эффекта производства). Отличием же логистических сервисных систем является то, что в них создается также синерге-тический эффект потребления.
Целью статьи является выявление синергетического эффекта в логистической сервисной системе, функционирующей в туристской сфере, и определение его основных источников.
Изложение основного материала исследования. Проблема логистического управления потоками стоит на уровне не базирующегося на конвейерах крупномасштабного материального производства, а небольших предприятий, производство которых не настолько детерминировано. Такое положение, прежде всего, касается предприятий сферы услуг. Логистическое управление предприятиями сервиса определяет четкое согласование кадровых потоков (перемещение субъектов услуг) и потоков материалов при их движении к рабочему месту. В финасовой области необходимо правильное (с учетом поступления и расходования денег во времени) распределение имеющихся средств между бизнес-процессами предприятия и обеспечение рационального соотношения функционирования денежных и материальных потоков в цикле обращения авансированного для хозяйственной деятельности капитала. Что касается информационных потоков, то
здесь первостепенной задачей является их обоснованная дифференциация по руководителям разных уровней управления в соответствии с содержанием и агре-гированностью информации так, чтобы получить наиболее оптимальные решения. Немаловажный эффект дает правильное согласование действий персонала: отправляющего материальные, информационные и финансовые потоки и, таким образом, осуществляющего опосредованное обслуживание потребителей, и принимающего указанные потоки, обеспечивающие базу непосредственного обслуживания клиентов.
Подчеркнем, что синергетический эффект образуется на разных уровнях: от локального (начиная от группы работников, объединенных общей задачей) до глобального, обусловленного интеграцией стран. Начиная от масштаба предприятия, указанный эффект создается при взаимодействии материального производства и производственной инфраструктуры. Такой эффект наблюдается в промышленных кластерах, задачей которых является комплексное использование ресурсов и снижение трансакционных издержек. В Украине про-
мышленные кластеры уже функционируют (например, швейный и пищевой - в Хмельницкой области). Начали развиваться и рекреационные кластеры, нацеленные на комплексное использование ресурсов с целью всестороннего обслуживания потребителей. Создание таких кластеров, в частности в Восточном и Западном Крыму, позволит более полно реализовать рекреационный потенциал региона, что эффективно и в экономическом, и в социальном плане.
Синергетический эффект отличается тем, что образуется при взаимодействии субъектов (или объектов, в качестве которых могут рассматриваться и потоки), которые способны действовать и самостоятельно, но при этом результат синергии не равен арифметической сумме результатов (в случае положительного эффекта -ее превышает). Хотя именно в системе создаются условия для получения максимального синергетического эффекта. Ведь именно по отношению к системе ученые в разное время высказывались типа: «целое больше, чем сумма его частей» [1], что фактически отождествляется с синергетическим эффектом.
Таблица 1
Конкретизация общесистемных свойств и характеристик применительно к логистическим
сервисным системам в туризме
Свойство (характеристика) системы Специфика проявления свойства (характеристики) в туристской логистической сервисной системе
Целостность и членимость Многочисленность элементов системы, при агрегировании представляемых персоналом, оказывающим разные виды услуг, и соотвествующей материально-технической базой
Наличие связей Связи-отношения предопределяют связи-процессы. Внешние связи, в первую очередь, с субъектами микросреды, а особенно с настоящими и потенциальными туристами - в значительной степени обуславливают внутренние
Организация Связи отвечают циклу обслуживания каждого туристского потока
Функциональность Изменение структуры в соответствии с изменениями функций управления потоками
Интегративное качество Способность обеспечить доставку туристов к месту производства услуг и их непосредственное комплексное обслуживание
Эквифинальность Влияние внутренних и внешних факторов в определенных границах не может изменить поступательный характер работы системы, заключающийся в совершенствовании методов управления туристскими потоками и технологии обслуживания
