НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
УДК 008; 37
Чекмарёв Василий Владимирович
доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАО Костромской государственный университет [email protected]
ОБРАЗОВАНИЕ И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (заметки с общего собрания членов РАО)
В статье приводится краткий обзор ежегодного собрания членов Российской академии образования, состоявшегося 17 мая 2018 года.
Ключевые слова: Российская академия образования, образование, национальная безопасность, кадровая проблема, проблема подготовки специалистов, пилотные проекты, исследования о детях и подростках.
17 мая 2018 года состоялась ежегодное общее собрание членов Российской академии образования, в котором приняло участие 267 российских иностранных членов Академии, почетные гости и члены Попечительского совета РАО.
Традиционно в преддверии общего собрания членов Российской академии состоялись собрания отделений, на которых обсуждались итоги научно-организационной деятельности отделения РАО и планы на будущее в контексте назревших для решения проблем. Кратко изложим основные суждения членов РАО по проблемам.
Остро дебатировалась проблема информатизации сферы образования. О. Смолин (первый заместитель председателя Комитета Государственный Думы по образованию и науке) выразил уверенность в том, что развитие электронного обучения -вопрос не только о праве образования, но и вопрос национальной безопасности. Он отметил, что по данным Высшей Школы Экономики, доля России на рынке электронного обучения составляет чуть более одного процента. А ведь вопрос о развитии электронного обучения тесно связан с проблемой технологического развития. О. Смолин привел данные из доклада А. Кудрина, согласно которым Южная Корея производит в год 478 многофункциональных роботов, а Россия всего 2. У образовательной программы Coursera 25 миллионов слушателей, из которых Российских - 1 миллион. При обсуждении проблемы высказывались позиции о том, что в институциональном обеспечении системы образования содержится множество ограничений на развитие электронного обучения. Взять, к примеру, наличие государственных образовательных стандартов. Как бы хороши они ни были, срок их действия - пять лет. А электронные образовательные ресурсы меняются каждый день. Но чем больше вузы принимают инновации в образовательном процессе, тем чаще попадают под удар надзорных, контрольных и прочих органов. Эти органы интересуют не результат, а процесс. Это системная ошибка.
Озвучивались точки зрения и о необходимости создания новой категории вузов, в которых электронное обучение не сводилось бы к наличию хоро-
ших электронных курсов, но и обеспечивалось бы соответствующими методиками, дидактикой и инфраструктурой, инфокоммуникационной средой.
Поднимался учеными и вопрос о подготовке кадров. Сегодня в России потребность по специалистам в области 1Т - 400 тысяч. А в вузах идет подготовка порядка сорока тысяч. Вроде бы в планах профильного Министерства стоит задача увеличения приема по этим специальностям. Но ведь речь должна идти и о подготовке преподавательского корпуса.
Ряд ученых обсуждали проблему закрепления выпускников вузов в связи с возможным внесением поправок в закон об образовании. Однако рефрен «мы живем в то время, когда потребности хозяйствующих единиц меняются столь стремительно, что не подлежат плановому учету» превалировал. Проблему подготовки кадров для предприятий в российских вузах сегодня нельзя решить административным путем. Речь должна идти о партнёрстве вузов и предприятий. В стране достаточно много моногородов, в которых создается мало новых рабочих мест. И направлять туда специалистов из региональных вузов - значит обрекать людей на работу без карьерных перспектив.
Но в одном члены РАО были единодушны -в понимании, что без принципиальных изменений подготовки кадров экономическое развитие не осуществимо. Требование рынка труда к навыкам и компетенциям динамично изменяются. Можно оцифровать наш аналоговый мир, но это не то же самое, что жизнь в цифровой культуре. Более того, обеспечение экономической безопасности личности предполагает такие способы, как повседневные стрессоры (реструктурирование системы потребности, экономическая активность) и интенсивные стрессоры (групповой копинг, идентификация). Коллеги в Институте психологии РАН полагают, что психология и педагогика, изучающие, в том числе и вопросы безопасности человека, указывают на прямую связь обеспечения национальной безопасности через безопасность личности.
Члены научно-методического совета экономики образования, отделения теоретической педагогики и психологии РАО много внимания на заседании
© Чекмарёв В.В., 2018
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №3
245
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
своего отделения уделили проблемам поиска новых подходов к решению задач финансового обеспечения деятельности образовательных организаций всех уровней российского образовательного пространства. С обобщённой позиции на общем собрании было поручено выступить академику М.Л. Левицкому.
После секционного обсуждения участники собраний отделений переместились в общей зал.
Президент Российской академии образования Людмила Алексеевна Вербицкая открыла общее собрание, поприветствовав членов Академии и гостей собрания.
По просьбе Людмилы Алексеевны, присутствующие почтили минутой молчания память ушедших из жизни в отчетном году членов Академии.
В своем выступлении президент РАО Л. А. Вербицкая рассказала об итогах научной деятельности и направлениях дальнейшей работы Российской академии образования, отметив, что дальнейшие перспективы развития образования в стране определяют послание Президента В.В. Путина Федеральному собранию и Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» от 7 мая 2018 года. Образование и наука занимают среди них приоритетное место. «Российская академия образования должна взять на себя функции основного партнёра государственной власти в реализации Послания Федеральному собранию и Указа применительно к сфере наук об образовании», - сказала Людмила Алексеевна.
