Научная статья на тему 'Учитель и его формирование: исторический опыт передачи образованности и культуры'

Учитель и его формирование: исторический опыт передачи образованности и культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
347
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АКСИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION / PEDAGOGICAL EDUCATION / EDUCATIONAL AXIOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богуславский Михаил Викторович

В информации подведены научно-организационные итоги Международной научно-практической конференции ХХХІ Сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования «Учитель и его формирование: исторический опыт передачи образованности и культуры», которая состоялась 6-7 июня 2016 г. на базе Тверского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богуславский Михаил Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A TEACHER AND THEIR GENESIS: HISTORICAL BACKGROUND TO EDUCATION AND CULTURE IMPARTING

The submitted article centers on the scientific and organization results of the International research and practice conference XXXI Session of the Scientific Council on the problems about education and the pedagogical science of the Department of Philosophy of education and Theoretical Pedagogy of the Russian Academy of Education “A Teacher and their Genesis: Historical Background to Education and Culture Imparting” that took place on June, 6-7, 2016, on the premises of Tver State University.

Текст научной работы на тему «Учитель и его формирование: исторический опыт передачи образованности и культуры»

► НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

УЧИТЕЛЬ И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПЕРЕДАЧИ ОБРАЗОВАННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

A TEACHER AND THEIR GENESIS: HISTORICAL BACKGROUND TO EDUCATION AND CULTURE IMPARTING

Богуславский Михаил Викторович

Заведующий лабораторией истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, Председатель Научного совета по истории образования и педагогической науки РАО

E-mail: hist2001@mail.ru

Boguslavsky Mikhail V.

Head of the Laboratory of History of Pedagogics and Education of the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, ScD in Education, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Chairman of the Scientific Council on the history of education and pedagogical science of the Russian Academy of Education E-mail: hist2001@mail.ru

Аннотация. В информации подведены научно-организационные итоги Международной научно-практической конференции - ХХХ1 Сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования «Учитель и его формирование: исторический опыт передачи образованности и культуры», которая состоялась 6-7 июня 2016 г. на базе Тверского государственного университета.

Abstract. The submitted article centers on the scientific and organization results of the International research and practice conference - XXXI Session of the Scientific Council on the problems about education and the pedagogical science of the Department of Philosophy of education and Theoretical Pedagogy of the Russian Academy of Education "A Teacher and their Genesis: Historical Background to Education and Culture Imparting" that took place on June, 6-7, 2016, on the premises of Tver State University.

Ключевые слова: история педагогики и образования, педагогическое образование, аксиология образования.

Keywords: history of Pedagogy and education, pedagogical education, educational axiology.

В 2014-2016 гг., в связи с изменением целей и задач деятельности Российской академии образования, а также ее структуры, произошли соответствующие изменения и в деятельности Региональных центров РАО и Научных советов отделений РАО, которые ранее объективно находились на вторых позициях по сравнению с деятельностью Научных институтов, входящих в РАО. Теперь эти структуры, наряду с созданными в РАО лабораториями и центрами, во многом призваны выполнять основные научно-исследовательские функции, значительно усилить и модернизировать свою деятельность.

Рефлексия произошедших существенных изменений и осознание необходимости переформатирования в новых условиях деятельности Научных советов определили направленность подготовки ХХХ1 Сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки ОФОТП РАО.

Сессия проходила на базе Тверского государственного университета 6-7 июня 2016 г.

К началу работы сессии был подготовлен содержательный сборник «Учитель и его формирование: исторический опыт передачи образованности и культуры», в который вошли статьи 121 автора, общим объемом 49,8 п. л.

Программа сессии была очень насыщенной.

6 июня в 10:00 состоялось торжественное открытие Сессии. В ее работе приняло участие более 100 ученых и деятелей образования из 40 субъектов Российской Федерации, а также пяти зарубежных стран.

Отметим динамику роста участников сессий Научного совета. В 2012 г. в Волгограде их было 35, в 2014 г. в Санкт-Петербурге - 56.

На торжественном открытии были зачитаны «Обращение» к участникам конференции Президента РАО, академика РАО Л. А. Вербицкой и «Приветствие» сопредседателя организационного комитета сессии, директора ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», доктора философских наук, профессора С. В. Ивановой.

