Научная статья на тему 'Образование как приоритетная отрасль национальной экономики'

Образование как приоритетная отрасль национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1685
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ОТРАСЛЬ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА / ЭКОНОМИКА СТРАНЫ / EDUCATION / HIGHER SCHOOL / EDUCATIONAL SERVICE / SECTOR OF THE NATIONAL ECONOMY / ECONOMY OF THE COUNTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ростовский Роман Валерьевич

В статье рассматривается социально-экономическое назначение образования и дается анализ развития образования в России. Автор на основе данного анализа пытается объяснить особую специфическую роль сферы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION AS A PRIORITY SECTOR OF NATIONAL ECONOMY

The education socio-economic purpose is considered in the article. The analysis of education development in Russia is given. Author on the basis of this analysis attempts to explain the specific role special education.

Текст научной работы на тему «Образование как приоритетная отрасль национальной экономики»

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года подчеркивается актуальность стратегической цели государственной политики в сфере образования - повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина[1].

До недавнего времени по традиционной для нашей страны классификации в народном хозяйстве выделялись две крупные сферы: материального производства и так называемая

«непроизводственная сфера». Долгое время считалось, что труд в сфере образования непроизводительный, не создает никакого «продукта».

Подобное терминологическое разграничение на две сферы, по нашему мнению, неудачно, так как при нем не соблюдается принцип сопоставимости, однородности или разнородности рассматриваемых явлений, и не понятно, что берется за основу такого разграничения: материальность или производство.

В нашей статье более подробно рассмотрим экономическую функцию образования.

При этом следует отметить, что главная роль образования заключается в удовлетворении потребности людей в образовательных услугах. Поэтому образование занимает важное и вместе с тем особое место. Оно охватывает специфическую отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности общества в образовательных услугах, занята подготовкой кадров, формированием их знаний, умений и навыков, необходимых для разнообразных видов трудовой и иной деятельности [2, с. 35-50].

Для функционирования учреждений образования, науки, культуры необходимы здания, соответствующее оборудование, предметы материальной культуры и другие важные вещественные элементы национального богатства.

Исследуя различные литературные источники, можно рассмотреть структуры духовного производства. В его состав включаются следующие составные части:

- наука - накопление и обновление знаний о природе, обществе, самом человеке и созданном им искусственном мире, выявление закономерностей строения и динамики окружающего мира, методах использования этих закономерностей в интересах человека;

- образование — система, обеспечивающую передачу научных знаний, умений и навыков подрастающим поколениям и всему населению, удовлетворяющую их потребности в образовательных услугах и профессионально-квалификационной подготовке, а также формирующую соответствующие эстетические оценки и нравственные правила поведения в обществе;

- книги и средства массовой информации, способствующие распространению и обновлению духовных ценностей;

- культура - система учреждений (библиотеки, музеи, театры и т.д.), обеспечивающих распространение знаний о духовных и материальных ценностях;

- нравственность — система этических норм, регулирующих поведение людей, оценивающих их поступки;

- идеология - мировоззрение людей, религиозные взгляды, отражающие цели и мотивы сознательной деятельности человека.

Все эти компоненты духовной жизни, конечно же, органически между собой связаны и находятся в сложном взаимодействии. Наиболее тесные связи характерны для ведущих звеньев духовного производства: науки и образования.

Роль нематериального производства постоянно растет. Его отрасли активно воздействуют на повышение эффективности труда, занятого в материальной сфере, создают условия для всестороннего раскрытия творческих возможностей людей, повышения их квалификации и общеобразовательной подготовки.

Каждая из отраслей нематериального производства удовлетворяет общественные потребности в неразрывном единстве с соответствующими отраслями материального производства. Дополняя друг друга, эти сферы общественного производства образуют единый народнохозяйственный комплекс. Как две разновидности воспроизводственной деятельности материальное и нематериальное производство различаются между собой не только по используемому производственному потенциалу, результатам труда, а и по той роли, которую они выполняют в социально-экономической структуре общества. Однако это одновременно и объединяет их.

Для того, чтобы в полной мере охарактеризовать содержательную сторону и место отрасли образования в системе народно-хозяйственного комплекса, важно знать коренные признаки, по которым выделяется та или иная отрасль. Какие же критерии содержатся в основе определения отрасли?

Под отраслью народного хозяйства понимается качественно однородная совокупность предприятий, учреждений и других хозяйственных единиц, характеризующихся общностью

(сходством) условий труда (производства), профессионального состава кадров, выполняемых функций в системе общественного воспроизводства, производимой продукции или услуг.

Образование как отрасль представляет собой систему образовательных учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих главным образом образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах и подготовку квалифицированных работников.

Такое определение отрасли позволяет ее, с одной стороны, именовать экономикой образования, с другой стороны, рассматривать как сложную систему. А только такой, системный, подход и дает возможность всесторонне рассмотреть это сложное явление. Кстати сказать, впервые в истории отечественного законодательства понятие «экономика» применительно к просвещению с полным правом закреплено в действующем Законе «Об образовании». В нем глава IV названа: «Экономика системы образования» [3].

