Научная статья на тему 'Образование, наука, инновации -три стороны модели будущего'

Образование, наука, инновации -три стороны модели будущего Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
426
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

13 сентября в Белгородском государственном университете прошло заседание Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, посвященное вопросам развития отечественного образования. Ключевая задача состоит в том, как, используя механизмы национального проекта «Образование», стимулировать системные перемены в самой отрасли, как сделать ее более современной и восприимчивой ко всему передовому и новому. Предлагаем вашему вниманию отчет о заседании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование, наука, инновации -три стороны модели будущего»

ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА, ИННОВАЦИИ -ТРИ СТОРОНЫ МОДЕЛИ БУДУЩЕГО

13 сентября в Белгородском государственном университете прошло заседание Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, посвященное вопросам развития отечественного образования. Ключевая задача состоит в том, как, используя механизмы национального проекта «Образование», стимулировать системные перемены в самой отрасли, как сделать ее более современной и восприимчивой ко всему передовому и новому. Предлагаем вашему вниманию отчет о заседании.

Открывая заседание Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, Президент России В. В. Путин отметил, что поездки в Чувашию и в Белгородскую область были плодотворными. Развеяны опасения, смогут ли национальные проекты эффективно работать. Проблем в стране гораздо больше, чем те, которые решаются с помощью национальных проектов. Больше того, с помощью национальных проектов мы и не сможем решить всех проблем. Это только катализатор, толчок в нужную сторону, но толчок по некоторым направлениям ощутимый. И самый главный результат — это даже не количество оборудования, которое приобретено в системе здравоохранения. И даже не гранты, может быть, как таковые в системе образования. Главный результат — это то, что люди поверили, что государство повернулось к ним лицом, — это первое.

Второе — люди стали меняться в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет жизнь. У людей растет желание работать и работать эффективно на том месте, где они сегодня трудятся.

И демографический проект все-таки начинает давать свои результаты — пока, правда, скромно. Тенденция небольшая, но она есть — и в правильном, нужном направлении. И это тоже отрадно.

Что еще нужно сделать для того, чтобы наша работа была по этим направлениям еще более эффективной и в целом по стране, а не только в регионах-лидерах? Белгородская область, Чувашия, конечно, лидеры по работе в области нацпроектов. Именно здесь, интегрируя нацпроекты с собственными региональными программами развития, уже приступили к системным отраслевым преобразованиям. Определенные положительные результаты

Белгородской области в АПК основываются на новых технологиях и культуре производства.

В Чувашской Республике благодаря современным методам управления повысились качество и доступность медицинской помощи. За счет внедрения эффективных технологий и нового оборудования, роста квалификации медперсонала удалось вдвое уменьшить смертность матерей и новорожденных. Продуманные подходы к организации работы сельских школ привели к тому, что и по уровню обучения, и по оснащению они уже не уступают городским. Там достаточно смело идут на создание образовательных центров, и в целом это себя оправдывает. В Чувашии не в десять — в сто раз увеличилось количество детей из сельских школ, поступающих в ведущие вузы страны! Это результат сочетания и единого государственного экзамена, и наличия этих образовательных центров. В целом для страны эффект есть.

Соревнование национальных систем образования стало ключевым элементом глобальной конкуренции. И сегодня выигрывает тот, кто быстрее адаптируется к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Мира, в котором постоянно обновляются технологии, где идет ускоренное освоение инноваций и формируются глобальные рынки трудовых ресурсов. Причем залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать.

Без преувеличения, именно в школе и в системе профобразования закладывается будущее нашей страны. Именно здесь формируются основы ее благополучия и безопасности. Поэтому к модернизации образования — как к стратегической задаче — мы обязаны подойти со всей ответственностью.

Прежде всего нужна современная система образовательных стандартов. Таких, которые ориентированы не только на получение знаний, но и на формирование способности их эффективно применять. К разработке таких стандартов нужно привлечь лучших учителей и руководителей инновационных образовательных учреждений, в

- 5

том числе побеждающих в конкурсах по проекту «Образование». А к подготовке стандартов профессионального образования — также и работодателей из числа предпринимателей и представителей бизнеса, органов госуправления, социальной сферы.

Понятно, что ключевой вопрос — это качество самих педагогических кадров. Для его решения нужно обеспечить конкурентную заработную плату учителей. При этом учитывать не только объем, но и качество преподавательской работы. Увеличение зарплаты уже делается за счет оптимизации: школе отдаются деньги, которые ей положены на год, и руководство школы само оптимизирует расходы и численность преподавательского состава. И таким образом в этих школах ушли от оплаты труда, которая напрямую связана с загрузкой учеников — не мучают детей этими ненужными загрузками. Но выборка возможностей для повышения заработной платы по такой системе тоже имеет свои ограничители. Оптимизация произойдет, зарплата поднимется, но потом все равно нужно повышать общий объем расходов на образование. От этого нам все равно никуда не уйти, это заранее должно быть просчитано, мы заранее должны быть к этому готовы.

В рамках нацпроекта в целом ряде регионов под эгидой Министерства образования проводится эксперимент по системе финансирования и оплате труда в школьных учреждениях. В рамках новой системы удается повысить зарплату учителей в полтора—два раза. Для школ это ощутимо.

Для внедрения новых методик преподавания потребуются также современные программы повышения квалификации педагогов. Нужна и эффективная система внешней оценки качества образования.

Все названные направления должны быть отработаны не только в ходе нацпроекта «Образование», но и продолжены в дальнейшем, в рамках всей отрасли. Прошу президиум нашего Совета и профильное министерство детально продумать соответствующие решения.

Приступая к модернизации профессионального образования, нужно отметить — фактически речь идет о внедрении уровневой системы высшего образования, образовательных кредитов и целевого капитала.

Свою высокую эффективность показали совместные программы образовательных учреждений и работодателей по подготовке рабочих кадров и специалистов. Однако сохраняются и препятствия, главным образом налогового характера, как это ни странно, в том числе мешающие организовывать производственную практику. Например, расходы

6 -

на обучение своих работников предприятие сегодня может отнести как раз на расходы, на себестоимость. В то же время учащихся техникумов и ПТУ можно обучать только за счет прибыли. Очевидно, нужно подумать над этим и снять эти барьеры.

Наконец, нужно создать действенные стимулы для вузов и к повышению качества подготовки ими специалистов. Известно, что в рамках нацпроекта второй год на конкурсной основе поддерживаются инновационные программы развития высшей школы. Это уже позволило стимулировать творческую инициативу в образовательной среде. И такую практику нужно сделать постоянной.

Кроме того, в стране приступили к модернизации системы финансирования вузов. Объем средств, выделяемых конкретному вузу, должен зависеть от качества и востребованности предлагаемых им программ. А возрастающая доля государственного финансирования должна приходиться на гранты под конкретные проекты и программы развития. Такие меры позволят поддержать те учебные заведения, которые задают для себя и для своих студентов высокую профессиональную планку, делая при этом ставку на инновации.

Российское высшее образование переживает сейчас не самое плохое время. По числу студентов — а их у нас около пятисот на десять тысяч человек — мы одни из первых в мире. И почти в два раза опережаем такие страны, как Германия, Великобритания и Япония.

Люди справедливо считают образование неотъемлемым элементом жизненного успеха и личной самореализации. Но при этом ни для кого не секрет, что на столь высоком интересе к образованию многие откровенно спекулируют. И коллеги из системы высшего образования понимают наверняка: подчас идет просто торговля дипломами и никаких знаний новоиспеченные вузы не дают. Чтобы побороть это, необходима информационная открытость и прозрачность вузов. Абитуриент должен понимать, кто и чему будет его учить, как высоко его будущий вуз котируется на рынке труда и, наконец, на какую карьеру и зарплату он сможет рассчитывать после учебы. При этом вузы должны нести ответственность за достоверность таких сведений. Здесь неоценимую роль могут сыграть независимые рейтинги, а также профессиональная сертификация специалистов и образовательных программ. Они должны стать неотъемлемыми элементами внешней оценки качества образования.