Способность к развитию При моделировании системы следует учитывать необходимость изменения видов услуг и форм обслуживания согласно тенденциям научно-технического прогресса и модификации спроса на услуги туризма
Вхождение в систему высшего порядка Возможность стать частью системы обслуживания туристов регионального, национального и международного (мезо-, макро- и глобального) уровней, выступающих критериями развития системы
Ситуация Максимальное соответствие состояния системы параметрам элементов микро- и макросреды, связанных с обслуживанием туристов
Устойчивость Наличие тесного контакта с потребителями туристских услуг. Вариабельность, расширение спектра услуг и модернизация форм обслуживания в соответствии с ситуацией
Вход и выход Туристские как вид человеческих потоков (объекты услуг), материальные, финансовые, информационные потоки
Группы оценочных показателей эффективности Показатели удовлетворения туристов услугами по параметрам: количество необходимых элементов, качество, время (временной интервал) и место оказания, затраты. Материалоемкость, фондоемкость и трудоемкость услуги. Своевременность доставки туристов к месту производства услуги и ее предоставления
Создание систем является одной из главных задач логистики. Порядок функционирования логистических систем в сфере услуг обусловлен особенностями разных видов сервисной деятельности, где объектами управления и обслуживания соответственно выступают потоки покупателей, клиентов, пациентов, учащихся (студентов), зрителей и посетителей и др. Естественно, что одни и те же индивиды могут входить во
2_
148
все перечисленные группы как потокообразующие элементы. Укажем, что наиболее часто люди выступают в роли покупателей. Понятие «покупатель» - очень емкое и охватывает практически все категории индивидов. Покупателями не являются лишь люди, находящиеся на отдаленных от цивилизации территориях, что обычно происходит в течение определенного времени. Менее часто индивиды становятся клиентами предприятий
В1СНИК ЕКОНОМ1ЧНО! НАУКИ уКРАШИ
ресторанного хозяйства и бытового обслуживания (потребление личных услуг), еще реже, во многом вследствие перевода большинства медицинских услуг на платную основу, - выступают в роли пациентов. Периодичность потребления образовательных услуг зависит от возраста, желания учиться и поощрения повышения образовательного статуса. Обращение к тем или иным культурно-развлекательным услугам определяется возрастом, приоритетом потребностей и материальным положением. К услугам туризма большинство индивидов среднего (и ниже) уровня доходности относится по остаточному принципу, что становится еще более очевидным в условиях кризиса. Поэтому возникает необходимость в системном подходе к разработке предложения туристских услуг, позволяющем варьировать ими в рамках ценового диапазона.
Необходимо отметить, что в большинстве видах сервисной деятельности косвенное управление потоками (система мер по привлечению потребителей) превалирует над прямым управлением. В туризме же прямое управление потоками потребителей имеет первостепенное значение.
Необходимость создания логистических систем в туризме можно рассматривать с точки зрения продуцентов и потребителей услуг, а именно:
1. Для предприятия, оказывающего туристскую услугу: более рациональное использование производственных фондов и природных ресурсов.
2. Для клиентов предприятия: в связи с тем, что услугу потребляют редко - предоставление возможности использования всех ее слагаемых.
Свойства и характеристики логистических систем в туризме, как и остальных логистических сервисных систем, отвечают общесистемным положениям, но при этом имеют свою специфику (табл. 1).
Синергетический эффект наблюдается в расширенных логистических системах, образуемых на базе и сервисного (в нашем случае - туристского) комплекса, и логистического куста (пример логистического куста в туризме демонстрирует рис. 1). В первом случае интегрируются предприятия, оказывающие разные виды услуг (горизонтальная интеграция). Во втором случае интернализируются также поставщики материальных ресурсов (вертикальная интеграция). Укажем, что отличием сферы услуг является то, что здесь можно говорить не только о привычном синергетическом эффекте производства, но и об аналогичном эффекте потребления. В частности, в сервисном комплексе, а тем более в логистическом кусте эффект для потребителя создается при получении взаимосвязанных услуг.
