В.А. Филинов
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ КАК РЕЗУЛЬТАТЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА
Интерес к проблеме интеллектуального труда возник с переходом наиболее развитых стран к постиндустриальному обществу. Признаком постиндустриальной экономики становится уменьшение роли вещественного производства, которое как сфера приложения труда уступает место производству невещественному. Изменяется роль невещественных элементов производства: знаний, умений, навыков работника, научно-исследовательских и инновационных разработок, индивидуальной компетентности индивида. Это явилось толчком к появлению теорий постиндустриального, информационного, инновационного общества (Д. Белл, З. Бжезинский, Ф. Махлуп, Й. Масуда, Ж. Фурас-тье, Р. Хейлбронер, Д. Нэсбит, Г. Мак-Люэн, Дж. Мак-Гейл, А. Бам, Р. Бернсайд, А. Кениг и др.).
О вступлении промышленно развитых стран в постиндустриальную эру свидетельствовали национальные макроэкономические показатели. Так, в 1958 году, когда впервые был поставлен вопрос о количественной оценке вклада совокупного интеллектуального продукта в национальное богатство и выделены тридцать отраслей, производящих знания, объем информационного сектора в экономике США был оценен в 28,6% ВНП. Согласно современным оценкам, этот показатель составляет уже 50% ВНП, а по другим данным, не менее 60%.
В отечественной экономической науке и хозяйстве наряду с материальным производством выделялась непроизводственная сфера, возникшая в результате общественного разделения труда. И все же за материальным производством признавалось первенство на основании того, что «создание материального продукта, является первоосновой существования человеческого общества». К непроизводственной сфере отнесены были те виды деятельности, которые не участвуют в производстве материальных товаров, такие как материально-техническое снабжение, торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство и конечно наука и научное обслуживание.
По мнению Э.М. Агабабьяна нематериальное производство имеет следующие черты, отличающие его от материального производства:
- не материализация живого труда;
- невещественный характер конечных результатов деятельности;
- преобладающая доля умственного труда в совокупных трудовых затратах;
- ведущая роль творческого труда в достижении конечного эффекта и др.1
Как полагает автор, эти признаки в наибольшей степени присущи следующим отраслевые комплексам народного хозяйства, которые и составляют сферу интеллектуального труда: наука и научное обслуживание; управление (все виды специализированной управленческой деятельности): просвещение, культура и искусство; здравоохранение и физическая культура; нематериальные формы бытового обслуживания.
Критериями разделения общественного производства на различные сферы могут служить:
- характер процесса труда, его результаты;
- цели и функции, выполняемые ими в общественном производстве.
Если говорить, что индустриальная экономика основывалась на производстве вещественных товаров, то основой постиндустриального общества является расширение сферы производства, использующей и предоставляющей интеллектуальные продукты и услуги.
Интеллектуальный труд появился и постепенно утверждался в рамках предшествующих эпох. Элементы интеллектуального труда нарастали в границах товарного мира индустриального общества. К обычным предметам, вещам добавились услуги, затем информация, то, что не обладает вещественностью. Перечень ограниченных экономических ресурсов пополнился такими, например, «предметами» как электромагнитные поля определенных частот, компьютерные программы, научно-технические идеи, разработки, проекты, информационные технологии, способности индивидов к творческой и интеллектуальной деятельности.
Говоря о развитии интеллектуального труда, необходимо обозначить, что оно является основой формирования экономической эффективности создаваемого, в рамках этого производства, совокупного интеллектуального продукта. Интел-
364
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2006
© В.А. Филинов, 2006
лектуальное труд есть результат развития вещественного производства. С одной стороны, в человеческом обществе возросли духовные потребности, с другой - само вещественное производство на определенном уровне своего развития стало опираться на новые источники экономического роста, такие, как наука и научно-технический прогресс, которые определяют производство совокупного интеллектуального продукта. Именно оно обеспечивает производство ресурсов качественно нового типа (квалифицированные кадры, интеллектуальные технологии), а, следовательно, снижение потребностей в традиционных ресурсах.
