УДК 338.486.3(075.8) DOI: 10.12737/19175
ЛОГИСТИКА ТУРИЗМА В ФОКУСЕ НОВЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ
Скоробогатова Татьяна Николаевна, доктор экономических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления, [email protected]
Институт экономики и управления
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация
Статья посвящена новым логистическим направлениям, в первую очередь, логистике туризма, находящейся на пересечении ряда ветвей логистики. Автором определена роль логистики как многопрофильной науки, представлены и охарактеризованы классификационные группировки логистики, выделенные по признакам: функциональности, ресурсам (потокам), виду предпринимательства, новизне используемых методов управления, приложению к хозяйственной сфере, управляющему субъекту, проблематике решаемых задач, приоритетности потоков, отраслевой принадлежности (виду деятельности) с указанием возможного дезагрегирования группировок. Выявлено соотношение между ресурсами и соответствующими потоками как базовыми категориями логистики и уточнено, что не все ресурсы образуют потоки, как и не все потоки изначально представляются в виде ресурсов.
В статье рассмотрены основные положения логистики ресурсосбережения, определено её место в системе логистики, проведено сравнение слагаемых логистики, а именно: снабженческой, производственной (условно-производственной), сбытовой - в аспекте ресурсосбережения применительно к материальному производству и туризму как виду сервисной деятельности. Автором выяснено, почему положения сервисной логистики наиболее ярко проявляются в туризме: именно здесь потребители для получения услуги вынуждены перемещаться на значительные расстояния; логистические потоки, кроме основной функции доставки, осуществляют и связь объекта-заказчика с окружающей средой, туристы же как потокообразующие элементы сами выполняют коммуникационно-связующую функцию логистики, а также схематично продемонстрировано соотношение логистики туризма, сервисной логистики и логистики ресурсосбережения, расширено определение городов-связей и предложены инновационно ориентированные мероприятия по управлению материальными потоками и потоками туристов, направленные на ресурсосбережение, где туристы рассматриваются в качестве не только клиентов, но и партнеров персонала туристских предприятий.
Ключевые слова: классификации логистики, логистика туризма, сервисная логистика, логистика ресурсосбережения, города-связи
Происходящий процесс логистизации, определяющий проникновение логистики во все сферы национального хозяйства, полностью отвечает задачам посткризисной экономики, в частности касающимся экономии ресурсов. Указанный процесс обусловил выделение логистик экономических областей разной степени укрупнения. Популярной, например, становится логистика сферы услуг [1] и образующие её логистики различных
видов сервисной деятельности. В данном контексте особое значение приобретает логистика туризма. По названному направлению имеется ряд работ как учебного порядка, в частности Д.Т. Новикова и И.А. Соколова [2], А.А. Гвозденко [3] и И.Г. Смирнова [4], так и научных публикаций в периодических изданиях (к примеру, означенной теме посвящён специальный номер журнала «Логистика» [5]), но оно явно требует новых изысканий. Поскольку туризм - это многогранная деятельность, он (а значит и соответствующая логистика) должен характеризоваться в различных аспектах. В настоящей статье будет рассмотрена логистика туризма по отношению к логистике ресурсосбережения и сервисной логистике.
Интерес к логистике во многом объясняется тем, что в основе её концепции лежит системно-интегративный подход. Действительно, некоторые положения логистики рассматривались ранее в других областях знаний, но имели фрагментарный характер, и именно логистика выступила их системным интегратором. Расширение и развитие данного экономического учения, очевидно, выдвигает требование структуризации новых разработок. Сказанное относится и к классификациям логистики, позволяющим более детально изучать логистические процессы в соответствии с выделяемыми группировками. Целью статьи является рассмотрение современной классификационной системы логистики и определение направлений, пересекающихся с логистикой туризма, в частности, логистики ресурсосбережения и сервисной логистики.
