Научная статья на тему 'Образование и национальная безопасность (заметки с общего собрания членов РАО)'

Образование и национальная безопасность (заметки с общего собрания членов РАО) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КАДРОВАЯ ПРОБЛЕМА / ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ / ПИЛОТНЫЕ ПРОЕКТЫ / ИССЛЕДОВАНИЯ О ДЕТЯХ И ПОДРОСТКАХ / RUSSIAN ACADEMY OF EDUCATION / EDUCATION / NATIONAL SECURITY / STAFF PROBLEM / SPECIALISTS'' TRAINING PROBLEM / PILOT PROJECTS / INVESTIGATIONS ABOUT CHILDREN AND TEENAGERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чекмарёв Василий Владимирович

В статье приводится краткий обзор ежегодного собрания членов Российской академии образования, состоявшегося 17 мая 2018 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education and national security (notes from the general meeting of members of Russian Academy of Education)

A short review of an annual meeting of members of the Russian Academy of Education which took place on May 17, 2018, is provided in the article.

Текст научной работы на тему «Образование и национальная безопасность (заметки с общего собрания членов РАО)»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

УДК 008; 37

Чекмарёв Василий Владимирович

доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАО Костромской государственный университет tcheckmar@ksu.edu.ru

ОБРАЗОВАНИЕ И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (заметки с общего собрания членов РАО)

В статье приводится краткий обзор ежегодного собрания членов Российской академии образования, состоявшегося 17 мая 2018 года.

Ключевые слова: Российская академия образования, образование, национальная безопасность, кадровая проблема, проблема подготовки специалистов, пилотные проекты, исследования о детях и подростках.

17 мая 2018 года состоялась ежегодное общее собрание членов Российской академии образования, в котором приняло участие 267 российских иностранных членов Академии, почетные гости и члены Попечительского совета РАО.

Традиционно в преддверии общего собрания членов Российской академии состоялись собрания отделений, на которых обсуждались итоги научно-организационной деятельности отделения РАО и планы на будущее в контексте назревших для решения проблем. Кратко изложим основные суждения членов РАО по проблемам.

Остро дебатировалась проблема информатизации сферы образования. О. Смолин (первый заместитель председателя Комитета Государственный Думы по образованию и науке) выразил уверенность в том, что развитие электронного обучения -вопрос не только о праве образования, но и вопрос национальной безопасности. Он отметил, что по данным Высшей Школы Экономики, доля России на рынке электронного обучения составляет чуть более одного процента. А ведь вопрос о развитии электронного обучения тесно связан с проблемой технологического развития. О. Смолин привел данные из доклада А. Кудрина, согласно которым Южная Корея производит в год 478 многофункциональных роботов, а Россия всего 2. У образовательной программы Coursera 25 миллионов слушателей, из которых Российских - 1 миллион. При обсуждении проблемы высказывались позиции о том, что в институциональном обеспечении системы образования содержится множество ограничений на развитие электронного обучения. Взять, к примеру, наличие государственных образовательных стандартов. Как бы хороши они ни были, срок их действия - пять лет. А электронные образовательные ресурсы меняются каждый день. Но чем больше вузы принимают инновации в образовательном процессе, тем чаще попадают под удар надзорных, контрольных и прочих органов. Эти органы интересуют не результат, а процесс. Это системная ошибка.

Озвучивались точки зрения и о необходимости создания новой категории вузов, в которых электронное обучение не сводилось бы к наличию хоро-

ших электронных курсов, но и обеспечивалось бы соответствующими методиками, дидактикой и инфраструктурой, инфокоммуникационной средой.

Поднимался учеными и вопрос о подготовке кадров. Сегодня в России потребность по специалистам в области 1Т - 400 тысяч. А в вузах идет подготовка порядка сорока тысяч. Вроде бы в планах профильного Министерства стоит задача увеличения приема по этим специальностям. Но ведь речь должна идти и о подготовке преподавательского корпуса.

