Научная статья на тему 'Особенности формирования и функционирования потоков пожилых туристов в аспекте маркетинга и сервисной логистики'

Особенности формирования и функционирования потоков пожилых туристов в аспекте маркетинга и сервисной логистики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
498
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРВИСНАЯ ЛОГИСТИКА И МАРКЕТИНГ / КЛАССИФИКАЦИЯ ТУРИЗМА / ТУРИЗМ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ / ПОТОКИ ТУРИСТОВ / РАБОТАЮЩИЕ ПЕНСИОНЕРЫ / ЦЕЛЕВЫЕ И ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ УСЛУГИ / ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / ГОРОДА-СВЯЗИ / SERVICE LOGISTICS / MARKETING / TOURISM CLASSIFICATION / TOURISM FOR THE ELDERLY / TOURISTS FLOWS / WORKING RETIREES / TARGETS AND INFRASTRUCTURE SERVICES / TOURISM PRODUCT / CITY-LINKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скоробогатова Татьяна Николаевна

В работе рассматриваются особенности формирования и функционирования потоков пожилых туристов с точки зрения маркетинга (оцениваются спрос на туризм и его предложение для пожилых) и сервисной логистики, определяющей управление потоками данной категории граждан. Показана связь между маркетингом и сервисной логистикой. Обоснована целесообразность выделения классификационной группировки туризма для пожилых, что коррелирует с возрастанием интереса к организации отдыха данной категории граждан. Проведено сравнение отличий в организации турпоездок для работающих и неработающих пенсионеров, определяющих их длительность, стоимость самих туров и используемых видов транспорта. Определена специфика потоков туристов-пенсионеров и их требований, при этом внимание сфокусировано на создании комфортных условий и обеспечении безопасности. Выделены познавательный, лечебный и паломнический как основные виды туризма для пожилых. Предложены конкретные направления ностальгического туризма. В русле социального туризма выделен полюсный туризм, сочетающий отдых детей и пожилых людей. Доказано, что соотношение продукции и услуг в различных видах туризма, в том числе и предназначенных для пожилых, разнится. Охарактеризована специфика услуг (целевых, базовых, дополнительных, сопутствующих), составляющих туристский продукт для пожилых людей. Показана необходимость создания широкого спектра инфраструктурных услуг для пожилых туристов, лучшие условия потребления которых обеспечивают города-связи, находящиеся на пути туристских маршрутов. Акцентировано внимание на различиях в спросе и предложении туристских продуктов для пожилых граждан по регионам России. Выявлены факторы, воздействующие на туристские потоки пожилых людей на государственном и региональном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the features of formation and functioning flows of elderly tourists from the point of view of marketing (demand for tourism and its offer for the elderly are estimated), and service logistics, defining the flow control this category of citizens. The relationship between marketing and logistics service is shown. The author substantiates the expediency of selecting the classification categories of tourism for the elderly, which correlates with increasing interest in the recreation of this category of citizens. The author carries out the comparison of the differences in the organization of tours for working elderly and retirees, determining their duration, the cost of tours and transport. The article defines the specificity of flows of tourists-retirees and their requirements, with that the attention is focused on creating a comfortable environment and security. The author highlights educational, medical and pilgrimage tourism as the main types of tourism for the elderly. The specific directions of nostalgic tourism are proposed. In the context of social tourism pole tourism is highlighted, combining rest of children and the elderly. The author proves that the ratio of products and services in various types of tourism, including intended for the elderly differs. The specificity of services (targets, basic, additional, related) composing the tourism product for the elderly is characterized. The necessity for creating a wide range of infrastructure services for the elderly tourists is shown. The city-links that are on the way of the tourist routes provide the best conditions for consumption such services. The attention is focused on the differences in offers and demand of tourism products for elderly people in the Russian regions. The factors that affect the tourist flows of elderly people at the state level and in the region are revealed.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования и функционирования потоков пожилых туристов в аспекте маркетинга и сервисной логистики»

ОБЩЕСТВО И СЕРВИС

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

УДК 338.48: (339.138 + 65.012.34:64.069.6) й01: 10.22412/1995-042Х-10-9-11

СКОРОБОГАТОВА Татьяна Николаевна

Институт экономики и управления Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского, (г. Симферополь, РФ); доктор экономических наук, профессор;

stn57@mail.ru

Особенности формирования и функционирования потоков пожилых туристов в аспекте маркетинга и сервисной логистики