Необходимо констатировать, что на сегодняшний момент имеется ряд классификаций логистики. Классическим разграничением логистики является функциональное с выделением снабженческой (заготовительной, закупочной), производственной и сбытовой (распределительной) составляющих. Подчеркнем, что данная классификация приведена практически во всех учебниках и имеет широкое распространение. Добавим, что приведенное разграничение агрегировано и может выступать в более подробном виде, что предполагает выделение из указанных блоков ещё складской и транспортной слагаемых. На два типа разделений, а именно: 1) ресурсное (по нашему мнению, лучше сказать ресурсно-поточное) с выделением кадровой, материальной, финансовой (при употреблении термина в контексте нескольких классификаций, в частности следующей, считаем целесообразным именовать данное направление денежной логистикой) и информационной составляющих; 2) предпринимательское с выделением производственной, коммерческой и финансовой составляющих, - указывают М.Н. Григорьев и С. А. Уваров [6, с. 228]. (В данном ракурсе отметим необходимость выделения особо актуальных для определенного региона
ресурсов, например, для Крыма это могут быть водные и энергетические ресурсы, обусловливающие обособление из материальной водной и энергетических логистик).
Д.Т. Новиковым, О.Н. Курбатовым и Ф.Д. Новиковым обосновано размежевание логистики на базовую и инновационную [7] (признаком классификации служит уровень новизны используемых методов управления [8]). По нашему мнению, не совсем корректной является классификация И.Д. Афанасенко и В.В. Борисова (авторы выбирают два разнородных основания: по сферам применения и областям знания), выделяющих экономическую, военную и математическую логистики [9]. В данном русле более адекватной выглядит классификация Б. Геттинг, различающая техническую и экономическую логистики [10, с. 79]. Такое разграничение, по нашему мнению, объясняется тем, что при своём возрождении в прошлом веке логистика сначала развивалась как техническая наука (не случайно французские учёные указывают, что логистика долгое время оставалась привилегией технических специалистов [11, с. 8]), а в дальнейшем охватила и экономическую сферу. Основанием данного разделения мы считаем приложение к хозяйственной сфере, а его реальность подтверждает тот факт, что диссертации по логистике защищают и в технической, и в экономической сфере. В настоящее время актуальным становится разделение логистики по субъекту управления на государственную и коммерческую (при употреблении термина наряду с классификацией в предпринимательском аспекте данную ветвь целесообразно именовать частной логистикой). По проблематике поставленных задач следует выделить логистику ресурсосбережения, логистику интеграции, логистику создания систем. Нами разработано направление сервисной логистики, что обусловило размежевание логистики по приоритетности потоков на традиционную и сервисную ветви [12, с. 95-106]. Классификация логистики по отраслевой принадлежности предполагает выделения ряда соответствующих группировок при возможности их дезагрегирования.
Приведенные классификации по отношению друг к другу носят фасетный характер (что не исключает внутренней иерархии), при этом возможно пересечение группировок. В частности, логистика туризма подчиняется вышеперечисленным признакам классификации, в первую очередь, функциональному с выделение снабженческой, условно-производственной и сбытовой составляющих. В то же время она соприкасается со многими логистическими направлениями как автономными (например, сервисная логистика), так и многопрофильными (к примеру, логистика ресурсосбережения) (рис.).
Условные обозначения:
В - виды экономической деятельности (1, 2,..., 1, туризм)
Рисунок - Соотношение логистики туризма с сервисной логистикой и логистикой ресурсосбережения
Уточним, что сервисная логистика нацелена на управление потоками потребителей и обслуживающими их потоками: кадровыми, материальными, финансовыми, информационными; её функцией является доставка пользователей, а также соответствующих материальных потоков и персонала к месту производства-потребления услуги. Добавим, что наиболее яркое отражение сервисная логистика находит в туризме:
1) именно здесь потребители для получения услуги вынуждены перемещаться на значительные расстояния;
2) логистические потоки, кроме основной функции доставки, осуществляют и связь объекта-заказчика с окружающей средой, туристы как потокообразующие элементы сами выполняют коммуникационно-связующую функцию логистики.
