Научная статья на тему 'О роли образования в системе народно-хозяйственного комплекса'

О роли образования в системе народно-хозяйственного комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
508
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ОТРАСЛЬ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА / ЭКОНОМИКА СТРАНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ростовский Роман Валерьевич

В статье рассматривается социально-экономическое назначение образования и дается анализ истории развития образования в России. Автор на основе данного анализа пытается объяснить особую специфическую роль сферы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О роли образования в системе народно-хозяйственного комплекса»

О роли образования в системе народно-хозяйственного комплекса

Ростовский Роман Валерьевич кандидат экономических наук Московский психолого-социальный институт ст.преподаватель кафедры экономики и управления

RVRostovskiy@mail. ru

Rostovskiy R.V.

The Candidate of Economics The Moscow psyhologo-social institute The Senior Lecturer of Economics and Management Department

В статье рассматривается социально-экономическое назначение образования и дается анализ истории развития образования в России.

Автор на основе данного анализа пытается объяснить особую специфическую роль сферы образования.

In this article the socio-economic purpose of education is considered and the analysis of the history of development of education in Russia is given.

The author tries to explain the particular specific role of the sphere of education on basis of this analysis.

Ключевые слова: образование, высшая школа, образовательные услуги, отрасль народного хозяйства, экономика страны

Key words: education, higher school, educational service, sector of the national economy, economy of the country

Главная роль образования заключается в удовлетворении потребности людей в образовательных услугах. Поэтому образование занимает важное и вместе с тем особое место. Оно охватывает специфическую отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности общества в образовательных услугах, занята подготовкой кадров, формированием их знаний, умений и навыков, необходимых для разнообразных видов трудовой и иной деятельности[1, с. 35-50].

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года подчеркивается актуальность стратегической цели государственной политики в сфере образования -повышения доступности качественного образования, соответствующего

требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

До недавнего времени по традиционной для нашей страны классификации в народном хозяйстве выделялись две крупные сферы: материального производства и так называемая «непроизводственная сфера». Долгое время считалось, что труд в сфере образования непроизводительный, не создает никакого «продукта».

Подобное терминологическое разграничение на две сферы, по нашему мнению, неудачно, так как при нем не соблюдается принцип сопоставимости, однородности или разнородности рассматриваемых явлений, и не понятно, что берется за основу такого разграничения: материальность или

производство.

Рассматривая социально-экономическое назначение образования, целесообразно проанализировать историю развития образования в России.

К середине 50-х годов XIX в. в России произошли огромные политические преобразования, существенно повлиявшие на нравственный климат общества.

Крестьянская реформа 19 февраля 1861 года по выражению М.Е. Салтыкова-Щедрина устранила "безнравственное и бесправное" отношение человека к человеку. Передовые общественные деятели того времени рассматривали отмену крепостного права как важнейшее условие для нравственного развития народа и страны, необходимую предпосылку для борьбы за дальнейший прогресс. "Наше время, - писал К.Д.Ушинский, - во многих отношениях важнее Петровых преобразований: тогда энергетический гений употребил усилие, чтобы пробудить к деятельности народ; теперь проснувшиеся и получившие свободу на родные силы сами требуют деятельности. Уничтожение крепостного состояния, окружавшего большую часть детей образованного класса крепостною прислугою, есть самая важная реформа, благодетельные плоды которой не замедлят обнаружиться в поднятии нравственного уровня в этом классе. Устройством тысячи самых

обдуманных педагогических заведений нельзя сделать и сотой доли того, что сделало одно уничтожение крепостной прислуги"[2, с.320-369].

После падения крепостногоправа в сознание русскогочеловека стала внедрятьсямысль о единстве иравноправии всех людей, о достоинстве всякой человеческой личности, о необходимостивнимательного и гуманногоотношения к ее нуждам и запросам. Освобождениеличности от сословных, бытовых, семейных, религиозных пут явилось главнойзадачей поколения интеллигенции60-х годов.

В этом периоде реформы вызвали чрезвычайно широкое демократическое движение, мощный духовный подъем русского общества, стремление передовых деятелей того времени активно участвовать в обновлении российской действительности, направить ее развитие в соответствии со своими представлениями и идеалами. В то время Россия в буквальном смысле слова, изнемогала под бременем усиленных надежд, возбужденных крестьянской реформой и теми преобразованиями, которые ожидались вслед за нею. Все ждали, все говорили: золотой век не позади нас, а впереди - писал М.Е.Салтыков-Щедрин [3, с.349]. Широко распространилась идея о необходимости отстаивать интересы народных масс, прежде всего крестьян, о выполнении "долга" перед народом. Этот "долг" мог быть уплачен прежде всего в форме распространения образования и культуры в народных массах.

