ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
УДК 37:323-053.6(470+571) DOI: 10.12737/13177
Бакалдина Е.С.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Орловский филиал, доцент кафедры политологии, государственного и муниципального управления, кандидат политических наук (Российская Федерация, Орёл)
Елисеев А.Л.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Орловский филиал, зав. кафедрой философии и отечественной истории, кандидат исторических наук, доцент (Российская Федерация, Орёл)
Образование как фактор оптимизации государственной
W рк W W Д-
молодежной политики в Российской Федерации
В статье предлагается понимание системы образования как фактора оптимизации государственной молодёжной политики в Российской Федерации. Образование молодёжи определяет необходимость формирования постоянного прироста знаний фундаментального характера на каждом уровне базового образования. В статье рассматриваются три уровня профессиональной подготовки молодёжи при переходе к болонской системе: специальный, социально-
профессиональный и индивидуально-профессиональный.
Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, система образования, социализации молодых людей, социально -профессионального развития, акмеологической парадигме образования.
EDUCATION AS A FACTOR OF OPTIMIZATION OF STATE YOUTH POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION
Bakaldina E. S.
Candidate of Political Sciences, Associate Professor of the Department of Political Science, State and Municipal Administration, Russian Presidential Academy of National Economy and Puhlic Administration of the Orel branch (Russian Federation, Orel) e-mail: [email protected] Eliseev A. L.
Candidate of Historical Sciences, Docent, Head of the Department of Philosophy and History, Russian Presidential Academy of National Economy and Puhlic Administration of the Orel branch (Russian Federation, Orel) e-mail: [email protected]
The article proposes an understanding of the system of education as a factor of optimization of state youth policy in the Russian Federation. Youth education determines the necessity of forming permanent growth of knowledge of fundamental nature on every level of basic education. The introduction of federal state educational standards is understood as a new impetus to the development of state youth policy.
The article discusses three levels of training for young people in the transition to the Bologna system: special, socio-professional and professional individual.
The first level - a special competence - forms professional orientation system and professional knowledge and skills that contribute to acquisition of experience in solving typical professional tasks. The second level - social and professional - integrates social and special competence and describes the ability of an individual to put the problem of professional development of both social and personal categories. The third level -individual professional - is based on the acmeological paradigm of education.
Keywords: youth, youth policy, system of education, socialization of young people, socio-professional development, acmeological paradigm of education.
90
JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 2 (17) 2015 г.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
В современных условиях молодёжь играет активную роль в развитии общественных отношений и выступает как носитель социальных инноваций. Активность молодёжи, ее гражданская и жизненная позиция, желание участвовать в принятии государственных решений - залог национальной безопасности.
Одним из наиболее значимых институтов социализации молодёжи по-прежнему является образование. Нельзя не согласиться с мнением исследователей о прямой зависимости между качеством образовательной деятельности и уровнем развития государственной молодёжной
политики. В своей первой предвыборной статье «Россия сосредотачивается» Президент России В. В. Путин отметил: «Главная надежда России - это высокий уровень образования населения, и прежде всего нашей молодёжи. Это именно так -даже при всех известных проблемах и нареканиях к качеству отечественной образовательной системы».
Традиционно государственную молодёжную политику определяют как деятельность органов государственного управления общей и/или специальной компетенции, реализующих
определенный нормативно-правовой базой государства комплекс мер, направленных на обеспечение одобряемого обществом /
государством, и демотивацию, т.е. политику, направленную на
недопущение участия молодёжи в неприемлемых социумом формах социализации, чей статус социальной группы получает своё формальноюридическое закрепление.
Государственная молодёжная политика по своей природе понятие более узкое, чем социализация в целом, участие в которой принимает гораздо более широкий круг акторов данного процесса, относящихся как к формальным (общественные
объединения, международные
неправительственные организации,
политические партии и т.п.), так и неформальным социальным институтам (семья, коллективы сверстников и т.п.).
За последние два десятилетия была проведена реформа,
направленная на преодоление инертности российской
образовательной системы.