Итак, если в сервисной логистике туризм занимает ведущее место, являясь наиболее полной демонстрацией её концепции, то логистика ресурсосбережения касается практически всех видов деятельности. Наиболее яркое отражение она находит в функциональной классификации логистики (подтверждением служит нижеприведённая таблица). Кроме того, предлагаемые инновации, относящиеся к ресурсосбережению, резонируют с выделением инновационной логистики. Разграничение мероприятий по ресурсосбережению на технико-технологические и организационно-экономические соответствует техническому и экономическому логистическим направлениям. В свете сервисной логистики важным вопросом является управление потоками потребителей, использующих ресурсы. А главное, что логистика ресурсосбережения непосредственно касается любого вида экономической деятельности как в сфере услуг, так и в материальном производстве.
Отметим, что тема ресурсосбережения имманентно присуща логистике. Не зря одно из определений логистики трактует её как конкурентную стратегию хозяйствующих субъектов, целеполагающим направлением которой является ресурсосберегающий алгоритм хозяйственной деятельности (на основе [6, с. 30]). В одной из ипостасей логистика выступает как управление объектами, находящимися в динамическом состоянии и образующими потоки. В статическом же состоянии, как известно, данные объекты рассматриваются в качестве ресурсов.
Традиционно ресурсы существуют в виде трудовых, материальных, финансовых, информационных, природных. Логистические потоки, как уже указывалось, выступают в виде кадровых, материальных, финансовых, информационных, потребительских. Следует уточнить, что не все ресурсы образуют потоки, как и не все потоки изначально представляются в виде ресурсов (несоответствие следует уже из несовпадения названий).
В частности, только задействованные в национальном хозяйстве трудовые ресурсы (а именно, рабочая сила) образуют кадровые потоки (таким образом, можно вести речь и о кадровых ресурсах, под которыми мы понимаем часть трудовых ресурсов, непосредственно задействованную в определенной хозяйственной структуре). А значительная часть природных, а также некоторая часть материальных ресурсов вообще не способна к передвижению. Такое положение является основанием перемещения части людей как потребителей природных ресурсов (благ) и товаров (продукции и услуг) (данный факт лежит в основе концепции сервисной логистики). Добавим, что потоки потребителей на самом деле не существуют в виде ресурсов, хотя в переносном смысле их иногда и рассматривают как ресурс (т.е. источник доходов). Получается, что отсутствие одних потоков индуцирует образование других потоков.
Особым экономическим ресурсом, невоспроизводимым и ограниченным, которым каждый обладает в равной доле, является время. Говорить о данном ресурсе в виде потока можно с определенной степенью условности, например, поток дней, поток событий. В свете сервисной логистики важным моментом становится снижение временных затрат. Пользователь решает, перемещаться ли ему самому к месту производства услуги или приглашать субъекта к месту её потребления. Специфика туризма как целевой услуги в том, что пользоваться ею можно (не принимая во внимание виртуальные путешествия), только преодолев определенное расстояние. Поэтому регулирование временных затрат в основном связано с инфраструктурной транспортной услугой, выбор средств реализации которой остаётся за потребителем (в данном случае имеет место пересечение экономической и технической логистик).
Как известно, целевой функцией логистики является предоставление заказанного товара необходимого количества заданного качества в определенное место в установленное время с оптимальными (денежными, трудовыми и временными) затратами. Действительно, в отличие от маркетинга, нацеленного на прибыль, одной из главных задач логистики является экономия ресурсов (на данный факт мы уже указывали [13, с. 161]). В зависимости от вида деятельности, выступающего полем приложения логистики, названная проблема приобретает конкретное направление. В связи с развитием туризма, в т.ч. на логистической основе, она актуализируется и в данной сфере.
В материальном производстве проблема ресурсосбережения решается на уровне снабженческой, производственной и сбытовой составляющих логистики. В сфере обслуживания, включающей и туризм, процессы производства и оказания услуги совпадают. Однако реализация услуги (а туристской как комплекса услуг - особенно)
требует соответствующей подготовки, поэтому здесь можно вести речь об условно-производственной логистике. Сравнение логистических направлений ресурсосбережения в материальном производстве и в туризме как виде сервисной деятельности представлено в таблице.
