Научная статья на тему 'Образование для обеспечения устойчивого социально-экономического развития Беларуси'

Образование для обеспечения устойчивого социально-экономического развития Беларуси Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ГАРМОНИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ходько Елена

Устойчивое развитие формируется в качестве обширной и всеобъемлющей концепции, охватывающей связанные между собой экологические, социальные и экономические проблемы. В ряде документов, касающихся этого процесса, подчеркивается ключевая роль образования в их решении. Образовательные учреждения являются той средой, в которой зарождаются, формируются знания и умения, создается система ценностей, необходимых для понимания и осознания задач устойчивого развития своей страны и мира в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education providing a sustainable socio-economic development of Belarus

The comprehensive concept of sustainable development implies the ecological, economic and social problems solution underlining the key role of education. Thus the educational institutions make up the environment where the knowledge, skills and value system is formed which is necessary to understand and realize the sustainable development problems.

Текст научной работы на тему «Образование для обеспечения устойчивого социально-экономического развития Беларуси»

Образование для обеспечения устойчивого

социально-экономического развития Беларуси ^ .

Елена Ходько,

доцент кафедры промышленной теплоэнергетики и экологии Гомельского государственного технического университета им. П. О. Сухого,

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

Резюме. Устойчивое развитие формируется в качестве обширной и всеобъемлющей концепции, охватывающей связанные между собой экологические, социальные и экономические проблемы. В ряде документов, касающихся этого процесса, подчеркивается ключевая роль образования в их решении. Образовательные учреждения являются той средой, в которой зарождаются, формируются знания и умения, создается система ценностей, необходимых для понимания и осознания задач устойчивого развития своей страны и мира в целом.

Ключевые слова: качественная система образования, гармония, устойчивое развитие, экология.

Человечество столкнулось со сложнейшими глобальными экологическими проблемами, не знающими границ. Их решение осуществляется согласно концепции устойчивого развития, представляющей собой модель развития цивилизации, которая исходит из необходимости обеспечить баланс между решением социально-экономических и экологических проблем. В 1992 г. на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, в которой участвовали 178 правительственных делегаций, эта концепция была официально одобрена. Признано, что для его достижения необходимо решать экологические, экономические и социальные проблемы в их взаимосвязи и стремиться к балансу всех составляющих.

На втором саммите «Рио+10», проходившем в 2002 г. в Йоханнесбурге, на повестке дня были пять основных тем: вода, энергия, здравоохранение, сельское хозяйство и экология. В итоге приняты политическая декларация, призывающая все страны к работе на благо всеобщего процветания и мира, а также план действий по борьбе с бедностью и охране природы.

Несмотря на то что проблема устойчивого развития осознана мировым сообществом и предпринимаются определенные меры по ее решению, третий Саммит Земли 2012 г. констатировал крайне незначительное продвижение государств в этом направлении. Причинами подобной ситуации могут быть, с одной стороны, сравнительно небольшой период времени, за которое происходило осмысление означенного процесса, а с другой - противоречие между его постулатами и ценностными ориентациями стран - членов ООН. Основным результатом мероприятия стал документ под названием «Будущее, которого мы хотим». Он базируется на представлениях о «зеленой» экономике, предполагающей экологизацию всех сфер хозяйственной деятельности человека, а также указывает на необходимость консолидации усилий мирового сообщества на этом пути [1].

На прошедшем в Нью-Йорке в 2015 г. саммите по устойчивому развитию и 70-й сессии Генеральной ассамблеи ООН был отмечен достигнутый прогресс в данной сфере. В фокусе работы организации на ближайшие 15 лет принято пять стратегических направлений: люди, планета, процветание, мир и партнерство [2].

В ряде документов, касающихся проблемы устойчивого развития, подчеркивается ключевая роль образования в ее решении. Образовательные учреждения являются той средой, в которой зарождаются, формируются, систематизируются знания и умения

обучающихся и создается система ценностей, необходимых для понимания и осознания задач устойчивого развития своего региона, страны и мира в целом. Именно поэтому в 1992 г. Комиссия ООН по окружающей среде и развитию заявила, что образование жизненно важно для перехода к устойчивому развитию [3].