Также президент Российской академии образования подчеркнула, что развивать образование в стране необходимо, опираясь на фундаментальные исследования. «Именно фундаментальные исследования позволят современному образованию выйти на новый уровень своего развития. Несмотря на сокращение финансирования, Программы фундаментальных научных исследований Госу-дарственных академий наук на 2013-2020 годы в части исследований, координацию которых осуществляет РАО, научные коллективы сохранили тематику исследований в рамках всех двенадцати направлений, и в целом достигли плановых показателей», - заключила президент.
Одним из главных направлений деятельности РАО в ближайшее время станут масштабные по-пуляционные исследования детей и подростков, которые не проводились в стране с прошлого века. Проекты по этим направлениям уже начаты учеными Академии. Это позволит к концу нынешнего года запустить пилотный проект на базе дата-центра Академии.
По словам Л.А. Вербицкой, задачи, которые стоят перед Российской академией образования, расширяются, в связи с чем, в Правительство РФ внесен проект Постановления, предусматриваю-
щий увеличение численности членов Академии на
5 академиков и 10 членов-корреспондентов. Президент РАО выразила надежду, что в текущем году соответствующее Постановление будет утверждено.
В своем выступлении Людмила Алексеевна рассказала о запуске на базе РАО Федерального ресурсного центра психологической службы в системе образования. Цель его деятельности, в том числе, и в создании условий позитивной социализации детей и подростков, в снижении рисков их дезадаптации.
Выступая на открытии общего собрания, заместитель Руководителя Администрации Президента РФ, председатель Попечительского совета РАО Магомедсалам Магомедалиевич Магомедов отметил, что процессы глобализации, а также стремительное расширение роли цифровых технологий в современном обществе кардинальным образом меняют условия социализации подрастающего поколения. «В связи с этими масштабными вызовами особое значение приобретают фундаментальные междисциплинарные исследования в области наук
06 образовании. Именно такой подход к получению новых знаний о человеке, развитии ребенка, его обучении и воспитании, положен в основу программы развития Российской академии образования на 2017-2020 годы. В этой связи Попечительский совет РАО поддержал идею создания кластера междисциплинарных исследований мирового уровня в области наук об образовании, включающего различные центры и лаборатории, оснащенные высокотехнологичным оборудованием. Работа по созданию основного элемента кластера - дата-центра - началась уже в 2017 году», - рассказал М.М. Магомедов.
В 2017 году попечительский совет РАО принял решение об учреждении ежегодных премий для награждения победителей конкурса молодых ученых, каждая из которых составит 500 тысяч рублей. «Уверен, конкурс - это отличный стимул для тех, чьи работы приумножат образовательный потенциал нашей страны», - считает Магомедсалам Магомедалиевич.
Член Попечительского совета Российской академии образования, генеральный директор ФГУП «МИА «Россия сегодня» Дмитрий Константинович Киселев отметил важность работы учителей и научных работников в сфере образования. «Все наши достижения в экономике и внешней политике не имеют смысла без людей. Воспитание и образование детей - важнее оружейных комплексов, инфраструктуры, сельского хозяйства и даже внешней политики, потому что основные базовые вещи заложены учителями и учеными, которые работают в сфере образования», - подчеркнул Д.К. Киселев.
Российская академия образования активно развивает научно-образовательную работу в регионах Российской Федерации. На сегодняшний день
246
Вестник КГУ 2018
Образование и национальная безопасность (заметки с общего собрания членов РАО)
в стране действуют Региональные научные центры и Научные центры РАО (всего 21 центр), которые представлены во всех федеральных округах России.
С сообщением об отчете о научной, научно-организационной и финансово-хозяйственной деятельности РАО в 2017 году выступил вице-президент РАО Юрий Петрович Зинченко. Также он рассказал о предложенных Академией приоритетных направлениях развития исследований в сфере наук об образовании и о рекомендациях Академии о размере и направлениях расходования средств в 2018 году, предусмотренных на научные исследования в сфере наук об образовании в части Программы фундаментальных научных исследований Государственных академий наук в 2013-2020 годах.
Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Салаватовна Гумерова поприветствовала собравшихся и пожелала успешной работы от имени председателя Совета Федерации Валентины Ивановны Матвиенко и Федерального Собрания РФ. В выступлении Лилия Салаватовна подчеркнула
важность проведения исследований в сфере образования. «На сегодняшний день вопросы воспитания и образования - это вопросы стратегической безопасности нашего государства. Исследования в этом направлении необходимы для того, чтобы уметь отвечать вызовам времени. Я искренне благодарю Российскую академию образования за наше плодотворное сотрудничество. Впереди нас ждет еще много стратегических целей и задач в сфере образования», - сказала Л. С. Гумерова.
Директор Департамента государственной политики в сфере общего образования и науки Андрей Евгеньевич Петров передал слова приветствия от и. о. министра образования и науки Ольги Юрьевны Васильевой и подчеркнул, что структурные изменения не отменяют тех задач, которые стоят перед системой образования страны.
В завершении общего собрания членов РАО Людмила Алексеевна Вербицкая отметила, что Российская академия образования должна стать локомотивом изменений, которые в этот переломный период будут выводить образование к ведущим мировым стандартам.
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 3
247