Нуждается в существенном развитии непрерывное образование. Сегодня сектор повышения квалификации бурно растет, бурно развивается. Он

реально востребован. Однако качество таких услуг все еще не отвечает запросам сегодняшнего дня, не говоря уже о дне завтрашнем.

Еще раз необходимо подчеркнуть — в сфере образования нам нужна внятная и эффективная государственная политика. Политика, которая откроет каждому человеку в стране новые возможности для профессионального роста. Для успеха в российской инновационной экономике, для жизни в передовом государстве и обществе.

Первый заместитель Председателя Правительства РФ Д. А. Медведев в своем выступлении акцентировал внимание на том, что переход к экономике знаний требует от нас адекватного ответа на те вызовы, с которыми столкнулись как система образования, так и общество в целом. Фактически речь идет о нескольких системных задачах.

Во-первых, это задача, связанная с гибким реагированием образовательной системы на потребности рынка труда. Мы должны научиться корректировать само содержание и методы обучения, представляя широкие возможности для профессиональной переподготовки. В рамках национального проекта мы уже поддержали тысячи школ, десятки вузов, техникумов, профессионально-технических училищ, которые внедряют такие инновационные программы. Их опыт обобщается, лучшие педагоги участвуют в профессиональной экспертизе методик, учебников. Основываясь на практике поддержки лидеров, мы перешли к выработке требований ко всей системе образования.

Во-вторых, что не менее важно для организации такой работы, это необходимость формировать такую структуру, которая действует на проектных и сетевых принципах. Ее задачей должна стать координация подготовки образовательных стандартов нового поколения, ориентированных на требования инновационной экономики.

В-третьих, эта работа — с учетом того, что собой представляет образовательная среда, насколько она важна для каждого человека, живущего в стране, — должна быть максимально открытой и публичной, чтобы не допустить монополизма и навязывания односторонних подходов. И в ней примут участие лучшие педагоги, ученые, работодатели, руководители образовательных учреждений, представители гражданского общества в целом.

В-четвертых, следует особо отметить важность подготовки самих педагогов. Необходимо дать учителю широкие возможности для выбора формы, модели и профессионального совершенствования. Мы начали кардинально менять систему повышения квалификации педагогических кадров, в том

числе принципы ее финансирования, передавая деньги самим школам. Такой опыт в ближайшее время должен быть распространен на всю систему образования. Это отвечает общей логике повышения самостоятельности школ, передачи им больших прав. На самом деле такие тенденции существуют не только у нас, они явственно проступают во всем мире. Качество педагогических кадров, особенно в школе, напрямую связано с уровнем заработной платы учителя, и здесь есть определенные позитивные моменты. Однако рассчитываем обеспечить и более существенный рост заработной платы, прежде всего за счет внедрения новых принципов, основанных на оценке качества преподавания.

Начиная с текущего года пилотным регионам — а их у нас 21 — уже оказана федеральная поддержка на внедрение современных подходов. В конце года будет проведена оценка выполнения принятых территориями обязательств по усовершенствованию оплаты труда, по материально-техническому оснащению и в целом по обновлению сети образовательных учреждений. И только на основе этого и должны приниматься решения о дальнейшей финансовой поддержке соответствующих регионов, участников программы.

В рамках национального проекта в контексте инновационных подходов задаются новые требования и к высшей школе. Значительный опыт накоплен в ходе реализации инновационных программ вузов — победителей конкурсов в рамках национального проекта. Особо отмечу, что многие из таких проектов ориентированы на самые актуальные исследовательские темы, на подготовку наиболее востребованных кадров для экономики знаний, что, собственно, показывает опыт даже того Белгородского государственного университета и опыт других 57 высших учебных заведений — победителей соответствующих программ.

Уже на практике работают эффективные модели взаимодействия вузов с наукой и производством. Но необходимо развивать такую интеграцию, которая повлечет переход к сетевым моделям взаимодействия научных, образовательных, производственных структур. Это позволит наращивать свой собственный интеллектуальный капитал, развивать и продвигать национальные технологии и стандарты. Очень важной вещью является развитие межвузовской кооперации, интеграции учебных заведений с наукой и производством. Поддержку таким проектам следует предоставлять на основе софинансирования со стороны заинтересованных бизнес-структур или научных центров. Они своим финансовым участием должны, по сути, рублем

- 7

определить перспективность предлагаемых вузами исследований. Только так можно выйти на законченные, оформленные решения, которые будут представлять и их технологическую ценность.

В рамках национального проекта на базе более десятка ранее существовавших вузов созданы два новых федеральных университета в Сибирском и Южном федеральных округах. И они должны, конечно, в будущем стать университетами, в которых будет царить особый дух, в которых созданы самые широкие условия для обмена идеями, их воплощения в практику. Но самое главное — они должны стать, по сути, университетскими центрами на юге России и в Сибири. Их опыт позволит отработать новые модели организации высшего образования. На эти задачи также будет работать и система финансирования вузов.

Планируется концентрировать ресурсы на приоритетных исследованиях и прикладных программах, на развитии ведущих научных школ. И, безусловно, необходимо отходить от практики административного распределения средств между вузами на основании так называемых контрольных цифр приема студентов. Преимущественное право на обучение на бюджетных местах должны иметь выпускники, получившие лучшие результаты в ходе внешней оценки знаний как по итогам единого государственного экзамена, так и по итогам олимпиад и конкурсов. А государственные средства должны следовать за будущим студентом в тот вуз, который этот студент выбрал. Тем самым будет простимулирована конкуренция вузов, которые будут вынуждены бороться за наиболее сильных выпускников. Этот подход находится в единой логике с теми принципами, с которыми нужно подходить к общему образованию. Нам нужно подумать о том, как оказать существенное содействие преподавательским и студенческим обменам. Без такой академической мобильности невозможно представить современное образование и науку.

Сегодня следует вспомнить еще об одном из наших главных конкурентных преимуществ — о талантах, которые всегда рождались в нашей стране. И в рамках национального проекта мы ежегодно вручаем более пяти тысяч премий молодым дарованиям. Эти ребята — победители международных и российских олимпиад, других конкурсов. Они участвуют и в других мероприятиях. Понятно, что для поддержки молодого таланта мало вручить грант, пусть даже и самый престижный. Основная задача — создать условия для самореализации, воплощения творческих идей. Мы должны при-

8 -

нять решение о становлении и развитии системы специализированных школ для талантливых ребят при ведущих вузах страны. Такой опыт себя еще в советский период неплохо зарекомендовал. Достаточно вспомнить удачные примеры школ при Новосибирском академгородке или Московском государственном университете.

Плотная работа всех уровней власти, профессионального сообщества в рамках национального проекта показала значительный потенциал нашего отечественного образования. И сейчас в рамках развития национального проекта важно поддержать наметившиеся позитивные тенденции. С учетом этого нужна общая модель модернизации образования, которая могла бы задать облик образования, заложить модель развития образования на ближайшие десятилетия. Конечно, к работе нужно подключить ведущих экспертов, академические круги, представителей гражданского общества. А впоследствии результаты этой работы обсудить на заседаниях или Совета по национальным проектам, или Государственного совета.