В марте 2005 г. была разработана Европейская стратегия образования для устойчивого развития (ОУР). Это событие положило начало объявленному ЮНЕСКО Десятилетию ОУР (2005-2014 гг.). В Международном плане Десятилетия, принятом ООН, отмечается, что образование для устойчивого развития - это:

■ образование, имеющее глубокую ценностную базу, главенство уважения: уважения других, включая настоящие и будущие поколения, их различий и разнообразия; уважения окружающей среды, ресурсов планеты, которую мы населяем;

■ воспитание образа мышления и поведения, которые позволят нам жить жизнью, достойной человека, не лишая себя всего необходимого для этого, и которые наряду с необходимостью воспитания чувств справедливости, ответственности и диалога являются также целью образования для устойчивого развития;

■ распространение морально-этического подхода к организации образования и пропаганды принципов устойчивого развития, способности решать проблемные вопросы его обеспечения и формирование навыков критического мышления.

В документе определены три главные задачи образования: содействие осознанию общих глобальных проблем и необходимости активных усилий при всеобщей ответственности; создание этической базы, нужной для критической оценки разнообразных ситуаций и определения направлений деятельности для достижения позитивных изменений; организация культуры сотрудничества между гражданским обществом, бизнесом и правительствами.

Руководствуясь задачами и приоритетами, определенными в программных документах ООН по окружающей среде и развитию, Декларации тысячелетия ООН, других международных соглашениях, Республика Беларусь последовательно осуществляет меры по обеспечению устойчивого социально-экономического развития в контексте трех его составляющих: человек - экономика - окружающая природная среда [4]. В этих целях приняты: Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г., Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 20112015 гг., Государственная программа инновационного развития на 2011-2015 гг., а также разработан

проект «Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2030 г.» (НСУР-2030).

Все они направлены на обеспечение высоких жизненных стандартов населения и условий для гармоничного развития личности в рамках перехода к высокоэффективной экономике, основанной на знаниях и инновациях, при сохранении благоприятной окружающей среды для нынешних и будущих поколений. Национальным богатством страны является человек, для которого созданы комфортные и безопасные условия проживания и труда, хорошая социальная инфраструктура, условия для духовного и творческого развития личности. В центре внимания государственной политики - накопление знаний, умений, компетенций, индивидуальных способностей, навыков бережного отношения к природе и самому человеку. «Человек - цель, а экономика - средство его развития» [5]. В связи с этим одним из главных приоритетов определено качественное воспроизводство человеческого потенциала и эффективное его использование. В настоящее время Беларусь находится на 53-м месте из 187 стран и относится к государствам с высоким уровнем человеческого развития, опережая другие государства СНГ (Россия - 57-е место, Казахстан - 70-е, Украина - 83-е, Азербайджан - 76-е, Армения - 87-е).

В условиях глобализации происходит борьба между человеческим капиталом и за человеческий капитал. В основе победы в этой конкуренции лежит качественная система образования. В нашей стране она играет одну из решающих стратегических ролей в построении эффективной социально-экономической модели, интеллектуальный потенциал которой в значительной степени определяет структуру национальной экономики, качество производимой продукции и сферы услуг, а также эффективность ее функционирования на всех организационных уровнях. По индексу уровня образования наша республика сопоставима с наиболее развитыми странами Европы (0,97). Доля работников с высшим и средним специальным образованием в 2015 г. составила 52%, что на 10,8% выше в сравнении с 2000 г.

Подготовка образованных и высококвалифицированных специалистов - одно из главных конкурентных преимуществ отечественной экономики, что позволит ей обеспечить благоприятные стартовые позиции для вхождения страны в новую глобальную экономику знаний. Ее потребностям должна в полной мере отвечать качественная образовательная система, в рамках которой формируется постиндустриальное образование, идет процесс перехода к более инновационной его форме - образованию для устойчивого развития.

Актуальность решения задач для ОУР признана Министерством образования Республики Беларусь. Для координации работы учреждений и органов управления образованием, других заинтересованных министерств и ведомств, а также общественных объединений в 2006 г. создан Координационный совет по образованию в интересах устойчивого развития [6]. Основная цель ОУР состоит в создании условий для становления и развития всесторонне образованной и социально активной личности, понимающей новые процессы и явления общественной жизни, имеющей культурные и этические принципы, нормы поведения, обеспечивающие готовность к социально ответственной деятельности и непрерывному образованию в быстро меняющемся мире.