Данное противоречие дает основание для всестороннего рассмотрения процесса интеллектуального труда и анализа его влияния на формирование совокупного интеллектуального продукта.
Основой экономики становится производство интеллектуальных продуктов, наукоемкое производство, выпускающее продукцию с высоким удельным весом человеческого интеллекта, а не сырья, материалов и трудозатрат.
Современная степень сложности производства, управления им требуют высоких технологий, технологий распространения знаний. Ведущими центрами экономики выступают университеты, научные организации, НИИ, а их задачей является превращение научной идеи в интеллектуальный продукт.
С развитием теории интеллектуального капитала значительные изменения происходят в разделении общественного труда, в частности, в отраслевой структуре экономики. В структуре общественного разделения труда появились такие направления как научные исследования, инженерные, архитекторские разработки и другие виды, сугубо, творческой деятельности, требующие высокого уровня компетентности. В качестве сформировавшихся отраслей народного хозяйства развиваются сферы образования, науки, здравоохранения.
Так как формирование совокупного интеллектуального продукта во многом зависит от качества знаний и опыта, используемых в процессе его создания, необходимо понять какое место занимают знания в формировании совокупного интеллектуального продукта, и в каких отраслях народного хозяйства они наиболее сконцентрированы.
Производство знаний можно отнести к сфере услуг, только когда сами знания могут быть рассматриваемы в качестве услуг. Сфера услуг вы-
делялась в составе 3-х секторной отраслевой модели общественного производства, разработанной в 40-х годах XX века, и составила третичный сектор общественного производства. Данная модель была вполне адекватна потребностям экономического анализа в период, когда «первичный», «вторичный» и «третичный» сектора были относительно сопоставимыми как по количеству занятых, так и по роли в образовании общественного богатства.
Однако уже в последней трети XX века, относимые обычно к сфере услуг отрасли в качестве основного продукта начинают создавать знания, снабжая хозяйство наиболее существенным и важным ресурсом производства и образуя в этом смысле «первичный» сектор, а сама обрабатывающая индустрия насыщается информационными факторами. Кроме того, в составе самой сферы услуг непосредственно в предоставление услуг их конечным потребителям вовлечено менее половины занятых, а около 40% занятых, но вторичном секторе экономики представляют управленческий персонал, осуществляют информационно-интеллектуальное обеспечение работы предприятия или заняты в научно-технических разработках. Наконец, только 55-60% работников на промышленных предприятиях, заняты непосредственно производственными операциями.
Учитывая структуру занятых по уровню образования, самые крупные трудовые интеллектуальные ресурсы концентрируются в таких отраслях, как наука, образование, управление, здравоохранение, средства массовой информации и т.п. В этом перечне наибольшее значение для формирования и использования компетентности, имеют наука и образование. При этом необходимо выделять наукоемкие отрасли производства, в которых материализуется (превращается в совокупный интеллектуальный продукт) основная часть результатов научных исследований и разработок, которые определяют спрос на достижения науки и создают базу предложения материально-вещественных и информационных новшеств для всех отраслей экономики.
Интеллектуальный труд ведет к накоплению знаний, повышающих долю интеллектуальной составляющей в конечном продукте.
В зависимости от потребительной стоимости продуктов и технологии интеллектуального труда, формирование совокупного интеллектуального продукта подразделяется на два вида:
- создание новых знаний как результат исследований и разработок, то есть открытие, изобретение, конструирование, планирование и т.д.;
- передачу знаний (обучение, сообщение новостей, консультирование, управление, развлечение), распространение, копирование их.
Новые знания должны быть освоены, распространены, вовлечены в хозяйственный оборот, что осуществляется, в том числе, через систему воспитания и образования, повышение квалификации, накопление опыта. В этой связи широкое освоение различного рода инноваций представляет собой, по существу, непрерывный образовательный процесс. Таким образом, наука и образование представляют собой единый сектор экономики, формирующий определенные компетенции у индивидов, на прямую влияющих на формирование совокупного интеллектуального продукта.
Применительно к первому виду интеллектуального труда речь идет об общественно новых знаниях, не существовавших ранее, которые производятся для распространения и потребления, личного и производительного. Генерация общественно новых знаний является фундаментом в процессе создания совокупного интеллектуального продукта.