Ряд ученых обсуждали проблему закрепления выпускников вузов в связи с возможным внесением поправок в закон об образовании. Однако рефрен «мы живем в то время, когда потребности хозяйствующих единиц меняются столь стремительно, что не подлежат плановому учету» превалировал. Проблему подготовки кадров для предприятий в российских вузах сегодня нельзя решить административным путем. Речь должна идти о партнёрстве вузов и предприятий. В стране достаточно много моногородов, в которых создается мало новых рабочих мест. И направлять туда специалистов из региональных вузов - значит обрекать людей на работу без карьерных перспектив.

Но в одном члены РАО были единодушны -в понимании, что без принципиальных изменений подготовки кадров экономическое развитие не осуществимо. Требование рынка труда к навыкам и компетенциям динамично изменяются. Можно оцифровать наш аналоговый мир, но это не то же самое, что жизнь в цифровой культуре. Более того, обеспечение экономической безопасности личности предполагает такие способы, как повседневные стрессоры (реструктурирование системы потребности, экономическая активность) и интенсивные стрессоры (групповой копинг, идентификация). Коллеги в Институте психологии РАН полагают, что психология и педагогика, изучающие, в том числе и вопросы безопасности человека, указывают на прямую связь обеспечения национальной безопасности через безопасность личности.

Члены научно-методического совета экономики образования, отделения теоретической педагогики и психологии РАО много внимания на заседании

© Чекмарёв В.В., 2018

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №3

245

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

своего отделения уделили проблемам поиска новых подходов к решению задач финансового обеспечения деятельности образовательных организаций всех уровней российского образовательного пространства. С обобщённой позиции на общем собрании было поручено выступить академику М.Л. Левицкому.

После секционного обсуждения участники собраний отделений переместились в общей зал.

Президент Российской академии образования Людмила Алексеевна Вербицкая открыла общее собрание, поприветствовав членов Академии и гостей собрания.

По просьбе Людмилы Алексеевны, присутствующие почтили минутой молчания память ушедших из жизни в отчетном году членов Академии.

В своем выступлении президент РАО Л. А. Вербицкая рассказала об итогах научной деятельности и направлениях дальнейшей работы Российской академии образования, отметив, что дальнейшие перспективы развития образования в стране определяют послание Президента В.В. Путина Федеральному собранию и Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» от 7 мая 2018 года. Образование и наука занимают среди них приоритетное место. «Российская академия образования должна взять на себя функции основного партнёра государственной власти в реализации Послания Федеральному собранию и Указа применительно к сфере наук об образовании», - сказала Людмила Алексеевна.

Также президент Российской академии образования подчеркнула, что развивать образование в стране необходимо, опираясь на фундаментальные исследования. «Именно фундаментальные исследования позволят современному образованию выйти на новый уровень своего развития. Несмотря на сокращение финансирования, Программы фундаментальных научных исследований Госу-дарственных академий наук на 2013-2020 годы в части исследований, координацию которых осуществляет РАО, научные коллективы сохранили тематику исследований в рамках всех двенадцати направлений, и в целом достигли плановых показателей», - заключила президент.

Одним из главных направлений деятельности РАО в ближайшее время станут масштабные по-пуляционные исследования детей и подростков, которые не проводились в стране с прошлого века. Проекты по этим направлениям уже начаты учеными Академии. Это позволит к концу нынешнего года запустить пилотный проект на базе дата-центра Академии.

По словам Л.А. Вербицкой, задачи, которые стоят перед Российской академией образования, расширяются, в связи с чем, в Правительство РФ внесен проект Постановления, предусматриваю-

щий увеличение численности членов Академии на

5 академиков и 10 членов-корреспондентов. Президент РАО выразила надежду, что в текущем году соответствующее Постановление будет утверждено.

В своем выступлении Людмила Алексеевна рассказала о запуске на базе РАО Федерального ресурсного центра психологической службы в системе образования. Цель его деятельности, в том числе, и в создании условий позитивной социализации детей и подростков, в снижении рисков их дезадаптации.

