Научная статья на тему 'Междисциплинарность педагогических технологий'

Междисциплинарность педагогических технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
423
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ / РАСШИРЕНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАО / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ ПО ЭКОНОМИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ / PEDAGOGIC RESEARCH / MULTI-DISCIPLINARY NATURE / EXPANSION OF SUBJECT ACTIVITIES OF RUSSIAN ACADEMY OF EDUCATION / SCIENTIFIC-METHODOLOGICAL COUNCIL ON ECONOMICS EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чекмарёв Василий Владимирович

В статье решается задача расширения информационного пространства о деятельности РАО на основе комментирования четырех конференций, приведенных в октябре ноябре 2017 года. Обращается внимание на знаковый содержательный аспект, роднящий конференции акцентирование большинства докладов на актуальность междисциплинарного подхода в педагогических исследованиях и педагогических технологиях обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multi-disciplinary nature of educational technologies

The article resets the task of the expansion of information medium on the activities of the Russian Academy of Education on the basis of the four review conferences to be held in October to November, 2017. Attention is drawn to the key content aspect relating to the conference focus of the majority of reports on topicality of multi-disciplinary nature of approach to pedagogic research and pedagogic technologies of training.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарность педагогических технологий»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

УДК 371 ; 37.014

Чекмарёв Василий Владимирович

доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАО Костромской государственный университет tcheckmar@ksu.edu.ru

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье решается задача расширения информационного пространства о деятельности РАО на основе комментирования четырех конференций, приведенных в октябре - ноябре 2017 года. Обращается внимание на знаковый содержательный аспект, роднящий конференции - акцентирование большинства докладов на актуальность междисциплинарного подхода в педагогических исследованиях и педагогических технологиях обучения.

Ключевые слова: педагогические исследования, междисциплинарность, эффективность педагогических технологий, расширение предметной деятельности РАО, научно-методический совет по экономике образования.

Междисциплинарность исследований становится основополагающим принципом для большинства наук. Для педагогики это означает формирование интегра-тивной педагогики [2, с. 57]. В свою очередь инте-гративность позволяет определить новые подходы к решению проблем обучения и воспитания.

Очевидно, при этом, что каждый исторический период в развитии педагогической науки характеризуется своими приоритетными направлениями и проблемами, различным уровнем популярности объектов исследований, реализации ведущих методологических исследований, разных форм экспериментов и т.д. Соглашаясь с авторами приведенной цитаты, напомню, что междисциплинарные исследования приоритетны и с конца 1990-х годов. А привело педагогов к осознанию острой необходимости междисциплинарных исследований взаимодействие педагогической науки и общественной практики. Это результат внутренней закономерности развития науки в целом, и педагогики в частности. Дело в том, что сама проблема обучения и воспитания изначально является междисциплинарной. Реализация принципа междисциплинарности становится одним из критериев оценки уровней фундаментальности, масштабности и современности педагогических исследований. Подтверждением этого постулата стали научные конференции, проведенные под эгидой Российской академии образования в конце текущего 2017 года. Их обзор проводится ниже.

Уже сами названия конференций позволяют сделать вывод об их междисциплинарном характере. Однако участникам удалось преодолеть опасность редакции собственно педагогических явлений к тем, которые изучаются культурологией. В ходе обсуждения поставленных вопросов удалось добиваться высокой совместимости языков педагогики и культурологии, взаимного понимания представителей этих наук. Одним из основных выводов проведенных конференций стал вывод о значимости формирования интегративной педагогики.

Большим событием в педагогическом сообществе стало проведение 5 октября 2017 года Россий-

ской академией образования при участии Института стратегии развития образования РАО, Научного совета по проблемам дидактики отделения философии образования и теоретической педагогики РАО Международной научно-теоретической конференции «Культурологическая модель образования: состояние и тенденции развития», посвященной 100-летию со дня рождения И.Я. Лернера. На конференции были обсуждены такие вопросы как: концептуальные подходы к формированию современного содержания образования; культурологическая модель содержания образования: исторический аспект; развитие культурологической модели содержания образования в современных социокультурных условиях; проектирование ФГОС на основе культурологической модели; отбор содержания образования сегодня: проблемы и пути их решения; представления об учебных предметах в свете культурологической модели содержания образования.

