Научная статья на тему 'Образование делопроизводства в государственных учреждениях Коми автономной области в период становления советского государства (1920-е гг. )'

Образование делопроизводства в государственных учреждениях Коми автономной области в период становления советского государства (1920-е гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
648
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОКУМЕНТ / ДОКУМЕНТООБОРОТ / ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / СТАНОВЛЕНИЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА / DOCUMENT / WORKFLOW / RECORDS MANAGEMENT / STATE INSTITUTIONS / RECORD MANAGEMENT ESTABLISHMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аврамова Елена Игоревна

В статье отражены основные моменты истории становления делопроизводства в Коми автономной области в 1920-е годы на основе анализа впервые введенных в научный оборот архивных документов по документационному обеспечению управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Development of Record Keeping in the State Institutions of Komi Autonomous Area in the Period of the Establishment of the Soviet State (1920s)

The history of the development of record keeping and management in Komi Autonomous Area has been researched based on the archive documents analysis.

Текст научной работы на тему «Образование делопроизводства в государственных учреждениях Коми автономной области в период становления советского государства (1920-е гг. )»

42. S takoj zemlej pojdesh' na zhizn', na trud, na podvig i na smert'! // Leninskoe znamja. 1971. 5 nojab.; 1978. 7 nojab.

43. Stepnye zori. 1978. 3 sent.

44. Sytina V Pamjatnik voinam-zemljakam // Vestnik truda. 1975. 13 maja.

45. TesljaB. Podvig Vash i imena Vashi vechny // Vestnik truda. 1990. 24 ijulja.

46. Torzhestva v rajone // Leninskoe znamja. 1972. 11 maja.

47. Uvekovechili pamjat' // Zvezda. 1983. 19 maja.

48. UrjupinN. Ivan Parshin, uchitel' i voin // Krasnogvardeec. 1983. 16 ijulja.

49. Fedorov S. Nikto ne zabyt, nichto ne zabyto // Novyj put'. 1980. 24 janv.

50. Filippov A. N. My Vas ne zabudem // Zvezda. 1967. 12 nojab.

51. Cherkasov A. Tem, kto uzhe nikogda ne pridet // Zvezda. 1999. 15 maja.

52. Chernjaev V Vozvrashchennye imena // Golos glubinki. 1998. 8 maja.

53. Shatohin V Pamjat' // Novyj put'. 1974. 27 ijunja.

54. ShushpanovA. Obelisk Slavy v Novoorske vozvodili vsem rajcentrovskim mirom // Novoorskaja ga-zeta. 2000. 18 apr.

55. Estafeta boevogo znameni // Severnaja zvezda. 1985. 20 fevr.

Е. И. Аврамова

ОБРАЗОВАНИЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КОМИ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА

(1920-е годы)

В статье отражены основные моменты истории становления делопроизводства в Коми автономной области в 1920-е годы на основе анализа впервые введенных в научный оборот архивных документов по документационному обеспечению управления.

Ключевые слова: документ, документооборот, делопроизводство, государственные учреждения, становление делопроизводства.

E. Avramova

The Development of Record Keeping in the State Institutions of Komi Autonomous Area in the Period of the Establishment of the Soviet State (1920s)

The history of the development of record keeping and management in Komi Autonomous Area has been researched based on the archive documents analysis.

Keywords: document, workflow, records management, state institutions, record management establishment.

После окончания гражданской войны пришедшие к власти в стране большевики приступили к созданию нового государства. 30 декабря 1922 г. был образован Союз Советских Социалистических Республик — объединение почти всех наций и народностей, входивших в своё время в Российскую Империю. В то же время большевики были

вынуждены считаться с объявленным ими же правом наций на самоопределение, итогом чего стало создание новых национальных образований в виде социалистических республик, автономных республик и автономных областей [1, с. 172].

Внутри союзных республик национально-государственное строительство продол-

жалось и в 1920-е годы. Развивалась и РСФСР, внутри которой создавались новые автономные национально-государственные образования. Советская автономия позволяла всесторонне учитывать разнообразие социально-экономических, политических и культурно-бытовых условий жизни народов и в зависимости от этого могла приобретать различные формы — от более узкой административной (автономной области) до широкой политической автономии (автономные республики).

