Научная статья на тему 'Образование и Просвещение Севска и севского уезда в конце Х1Х В. - начале ХХ в'

Образование и Просвещение Севска и севского уезда в конце Х1Х В. - начале ХХ в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
499
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУБЕРНИЯ / УЕЗД / ЗЕМСТВО / БИБЛИОТЕКА ЧИТАЛЬНЯ / ПОПЕЧИТЕЛЬ / PROVINCE / DISTRICT / COUNTY COUNCIL / LIBRARY / READING ROOM TRUSTEE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Слепцова Е.П.

В статье рассматривается положение Севска и Севского уезда в конце Х1Х в начале ХХ в. в составе Орловской губернии. Дается краткое социально-экономическое состояние уезда. Особое внимание уделяется делу народного просвещения и образования, которое влияло на развитие промышленности и сельского хозяйства, так как время предъявляло высокие требования к образованным людям. Значительный вклад в развитие образования и просвещения внесли: церковно-приходские школы, школы грамоты, наличие книжных магазинов и книготорговля, публичные библиотеки и библиотеки для чтения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education and awareness of Sevsk and Sevsk uyezd at the end of H1H century-early twentieth century

The article discusses the position of Sevsk and Sevsk uyezd at the end of Х1Х early XX century in the structure of the Oryol province. A brief socio-economic condition of the County. Special attention is paid to the cause of popular enlightenment and education, which influenced the development of industry and agriculture, as the time was set high demands on educated people. Significant contribution to the development of education has made: parochial schools, writing schools, the presence of bookshops and book trade, public libraries and libraries for reading.

Текст научной работы на тему «Образование и Просвещение Севска и севского уезда в конце Х1Х В. - начале ХХ в»

УДК 008

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ СЕВСКА И СЕВСКОГО УЕЗДА В КОНЦЕ Х1Х В.- НАЧАЛЕ ХХ В.

Education and awareness of Sevsk and Sevsk uyezd at the end of H1H century-early twentieth century

Слепцова Е.П., кандидат исторических наук, доцент Sleptsova E.P.

ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет» Bryansk State Agrarian University

В статье рассматривается положение Севска и Севского уезда в конце Х1Х в - начале ХХ в. в составе Орловской губернии. Дается краткое социально-экономическое состояние уезда. Особое внимание уделяется делу народного просвещения и образования, которое влияло на развитие промышленности и сельского хозяйства, так как время предъявляло высокие требования к образованным людям. Значительный вклад в развитие образования и просвещения внесли: церковно-приходские школы, школы грамоты, наличие книжных магазинов и книготорговля, публичные библиотеки и библиотеки для чтения.

The article discusses the position of Sevsk and Sevsk uyezd at the end of Х1Х - early XX century in the structure of the Oryol province. A brief socio-economic condition of the County. Special attention is paid to the cause of popular enlightenment and education, which influenced the development of industry and agriculture, as the time was set high demands on educated people. Significant contribution to the development of education has made: parochial schools, writing schools, the presence of bookshops and book trade, public libraries and libraries for reading.

Ключевые слова: губерния, уезд, земство, библиотека читальня, попечитель.

Keywords: province, district, County Council, library, reading room Trustee.

Севск и Севский уезд относились в конце Х1Х-начало ХХ вв. к Орловской губернии -центрально-земледельческой губернии. Обилие лесов, обусловило развитие фабрично-заводской деятельности. Севский район обеспечивал население губернии хлебом. Крестьяне зарабатывали на лесозаготовках и отходничеством. Если в 1890г. число жителей уезда составляло 124876 человек, то к началу 1905г., оно возросло до 163184 человек (в основном крестьяне), что говорит о развитии торгово-промышленной деятельности.[1] Общественная жизнь происходила в основном в губернском и уездных городах и носила сословно-замкнутый характер: дворянские собрания, купеческие и офицерские клубы. В сельской местности царил патриархальный быт, устойчивые традиции и порядки, не нарушаемые никакими явлениями, которые хоть изредка, но происходили в городах губернии.