В работе рассматриваются особенности формирования и функционирования потоков пожилых туристов с точки зрения маркетинга (оцениваются спрос на туризм и его предложение для пожилых) и сервисной логистики, определяющей управление потоками данной категории граждан. Показана связь между маркетингом и сервисной логистикой. Обоснована целесообразность выделения классификационной группировки туризма для пожилых, что коррелирует с возрастанием интереса к организации отдыха данной категории граждан. Проведено сравнение отличий в организации турпоездок для работающих и неработающих пенсионеров, определяющих их длительность, стоимость самих туров и используемых видов транспорта. Определена специфика потоков туристов-пенсионеров и их требований, при этом внимание сфокусировано на создании комфортных условий и обеспечении безопасности. Выделены познавательный, лечебный и паломнический как основные виды туризма для пожилых. Предложены конкретные направления ностальгического туризма. В русле социального туризма выделен полюсный туризм, сочетающий отдых детей и пожилых людей. Доказано, что соотношение продукции и услуг в различных видах туризма, в том числе и предназначенных для пожилых, разнится. Охарактеризована специфика услуг (целевых, базовых, дополнительных, сопутствующих), составляющих туристский продукт для пожилых людей. Показана необходимость создания широкого спектра инфраструктурных услуг

Ключевые слова:

сервисная логистика и маркетинг, классификация туризма, туризм для пожилых, потоки туристов, работающие пенсионеры, целевые и инфраструктурные услуги,

туристский продукт, города-связи

Скоробогатова Т.Н.

Особенности формирования и функционирования потоков пожилых туристов в аспекте маркетинга и сервисной логистики

для пожилых туристов, лучшие условия потребления которых обеспечивают города-связи, находящиеся на пути туристских маршрутов. Акцентировано внимание на различиях в спросе и предложении туристских продуктов для пожилых граждан по регионам России. Выявлены факторы, воздействующие на туристские потоки пожилых людей на государственном и региональном уровнях.

Одним из направлений в экономике, ставшим в последнее время необычайно популярным, безусловно, является логистика. Вышедшая за рамки материального производства, она получила широкое применение в сфере услуг, где приняла форму сервисной логистики.

Сервисная логистика как деятельность по управлению потоками потребителей услуг и обслуживающими их потоками наиболее яркое воплощение находит в туризме. Причем ее применение для потребителей туристских услуг различных категорий разнится. Потребители могут отличаться по полу, семейному положению, образованию, профессии и т.п. Очень важно при организации туризма учитывать возраст туристов, поскольку он налагает определенные ограничения на частоту и спектр потребления услуг. В статье речь пойдет о туристских потоках, образующихся пожилыми людьми.

Уточним, что сервисная логистика тесно связана с маркетингом: именно здесь происходит управление потоками непосредственных потребителей товаров, а среди обслуживающих потоков особое место отводится кадровым, образуемым исполнителями, которые прямо контактируют с клиентами. Целью статьи является оценка спроса и предложения на туристский продукт для пожилых (аспект маркетинга), а также рассмотрение процесса организации и управления потоками его потребителей (аспект сервисной логистики).

Несмотря на то, что на сегодняшний момент имеется множество классификационных группировок туризма, они часто не представляют собой систему. Сказанное в первую очередь относится к Закону «Об основах турист-

ской деятельности в Российской Федерации», где охарактеризованы въездной, выездной, международный, социальный и самодеятельный виды туризма. Социальный туризм, в частности, определяется как «туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодате-

V 1

лей»1.

Таким образом, данный вид туризма выделяется по признаку источников финансирования. По тому же признаку, как указано в ряде источников, выделяется коммерческий вид туризма. Рассмотрение названных группировок актуально для пожилых туристов, речь об этом пойдет далее.

Приведем высказывание В.А. Кварталь-нова: «...туризм - это рынок, и многоотраслевые рыночные связи - его экономическая составляющая. Но при этом не следует забывать, что основная его цель - социальная. Важно сделать туризм доступным для каждого человека с детства до старости» (Цит. по: [1, с. 68]).

В СССР по возрастному признаку выделяли туризм для детей, молодежи, взрослых [2]. Сейчас последняя группировка уточняется, определяя туризм для людей среднего и зрелого возраста2.

1 Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ». URL: http://docs.cntd.ru/document/9032907 (дата обращения: 25.01.2016).

