Научная статья на тему 'Образование как процесс интеллектуального производства'

Образование как процесс интеллектуального производства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
426
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / ИНФОРМАЦИЯ / ЗНАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование как процесс интеллектуального производства»

Представленная структура концепции обеспечивает переход от методологии к теории и от нее к практике, представляет собой систему, включающую социокультурный (ценностно-смысловой), логико-гносеологический (теоретико-методологический) и практический (методико-технологический) аспект знаний о развитии социальной активности студента и его педагогическом обеспечении.

Литература

1. Алексеев И.С. Концепция дополнительности. Историко-методологический анализ. М., 1978.

2. Ахиезер А.С. Социокультурный словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.philosophy.ru/edu/ref/soc/slov_ahiez.html

3. Закирова А.Ф. Теоретико-методологические основы и практика педагогической герменевтики: дис. ... д-ра пед. наук. Тюмень, 2001.

4. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2008.

5. Розов М.А. Теория познания как эмпирическая наука // Эпистемология: перспективы развития / Отв. ред. В.А. Лекторский. М.:Кантон+, 2012. С. 90-124.

6. Розов М.А. Теория социальных эстафет и проблемы эпистемологии. Смоленск, 2006.

7. Рыжко В.А. Концепция как форма научного знания: автореф. дис. ... д-ра. филос. наук. Киев, 1989.

8. Степин В С. Теоретическое знание. М., 2000. С. 619-640.

9. Яковлева Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности -Челябинск, 1991.

Л.Е. Шарыпина

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРОЦЕСС ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО

ПРОИЗВОДСТВА

Ключевые слова: интеллектуальное производство, интеллектуальный капитал, интеллектуальный продукт, информация, знания.

Во второй половине 20 века получила широкое распространение доктрина информационного общества. В 70-80-е годы 20 века наибольший вклад в развитие данной концепции внесли Д. Белл, Ф. Махлуп, Т. Умесао, М. Порат, Й. Масуда, Т. Стоуньер и др. [1] Признаком постиндустриальной экономики становится уменьшение роли вещественного производства, которое как сфера приложения труда уступает место производству невещественному. Изменяется роль невещественных элементов производства: знаний, умений, навыков работника, научно-исследовательских и инновационных разработок.

Категории «духовное производство», «духовный продукт» широко использовались К. Марксом с позиций социальной философии в значении одной из разновидностей производства людьми своей общественной жизни, а именно духовной жизни наряду

© Шарыпина Л.Е., 2013

с материальной. В результате общественного разделения труда она выделяется в самостоятельный вид и подразделение общественного производства. Однако К. Маркс исследовал систему капиталистических производственных отношений на примере материального производства, абстрагируясь от нематериальных форм деятельности на том основании, что размеры последней в его время были ничтожно малы по сравнению со всем производством в целом [2, С. 420-421].

К. Маркс употреблял понятие «нематериальное производство», представляя его с точки зрения предметного содержания в двух видах. Первое - производство полезного эффекта, неотделимого от живого труда, например, деятельность учителей, врачей, актеров и т.д. Вторая разновидность нематериального производства - производство потребительных стоимостей в виде книг, произведений науки, культуры, искусства, существующих отдельно от трудовой деятельности создающего их творца.

В отечественной экономической науке и хозяйстве наряду с материальным производством выделялась непроизводственная сфера, возникшая в результате общественного разделения труда, определяемая как производная от материального производства. Причем за материальным производством признавалось первенство на основании того, что создание материального продукта является первоосновой существования человеческого общества. К непроизводственной сфере отнесены были те виды деятельности, которые не участвуют в производстве материального богатства. Наука и научное обслуживание названы наряду с материально-техническим снабжением, торговлей, общественным питанием, жилищно-коммунальным хозяйством в ряду отраслей непроизводственной сферы, которые вызваны к жизни самим процессом воспроизводства материальных благ.