Выпускники высшей школы должны обладать всем набором компетенций, глубоких профессиональных и междисциплинарных знаний для решения сложных системных вопросов, касающихся устойчивого развития страны и мирового сообщества. Для этого необходимы осознание ими принципов, лежащих в основе этих процессов, умение сопоставить краткосрочную экономическую выгоду от принимаемых решений и те последствия, которые могут проявиться не только в ближайшей, но и в отдаленной перспективе. Методологическая основа ОУР - системный, синергетический, междисциплинарный и компетентностный подходы, сочетание которых даст образованию необходимую фундаментальность, практическую ориентированность, позволит развивать у выпускников системное мышление и междисциплинарные компетенции [7].

На уровне знаний и понимания сути проблемы устойчивого развития общества и государства данная компетенция требует знания:

■ естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин, на основе которых у выпускников вуза формируется научное мировоззрение;

■ междисциплинарной природы проблем устойчивого развития и поиска путей их решения;

■ факторов, оказывающих негативное влияние на качество жизнедеятельности человека и окружающей среды, причин их возникновения, возможных путей преодоления на глобальном и национальном уровнях;

■ об информационном обществе и способах работы с информацией;

■ о сути, направлениях, формах международного и регионального сотрудничества, местных инициативах по реализации программ устойчивого развития;

■ важнейших показателей устойчивости развития региона, страны, понимания возможных направлений улучшения ситуации.

Компетентность в области устойчивого развития предполагает следующие умения:

■ применение системного, синергетического и междисциплинарного подходов для комплексного анализа сложных явлений, определения их сущностных взаимосвязей и зависимостей;

■ реализация проектной деятельности, взаимодействие

с представителями других специальностей, работа в междисциплинарных командах;

■ анализ проблем, связанных с устойчивым развитием своего региона, предложение конкретных путей их решения на локальном уровне;

■ использование потенциала информационно-коммуникационных технологий для поиска, моделирования, анализа и прогноза поведения системы;

обладание средствами компьютерного моделирования и прогнозирования явлений и процессов в таких сложных системах, как общество и природа;

■ осуществление взаимодействия с местными органами управления, самоуправления;

■ владение коммуникативными и межкультурными компетенциями, компетенциями в области самообразования в течение всей своей жизни;

■ прогнозирование и осуществление управления на основе сложносистемного мышления, системного анализа комплекса факторов;

■ активная гражданская позиция, патриотизм, пропаганда высоких моральных качеств, здоровый и творческий образ жизни.

На уровне ценностных установок и позиций в области устойчивого развития требуется:

■ формирование охранно-созидательного отношения к природе, социуму, человеку;

■ способность и готовность к постоянному профессиональному саморазвитию и самообразованию;

■ ответственность перед будущими поколениями за использование технологий и инноваций;

■ осознание ответственности за последствия своей трудовой деятельности;

■ экологическое мировоззрение;

■ признание науки и образования важнейшими инструментами решения проблем в процессе перехода к устойчивому развитию;

■ экологический императив как критерий в ходе принятия решений;

■ сохранение и преумножение ценностей и культурно-исторических традиций своей страны, бережное отношение к национальной самобытности.

Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2030 г. - это документ, в котором обозначены стратегические приоритеты и основные направления действий по решению имеющихся проблем и долгосрочному развитию в рамках обеспечения триады его устойчивости:

«человек - экономика - экология» [5]. Для достижения конечных целей НСУР необходим длительный период, включающий два этапа.

Цель первого (2016-2020 гг.) - переход к качественному сбалансированному росту экономики на основе ее структурно-институциональной трансформации с учетом принципов «зеленой» экономики, приоритетного развития высокотехнологичных производств, которые станут основой для повышения конкурентоспособности страны и качества жизни населения. Перед образованием поставлена задача обеспечить его доступность и качество, соответствующие требованиям устойчивого развития страны. Для реализации этой цели в качестве главных задач определены:

■ развитие системы непрерывного образования по принципу «образование через всю жизнь»;

■ повышение качества образовательного процесса с учетом принципов устойчивого развития;

■ организация университетских учебно-научно-производственных комплексов на основе инновационных научных исследований;

■ формирование системы двухуровневой подготовки специалистов с высшим образованием;

■ создание системы подготовки кадров, в том числе опережающей, с участием заказчиков кадров в ее финансировании на основе целевого заказа;

■ основание системы грантовой поддержки одаренной и талантливой молодежи.