Касательно таблицы уточним, что входящие материальные потоки (снабженческая логистика) в туризме имеют разную периодичность: для объектов интерьера интервалы могут составлять год и более, а некоторые потоки пищевого сырья поступают в пункт назначения ежедневно. Сбытовая логистика предполагает управление не только потоками материалов, но и потоками туристов, использующих материальные и природные ресурсы.
Таблица - Сравнение логистических направлений ресурсосбережения в материальном производстве и туризме
Материальное производство Туризм как часть сферы услуг
Снабженческая логистика
Управление входящими материальными потоками Управление запасами ресурсов (материалов и полуфабрикатов) Управление входящими потоками пищевого сырья, обеспечивающее их минимальную потерю при транспортировке Управление запасами сырья при организации питания (оптимизация запасов, сводящая к минимуму их порчу) Управление потоками объектов, обеспечивающих интерьер помещений для туристов
Производственная (условно-производственная) логистика
Управление расходом ресурсов Управление внутренними потоками материальных ресурсов (сырья и незавершенного производства) Управление расходом ресурсов при организации услуги питания
Сбытовая логистика
Управление запасами готовой продукции Управление исходящими материальными потоками (потоками готовой продукции) Управление отходами (сбором, переработкой и уничтожением) Управление потоками потребителей туристских услуг с целью рационального потребления ими природных и материальных ресурсов Управление расходом ресурсов при оказании сопутствующих услуг (банно-прачечных, парикмахерских и др.) Управление отходами (управление собственно отходами, т.е. их сбором, переработкой и уничтожением, а также потребителями, оставляющими отходы)
Важнейшей частью логистики ресурсосбережения является управление отходами. В туризме оно сводится к сбору и уничтожению или вторичному использованию отходов, в основном касающихся пищевых продуктов. Здесь выделяются два направления работы с отходами: 1) образующимися при приготовлении и коллективном приёме пищи, которые в основном могут использоваться сразу для кормления животных; 2) образующимися при индивидуальном приёме пищи (в транспорте, на пляже и др.), которые подлежат вторичному использованию или ликвидации (в большинстве случаев, разовая посуда).
Сбор отходов в первом случае не представляет сложности, т.к. они сконцентрированы, во втором - требует соответствующей организации. Особую значимость имеет организация уничтожения просроченных лекарственных препаратов, для чего необходима связь с соответствующими лечебными учреждениями [14].
Немаловажно управление потоками туристов, которые постоянно находятся в движении и организуют ночлег на природе. Для них на протяжении всего маршрута должны быть предусмотрены места сбора отходов.
В маршруте туристов, перемещающихся от одного населенного пункта к другому и ночующих в помещениях, значимое место должны занять города-связи (о городах-связях см. в работах [15, 16, 17]). В данных городах, решающих бытовые проблемы туристов, необходимо обеспечить условия сбора отходов химикатов, обусловленных работой бань, парикмахерских, прачечных, химчисток. Уточним, что города-связи изначально идентифицировались нами как населенные пункты, находящиеся на пути между культурно-историческими центрами и выполняющие функции обеспечения проходящих через них туристов инфраструктурными услугами [15]. Данное определение возможно расширить, представив города-связи как небольшие населенные пункты, находящиеся на пути туристских маршрутов (в т.ч. в начале и конце пути) и выполняющие функции обеспечения туристов инфраструктурными услугами. В контексте расширенного определения примером такого населенного пункта в Крыму может служить поселок Межводное, где планируется восстановить аэропорт, что обусловит значительные потоки туристов - потенциальных потребителей не только целевых, но и инфраструктурных услуг.
Отличием ресурсосбережения в туризме в сравнении с материальным производством является нацеленность на рациональное использование не только и не столько материальных, сколько природных ресурсов. При этом туристы должны рассматриваться в качестве и клиентов, и партнеров персонала туристских предприятий.