Министр образования и науки А. А. Фурсенко свое выступление начал с факта: с самого начала национальный проект задумывался как катализатор системных изменений в образовании, которые были необходимы для перевода страны на инновационный путь развития, для построения общества, основанного на знаниях. Два года назад, сразу же после того как была определена структура приоритетных национальных проектов, состоялось заседание Правительства РФ, где были увязаны вопросы образовательной политики и технологии реализации проекта «Образование». Это позволило конкретные проекты и направления работы вести согласованно, с законодательным регулированием и общей логикой модернизации образования.

Через мероприятия национального проекта впервые в масштабе страны были реализованы ключевые принципы построения системы образования, адекватной сегодняшним социальным и экономическим требованиям. И первый главный из этих принципов — это открытая система образования к внешним вопросам и к контролю со стороны экономики и общества.

Второе — это ставка на лидеров. Поддержка лидеров позволяет не только выявить позитивные изменения и продемонстрировать их реальность, но и повысить темп этих изменений. Именно темп модернизации образования наряду с правильно выбранными направлениями способен обеспечить конкурентоспособность образования и социально-экономической системы в целом.

Третье — это впервые за последние годы мы перешли от логики возврата долгов образованию со стороны государства к логике взаимных обязательств. Доверие и позитивный настрой образовательного сообщества, активность лидеров и общественных объединений создали сегодня реальные предпосылки для того, чтобы при партнерском участии государства и бизнеса начала формироваться прочная база экономики, основанная на знаниях. Причем названные предпосылки могут быть реализованы только при условии скоорди-нированности структурных и институциональных изменений, имеющих необходимое ресурсное обеспечение. И такие условия создаются в рамках приоритетного национального проекта.

К вопросу об обновлении общего образования как основы для дальнейшей профессиональной подготовки ответственных, готовых к сознательному выбору россиян. Возрастающая роль школы в инновационном развитии страны обусловила переход ко всеобщему полному среднему образованию. С этого учебного года вступил в силу соответствующий закон.

Оснащение школ в рамках нацпроекта коснулось, в первую очередь, базовых учреждений, способствовало укреплению, расширению систем профильного обучения. Это позволит учесть интересы и реализовать потенциал всех без исключения учащихся, обеспечить их востребованность в современной жизни.

В связи с демографическим спадом происходят значительные изменения в сети школ. При этом любые изменения в сети преследуют главную цель — дать качественное образование школьникам, вне зависимости от того, где они живут, — в селе или в городе, в центре России или на Дальнем Востоке. В этих условиях инновационные образовательные учреждения, поддерживаемые в рамках национального проекта, становятся эффективными моделями решения поставленных задач.

К таким моделям в полной степени относятся социокультурные центры, которые не только обеспечивают качественное образование, но и ведут работу по предоставлению разнообразных социальных услуг населению, совмещая детский сад, школу, иногда сельскую библиотеку, клуб. Среди школ, поддержанных в рамках нацпроекта, сельские социокультурные комплексы за два прошедших года составляют свыше двух тысяч, то есть примерно 30 % от общего числа поддержанных школ.

Еще одна важная миссия инновационного образования — обновление образовательных стандартов. Осенью ожидается принятие закона о новой сов-

ременной структуре образовательных стандартов. 11 сентября этот закон был принят в первом чтении в Думе. Это позволит дать больше самостоятельности учреждениям в выработке образовательных программ и на деле реализовать переход от усвоения знаний к формированию умений их применять.

Анализ деятельности инновационных школ — победителей нацпроектов — показывает, что их образовательные программы направлены главным образом не на запоминание, вбирание информации, а на владение, умение работать с этой информацией, использовать полученные знания для решения поставленных задач. Таким образом, привлечение лучших учителей и коллективов школ к разработке новых стандартов, учебников, программ позволит сделать востребованную практику инновационного образования фундаментом современных образовательных стандартов.

В этом году завершается подключение всех образовательных учреждений к сети Интернет. Проект, в осуществимости которого очень многие сомневались, сегодня реализован практически в полном объеме и во многом перевернул представление как школьников, так и учителей о современных образовательных технологиях. Теперь стоит задача за ближайшие два года разработать периодически обновляемый полный пакет электронных образовательных ресурсов, охватывающий программы школьного образования, разместить их в Интернете и предоставить возможность учителям пользоваться на своих уроках самыми современными разработками в области информационных технологий. Сегодня такие электронные образовательные ресурсы уже есть.

В августе состоялся творческий конкурс среди школьников, задачей которого было вовлечь ребят в оценку качества и разработку электронных образовательных ресурсов. В этом конкурсе приняли участие свыше 4,5 тыс. учащихся. Частично это было продемонстрировано на выставке, которая недавно прошла на ВВЦ. Результаты свидетельствуют о том, что новое поколение школьников предъявляет такие требования к образованию, выполнить которые способен только учитель, мастерски владеющий современными информационными образовательными технологиями, формирующий в школе информационную проектно-исследовательскую среду. Сами дети становятся инициаторами изменений в образовании. И вообще, строго говоря, они становятся главными экзаменаторами для учителей.

Системный характер изменениям придает новый управленческий механизм, основанный на приоритетах партнерства и открытости в оценке

- 9

результатов. С этого года, реализуя принцип партнерства регионов с федеральным центром, начата работа по поддержке на конкурсной основе региональных конкурсных проектов модернизации образования в 21 субъекте Российской Федерации. Уже с сентября в пилотных регионах ожидается повышение зарплат учителей. Причем только за счет обновления финансовых механизмов в среднем на 25 % в натуральном выражении.

При этом следует подчеркнуть, что у разных категорий учителей по-разному повышается зарплата, в зависимости от результатов их работы. Хотя, конечно, это не означает, что можно затормозить общий рост финансирования и ограничиться только перераспределением денег внутри системы. Необходимо наращивать финансирование образования, что уже сегодня и происходит.

Помимо этого, в течение трех лет реализации проекта планируется во всех образовательных учреждениях создать работающие общественные советы, ввести прозрачный механизм оценки качества, обновить учебное оборудование. В итоге комплексные меры позволят довести долю учащихся, которые учатся в условиях, полностью отвечающих современным требованиям, до 70 % от общего числа.

Сегодня в таких условиях обучаются менее 30 % детей по России, хотя за последние два года это число существенно возросло. К примеру, оснащенность школ учебным оборудованием за два года повысилась с 4 до 24 % от потребности. К окончанию следующего года будет оснащена должным образом как минимум каждая третья школа, в том числе все базовые сельские школы.

К сожалению, очень многое еще не сделано. Совместная работа с регионами дает твердую уверенность в том, что вообще эту проблему решить можно, хотя и не в одночасье. К новому году планируется начать комплексные проекты еще в 10 субъектах Российской Федерации, и по тому мониторингу, который сейчас проводится, предполагается, что этот проект будет продолжен и расширен в 2009 г.

О профессиональном образовании: обсуждая развитие вузов, мы должны понимать, что речь идет не о модернизации системы советского образования, которой мы по праву гордились. Дело в том, что за прошедшие до начала проекта 15 лет система образования в России качественно изменилась. Например, мы пришли практически к всеобщему высшему образованию, гораздо более широкому по охвату, чем в советское время. Если в СССР на 10 тыс. населения приходилось около 200 студентов, то сейчас эта

10 -

цифра в два с половиной раза больше— примерно 500. Если в СССР не более 30 % выпускников школ шли в вузы, то за последние шесть лет прием в вузы стабильно превышает количество выпускников из школ, то есть мы имеем принципиально другое образование. При этом студенты сегодня ориентируются скорее на получение социального статуса, а не конкретных знаний и умение их применять. Об этом говорит, кстати, и тот факт, что более половины выпускников вузов идут работать не по полученной специальности и, как правило, по существенно более низкой квалификации.

