Научная статья на тему 'Образование менеджеров и устойчивое развитие общества'

Образование менеджеров и устойчивое развитие общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование менеджеров и устойчивое развитие общества»

ОБРАЗОВАНИЕ МЕНЕДЖЕРОВ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

И. Н. Сарно

Российское общество все еще продолжает претерпевать глубокие преобразования. Трансформируются социальные институты, изменяются стандарты взаимодействия важных акторов, определяющих стратегию развития социально-экономической жизни страны [4]. В таких условиях приходится зачастую пересматривать схемы восприятия довольно традиционных факторов, формирующих лицо российского общества [3]. Один из устойчивых стереотипов - позитивное отношение к образованию [1]. Издавна казалось, что чем его больше - тем лучше для всех во всех отношениях. Казалось бы, мало смысла ставить вопрос: какая связь между ростом образования менеджеров и установлением принципов устойчивого развития экономики, прогрессом в социальной жизни страны. Какой она может быть, кроме как сильной и позитивной? Образование «должно» благотворно сказываться на деятельности самих менеджеров и фирм, в которых они заняты. Рост образования «обязан» мотивировать менеджеров к конструктивной социальной активности, к обеспечению устойчивости развития общественной жизни. И все же эту уверенность хотелось бы подтвердить эмпирически.

Такую возможность предоставил репрезентативный для Российской Федерации анкетный опрос, проведенный Институтом социологии РАН в 2007 г. Было опрошено 2014 менеджеров всех отраслей экономики страны. В обработке полученных данных автор принимал непосредственное участие (научный руководитель проекта, в рамках которого проведен данный опрос, доктор социологических наук М. Ф. Черныш. Благодаря опросу удалось выявить влияние роста образования менеджеров на различные аспекты их успешности: их доходы, общее материальное положение, возможности самореализации, уровень их влиятельности, их социальное самоощущение и на мотивацию к конструктивной социальной активности. Полученные данные приведены в табл. 1.

195

Таблица 1

Влияние образования менеджеров на их успешность

Признаки успешности Коэффициент ранговой корреляции с признаком «уровень образования»*

Степень возрастания за последние 5 лет возможности использовать свою квалификацию, знания 0,109

Возможность в ходе профессиональной деятельности самостоятельно решать, что делать, воплощать в жизнь свои идеи -0,196

Наличие полномочий определять производственные задания для сотрудников, назначать их на конкретные виды работ -0,240

Наличие полномочий влиять на зарплаты, должностное продвижение работников фирмы -0,171

Размер совокупного месячный дохода менеджера в фирме 0,224

Улучшение общего материального положения за последние 6 лет 0,132

Жилищные условия по месту постоянного проживания 0,092

Наличие в семье личного автомобиля -0,121

Активность участия в ходе местных выборов -0,027

Степень доверия к предпринимателям 0,048

Степень согласия с утверждением: чтобы считаться хорошим гражданином, важно чувствовать ответственность за страну -0,060

Степень согласия с утверждением: чтобы считаться хорошим гражданином, важно помогать согражданам -0,039

Приведенные данные довольно красноречивы. Единственный признак успешности, значимо коррелирующий с ростом образования менеджера - это рост его месячного дохода (0,224). Коэффициент ранговой корреляции не достигает статистически значимого уровня (0,132). Это и понятно. Чем ниже уровень образования, тем чаще ме-

* Использован коэффициент корреляции ранговых признаков Кендалла.

196

неджеры используют другие сферы и методы получения доходов, другие способы повышения уровня своего материального благополучия. А для высокообразованных сбылось то, чего так опасались россияне во времена застоя, услышав за своей спиной сердитое: «чтоб тебе жить на одну зарплату!» Жилищные условия никак не коррелируют с уровнем образования (0,092), а наличие собственного автомобиля вот-вот начнет коррелировать отрицательным образом (-0,121).

Соответственно, если мы задаемся вопросом: мотивированы ли современные менеджеры к участию в процессе непрерывного профессионального образования, то вынуждены ответить: почти нет. Да, тратя время и силы на повышение образования, можно несколько повысить уровень зарплаты, но лучше бы это время потратить на другие формы активности, тогда повысятся шансы иметь личный автомобиль.

Кроме узко материальных стимулов включаться в непрерывное образование обычно называют еще «экзистенциальные» стимулы: получить возможность самореализации, стать влиятельным человеком. Но, как показывает приведенная таблица, эти стимулы действуют как раз в обратном направлении. «Возможность в ходе профессиональной деятельности самостоятельно решать, что делать, воплощать в жизнь свои идеи» ослабевает по мере роста образования (- 0,196). Синхронно, но еще заметнее ослабевает «наличие полномочий определять производственные задания для сотрудников, назначать их на конкретные виды работ» (- 0,240).

Стереотипы из прошлого позволяют надеяться, что повышение уровня образованности менеджеров «заряжает» их большей широтой взглядов, ориентацией на более далекую перспективу. Соответственно они становятся социально ответственными, у них возрастает потенциал гражданственности. Увы, как показывают четыре нижние строки таблицы, этого не происходит. Исполнение естественного гражданского долга - участие в выборах - никак не активизируется ростом образованности (-0,027). Чувство ответственности за страну (0,060), готовность помогать согражданам (-0,039) совершенно нейтральны повышению или понижению уровня образования менеджеров.