Действительно, в процессе пользования услугой потребитель проявляет ту или иную степень активности. И чем больше пользователь погружается в услугу, тем сильнее эффект её потребления. Туризм в данном отношении предоставляет широкий спектр возможностей, в т.ч. касающихся ресурсосбережения. В зависимости от возраста туристов им могут быть предложены мероприятия по очистке территории. Например, для детей это может быть игра «День чистоты», для молодёжи - экологическая акция. Возвращаясь к теме городов-связей, отметим, что они выступают местом пересечения нескольких
потоков туристов. Плодотворной окажется работа в составе коллектива, собранного из представителей разных городов.
В связи с развитием международного туризма важным вопросом является приобщение иностранных граждан к сохранению национальных ресурсов. Такое положение, в первую очередь, касается детей и молодёжи, для которых подача материала целесообразна в игровой форме. Небезынтересным будет создание творческих групп, включающих отечественных и зарубежных граждан, для разработки новых мероприятий типа общеизвестного «мозгового штурма», где эффективно сотрудничество людей разных профессий, а в данном случае - представителей разных стран (естественно, что для преодоления языкового барьера потребуется переводчик).
Целью же учреждений, планирующих распределение туристских потоков, является оптимизация нагрузки на природные ресурсы, обеспечивающая их сохранение. Данная цель порождает задачи оптимизации маршрутов туристов и рационализации потоков, сопутствующих их движению (в данном случае, подразумеваются кадровые и материальные потоки) (соответствующий математический аппарат приведён нами в работе [18]).
Согласно рассмотренным в статье двум линиям научных исследований, сформулируем следующие выводы.
1. Процесс логистизации, охвативший все сферы национального хозяйства, требует соответствующего отражения, систематизации и классификации накопленного материала. Разноплановый характер логистики обусловливает возможность и необходимость её рассмотрения в плане классификационных группировок, выделенных по следующим основаниям: функциональности, ресурсам (потокам), виду предпринимательства, новизне используемых методов управления, приложению к хозяйственной сфере, управляющему субъекту, проблематике решаемых задач, приоритетности потоков, отраслевой принадлежности (виду деятельности). В русле последней из приведённых классификаций выделяется логистика сферы услуг и логистики видов сервисной деятельности, в частности логистика туризма.
2. Развитие туризма определяет интерес к логистической базе, формирующейся на пересечении ряда логистических направлений, в частности логистики ресурсосбережения и сервисной логистики. В логистике туризма к задачам ресурсосбережения относятся: определение нормативно обоснованной нагрузки на природные ресурсы, оптимизация доставки и расхода материальных ресурсов (в основном касательно пищевого сырья), рационализация сбора и использования (уничтожения) отходов. В решении
перечисленных задач важную роль играет сервисная логистика, обеспечивающая правильное распределение туристов по маршрутам и грамотное использование ими материальных и природных ресурсов, а также проведение инновационно ориентированных мероприятий, основанных на активном участии туристов в ресурсосбережении.
Литература
1. Курбатов О.Н. Логистика в сфере услуг населению / О.Н. Курбатов, Д.Т. Новиков, Т.Н. Скоробогатова // РИСК. - 2009. - № 2. - С. 170-176.
2. Новиков Д.Т. Логистика туристического предприятия: учеб. пособие / Д.Т. Новиков, И.А. Соколов. - М.: изд-во Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, 2006. - 72 с.
3. Гвозденко А.А. Логистика в туризме: учеб. пособие / А.А. Гвозденко. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 272 с.
4. Смирнов 1.Г. Лопстика туризму: Навч. поаб. / 1.Г. Смирнов. - К.: Знання, 2009. -
444 с.
5. Логистика. - 2015. - № 7 (104). - 60 с.
6. Григорьев М.Н. Логистика: базовый курс / М.Н. Григорьев, С. А. Уваров. - М.: Креативная экономика, 2011. - 782 с.
7. Курбатов О. Базовая и инновационная логистика как две части единой науки и сферы деятельности / О. Курбатов, Д. Новиков, Ф. Новиков // РИСК. - 2007. - № 2. -С. 60-67.
8. Скоробогатова Т. Н. Инновационно-логистическое управление рекреационным предприятием / Т.Н. Скоробогатова // РИСК. - 2008. - № 4. - С. 60-67.
