М. М. Бабаджанова,
заведующая кафедрой ЮНЕСКО «Межкультурный диалог в современном мире» Российско-
Таджикского (Славянского) университета
ОБРАЗОВАНИЕ — ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ *
Устойчивое человеческое развитие представляет собой такое развитие, которое не только приводит к экономическому росту, но и к справедливому распределению его результатов. Такое развитие уделяет первостепенное внимание бедным, повышая их возможности и обеспечивая им участие в принятии решений, которые влияют на их жизнь, природы, а также увеличению количества рабочих мест и улучшению положения женщин.
В 2010 г. глобальный отчет по человеческому развитию определил человеческое развитие как процесс обеспечения людей более широким выбором и доступом к ресурсам. Здоровье, образование, хорошее физическое окружение, свобода действий и свобода слова — такие же важные выборы.
Концепция человеческого развития уже вышла за рамки своего основного определения и означает устойчивое развитие. Оно связывает процесс развития с использованием возможностей природы, отдавая приоритет регенерации окружающей среды с целью сохранения ее потенциала для будущих поколений.
Еще в 2000 г. в национальном отчете по устойчивому развитию «Рио + 10» было отмечено, что «назрела необходимость разработки национального и местных планов действий по переходу к устойчивому развитию Республики Таджикистан, ориентированных на детальный анализ ситуации, национальные ресурсы и приоритет решения социально-экономических задач».
Проблема устойчивости имеет много измерений: она включают в себя способности окружающей среды и институциональное построение. Без институционального по-
строения, поддерживающего права человека, этот процесс в конечном итоге не может стать устойчивым. Человеческое развитие делает акцент на усиление, как государственных институтов, так и общественных структур, чтобы весь процесс развития стал внутренне устойчивым.
На Всемирном саммите по устойчивому развитию Генеральной Ассамблеей ООН рекомендовалось рассмотреть вопрос о провозглашении Десятилетия образования для устойчивого развития, начиная с 2005 г. В декабре 2002 г. единогласно была принята Резолюция 57. 254 «О Декаде ООН по образованию для устойчивого развития, начиная с 1 января 2005 г. ».
ЮНЕСКО была назначена лидирующей организацией по пропаганде и продвижению Десятилетия и по разработке проекта Международного плана реализации. Являясь ведущей организацией ООН, ЮНЕСКО была призвана сыграть ключевую роль в разработке стандартов качества образования. Организация переориентировала свои программы в целях устойчивого развития, внеся в них необходимые изменения, чтобы оказать содействие устойчивому развитию. Улучшение качества образования и переориентация его задач на устойчивое развитие должны стать одним из самых высоких приоритетов ЮНЕСКО и всего международного сообщества.
О том, что образование является фундаментом развития, говорилось на саммите в Рио-де-Жанейро, и эта мысль была подтверждена на саммите в Йоханнесбурге. В п. 121 Йоханнесбургского плана выполнения решений Всемирного саммита по устойчивому развитию подчеркнута необ-
* Выступление на Международной научно-практической конференции кафедр ЮНЕСКО «Устойчивое развитие в условиях глобализации: реализация стратегии ЮНЕСКО на вторую половину Десятилетия образования в интересах устойчивого развития ООН» (7 — 8 декабря 2010 г., Москва).
ходимость «интегрировать вопросы устойчивого развития в системы образования на всех его уровнях, с тем, чтобы оказывать содействие образованию как ключевому фактору перемен».
План реализации предусматривал установление связи между целями развития тысячелетия в отношении всеобщего начального образования как для мальчиков, так и для девочек, где девочкам уделяется особое внимание. Это же предусматривалось и Дакарским планом действий по «образованию для всех» (ОДВ). Образование — это инструмент, направленный на решение таких важных вопросов, как развитие сельских регионов, здравоохранения, предотвращение распространения ВИЧ/СПИД, а также более широких вопросов этического и правового характера.
В то же время для устойчивого развития не существует универсальной системы образования. Подходы к образованию в каждой стране различаются и будут различаться в силу местных особенностей и приоритетов, несмотря на согласие стран в отношении общей концепции. Каждая страна определяет свои приоритеты и действия, а также цели, акценты и процессы, исходя из экологических, социальных, экономических условий и соответствующих путей решения проблемы.