Рис. 1. Логистический куст в традиционном (познавательном) туризме
Эффект синергии образуется за счет координации исполнителей и их взаимодействия с потребителями на разных этапах обслуживания. Причем обслуживание касается не только целевой услуги, но и движения к ней. Важными при этом являются вопросы скорости доставки к искомому пункту и организация процесса транспортировки. Особенно остро они стоят в туризме, предусматривающем наиболее длительные перемещения. Например, для делового туризма поговорка «время-деньги» имеет прямой смысл. Если бизнесменам предоставляются комфортные условия в поезде, где имеется возможность работать, то они могут отказаться от обращения к воздушному транспорту, тем более при сложных погодных условиях. Здесь возникает эффект сопряжения работы-отдыха, другими словами, эффект делового отдыха.
Хотя в глазах многих туристов (особенно обладающих креативным мышлением) превалирует конечная услуга, ее дополнение качественной промежуточной услугой, бесспорно, дает сверхаддитивный эффект. При этом для разных категорий туристов (имеется в виду возраст, материальный статус, ценностные ориентиры) приоритет так называемых инфраструктурных услуг различен. Менее прихотливы мужчины, чем женщины и молодежь по сравнению с пожилыми людьми. Хотя, если путешествует семья с маленькими детьми, требования к уровню комфорта повышаются.
Наиболее ярко синергетический эффект проявляется в городах-связях*. Возникновение таких городов обусловлено особенностью человеческих потоков, выступающих не только объектами управления, но и объектами обслуживания, что требует развитой инфраструктуры на всем пути их движения. Здесь туристам предоставляются сопутствующие (а при наличии соответствующих условий - и дополнительные) услуги, то есть осуществляется их нецелевое обслуживание.
Под городом-связью мы понимаем город, находящийся на пути между крупными туристскими центрами (городами-центрами) и выполняющий функции обеспечения проходящих через него туристов сопутствующими услугами и продукцией, а также выступающий базой спортивно-оздоровительного и культурно-экскурсионного обслуживания.
Отметим, что в настоящее время роль данных городов повышается в связи с ростом туристопотоков (с 1950 г. по 2010 г. они увеличились в 40 раз [2, с. 83]) и возникновением проблемы нагрузки на уникальные объекты, пользующиеся наибольшей популярностью среди туристов. Города-связи позволяют избежать «пиковых» нагрузок на крупные историко-культурные центры, сглаживая колебания туристских потоков и делая их более равномерными. Взаимодействие городов -связей с городами-центрами может служить основой создания соответствующего туристского кластера и определяет ряд направлений возникновения синергети-ческого эффекта. В Украине такой кластер может охватить территорию от Львова до Каменца-Подольского (данные города в силу своей богатой истории традиционно выступают туристскими центрами), где роль городов-связей могут сыграть небольшие населенные пункты Тернопольской области.
Естественно, что важными вопросами являются выбор города-связи по ряду признаков и оценка его деятельности. Оценка может даваться с помощью синтетических (например, обслужено туристов в человеко-днях) или аналитических (в частности, количество городов или других населенных пунктов, откуда прибыли туристы) показателях.
Синергетический эффект «рождается» и при групповом обслуживании потребителей. В данном случае
происходит взаимодействие не только субъекта с каж-j_
150
дым из объектов услуг, но и объектов между собой (примером может выступить совместное обучение). В туризме образование такого эффекта особо значимо, так как взаимодейтвие туристов происходит длительный период и может носить как положительный, так и отрицательный характер (что, соответственно, определяет эффект). Во втором случае у потребителей может сложиться неблагоприятное впечатление от полученных услуг, несмотря на их высокое качество. Поэтому с целью предотращения возможных конфликтов следует тщательно комплектовать состав группы, учитывая возраст, образование. социальное положение и другие характеристики потенциальных туристов. Тогда они однозначно будут воспринимать обслуживание во время пути, и не возникнет разногласий по поводу экскурсионной программы.
Здесь хотелось бы отметить, что коллективное потребление туристских услуг в большей степени относится к такой категории людей, как экстраверты. Интраверты же в силу своей природы предпочитают путешествовать в одиночку или малыми группами. Но при поездке за рубеж им часто приходится «вливаться» в группу, так как автономное путешествие довольно затратно и его подготовка сопряжена со многими сложностями. Поэтому необходимо учитывать данный факт и принимать превентивные меры.
