Научная статья на тему 'Место отрасли образования в системе народно-хозяйственного комплекса'

Место отрасли образования в системе народно-хозяйственного комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2097
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ОТРАСЛЬ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА / ЭКОНОМИКА СТРАНЫ / EDUCATION / HIGHER SCHOOL / EDUCATIONAL SERVICE / SECTOR OF THE NATIONAL ECONOMY / ECONOMY OF THE COUNTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ростовский Роман Валерьевич

Рассматривается система образования как одна из важнейших подсистем социальной сферы государства. Автор указывает на актуальность стратегической цели государственной политики в сфере образования - повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. При этом в статье также рассматривается специфическая отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности общества в образовательных услугах, занята подготовкой кадров, формированием их знаний, умений и навыков, необходимых для разнообразных видов трудовой и иной деятельности. Автор на основе данного анализа пытается объяснить особую специфическую роль сферы образования, а также рассматривает экономическую функцию образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Place of the Educational Branch in the System of National-Economic Complex

In this article the socio-economic purpose of education is considered and the analysis of the history of development of education in Russia is given. The author tries to explain the particular specific role of the sphere of education on the basis of this analysis

Текст научной работы на тему «Место отрасли образования в системе народно-хозяйственного комплекса»

УДК 338.22

Ростовский Роман Валерьевич Roman Rostovsky

МЕСТО ОТРАСЛИ ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ НАРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА

THE PLACE OF THE EDUCATIONAL BRANCH IN THE SYSTEM OF NATIONAL-ECONOMIC COMPLEX

Рассматривается система образования как одна из важнейших подсистем социальной сферы государства. Автор указывает на актуальность стратегической цели государственной политики в сфере образования — повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. При этом в статье также рассматривается специфическая отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности общества в образовательных услугах, занята подготовкой кадров, формированием их знаний, умений и навыков, необходимых для разнообразных видов трудовой и иной деятельности.

Автор на основе данного анализа пытается объяснить особую специфическую роль сферы образования, а также рассматривает экономическую функцию образования

In this article the socio-economic purpose of education is considered and the analysis of the history of development of education in Russia is given.

The author tries to explain the particular specific role of the sphere of education on the basis of this analysis

Ключевые слова: образование, высшая школа, образовательные услуги, отрасль народного хозяйства, экономика страны

Key words: education, higher school, educational service, sector of the national economy, economy of the country

До недавнего времени по традиционной для нашей страны классификации в народном хозяйстве выделялись две крупные сферы: материального производства и так называемая «непроизводственная сфера». Долгое время считалось, что труд в сфере образования непроизводительный, не создает никакого «продукта».

Подобное терминологическое разграничение на две сферы, по нашему мнению, неудачно, так как при нем не соблюдается принцип сопоставимости, однородности или разнородности рассматриваемых явлений, и не понятно, что берется за основу

такого разграничения: материальность или производство.

Образование как отрасль представляет собой систему образовательных учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих главным образом образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах и подготовку квалифицированных работников.

Такое определение отрасли позволяет, с одной стороны, именовать ее экономикой образования, с другой стороны, рассматривать как сложную систему. А только такой,

системный, подход и дает возможность всесторонне рассмотреть это сложное явление. Впервые в истории отечественного законодательства понятие «экономика» применительно к просвещению с полным правом закреплено в действующем Законе «Об образовании», где гл. IV названа: «Экономика системы образования» [4].

Стратегической целью государственной политики в сфере образования на период до 2020 г. является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина [6].

Подробно рассмотрим экономическую функцию образования.

Главная роль образования заключается в удовлетворении потребности людей в образовательных услугах. Поэтому образование занимает важное место. Оно охватывает специфическую отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности общества в образовательных услугах, занята подготовкой кадров, формированием знаний, умений и навыков, необходимых для разнообразных видов трудовой и иной деятельности [3; С. 35-50].