Общий уровень развития жителей определялся полученным образованием. Развивающаяся промышленность и сельское хозяйство предъявляли требования на грамотного работника, а в ряде случаев на людей со школьным образованием. В конце 80-х годов Х1Хв. В Севском уезде из 152145 человек грамотных насчитывалось всего 14.2%, а в Севске из 9248 человек - 45.1% .[2] С 1887г. принимается ряд мер, имеющих целью широкому распространению церковно-приходских школ. Увеличиваются суммы, ассигнуемые этой школе из государственного казначейства. Даже на земских начальников возлагалась обязанность «об изыскании местных средств на устройство и содержание церковно-приходских школ». [3 с. 910-911]

Наиболее низким уровнем обучения в школах грамоты, перешедших в введение Синода в 1892 г., но так и не получивших статуса полноценного начального учебного заведения. Здесь преподавались: закон божий, церковное пение, церковно-славянское и русское чтение, письмо и начальное счисление. Школы грамоты должны были служить широкому распространению грамотности среди народа. Главная цель таких школ - подготовка детей в средние отделения начальных училищ, что значительно смогло бы облегчить труд учителя, дало бы возможность большему силу детей научиться грамоте.

Увеличивается в уезде число школ грамоты, которые возникали по инициативе самих крестьян, которые и являлись их устроителями и руководителями. Крестьянские общества оплачивали часть вознаграждения учителям, давали помещения для школ, принимали на себя обязательства по отоплению и освещению школьных помещений. В 1898г. Севское земство ассигновало для церковных школ грамоты 600 руб. [4 Л.3,9] Сочувствие частных лиц выражалось в том, что многие из них по добровольному желанию принимали на себя обязанности попечителей церковно-приходских школ, заботились об их материальном благоустройстве и оказывали им как нравственную, так и материальную поддержку.

Одним из важнейших условий развития образования и просвещения, участия в общественной и культурной жизни, являлось развитие книготорговли и распространение книги. Но распространение книготорговой деятельности тормозилось на основании законов о печати, по которым разрешение на открытие книжных магазинов, складов, лавок, киосков, входило в компетенцию губернаторов и его чиновников и зависело от их произвола. Так, в 1881г. в Севске размещался только 1 книжный магазин, владельцем которого был купец.[5 Л.1,6] Торговля велась русскими книгами, календарями, учебниками, что говорит о небогатом выборе книжного фонда. Только с 90-х годов книжная торговля приобрела широкое развитие благодаря инициативе местных предпринимателей, которые охотно откликнулись на нужды населения в потребности изучения и приобретения книг.

В 1881г. в Севске существовал магазин учебников, принадлежащий жене майора 143 пехотного Дорогобужского полка Е.В. Васильевой.

В 1899г. вдова севского купца М.К. Соколова открывает в Севске книжный магазин.[6] Посетителями книжного магазин были читатели из привилегированных классов: дворяне, чиновники, духовенство, офицерство. Это объяснялось тем, что цена на книгу был высока для простонародного населения из-за расходов на пересылку, которую продавцы книжных магазинов прибавляли к продажной цене книги, в виду того, что увеличивалась почтовая такса на пересылку произведений печати.

Проявление частной и общественной инициативы в области народного просвещения не ограничивались только организацией в городах и селах губернии народных библиотек, продажей книг в самых глухих местах уездов. Особенный интерес приобрела деятельность разного рода обществ и кружков, созданных в Орле и уездах в целях народного просвещения -явление также частной инициативы, объединенное усилиями отдельных лиц и имеющее более крупное значение в культурной жизни орловского края. К таким просветительским обществам относится орловский комитет народных чтений, организованный в 1886г. по инициативе попечительства о народной трезвости в Орле. Но требования жизни заставили его, во-первых, распространить свою работу за пределы города, во-вторых, ввести в программу своей деятельности и другие задачи, имеющие отношение к делу народного просвещения: организация и открытие бесплатных бибилотек-читален, книжных складов, доставки книг населению. Устройство по воскресным дням публичных лекций, спектаклей, концертов с благотворительными и просветительскими целями.

Публичные чтения, устраиваемые для народа, имели две цели: сообщение элементарных сведений по главнейшим отраслям знаний и доставление посетителям эстетического наслаждения, предоставление народу возможности с пользой и удовольствием провести досуг в праздничные и воскресные дни.

Польза, приносимая народными чтениями, была огромна, но они посещались преимущественно рабочими, живущими в городе, а все крестьянское население лишалось возможности пользоваться чтениями. Хотя для крестьян народные чтения были более необходимы, чем для рабочего, который располагал достаточными средствами получения нужных знаний. К его услугам предоставлялись воскресные и вечерние школы, общедоступные лекции, библиотеки, читальни, театры. Всего этого деревня была лишена.

