Научная статья на тему 'Образование и реорганизация министерства внутренних дел (1802-1819 гг. )'

Образование и реорганизация министерства внутренних дел (1802-1819 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2456
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование и реорганизация министерства внутренних дел (1802-1819 гг. )»

принять во внимание, что жизнедеятельность по отношению к управленческой деятельности - более широкое понятие, то особую значимость для выявления как эффективности его деятельности, так и перспектив личностного развития приобретает знание совокупности всех вывделеннык характеристик.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та. 1968.

2. ГольниковР.В. Ценностные детерминанты управленческой деятельности руководителя: Методич. разработка. - М., 1998.

3. ЛеонтьевД.А. Методика изучения ценностных ориентаций. - М., 1992.

4. Синягин Ю.В. Психологические закономерности формирования руководителем своего окружения в организации. -М.: РАГС, 1996.

ОБРАЗОВАНИЕ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

(1802-1819 гг.)

Канд. историч. наук, доцент М.К. Алафьев,

начальник кафедры

Омская академия МВД России

Существенные преобразования органов государственного управления, в том числе и министерская реформа, пришлись на время правления Александра I (1801-1825 гг.). В ступив на престол в 23 - летнем возрасте и имея сложившиеся взгляды, в манифесте от 12 марта 1801 г. он объявил, что будет управлять народом “по закону и сердцу”. Тем самым император подчеркнул свою приверженность политическому курсу Екатерины II, духу идей Европейского Просвещения.

Александр I вынужден был считаться не только с новыми европейскими веяниями, но и объективными реалиями в экономической, социальной, управленческой сферах России. Достаточно сказать, что к началу XIX века Россия имела сложный хозяйственный механизм. Во-первых, она представляла собой огромную континентальную страну, занимавшую обширную территорию Восточной Европы и Северной Азии (Сибирь, Дальний Восток). Кроме того, в течение первой половины XIX века территория России увеличивается с 16 до 18 млн. км2 за счет присоединения Финляндии, Царства Польского, Бессарабии, Кавказа, Закавказья, Казахстана, Приамурья и Приморья, на которой проживали около 43 млн. человек (3, 5).

Во-вторых, в экономической жизни чрезмерно велика была роль самого государства. Это выфажалось не только в мерах регулирования, контроля и поощрения промышленности, но и в развитии самого государственного хозяйства. Казенные предприятия со времен Петра I создавались государством и для казенных нужд. Крупная промышленность активно развивается и в XIX веке. Многие частные предприятия учреждались и функционировали при поддержке государства и работали пре-

имущественно на нужды казны. Вся транспортная система - каналы, дороги и другое - строилась непосредственно государством. Финансово-кредитная система также была исключительно государственной - вплоть до второй половины XIX века в России не было частных банков.

Социальным следствием такого пути экономического развития являлось слабое развитие “третьего сословия”. Накануне начала промышленного переворота в России оно было представлено узким слоем городской буржуазии и ремесленников, отчасти - лицами умственного труда, при этом они ограничивались жесткими рамками феодальных сословных структур.

Управление империей усложнялось. В части административного управления к началу XIX века Европейская Россия делилась на 41 губернию и 2 области (области Таврическая и Войска Донского). В дальнейшем численность губерний увеличивалась за счет присоединения новых территорий и административного преобразования прежних. В 1809 г. административное устройство по российскому образцу получила Финляндия, в 1815 г. - Польша. В 1822 г. новое административное деление проведено в Сибири: она была поделена на 5 губерний. В итоге к середине века Россия состояла из 69 губерний и областей, которые, в свою очередь, делились на уезды (от 5 до 15 уездов). А некоторые группы губерний (преимущественно, в национальных окраинах) объединялись в генерал-губернаторства и наместничества и наделялись большими управленческими полномочиями (3, 6).

О системе государственного управления начала XIX веке можно сказать одно: оно нуждалось в коренном преобразовании. Эволюция государственной системы управления, получившая начало в эпоху построения абсолютной монархии при Петре I, не была завершена и в XIX веке. В этом вопросе определенно наметились тенденции централизации и бюрократизации государственного аппарата, параллельно углублялась специализация отдельных органов власти и управления.