Как подчеркнула в своем Обращении Президент РАО, Академик РАО Людмила Алексеевна Вербицкая, «тема сессии "Учитель и его формирование: исторический опыт передачи образованности и культуры" приобретает особую значимость в преддверии вступления в силу Профессионального стандарта педагога. Важно отметить, что современный учитель является фактором реализации инновационных и оригинальных технологий в образовательной практике. Более того, миссия учительства определяет перспективы развития школы завтрашнего дня и усиливает потенциал педагогического сообщества в современном социуме. Это существенно актуализирует всю историко-пе-дагогическую проблематику, связанную с профессиональной подготовкой и деятельностью учителя».

Также на торжественном открытии конференции выступили с приветствиями сопредседатель организационного комитета ректор ТвГу, доктор физико-математических наук, профессор А. В. Белоцерковский, заместитель председателя областного Правительства С. В. Вержбицкая, министр образования Тверской области Н. А. Сенникова.

После этого на пленарном заседании впервые состоялась церемония награждения ведущих ученых в области истории педагогики и образования общественными наградами Научного совета.

Высшей наградой историко-педагогического сообщества медалью «За заслуги в развитии истории педагогики» имени академика РАО З. И. Равкина были награждены 17 ученых и принято решение о награждении ряда ученых и руководителей педагогической науки.

Были награждены Дипломами:

1. «За значительный вклад в развитие истории педагогики и образования» - ученые -доктора наук, а также признанные в сообществе ученые старшего поколения - кандидаты наук - 18 чел.

2. «В знак признания большого научного потенциала в осуществлении историко-педаго-гических исследований» - генерация исследователей - 35-40 лет - кандидатов наук - 27 чел.

3. «Надежда историко-педагогической науки» - молодые исследователи - аспиранты и соискатели - в возрасте до 30 лет - 16 чел.

На пленарном заседании были заслушаны шесть докладов:

1. Перспективы развития историко-педагогического знания - М. В. Богуславский.

2. Учитель в образовательном пространстве: к поиску новых моделей профессиональной социализации - В. В. Сериков, член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет».

3. Традиции учительства в условиях проектируемых парадигмальных изменений его современной профессиональной деятельности - А. Н. Шевелев, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и андрагогики ГБУ ДПО «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования».

4. Стратегии в деятельности учителя: опыт историко-педагогической реконструкции - И. Д. Лельчицкий, доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогического образования ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет».

5. Народный учитель на фоне социокультурного нигилизма - С. В. Куликова, доктор педагогических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», Ученый секретарь Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки РАО.

6. Общественная инициатива в разработке идей и практики подготовки педагогов в России начала XX в. - А. А. Романов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и педагогического образования ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина».

После перерыва состоялись презентация научной школы историков педагогики и образования Твери (8 сообщений) и Круглый стол «Российский учитель в образовательном пространстве и времени», ведущим которого являлся В. В. Сериков. В состоявшейся плодотворной дискуссии приняли участие 12 участников сессии.

Затем прошла презентация историко-педагогических изданий.

В завершение первого дня работы состоялась торжественная передача творческой эстафеты организатору проведения будущей XXXII сессии Научного совета - Нижегородскому государственному педагогическому университету им. К. Минина (июнь 2018 г.).

Вечером участники сессии приняли участие в незабываемом культурно-этнографическом празднике в Завидово.

7 июня в первой половине дня состоялась работа секций. Многомерный характер обращения к образу учителя получил свое воплощение в их проблематике.

Секция 1. Современная методология исследования историко-педагогического знания. Исторические доминанты и современное содержание профессионального стандарта педагога. Здесь были сделаны методологические доклады, а также представлены оригинальные результаты современных исследований положения российского учительства, органично дополненные затем содержательными историческими исследованиями статуса и положения учительства. В 15 сообщениях эта проблема рассматривалось в единстве логического и исторического, теории и истории. В ряде сообщений содержались нетривиальные методологические подходы, существенно обогащающие историко-педагогическое знание.