9. Афанасенко И.Д. Коммерческая логистика: учебник для вузов / И.Д. Афанасенко, В.В. Борисова. - СПб.: Питер, 2013. - 432 с.
10. Геттинг Г. Интеграционная функция логистики в производственном разделении труда с междисциплинарным спектром / Г. Геттинг. - М.: Креативная экономика, 2007. - 136 с.
11. Матэ Э. Логистика: пер. с франц., под ред. Н.В. Куприенко / Э. Матэ, Д. Тиксье. - СПб.: издат. дом «Нева», 2003. - 128 с.
12. Скоробогатова Т. Н. Сервисная логистика в рекреационном секторе: монография / Т.Н. Скоробогатова. - Симферополь: ДИАЙПИ, 2010. - 403 с.
13. Скоробогатова Т.Н. Логистические системы в сервисе: монография / Т.Н. Скоробогатова. - Симферополь: Доля, 2007. - 416 с.
14. Скоробогатова Т.Н. Логистика сквозь призму экологии / Т.Н. Скоробогатова // Деловой экологический журнал. - 2007. - № 1 (16). - С. 25-27.
15. Скоробогатова Т.Н. Импульсы развития городов-связей как логистических сервисных мезосистем в плоскости управления туристскими потоками / Т.Н. Скоробогатова // Лопстика: теорiя та практика. - Луцьк: Луцький Нащональний техшчний ушверситет. - 2012. - № 1 (2). - С. 157-163.
16. Скоробогатова Т.Н. Туристы как потребители услуг и инициаторы развития городов-связей / Т.Н. Скоробогатова // Логистика. - 2012. - № 2. - С. 31-33.
17. Скоробогатова Т.Н. О роли сервисной логистики в социально ориентированной экономике / Т.Н. Скоробогатова // Логистика. - 2015. - № 7. - С. 47-51.
18. Скоробогатова Т.Н. К вопросу о моделировании управления человеческими потоками в рекреационном регионе / Т.Н. Скоробогатова // Экономика Крыма. - 2010. -№ 1 (30) - С. 136-141.
19. Семенов Н.Н. Основы ресурсосбережения: учебно-методическое пособие / Н.Н. Семенов. - М.: Гуманитарный институт (г. Москва), 2011. - 45 с.
TOURISM LOGISTICS IN FOCUS OF NEW LOGISTICS DIRECTIONS Tatiana Skorobogatova, PhD (Dr.Sc.) in Economic sciences, Professor, [email protected]
Institute of economics and management V.I. Vernadsky Crimean Federal University Simferopol, Russian Federation
The article is devoted to new logistics directions, primarily logistics of tourism that situated at the intersection of a number of branches of the logistics. The author defines the role of logistics as a multidisciplinary science. In the article presented and describe the classification categories of logistics, selected on the basis of following indications: functionality, resources (flows), type of business, novelty of management methods, the application to the economic sphere, control subject, problems of solving tasks, priority of flows, industry accessories (type of activity) with indicating a possible disaggregation of groups. The balance between resources and associated flows as the basic categories of logistics is revealed, and the fact that not all the resources form a flow and not all flows initially presented in the form of resources is specified.
The article describes the basic provisions of the logistics of resource saving and defines its place in the logistics system. Comparison of components of logistics is made, namely: of supplying logistics, manufacturing (conventionally-production) logistics, logistics of sales - in the aspect of resource saving in relation to material production and tourism as a kind of service activity. The author has found out why the provisions of the service logistics is most clearly manifested in tourism: it is here consumers to obtain services are forced to move over long distances; logistics flows, in addition to the basic function of delivery, perform the connection
between object-customer and environment, tourists as elements, which form flows, themselves perform communication-binding function of logistics. In addition, the ratio of tourism logistics, service logistics and logistics of resource saving is schematically shown, the definition of citylinks is expanded, and innovative targeted measures for material flow management and tourist flows aimed at resource conservation, where tourists are regarded as not only clients, but also partners of personnel of tourism enterprises, are offered.