Передача знаний осуществляется главным образом через систему обучения и образования.
Специфика интеллектуальной сферы заключается в том, что получение знаний в процессе обучения понимается не только как общественно организованное потребление, но и как невещественное производство. Приобретение знаний, когда они служат увеличению производительности новой способности человека, также следует отнести к производству знаний в экономическом смысле.
Кроме того, современные средства обработки информации и средства электронной коммуникации обеспечивают относительно простой способ передачи и копирования (распространения, тиражирования) как общественно новых, так и субъективно новых интеллектуальных ресурсов, как вторичное интеллектуальное производство.
Во всех этих случаях результатом труда является совокупный интеллектуальный продукт, имеющий различные формы существования и актуализации.
Совокупный интеллектуальный продукт может существовать в двух формах. Первая форма воплощена в самостоятельной объективной форме, например, на информационном носителе (рукопись, чертеж, диск и т.д.). В данном случае
результат использования интеллектуального труда не является созданием вещи.
Второй формой, можно считать не зафиксированные ни на каком носителе знания и компетенции в виде теорий, концепций, моделей, проектов, методик, технологий и т.д., находящихся в памяти и сознании человека, коллектива.
В зависимости от характера использования совокупный интеллектуальный продукт может играть различную функциональную роль в экономике. Например, новое знание как продукт науки служит своего рода средством труда, если используется для производства других благ. Вместе с тем оно выступает и как предмет потребления, ибо знание удовлетворяет духовные потребности и становится достоянием людей, прежде чем и одновременно с тем, как оно используемся в производственных целях.
Таким образом, создание совокупного интеллектуального продукта - это результат использования совокупности компетенции индивидов, так как они часто неотделимы друг от друга, особенно в сфере образования и научных исследований.
Теперь, на наш взгляд, необходимо проанализировать сам процесс интеллектуального труда, т.е. процесс создания совокупного интеллектуального продукта. Как правило, этот процесс включает в себя несколько этапов: фундаментальные исследования; прикладные исследования; разработки проведенных исследований и непосредственно производство интеллектуального продукта.
1. Фундаментальные исследования проводятся в целях расширения, углубления и систематизации знаний, но определенной научной проблеме, формулирования теории и создания научного задела, пополнения запасов знаний об основных процессах и явлениях природы, имеющих общий характер и закономерное постоянство. Результаты этих исследований публикуются в научных изданиях, учебной и учебно-методической литературе, используются впоследствии для повышения квалификации и расширения компетенции научных, педагогических и инженерных кадров.
2. Прикладные научные исследования направлены преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Результатами прикладных исследований, как правило, являются новые принципы и методы создания технических средств, новых технологий, организации и управления, регулирования общественных отношений
и др. Эти результаты бывают представлены в форме эскизных проектов, схем, рецептур, алгоритмов, математических моделей, методик, рекомендаций и других подобных материалов, а также макетов или лабораторных образцов и устройств.
В последнее время, связь фундаментальных исследований (а не только прикладных) и производства становится теснее и очевиднее, поскольку фундаментальные исследования дают возможность предвидения вариантов нововведений прикладного плана, открывают новые сферы применения новшеств. Фундаментальные исследования приближаются к производству, поскольку для создания и совершенствования, сложных электронных устройств, новых материалов необходима глубокая научная проработка природы используемых процессов. В итоге первоначальный этап формирования совокупного интеллектуального продукта смещается от прикладных исследований к фундаментальным, результаты которых приобрели конкретную практическую ценность. Это дало импульс к укреплению связей между университетами и промышленностью.
3. Разработки фундаментальных и прикладных исследований представляют собой систематическое применение научных, знаний, направленное на создание полезных материалов, устройств, систем или методов производства.
4. На последнем этапе, с учетом положительных результатов на предыдущих этапах, происходит непосредственное освоение производства интеллектуального продукта, постановка его на массовое производство, коммерциализация инновации. На этом этапе требуются наибольшие инвестиции. Это связано с необходимостью создания новых или реконструкции имеющихся мощностей, подготовки и переподготовки технических, управленческих, коммерческих кадров, формирования новых хозяйственных структур, организации сбыта и др
Проанализировав процесс создания совокупного интеллектуального продукта, важно отметить некоторые особенности этого процесса.