Цели Десятилетия образования для устойчивого развития — это провозглашение образования в качестве фундамента создания более устойчивого общества людей и интеграция устойчивого развития в систему образования на всех его уровнях.
Понимание ценности образования и практические навыки в его реализации обеспечат техническую поддержку плана, напоминая всем — детям, подросткам, взрослым — о том, что программа устойчивого развития — это программа для всех: программа образа жизни, который мы ведем, уважения жизни других людей — близких и далеких, настоящего и будущего, нашего отношения к окружающему нас миру.
Устойчивое развитие требует целостного подхода: образование во имя устойчивого развития (ОУР) неразрывно связано с другими программами и вопросами образования. Это не новая программа, а призыв к переориентации политики в области образования, образовательной практики и программам таким образом, чтобы образование сыграло важную роль в предоставлении возможности всем членам общества работать вместе над созданием устойчивого будущего.
Цели развития тысячелетия предлагают путь к обеспечению устойчивого развития, которое представляет собой динамическую и эволюционную концепцию, включающую в себя разные стороны и толкования и отражающую представления о мире. И план реализации Десятилетия по образованию для устойчивого развития предусматривает установление связи между целями развития тысячелетия.
Глобальными приоритетами в образовании являются просвещение, включая формальное образование, повышение квалификации и информированности населения. Просвещение имеет решающее значение для содействия устойчивому развитию и расширения возможностей людей в решении вопросов окружающей среды.
Особо следует отметить положения Боннской декларации, принятой по итогам Всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития в Бонне, Германия (31 марта — 2 апреля 2009), в которых отмечается, что образование в интересах устойчивого развития задает новое направление для образования и обучения для всех. Оно основано на ценностях, принципах и методах, необходимых для эффективного реагирования на текущие и будущие вызовы.
Поэтому декларация призывает на практическом уровне обеспечить поддержку включения вопросов устойчивого развития, используя комплексный и системный подходы в формальное образование, учебных
заведений и неформальном образовании на всех уровнях. Достигается это, в частности, посредством разработки эффективных педагогических подходов, педагогического образования, практических методов преподавания, учебных программ, учебных материалов и развития руководства образованием, а также посредством признания значимого вклада образования вне учебных заведений и неформального обучения наряду с профессиональным образованием и обучением непосредственно на рабочем месте.
При этом особо необходимо отметить, что тематика устойчивого развития носит междисциплинарный характер и актуальна для всех дисциплин и секторов.
В этой связи очевидна необходимость переориентации учебных программ и программ педагогического образования для интеграции ОУР в программы дослужеб-ной и внутрислужебной подготовки, поддержки педагогических учреждений образования, учителей и преподавателей для сетевого взаимодействия, развития и изучения передовой педагогической практики, в частности, поддержки учителей в целях разработки стратегий ОУР, которые могут применяться в классах с большим числом учащихся и для оценки процессов обучения в рамках ОУР.
И в этом большие возможности имеет ЮНЕСКО, которая выполняет двойную функцию в отношении образования для устойчивого развития. Первая функция — это роль непосредственного исполнителя образования для устойчивого развития, вторая — выполнение роли руководящего органа по проведению Десятилетия и реа-
лизации положений декларации. Для разработки проекта международной программы реализации ЮНЕСКО выполняет следующие функции: 1) определяет пути интегрирования образования для устойчивого развития в национальные политические и стратегические программы и обеспечивает руководство деятельностью стран участниц; 2) разрабатывает и включает количественные и качественные показатели оценки прогресса образования для устойчивого развития в осуществляемый мониторинг и механизм оценки программ; 3) определяет новых участников и привлекает их к пропаганде и продвижению образования для устойчивого развития; 4) использует информацию, современные технологии связи и средства массовой информации в целях реализации программ образования для устойчивого развития; 5) усиливает национальный потенциал и возможности для обеспечения устойчивого развития; 6) включает в образование для устойчивого развития четыре основные области, имеющие различные цели и аудиторию; 7) содействует улучшению базового образования и способствует ему; 8) переориентирует образования на всех уровнях с целью обеспечения устойчивого развития; 9) обеспечение понимания населением устойчивости развития; 10) обеспечивает подготовку/ обучение.
Таким образом, Десятилетие образования для устойчивого развития — это новое видение образования, которое помогает людям всех возрастов видеть мир, в котором они живут, решать сложные и взаимосвязанные проблемы, угрожающие нашему будущему.