2 Типы и виды туризма. Электронный ресурс. URL: http: //www.businessrest.ru/content/document_r_08F5075D-E5C3-4D93-92F7-B1A33FB22C52. html (дата обращения: 01.02.2016).

Таблица 1

Некоторые отличия в организации турпоездок для работающих и неработающих

пенсионеров

Характеристики Пенсионеры

Работающие Неработающие

Обязательное планирование + -

поездок

Использование «горящих» - +

туров

Предложение дорогих туров в + -

выходные дни

Предложение длительного - +

загородного отдыха

Используемый вид Для крупных переездов - авиаци- Чаще железнодорожный и ав-

транспорта онный, в целях отдыха - водный томобильный

При этом классификационная группировка туризма для пожилых людей, к сожалению, выделяется крайне редко3.

Проблеме организации отдыха для пожилых людей уделяется все больше внимания. Спрос на указанный вид отдыха в известной степени объясняется тем, что большинство представителей данной категории работают и обладают некоторыми финансовыми возможностями для путешествий. Данная тенденция становится все более сильной. Согласно данным ВЦИОМ (2015), 37% жителей России не собираются увольняться после достижения пенсионного возраста, для сравнения: в 1990 г. желающих было лишь 15%4. Естественно, указанные граждане нуждаются в отдыхе больше, чем представители других возрастных категорий, и могут позволить себе коммерческий туризм.

Одной из причин принятия пенсионерами решения о продолжении работы является потребность в общении и самореализации. Выполняя социальную функцию, туризм позволяет достаточно обеспеченным пенсионе-

3 Классификация основных видов туризма. URL: http://tourfaq.net/travel-business/klassifikadya-osnovnyx-vidov-turizma/ (дата обращения: 01.02.2016).

4 Пенсионеры требуют работы // Российская газета.

№ 46 (индекс 32185), № 268 (6839). 26 ноября-2 декабря 2015 г. С. 8.

рам проявлять свою активность во время путешествий (при желании они могут работать неполный рабочий день).

Малообеспеченным пожилым людям, к которым большей частью относятся неработающие пенсионеры, целесообразно предлагать отдых в межсезонье, когда цены сравнительно низкие (такие поездки обычно финансируются в рамках социального туризма). Для них приоритетны железнодорожный и автомобильный виды транспорта, тогда как более обеспеченные (работающие) туристы-пенсионеры предпочитают водный и авиационный. Работающие пенсионеры в состоянии планировать поездки для ежегодного отдыха. Даже в конце трудовой недели они могут позволить себе дорогой тур, используя и наиболее затратные виды транспорта. Не зря в докладе Future Traveller Tribes 2020 одной из ключевых категорий авиатуристов названы активные пенсионеры, то есть состоятельные туристы в возрасте от 50 до 75 лет, путешествующие с целью отдыха и экскурсий [3, с. 402]). Некоторые отличия в организации турпоездок для работающих и неработающих пенсионеров представлены в табл. 1.

К наиболее характерным особенностям формирования и функционирования потоков туристов-пенсионеров можно отнести следующие:

Скоробогатова Т.Н.

Особенности формирования и функционирования потоков пожилых туристов в аспекте маркетинга и сервисной логистики

1) пожилые люди, в своем большинстве, опасаются передвигаться в одиночку, поэтому потокообразующими элементами выступают не отдельные люди, а два или несколько человек (семейные пары, родители с детьми, близкие друзья и т.п.); особый симбиоз образуют пожилые люди, путешествующие с внуками, когда именно их отдых и просвещение является целью путешествия;

2) при перемещении людей в транспортных средствах обязательно наличие комфортных условий;

3) обычно выбирается максимально удобное время отправления и прибытия транспорта, кроме того, большинство пожилых людей хотят исключить ночные переезды в самолетах и автобусах;

4) потоки имеют относительно дискретный характер, что обусловлено необходимостью периодического отдыха.

Уточним, что в своем большинстве пожилые люди потребляют туристский продукт группой. Данные группы могут передвигаться как автономно, так и в составе определенных туристских групп. В последнем случае имеет место коллективное потребление услуг. Следствием такого потребления является межличностная коммуникация, что может иметь как положительный (поддержание интереса к определенному виду отдыха и индуцирование активного информационного поиска, на что указывает З.Ю. Желнина [4]), так и отрицательный эффект (вероятность конфликтов).