После разгрома белых войск в Коми-крае, в 1921 г. возникло движение за выделение территории, заселённой в основном коми, в особую автономную единицу как составную часть РСФСР [1, с. 185].

Необходимо отметить, что основными политическими предпосылками создания Коми автономии являлись: установление Советской власти как государственной формы диктатуры пролетариата, руководство Коммунистической партии.

В июле 1920 года третье Усть-Сысоль-ское уездное совещание по работе в деревне поставило одной из задач развертывание подготовительной работы по образованию Коми автономной области.

Первый съезд коммунистов, на котором обсуждался вопрос о Коми автономии, состоялся в январе 1921 г. [3, с. 81].

На съезде обсуждались вопросы о форме и территории будущей автономии.

Делегаты первого съезда коми-коммунистов большинством голосов высказались за образование Коми АССР, которая включала бы в свой состав не только территорию, заселённую в основном коми-зырянами, но и приполярную тундру, низовье Печоры и районы Прикамья с коми-пермяцким населением. Съезд избрал областной комитет партии и выдвинул кандидатов в состав будущего областного революционного комитета (облревком) [1, с. 174].

25 апреля 1921г. в Совете национальностей Наркомнаца рассматривался вопрос об образовании Коми автономии. Идею созда-

ния автономии здесь поддержали, но отмечали, что для образования автономной республики нет достаточного количества средств и подготовленных местных кадров. Совет высказался за образование Коми автономной области и внёс этот вопрос в ВЦИК на окончательное решение [1, с. 176].

5 мая 1921г. Президиум ВЦИК принял решение об образовании Коми автономной области и поручил Административной комиссии ВЦИК и Наркомнацу с участием представителей заинтересованных сторон и соседних губерний определить её границы. 12 июня ЦК утвердил состав Коми областного комитета (обкома) РКП(б), а 28 июля Президиум ВЦИК — состав областного революционного комитета (облревкома). 22 августа 1921 г. последовал знаменательный в жизни коми-народа декрет Президиума ВЦИК “Об образовании автономной области Коми (зырян)”. Вся власть до созыва областного съезда Советов передавалась областному ревкому. Осенью 1921 г. продолжалось формирование общественных и государственных органов области. В сентябре состоялась первая Коми областная конференция РКСМ, которая избрала областной комитет. Этим было положено начало существованию областной комсомольской организации. В октябре была создана областная плановая комиссия.

Нормативно-правовым актом, регламентирующим структуру органов власти Коми автономной области, была Конституция РСФСР 1925 г., по которой высшей властью в пределах территории края, области, губернии, округа, уезда, района и волости является съезд советов, в котором принимают участие представители всех советов, находящихся на территории данной административной единицы.

Для руководства всей текущей работой по управлению соответствующей территории и проведению в жизнь постановлений и декретов центральной власти исполнительные комитеты избирали президиумы, число членов которых определяется для каждой

административной территориальной единицы ВЦИК или его Президиумом [2].

Для выполнения всей работы, подлежащей ведению местной власти, и для проведения в жизнь постановлений вышестоящих исполнительных комитетов и центральной власти исполнительные комитеты: краевые, областные, губернские, окружные, уездные

— образовывали отделы на основаниях, определяемых ВЦИК или его президиумом.

Упразднение или слияние существующих отделов исполнительных комитетов, а равно образование новых отделов производилось постановлением СНК РСФСР и утверждалось ВЦИК или его Президиумом.

При районных и волостных исполнительных комитетах могли быть образованы отделы или отделения с разрешения губернского исполнительного комитета или его президиума.

Продолжало играть важную роль во взаимоотношениях с центральными органами Коми представительство при Нарком-наце. К концу 1921 г. оно имело в своём составе: 1) секретариат, расширенный с

функциями общего отдела (экспедиция, регистратура, канцелярия, личный состав и переписка); 2) финансово-экономический отдел (счётная часть, касса и исполнительный орган по финансовым и экономическим вопросам); 3) техникохозяйственный отдел; 4) экономический совет с секциями. К концу года в штате представительства насчитывалось 19 чело-векЗ адачами представительства являлись не только вопросы финансового и материального обеспечения Коми автономии, но и другие, необходимые для нормального функционирования государственности. Например, задачей представительства стало привлечение в Коми область специалистов и возбуждение ходатайств перед центральными органами об отзыве из рядов Красной Армии и советских органов служащих коми-национальности для направления их на работу в Коми автономию. Представительство также занималось направлением на

учёбу лиц из местного населения в различные учебные заведения центральных городов страны.