Поэтому национальный проект и сопутствующая законодательная инициатива нацелены на восстановление фундаментальных ценностей российского образования и в то же время на повышение эффективности использования результатов работы высшей школы в экономическом развитии страны. При этом возможность для каждого гражданина России получить такое ценное социальное благо, как высшее образование, должна быть сохранена и будет сохранена. Это предполагает гибкую структуру образовательных программ. Речь идет о развитии уровневого высшего профессионального образования, традиции которого известны в нашей стране еще со времен становления московского физтеха. Законопроект об уровневом образовании также прошел первое чтение в Государственной Думе.

Что касается магистерской подготовки, как показали инновационные программы развития 57 вузов — победителей национального проекта, то они эффективно реализуются и могут реали-зовываться только в условиях тесной интеграции образования, науки и производственного сектора. Удалось запустить значимые программы в области транспорта, авиации, энергетики, электроники, машиностроения и других приоритетных отраслей. Все они поддержаны и востребованы представителями реального сектора экономики как на этапе разработки, так и на этапе отбора. Поддержку совместных проектов научных, образовательных и производственных структур предлагается реализовать в рамках национального проекта в 2009 г. по завершении программы поддержки инновационных вузов. Такому межотраслевому взаимодействию содействует рассматриваемый и уже принятый в первом чтении в Думе законопроект об интеграции науки и образования. Теперь на полностью легитимных основаниях образовательные учреждения смогут заниматься наукой, а научные организации реализовывать магистерские и послевузовские программы подготовки. При этом снимаются административные барьеры по использованию научного

оборудования исследовательских институтов для образовательных целей. Сегодня такие проблемы, к сожалению, еще существуют.

Ряд вузов — победителей конкурса, успешно модернизируя образовательный процесс, получили дополнительные ресурсы на комплексные научные исследования. Пример — это Белгородский государственный университет. И благодаря достаточно активному развитию инфраструктуры они выиграли целый ряд конкурсов по науке в рамках Агентства по науке и инновациям и многократно увеличили отдачу от вложенных средств, в том числе и в образовательные программы.

Особую поддержку получают подходы, реализуемые в рамках крупных территориально-производственных комплексов. Деятельность федеральных университетов, бизнес-школ еще только начинается, но уже сейчас имеются предложения по созданию аналогичных университетов в других регионах — на Урале, Дальнем Востоке и в Кузбассе. Положительные решения предполагается принимать на конкурсной основе уже после отработки общей методики создания и получения первых положительных результатов в Южном и Сибирском федеральных университетах.

Со временем бизнес-школы и федеральные университеты наряду с инновационными вузами станут форпостами новых моделей организации образования. На их базе будут апробированы современные подходы к оплате труда профессорско-преподавательского состава, внутривузовские системы оценки качества, механизмы взаимодействия с производством.

Реализация приоритетного национального проекта «Образование» позволила на практике начать переход на новые механизмы финансирования, обеспечивающие структурные и институциональные изменения, которых требует от системы образования инновационная экономика.

Во-первых, средства на поддержку программы развития учреждения выделялись, по сути, на грантовой основе и были обусловлены как четко сформулированными планируемыми результатами, так и значительным софинансированием со стороны заинтересованных партнеров. Такой подход был использован при поддержке инновационных вузов, но наиболее эффективным он оказался при программах для невузовского профессионального образования, для начального и среднего профессионального образования. Здесь объемы софинан-сирования образовательных программ со стороны работодателей, регионов не только оказались в процентном отношении выше, чем доля внебюд-

жетных средств при поддержке вузов, а превысили плановый объем федерального финансирования. Это говорит о том, что данный сектор профессионального образования оказался даже более востребованным, чем высшее образование. Поэтому поддержка учреждений начального и среднего профессионального образования должна стать составной частью региональных и ведомственных программ отраслевого развития.

Что касается текущего финансирования, то в рамках национального проекта был сделан ряд практических шагов по продвижению принципов нормативно-подушевого финансирования. Такой подход был реализован при обеспечении школьников учебным оборудованием и автобусами, при поддержке классных руководителей лучших школ и учителей, а также при распределении средств между регионами, внедряющими комплексные проекты. Важно, что вот это распределение было продвинуто дальше и принципы нормативно-подушевого финансирования сегодня дошли до большинства учебных заведений, школ, учреждений. Сейчас эта работа начинается с учреждениями профессионального образования. Мы должны перейти к подушевому финансированию учреждений профессионального образования, обеспечив полноценное финансовое направление норматива.

Отрадно, что уже сегодня финансовое наполнение одного бюджетного места в вузе возросло по сравнению с учебным 2004—2005 годом более чем в два раза. Еще раз следует подчеркнуть: модернизация связана не с какой-то экономией денег на образование, а с тем, чтобы нарастающим образом выделяемые бюджетные средства более эффективно использовались.

Национальный проект создал механизм обратной связи образования и общества. Инновационные программы школ, вузов, лицеев, колледжей были разработаны с учетом потребностей общественных институтов и рынка труда. Однако важно и другое: в этих инновационных программах не только присутствует реакция на имеющиеся запросы, но и обозначается прогноз будущего состояния экономики и общества, а также предложения по его достижению. И делается это прежде всего через изменение содержания образования. Передовые образовательные учреждения уже сейчас формируют умение учиться в течение всей жизни. Но при этом обеспечивают компетентность, конкурентоспособность и востребованность выпускников на современном рынке труда не только по окончании учебы, но зачастую во время обучения. Студенты лучших вузов востребованы

- 11

уже на третьем-четвертом курсах, они уже вовлечены практически в экономику — в экономику, основанную на знаниях.

Учитывая демографические тенденции, нужно добиваться того, чтобы каждый молодой человек был востребован, вносил ощутимый вклад в развитие страны. У нас сокращается количество молодых людей, а именно им нести на себе главную нагрузку развития. Именно эти новые кадры и есть тот самый человеческий капитал, который обеспечит переход к инновационной экономике. И нацпроект «Образование» продемонстрировал, что вузы способны готовить кадры уже сегодня.

Свое выступление губернатор Красноярского края А. Г. Хлопонин начал с того, что подчеркнул — для Красноярского края национальный проект «Образование» оказался, наверное, еще более значимым событием, чем для других регионов, является большой честью и ответственностью выступать представителем региона, в котором создан Сибирский федеральный университет, один из двух сформированных к настоящему дню в рамках национального проекта.

Хорошо известно, что на территории восточной части страны, в Сибири и на Дальнем Востоке нашими крупными компаниями, госкорпорациями до 2015 г. запланирована реализация совокупных крупных инвестиционных проектов на общую сумму, превышающую 230 млрд долл. У этого экономического потенциала есть всего два крупных ограничения. Первое ограничение — это производственная инфраструктура, второе ограничение — это кадры, то есть человеческий капитал. Если мы говорим о производственной инфраструктуре, то проблема дефицита производственной инфраструктуры довольно адекватно решается через заметно идущую модернизацию инвестиционной политики. Создан инвестиционный фонд, формируются особые экономические зоны, создан Банк развития, реформируются федеральные целевые программы, федеральные адресные инвестиционные проекты, повышается прозрачность инвестиционных программ самих инфраструктурных монополий. Все эти изменения позволяют активно развивающимся регионам структурировать крупнейшие инвестиционные проекты государственного и частного партнерства, такие как в Красноярском крае (проект «Нижнее Приангарье»), позволяют запускать многомиллиардные стройки, наращивать темпы роста экономики регионов и страны в целом.