Автономное же путешествие можно характеризовать как индивидуально-коллективное пользование туристскими услугами. Оно занимает промежуточное положение между индивидуальным и коллективным потреблением и создает особый порядок пользования соответствующими услугами и продукцией.

Использование большинства видов продукции связано с услугами, как и приобретение многих услуг, предполагает наличие продукции. (В данном контексте уточним, что немало авторов используют терминологию

«услуги и товары», о нашем же концептуальном подходе к терминологии, когда под товарами понимается все, что предназначено для продажи, мы уже писали в ряде работ, в частности [5, с. 10, 8]). В туризме соотношение услуг и продукции, по оценкам специалистов, составляет 3:1 [6, с. 21; 9] или 3:25 (цифры приводятся во многих источниках, но на первое соотношение указывает большее число авторов).

Однако на практике соотношение имеет различное значение для разных видов туризма. Например, познавательный туризм сопровождается приобретением сувениров, хотя это и не является обязательным. Для спортивного (а особенно, экстремального) туризма необходимо приобретение снаряжения, но иногда предоставляются условия его проката.

Для людей пожилого возраста доля продукции при пользовании указанными видами туризма не существенна: спортивный туризм для них не приоритетен, сувениры они обычно приобретают в качестве подарков, останавливаясь на недорогих вещах. Однако в оздоровительном туризме, определяющем покупку лекарственных препаратов, и паломническом туризме, предусматривающем приобретение святынь, доля продукции значительна. В то же время услуги (в первую очередь те, которые направлены на самого потребителя, а не на его имущество) играют для пожилых туристов особенно значительную роль.

Для пенсионеров важен комфорт, что обуславливает повышение цены на туристский продукт.

В рамках цены целесообразно установить правильное соотношение между целевыми и инфраструктурными услугами, которое меняется по сравнению с другими возрастными категориями граждан в пользу инфраструктурных услуг.

5 Маркетинг в туристическом бизнесе. URL: -http:// tourfaq.net/marketing/marketing-v-turisticheskom/ (дата обращения: 05.02.2016).

Таблица 2

Специфика услуг, составляющих туристский продукт для пожилых людей

Услуги как компоненты турпродукта Специфика предоставления услуг пожилым людям

Целевая (согласно виду туризма) Экскурсии по сокращенной программе желательно в первой половине дня

Базовые (питание и проживание) Одно- и двухместные номера, комфортные условия, щадящий режим питания

Дополнительные Непродолжительные культурно-развлекательные мероприятия, широкий спектр оздоровительных и медицинских услуг

Сопутствующие Элементарные парикмахерские услуги и услуги ухода за телом, услуги стирки и химической чистки

При этом присущая современному обществу тенденция персонификации туризма для пожилых людей особо значима. Обращение по имени-отчеству, учет личных интересов каждого туриста и др. поможет сделать отдых незабываемым.

Если тур для пожилых приобретают родственники, они могут действовать по формуле «все включено». Сами туристы данной категории обычно приобретают базовый пакет услуг, а остальные покупают уже в процессе путешествия. И здесь следует для каждого туриста определить оптимальный спектр услуг, одну из недорогих дополнительных услуг предоставив в качестве подарка. Кроме того, необходимо предусмотреть систему скидок на услуги, которые мало востребуются пенсионерами, и накопительную систему скидок.

Если пожилые граждане отправляются в длительное путешествие, важную роль для них приобретают города-связи. Уточняя определение, данное нами в работе [8], идентифицируем города-связи как малые города, находящиеся на пути туристских маршрутов (в том числе в начале и конце пути) и выполняющие функции обеспечения туристов инфраструктурными услугами. Кроме того, на базе малых городов реально проведение экскурсий по радиальным направлениям в близлежащие населенные пункты. Примером таких городов в Крыму могут выступить Саки, Бахчисарай.

Использование городов-связей необходимо как в целях преодоления информационного барьера, так и для восстановления физического состояния индивида. Для пожилых граждан такой отдых особенно важен, и им, наряду с общегигиеническими процедурами, часто требуются медицинские услуги.

В данном контексте хотелось бы определить место расположения подразделений, оказывающих медицинские и культурно-развлекательные услуги. Для предоставления услуг культуры и отдыха следует отвести просторное, хорошо проветриваемое или оборудованное системой кондиционирования помещение, желательно на первом этаже гостиницы или иного средства размещения, в котором планируется пребывание группы пожилых туристов. Для оказания медицинских услуг лучше отвести комнату (или несколько комнат) этажом ниже, предусмотрев возможность спуска на лифте или по удобной лестнице. Здесь полезно использовать соответствующий опыт пансионата «Море» (г. Алушта).