Для расширения своей просветительской деятельности орловским комитетом были открыты отделения народных чтений в уездах: Севском (1895г.). Чтения проводились в течение года бесплатно, дополнялись необходимыми пособиями: «волшебным фонарем», экраном, картинами и книгами. Посещались охотно, слушатели относились к ним с особенным интересом. Желающих было такое количество, что аудитории не могли вместить всех желающих, и приходилось иногда им отказывать или назначать по два чтения в день.[7 с.648]

Чтения проводились религиозно-нравственного и церковно-исторического содержания, по географии, по русской гражданской истории, беллетристике, по естествознанию. В качестве лекторов выступали лица городского духовенства и учебно-педагогического персонала. Проводились народные чтения утром и вечером в праздничные и воскресные дни. Утром их посещали учащиеся местных учебных заведений, а вечером - взрослая публика, преимущественно мещанство и купечество. В Севске, в антрактах ученики духовного и городского училищ пели религиозно-патриотические песни под игру граммофона.

Большой вклад в просветительскую деятельность губернии, и ее уездов внесли публичные библиотеки и платные библиотеки читальни.

Севск в 1884г. имел платную библиотеку для чтения при книжном магазине, где можно было взять книгу в суточное пользование, уплатив ее стоимость 5-10 коп. за чтение. В ней был стабильный книжный фонд, который служил для удовлетворения запросов читателей. Одни читатели ориентировались на современность, новизну, читали свежие журналы, научные и философские книги. Другие читатели предпочитали развлекательную литературу, экзотические и сенсационные романы. Но к началу 1900г. из-за отсутствия материальных средств у сельских администраций библиотека для чтения была закрыта.

Инициатива открытия публичных библиотек в Орловской губернии с конца 80-х годов 19в. принадлежала уездным городским думам и земствам. Так Севская городская дума на своем заседании 18 января 1899г. рассматривала вопрос об открытии публичной библиотеки при городской управе и о покупке у севского землевладельца Ступина, имеющуюся у него библиотеку для города, состоящую из тысячи томов различных сочинений.[8 Л.1.2] Городскому голове было поручено составление каталога книг для городской библиотеки, источником средств на открытие библиотеки являлись проценты, взятые управой с арендной суммы при продаже городских земель в течение двух лет - 633 руб.93 коп. и 300 руб. города.[ 9 Л.1.5] В состав библиотеки вошло 159 книг: исторического содержания, по технологии, естествознанию, сельскому хозяйству, законоведению и политической экономики, периодические издания: «Отечественные записки», « Вестник Европы», «Русский вестник» и т.д.[10]

На примере Севского уезда Орловской губернии конца Х1Х - начала ХХ в., можно увидеть, что развитие народного просвещения и образования самого разного содержания находили свое развитие. Налицо было стремление представителей интеллигенции, предпринимате-

лей, просветительских обществ и комитетов расширить и улучшить культурные потребности уезда и его сел, которые оставались окраинами в культурной жизни всей губернии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897. - СПб.-1906.

2. Обзоры Орловской губернии.1879.1889г.

3. Орловские епархиальные ведомости.1899.№23.13 июня. С.910-911.

4. ГАОО.Ф.580.О.1.Л.4527.Ведмомости книжных магазинов.1881.Л.3,9,

5. ГАОО.Ф.580.О.1.Д.6867..1899.Л.1,6

6. Там же.

7. Орловские епархиальные ведомости.1900.№ 16.С.648.

8. ГАОО.Ф.580,О.1.Д.4814Л.1,2

9. Там же

10. ГАОО.Ф.580.О.1.Д.4814.Л.15

11. Модернизация в Орловской губернии. Вестник БГАУ №1.2015.С.13-16. УДК 1:62

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В РАЗВИТИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Social responsibility in development of technical activity

Шустов А.Ф., доктор философских наук, профессор Shustov A.F.

ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет» Bryansk State Agricultural University

Аннотация. Дается реконструкция темы ответственности в философии технической деятельности, анализ изменений в ее содержании под воздействием техники, а также ее значение в условиях техногенной цивилизации.

Annotation. The reconstruction of theme of responsibility is given inphilosophy of technical activity, analysis of changes in hermaintenance under act of technique, and also her value inthe conditions of technogenic civilization.

Ключевые слова: техника, культура, социальная ответственность, техническая деятельность.

Keywords: technique, culture, social responsibility, technicalactivity.

Значительную роль в актуализации исследований проблематики социальной ответственности сыграла возросшая технологическая мощь и ее негативные последствия. »Эта ответственность усиливается еще и тем, что эволюционное сравнительно медленное развитие технической деятельности сменилось лавинообразным»[1, с. 48-49]. Техника стала силой, которая угрожает человеку, культуре, природе. Тенденции негативных последствий нашли осмысление в современной философии техники.

Анализ ответственности в философии техники обусловлен тем, что именно в ее традиции происходит переосмысление прежнего содержания ответственности, которое в первую оче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.