Однако не менее важной для государства и инвесторов оказывается вторая проблема — это

12 -

нехватка кадров, особенно кадров высокой квалификации. И в Красноярском крае как нигде ощущается дефицит этих кадров, особенно в свете тех инвестиционных проектов, которые уже активно развиваются в регионе. Именно поэтому отводится роль Сибирскому федеральному университету как опытной площадке для всего востока России, на базе которой будет отрабатываться взаимодействие новой экономики с передовой наукой и образованием. Безусловно, разрыв между запросами растущей экономики и возможностями системы образования существует, причем на всех уровнях — от высшего и среднего профессионального образования и до самой школы.

Нужно обратить внимание на то, что не менее важна и обратная синергия. Столь мощные индустриальные планы компаний формируют все условия для экономически обусловленного рывка именно в качестве образования на территории востока страны. Процесс новой индустриализации — это уникальный шанс на создание в короткие сроки современных образовательно-инновационных кластеров. И этот шанс мы не имеем права на сегодняшний день упускать.

Каковы приоритетные направления программирования системы образования в Сибирском федеральном университете? Эти приоритеты основаны на двух основных принципах: это экономическая востребованность со стороны работодателей; и второе — это актуальность для мирового рынка образовательных услуг. К ключевым направлениям, то есть к базовым специализациям Сибирского федерального университета, сегодня относятся инженерная физика, геология, химия новых материалов, металлургия, биотехнологии, технологии связи, в том числе космической, и так далее. Следующая задача — войти в короткий промежуток времени в элитный клуб ведущих вузов мира.

Сотрудничество между бизнесом и университетом, согласование усилий и координация интересов будут направляться Попечительским советом Сибирского федерального университета, в который согласились войти сегодня представители ведущих российских компаний, работающих в Красноярском крае. Все они крайне заинтересованы в квалифицированных кадрах, в актуальных научных разработках и готовы помогать новому федеральному университету.

Какие есть здесь две основные проблемы? Безусловно, вслед за европейскими и американскими университетами усиливают свои позиции в мире университеты Китая и Индии. И сегодня как никогда раньше качественное образование и передовые

научные разработки достижимы только при условии интенсивного обмена идеями, кадрами и информацией. Создание благоприятных условий для стажировки в России ведущих зарубежных исследователей и преподавателей, как нам кажется, является важнейшей задачей, решение которой поможет внести перелом в застаревшую проблему утечки умов за границу. И для ее решения нужны совместные усилия государства и частного капитала. Нужны законодательные условия, открывающие «зеленый коридор» для зарубежных ученых, готовых работать в России. Необходимы соответствующие поправки в миграционное законодательство, обеспечивающие упрощение процедуры въезда лекторам.

И второе — федеральные университеты должны работать на стратегическую перспективу. А для этого должны быть определены долгосрочные стратегические горизонты развития самих университетов. Сейчас, к сожалению, этого нет, хотя на самом деле страна в целом довольно успешно осваивает долгосрочное планирование. Правительство Российской Федерации готовит стратегию социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу до 2020 г. В Красноярском крае разработана программа социально-экономического развития на 10 лет, до 2017 года. Однако Сибирский федеральный университет, как и другие ведущие вузы, живет «на коротком поводке», в рамках трехлетнего бюджетного планирования. Нужна целостная федеральная стратегия развития федеральных университетов, которая обеспечит развитие ведущих вузов, определит им критерии эффективности, обеспечит финансово-экономическую стабильность.

Очевидно, что Правительство РФ, Совет по приоритетным национальным проектам в состоянии общими усилиями разработать стратегию развития федеральных университетов на перспективу, как минимум до 2015 г. Это как раз и есть тот горизонт планирования, в котором уже сегодня работает государственная власть, ведущие частные корпорации. Сфера науки и образования не должна от них отставать, иначе она просто-напросто не сможет эффективно сотрудничать с ними.

Глава Администрации Томской области В. М. Кресс в своем выступлении остановился на двух темах. Во-первых, как в Томске на базе национального проекта «Образование» развивается связь между высшим образованием и инновационной экономикой. Во-вторых, какие проблемы есть на пути к экономике знаний.

Известно, что в Томской области есть два источника развития. Это природные богатства: нефть, газ,

лес, железная руда и прочее и интеллектуальный капитал. Это три из шести университетов, получивших статус инновационных, это третья позиция в России по количеству студентов, аспирантов, докторов наук, это, наконец, победа в конкурсе на создание особой экономической зоны технико-внедренческого типа. У томской власти, бизнеса, вузовской и научной общественности есть понимание, что модернизация России означает переход от сырьевой экономики к инновационной. Словом, нефть и газ — это очень важно, но не менее важно — формирование человека с высоким уровнем знаний, с инновационным складом мышления.

Томская область сегодня начала движение по превращению научно-образовательного комплекса в альтернативу ТЭКу и в локомотив регионального развития. Есть на этом пути и первые успехи. Высшее образование региона переживает бум, об этом свидетельствуют как объективные критерии, так и оценка со стороны населения. Так, к примеру, финансирование высшего образования с 2003 по 2006 г. увеличилось почти в два раза, а именно, было 3,5 млрд руб., стало 6,6 млрд руб., причем около 70 % университеты заработали помимо госбюджета. Финансирование науки выросло даже больше чем в два раза, а именно с 1,9 млрд руб. в 2003 г. до 4,9 млрд руб. в 2006 г.

Социологическое исследование, проведенное в нескольких городах России, в том числе и в Томске, на тему «Будущее России» показывает, что высшее образование в томском регионе — самая успешная социальная сфера. В Томской области растет объем наукоемкой продукции и доля инновационной экономики. К примеру, объем наукоемкой продукции в 2003 г. составлял 9,8 млрд руб., а в 2006 г. — 16,5 млрд руб.. Каждый год у нас создается около 50 наукоемких фирм, то есть прирост в последние годы идет по 10 % в год. К концу этого года мы будем иметь около 500 инновационных наукоемких фирм. 15—17 лет назад некоторые из них начинали с двух, трех, пяти рабочих мест, а сейчас уже насчитываются в них сотни, тысячи высокоинтеллектуальных высокооплачиваемых рабочих мест.

В целом же по стране, по данным фонда Бортника, за последние три года в России произошло снижение числа наукоемких фирм на 20 %. Создается и развивается инфраструктура инновационной экономики, где университеты выступают как ее генераторы. В томских инновационных университетах началась подготовка кадров по основным направлениям работы технико-внедренческой зоны. Вокруг университетов создается пояс или сеть инновационных фирм. Появились студен- 13

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ческие бизнес-инкубаторы, из которых вырастают технологические бизнес-инкубаторы. Руководители инновационных фирм открывают профильные кафедры в инновационных университетах. Все университеты широко используют в создании инфраструктуры лучший международный опыт. У Томска появились связи с «технологическими теплицами» Израиля, с «полюсом конкурентоспособности» Лотарингии во Франции, с технопарками в Германии, особыми экономическими зонами в Китае и Сингапуре. В процессе создания находится томская технико-внедренческая зона, готова концепция строительной и дорожной инфраструктуры, ведется строительство корпусов, дорог, другой инфраструктуры, идет регистрация резидентов. А образовательная, информационная, телекоммуникационная концепции будут приняты в ближайшее время.

Сказать, что все проблемы решены, было бы неправильно. По данным уже упомянутого социологического опроса, томские преподаватели, научные работники, ректоры университетов называют два основных повода для тревоги, а именно: крайне слабую мотивацию университетов в развитии инновационной экономики и призрачность некоторых моментов технико-внедренческой зоны.

