СЕРИЯ: ПОЛИТОЛОГИЯ
УДК 323.21 DOI: 10.12737/14303
ВЛИЯНИЕ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Варфоломеева А.В., Чуйков О.Е.1
В статье рассмотрен процесс формирования политологического образования как самостоятельной, неотъемлемой части политического образования, что обусловлено интересом со стороны общества к подготовке квалифицированных, обладающих знаниями и представлениями в области политики кадров. Авторы обосновывают, что политологическое образование, реализуемое в вузах нашей страны, существенным образом влияет на процесс социализации студенческой молодёжи. Именно формирование таких ценностей и качеств, как патриотизм, гражданственность, политическая активность, гражданская культура, через политологическое образование способствуют успешной социальной адаптации молодежи в современном российском обществе. Данный процесс является сложным и длительным и состоит из трех уровней: базового, фундаментального и высшего.
Ключевые слова: политологическое образование, социализация, гражданская культура, политическая активность, нормы, поведение.
INFLUENCE OF POLITICAL EDUCATION ON THE PROCESS OF STUDENTS’ SOCIALIZATION
VARFOLOMEEVA A.A. - Postgraduate student of the Department of Political Science, State and Municipal Administration, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel),) e-mail: r [email protected]
CHUIKOV O.E. - Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor at the Department of Economics, Management and Politics, Southwestern State University (Russian Federation,
Kursk), e-mail: [email protected]
The article describes the process of formation of political education as an independent, integral part of political education, which is due to the interest of the society to the training of qualified, knowledgeable people in the field of personnel policy. The authors show that political education, realized in the universities of our country, has a significant influence on the process of socialization of students. The formation of such values and qualities as patriotism, citizenship, political activity, civic culture through political education promotes successful social adaptation of youth in modern Russian society. This process is complex and long, and consists of three levels: basic, fundamental and higher.
Keywords: political education, socialization, civic culture, political activism, norms, behavior.
Варфоломеева Анжелика Владимировна - Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Орловский филиал, аспирант кафедры политологии, государственного и муниципального управления (Российская Федерация, г. Орел), e-mail [email protected] Чуйков Олег Евгеньевич - Юго-Западный государственный университет, кандидат социологических наук, доцент кафедры экономики, управления и политики (Российская Федерация, г. Курск), e-mail [email protected]
110
Central Russian Journal of Social Sciences • volum 10 • issue 5 • 2015
СЕРИЯ: ПОЛИТОЛОГИЯ
В последние десятилетия в российском обществе активно обсуждается вопрос развития гражданского общества и правового государства, характеристика которых сопряжена с формированием политической культуры граждан. Одним из важнейших формальных институтов социализации личности является институт образования. Неотъемлемой частью современного высшего образования является изучение социально-гуманитарного блока дисциплин, занимающего важное место в структуре знаний всех современных специальностей. Объясняется это значимостью входящих в этот цикл дисциплин для каждого вида отраслей профессиональной деятельности и взаимодействия будущих профессионалов в обществе.
В настоящее время высшее образование не только формирует профессиональные навыки, но и социализирует современную молодежь, приобщает ее к системе социальных связей, ценностей и норм современного общества. Обучение и освоение информации в высшем образовании больше не являются приоритетом, ключевым становится умение продуктивно и самостоятельно действовать, решать реальные жизненные проблемы, ориентироваться в ситуации1.
Гражданские нормы и ценности, усвоенные в высшем учебном заведении, становятся базой для дальнейшей профессиональной и общественной деятельности. Именно политология как базовая дисциплина способствует формированию таких навыков и качеств личности, которые направлены на осуществление социально значимых действий. Политологическое образование способствует укреплению знаний современной государственности и определению норм собственного политического поведения, политической активности и, как следствие, становлению гражданской культуры, гражданской ответственности, гражданского общества. Несмотря на то, что гражданская культура формируется десятилетиями и базируется на опыте предыдущих поколений и исторической памяти, основной осознанный и осмысленный выбор человек осуществляет, выходя из школьного возраста, при получении профессии в момент обучения и далее непосредственно параллельно с трудовой деятельностью. Безусловно, что овладеть гражданам основами политических знаний и демократической культуры - одно из важнейших условий успешности политических и общественных преобразований в нашей стране1 2. Невозможно стать полноценным членом общества, гражданином своей страны, не зная структуры государства, принципов и механизмов его устройства, своих прав и обязанностей, избирательной системы и др. Отсутствие знания ключевых, системообразующих моментов приводит к невозможности личности включиться в управление или регулирование существующих процессов, результатом чего становится политическая и правовая беспомощность, а затем откровенный нигилизм3.
Стоит изначально осуществить операционализацию понятий. В современной политологии понятие «политологическое образование» не имеет однозначной трактовки. Зачастую его приравнивают к понятию «политическое образование»4. Однако, на наш взгляд, понятие «политическое образование» шире и масштабнее. Оно подразумевает весь комплекс знаний о политике, политическом поведении и политических ценностях, полученных в рамках различных социальных институтов, среди которых вуз является важнейшим, но не единственным.