В современной экономике большинство товаров представляет собой континуумы, являющиеся базой образования синергетического эффекта. Наиболее ярко эффект проявляется в ресторанном хозяйстве и в торговле. В состав туристской услуги и ресторанное хозяйство, и косвенно торговля (как обеспечение потребителей услуг сопутствующей продукцией) входят как слагаемые. Поэтому здесь наблюдается дополнительный эффект от их сопряжения с другими составляющими.
Отличием туризма как услуги является необходимость подготовки к потреблению. Данная услуга является эксклюзивной, то есть потребляется редко, эффект от потребления часто проявляется через определенный период. В долгосрочном периоде можно говорить о кумулятивном эффекте потребления туристской услуги, проявляющемся в получении новой интересной и высокооплачиваемой работы, повышении в должности.
Особенностью сферы услуг является необходимость постоянной модернизации обслуживания: как самой услуги, так и формы ее оказания, что в значительной степени относится к туристским потокам. Например, условием сохранения и развития вышеупомянутых городов-связей являются инновации перемещения, то есть инновации, распространяющиея в определенном направлении (терминология согласно [3, с. 17, 18]), в нашем случае - к другим городам-связям. Причем вначале инновации касаются сопутствующих услуг, а затем, по мере развития города, - и дополнительных.
Следовательно, можно выделить синергетический эффект функционирования и синергетический эффект обновления. Последний образуется, когда обновлению подвергаются хотя бы несколько элементов услуги. Такое положение, прежде всего, относится к комплексной услуге, в первую очередь, туристской.
Весьма сложной является количественная оценка синергетического эффекта, особенно касающегося потребления. Оценка может даваться лишь на основе метода сравнения, что обуславливает ее неточность. Приближение к правильному результату обеспечивают длительные исследования, направленные на выделение различных составляющих эффекта из общего результата.
Выводы. Синергетический эффект, обусловленный рациональной организацией продуцирования услуг, создается в логистических сервисных системах, оптимизи-
Т. СКОРОБОГАТОВА
П. СОКУРЕНКО, I. ЩЕРБИНА
рующих и обслуживающих потоки потребителей. Управление туристским как видом человеческих потоков предусматривает образование синергетического эффекта потребления за счет взаимодействия субъектов и объектов услуг, а также самих объектов. Дополнительный эффект обуславливают инновации, модернизирующие услуги и формы их оказания. Развитие городов-связей, необходимых для нецелевого обслуживания туристов, в сочетании с деятельностью городов-центров, также им-пульсирует возникновение синергетического эффекта.
Список источников
1. Моросанов И.С. О теории систем. - М.: Компания Спутник +, 2003. - 20 с.
2. Смирнов И.Г. Стратегический логистический менеджмент в международном туризме в контексте его устойчивого развития // Логистика: проблемы и решения. -Харьков: НВФ «Студцентр. - 2012. - № 1. - С. 81-83.
3. Моисеева Н.К. Экономические основы логистики: Учебник / Под ред. В.И. Сергеева. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 528 с.
П. Сокуренко
академж АЕН Украти I. Щербина
м. Кременчук
МАРКЕТИНГ ВНЗ: ПОШуК П1ДХОД1В
Вступ. Початок XXI столитя характеризуемся глобалiзацieю суспшьного розвитку, зближенням нацш, народiв, держав, освггшх систем (як приклад Болонська декларащя), науково-шформацшних технологш, яш значною мiрою базуються на штелектуальному потен-щал^ знаннях i рiвнi наукового потенцiалу краши.
На нишшньому етапi розвитку цившзаци стае оче-видним безпрецедентний попит на освиу, обумовлений усвiдомленням И вирiшального значения для сощально-культурного й економiчного розвитку суспiльства.
Тому ВНЗ, як об'ект маркетингу, все часпше е темою дослщжень фахiвцiв [1-4] ВНЗ, особливо економь чного спрямування, де маркетинг е напрямком навча-льного процесу.
Звичайно, е рiзниця мiж навчальним закладом i промисловим пiдприемством, але, як показуе досвщ !х роботи, спiльного в них набагато б№ше, шж вщмшного.