Выступая на открытии общего собрания, заместитель Руководителя Администрации Президента РФ, председатель Попечительского совета РАО Магомедсалам Магомедалиевич Магомедов отметил, что процессы глобализации, а также стремительное расширение роли цифровых технологий в современном обществе кардинальным образом меняют условия социализации подрастающего поколения. «В связи с этими масштабными вызовами особое значение приобретают фундаментальные междисциплинарные исследования в области наук

06 образовании. Именно такой подход к получению новых знаний о человеке, развитии ребенка, его обучении и воспитании, положен в основу программы развития Российской академии образования на 2017-2020 годы. В этой связи Попечительский совет РАО поддержал идею создания кластера междисциплинарных исследований мирового уровня в области наук об образовании, включающего различные центры и лаборатории, оснащенные высокотехнологичным оборудованием. Работа по созданию основного элемента кластера - дата-центра - началась уже в 2017 году», - рассказал М.М. Магомедов.

В 2017 году попечительский совет РАО принял решение об учреждении ежегодных премий для награждения победителей конкурса молодых ученых, каждая из которых составит 500 тысяч рублей. «Уверен, конкурс - это отличный стимул для тех, чьи работы приумножат образовательный потенциал нашей страны», - считает Магомедсалам Магомедалиевич.

Член Попечительского совета Российской академии образования, генеральный директор ФГУП «МИА «Россия сегодня» Дмитрий Константинович Киселев отметил важность работы учителей и научных работников в сфере образования. «Все наши достижения в экономике и внешней политике не имеют смысла без людей. Воспитание и образование детей - важнее оружейных комплексов, инфраструктуры, сельского хозяйства и даже внешней политики, потому что основные базовые вещи заложены учителями и учеными, которые работают в сфере образования», - подчеркнул Д.К. Киселев.

Российская академия образования активно развивает научно-образовательную работу в регионах Российской Федерации. На сегодняшний день

246

Вестник КГУ 2018

Образование и национальная безопасность (заметки с общего собрания членов РАО)

в стране действуют Региональные научные центры и Научные центры РАО (всего 21 центр), которые представлены во всех федеральных округах России.

С сообщением об отчете о научной, научно-организационной и финансово-хозяйственной деятельности РАО в 2017 году выступил вице-президент РАО Юрий Петрович Зинченко. Также он рассказал о предложенных Академией приоритетных направлениях развития исследований в сфере наук об образовании и о рекомендациях Академии о размере и направлениях расходования средств в 2018 году, предусмотренных на научные исследования в сфере наук об образовании в части Программы фундаментальных научных исследований Государственных академий наук в 2013-2020 годах.

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Салаватовна Гумерова поприветствовала собравшихся и пожелала успешной работы от имени председателя Совета Федерации Валентины Ивановны Матвиенко и Федерального Собрания РФ. В выступлении Лилия Салаватовна подчеркнула

важность проведения исследований в сфере образования. «На сегодняшний день вопросы воспитания и образования - это вопросы стратегической безопасности нашего государства. Исследования в этом направлении необходимы для того, чтобы уметь отвечать вызовам времени. Я искренне благодарю Российскую академию образования за наше плодотворное сотрудничество. Впереди нас ждет еще много стратегических целей и задач в сфере образования», - сказала Л. С. Гумерова.

Директор Департамента государственной политики в сфере общего образования и науки Андрей Евгеньевич Петров передал слова приветствия от и. о. министра образования и науки Ольги Юрьевны Васильевой и подчеркнул, что структурные изменения не отменяют тех задач, которые стоят перед системой образования страны.

В завершении общего собрания членов РАО Людмила Алексеевна Вербицкая отметила, что Российская академия образования должна стать локомотивом изменений, которые в этот переломный период будут выводить образование к ведущим мировым стандартам.

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 3

247

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.