В целом необходимо отметить, что Коми представительство при Наркомнаце сыграло важную роль в период организации Коми автономной области в 1920-1922 гг. как связующее звено во взаимоотношениях местных властей и центральных органов, как орган Коми облисполкома и проводник национальных интересов коми-народа.

Создание советских органов власти потребовало новых правил документирования. Были изданы правовые акты, регламентировавшие порядок внесения законопроектов, их утверждения, подписания, опубликования вступления законов в силу; оформление официальных документов; порядок использования печатей.

Одним из таких документов стал декрет СНК РСФСР от 2 марта 1918 г. “О форме бланков государственных учреждений”, в котором говорилось, что бланки всех официальных учреждений, изготовленные печатным, литографским или другим множительным способом, должны были заключать в себе:

- на самом верху бланка, слева, слова: «Российская Федеративная Советская Республика»;

- непосредственно под этими словами — название ведомства, в ведении которого состоит данное учреждение, допускалось сокращать, ограничиваясь лишь начальными буквами, напр.: «К.З.» (Комиссар земледелия), «К.В.Д.» (Комиссариат внутренних дел), «К. П. и Т.» (Комиссариат почт и телеграфов) и т. д.;

- непосредственно ниже названия комиссариатов — полное название учреждения или должностного лица (бывшие министерства именовались не иначе, как «народными комиссариатами»);

- непосредственно ниже названия учреждения — административные подразделения частей последнего (отдел, отделение, стол, делопроизводство и т. д.);

- еще ниже — дата по новому стилю;

- номер исходящей бумаги;

- адрес учреждения или должностного лица [8].

Также в декрете отмечалось, что бланки, воспроизводимые полностью или частично от руки, на пишущей машинке и вообще немножительным способом, не должны были содержать в себе название государства и ведомства.

Необходимо отметить, что 03 февраля 1923 года было принято Постановление Народного комиссариата юстиции РСФСР «О времени вступления в силу декретов и постановлений», в котором говорилось, что декреты и постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, Совета Народных Комиссаров, Совета Труда и Обороны и отдельных народных комиссариатов, распубликованные в «Известиях Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов», в газете «Экономическая жизнь» и в Собрании Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства, а постановления отдельных народных комиссариатов также в официальных органах этих последних, считаются вступившими в силу на местах со дня получения соответствующего номера названных изданий в губернском исполнительном комитете.

Что касается декретов и постановлений, в тексте которых оговорено, что они вводятся в действие по телеграфу — вступают в силу с момента поступления телеграммы в губернский или уездный исполнительный комитет. Если в тексте указан срок вступления их в силу, то эти документы вводились в действие с указанного в них срока, независимо от времени получения соответствующего номера официального издания в местном исполнительном комитете.

Следует отметить, что принимались декреты и постановления, которые не подлежали «распубликованию». Такие документы вступали в силу на местах с момента полу-

чения текста губернскими и уездными исполнительными комитетами.

Конституции 1918 и 1924 годов определили виды актов, издаваемых органами государственной власти и управления, порядок их издания. Был издан ряд декретов, установивших право национальных республик и областей вести делопроизводство в государственных органах на местных языках. Документы, направляемые за пределы республики, должны были писать на двух языках (на русском и национальном языке республики) или только на русском языке.

Местные Советы депутатов трудящихся согласно конституциям союзных и автономных республик издают решения, принимаемые на сессиях. Решения местных Советов издаются на основании и во исполнение законов и актов вышестоящих органов государственной власти и управления. Они обязательны для учреждений и организаций на территории данного Совета, а также для подчинённых Советов.

Исполнительные комитеты местных Советов депутатов трудящихся издают решения и распоряжения. Решениями исполкомы применяют действующие нормы или же устанавливают общие нормы, обязательные для подведомственных им учреждений, а в ряде случаев — для неподведомственных органов и граждан.

Решения подписываются председателем и секретарём исполкома; распоряжения — председателем или его заместителем.