Эпоха реформ закончилась ранее, чем были в достаточной мере осуществлены задуманные политические и экономические преобразования. С конца 60-х годов начался период длительной политической реакции. Только что проведенные реформы претерпели существенные искажения. Однако начавшийся процесс социально-политического преобразования русского общества уже невозможно было остановить. Никакая реакция не могла повернуть Россию к ее прежнему положению. С этого времени в стране началось развитие различных форм общественной и культурной

жизни, систематическая, последовательная разработка новых отраслей русской науки, в том числе педагогики и психологии.

В 60-е годы XIX в. в русской истории появились учреждения и организации, деятельность которых была направлена на распространение знаний среди народных масс (возникли воскресные школы; народные библиотеки и читальни - общедоступные бесплатные библиотеки для трудящихся)[4, с.27-30].

Важную роль в распространении просвещения сыграли комитеты иобщества грамотности - общественные просветительные организации, которые занимались изданием лучших произведений русских и зарубежных писателей, составлением каталогов лучших книг для народа, организацией народных чтений, летних педагогических курсов, созданием народных школ и библиотек, сбором статистических данных в области народного образования и т.п.

Значительную роль для развития народного просвещения имела организация педагогических музеев. Одним из первых не только в России, но и во всем мире был Педагогический музей военно-учебных заведений в Петербурге, созданный в 1864 г., который ставил задачу систематизации учебных пособий, издаваемых в то время лишь за границей, содействия разработке отечественных пособий и пропаганду передовых методов преподавания. В дальнейшем музей стал организовывать педагогические выставки, стал издавать каталог наглядных пособий и учебных руководств для начальных и средних школ, проводить курсы для учителей и воспитателей, организовывать публичные лекции.

Педагогический отдел музея, в работе которого принимали участие ведущие педагоги (П.Ф.Каптерев, Л.Н.Моздалевский, Н.А.Корф и др.) немало сделал для организации изучения наследия выдающихся педагогов и развернул научно-исследовательскую работу и стал общественным научным центром, разрабатывающим многие актуальные вопросы педагогической науки.

Таким образом, реформы 60-х годов внесли коренные изменения в ход развития научной жизни.

В конце 50-х - начала 60-х годов положение русской науки было весьма незавидным. Главными носителями науки были университеты, где наиболее авторитетными признавались ученые, приглашенные из-за границы. После 1848 года были прекращеныкомандировки русских ученых за границу. Прекращение живых контактов с европейской наукой резко отрицательно отразилось на состоянии русской науки.

В 60-е годы непосредственная связь русских ученых с европейской научной жизнью была восстановлена. Более активной стала деятельность Петербургской академии наук. В 1862-1863 гг. было отправлено за границу свыше 60 человек, готовившихся к занятию профессорских кафедр по всевозможным специальностям [5, с.80].

В 1863 г. был принят новый университетский устав, согласно которому университеты рассматривались не только как высшие учебные заведения, но и как носители науки и просвещения, как посредники между наукой и обществом.

Университетам была возвращена автономия. Расширился объем университетского образования, появилась научная специализация, вводились новые научные дисциплины[6, с.41].

Реформа создала благоприятные условия для развития университетов, а тем самым и дляразвития науки. Следствием этого явилась организация научных обществ,оказавших огромное влияние наразвитие русской науки. Сначала правом организации научных обществ пользовались физикоматематические факультеты, создавшие общества естествоиспытателей. Первым было Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете, открытое в 1863 г.

Вслед за естествоиспытателями научные общества стали организовываться в области гуманитарных наук. Одним из первых в этой области было Санкт-Петербургское педагогическое общество (1869 г.). Оно

объединило широкий круг ученых, деятелей в области народного образования, ставивших своей задачей содействие научной разработке педагогических проблем.

Важное значение для развития русской науки имели съезды ученых. Первым был съезд естествоиспытателей, состоявшийся в 1867 г. вПетербурге. С этого времени съезд ученых различных специальностей стали мощным двигателем научного прогресса.