Александр I, наряду с подготовкой Конституции и проекта освобождения крестьян, считал своим делом всеобщее преобразование государственной администрации. Для выработки реформ образуется Негласный комитет из лиц, пользующихся особым доверием императора. В состав комитета входили граф П. Строганов, граф В. Кочубей, Н. Новосильцев, князь А. Чарторыйский и др.

В Негласном комитете и зародилась мысль о министерстве. Главным выразителем этой идеи являлся князь А.Чарторыйский. На заседании 10 февраля 1802 г. он прочел доклад о необходимости административных преобразований. По его мнению, тогдашнее положение управления “представляло картину величайшего неустройства”: между высшими органами - Сенатом и Генерал-прокурором идут постоянные столкновения. Министры, учрежденные в некоторых ведомствах, не подвергаются никакой ответственности, ничьи права не определены и поэтому как для целых ведомств, так и для отдельных лиц возможны вторжения в чужую область, а также уклонения от своих прямых обязанностей (5, 136-137).

А. Чарторыйский предложил разделить исполнительную власть между министрами, под их ведением поставить Совет из старших чиновников министерства, им же

подчинить и все места управления; судебную власть выделить из ведения министерств и распределить ее между гражданскими, уголовными и полицейскими судами. Охранительную власть поручалось осуществлять Сенату, которому министры должны ежегодно представлять отчеты.

Никто не сомневался в необходимости учреждения министерств. Ко времени вступления на престол Александра I единоличное управление в центральных административных учреждениях уже сделалось обычным. Ряд коллегий еще до реформ Александра I перешли к единоличному управлению. Например, при Павле I полномочия генерал-прокурора выросли до степени министра. При нем же появились и первые официальные министерские должности: государственный казначей, министр уделов, министр коммерции.

Как видим, к началу XIX века утверждается министерский порядок. Дело заключалось лишь в том, чтобы придать этому порядку юридическую форму, а затем решить два существенных вопроса: определить связь между отдельными министерствами и установить отношения министерств и Сената.

П. Строганов, кроме всего прочего, высказывает идею создания объединенного министерства. В одной из своих записок он высказывает неодобрение сложившейся системой занятий государственными делами царя. “Он занимается со своими министрами раздельно и никогда не вместе со всеми. Император никогда не объединяет министров, чтобы согласовать их действия. В силу этого теряется из виду целое, а министры заботятся о том, что должно связывать все части управления воедино” (5,136).

Эта мысль настолько прочно вошла в сознание членов Негласного комитета и казалась такой бесспорной, что в проекте об учреждении министерства прямо говорилось о “разделении министерства и распределении в нем дел”. Н. Новосильцев предлагал разделить министерство на 8 отделов. На подготовительном этапе члены Комитета, включая самого Александра, категорически высказывались за создание объединенного министерства. Образованием объединенного министерства Негласный комитет хотел устранить возможность произвольных решений монарха, внести в деятельность верховной власти некоторую закономерность.

Сам Александр не понимал этого или выражал лицемерное желание поставить закон выше себя, но на заседаниях комитета не выступал против идеи образования объединенного министерства. Так было на заседаниях комитета вплоть до мая 1802 г. Но уже Манифест от 8 сентября, а еще больше практика только что образованных министерств не оставили следа от этой идеи.

О неутверждении этих умонастроений Н. Варади-нов - автор “Истории МВД”, вышедшей в 1858 г., писал, что Манифест “Об учреждении министерств” от 8 сентября 1802 г. учреждал только одно министерство с 8 отделениями: военных, сухопутных, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Но лица, которые возглавляли эти отделения, назывались министрами: сами же эти отделения уже в 1802 г. во всех официальных бумагах именовались министерствами (2, 8).

Как видим, проведенная реформа носила осторожный характер, она подтвердила первенствующее значение Сената и не уничтожила коллегий, только распределила их по министерствам и отделениям. Министры имели право делать личные доклады императору, “испрашивать Высочайшего повеления” и действовать под Сенатским контролем.