Томское экспертное сообщество полагает, что прежде всего должны быть внесены изменения в законодательство. Томские инноваторы с оптимизмом восприняли недавние поправки в российское законодательство по облегчению условий для инновационной деятельности, а именно: по налогу на добавленную стоимость и по налогу на прибыль организаций. Вселяют надежду и принятые в 2007 г. Федеральные законы «О банке развития», «О российской корпорации нанотехнологий», «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Однако главные инноваторы находятся все-таки в университетах. Об этом свидетельствует и мировой опыт. Но университеты согласно существующему законодательству не имеют права создавать наукоемкие предприятия. Ни в законе об образовании, ни в законе о науке и научно-технической деятельности перед университетами не ставится задача подготовки специалистов с инновационным мышлением.

Университеты не определены как один из основных центров экономики знаний. В критериях оценки деятельности университетов нет критерия оценки успешности выпускников в бизнесе. Бюджетный же кодекс вообще уравнивает университеты с иными бюджетными организациями, где

14 -

бизнес запрещен. Таким образом, университеты не являются субъектами рыночной экономики. В Бюджетном кодексе РФ торжествует философия, что государственные бюджетные структуры не должны заниматься предпринимательством. Вместе с тем есть идеология частно-государственного партнерства, предложенная Президентом и Правительством России. Однако она должна быть распространена и на высшее образование, и на вузовскую науку.

Кроме законодательных перемен нужны изменения общественного мнения о бизнесе вообще и о наукоемком бизнесе в частности. Ведь самая первая волна предпринимательства в России исчерпана. Многие студенты, в числе которых в Томске каждый пятый житель, вовсе не мечтают, к сожалению, начать собственное дело, заняться бизнесом, а мечтают о чиновничьей карьере. Наверное, так не должно быть, особенно для молодого человека. Нужна новая генерация российских бизнесменов.

Таким образом, приходим к двум выводам. Первый: частно-государственное партнерство должно быть распространено на университеты, получившие прежде всего статус инновационных. Нужно оставить мысли о национализации внебюджетных доходов университетов, убрать запреты университетам на контакты с бизнесом, разрешить университетам брать кредиты в банках. Мировая практика Нюрнберга в Баварии, Силиконовой долины в Калифорнии, Оксфордского университета и Массачусетского технологического института свидетельствует об эффективности экономики знаний, которая вырастает и развивается из университетов.

Второе. Необходимо пересмотреть роль университетов в решении задачи перехода от сырьевой экономики на инновационный путь развития. Университеты должны стать центрами в ее решении, так как все без исключения будущие предприниматели наукоемкого бизнеса находятся здесь. По экономическим и социальным последствиям проект-генерация новой массовой волны предпринимателей наукоемкого бизнеса сродни самым амбициозным проектам, которые мы знаем в истории нашей страны.

Ректор Санкт-Петербургского университета Л. А. Вербицкая в своем выступлении остановилась на некоторых актуальных вопросах совершенствования образовательной системы. За последние годы произошли существенные, коренные изменения в жизни высшей школы. И вот как раз проект инновационных университетов является одной из самых удачных форм.

Процедура отбора университетов в рамках конкурса проводилась на базе анализа качественных показателей. Это был принципиально иной подход. Что же получилось? Вот первый год,

2006-й — 17 университетов-победителей,

2007-й год — еще 40 университетов. Таким образом, ведущие университеты выявили сами себя и свой огромный потенциал. Сегодня есть смысл сформировать на основе этих групп сеть взаимодействия этих университетов, должна быть задача отработки новых механизмов финансирования высшего профессионального образования. Ведь инновационные проекты победителям дали колоссальные средства, фактически бюджеты этих крупнейших университетов увеличились настолько, что они уже могут быть сравнимы с бюджетами университетов ряда европейских стран. Это очень важно.

Финансовое вливание в ведущие университеты сдвинуло с нулевой отметки оснащенность университетов оборудованием. Но гораздо более важно то, что изменился менталитет и преподавателей, и научных сотрудников. Но получилось несоответствие масштабов выделяемых средств, ведь для многих вузов это почти плюс 50 % бюджета, и организационных механизмов расходования, законодательной базы. И часто финансирование проектов ведется вразрез с текущим бюджетным финансированием, которое вузы получают.

Что надо сказать о важном инновационном проекте создания Высшей школы менеджмента? В России две таких школы создается, а параллельно в мире ведется создание пяти бизнес-школ в ведущих университетах, но интересно то, что объем финансирования наш сопоставим с тем, о котором известно по источникам в ведущих зарубежных университетах. А цели перед нашими двумя российскими бизнес-школами стоят очень важные — создание конкурентоспособной лучшей бизнес-школы. И в России есть прекрасные условия для этого, потому что есть высокий уровень спроса на это бизнес—образование и высокий уровень преподавания.

К вопросу о гимназиях, школах при университетах. Вспомним: что в 1724 г. сделал Петр I? Подписал указ, в котором основал университет петербургский, — и академическую гимназию при нем — и Академию наук. Можно сказать, наоборот — Академию наук, университет и гимназию. Но гимназия необходима совершенно, и многие знают об академической гимназии Петербургского университета, потому что выпускники, конечно, идут в университет, и они подготовлены соответствующим образом. Нужно помочь другим вузам в организации таких гимназий.

Радует то, что появился фонд «Русский мир», государственный фонд, и мы теперь можем гордиться тем, что наша страна так же отстаивает русский язык и финансирует его сохранение и развитие, как это делают китайцы с помощью Института Конфуция, или в Институте Сервантеса — с испанским языком, в Институте Гете — с немецким и так далее. Но что нам делать дальше, чтобы самое серьезное внимание уделялось русскому языку? Блестящий философ Владимир Соловьев говорил, что каждый человек тремя стилями должен владеть: высоким — чтобы общаться с Богом, средним — с окружающими людьми, и низким только он может позволить себе иногда воспользоваться во внутреннем диалоге с самим собой. Высокого стиля у нас не стало, средний занял место высокого, а низкий, к сожалению, — место среднего. И как же мы можем допускать на телевизионных каналах передачи с «низким стилем», которые слушают наши дети? Неужели, объединившись вместе, мы не можем в обществе воспитать вот такое отношение к прекрасному русскому языку, чтобы престижно было по-настоящему прекрасно и грамотно говорить по-русски?

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей А. Н. Шохин, подчеркнул, что кадры, способные к инновациям, сегодня в дефиците. И бизнес, многие компании ощущают уже эту квалификационную петлю, которая снижает существенным образом возможности динамичного развития компаний в связи с нехваткой хорошо подготовленной рабочей силы.

Квалификационные ограничения сегодня являются столь же важными, как и количественные ограничения по численности активного трудоспособного населения, связанные с демографическими причинами. Поскольку основа инновационного кадрового потенциала закладывается в стенах профессиональной школы, то, безусловно, очень важно бизнесу вместе с Правительством РФ, с властями выработать такую технологию, которая позволила бы снять вот эти и количественные, и качественные квалификационные ограничения.

Не секрет, что вот этот разрыв между потребностями рынка труда и уровнем развития профессиональной системы образования дополняет количественную нехватку рабочей силы, поскольку чересчур долго идет специалист до рабочего места и, придя на него, часто в течение года, а то и двух переподготавливается, что называется, на месте. РСПП с Министерством образования и науки выстраивает достаточно эффективный диалог, подписали соответствующее соглашение, но не все

- 15

может быть решено в рамках этого взаимодействия, а именно, четыре вопроса.