Европейская научная мысль середины XIX в. (прежде всего философия и естествознание) характеризуется распространениемпринципа развития.Сформулировав основные положения диалектического метода познания, принципа развития и принципа историзма в подходе к изучаемым явлениям, Г.Гегель распространил свое учение и на психологию. Он показал, что психику необходимо исследовать не как скопление отдельных фактов и явлений психической жизни, а как целостный процесс формирования и развития, подчиненный определенным закономерностям. Изучение психического развития с позиций диалектического метода впервые потребовало учета качественного своеобразия психики на разных возрастных этапах, в частности, качественного отличия психики ребенка от психики взрослого человека. Такой подход открыл простор для разностороннего изучения различных ступеней развития человеческой психики, начиная с детства.

Распространение идеи развития в естествознании, создание эволюционной теории Ч. Дарвина дало мощный толчок развитию естественных наук. Значительных успехов достигли науки о человеке. Были получены точные научные данные о строении и функциях различных систем человеческого организма.

Мысль о психологическом обосновании педагогического процесса имела давнюю традицию. Она была убедительно основана в трудах Я.А.Коменского, лежала в основе педагогических систем Ж.-Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци, Ф.Фребеля. Но только успехи естествознания в области

изучения ребенка, накопление данных в области анатомии, физиологии, патологии позволили поставить задачу научного исследования психического развития ребенка.

Исходя из вышесказанного ясно, что ответ на вопрос о цели обучения не может быть однозначным. С одной стороны, обучение необходимо для того, чтобы научить человека рассуждать, логически мыслить, делать выводы, исходя из ограниченного набора исходных данных, а с другой стороны, иногда (и довольно часто) нужно просто автоматически проделать некоторые как бы "ритуальные действия" дня быстрого достижения требуемого результата - не особенно вдаваясь в смысл сделанного. Однако, поскольку эти две цели обучения в основе содержат совершенно противоположные философские концепции, их очень трудно совместить в едином подходе. Неизбежным окажется преобладание либо гуманитарного, либо технократического подхода (при этом не следует, конечно, относить к технократическим такие науки, как математика и физика, хотя они традиционно считаются "негуманитарными" - это только проблемы терминологии).

Слепое копирование американского опыта в надежде достичь таких же успехов без полного понимания всех плюсов и минусов и у нас в последнее время стало приводить совершенно не к тем результатам, которых изначально искренне хотелось добиться многим нашим педагогам[7,с. 35-54].В то же время отрадното, что большинство из них, воспитанных на скорее гуманитарных принципах, свойственных нашей нации и уходящих корнями в историю, культуру русского народа, быстро осознали это и стали гораздо больше внимания уделять именно личности человека, которого они учат, используя при этом самые последние достижения психологии. Действительно, ведь человек по природе любознателен, и удовлетворение информационного голода у нормальной личности стоит в одном ряду с потребностью в пище и стремлением к размножению. Поэтому действительно талантливый Учитель стремится именно пробудить и

закрепить эту тягу к знаниям, показывает своим ученикам, как можно получать удовлетворение от самого процесса познания. Однако учитель, который поставит перед собой такую задачу, неизбежно столкнется с массой трудностей, особенно если он работает в обыкновенной школе. Поэтому в частной школе, где, как везде в условиях рыночного подхода, "все для клиента", таким людям выразиться проще - ведь если детям нравится в школе, то и их родители охотнее тратят свои деньги, видя, что это не напрасно. Кстати, поскольку частные школы, как правило, платные, то и родители у учеников достаточно обеспеченные люди, а все мы знаем, что многие из так называемых "новых русских" не отличаются особым интеллектом, подобно первопроходцам Америки, но в то же время они осознают важность получения хорошего образования для своих детей.

В современных условиях компьютер отличный помощник для организации индивидуального обучения. Ведь как только педагог перестает видеть в ученике просто сосуд, который нужно наполнить знаниями и умениями, ему приходится искать индивидуальный подход к каждому, подстраиваться под его интересы, темп усвоения материала, личные особенности психики. Современные методы представления информации в компьютерах включают в себя не просто текст, но и картинки, видео, звуковые фрагменты. Это позволяет задействовать практически все органы чувств, используемых для восприятия информации, при этом происходит ее дублирование по различным каналам восприятия, что резко повышает скорость и качество усвоения материала. Компьютерный учебник нельзя уже сравнивать с книгой, как это было всего несколько лет назад - сейчас многие обучающие программы невозможно отличить от игр, и для того, чтобы победить в такой игре, понадобятся знания, которые ребенку трудно принять, как необходимые ему именно сейчас - ведь всем нам свойственно откладывать "на потом" решение многих проблем. А такой элемент современных компьютерных документов как гипертекстовая ссылка позволяет при необходимости обратиться в любое место документа за

дополнительной информацией, и в то же время при повторном изучении не перегружает исходный текст документа.