1 Варфоломеев, А.Г., Варфоломеева, А.В. Роль гражданской культуры и исторической памяти в социально-экономическом взаимодействии приграничных территорий // Известия Юго-Западного
государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. -2014 - №1. - С.223-228
2 Чуйков, О.Е. (2010) Формирование патриотизма в условиях молодёжных общественных организаций: социокультурный аспект. Дисс. на соискание ученой степени кандидата социол. наук. - М.:изд-во РГТЭУ. -2010. - С. 78
3 Чуйков О.Е. Исторические этапы развития молодёжного движения//Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. - 2014 - № 1. - С. 111.
4 Варфоломеева А.В., Чуйков О.Е. Роль общественных организаций в процессе формирования гражданской
культуры молодежи (на примере Курской области) // Вопросы культурологии. - 2014 - №7. С.79-82._____
Среднерусский вестник общественных наук • том 10 • №5 • 2015
111
СЕРИЯ: ПОЛИТОЛОГИЯ
В то же время, выделяя политологическое образование в самостоятельную дефиницию, исследователи выбирают собственные критерии для очерчивания границ этого института. Так, например, В.Г. Семенова и Е.В. Сергеева характеризуют политологическое образование как «процесс профессиональной подготовки политологов, который осуществляется в высших учебных заведениях в соответствии с теми целями и задачами, которые изложены в государственном стандарте»1. Данная трактовка может быть применена к крупным мегаполисам, имеющим в своем арсенале несколько вузов, осуществляющих подготовку по данному направлению. Однако в нашей стране многие города все еще не имеют и единственного учебного заведения, обучающего политологов. Данное направление подготовки еще не получило должного распространения и популярности, что ставит под сомнение актуальность и целесообразность указанного выше определения.
Так, по официальным данным, в Москве подготовкой бакалавров-политологов занимаются не менее 14 вузов (Институт международных экономических связей, Финансовый университет при Президенте РФ, Российский государственный социальный университет, Российский университет дружбы народов, Высшая школа экономики, Государственный академический университет гуманитарных наук, Академия труда и социальных отношений, Академия МНЭПУ, Московский экономический институт, Московский педагогический государственный университет, Российский государственный гуманитарный университет, Московский университет государственного управления, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова), в то время как в Курске набор на данную специальность открыт лишь в одном вузе (Юго-Западный государственный университет) и не осуществлен еще ни один выпуск.
В связи с этим мы хотели бы дополнить указанное выше определение категорией знаний, полученных молодыми людьми в рамках освоения политологии как дисциплины социальногуманитарного блока в учебном плане любого направления подготовки и других дисциплин, в той или иной мере касающихся вопроса изучения политики. Такая трактовка не может претендовать на статус официально признанной, однако в данной конкретной работе является более актуальной и применимой к существующим реалиям.
В современной политике наблюдается некоторое смещение акцентов в сфере интересов. По мнению В.И. Коваленко, в конце прошлого столетия пристальное внимание было уделено вопросам демократии, парламентаризму, партийной системе, политическим системам и политическому лидерству1 2. Современная же политология исследует государственную политику и политическое управление, отраслевую политику (экономическую, социальную, национальную, молодежную, финансовую и т.д.) и, что немаловажно, оптимизацию и усовершенствование подготовки квалифицированных специалистов для системы государственной службы, которые могли бы мыслить стратегически и в то же время обладать знаниями политической и экономической конъюнктур.
Базовые знания по политологии направлены на формирование представления современной молодежи о политическом строе и режиме государства, политических элитах, партиях и общественных организациях, позволяют ориентироваться студентам во внешней политике и формировать собственное представление, мнение о существующей расстановке политических сил в мировом сообществе.
1 Семенова В.Г., Сергеева Е.В. Политологическое образование в условиях адаптации государственных стандартов третьего поколения // Известия Саратовского университета. - 2012- Т.12. - Серия: Социология. Политология. - №1. - С.95.
2 Коваленко В.И. Политическая наука и политологическое образование в России: состояние и перспективы //
Современные политические процессы. -2011. - Т.10. - №1. - С. 13-18.________________________________
112
Central Russian Journal of Social Sciences • volum 10 • issue 5 • 2015
СЕРИЯ: ПОЛИТОЛОГИЯ
Политологическое образование оказывает значительное влияние на процесс социализации молодежи. В классической и современной литературе исследователи выделяют три уровня политологического образования.
1. Базовый уровень, ориентированный на студентов, обладающих обыденным сознанием, для которых политология и политические науки не являются основной дисциплиной.
2. Фундаментальный уровень, ориентированный на тех, кто находится на переходном уровне политического сознания и стремится к научному сознанию.