Во-первых, это профессиональные стандарты и национальная система квалификации. Профстан-дарты — это та сумма компетенции, которая необходима для эффективной работы, и профстандарты призваны оказывать самое непосредственное влияние на содержание и качество процесса обучения. И в конечном счете нам важно, чтобы профстан-дарты выражались и в результатах образования, в уровне квалификации работников. Безусловно, для бизнеса — это одна из ключевых тем. Для этой цели, для разработки профессиональных стандартов год назад РСПП создал Национальное агентство развития квалификации, и уже определенная работа проделана. Мы утвердили макет профессионального стандарта, а также положения о профессиональных стандартах. Эти документы создают единую методологическую основу для разработчиков, которые действуют в разных отраслях, и сейчас они как бы переходят на эту единую методологическую базу. В пилотном режиме разработаны профессиональные стандарты для целого ряда отраслей, в частности для информационных технологий, металлургии, авиастроения, общественного питания.

Хотелось бы, чтобы был определен федеральный орган государственной исполнительной власти, который был бы ответственен за координацию деятельности по формированию современной национальной системы квалификации работников, то есть за так называемую национальную квалификационную рамку. Вторая часть работы касается трансформации профстандартов в государственные образовательные стандарты. Здесь РСПП достаточно эффективно работает и находит взаимопонимание с Минобрнауки.

Во-вторых, это налоговые ограничения для участия бизнеса в развитии образовательной деятельности, в развитии системы профессионального образования. Безусловно, участие бизнеса могло быть гораздо большим в развитии и учреждении начального и среднего профессионального образования, в развитии корпоративных университетов, если бы ограничения были сняты, и, напротив, появился бы механизм, стимулирующий соответствующие социальные инвестиции. Какие возможны здесь предложения?

Расходы предприятий по повышению квалификации сотрудников, по подготовке и переподготовке как штатных, так и потенциальных сотрудников относить полностью на себестоимость продукции. Кроме того, к расходам предприятий на образование предлагается относить не только пря-

16 -

мые затраты на оплату обучения, но и связанные с этим расходы, включая вложения в материально-техническую базу образовательных учреждений и, что тоже важно, в подготовку и переподготовку преподавателей. Эти меры могут быть основаны и на специальных договорах о сотрудничестве, в том числе о целевой подготовке соответствующих студентов, о производственной практике между работодателями и учреждениями профессионального образования, при том ограничении, что только те образовательные учреждения, которые имеют государственную лицензию, будут участвовать в этой работе и, соответственно, затраты будут учитываться налоговыми органами.

Также необходима и корпоративная система подготовки кадров. Образовательная деятельность компании, когда они создают корпоративные университеты у себя, рассматривается как обычная предпринимательская деятельность. Очевидно, следует ее относить к образовательной деятельности с соответствующими налоговыми механизмами, которые применяются к образовательной деятельности. Сейчас многие компании, корпоративные университеты создают, причем они создаются в двух схемах. Первая схема — это создание корпоративных университетов на базе ведущих университетов, в частности в Московском университете члены бюро РСПП открыли несколько корпоративных университетов. Очень многие компании у себя на базе бывших структур по переподготовке кадров создают корпоративные университеты, например в РАО ЕЭС сильный корпоративный университет. Но эта деятельность пока считается предпринимательской.

Следует обратить внимание на то, что новые программы обучения разрабатываются учебными заведениями и утверждаются так называемыми учебно-методическими объединениями — УМО. Но УМО — это сейчас замкнутая система, состоящая из представителей самой системы образования. Более того, так сложилось, что те или иные университеты отвечают за целое направление подготовки специалистов, и оно тоже является несколько замкнутым. Предлагается эту приемку программ обучения специалистов на паритетных началах вести и с бизнесом, и с академическим научным сообществом. Это как раз отвечает требованию инновационной подготовки специалистов.

К вопросу об интеграции науки и образования, в частности о подключении университетов, вузов к исследованиям Российской академии наук. Программа фундаментальных исследований Российской академии наук может реализовываться в

партнерстве с вузами. И можно было бы установить такой порядок финансирования исследований, который предусматривал бы обязательное совместное участие в этой программе как академических институтов, так и университетов.

Известно, что инновационные университеты — это исследовательские университеты, и надо использовать существующие возможности: как можно быстрее трансформировать наши университеты в исследовательские, чтобы они действительно в мировых рейтингах вышли на первые позиции.

Интересными и содержательными были и другие выступления на Совете по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. Заместитель Председателя Государственной Думы В. В. Жириновский в присущей ему экспрессивной манере охарактеризовал проблемы образования. 90 % учителей — женщины, за границей — наоборот! У нас 7 миллионов студентов, но более половины — заочники, отсюда и низкое качество обучения. Количество школ в царской России было больше, а учеников — на треть меньше: сегодняшняя реальность —это переполненные классы и учеба в несколько смен. Коммерческие вузы должны давать более качественные знания, а они штампуют дипломы. Должны быть специалисты — люди, которые знают, как и что нужно организовать. Нужны настоящие чиновники-организаторы, умеющие наладить систему образования, а не просто отчитаться по валу.

Академик РАН Е. П. Велихов отметил, что один из основных успехов национальных проектов — это то, что происходит изменение в общественном сознании, и оно фокусируется на эти проекты, а дальше уже очень многие задачи решаются творчески уже самими гражданами и организациями. Важно держать в поле зрения конкурентоспособность экономики. Нужно сохранить в нашей системе образования роль математики и науки как основы образования. Очень слабое место у нас — это обучение предприимчивости. Для этого требуется специальная система.

Заместитель Председателя Государственной Думы С. Н. Бабурин высказал несколько интересных предложений. По его мнению, нужно переходить не просто к экономике, основанной на знаниях, но и на традициях и национальном духе. Также важно, чтобы основы православной культуры были в федеральном компоненте (как и другой предмет — история мировых религий), ибо это обеспечивает единство многонационального народа России. Очевидно, что помимо территориальных, Минобрнауки должно внимательно

присмотреться к университетам, которые являются федеральными межрегиональными по своим масштабам. Например, Российский государственный торгово-экономический университет, — сегодня это 64 тысячи студентов, это полтора миллиарда оборота, что превосходит территориальные пока университеты, это 70-летний опыт действительно единых стандартов образования. Коллегам полезно было бы взять на вооружение такой потенциал.

Мэр Новосибирска В. Ф. Городецкий высказал убежденность в том, что главная ценность всех национальных проектов заключается в попытке системно объединить усилия федерального центра, субъектов Федерации, муниципальных образований для решения тех проблем, которые возникали в регионах, в целом в стране — и эта попытка очень удачно реализуется. Между тем в проект «Образование» следует включить учреждения дошкольного образования и дополнительного образования, чтобы не разрывать системы. Эффект будет, судя по расчетам, просто великолепный. По системе довузовской подготовки приводился пример физматшколы Новосибирска. Это не единичный пример, сложилась система, когда сегодня из 268 школ 149 заключили договоры с вузами на предвузовскую подготовку: преподаватели вузов участвуют в системе подготовки ребят-выпускников.

Лидер КПРФ, депутат Государственной Думы Г. А. Зюганов выразил удовлетворение, что заседание проходит в прекрасном университете на героической Белгородской земле. Здесь, на этих полях, шло ключевое сражение, и всех мужчин дееспособного возраста собирали на поле брани. Из многих деревень из сотни ушедших вернулся в лучшем случае десяток, и далеко не все на своих ногах. Советской стране в 1945-м досталось после войны 19 миллионов детей или без родителей, или с одной матерью. Всем дали учебники бесплатно, горячие завтраки, всех выучили, все получили работу и стали гражданами. Этот опыт у нас уникален, и мы имеем возможность на него опираться. По оценке правоохранительных органов, 1 миллион 900 тысяч детей у нас не учится. По оценке соответствующего комитета ООН, 2,5 миллиона. Первая и главная задача — чтобы все дети в сентябре пошли в школу. Без этого не будет будущего.