Исходя из вышеизложенного, целесообразно более подробно рассмотреть экономическую функцию образования.

Для функционирования учреждений образования, науки, культуры необходимы здания, соответствующее оборудование, предметы материальной культуры и другие важные вещественные элементы национального богатства.

Исследуя различные литературные источники, можно рассмотреть структуры духовного производства. В его состав включаются следующие составные части:

- наука - накопление и обновление знаний о природе, обществе, самом человеке и созданном им искусственном мире, выявление закономерностей строения и динамики окружающего мира, методах использования этих закономерностей в интересах человека;

- образование — система, обеспечивающую передачу научных знаний, умений и навыков подрастающим поколениям и всему населению, удовлетворяющую их потребности в образовательных услугах и профессионально-квалификационной подготовке, а также формирующую соответствующие эстетические оценки и нравственные правила поведения в обществе;

- книги и средства массовой информации, способствующие распространению и обновлению духовных ценностей;

- культура - система учреждений (библиотеки, музеи, театры и т.д.), обеспечивающих распространение знаний о духовных и материальных ценностях;

- нравственность — система этических норм, регулирующих поведение людей, оценивающих их поступки;

- идеология - мировоззрение людей, религиозные взгляды, отражающие цели и мотивы сознательной деятельности человека.

Все эти компоненты духовной жизни, конечно же, органически между собой связаны и находятся в сложном взаимодействии. Наиболее тесные связи характерны для ведущих звеньев духовного производства: науки и образования.

Роль нематериального производства постоянно растет. Его отрасли активно воздействуют на повышение эффективности труда, занятого в материальной сфере, создают условия для всестороннего раскрытия творческих возможностей людей, повышения их квалификации и общеобразовательной подготовки.

Каждая из отраслей нематериального производства удовлетворяет общественные потребности в неразрывном единстве с соответствующими отраслями материального производства. Дополняя друг друга, эти сферы общественного производства образуют единый народнохозяйственный комплекс. Как две разновидности воспроизводственной деятельности материальное и нематериальное производство различаются между собой не только по используемому производственному потенциалу, результатам труда, а и по той роли, которую они выполняют в социально-экономической структуре общества. Однако это одновременно и объединяет их.

Для того, чтобы в полной мере охарактеризовать содержательную сторону и место отрасли образования в системе народно-хозяйственного комплекса, важно знать коренные признаки, по которым выделяется та или иная отрасль. Какие же критерии содержатся в основе определения отрасли?

Под отраслью народного хозяйства понимается качественно однородная совокупность предприятий, учреждений и других хозяйственных единиц, характеризующихся общностью (сходством) условий труда (производства), профессионального состава кадров, выполняемых функций в системе общественного воспроизводства, производимой продукции или услуг.

Образование как отрасль представляет собой систему образовательных учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих главным образом

образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах и подготовку квалифицированных работников.

Такое определение отрасли позволяет ее, с одной стороны, именовать экономикой образования, с другой стороны, рассматривать как сложную систему. А только такой, системный, подход и дает возможность всесторонне рассмотреть это сложное явление. Кстати сказать, впервые в истории отечественного законодательства понятие «экономика» применительно к просвещению с полным правом закреплено в Законе «Об образовании». В нем глава IV названа: «Экономика системы образования».

О каких же частях, элементах экономики образования идет речь? Наиболее крупными элементами образования являются производительные силы и производственные отношения сферы образования. Важно также иметь в виду и следующие подсистемы: экономика дошкольного

образования, экономика общеобразовательной школы, экономика профтехобразования, экономика среднего специального образования, экономика высшей школы и послевузовского образования. Первичным структурным звеном этой отрасли является образовательное учреждение, выступающее юридическим лицом: детский сад, школа, техникум, вуз и т.п.

Экономика образования, по нашему мнению, характеризуется такими свойствами: целенаправленность, целостность, многоструктурность,

взаимосвязь ее элементов, устойчивость, управляемость, самонастройка, способность к самосовершествованию, т.е. к развитию. Но это не замкнутая система. Она составляет особое единство с окружающей средой, с системой более общего порядка.

Прежде всего, экономика образования выступает неотъемлемой составной частью системы образования в целом. Органическое взаимодействие педагогических и других социальных процессов, свойственных сфере просвещения, накладывает свой отпечаток на экономические процессы и предопределяет специфичность отрасли

образования. Сама система образования - важная составная часть народного хозяйства и социально-экономического организма общества, взаимодействующая с остальными его звеньями.