О каких же частях, элементах экономики образования идет речь? Наиболее крупными элементами образования являются производительные силы и производственные отношения сферы образования. Важно также иметь в виду и следующие подсистемы: экономика дошкольного образования, экономика общеобразовательной школы, экономика профтехобразования, экономика среднего специального образования, экономика высшей школы и послевузовского образования. Первичным структурным звеном этой отрасли является образовательное учреждение, выступающее юридическим лицом: детский сад, школа, техникум, вуз и т.п.

Экономика образования, по нашему мнению, характеризуется такими свойствами: целенаправленность, целостность, многоструктурность, взаимосвязь ее элементов, устойчивость, управляемость, самонастройка, способность к самосовершествованию, т.е. к развитию. Но это не замкнутая система. Она составляет особое единство с окружающей средой, с системой более общего порядка.

Прежде всего, экономика образования выступает неотъемлемой составной частью системы образования в целом. Органическое взаимодействие педагогических и других социальных процессов, свойственных сфере просвещения, накладывает свой отпечаток на экономические процессы и предопределяет специфичность отрасли образования. Сама система образования - важная составная часть народного хозяйства и социально-экономического организма общества, взаимодействующая с остальными его звеньями.

Образовательная отрасль в современных условиях, пожалуй, располагает наибольшими интегрирующими (объединительными) свойствами. Она относится к социальной сфере единого народнохозяйственного комплекса, которая охватывает и пронизывает своими животворящими потоками весь экономический организм страны.

Чем же можно объяснить особую специфическую роль сферы образования?

Во-первых, специфическим местом образования в системе общественного разделения труда. Это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах и специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества -квалифицированных работников для всех отраслей материального и нематериального производства, а также для различных видов непроизводственной деятельности. Именно этим объективно предопределяется приоритетность отрасли образования. В статье 1 Российского Закона «Об образовании» приоритетность государственной политики в области образования получила юридическое закрепление. Но оно пока что носит декларативный характер. О необходимости создания социально-экономических условий для приоритетного развития системы образования говорится и в «Национальной доктрине образования Российской Федерации» [4].

Во-вторых, уровень образования населения выступает одним из главных показателей благосостояния народа страны. Сам же уровень благосостояния, по мнению экспертов Организации Объединенных Наций, лучше всего отражается с помощью индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП). Этот индекс определяется следующими тремя основными критериями: средней продолжительностью жизни, уровнем образованности и размерами дохода на душу населения. Эксперты ООН в 1991 г. установили, что бывший Советский Союз по этому индексу находился на 33 месте в мире. В последние годы наша страна заметно ухудшила эти позиции. Если в 1993 г. Россия по ИЧРП занимала 57-е место и находилась в группе стран с высоким уровнем развития, то в 2010 г. она оказалась уже на 65 месте .

Как показали новейшие исследования, обычно дольше живут люди, получившие высшее образование, хорошо зарабатывающие и достигшие заметного положения в обществе. Чем выше интеллект человека, чем разностороннее его образованность, тем больше у него возможностей создать себе оптимальные условия труда. Каждый дополнительный год учебы, считают ученые, продлевает жизнь самое меньшее на несколько лет.

Специалисты Лондонского университета [5, с. 41-50] обследовали состояние здоровья двух категорий людей: тех, кто получил хорошее образование, и тех, кто не утруждал себя учебой. Выяснилось, что квалифицированные специалисты - умные, знающие люди - более здоровы, чем их сверстники, не обремененные знаниями. Исследователи подсчитали, что малообразованные люди

имеют в 5 раз большую склонность к депрессии. У них в заметно большей степени наблюдаются болезни нашего века: сердечно-сосудистые, психические. Истоки этого всегда лежат в ощущении шаткости своего положения, боязни оказаться не на высоте, неуверенности в себе. Больше того, группа ученых из Карлсруэ установила, что у родителей, которые занимаются в основном умственным трудом, дети в среднем на 7 сантиметров выше, чем в рабочих семьях.

Повышенный риск ранней смертности в социально менее защищенных группах населения объясняется простыми вещами: курением дешевых сигарет, плохим питанием, злоупотреблением алкоголем, тучностью или слабой подвижностью, а главное - тяжелыми физическими нагрузками.

В-третьих, эта отрасль сама для себя готовит профессиональных работников -преподавательские кадры. Учителя и профессорско-преподавательский состав вузов и средних специальных учебных заведений относятся к работникам высококвалифицированного и квалифицированного интеллектуального труда. Для них обучение и воспитание учащихся не побочная, а основная сфера их деятельности.

В-четвертых, труд в области образования стал одним из самых массовых видов человеческой деятельности, начиная с раннего детства вплоть до завершения трудовой биографии значительной части работников. По количеству занятых людей сфера образования превосходит любую другую отрасль народного хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.