Министр финансов РФ А. Л. Кудрин привел несколько убедительных данных, характеризующих образовательный процесс. Прежде всего в прошлом году за счет всех бюджетов — федерального, субъектов и муниципалитетов — на образование потрачено было один триллион 36 миллиардов рублей. Этот расход является главным, приоритет- 17

ным из всех видов расходов всех уровней власти, и тем самым образование остается главным государственным приоритетом в финансировании за счет государственных средств всех уровней, причем этот приоритет по объему расходов опережает здравоохранение, оборону в полтора и больше раза. В этом году образование, по прогнозу, уже за полугодие получит дополнительно (прирост к прошлому году) 225 миллиардов рублей, при этом общая цифра составит примерно 1 триллион 260 миллиардов рублей — прирост на 22 % за один только год. Если эту сумму перевести в доллары по нынешнему текущему курсу, это будет около 50 миллиардов долларов — столько страна потратит государственных финансовых средств на сферу образования в 2007 г. С учетом того, что большая часть образовательных учреждений сосредоточена в субъектах Российской Федерации, 80 % этой суммы, это около 985 миллиардов рублей, потратят субъекты Российской Федерации. И основной прирост расходов на образование осуществят субъекты Российской Федерации.

Нацпроекты, которые сегодня стали важным катализатором новых процессов в образовании, прежде всего стимулирование инновационных программ, новых технологий, составляют 53 миллиарда рублей в 2007 г., или 4,2 % от всего объема финансирования образования. Поэтому, конечно, говоря о национальных проектах, мы должны видеть, что это только катализатор, это толчок развития этих процессов не только в тех учреждениях, которые победили на конкурсе и получили эти средства.

Еще одну цифру следует подчеркнуть: в прошлом году субъекты Российской Федерации получили дополнительно 856 миллиардов рублей! То есть успешное развитие субъектов было таковым, что доходы получили существенные и потратили незапланированно во второй половине прошлого года 89 миллиардов рублей из этих доходов на цели образования.

Необходимо более четкое разграничение полномочий и финансовых условий по выполнению прямых задач. В 2005 г. на 10 тысяч жителей в России получили высшее образование 495 человек, а в США — 445, в Германии — 240, в Великобритании — 276, в Японии — 233. То есть в основных инновационных центрах мира количество получающих высшее образование меньше. Это означает, что наш главный сегодня ресурс — в оптимизации, в повышении эффективности отдачи тех средств, которые мы тратим на образование. И здесь нам, по-видимому, важно не количество сегодня, а качество каждого специалиста, которого выпускаем.

18 -

Можем ли мы ПТУ при заводах и предприятиях финансировать не за счет прибыли, а за счет в основном перевода на себестоимость? Такое вряд ли возможно в силу того, что на себестоимость продукции относятся деловые расходы в создании того самого продукта, который выходит с конвейера каждого предприятия. С каждых 100 рублей, которые потратит предприятие на ПТУ, 24 рубля, по сути, это будет за счет бюджета субъекта РФ. Если субъекты РФ готовы на такой вот вычет из их доходов, то такой вариант поддержки возможен.

Ректор Московского государственного университета В. А. Садовничий выделил среди проблем образования поддержку талантливой молодежи. Она составляет основу образования, она— маяк, она ведет за собой других. Это планка образования. У нас пока нет настоящей системы массового поиска и поддержки талантливой молодежи, нет строгой системы олимпиадного движения. И вот для примера: Московский университет в этом году из семи тысяч принятых на первый курс 3 600 принял победителей олимпиад разного уровня. Нужно активизировать создание системы олимпиад во главе с таким комитетом олимпиадного движения для талантливых людей, чтобы он организовал понятную и прозрачную систему поддержки талантливых людей.

Важный резерв — создание школ-интернатов при ведущих центрах. В свое время было решение ЦК КПСС, и такие школы были созданы. Вот школа при МГУ за 25 лет выпустила 1 000 кандидатов наук, 300 докторов и несколько академиков Академии наук: вот эффективность одной школы. Сейчас строится на новой территории МГУ с помощью Москвы такая школа-интернат. Это должно быть в проекте, такие школы по поиску талантливых должны быть при ведущих университетах и ведущих центрах.

Сейчас рассматривается закон во втором чтении о двухуровневой системе. Некоторыми поправками можно расширить возможность пятилетнего образования. Можно расширить и понятие магистра, сделать его одно-двухлетним, с тем чтобы количество студентов, получающих пятилетнее образование, по фундаментальным наукам было больше.

В стране фактически потеряна система переквалификации. В других местах это мощные центры, с кампусом, с общежитиями, с системой безопасности. И они сосредоточены на основных интеллектуальных центрах в ведущих вузах или институтах. Надо построить или создать такие центры переквалификации при этих же, например инновационных, университетах. Мы столкнемся с

ситуацией, когда нам потребуется очень быстро переквалифицировать, переподготавливать специалистов уже в ближайшее время.

Наука и инновации — они нераздельны. Конечно, наука должна быть в университетах в значительной части. Этот процесс заслуживает специальной поддержки. Иначе вузы будут терять науку. В законе надо продумать действительно реальную интеграцию науки и образования.

У нас есть прекрасная идея создания крупных четырех научных парков, но вообще-то научные парки впервые возникли при университетах. При Московском университете научный парк возник в 1992 году. Там сейчас работает 50 различных фирм, именно они доводят университетские идеи до образца, именно они имеют право продавать и торговать, потому что это акционерные общества закрытого типа, они предназначены для этого. Научные парки при университетах, на мой взгляд, заслуживают также того, чтобы они были поддержаны специальным образом.

Подводя итоги заседания Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, Президент России В. В. Путин отметил, что по результатам обсуждения будет подготовлен перечень поручений в соответствии с высказанными рекомендациями и замечаниями. В целом он в основном будет включать в себя следующие вопросы: формирование современной модели образования, включая практику реализации в субъектах комплексных проектов модернизации образования; оценка качества образовательных услуг, разработка образовательных стандартов; создание эффективной системы непрерывного образования;

внедрение механизмов оценки профессионального образования и образовательных учреждений, основанных на информационной открытости, а также постоянно действующей системы экспертного и общественного мониторинга и контроля; создание условий для академической мобильности студентов и преподавателей.

Комплексный план формирования современной модели образования должен быть подготовлен к марту 2008 г.

Следует продолжать совершенствование системы финансирования учреждений профессионального образования на основе подушевых нормативов, принять меры по совершенствованию организации подготовки и переподготовки и повышения квалификации работников системы образования всех уровней. Разработать дополнительные меры поддержки победителей олимпиад и творческих конкурсов. И рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации дополнить территориальные программы развития образования мерами по внедрению современных методов обучения.

В заключение Президент России подчеркнул следующее. Сегодня нужно подумать о том, что конкретно из того, что сейчас реализуется в рамках национальных проектов, должно быть заведено в нормальную систему финансирования работы. Ведь нацпроект — это пусковой механизм для решения тех или иных проблем. Мы с вами приняли трехлетний бюджет, и в рамках трехлетнего бюджета все вопросы с финансированием всех программ фактически решены. Но что дальше? Об этом нужно подумать уже сейчас.

Подписка «UBRARy.RU

Теперь журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» стали доступны в электронном виде в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).

На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий или статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.