Для функционирования учреждений образования, науки, культуры необходимы здания, соответствующее оборудование, предметы материальной культуры и другие важные вещественные элементы национального богатства.

Исследуя различные литературные источники, можно рассмотреть структуры духовного производства. В его состав включаются следующие составные части:

— наука — накопление и обновление знаний о природе, обществе, человеке и созданном им мире, выявление закономерностей строения и динамики окружающего мира, методах использования этих закономерностей в интересах человека;

— образование — система, обеспечивающая передачу научных знаний, умений и навыков подрастающим поколениям и всему населению, удовлетворяющую их потребности в образовательных услугах и

профессионально-квалификационной подготовке, а также формирующую соответствующие эстетические оценки и нравственные правила поведения в обществе;

— книги и средства массовой информации, способствующие распространению и обновлению духовных ценностей;

— культура — система учреждений (библиотеки, музеи, театры и т.д.), обеспечивающих распространение знаний о духовных и материальных ценностях;

— нравственность — система этических норм, регулирующих поведение людей, оценивающих их поступки;

— идеология — мировоззрение людей, религиозные взгляды, отражающие цели и мотивы сознательной деятельности человека.

Названные компоненты духовной жизни органически между собой связаны и находятся в сложном взаимодействии. Наиболее тесные связи характерны для ведущих звеньев духовного производства: науки и образования.

Роль нематериального производства постоянно растет. Его отрасли активно воздействуют на повышение эффективности труда, занятого в материальной сфере, создают условия для всестороннего раскрытия творческих возможностей людей, повышения их квалификации и общеобразовательной подготовки.

Каждая из отраслей нематериального производства удовлетворяет общественные потребности в неразрывном единстве с соответствующими отраслями материального производства. Дополняя друг друга, эти сферы общественного производства образуют единый народнохозяйственный комплекс. Как две разновидности воспроизводственной деятельности материальное и нематериальное производство различаются между собой не только по используемому производственному потенциалу, результатам труда, но и по роли, которую они выполняют в социально-экономической структуре общества. Однако это одновременно и объединяет их.

Чтобы в полной мере охарактеризовать содержательную сторону и место отрасли

образования в системе народно-хозяйственного комплекса, важно знать коренные признаки, по которым выделяется та или иная отрасль. Какие же критерии содержатся в основе определения отрасли?

Под отраслью народного хозяйства понимается качественно однородная совокупность предприятий, учреждений и других хозяйственных единиц, характеризующихся общностью (сходством) условий труда (производства), профессионального состава кадров, выполняемых функций в системе общественного воспроизводства, производимой продукции или услуг.

О каких же частях, элементах экономики образования идет речь? Наиболее крупными элементами образования являются производительные силы и производственные отношения сферы образования. Важно также иметь в виду и следующие подсистемы: экономика дошкольного образования, экономика общеобразовательной школы, экономика профтехобразования, экономика среднего специального образования, экономика высшей школы и послевузовского образования. Первичным структурным звеном этой отрасли является образовательное учреждение, выступающее юридическим лицом: детский сад, школа, техникум, вуз и т.п.

Экономика образования, по нашему мнению, характеризуется следуюшими свойствами: целенаправленность, целостность, многоструктурность, взаимосвязь ее элементов, устойчивость, управляемость, самонастройка, способность к самосовершенствованию, т.е. к развитию. Но это не замкнутая система. Она составляет особое единство с окружающей средой, с системой более общего порядка.

Прежде всего, экономика образования выступает неотъемлемой составной частью системы образования в целом. Органическое взаимодействие педагогических и других социальных процессов, свойственных сфере просвещения, накладывает свой отпечаток на экономические процессы и предопределяет специфичность отрасли образования. Система образования — важная составная часть народного хозяйства и со-

циально-экономического организма общества, взаимодействующая с остальными его звеньями.