Другими словами, мы вынуждены констатировать, что сложившаяся ситуация достаточно проблемна для ориентации на непрерывное образование и позитивное влияние роста образования на стабильное развитие общества. Локомотив экономики - менеджеры -

197

слабо мотивированы к образованию, а рост его уровня почти не активизирует их намерений развивать общество.

Но, может быть, такого рода «несостоятельность» характерна только для общей системы образования, из-за ее, так сказать, громоздкости и неспособности учесть специфические особенности менеджеров. Тем более что часть образовательного багажа менеджеров может считаться устаревшей, доставшейся им еще со времен плановой экономки. Соответственно, трудно исключить возможность, что, например, недавно освоенные программы бизнес-школ или зарубежные стажировки способны дать более позитивный эффект. За три года до описываемого исследования в панельном опросе задавался следующий вопрос: «Влияет ли рост образования на повышение статуса менеджера внутри фирмы?». При этом были учтены восемь различных источников, способных повышать образованность менеджеров. По данным, приведенным в табл. 2, можно косвенным образом придти к заключению, что названная выше «несостоятельность» - характеристика общей нынешней ситуации взаимоотношений образования и общества. По крайней мере, в отношении менеджеров.

Таблица 2

Сопряженность образования с уровнем статуса

Вид образования Средневзвешенный ранг статуса обученного Количество обученных, %

Зарубежная стажировка 0,71 11,4

Обучение в иностранной бизнес-школе 0,71 3,5

Магистратура 0,68 7,7

Аспирантура 0,67 1,2

Дистанционное обучение 0,62 4,7

Самообучение 0,60 69,7

Обучение в российской бизнесшколе 0,60 7,3

Обучение в ходе работы 0,59 81,8

Для того чтобы определить, какие источники специального образования менеджеров имеют более высокие шансы конвертироваться в

198

повышение статусной позиции менеджера, была произведена следующая статистическая процедура. Каждой из статусных позиций менеджеров был присвоен ранг от 1 до 0. Самой высокой статусной позиции был присвоен ранг - 1, самой низкой - 0. Таким образом, для каждого из видов образования был рассчитан средневзвешенный ранг статусной позиции, которую занимают менеджеры, осуществившие этот вид образования.

Становится ясно, что дело вовсе не в «источниках», не в различиях «происхождения» знаний и опыта менеджеров. Само это знание достаточно слабо востребовано. Данные табл. 2 показывают, что нет сколько-нибудь серьезного контраста в уровне социального капитала, который обусловлен разными видами дополнительного образования, специализированного для менеджеров. Можно говорить лишь о некоторых достаточно слабо выраженных тенденциях, которые при изменении условий могут усилиться или проявиться по-другому. Заметно, например, что более высокий статус менеджера несколько больше ассоциируется с зарубежным образованием («за рубежом, на стажировке» и «в иностранной бизнес школе»), чем с другими видами образования. Конечно, в данном случае недостаточно оснований говорить о каких-либо причинно-следственных связях. Например, о предположении, что специальное образование менеджера, полученное за рубежом, столь плодотворно для бизнеса, что менеджер оказывается более успешным. Правдоподобнее предположение, что в основном менеджеры с высоким статусом могут позволить себе дополнительное образование за рубежом. Или в глазах высших менеджеров котируется преимущественно зарубежное образование. Тем не менее достаточно оснований сказать, что те менеджеры, которые получили такое зарубежное образование, все же выглядят в глазах коллег и работодателей более привлекательными, принадлежащими «одному кругу» с ними. В этом смысле такое образование, как социальный капитал, чуть легче конвертируется в повышение статуса менеджера, заинтересованного в таком повышении. Самообразование, обучение на российских курсах менеджмента и обучение на практике меньше ассоциируются с высоким статусом менеджера. Они в несколько меньшей степени составляют ценимый социальный капитал менеджера.

Можно предположить, что столь неблагоприятная картина взаимодействия образования менеджеров и устойчивого развития общества обусловлена только и исключительно трудностями нынешнего момента, переживаемого реформируемой страной. Но в ответ на тра-

199

дицию прогнозов давно сложилась встречная традиция ироничной реакции на прогнозы. И чтобы благие пожелания перестали вести во всем известное малосимпатичное место, важно трезво воспринимать и интерпретировать сложившуюся реальность. Важны исключительно серьезные усилия всего общества, зарубежных партнеров для преодоления реального кризиса, который, похоже, все еще носит системный характер.

Список литературы

1. Блом Р., Мелин Х., Сарно А. и др. Менеджеры и менеджмент в России: реальность и перспективы. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008.

2. Коровицына Н. От изучения социальных трансформаций к обновленным восточноевропейским исследованиям // Социологические исслед. - 2004. - Т. 11. - С. 13-22.

3. Managers in Russia: Still So Different? edited by R. Blom, Alek-santeri Series 3:2008.

4. Радаев В. Корпоративное управление в современной России: опыт и перспективы. - М.: Национальный совет по корпоративному управлению, 2007.

200

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.