На МВД, помимо задач по организации и поддержанию общественного порядка, возлагались задачи по управлению государственной промышленностью (кроме горной), строительством, сельским, городским хозяйством, продовольственной, врачебной, пожарной частями и др. Под ведением МВД были объединены весьма разнообразные и существенные стороны государственной деятельности.

Первым министром внутренних дел стал граф

В. Кочубей. Его назначение не было случайным, царь желал, чтобы начатые реформы получили продолжение. В течение первых лет В. Кочубей проводил существенные преобразования, в этом ему помогал М. Сперанский, который на тот момент занимал пост директора Департамента МВ Д.

В соответствии с требованиями Манифеста 7 января 1803 г. учреждается штат Департамента внутренних дел (канцелярии), осуществлено распределение предметов управления по экспедициям, численный состав и оклады чиновников МВД. В частности, штат Департамента состоял из 45 человек, на их содержание отводилось 51.250 рублей. Министру определялось 12000 рублей столовых и 5000 рублей квартирных в год (2, 14).

Департамент подразделялся на 4 экспедиции: I - заведовала делами народного продовольствия и соляной части; II - делами благочиния; III - государственным хозяйством и мануфактурами; IV - делами медицинской коллегии и приказов общественного призрения.

При Департаменте учреждалось Общество дворян. На него возлагалось составление истории каждой части управления, систематизация сведений о каждой губернии, производство следствий на местах, практическая помощь экспедициям, исполнение особых поручений министра и др. В министерстве также были составлены правила делопроизводства, положения о должностях различных чинов Департамента.

Но состояние дел в МВД В. Кочубея не устраивало. 18 июля 1803 г. он обратился с докладом к царю. Неудовлетворительность дел в министерстве он объясняет существованием коллегиального порядка, от которого исходят медлительность в делах управления, слабая ответственность и исполнительность. В. Кочубей предлагает отказаться от коллегиальной системы, в частности, чтобы Департамент внутренних дел не был Канцелярией министра по связи с коллегиями, а принял на себя все функции коллегий. И самое главное, чтобы министр играл более активную роль в управлении. Такое преобразование В. Кочубей считал возможным распространить на круг дел I и III экспедиций. На эти предложения было получено одобрение.

Переход от старой системы управления к новой закончился к 1807 г. обновленной структурой МВД. Во главе министерства стояли министр и его товарищ, при министерстве состояло Общество дворян и 5 секретарей, Департамент внутренних дел, состоящий из трех экспеди-

ций и Медицинского совета. При министерстве находилось Главное правление почт, которым министр заведовал отдельно на правах главноуправляющего и для которого имел особую канцелярию.

24 ноября 1807 г. В. Кочубея на посту министра внутренних дел сменяет князь А. Куракин. Незадолго до этого, 19 октября, оставил службу в МВД и М. Сперанский, перейдя на более высокий пост.

Новый министр обратил внимание на быстрый рост делопроизводства в Департаменте, из-за чего служащих в экспедициях стало недоставать. Действительно, в 1807 г. число входящих бумаг по Департаменту составляло около 25 тыс., а исходящих - около 16 тыс. Из них около половины приходилось на дела II экспедиции. В связи с этим в 1808 г. произошла реорганизация II и III экспедиций. При А. Куракине в МВД возникло два новых центральных учреждения, не зависящих от Департамента. В частности, в июне 1808 г. было учреждено Главное управление мануфактур, в котором были сосредоточены дела о выделке сукна для армии.

С января 1811 г. по июль 1819 г. МВД возглавляет действительный тайный советник О. Козодавлев. При нем были проведены известные реформы М. Сперанского, которые значительно отразились на МВД, изменив круг его ведения. Необходимость новой реформы М. Сперанский обосновывал несовершенством учрежденных в 1802 г. министерств, а именно: отсутствием твердой внутренней организации министерств, слабой исполнительской дисциплиной и т.д. Прежде всего внутренняя организация министерств оставляла желать лучшего. В этом отношении, считал М. Сперанский, предпочтительнее других ведомств, благодаря реформам В.Кочу-бея, выглядело МВД. В прочих министерствах наблюдалось смешение форм бюрократических и коллегиальных, что “влекло большие неудобства” (4, 20-21).

