Научная статья на тему 'Образование и Наука в Поморье (беседа с В. Булатовым)'

Образование и Наука в Поморье (беседа с В. Булатовым) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование и Наука в Поморье (беседа с В. Булатовым)»

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА ПОМОРЬЯ

«Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Образован в 1932 как вечерний пед. ин-т, на 2 ф-та которого принято 167 студентов. В 1938 открыто дневное отделение. В1957 ин-ту присвоено имя М.В Ломоносова. В 1982 за большой вклад в подготовку пед. кадров и в связи с 50-летием Архангельский пединститут награжден орденом «Знак почета ». В 1990-е началось его активное реформирование в учеб. заведение университетского типа: 1991 - ин-т преобразован в Поморский гос. пед. ун-т им. М.В. Ломоносова; 1993 - вуз получает статус Пом-орского м-еждунар пед. ун-та; с 1996 - Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. В настоящее время ПГУ им. М.В. Ломоносова является одним из крупнейших вузов Европ. Севера России. В 3 ин-х и на 19 ф-тах обучается более 12 тыс. студентов, филиалыы ун-та открыты!, в г. Нарьян-Маре, Северодвинске и Коряжме. На 59 кафедрах работают более 700 преподавателей, из которых 60% им.еют ученые степени и звания. В его составе 19 н.-и. ин-тов, лабораторий и центров, аспирантура по 17 специальностям,, неск. дис. советов, издательский центр.

Почетные доктора ПГУ им. М.В. Ломоносова: вице-президент РАН акад. Н.П. Лаверов; зам.министра образования РФ В.А. Болотов; ректор МГУ им. М.В. Ломоносова акад. В.А. Садовничий; ректор Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Г ерцена акад. Г.А. Бордовский; вице-президент Междунар. ассоциации литературны!х критиков проф. А.А. Михайлов; ген. дир. Ломоносовского фонда В.М. Третьяков и др.»

(Поморская энциклопедия: В 5 т. / Гл. редактор Н.П. Лаверов. Т.1: История Архангельского Севера / Гл. редактор В.Н. Булатов. - Архангельск: Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2001. - 483 с.).

100

Высшее образование в России • № 6, 2004

Такова история Поморского университета в энциклопедическом изложении. Наполнить сухой текст «живым знанием» мы попросили его ректора, члена-корреспондента РАО, профессора В. Булатова.

- Владимир Николаевич, создание энциклопедии - амбициозный проект...

- Безусловно. Любому университету необходима объединяющая идея. Такой для Поморского университета в последние годы стала идея создания «Поморской энциклопедии». Работа над ней становится частью научных исследований всех кафедр ПГУ. Более того, потенциально она замыкает на университет и внешние научно-образовательные организации, государственные органы. Создание энциклопедии можно рассматривать как попытку реализации проекта совместного проживания как сотворчества и осмысления истории и культуры Поморья. Успех первого тома «История» обязательно будет поддержан вторым - «Природа».

- Вам удалось воплотить в реальность мечту Михаила Васильевича Ломоносова и создать на его родине классический университет.

- Действительно, Михаил Васильевич мечтал о том, чтобы на его родине был открыт университет - и эта мечта осуществилась в конце ХХ века. Надо отметить, что Поморье всегда играло большую роль в экономической, политической и культурной жизни нашей страны. Если бы оно подарило России только одного Ломоносова, можно было бы утверждать, что вклад Поморья в интеллектуальное, духовное, да и материальное достояние России огромен. Кстати сказать, с XVI столетия, до присоединения Поволжья и Сибири, оно занимало половину российского государства...

Итак, в девяностые годы прошлого

столетия наш вуз стал классическим университетом, где на 20 факультетах обучаются свыше 15 тысяч студентов, аспирантов и слушателей, работают 50 штатных докторов наук, 370 кандидатов наук, имеются собственные диссертационные советы по защитам докторских и кандидатских диссертаций. Причем большинству преподавателей меньше 30 лет, в том числе «остепененным» кандидатам и докторам наук, - поэтому они занимают передовые позиции в науке на Европейском Севере.

Вначале мы создавались как международный педагогический университет (кстати, совершенно уникальная для нашей системы образования структура!), чтобы впоследствии сотрудничать со скандинавскими странами, для чего необходимо знать историю, язык, культуру скандинавских народов. Таким образом, сегодня мы имеем отделения норвежского, шведского, финского, датского языков, есть кафедра преподавателей - носителей этих языков, так что обучение студентов проходит очень серьезно. Вообще же наш университет создавался как центр образования, науки и культуры региона; и коллектив делает все для того, чтобы стать таким действующим центром на Русском Севере.

- С какими еще странами, помимо скандинавских, вы сотрудничаете?

- Разумеется, «поморские» традиции мы сохраняем. Ведь когда-то Архангельск закладывался как первый российский международный порт, так что большинство населения региона занималось торговлей (и международной), а следовательно, и «международными отношениями». Сегодня ряд дипломов наших выпускников признан за границей, причем мы стараемся расширить спектр «признанных» специальностей. Ведем целенаправленную работу по развитию Болонского процесса. Сотрудничаем с Германием, Францией,

Образовательный округ

101

Польшей, Голландией, активно изучаем иностранные языки - идем в ногу со временем.

- Вы вот уже почти два десятка лет являетесь ректором вуза, возглавив его еще в те времена, когда он был педагогическим институтом. За эти годы суть деятельности ректора, очевидно, изменилась. Каковы Ваши нынешние «права и обязанности »?

- Я и в самом деле был назначен ректором 18 лет назад, еще в советские времена, так что мне есть с чем сравнивать. Например, пришлось пережить тяжелейшие годы, когда месяцами не выплачивалась зарплата, когда задерживалась стипендия, когда практически не финансировались ни научные, ни учебные программы, ни строительство, ни капитальный ремонт. И надо было не просто «пережить» те годы, а динамично развиваться, не стоять на

месте и не плакать в жилетку. Тогда-то наш коллектив и нашел свою нишу. Мы пошли по пути международного сотрудничества, грантовой поддержки

- нашли деньги на науку, образование, материальную базу университета. Сегодня ректору предоставляются гораздо большие возможности в самостоятельном управлении «огромным организмом» - университетом, чего раньше, конечно, не было. Ныне же самостоятельность - прежде всего; можно творить, выдумывать, пробовать и, если поддержит коллектив, двигаться вперед с новыми идеями, новыми задумками. Разумеется, прибавилось и ответственности. Так уж получается, что у нас ректор отвечает за все: за финансы, строительство, науку, учебу. Так что быть ректором университета сегодня - очень ответственное и сложное дело.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.