26 октября 2017 года Министерства образования и науки РФ совместно с РАО организовали Международную научно-практическую конференцию «Журнал «Педагогика» («Советская педагогика»): 80 лет служения отечественному образованию».

Пленарное заседание было открыто докладом: «Журнал «Педагогика» («Советская педагогика»): 80 лет служения отечественному образованию». Доклад был сделан Р.С. Болниевым, главным редактором журнала.

В конференции приняли участие педагоги, психологи и руководители образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, научные работники, представители Министерства образования и науки РФ, региональных Министерств, Департаментов и Комитетов образования, представители образовательных организаций общего, профессионального, высшего и дополнительного образования, общественных организаций.

Работа конференции была направлена на такие направления как: теория и методология развития современного образования; вопросы обучения и воспитания; история школы и педагогики; кадры науки, культуры и образования; сравнительная педагогика.

248

Вестник КГУ 2017

© Чекмарёв В.В., 2017

Среди дискуссионных площадок, на которых были изложены различные точки зрения по определению направлений модернизации образования в России, впервые в истории РАО была организована работа площадки по вопросам экономики образования. В итоговом документе конференции было подчеркнута значимость работы организованного при Отделении философии и теоретической педагогики РАО научно-методического совета по экономике образования (НМСЭО). Участники конференции поддержали инициативу НМСЭО по открытию на страницах журнала «Педагогика» постоянной рубрики, в рамках которой выступали бы исследователи проблем управления и экономики образования.

Особо отмечу междисциплинарность, которая сопутствовала обсуждению заявленных для обсуждений направлений. С этой целью перечислю дискуссионные площадки конференции:

- Дидактика и обучение в свете современных вызовов информационного общества;

- Профессиональное и высшее образование. Оценка состояния и перспективы развития (модератор - С.Н. Чистякова, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, академик-секретарь Отделения профессионального образования РАО);

- Воспитание: диалог прошлого, настоящего и будущего;

- Дети с особыми образовательными потребностями: вчера, сегодня, завтра;

- Развитие культуры межнациональных отношений обучающихся в современной образовательной среде;

- Проблемы управления в современном образовании;

- Методология современной компаративистики;

- Экономика образования: вызовы и перспективы;

- Познавательный и образовательный потенциал историко-педагогического знания;

- Развитие информатизации образования в контексте информационной безопасности личности;

- Проблемы психологии обучающегося: оценка состояния и прогноз развития.

Участники конференции единодушно отметили, что, несмотря на интенсивную исследовательскую работу, обширную экспериментально-прикладную деятельность в образовательной сфере, до сих пор о себе дает знать «прессинг» дифференциации, анализаторства и раздробленности (Г.Ф. Федорец). «Прессинг дифференциации» не обошел практическую образовательную деятельность. Порой налицо лишь отдельные фрагменты педагогической интеграции и отсутствие ее целостного изображения. Однако ярко-выраженный объективно-обусловленный потенциал, предъявляемый категории, актуализирует значимость ее постановки и исследований в педагогической теории и практике в целом.

В этой связи следует отметить бурное развитие нового педагогического направления - смысловой дидактики, которое и является по нашему глубокому убеждению, основой интеграции педагогического знания. Смысловая педагогика ставит своей целью организацию педагогического процесса на основе понимания психологических механизмов преобразования культур в мир личности. Психология как фактор конструирования образовательного пространства личности предполагает вариативное, развивающее, смысловое образование. Целью такого образования является формирование картины мира в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, которая бы обеспечивала ориентацию личности в различного рода жизненных ситуациях, в том числе и в ситуациях неопределённости. В ходе вариативного образования ребенок приобщается к культуре, овладевает способами мышления и способностями, посредством которых люди на протяжении многих веков строили мировую цивилизацию (А.Г. Асмолов).