Развлекательная программа также должна быть подготовлена особым образом: в кинопоказах необходимо сочетать старые и новые фильмы (выбор последних следует проводить весьма тщательно); то же касается театральных и концертных представлений. Кстати будет и показ фильмов по теме путешествия. В целом особенности формирования туристского продукта для данной возрастной категории представлены в табл. 2. Любой вид

туризма, как еще раз демонстрирует табл. 2, предполагает такие услуги, как питание и проживание, являющиеся базовыми. Услуга питания может оказываться и автономно, в этом случае она чаще именуется ресторанной услугой и, по сути, представляет собой континуум (сопряжение услуги и продукции). Если туристский продукт для пожилых финансируется за счет социальных средств, то часто услуге проживания, а также организации обслуживания при оказании услуги питания не уделяется должного внимания, что снижает общее впечатление от отдыха.

В отношении городов-связей укажем, что, наряду с функцией обслуживания, они выполняют и социальные функции. Здесь происходит более тесное общение туристов, образующих группу. И что немаловажно для пожилых людей, появляется возможность установления контактов с туристами из остальных групп, как правило, прибывших из других регионов.

В ракурсе разделения туризма по целевому признаку для пенсионеров рекомендуются, прежде всего, лечебный (о лечебном туризме см. в работах [9; 10, с. 356, 357]), паломнический и познавательный виды туризма. Выбор того или иного вида отдыха определяется приоритетами ценностей, которыми большинство людей руководствуется на протяжении всей жизни, однако не исключены варианты их изменения.

В лечебном туризме предусматривается наличие в группе врача и соответствующая организация: небольшие группы, короткие переходы и др. А выбор пожилыми людьми паломнического туризма логично объясняется возрастанием религиозных потребностей (в абсолютном большинстве случаев) пропорционально возрасту. Что касается познавательного вида туризма, здесь следует тщательно комплектовать группы, иначе возможно сочетание дилетантов и специалистов, приводящее к проблеме восприятия информации и теми, и другими.

Для пожилых туристов весьма актуален и

V <м> Г"»

такой вид туризма, как ностальгический. В качестве примера О.А. Аникеева, в частности, упоминает посещение пожилыми гражданами Германии, вспоминающими довоенный Кенигсберг (теперь это областной центр Калининград) [11, с. 12]. По нашему мнению, такие туры могут быть проведены также для тех иностранных граждан, которые когда-то обучались в вузах СССР. Аналогичные туры возможно разработать и для тех россиян, кто в связи с работой родителей провел свое детство за рубежом. Такое положение в первую очередь касается пребывания в странах Восточной и Западной Европы: Венгрии, ГДР, Польши, Чехословакии. Потребителями ностальгического туризма могут выступить пожилые люди, путешествующие с детьми или внуками, что усилит внутрисемейные связи.

В данном контексте можно указать на совместный отдых людей разных возрастных категорий, не являющихся родственниками. Действительно, в настоящее время популярным становится взаимодействие пожилых людей, находящихся в хосписах, и детей, воспитывающихся в детских домах. В данном ракурсе возможно развитие нового направления в социальном туризме, так называемого «полюсного туризма», предполагающего совместные поездки детей и пожилых людей. Такие поездки по большей части настроены на кратковременный отдых. Для детей здесь должны быть предусмотрены элементы познавательного туризма, сопряженные с ностальгическим туризмом пожилых.

Состоятельным туристам может быть предложено участие в акции «Покажи мир», когда на средства, собранные группой туристов, организуется поездка для детей из малоимущих и многодетных семей. Если дети и взрослые посещали те же страны (естественно, что для взрослых программа значительно шире), то при встрече детей со своими спонсорами после путешествия произойдет обмен впечатлениями, интересный для обеих возрастных групп.

Общеизвестна привязанность пожилых людей к домашним питомцам, что создает проблему отъезда. Поэтому можно предусмотреть возможность путешествия с любимыми кошечкой или собачкой.