3. Высший уровень, ориентированный на тех, кто уже находится в сфере политики и стремится к специализации политической деятельности.1
Следовательно, значимость политологического образования сегодня выражается не только в теоретическом (информационном) аспекте, но также во влиянии на процесс социализации студенческой молодежи посредством формирования патриотизма, гражданственности, гражданской ответственности, политической культуры, политической активности, моделей политического поведения. Политологическое образование современной студенческой молодёжи -это сложный и долгий по своей реализации процесс. Вуз формирует базовые знания о политике. Задача образовательного учреждения - задать вектор развития политического знания студентам, что поможет им успешно социализироваться и отразится в формировании их политических идеалов и взглядов, а возможно вскоре будет способствовать их активной политической деятельности.
Библиография/References:
1. Варфоломеев А. Г., Варфоломеева А. В. Роль гражданской культуры и исторической памяти в социально-экономическом взаимодействии приграничных территорий // Известия ЮгоЗападного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. - 2014 -№1. - С.223 - 228.
2. Варфоломеева А.В., Чуйков О.Е. Роль общественных организаций в процессе формирование гражданской культуры молодежи (на примере Курской области) // Вопросы культурологи. - 2014. - №7. - С.79-82.
3. Голованова Н.Ф. Бакалавриат как проблема // Высшее образование в России. - 2009. -№6. - С.40.
4. Коваленко В.И. Политическая наука и политологическое образование в России: состояние и перспективы // Современные политические процессы. - 2011. - Т.10. - №1. - С. 13-18.
5. Семенова В.Г., Сергеева Е.В. Политологическое образование в условиях адаптации государственных стандартов третьего поколения // Известия Саратовского университета. Т.12. Серия: Социология. Политология. - 2012 - №1. - С. 94-100.
6. Чуйков О.Е. Формирование патриотизма в условиях молодёжных общественных организаций: социокультурный аспект. Дисс. ... канд. социол. наук. - М.: «Изд-во РГТЭУ». - 2010. - 150 с.
7. Чуйков О.Е. Исторические этапы развития молодёжного движения // Известия ЮгоЗападного государственного университета. Серия: История и право. - 2014. - № 1. - С.109-112.
1. Varfolomeev, A.G., Varfolomeeva, A.V. (2014) Rol' grazhdanskoi kul'tury i istoricheskoi pamiati v sotsial'no-ekonomicheskom vzaimodeistvii prigranichnykh territorii [The Role of civil culture and historical memory in the socio-economic interaction of border territories] // Izvestiia Iugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Ekonomika. Sotsiologiia. Menedzhment [Proceedings of the southwestern state University. Series: Economics. Sociology. Management]. - №1. - P.223 - 228. (In Russ)
11 Голованова Н.Ф. Бакалавриат как проблема // Высшее образование в России. 2009 - № 6. - С.40.
Среднерусский вестник общественных наук • том 10 • №5 • 2015
113
СЕРИЯ: ПОЛИТОЛОГИЯ
2. Varfolomeeva, A.V., Chuikov, O.E. (2014) Rol' obshchestvennykh organizatsii v protsesse formirovanie grazhdanskoi kul'tury molodezhi (na primere Kurskoi oblasti) [The Role of public organizations in the process of the formation of civic culture (for example, Kursk oblast)] // Voprosy kul'turologi [Questions of cultural studies]. - №7. - P.79-82. (In Russ)
3. Golovanova, N.F. (2009) Bakalavriat kak problema [Bachelor as a problem] // Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. - №6. - P.40. (In Russ)
4. Kovalenko, V.I. (2011) Politicheskaia nauka i politologicheskoe obrazovanie v Rossii: sostoianie i perspektivy [Political science and political education in Russia: status and prospects] // Sovremennye politicheskie protsessy [Contemporary political processes]. - T.10. - №1. - P. 13-18. (In Russ)
5. Semenova,V.G., Sergeeva E.V. (2012) Politologicheskoe obrazovanie v usloviiakh adaptatsii gosudarstvennykh standartov tret'ego pokoleniia [Political education in the conditions of adaptation of the state standards of the third generation] // Izvestiia Saratovskogo universiteta. T.12. Seriia: Sotsiologiia. Politologiia[Bulletin of Saratov state University. Vol.12. Series: Sociology. In political science]. - №1. - P. 94-100. (In Russ)
6. Chuikov, O.E. (2010) Formirovanie patriotizma v usloviiakh molodezhnykh obshchestvennykh organizatsii: sotsiokul'turnyi aspekt [The Formation of patriotism in the conditions of youth organizations: social and cultural aspect]. Diss. ... kand. sotsiol. nauk. - M.: «Izd-vo RGTEU». - 150 p. (In Russ)
7. Chuikov, O.E. (2014) Istoricheskie etapy razvitiia molodezhnogo dvizheniia [Historical stages of development of the youth movement] // Izvestiia Iugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Istoriia i pravo [news of Southwest state university. Series: History and law]. - № 1. - P. 109-112. (In Russ)
114
Central Russian Journal of Social Sciences • volum 10 • issue 5 • 2015