Интеллектуальный труд, осуществляемое отдельным человеком, имеет свои особенности, которые состоят в том, что оно представляет собой творчество для самого себя, для внутреннего потребления, формирование субъективно новых знаний и необходимых компетенций. Результаты этого труда не могут быть непосредственно переданы другому лицу или представлены на ры-
нок в качестве товара. С этих позиций система образования производит знания, как первичный продукт, без которых никакой другой интеллектуальный труд, включая выработку и дальнейшее распространение знаний, технологически невозможно. В этом смысле обучение и образование как производство знаний первично по отношению ко всем другим видам интеллектуального труда.
К тому же необходимо отметить, что в структуре создания совокупного интеллектуального продукта существуют различные механизмы его производства:
- для потребления в целях собственного интеллектуального развития;
- для распространения во вне, в том числе на рынок.
Обе эти подсистемы имеют свои собственные центры, одни из которых связаны с потребностями развития самого интеллекта, а другие - с потребностями развития личности, общества и производства.
Немаловажная роль в процессе интеллектуального труда принадлежит невещественным условиям этого процесса. В.С. Гойло обозначает их, как интеллектуальную ноосферу, окружающую исполнителя труда и его действия на рабочем месте, предприятии, в семье, городе, обществе и т.д. Интеллектуальная ноосфера включает, например, нравственную и психологическую обстановку - доброжелательность, взаимоуважение, творческую настроенность и т.п., то есть осознание и одобрение целей данного труда. Общая культура, эстетическая ситуация вокруг может играть существенную роль для успеха интеллектуальной деятельности индивида или коллектива. Такая окружающая среда определяет широту и глубину подходов при решении интеллектуальных задач помогает эффективно использовать накопленный опыт2.
Вещественную инфраструктуру интеллектуального труда составляет рабочее место и оборудование, эргономические удобства предприятия, его внутренняя и внешняя экология, конкретное месторасположение предприятия, расстояние между ним и жильем работников, транспортные возможности работников, качество их отдыха и питания в течение трудового дня и после него и т.д. Развитие инфраструктура облегчает и даже стимулирует интеллектуальное творчество, но все же она не является обязательной для осуществления всех этапов интеллектуальной работы. Кроме того, интеллектуальный труд требу-
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
ет вещественных средств производства (приборы, оборудование и т.д.).
Важно отметить, что процесс интеллектуального труда находит свое отражение в творческом труде. При творческом труде человек создает что-то новое, оригинальное, используя личные способности, индивидуальные компетенции, созидательное мышление. Особенности творческих работ - их неповторимость, исследовательский характер, использование научных методов познания и преобразования действительности. Поэтому наиболее важной составляющей интеллектуального труда является именно его творческий труд.
Деятельность служащих, специалистов, руководителей, работников творческого труда требует длительного обучения в высших и средних специальных заведениях и постоянного повышения уровня знаний. Интеллектуальный труд практически не имеет стереотипов и готовых решений и в каждом конкретном случае требует принятия определенного решения. В современном обществе для значительной части профессио-
нально занятых интеллектуальной деятельностью людей труд является смешанным, сочетающим как производство новых знаний и сведений о них, так и обработку, и распространение уже накопленных знаний. Результатом процесса интеллектуального труда является совокупный интеллектуальный продукт.
Все вышесказанное, позволяет сделать вывод, о том, что результатом интеллектуального труда является совокупный интеллектуальный продукт. Для раскрытия сущности совокупного интеллектуального продукта необходимо поэтапного изучения процесса интеллектуального труда, в основе которого лежит постоянное движение и взаимодействие информации и знаний.
Примечания
1 Агабабьян Э.М. Производство и потребление: перестройка механизма взаимодействия. -М.: Экономика, 1991. - С. 137.
2 Гойло В. Политическая экономия интеллектуального труда. - М.: Амипресс, 2000. - С. 54.