Необходимо подчеркнуть, что наиболее характерными и типичными для деятельности органов власти Коми автономной области в 1920-е годы были следующие виды документов: обязательные постановления, постановления, разрешения, приказы, письма, докладные записки, телеграммы, акты, циркуляры, протоколы [НА РК, ф. Р-3, оп 1, д. 72.].

Документы, характерные для деятельности органов власти Коми автономной области, можно разделить на рукописные и документы, созданные на печатной машинке.

Вследствие того, что в то время не было множительной техники, копии документов также либо перепечатывались, либо писались от руки.

Допускалось исправление текста различными чернилами (синими, красными, коричневыми и т. д.). По нашему мнению, это делалось потому, что создание документов на печатной машинке трудоёмко, и на это необходимо большое количество времени, а перепечатывать документ полностью не совсем рационально.

Документы изготавливали как на продольном, угловом бланке, так и просто на бумаге. Изучив документы, мы можем предположить, что в то время не было стандартных форматов бумаги. Физическое свойство бумаги, на которой закрепляли информацию, также было разное.

В том случае, когда документы имели более чем две страницы, каждую из них нумеровали посередине верхнего поля листа. Если документ является копией, то в верхнем правом углу указывается отметка о заверении копии, состоящая из заверительной надписи: “Копия верна”; должности лица, заверившего копию; личной подписи; расшифровки подписи (фамилия, инициалы). В некоторых случаях дата заверения копии не проставляется, поэтому о ней мы можем судить по другим реквизитам и выявлять её приблизительно, например, по реквизиту подпись лица, заверившего копию: “Заведующий канцелярией исполкома Коми АССР”.

Детальный анализ конкретных видов документов 1920-х годов позволяет определить следующие моменты.

Особенностями составления обязательных постановлений являются следующие:

- наименование вида документа проставляется по центру в самом верху;

- далее проставляется наименование автора документа и заголовок к тексту, цен-трированно;

- в некоторых случаях содержание печатается сплошным текстом, а иногда разде-

ляется на пункты. В тексте обязательных постановлений можно увидеть различные распорядительные указания, например: “руководство тушения пожаров, распределение и расстановку сил возложить на ...”; также по тексту можно определить то, что в законную силу обязательные постановления вступали с момента опубликования в газете, либо путём расклейки на местах;

- в реквизит подписи обязательных постановлений входит должность и личная подпись;

- в левой нижней части документа, сразу после соответствующих подписей, проставляется дата буквенно-цифровым способом;

- завершающим реквизитом документа является отметка об опубликовании.

Необходимо также обратить внимание на такой вид документа как разрешение. Отметим, что в верхнем правом углу была обозначена форма, по которой составлялся этот документ.

При составлении разрешения использовался угловой бланк, который содержал в себе наименование составителя документа, наименование вышестоящих органов, дату и номер.

Разрешение могло содержать резолюцию и отметку об исполнении.

Определенное место в системе документации 1920-х годов занимают письма. Обязательными реквизитами писем являлись наименование составителя документа, вышестоящий орган, дата, номер, место издания документа и необходимые подписи. После получения письма на нём проставлялось соответствующее решение (резолюция).

Особый интерес вызывают приказы, создаваемые в 1920-х годах. Они не делились на различные виды документации и могли содержать в одном документе как кадровые, бухгалтерские, так и некоторые другие вопросы, при этом охватывая сразу несколько личностей, с разными должностями.

Приказ делился на параграфы (§1, §2 и т. д.), в которых давалось конкретное решение и основание, по которому оно принято. Ос-

нованием могли выступать различные справки, рапорты, записки, распоряжения и резолюции вышестоящих органов.

Приказ оформлялся следующим образом: в самом верху — наименование вида документа, заголовок к тексту и наименование органа, его издавшего. Ниже, друг за другом, проставляется дата составления, регистрационный номер и место издания приказа. Текст документа, как уже было сказано, делился на параграфы, по конкретным вопросам, а сразу после текста проставлялись соответствующие подписи управляющего и начальника общего отдела, либо секретаря. Все реквизиты приказа оформлялись центрированным способом.