Смысловая дидактика, отражая в себе стремление современной науки к полимодальности, интеграции, опирается на различные научные подходы и направления так или иначе причастные к осмыслению природы познания в контексте обучения. Основное внимание смысловой дидактики сосредоточено на внутренних механизмах защиты личности, преодолевающей препятствия, и психологическом здоровье ее субъектного мира. Смысловая дидактика, выходя за пределы понимания обучения только как процесса, позволяет ввести его в контекст пространственных категорий, характеристиками которых являются плотность и разнообразие образовательных пространств, и выделяет в качестве способов взаимоотношений основных компонентов обучения смысл и смысло-образование (См. подробно [5]). Первый как основа организующих отношений «ядра личности», включающей динамичные (личностный смысл, смысло-образующая установка, смыслообразующий мотив) и устойчивые структуры (смысловые диспозиции, смысловые структуры, ценности). Второй рассматривается как доминирующий вектор образовательного процесса. Это становится возможным лишь при осмыслении познания в обучении как процесса становления и развития смысловых образований личности, поскольку именно через механизм смыс-лообразования происходит личностное развитие на уровне жизненных ценностей.

В рамках нового, смыслового направления вопрос о фундаментальной основе интеграции снимется. Поскольку истинная интеграция полимодальна, осуществляется в сознании, в глубинах психики субъектов педагогического процесса, то интегративное педагогическое знание «не принадлежит определенной научной области, но несет в себе определенную смысловую нагрузку целост-

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

249

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

но отражений реальности» [1, с. 16]. В этой связи Л.В. Пивоварова предлагает ввести новый критерий интеграции: степень обобщения и уровень взаимопроникновения понятий, положений и научных теорий, объединяемых в целостное знание, имеющее определённую личностную ценность. Она также подчеркивает, что это «становится возможным не при любой интеграции значений, поскольку интеграция может проходить и на уровне интеграции значений, а лишь при интеграции, ориентированной на интроекцию смыслов».

22 ноября 2017 года РАО провела Всероссийскую научно-практическую конференцию «Науки об образовании и образовательная практика: тенденции развития», а 28 ноября 2017 года Министерство образования и науки Российской Федерации, Российская академия образования, при участии института стратегии развития образования РАО стали организаторами Международной научно-практической конференции «Ян Амос Коменский и современность», посвященной 425-летию со дня рождения Яна Амоса Коменского и 250-летию первого издания его произведений на русском языке.

Приветствовали участников конференции Людмила Алексеевна Вербицкая, президент Российской академии образования, академик РАО, доктор филологических наук, профессор, Михаил Львович Левицкий, академик-секретарь отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор и Светлана Вениаминовна Иванова, директор ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», член-корреспондент РАО, доктор философских наук, профессор, председатель Научного совета по сравнительной педагогике при отделении философии образования и теоретической педагогики РАО.

Перечислю наиболее содержательные доклады, прозвучавшие на конференции, и их авторов. Это: «Я.А. Коменский как личность эпохи Барокко: свет и тени» - Георгий Павлович Мельников, ведущий научный сотрудник ФГБУН «Институт славяноведения РАН», кандидат исторических наук, профессор, «Идеи Коменского в контексте современных педагогических концепций» - Светлана Марковна Марчукова, проректор Исследовательского педагогического центра (ИПЦ) им. Я.А. Ко-менского, руководитель комениологической секции Санкт-Петербургского союза ученых, доктор педагогических наук; «Я.А. Коменский об основах и развитии способностей у человека» - Тамара Семеновна Комарова, профессор кафедры педагогики Института «Высшая школа образования» ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», заведующий кафедрой дошкольного образования ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет», доктор педагогических наук, профессор; «Ранее

интеллектуальное развитие ребенка в педагогике Я. А. Коменского» - Валерий Александрович Николаев, заведующий кафедрой методики и технологии социальной педагогики и социальной работы ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», доктор педагогических наук, профессор; «Онтологические основания воспитательных систем Яна Амоса Коменского и В.Ф. Одоевского: сопряжения и дискурс» - Михаил Викторович Богуславский, заведующий Центром истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, председатель Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики РАО.