Образовательная отрасль в современных условиях, пожалуй, располагает наибольшими интегрирующими ( объединительными) свойствами. Она относится к социальной сфере единого народнохозяйственного комплекса, которая охватывает и пронизывает своими животворящими потоками весь экономический организм страны.

Чем же можно объяснить особую специфическую роль сферы образования?

Во-первых, особым местом образования в системе общественного разделения труда. Это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах и специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества — квалифицированных работников для всех отраслей материального и нематериального производства, а также для различных видов непроизводственной деятельности. Именно этим объективно предопределяется приоритетность отрасли образования. В ст. 1 Российского Закона «Об образовании» приоритетность государственной политики в области образования получила юридическое закрепление. Но оно пока что носит декларативный характер. О необходимости создания социально-экономических условий для приоритетного развития системы образования говорится и в «Национальной доктрине образования Российской Федерации» [5].

Во-вторых, уровень образования населения выступает одним из главных показа-тел ей благосостояния народа страны. Сам же уровень благосостояния, по мнению экспертов Организации Объединенных Наций, лучше всего отражается с помощью индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП). Этот индекс определяется следующими тремя основными критериями: средней продолжительностью жизни, уровнем образованности и размерами дохода на душу населения. Эксперты ООН в 1991 г. установили, что бывший Советский Союз по этому индексу находился на 33 месте в мире. В последние годы наша страна замет-

но ухудшила эти позиции. Если в 1993 г. Россия по ИЧРП занимала 57-е место и находилась в группе стран с высоким уровнем развития, то в 2010 г. она оказалась уже на 65 месте. Доклад под названием «Реальное богатство народов: пути развития человека» стал двадцатым юбилейным докладом Программы развития ООН [2]. В нем были опубликованы данные 169 стран мира об уровне жизни и социальной защищенности, показатели здоровья, образования и культурного развития, преступности, охраны окружающей среды, а также участия людей в принятии политических решений. На основе всех этих показателей эксперты рассчитывали общий индекс человеческого развития: считается, что чем ближе этот показатель к единице, тем выше возможности для раскрытия человеческого потенциала в стране.

Среднемировой индекс в этом году составил 0,624. Все страны по уровню развития были традиционно поделены на четыре категории: страны с очень высоким уровнем развития (1-42 места), с высоким уровнем развития(43-85), страны со средним уровнем развития (86-127), страны с низким уровнем развития (128-169). На данный момент наибольшие возможности раскрыть свой потенциал, по мнению авторов документа, — у жителей Норвегии, Австралии и Новой Зеландии, а самые маленькие — у жителей Демократической Республики Конго, Зимбабве и Нигера.

Россия попала во вторую группу — стран с высоким уровнем развития. На 65-е место эксперты определили ее с учетом нескольких базовых показателей развития: средней продолжительности жизни, составившей на момент исследования 67,2 года, средней продолжительности образования, которая равнялась в среднем 8,8 года, и подушевому ВВП, который равнялся 15,258 тыс. долл. в год. Еще один показатель — ожидаемая продолжительность обучения — составлял для России в 2010 г. 14,1 года.

На эти довольно неприглядные цифры можно посмотреть и с позиции оптимиста: за последние пять лет стране удалось подняться в рейтинге на три строчки, после

долгого периода стагнации в девяностых годах. Лишь с 2000 г. позиции нашей страны стали постепенно улучшаться, и в 2010 г. Россия достигла уровня 0,719.

Из всех стран бывшего СССР в группу государств с очень высоким уровнем человеческого развития смогла войти лишь Эстония — она занимает 34-е место. А абсолютными лидерами гонки благополучия стали Норвегия, Австралия, Новая Зеландия.

В Норвегии, где индекс составил 0,938 продолжительность жизни — 81 год, продолжительность обучения — 12,6 лет, среднедушевой ВВП — 58,810 тыс. долл. в год. Много усилий и средств вкладывают в развитие своих граждан также такие страны, как США, Ирландия, Лихтенштейн, Нидерланды, Канада, Швеция и Германия.