Приметой постиндустриального общества является расширение сферы производства, использующей и предоставляющей интеллектуальные блага. Интеллектуальное производство появилось и постепенно утверждалось в рамках предшествующих эпох. Говоря о генезисе интеллектуального производства, необходимо указать на наличие потребностей как движущей силы его возникновения. Интеллектуальное производство есть результат развития вещественного производства. С одной стороны, в человеческом обществе возросли духовные потребности, с другой - само вещественное производство на определенном уровне своего развития стало опираться на новые источники экономического роста, такие, как образование и научно-технический прогресс, которые определяют производство интеллектуальных продуктов. Именно оно обеспечивает производство ресурсов качественно нового типа (квалифицированные кадры, интеллектуальные технологии). Коренные перемены наблюдаются в разделении общественного труда, в частности, в отраслевой структуре экономики. В качестве сформировавшихся отраслей народного хозяйства развиваются сферы образования, науки. В структуру общественного разделения труда вовлечены научные исследования, инженерные, архитекторские разработки и другие виды сугубо творческой деятельности.

Интеллектуальное производство можно определить как вид общественного производства, возникший в результате социально-экономического процесса разделения труда и представляющий собой деятельность по созданию и распространению знаний. Интеллектуальное производство образует подсистему экономических отношений, основанных на интеллектуальной собственности и обусловливающих создание интеллектуального продукта, его распределение, обмен и потребление. Ф. Махлуп определяет производство знаний как «любую деятельность человека (или вызванную им), эффективно направленную на то, чтобы создать, изменить или подтвердить в собственном

или чужом уме осмысленное понимание или признание каких-либо фактов» [3, С. 59]. Вместе с развитием интеллектуального производства широкое распространение получает интеллектуальный капитал [5]. Наибольшее значение для формирования и использования интеллектуального капитала имеют наука и образование. Можно утверждать, что интеллектуальный капитал функционирует здесь в чистом виде.

В основе формирования специальных знаний и квалификации лежит образование как процесс интеллектуального производства. В своем широком значении образование есть накопление индивидом знаний и практического опыта. Именно образование явилось тем средством, которое позволило непосредственному труду насыщаться умственными функциями и все больше превращаться в интеллектуальный труд.

В зависимости от потребительной стоимости продуктов и технологии труда интеллектуальное производство подразделяется на два вида:

■ производство новых знаний как результат исследований и разработок, то есть открытие, изобретение, конструирование, планирование и т.д.,

■ распространение и передача знаний (обучение, сообщение новостей, консультирование, управление, развлечение), копирование их.

Эти процессы не тождественны, хотя в литературе нередко можно встретить приравнивание второго к первому, и наоборот, или подмену этих процессов. Их можно рассматривать как этапы интеллектуального производства, сменяющие друг друга и пересекающиеся в той части, которая касается распространения новых знаний, поскольку производство новых знаний неотделимо от познания, обучения, образования и самообразования. Новые знания должны быть освоены, распространены, вовлечены в хозяйственный оборот, что осуществляется в том числе через систему воспитания и образования, повышение квалификации, накопление опыта. В этой связи широкое освоение различного рода инноваций представляет собой, по существу, непрерывный образовательный процесс. Таким образом, наука и образование представляют собой единый сектор экономики, несмотря на институциональную разобщенность.

Применительно к первому виду производства речь идет об общественно новых знаниях, не существующих ранее, которые производятся для распространения и потребления. Генерация общественно новых знаний является стержнем интеллектуального производства. Товарная организация последнего возможна на основе знаний, обладающих признаком общественной новизны. Такого рода знания могут быть монополизированы отдельным субъектом и могут представлять интерес для других субъектов, что объясняет рыночный принцип организации интеллектуального производства.

Распространение знаний имеет, на наш взгляд, также два значения.

1) Знания распространяются главным образом через систему обучения и образования. При этом следует говорить, по образному выражению Ф. Махлупа, о передаче старых знаний новым умам, то есть о субъективно новых знаниях. Специфика интеллектуальной сферы заключается в том, что получение знаний в процессе обучения понимается не только как общественно организованное потребление, но и как невещественное производство. Приобретение знаний, когда они служат увеличению производительной способности человека, также следует отнести к производству знаний в экономическом смысле [3, С. 36]. Потребление знаний в школе, вузе есть производство человеческого капитала. Таким образом, процессы потребления знаний обучающимися и производство знаний преподавателями совпадают. Эта особенность интеллектуального производства лежит в основе определения затрат на образование как инвестиционных расходов.

2) Кроме того, современные средства обработки информации и средства электронной коммуникации обеспечивают относительно простой способ передачи и копирования (распространения, тиражирования) как общественно новых, так и субъективно новых интеллектуальных ресурсов. Несмотря на существование вещественного носителя знаний, эта сфера не может рассматриваться как вещественное производство.