Исследователи модернизации
отечественной системы образования отмечают неоправданную статичность в сфере знаний, устаревшие умения в профессиональной деятельности, в мотивационно-целевой (личной) -отсутствие готовности, а, следовательно, и способности мобильно
переориентироваться и переучиваться. Очевидно, что система современного профессионального образования
призвана обеспечить подготовку каждого человека к будущему в широком смысле слова и потенциально, к созидательной профессиональной деятельности, к ориентации на предстоящие перспективы развития.
В Российской Федерации утверждены и поэтапно вводятся Федеральные государственные
образовательные стандарты (ФГОС) начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования, прошедшие процедуру профессиональной экспертизы и открытое широкое общественное обсуждение. В соответствии с ФГОС в структуру основной образовательной программы основного общего и среднего (полного) общего образования включена программа воспитания и социализации обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной
педагогической работе
образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Особое место среди образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, в развитии гражданской и политической активности современной молодёжи занимают кадетские школы (кадетские школы-интернаты) и казачьи кадетские
JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 2 (17) 2015 г.
91
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
корпуса. Военно-патриотическое
воспитание молодёжи является важным условием для развития их гражданской и политической активности, реализуется как в образовательной деятельности, так и в ходе проведения мероприятий, предусмотренных государственной программой «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.» . В рамках данной программы проводятся творческие конкурсы научноисследовательских работ
патриотической направленности среди обучающихся; Всероссийский слет
молодежных почетных караулов Постов №1 у мемориальных комплексов и воинских захоронений; Всероссийский слет юных патриотов России «Равнение на Победу»; военно-спортивная игра «Победа»; организуются
специализированные отряды по благоустройству воинских захоронений и проведению поисковых работ в местах боев Великой Отечественной войны; разрабатываются интерактивные
обучающие материалы для
межрегиональных конкурсов среди обучающихся в образовательных
учреждениях на лучшее знание государственной символики России. Для координации работы в сфере гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи в субъектах Российской Федерации созданы региональные
межведомственные координационные советы и центры патриотического воспитания. Современная
государственная молодежная политика нацелена на преодоление
противоречий между необходимостью политического реформирования и
низким уровнем политической активности общества в целом и молодёжи в частности; возрастным стремлением молодёжи к активной политической жизни и негативным влиянием на нее радикально настроенных субъектов политики, деятельностью экстремистских
организаций; стремлением молодёжи к
овладению социальными и
политическими компетенциями, с одной стороны, и недостаточным уровнем ее удовлетворения - с другой.
Важнейший аспект
опережающего образования молодёжи состоит в раскрытии и развитии природных потенциальных
способностей (и возможностей)
человека к опережающему базисное состояние формированию и самого себя как личности, и среды (сред) своей жизнедеятельности, а также
динамической адаптации личности в меняющихся условиях среды.
Опережающее образование молодёжи определяет необходимость прежде всего формирования и постоянного прироста знаний фундаментального характера - в виде устойчивого их ядра (знания - на всю жизнь) на каждом из уровней базового образования, выбираемых личностью, а также развития у нее умения пользоваться знаниями в инновационном режиме, желаний, способностей и возможностей к их приращению путем самообразования. Социальное обучение обеспечивает срочные адаптивные реакции и основу формирования новых программ поведения, основных элементов качества профессионального потенциала молодёжи:
профессиональной готовности,
социально-психологической готовности и условий эффективной занятости. Социальное обучение молодёжи должно входить в систему подготовки любой профессии, быть обязательным компонентом в подготовке специалиста любого уровня. В рамках индивидуализированного социального обучения предполагается
формирование индивидуального стиля социального поведения, учитывающего особенности индивида,
обеспечивающего эффективное
взаимодействие с социальной средой. Реализация социальной составляющей профессиональной подготовки, на наш взгляд, способствует: формированию
умения предвидеть обстоятельства,
92
JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 2 (17) 2015 г.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
которые могут повлиять на перспективу трудоустройства; преодолению
стереотипов поиска в узкой сфере приложения собственных
профессиональных знаний; коррекции представлений о профессиональных перспективах и самооценок перспектив трудоустройства; обучению социальным и техническим навыкам по поиску новых форм трудовой самореализации. Система современного
профессионального образования
молодёжи в России призвана обеспечить подготовку каждого человека к будущему в широком смысле слова и потенциально - к созидательной профессиональной
деятельности.