Часто в деятельности органов власти Коми автономной области в 1920-х годах использовались докладные записки, в которых излагались различные факты и обоснованные просьбы. В зависимости от значимости документа в правом верхнем углу проставлялся гриф секретности. Также указывался адресат, т. е. место, куда направлялась докладная записка; подписывалась она лицом, её составляющим. В левом нижнем углу проставлялись дата, номер и место издания документа.

На документах с секретной информацией проставлялся гриф секретности. Такими документами зачастую были письма, докладные записки и различные циркуляры. Гриф секретность содержал надпись “секретно” и ставился в правом верхнем углу.

Документы, связанные с деятельностью органов власти Коми автономной области, составлялись как на русском, так и на коми языках.

В 1920-х годах в деятельности органов власти Коми автономной области применялись бланки, которые были напечатаны в типографии, сделаны литографским способом, проставлены штампом или отпечатаны на машинке.

В состав бланка документов, издаваемых в Коми автономии в 1920-е годы, входили:

титул Коми автономии; название центрального органа, которому подчинено учреждение, с указанием сферы его деятельности; наименование учреждения, согласно уставу или положению об учреждении; название структурной части, где составлен документ; место для даты; место для индекса документа; место для подписей.

Необходимо отметить, что реквизиты документов, издаваемых органами власти Коми автономии, занимали определенное место в формуляре.

Наименование вида, как правило, помещалось в начальной заголовочной части формуляра документа. Этот реквизит содержал в себе название издавшего данный документ учреждения. Наименование автора документа составляли органы, его издавшие.

Некоторые документы органов государственной власти и управления Коми автономии (как и документы советского периода в целом) по размеру были очень большими [НА РК, ф. Р-3, оп.1, д.188.], поэтому, помимо общего заголовка, следовало помещать на полях подзаголовки. Вследствие этого необходимо было кратко и очень точно выразить основную мысль документа. Заголовок к тексту располагался в начале текста.

В некоторых случаях текст делился на пункты или параграфы, когда документ содержал в себе несколько конкретных фактов, событий, явлений или включали не одно решение. Документировали информацию достоверно, стараясь точно отражать действительность.

Все документы органов государственной власти подписывались соответствующими должностными лицами, а в необходимых случаях — удостоверялись гербовой печатью, которая проставлялась на документе слева, захватывая обозначение должности подписывающего лица. Оттиск печати должен быть чётким.

Обязательный элемент формуляра каждого документа — дата, которую проставляют

на документе слева, после всех подписей, чаще всего буквенно-цифровым способом. Иногда дата проставлялась с использованием римских цифр для обозначения месяца.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В некоторых случаях ниже реквизита подписи на документах ставилась отметка о заверении копии. Этот реквизит содержал в себе заверительную надпись “Копия верна” [НА РК, ф. Р-3, оп.1, д.203.], должность лица, заверившего копию, личную подпись, расшифровку подписи.

После всех реквизитов, рассматриваемых в документе, оговаривается их публикация (например: “Распубликован в № 189 Известий Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов от 27 августа 1921 г.” [НА РК, ф. Р-3, оп.1, д.210.]).

Отметка о приложении ставилась либо в самом тексте, либо после него и включала в себя количество прилагаемых листов.

Характеризуя становление системы делопроизводства в Коми АО в 1920-е годы, необходимо отметить архивное хранение документов. В Коми автономной области вопрос о создании архивов в уездах ставился ещё в начале 1920-х годов.

3 марта 1924 г. Постановлением Президиума Коми областного архива было создано Областное архивное бюро. Его функции определяло “Временное положение о губернских (областных) архивных бюро” от 20 ноября 1922 г. [9, с. 30]. Архивное бюро состояло при секретариате президиумов исполкомов и заведовало областным архивным фондом и всеми архивными учреждениями области. Заведующего архивным бюро назначал исполком по согласованию с центральным архивом. Финансирование областного архивного бюро осуществлялось за счёт местного бюджета. Научно-теоретическая работа областного архивного бюро должна была проводиться по планам и заданиям ЦАУ РСФСР, по вопросам архивного дела бюро подчинялось директивам Цен-трархива, а также было обязано выполнять

все задания отделов областного исполнительного комитета по использованию областного архивного фонда для нужд местного управления.