Keywords: logistics classification, tourism logistics, service logistics, logistics of resource saving, city-links
References
1. Kurbatov O.N., Novikov D.T., Skorobogatova T.N. Logistika v sfere uslug naseleniju [Logistics in the field of consumer services] // RISK [RISK: Resources, Information, Supply, Competition]. 2009. No. 2. Pp. 170-176.
2. Novikov D.T., Sokolov I.A. Logistika turisticheskogo predprijatija [Logistics of a tourism enterprises]. Moscow: Publishing House of the Plekhanov Russian Academy of Economics, 2006. 72 p.
3. Gvozdenko A. A. Logistika v turizme [Logistics in tourism]. Moscow: Finance and Statistics, 2004. 272 p.
4. Smirnov I.G. Logistika turizmu [Logistics tourism]. Kiev: Znannja, 2009. 444 p.
5. Logistika [Logistics]. 2015. No. 7 (104). 60 p.
6. Grigor'ev M.N., Uvarov S.A. Logistika: bazovyj kurs [Logistics: a basic course]. Moscow: Kreativnaja ekonomika, 2011. 782 p.
7. Kurbatov O., Novikov D., Novikov F. Bazovaja i innovacionnaja logistika kak dve chasti edinoj nauki i sfery dejatel'nosti [Basic and innovative logistics as two parts of a unified science and activities] // RISK [RISK: Resources, Information, Supply, Competition]. 2007. No. 2. Pp. 60-67.
8. Skorobogatova T.N. Innovacionno-logisticheskoe upravlenie rekreacionnym predprijatiem [Innovative logistics management of recreational enterprises] // RISK [RISK: Resources, Information, Supply, Competition]. 2008. No. 4. Pp. 60-67.
9. Afanasenko I.D., Borisova V.V. Kommercheskaja logistika [Commercial logistics]. St. Petersburg: Piter, 2013. 432 p.
10. Getting G. Integracionnaja funkcija logistiki v proizvodstvennom razdelenii truda s mezhdisciplinarnym spektrom [Integration function of logistics in the manufacturing division of labor with an interdisciplinary range]. Moscow: Kreativnaja ekonomika, 2007. 136 p.
11. Mate E., Tiks'e D. Logistics. St. Petersburg: Publishing house "Neva", 2003. 128 p.
12. Skorobogatova T.N. Servisnaja logistika v rekreacionnom sektore [Service logistics in the recreational sector]. Simferopol: DIAJPI, 2010. 403 p.
13. Skorobogatova T.N. Logisticheskie sistemy v servise [Logistical systems in service]. Simferopol: Dolja, 2007. 416 p.
14. Skorobogatova T.N. Logistika skvoz' prizmu ekologii [Logistics through the prism of ecology] // Delovoj ekologicheskij zhurnal [Business Journal of Ecology]. 2007. No. 1 (16). Pp. 25-27.
15. Skorobogatova T.N. Impul'sy razvitija gorodov-svjazej kak logisticheskih servisnyh mezosistem v ploskosti upravlenija turistskimi potokami [Pulses of development of cities-links as a logistics service mezosistem in plane of tourist flow management] // Logistika: teorija ta praktika [Logistics: Theory and Practice]. Lutsk: Lutsk National Technical University. 2012. No. 1 (2). Pp. 157-163.
16. Skorobogatova T.N. Turisty kak potrebiteli uslug i iniciatory razvitija gorodov-svjazej [Tourists as service consumers and initiators of development of cities-links] // Logistics. 2012. No. 2. Pp. 31-33.
17. Skorobogatova T.N. O roli servisnoj logistiki v social'no orientirovannoj ekonomike [About the social role of service logistics] // Logistics. 2015. No. 7. Pp. 47-51.
18. Skorobogatova T.N. K voprosu o modelirovanii upravlenija chelovecheskimi potokami v rekreacionnom regione [On the simulation of management of human flows in the recreational area] // Ekonomika Kryma [Economy of Crimea]. 2010. No. 1 (30). Pp. 136-141.
19. Semenov N.N. Osnovy resursosberezhenija [Basics of resource saving]. Moscow: Institute of Humanities, 2011. 45 p.