Важнейшей идеей Болонского процесса является утверждение о том, что качество образования является основной целью высшего образования молодёжи независимо от способа его предоставления. Гарантией качества образования должны служить соответствующие механизмы
обеспечения качества, применяемые вузами под контролем компетентных органов. Применение Европейских стандартов обеспечения качества высшего образования, разработанных в рамках Болонских преобразований, предполагает создание в вузе соответствующей системы внутреннего обеспечения качества образования. Эта система будет служить основой для внешней оценки качества образования на национальном и международном уровнях.
Современная стратегия в формировании и рациональном использовании профессионального потенциала российской молодёжи связана с реализацией комплексной профессиональной подготовки, которая должна быть многоуровневой. Концепция профессионального
образования включает понятие о трех компетенциях субъекта
профессиональной деятельности:
специальной, социальной и
индивидуальной. Иными словами,
современная профессиональная
подготовка при переходе к Болонской системе должна осуществляться на специальном, социально-
профессиональном и индивидуальнопрофессиональном уровнях. Первый уровень - специальная компетентность - формирует профессиональную направленность и систему
профессиональных знаний, умений и навыков, способствующих
приобретению опыта решения типовых
профессиональных задач. Второй
уровень - социальнопрофессиональный - интегрирует
социальную и специальную
компетентность и характеризует способность индивида ставить
проблему профессиональной
реализации одновременно в
социальных и личностных категориях. Третий уровень - индивидуальнопрофессиональный - базируется на акмеологической парадигме
образования. Основной задачей этого уровня является самореализация молодёжи, максимальное
использование своего потенциала и возможностей. Социальная и
индивидуальная компетенция
формируется средствами социального обучения и социально-психологической поддержки в процессе
профессиональной подготовки,
средствами социального
консультирования в системе
профориентации, а также на основе государственной поддержки
принципиально новых образовательных технологий, образовательных проектов и структур. Таковы основные задачи, стоящие перед российским
образованием молодёжи.
Таким образом, в настоящее время создаются условия для развития образовательной системы как фактора развития государственной молодёжной политики, предлагается широкий спектр образовательных технологий и средств, которые позволят молодёжи осуществлять выбор политических идей,
JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 2 (17) 2015 г.
93
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
эффективно участвовать в политической жизни общества и государства.
Библиография/ References:
1. Vladimir Putin. Russia muscles up - the challenges we must meet / news. // [Electronic resource]. - Access mode: http://www.izvestia.ru/news. (Reference date: 20.03.2015) (In Russ.)
2. Merkulov, P. A. To the question about the study of the history of the state youth policy //Central Russian journal of social Sciences. -2014. - No. 4. Pp. 190-194. (In Russ.)
3. On approval of the Federal state educational standard of secondary (complete) General education: Ministry of education and science of the Russian Federation dated 17.05.2012 No. 413 [Electronic resource]. - Access mode: http://standart.edu.ru/catalog. aspx?CatalogId=6408. (Reference date: 26.03.2015. (In Russ.)
4. On the state program "Patriotic education of citizens of the Russian Federation: decree of the RF Government
dated 05.10.2010 No. 795 [Electronic resource]. - Access mode: http://www.referent.ru/1/188633. (Reference date: 10.05.2015. (In Russ.)
5. Shcherbakov, V. S. About the necessity of advancing the reform of professional education// Actual problems of development of vertical integration of the education system, science, business: economic, legal and social aspects. Proceedings of the II Scientific-practical conference. - Voronezh. -2014. - Pp. 208214. (In Russ.)
6. Darzhuman, G. K. Development of higher education in the Bologna process// Modernization of professional education: trends, strategy, foreign experience. Materials of the international scientifically-practical conference. Altai state pedagogical Academy. - Barnaul. - 2014. -Pp. 231-233. (In Russ.)
7. Standards and guidelines for quality assurance in the European higher education. - ENQA.- 2005. -Pp. 3-12. (In Russ.)
94
JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 2 (17) 2015 г.