Объединительной идеей докладов, прозвучавших на конференциях, стала идея о том что неправомерно превозносить роль и значение воспитания и образования и в разной степени их недооценивать после перехода к рыночной экономике и принятия Закона РФ «Об образовании», о том, что практически осуществляется вытеснение воспитания как научной категории. Можно сказать, что здесь появляется стремление некоторых крайних реформаторов отказаться от коммунистического воспитания. Однако воспитание это духовное явление, возникшее на заре развития человечества, когда еще не существовала идея коммунизма. Воспитание - органическая, естественно-духовно-нравственная забота родителей, родных о своем потомстве. Народные традиции, устное народное творчество всех народов мира содержит богатство духовного, нравственного, эстетического, умственного, трудового воспитания детей.

Педагогика взаимосвязана с экономической теорией и экономикой по многим проблемам и вопросам. Острыми и актуальными являются вопросы финансирования образования, заработной платы учителей, улучшения материально-технической базы учебных заведений и др. По расчетам экономистов, среднемесячный размер заработной платы учителя составит в ближайшие годы примерно 30000 рублей, как среднемесячной по экономике. Ряд депутатов Госдумы предлагает на законодательной основе приравнять учителя к статусу государственного или муниципального служащего, в том числе и в части оплаты труда, как сделано, например, в Германии и Финляндии. Даже блестящее развитие педагогической теории не продвинет далеко вперед развитие образования при современном финансировании.

Выделяя основные итоги состоявшихся конференций, следует отметить нижеследующее. Репрезентативным признано утверждение И.В. Усольце-вой о том, что «междисциплинарные исследования представляются одним из ответов сегодняшней на-

Вестник КГУ Л 2017

250

уки на вызовы - глобализацию пространства, тех-нологизацию, информатизацию современного мира, трансформацию понимания природы человека и его места и роли в обществе. Учёные стоят перед необходимостью формирования новой научной картины мира, которая была бы более интегрированной, комплексной, целостной и способной дать ответы на вопросы современности» [4, с. 33]. Корреспондируются выводы участников конференции и с позицией И.Е. Снупковой, которая предложила научное обоснование междисциплинарного подхода [3].

Участники конференции красной нитью обозначили необходимость трансферизации перехода от междисциплинарных педагогических исследований к междисциплинарности педагогических технологий. Именно таковые должны быть положены в основу формирования общекультурных компетенций.

Краткий обзор конференций РАО, состоявшихся в октябре-ноябре 2017 года, показывает результаты перестройки работы коллектива РАО. Пожелаю и представителям нашего университета постоянно принимать участие в творческих конференциях-лабораториях Российской академии образования.

Библиографический список

1. Пивоварова Л.В. Интегративное педагогическое знание. - М.: Педагогика, 2009. - 146 с.

2. Рудакова И.Е., Удовик Е.Э. Междисциплинарные исследования и проблема формирования интегрированной педагогики // Культура и образование. - 2014. - № 3 (54). - С. 40-59.

3. Снопкова Е.И. Актуальность междисциплинарного подхода в педагогических исследования: научное обоснование // Integration of education. -2015. - Vol. 19. - № 1. - P. 111-117.

4. Усольцева И.В. Методологическая основа комплексных исследований Б.Г. Ананьева и проблема междисциплинарных исследований в современной психолого-педагогической науке // Вестник СПбГУ Сер 16. - 2015. - Вып. 2. - С. 54-62.

5. Чекмарёв В.В. Образовательное пространство. Актовый доклад на Международной научно-практической конференции «Стратегия развития образовательного пространства в условиях рисков». Москва, 23 мая 2017. - М.: РАО, 2017. - 29 с.

Педагогика. Психология. Социокинетика № 4

251

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.