Образовательная отрасль в современных условиях, пожалуй, располагает наибольшими интегрирующими (объединительными) свойствами. Она относится к социальной сфере единого народнохозяйственного комплекса, которая охватывает и пронизывает своими животворящими потоками весь экономический организм страны.

Чем же можно объяснить особую специфическую роль сферы образования?

Во-первых, специфическим местом образования в системе общественного разделения труда. Это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах и специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества - квалифицированных работников для всех отраслей материального и нематериального производства, а также для различных видов непроизводственной деятельности. Именно этим объективно предопределяется приоритетность отрасли образования. В статье 1 Российского Закона «Об образовании» приоритетность государственной политики в области образования получила юридическое закрепление. Но оно пока что носит декларативный характер. О необходимости создания социально-экономических условий для приоритетного развития системы образования говорится и в «Национальной доктрине образования Российской Федерации».

Во-вторых, уровень образования населения выступает одним из главных показателей благосостояния народа страны. Сам же уровень благосостояния, по мнению экспертов Организации Объединенных Наций, лучше всего отражается с помощью индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП). Этот индекс определяется следующими тремя основными критериями: средней продолжительностью жизни, уровнем

образованности и размерами дохода на душу населения. Эксперты ООН в 1991 г. установили, что бывший Советский Союз по этому индексу находился на 33 месте в мире. В последние годы наша страна заметно ухудшила эти позиции. Если в 1993 г. Россия по ИЧРП занимала 57-е место и находилась в группе стран с высоким уровнем развития, то в 2010 г. она оказалась уже на 65 месте .

Как показали новейшие исследования, обычно дольше живут люди, получившие высшее образование, хорошо зарабатывающие и достигшие заметного положения в обществе. Чем выше интеллект человека, чем разностороннее его образованность, тем больше у него возможностей создать себе оптимальные условия труда. Каждый дополнительный год учебы, считают ученые, продлевает жизнь самое меньшее на несколько лет.

Специалисты Лондонского университета[8, с. 41-50]обследовали состояние здоровья двух категорий людей: тех, кто получил хорошее образование, и тех, кто не утруждал себя учебой. Выяснилось, что квалифицированные специалисты - умные, знающие люди - более здоровы, чем их сверстники, не обремененные знаниями. Исследователи подсчитали, что малообразованные люди имеют в 5 раз большую склонность к депрессии. У них в заметно большей степени наблюдаются болезни нашего века: сердечно-сосудистые, психические. Истоки этого всегда лежат в ощущении шаткости своего положения, боязни оказаться не на высоте, неуверенности в себе.Больше того, группа ученых из Карлсруэ установила, что у родителей, которые занимаются в основном умственным трудом, дети в среднем на 7 сантиметров выше, чем в рабочих семьях.

Повышенный риск ранней смертности в социально менее защищенных группах населения объясняется простыми вещами: курением дешевых сигарет, плохим питанием, злоупотреблением алкоголем, тучностью или слабой подвижностью, а главное - тяжелыми физическими нагрузками.

В-третьих, эта отрасль сама для себя готовит профессиональных работников - преподавательские кадры. Учителя и профессорско-

преподавательский состав вузов и средних специальных учебных заведений относятся к работникам высококвалифицированного и квалифицированного интеллектуального труда. Для них обучение и воспитание учащихся не побочная, а основная сфера их деятельности.

В-четвертых, труд в области образования стал одним из самых массовых видов человеческой деятельности, начиная с раннего детства вплоть до завершения трудовой биографии значительной части работников. По количеству занятых людей сфера образования превосходит любую другую отрасль народного хозяйства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Жуков В.И. Социально-экономическая ситуация и социальная политика в России (библ. соц. работника). -М.: Союз, 1994.

2.Ушинский К.Д. Т.3. Т.9.

3. Салтыков - Щедрин М.Е. Т.9.

4. Русинов Ф., Журавлев А., Кулаков М. Эволюция образовательных систем в цивилизованном аспекте // Высшее образование в России. - 1997.

5. Модесюев В.И., 1980.

6. Щетинина Г.И., 1976.

7. Мельвиль А.Ю. США - сдвиг вправо? Консерватизм в идейно-политической жизни США 80х годов. - М., 1986. - С. 35-54; Алферов Ю.С. Управление образованием в США // Педагогика. - 1994. - №1; Тарасюк Л.П., Цейкович К. Н. Образование в США // Социально-политический журнал. - 1997. - №1.

8. Воскресенская Н.М. Великобритания: стратегические направления развития образования // Педагогика. -1996. - №4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.