Туркменистан возглавил список стран со средним уровнем развития человеческого потенциала, поделив 87-е место с крохотным океаническим Фиджи. В эту же группу вошли другие республики постсоветского пространства: Молдова, занявшая 99-е место, Узбекистан, оказавшийся на 102-й строчке. Кыргызстан и Таджикистан заняли 109-е и 112-е места соответственно.

А вот меньше всего внимания человеческому потенциалу уделяют в трех африканских странах — Нигере, Демократической республике Конго, Зимбабве.

В целом динамика мирового развития за последние 20 лет следующая: по их расчетам, люди стали более здоровыми, образованными и обеспеченными, в мире усилились демократические тенденции, а в большинстве стран граждане стали жить дольше. Но у развития есть как взлеты, так и падения: в докладе отмечается, что практически не сдвинулись с места в развитии африканские страны южнее Сахары. В то же время, на пространстве бывшего СССР увеличилась смертность среди взрослых

[7].

Как показали новейшие исследования, обычно дольше живут люди, получившие высшее образование, хорошо зарабатывающие и достигшие заметного положения в обществе. Чем выше интеллект человека,

чем разностороннее его образованность, тем больше у него возможностей создать себе оптимальные условия труда. Каждый дополнительный год учебы, считают ученые, продлевает жизнь самое меньшее на несколько лет.

Специалисты Лондонского университета [1; С. 41-50] обследовали состояние здоровья двух категорий людей: тех, кто получил хорошее образование, и тех, кто не утруждал себя учебой. Выяснилось, что квалифицированные специалисты — умные, знающие люди — более здоровы, чем их сверстники, не обремененные знаниями. Исследователи подсчитали, что малообразованные люди имеют в 5 раз большую склонность к депрессии. У них в заметно большей степени наблюдаются болезни нашего века: сердечно-сосудистые, психические. Истоки этого всегда лежат в ощущении шаткости своего положения, боязни оказаться не на высоте, неуверенности в себе. Больше того, группа ученых из Карлсруэ установила, что у родителей, которые занимаются в основном умственным трудом, дети в среднем на 7 см выше, чем в рабочих семьях.

Литература

Повышенный риск ранней смертности в социально менее защищенных группах населения объясняется следующим: курением дешевых сигарет, плохим питанием, злоупотреблением алкоголем, тучностью или слабой подвижностью, а главное — тяжелыми физическими нагрузками.

В-третьих, эта отрасль сама для себя готовит профессиональных работников — преподавательские кадры. Учителя и профессорско-преподавательский состав вузов и средних специальных учебных заведений относятся к работникам высококвалифицированного и квалифицированного интеллектуального труда. Для них обучение и воспитание учащихся не побочная, а основная сфера деятельности.

В-четвертых, труд в области образования стал одним из самых массовых видов человеческой деятельности, начиная с раннего детства, вплоть до завершения трудовой биографии значительной части работников. По количеству занятых людей сфера образования превосходит любую другую отрасль народного хозяйства.

1. Воскресенская Н.М. Великобритания: стратегические направления развития образования // Педагогика. 1996. № 4.

2. Двадцатый доклад Программы развития ООН «Реальное богатство народов: пути развития человека» 2010 / Пер. с англ.; ПРООН.

3. Жуков В.И. Социально-экономическая ситуация и социальная политика в России (библ. соц. работника). М.: Союз, 1994.

4. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г № 3266-1 «Об образовании». Гл. 4.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации».

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.newsinfo.ru/articles/2010-11-06/russia/742

305/

Коротко об авторе_

Ростовский Р.В., канд. экон. наук, доцент каф. «Экономика и управление» rostovskaya.tamara@mail.ru

Научные интересы: система образования, экономика

_Briefly about the author

R. Rostovskiy, Candidate of Economic Sciences, assistant professor Economics and Management Department, Moscow Psyhologo-social Institute

Scientific interests: education, economy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.