Во всехэтих случаях результатом производства являетсяинтеллектуальныйпродукт, имеющий различные формы существования. Интеллектуальный продукт в широком плане объединяет результаты духовной деятельности человека. Интеллектуальный продукт как результат научной деятельности становится товаром, если он предназначен для реализации и на него есть спрос, обеспечивая его владельцу возможность экономической выгоды. Это товар, который имеет не только цену, выражающую его конкретную полезность для конкретных потребителей на рынке, но имеет и всеобщую полезность в виде непосредственно накапливаемых человеческой цивилизацией научных знаний.

Интеллектуальный продукт может существовать в двух формах. Первая форма представлена самостоятельным бытием объекта, например, на информационном носителе (рукопись, чертеж, диск и т.д.). Однако такая актуализация результатов интеллектуального производства не является созданием вещи. Здесь речь идет о воплощении идеального образа, о принявшем фиксированную форму результате научной, интеллектуальной, духовной деятельности. Второй формой интеллектуального продукта следует считать не зафиксированные ни на каком носителе знания в виде теорий, концепций, моделей, проектов, планов, методик, технологий и т.п., находящихся в памяти человека.

В зависимости от характера использования продукт интеллектуального производства может играть различную функциональную роль в экономике. Например, новое знание как продукт науки служит своего рода средством производства, если используется для производства других благ. Вместе с тем оно выступает и как предмет потребления, ибо знание удовлетворяет духовные потребности и становится достоянием людей, прежде чем и одновременно с тем, как оно используется в производственных целях. Интеллектуальный продукт, применяемый для производства новых продуктов, товаров, становится интеллектуальным капиталом. С этой точки зрения интеллектуальное производство включает отрасли, производящие интеллектуальные средства производства, интеллектуальный капитал (научные исследования и разработки, образование), и отрасли, производящие интеллектуальные средства потребления (образование, средства массовой информации). Как видим, деление это условно, так как производство знаний -это одновременно и их использование, потребление. Таким образом, интеллектуальное производство - это и производство интеллектуального капитала, и его использование (функционирование), так как они часто неотделимы друг от друга, особенно в сфере образования и научных исследований.

Проанализируем социально-экономический состав и особую технологию самого процесса интеллектуального производства. Следуя традиционной схеме, факторы интеллектуального производства можно разделить на средства труда и предметы труда. В процессе интеллектуального производства интеллектуальный капитал может выступать и как предмет труда (предшествующий проект, исходные, базовые данные, знания), и как средство труда (метод исследования, способы преобразования, хранения, передачи знаний, технология производства, концепция, модель). При выработке, производстве различных видов интеллектуального продукта ведущую роль играет интеллект, разум.

Причем, когда формируются новые знания, фактически и практически создаются компоненты самого интеллекта.

Предметом труда в процессе интеллектуального производства, «сырьем», исходным материалом может быть разрозненная и систематизированная информация, полученная ранее как другими людьми, так и самим исполнителем умственного труда, как поступающая в производство извне, так и создаваемая самим носителем интеллекта, так сказать, для внутреннего потребления. В зависимости от поставленных задач, такая информация, включаясь в производство, поступает на определенные уровни интеллекта. Поэтому с экономической точки зрения важно деление знаний на знания как конечный продукт и знания как элемент издержек. Таким образом, оба вида интеллектуального производства опираются на одинаковые компоненты, но их использование и роль имеют некоторые различия (см. рисунок).

Рис. Ресурсы и результаты интеллектуального производства

Особенность производства знаний отдельным человеком в процессе обучения состоит в том, что оно представляет собой творчество для самого себя, для внутреннего потребления, формирование субъективно новых знаний. Результаты этого производства не могут быть непосредственно переданы другому лицу или представлены на рынок в качестве товара. Этот вид интеллектуального производства предстает как относительно самостоятельная естественно-техническая и социально-экономическая подсистема деятельности. С этих позиций система образования производит знания, как первичный продукт, без которых никакое другое интеллектуальное производство, включая выработку и дальнейшее распространение знаний, технологически невозможно. В этом смысле обучение и образование как производство знаний первично по отношению ко всем другим видам интеллектуального производства. Кроме того, в естественной и социальной структуре интеллекта существуют раздельные механизмы производства знаний: для потребления в целях собственного интеллектуального развития, и для распространения информации вовне, в том числе на рынок. Обе эти подсистемы имеют свои собственные центры, одни из которых связаны с потребностями развития самого интеллекта, а другие - с потребностями развития личности, общества и производства.