По-перше - цш того й шшого повнiстю ствпада-ють - це задоволення потреб споживачiв та отримання певного прибутку (мова йде про комерцшш вузи).
По-друге - це гадтримання iмiджу, створення на-дшного бренду, посилення конкурентних позицiй.
По-трете - це використання маркетингу, де е сво!, але дещо змшеш в порiвияннi зi звичайними тдприем-ствами. Мiжиароднi експерти вважають, що одним з найважливших факторiв забезпечення якостi освiти е оцiнювания ефективносп вузу власними зусиллями.
Аналiз останшх досл1джень i публiкацiй. Остантм часом з'явились численнi працi, що мали за мету проаналь зувати ситуацш в маркетингу i знайти вихвд з не!.
Ф. Котлер iз цього приводу казав: «Наступае нова ера маркетингу. Ми повинш спробувати передбачити, на що буде схоже завтра, i вибрати правильний шлях». Це твердження особливо актуально для ВНЗ, тому що саме «завтра» - це майбутне для кра!ни, яке ми i готуемо.
У робой I. Сайчука «Психологiчнi вишри маркетингу, передчуття майбутнього» наголошуеться на зроста-ючiй ролi психолопчних дисциплiн вiдносно економiч-них, на тому, що дощльно ввдмовитись ввд конкуренци на користь спiвробiтництва, а що стосуеться сощального капiталу,то стверджуеться, що головними природними ресурсами е людський розум, досвiд та лщерство.
Холiстична парадигма маркетингу, що представлена в роботах Ф. Котлера, Р. Уфiмцева, В. Бровченко, полягае в тому, що проблеми яш стоять перед маркетологом, необхщно вирiшувати, сприймаючи !х як певну цшсшсть, у едностi. Адже, роздiляючи проблему на
окремi елементи, ми губимо притаманну тшьки цшс-ностi сукупнiсть властивостей, яку хочемо спочатку зрозушти, а попм змiнити.
Базовими положеннями ц^е! концепцп е:
1. Творче осмислення реальносп нашою свiдомiс-тю носить цшсний характер, що довiв ще на початку 20-го столитя нiмецький психолог Макс Вертгеймер.
2. Юбернетика, теорiя катастроф, теорiя складних систем також побудована на цшсшм сприйияттi дшс-ностi.
3. Живий класик Ф. Котлер стверджував, що «дав-нш маркетинг вже не працюе i повинен бути замiнений на новий холютичний».
4. Холiстичний маркетинг - це особливий споаб мислення, це творчий процес, якому потрiбно вчитися.
5. Необхщно визнавати складнiсть, нелшшну природу та цiлiснiсть систем, з яким маемо справу.
В робоп О.О. £ранк1на «Формування ново! пара-дигми в умовах глобалiзацil» наведено аналiз умов фу-нкцюнування традицiйноl парадигми маркетингу i тих факторiв, що не вбудовуються в не! i потребують нового осмислення.
Серед цих факторiв глобалiзацiя економiки, суспi-льства та наслщки домiнувания iнформацiйноl епохи. Визначальними напрямами ново! парадигми автори вважають :
1. Маркетинг ввдносин.
2. Кластеризация i мiкросегментацiя ринку.
3. Новий погляд на процес споживання .
4. Шфолопзащя суспiльства, (споживання як рель
г1я).
5. Активний брендинг.
6. Iнновацiйнiсть .
7. Активiзацiя маркетингу.
8. Глобалiзацiя.
9. Холюпчний маркетинг.
В роботi А. Войчака та В. Шумейка «Дослiдження сучасних концепцiй маркетингу та маркетингового менеджменту» [11] пропонуеться
роздiлити знання з маркетингу на чотири складов^
- фiлософiя маркетингу;
- шструментарш маркетингового комплексу;
- маркетинговi до^дження;
- маркетинговий менеджмент.
Найбiльш близькою до нашого дослщження е робота В.П. Пилипчука та О.В. Доншкова «Маркетингове забезпечення якостi освишх послуг» [12] в як1й наве-