Секция 2. Учитель как непреходящая ценность образования и общества. В представленных 12 сообщениях было создано многомерное представление о том контексте, в котором осуществлял свою деятельность российский и зарубежный учитель в различные исторические эпохи. В выступлениях были объемно представлены взгляды видных педагогических деятелей на миссию учителя. Многие сообщения содержали новые исторические факты, существенно обогащающие представления об учительской деятельности.

Секция 3. Педагогическое образование: динамика ценностей и смыслов. 16 сообщений были посвящены педагогическому образованию будущих учителей как в нашей стране, так и за рубежом. Осуществленный в выступлениях сравнительно-сопоставительный анализ создавал плодотворную основу для совершенствования в современных условиях этого важнейшего и ответственейшего направления образовательной деятельности.

Секция 4. Стратегические направления развития российского образования: история и современность. Сделанные на ней 14 сообщений были посвящены собственно образовательной деятельности, в которой и проявляются как личность Учителя, так и результаты его подготовки.

Во второй половине дня на заключительном пленарном заседании в выступлениях спикеров были подведены итоги работы секций.

Затем состоялась торжественная церемония вступления участников сессии в Научный Совет по проблемам истории образования и педагогической науки отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования. Оформление фиксированного членства в совете прошло впервые. С заявлениями о вступлении в состав Совета в его Бюро обратилось 80 историков педагогики, которым были торжественно вручены удостоверения членов Совета.

На общем собрании был принят проект нового Положения о Научном совете по проблемам истории образования и педагогической науки Отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования.

Затем впервые состоялись выборы Бюро Научного совета. Председателем Научного совета был единогласно избран М. В. Богуславский.

По итогам XXXI сессии Научного совета был сформулирован ряд актуальных научно-организационных мер для дальнейшего развития историко-педагогических исследований:

1. Регулярно проводить обновление тематики исследований, рекомендательных списков тем дипломов и кандидатских диссертаций.

2. Сформировать концепцию создания нового поколения учебно-методического комплекса по истории педагогики и образования для системы высшего и среднего профессионального педагогического образования с учетом современного историко-педагоги-ческого знания и в соответствии с политическим курсом государства. Новое научное знание должно рассматриваться через призму традиций и накопленного поколениями опыта.

3. Разработать государственную программу по изданию цикла оригинальных и переводных монографий, учебных пособий, антологий и хрестоматий, способствующих пониманию истории педагогического опыта воспитания и обучения, его роли в осмыслении природы педагогических явлений и взаимодействия с ними в современности.

4. Осуществить «возвращение» полноценного курса по отечественной и всемирной истории педагогики и образования в высшую школу. Открыть магистерские программы «История педагогики и история детства» в ряде педагогических вузов страны.

5. Актуализировать историко-педагогическое наследие через систему дополнительного образования в форме проектов, презентаций, общественных акций, систематизации краеведческого и музейного знания, показывающих востребованность исторического прошлого в настоящем с целью воспитания личности «нового формата» и обогащения новыми знаниями и ценностями.

6. Осуществить увеличение научных периодических изданий по истории педагогики, активизировать взаимные обсуждения, публикации рецензий, полемику внутри направлений и между ними.

Все участники сессии отметили высокий научный уровень ее проведения и выразили благодарность организаторам.

Подводя научные итоги сессии, отметим, что были обогащены методологические подходы в осуществлении историко-педагогических исследований; существенно расширены представления о положении и миссии учителя в отечественной и зарубежной системах образования; получено новое знание о подходах к процессу подготовки будущих учителей в нашей стране и за рубежом; в целом осуществлена актуализация историко-пе-дагогического знания на основе соединения ретроспективы и перспективы.

В организационном ракурсе в рамках Научного совета было оформлено и консолидировано научное сообщество российских историков педагогики и образования на основе общих профессиональных ценностей; оформлены общественные награды членам Научного совета (медаль и дипломы); сформирован и оформлен состав членов Научного совета; осуществлены выборы членов Бюро Научного совета; определены тема и место проведения XXXII Сессии Научного совета; подготовлен проект нового Положения о Научном совете.

Все это в целом значительно укрепило авторитет Научного совета как признанного лидера научного сообщества российских историков педагогики и образования, легитимизировало его статус и придало новый импульс творческой деятельности.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2016, № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.