В сфере интеллектуального производства коренным образом меняется содержание труда. В 19 веке физический труд в Европе, например, в Великобритании, обеспечивал существование 2/3 всего населения. В настоящее время в экономически развитых странах

наблюдается значительный рост экономики знаний, где на профессии с преобладанием интеллектуального труда приходится основной прирост занятости. Сегодня более 50% экономически активных граждан развитых стран заняты не физическим, а умственным трудом.

Для получения новых знаний требуется сложный умственный (интеллектуальный) труд. Деление труда на умственный и физический в значительной мере условно, поскольку в любом труде в большей или меньшей степени присутствуют как физические, так и умственные нагрузки. В общем плане интеллектуальный труд - это осознанная деятельность по производству знаний. К категории интеллектуального труда относятся те виды трудовой деятельности, которые характеризуются преобладанием нервно-психических нагрузок, связанных с объемом, напряжением, глубиной внимания, с такими психофизиологическими процессами, как память, восприятие, мышление.

Наряду с делением труда на физический и умственный труд, его еще принято делить на исполнительский и творческий. В процессе исполнительского труда требуется выполнение каких-либо предписаний. Творчество здесь не только не поощряется, но запрещается. Особенности исполнительских работ заключаются в том, что они многократно повторяются, не носят исследовательского характера. При творческом труде человек создает что-то новое, оригинальное, используя личные способности, созидательное мышление. Особенности творческих работ - их неповторимость, исследовательский характер, использование научных методов познания и преобразования действительности. Наиболее важной составляющей интеллектуального труда является именно его творческий компонент.

Умственный труд практически не имеет стереотипов и готовых решений и в каждом конкретном случае требует принятия определенного решения. Особенностями преимущественно умственного труда являются:

■ во-первых, высокий удельный вес нервно-психических нагрузок;

■ во-вторых, более высокая в сравнении с физическим трудом доля творчества и степень ответственности;

■ в-третьих, отсутствие вещественного результата труда.

На наш взгляд, наиболее полное определение интеллектуального труда принадлежит Н. Новоселову. «В целом умственный труд, - подчеркивает он, - представляет собой деятельность по производству, развитию, усвоению, сохранению, распространению и практическому использованию знаний» [4, С. 65].

В любом случае сложный труд опирается на развитие интеллекта. Только с помощью такого труда можно привести в действие элементы производства знаний для внутреннего потребления, то есть для пополнения уровней интеллекта. Не считая обогащения самого интеллекта, все остальные стадии умственного творчества подготавливают завершающее производство - выработку новых научных знаний.

Существует, конечно, и простой умственный труд. Его отличительная особенность в том, что он не создает новых знаний - ни субъективно, ни тем более общественно новых (например, калькулирование). От исполнителя такого труда не требуется принятия самостоятельных решений, влияющих на содержание исходящих сообщений. В эпоху кибернетизации и компьютеризации данная работа легко выполняется машинами. В реальной жизни для значительной части профессионально занятых интеллектуальной деятельностью труд является смешанным, сочетающим как производство новых знаний и сведений о них, так и обработку и распространение уже накопленных знаний.

Такова, на наш взгляд, общая концепция элементов процесса интеллектуального производства. Ведущую роль в этом процессе играют знания. Образование представляет собой вид интеллектуального производства, связанного с распространением уже имеющихся, накопленных знаний и одновременно формированием субъективно новых знаний.

Литература

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999.

2. Маркс К. Теории прибавочной стоимости // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 26. Ч. I. С. 420-421.

3. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США / пер. с англ. - М., 1966. С. 59.

4. Новоселов Н.С. Умственный труд: его сущность и некоторые тенденции развития. - Свердловск, 1972. С. 65.

5. Тарасова Е.М. Интеллектуальный капитал как экономическая категория / Е.М. Тарасова // Вестник университета. Теоретический и научно-методический журнал. 2011. №13. - М.: ГОУ ВПО «Государственный университет управления», 2011. С. 265-268.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.