Для тех пожилых людей, которые не выходят из дома, важную роль в поддержании интереса к жизни может сыграть виртуальный туризм. Здесь, конечно, требуются хотя бы элементарные навыки обращения с компьютером, но соответствующую помощь могут оказать родственники или социальные работники. Одновременно они примут участие в виртуальном путешествии, несколько сгладив недостаток данного вида туризма, проявляющийся в отсутствии непосредственного общения. При этом виртуальный туризм для пожилых часто пересекается с ностальгическим туризмом.

Предложение туристских продуктов для пожилых граждан по регионам России значительно различается. Наиболее развито оно в Московской и Ленинградской областях (прежде всего, в их центрах - Москве и Санкт-Петербурге). Кроме того, в этом секторе ту-руслуг можно выделить Ставропольский край, Республики Башкорстан и Марий Эл, Ростовскую и Новосибирскую области и некоторые другие регионы. При этом следует обратить внимание на мобильность самих пожилых людей как отправную точку обращения к туризму. В крупных городах пожилое население намного активнее и предлагаемые туристские продукты более востребованы. Поэтому необходимо рекламировать данный вид туризма, причем информация должна поступать не только к непосредственным потребителям услуг, но и к их детям и внукам, которые могут выступить инициаторами (а иногда и спонсорами) поездок.

Определим факторы, воздействующие на туристские потоки пожилых людей:

на уровне государства: • размер пенсии;

• величина бюджетных средств, выделяемых на развитие социального туризма;

• обеспечение безопасности (в первую очередь политической и экологической) туристов;

на уровне региона:

• отношение местных властей к туризму для данной категории граждан (включая рекламную политику) и его соответствующее субсидирование;

• мобильность пожилых людей данного региона.

В качестве выводов укажем, что развитие туризма для категории пожилых граждан должно происходить с учетом следующих направлений:

• рациональное сочетание коммерческого и социального туризма;

• предложение отдыха в межсезонье;

• создание системы скидок на маловос-требованные услуги, а также накопительной системы скидок;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• организация отдыха в виде познавательного, лечебного и паломнического туризма;

• разработка так называемых ностальгических туров;

• составление и реализация программ полюсного туризма, предназначенных для детей и пожилых людей;

• обеспечение комфортности и безопасности для самого индивида и его имущества при передвижении к месту отдыха и пребывании в нем;

• ориентир на персонификацию туризма;

• обустройство городов-связей, обеспечивающих предоставление широкого спектра инфраструктурных услуг и выступающих отправной точкой для проведения экскурсий на близлежащих территориях;

• развитие туризма в провинциальных городах.

Скоробогатова Т.Н.

Особенности формирования и функционирования потоков пожилых туристов в аспекте маркетинга и сервисной логистики

Список источников:

1. Гуляев В.Г., Селиванов И.А. Туризм: экономика, управление, устойчивое развитие. М.: Рос. межд. акад. туризма: Сов. спорт, 2008. 280 с.

2. Василенко В.А., Вань Мяо. Основы теории и практики спортивно-событийного туризма: монография. Симферополь: КРП «Издательство «Крымучпедгиз», 2011. 242 с.

3. Покровский Н.Е., Черняева Т.И. Туризм: от социальной теории к практике управления. М.: Университетская книга, Логос, 2008. 424 с.

4. Желнина З.Ю. Современные модели управления туризмом на основе показателей социальной эффективности // Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании. Материалы международной научно-практической конференции Т. 25. 2011. Вып. 4. С. 73-81.

5. Скоробогатова Т.Н. Сервисная логистика в рекреационном секторе: Монография. Симферополь: ДИАЙПИ, 2010. 403 с.

6. Дурович А.П., Копанев А.С. Маркетинг в туризме / Под общ. ред. 3. М. Горбылевой. Мн.: Экономпресс, 1998. 400 с.

7. Джанджугазова Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства. М.: Изд. центр «Академия», 2005. 224 с.

8. Скоробогатова Т.Н. Логистика туризма в фокусе новых логистических направлений // Сервис в России и за рубежом. Т. 10. 2016. № 1 (62). DOI: 10.12737/19175.

9. Скоробогатова Т.Н. Лечебный туризм как новая форма туристических услуг // Вестник физиотерапии и курортологии. 2002. Т. 8. № 2. С. 113-115.

10. Скоробогатова Т.Н. Логистические системы в сервисе: монография. Симферополь: Доля,

2007. 416 с.

11. Аникеева О.А. Туризм как технология социальной работы // Сервис plus. 2012. № 1. С. 7-

13.