Главная цель второго этапа (2021-2030 гг.) НСУР-2030 - поддержание стабильной устойчивости развития страны на основе роста духовно-нравственных ценностей и достижение высокого качества человеческого потенциала, ускоренное формирование наукоемких производств и услуг, дальнейшее становление «зеленой экономики» при сохранении природного капитала. В этот период в Республике Беларусь предполагается осуществить переход к новой парадигме образования: учение вместо обучения, не усвоение готовых знаний, а развитие у обучающихся способностей, дающих возможность самостоятельно их приобретать, творчески перерабатывать, создавать новое, внедрять его в практику и нести ответственность за свои действия; умение адаптироваться к условиям хозяйствования и жизнедеятельности в целом, встраиваться в постоянно меняющуюся информационную, технологическую, экономическую среду. Ключевой задачей станет формирование личности с системным мировоззрением, критическим, социально и экологически ориентированным мышлением и активной гражданской позицией. Основными направлениями деятельности этого этапа станут:

■ обновление образовательных стандартов нового поколения, включая вопросы обучения устойчивому потреблению, здоровому образу жизни;

■ интеграция в Болонский процесс, создание условий для приобретения новых знаний и навыков;

■ развитие электронного образования, дистанционных интерактивных форм и методов обучения, включая выпуск электронных учебников и пособий;

■ обеспечение свободного доступа к международным образовательным и интеллектуальным ресурсам;

■ расширение рынка образовательных услуг, активизация академической мобильности обучающихся, их участия в международных образовательных, научно-исследовательских

и культурных программах, профессиональных семинарах, регулярное проведение мониторинга качества образовательного процесса.

В итоге в 2030 г. Республика Беларусь должна войти в мировом рейтинге в первые 40 стран с очень высоким уровнем развития человеческого потенциала. И ведущая роль в этом процессе отведена образованию.

Таким образом, переход к устойчивому развитию - это смена стратегии развития цивилизации, построение постиндустриального общества, в котором мерилом богатства должны стать не вещи, а духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой. «Только союз сильных, ответственных и эффективных государств, объединенных системой международного права, способен адекватно противостоять современным глобальным вызовам и угрозам. .. .Я верю, что мы найдем в себе силы и здравый смысл сделать все, чтобы изменить мир к лучшему. Иного нам не дано»,- отметил в своем выступлении Президент А. Г. Лукашенко на 70-й сессии Генеральной ассамблеи ООН [2]. Обладая высоким уровнем развития человеческого потенциала, Беларусь последовательно формирует позитивный имидж на мировой арене. Стратегической целью государства является создание качественной системы образования, в полной мере отвечающей потребностям постиндустриальной экономики и устойчивому развитию страны. СИ

[5 See: http://innosfera.by/2016/07/development_of_Belarus

Литература

1. Калленикова Т. Г. Экология и экологическое образование / Т. Г. Калленикова, А. Р. Борисевич // Весык адукацык 2012, № 2. С. 42-47.

2. Выступление Президента в общей дискуссии 70-й сессии Генеральной ассамблеи ООН // Советская Белоруссия. 2015, № 187. С. 1-3.

3. Хартия Земли: ценностный подход к образованию в интересах устойчивого развития // Адукацыя i выхаванне. 2009, № 6. С. 39-43.

4. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 года // http: // economy. gov.by / ш / macroeconomy / naciona l naya strategiya.

5. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2030 года // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. 2015, № 4. С. 4-99.

6. Муравьев А. В.Образование в интересах устойчивого развития - приоритетная задача современной школы / А. В. Муравьев, Н. В. Самерсова, О. В. Сивограков // Экология. 2011, № 2. С. 11-13.

7. Сиренко С. Н. Образование как институциональный механизм перехода к устойчивому развитию / С. И. Сиренко // Вышэйшая школа. 2014, № 3. С. 47-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.