Реформы М. Сперанского начались с того, что 25 июля 1810 г. было обнародовано новое распределение государственных дел между министерствами, более того, из МВД было выделено Министерство полиции. За МВД было признано попечение о земледелии и промышленности, за Министерством полиции - “государственное благоустройство” и медицинская часть.

Реформы М. Сперанского способствовали более четкому распределению дел по ведомствам, укрепляли внутреннюю организацию министерств. Объединение министерской деятельности происходило за счет развития Комитета министров, над которым органом верховного надзора оставался по-прежнему Сенат. Некоторые изменения в положение министров внесло учреждение

1 января 1810 г Государственного Совета: министры являлись членами Совета и наделялись правом законодательной инициативы.

Структура Министерства полиции отличалась от структуры МВД. Кроме канцелярии и Совета министров, учрежденных на общем основании, она состояла из трех Департаментов, медицинского Совета и Особой канцелярии министра.

Возросли штаты, в трех департаментах служили 88 чиновников. I Департамент ведал Полицией хозяйственной и подразделялся на 2 отделения: первое контролировало дела продовольственные, второе руководило приказом общественного призрения. II Департамент

руководил полицией исполнительной и имел 3 отделения: первое ведало личным составом полиции и рассматривало губернские отчеты; второе вело судные и уголовные дела по предметам полиции; третье занималось отправлением земских повинностей, сношением по ним с воинскими частями. III Департамент - Медицинский - имел 3 отделения: в первом производились дела по устройству медицинского управления; второе управляло казенными аптеками и вело заготовление врачебных средств; третье производило учет денежных средств и ревизию материалов по министерству (1, 12-19).

Медицинский Совет заботился о снабжении всех ведомств врачебными предметами, осуществлял заключения по делам судебной медицины, распространял в народе лучшие способы борьбы с болезнями и так далее.

Особая канцелярия министра полиции состояла из 13 человек и ведала иностранцами, въезжающими в Россию, загранпаспортами для русских подданных, наблюдала за точным соблюдением цензурных распоряжений. Министерством полиции руководил генерал-лейтенант А. Балашов - с 25 июля 1810 г. по 28 марта 1812 г., затем военный губернатор Санкт-Петербурга граф С. Вязмитинов.

4 ноября 1819 г. Министерство полиции вновь присоединяется к МВД, которое возглавил В. Кочубей. По официальной оценке, практика функционирования Министерства полиции показала, что его учреждение не дало положительного результата. Министерству полиции предоставлялось право контролировать местные управленческие структуры других министерств, что ставило ее как бы и вне, и над местными учреждениями, что усложняло и запутывало взаимодействие местных органов власти. Критика Министерства полиции усиливалась и в связи с ревизией реформ М.Сперанского в период его опалы.

После присоединения Министерства полиции к МВД оно имело более сложную структуру, состоя из Канцелярии министра; Департамента государственного хозяйства и публичных зданий (при нем - строительный комитет и чертежная); Департамента полиции хозяйственной; Департамента полиции исполнительной; Департамента медицинского. В составе МВД действовали Медицинский Совет, Особенная канцелярия Министерства, Цензурный комитет, Совет министра.

В целом реформационный период начала XIX века показал, что модель МВД, обозначенная в Манифесте от 8 сентября 1802 г., в главных чертах оказалась правильной. И хотя после 1819 г. МВД подвергалась изменениям, именно этот год стал гранью в истории МВД: им завершился период, когда вырабатывались приемы и организация министерского управления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрианов С.А. Министерство внутренних дел: Исторический очерк (1802-1901). - СПб., 1902.

2. ВарадиновН. История Министерства внутренних дел. Ч. I. - СПб., 1858.

3. История России XIX-начала XX века. - М.: Зерцало, 1998.

4. Органы и войска МВД России: Краткий исторический очерк. - М., 1996.

5. Предтеченский А.В. Очерки общественно-политической истории России в первой четверти XIX века. - М.-Л., 1957.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.