С момента открытия Архивного бюро сложилась практика совмещения его функций с функциями Областного архива. Деятельность Областного архивного бюро была неотделима от деятельности Областного архива, чему способствовали единство штатов и делопроизводства, смешение функций и задач, отсутствие средств в местном бюджете для содержания дополнительного штата бюро и недостаточное количество квалифицированных кадров. В связи с этим орган коллегиального управления архивным делом, включающий представителей различных учреждений, оказался малопродуктивным.

Таким образом, становление делопроизводства в государственных учреждениях Коми автономной области в 1920-е годы характеризуется рядом особенностей. Во-первых, впервые на территории проживания коми-зырян было создано самостоятельное административное образование — Коми автономная область. Во-вторых, организация делопроизводства в Коми осуществлялась на основе законодательства РСФСР и СССР, что замедляло создание новых видов и форм документов и развитие документационного обеспечения управления в целом. В-третьих, документы, направляемые за пределы республики, должны были писать на двух языках (на русском и коми языке) или только на русском языке. Кроме того, делопроизводству в Коми автономной области были присущи черты, характерные для процессов документационного обеспечения управления в стране в целом, а именно: документы, создаваемые в деятельности органов власти Коми автономной области были рукописными и машинописными; бланки документов изготавливали печатным, литографским или другим множительным спо-

собом; тексты документов, в которых обна- (чернилами, карандашом и т. д.); при созда-

руживали ошибки, разрешалось исправлять нии документов допускалось смешение раз-

от руки различными пишущими средствами личных видов документации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ВаскулИ. О. История Республики Коми. М.: Дик, 2000. 448 с.

2. Конституция: Закон РСФСР от 11.05.1925 // “СУ РСФСР”. 1925. № 30. Ст. 218.

3. Кузиванова О. Ю. В начале пути (очерки истории становления и развития Коми автономии) / О. Ю. Кузиванова, А.А. Попов, А.Ф. Сметанин. Сыктывкар, 1996. 198 с.

4. НА РК, ф. Р-3, оп 1, д.72.

5. НА РК, ф. Р-3, оп. 1, д.188.

6. НА РК, ф. Р-3, оп. 1, д.203.

7. НА РК, ф. Р-3, оп. 1, д.210.

8. О форме бланков государственных учреждений: Декрет от 02.03.1918 // Собр. законодательства РФ.2003. № 22. Ст. 2063.

9. Чупрова Э. Г. Архивы Коми АССР. Сыктывкар, 2007. 203 с.

REFERENCES

1. VaskulI. O. Istorija Respubliki Komi. M.: Dik, 2000. 448 s.

2. Konstitutsija: Zakon RSFSR ot 11.05.1925 // “SU RSFSR”. 1925. № 30. St. 218.

3. Kuzivanova O. Ju. V nachale puti (ocherki istorii stanovlenija i razvitija Komi avtonomii) / O. Ju. Kuzivanova, A. A. Popov, A. F. Smetanin. Syktyvkar, 1996. 198 s.

4. NA RK, f. R-3, op 1, d.72.

5. NA RK, f. R-3, op. 1, d.188.

6. NA RK, f. R-3, op. 1, d.203.

7. NA RK, f. R-3, op. 1, d.210.

8. O forme blankov gosudarstvennyh uchrezhdenij: Dekret ot 02.03.1918 // Sobr. zakonodatel'stva RF. 2003. № 22. St. 2063.

9. Chuprova Je. G Arhivy Komi ASSR. Syktyvkar, 2007. 203 s.

А. А. Дехтяр

ФОРМИРОВАНИЕ «ИСТОРИОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА» ЗЕМСКОГО НАЧАЛЬНИКА В ПУБЛИЦИСТИКЕ И ЛИТЕРАТУРЕ КОНЦА XIX — НАЧАЛА ХХ века

Рассмотрен процесс складывания исторических представлений об институте земских начальников. На материалах публицистики конца XIX — начала ХХ века, посвященной крестьянскому вопросу, автором прослеживаются истоки и условия формирования идеи об отрицательном влиянии деятельности земских начальников на социальноэкономическую и правовую ситуацию в уездах Российской империи. Эти представления во многом определялись политической конъюнктурой и лишь отчасти — фактическими результатами деятельности земских начальников.

Ключевые слова: земские начальники, историографический образ, либеральная публицистика, крестьянский вопрос, особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.