Tat'jana SKOROBOGATOVA

FEATURES OF FORMATION AND FUNCTIONING OF FLOWS OF ELDERLY TOURISTS IN ASPECT OF MARKETING AND SERVICE LOGISTICS

Institute of Economics and Management, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Simferopol, Russia); PhD (Dr. Sc.) in Economic sciences, Professor;

e-mail: stn57@mail.ru

The article discusses the features of formation and functioning flows of elderly tourists from the point of view of marketing (demand for tourism and its offer for the elderly are estimated), and service logistics, defining the flow control this category of citizens. The relationship between marketing and logistics service is shown. The author substantiates the expediency of selecting the classification categories of tourism for the elderly, which correlates with increasing interest in the recreation of this category of citizens. The author carries out the comparison of the differences in the organization of tours for working elderly and retirees, determining their duration, the cost of tours and

transport. The article defines the specificity of flows of tourists-retirees and their requirements, with that the attention is focused on creating a comfortable environment and security. The author highlights educational, medical and pilgrimage tourism as the main types of tourism for the elderly. The specific directions of nostalgic tourism are proposed. In the context of social tourism pole tourism is highlighted, combining rest of children and the elderly. The author proves that the ratio of products and services in various types of tourism, including intended for the elderly differs. The specificity of services (targets, basic, additional, related) composing the tourism product for the elderly is characterized. The necessity for creating a wide range of infrastructure services for the elderly tourists is shown. The city-links that are on the way of the tourist routes provide the best conditions for consumption such services. The attention is focused on the differences in offers and demand of tourism products for elderly people in the Russian regions. The factors that affect the tourist flows of elderly people at the state level and in the region are revealed.

References

1. Guljaev V.G., Selivanov I.A. Tourism: economics, management, sustainable development. Moscow: Russian International Academy of Tourism: Sov. sport, 2008. 280 pp.

2. Vasilenko V.A., Van' Mjao. Fundamentals of the theory and practice of sport and event tourism: A monograph. Simferopol: Publishing House "Krymuchpedgiz", 2011. 242 pp.

3. Pokrovskij N.E., Chernjaeva T.I. Tourism: From Social Theory to Management Practices. Moscow: University Book, Logos, 2008. 424 pp.

4. Zhelnina Z.Ju. Modern tourism management model based on indicators of social efficiency // Sov-remennye problemy i puti ih reshenija v nauke, transporte, proizvodstve i obrazovanii [Modern problems and their solutions in science, transport, manufacturing, and education]. Proceedings of the international scientific-practical conference. Vol. 25. 2011. Iss. 4. Pp. 73-81.

5. Skorobogatova T.N. Service Logistics in the Recreational Sector: A monograph. Simferopol: DIP, 2010. 403 pp.

6. Durovich A.P., Kopanev A.S. Marketing in Tourism: A study guide / Under gen. ed. of Z. M. Gorbyleva. Minsk.: Econompress, 1998. 400 pp.

7. Dzhandzhugazova E.A. Marketing in the Hospitality Industry. Moscow: Academia, 2005. 224 p.

8. Skorobogatova T.N. Tourism logistics in focus of new logistics directions// Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad]. Vol. 10. 2016. № 1 (62). DOI: 10.12737/19175.

9. Skorobogatova T.N. Medical tourism is a new form of tourism services // Vestnik fizioterapii i ku-rortologii [Bulletin of Physiotherapy and Health Resort]. 2002. Vol. 8. № 2. Pp. 113-115.

10. Skorobogatova T.N. Logistical Systems in Service] Simferopol: Dolja, 2007. 416 p.

11. Anikeeva O.A. Tourism as a technology of social work // Servic plus [Service plus]. 2012. № 1. Pp. 7-13.

Keywords:

service logistics, marketing,

tourism classification, tourism for the elderly, tourists flows, working retirees, targets and infrastructure services, tourism product, city-links

Скоробогатова Т.Н. Особенности формирования и функционирования потоков пожилых туристов в аспекте маркетинга и сервисной логистики // Сервис в России и за рубежом. Т. 10. 2016. Вып. 09 (70). С. 98-106. 001: 10.22412/1995-042Х-10-9-11.

Skorobogatova T. Features of formation and functioning of flows of elderly tourists in aspect of marketing and service logistics. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 2016, vol. 10, No.09 (70), pp. 98-106. doi: 10.22412/1995-042X-10-9-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.