13. РФ МНИИЯЛИЭ, И-1057.
14. РФ МНИИЯЛИЭ, Л-3.
15. РФ МНИИЯЛИЭ, Л-56.
16. Федянович Т.П. Традиционные семейные обряды мордвы: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1974. 25 с.
17. Федянович Т.П. Мордовские народные обряды, связанные с рождением ребенка (конец XIX - 70-е г. ХХ в.) // Сов. этнография. 1979. № 2. С. 79-89.
ШИГУРОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСЕЕВНА - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник кафедры культурологии, этнокультуры и театрального искусства, Мордовский государственный университет, Россия, Саранск ([email protected]).
SHIGUROVA TATYANA ALEKSEEVNA - candidate of historical sciences, senior scientific worker of Cultural, Ethnic Culture and Performing Arts Chair, Mordovian State University, Russia, Saransk.
УДК 94(47.13).084.6:35.077
Е.И. ШИРОКОВА
К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА ИСТОРИИ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ВЕДОМСТВАХ КОМИ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ (1930-е ГОДЫ)
Ключевые слова: документ, документооборот, делопроизводство, государственные учреждения, становление делопроизводства.
Статья посвящена истории становления делопроизводства в Коми автономной области в 1930-е годы на основе анализа впервые введенных в научный оборот архивных документов по документационному обеспечению управления.
E.I. SHIROKOVA
TOWARDS RAISING THE ISSUE OF WORKFLOW MANAGEMENT IN STATE INSTITUTIONS AND ESTABLISHMENTS OF KOMI AUTONOUMOUS AREA (1930s)
Key words: document, workflow, records management, state institutions, record management establishment.
The article is devoted to basic moments of workflow history establishment in the Komi au-tonoumous area in 1930s on the base of analysis of archieve documents introduced to scientific use for the first time.
В связи с проведением административной реформы в РСФСР и образованием крупных экономических районов в 1929 г. Коми автономная область, несмотря на отчаянное сопротивление её руководства в течение всего периода 1920-х гг., была включена в состав Северного края с центром в Архангельске. Официальная трактовка этого решения высших органов власти РСФСР прозвучала на VII съезде Коми автономной области в марте 1929 г. [1. С. 118]. Основными причинами включения Коми автономной области в Северный край явились малочисленность населения, слабая экономика и невозможность самостоятельно своими силами осваивать и развивать природные богатства.
В период с 1 июня по 1 августа 1929 г. Коми областной аппарат претерпевал изменения штатов, которые приводились в соответствие с окружной системой управления. Освобождавшиеся средства от свёртывания губернского аппарата передавались краевым учреждениям.
Правовая основа взаимоотношений Коми автономной области с Северным краем строилась на Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «О взаимоотношениях между автономными областями, вошедшими в состав краевых (областных) объединений, и органами краевой (областной) власти» от 29.10.1928 г. и Постановлении ВЦИК «Об образовании на территории РСФСР административно-территориальных объединений краевого и областного значения» от 14.01.1929 г. [1. С. 124].
Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 29.10.1928 г. определяло круг прав краевого и областного исполкомов, порядок взаимоотношения их друг с другом
и центральной властью. Документ подчёркивал, что автономные области пользуются всеми правами, предоставленными им постановлениями ВЦИК об их образовании. Предполагалось, что автономная область будет независима от краевых органов в организационной и административной сферах, а также в вопросах народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, юстиции, земельного управления, местного хозяйства, местного бюджета и архивного дела. В вопросах труда, финансов и налогов, торговли, статистики, работы органов Рабоче-крестьянской Инспекции и ГПУ облисполком должен был руководствоваться не только директивами Центра, но и решениями краевого исполкома.
В начале 1930-х гг. произошло жёсткое включение Коми автономной области в административно-хозяйственную систему советского централизованного государства. Этот процесс сопровождался принятием решений центральными органами власти по включению Коми автономии в новый административно-экономический район - Северный край, «ломкой» сложившихся стереотипов областного руководства по управлению народным хозяйством и заменой их на ориентиры планового социалистического хозяйства, массированным внедрением социалистической идеологии и решительной идейно-политической переориентацией руководства Коми автономной области в вопросе места и роли Коми автономии в Социальноэкономической и политической структуре РСФСР.
Изменения, происшедшие в политико-правовом положении Коми автономной области, имели кардинальный характер. Об этом свидетельствует и тот факт, что выработка Положения о Коми автономной области проходила достаточно формально [1. С. 132].
«Положение о Коми автономной области, входящей в состав Северного края РСФСР» кроме вводной части содержало отдельные главы по административному делению области, о высших органах власти на территории области, об областном съезде Советов и облисполкоме, специальные разделы об отделах (управлениях) и других органах облисполкома, о представительстве области при Президиуме ВЦИК.
Вводная часть документа содержала запись, что свои задачи Советы Коми автономной области выполняют «неизменно и твёрдо проводя политику Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков), её Центрального комитета, ленинскую большевистскую генеральную линию партии, политику центрального Советского Правительства, выявляя, изучая естественные природные богатства Коми области, на основе их перевода на индустриализацию, проводя коллективизацию сельского хозяйства и на базе её ликвидацию кулачества как класса, развивая национальную по форме, пролетарскую по содержанию культуру трудящихся области...» [1. С. 143].
Таким образом, в результате реформы административного районирования изменялись роль и значение областного исполнительного комитета. В его составе появились новые отделы и управления.
В апреле 1932 г. был закрыт Институт техники управления. Сотрудники института были обвинены в некритическом заимствовании буржуазных теорий построения государственного аппарата. Все работы были прерваны, Общие правила не были доработаны и утверждены. Позже был ликвидирован и Наркомат рабочекрестьянской инспекции. Движение за научную организацию труда было свёрнуто, прекратили свою работу ведомственные и вневедомственные органы рационализации, были закрыты все периодические издания, освещавшие вопросы управления и делопроизводства. В течение следующих 1930-1940-х гг. на общегосударственном уровне научные разработки проблем документирования и организации работы с документами не велись.
Отсутствие организационно-методического центра по руководству постановкой делопроизводства в стране, общих норм в области документирования,
подготовки квалифицированных кадров в области делопроизводства, ведомственная разобщенность - всё это отрицательно сказывалось на управлении и состоянии работы с документами.
Что касается деятельности архивов в Коми, то условия для их организации сложились лишь в 1928-1929-х гг. В это время были закончены мероприятия по районированию. 6 февраля 1930 г. утверждено «Положение о районных архивах Автономной области Коми», по которому районный архив должен был находиться при районном исполнительном комитете, подчиняться непосредственно ему и Президиуму, а также выполнять все директивы и распоряжения Областного архивного бюро по вопросам архивного дела. В райархивы должны были поступать законченные делопроизводством материалы районного исполнительного комитета, сельских советов района и государственных учреждений, кооперативных и других общественных организаций и предприятий, расположенных на территории района. Для хранения документов в районном архиве устанавливался срок в 10 лет с последующей передачей документов в Областной архив. Выполнение работ и задач, отнесенных к ведению районного архива, возлагалось на одного из штатных сотрудников канцелярии районного исполнительного комитета по совместительству [5. С. 33].
Несмотря на все старания, районные архивы так и не начали свою работу, тем самым архивные материалы из районов практически не поступали. Областное архивное бюро должно было контролировать и инструктировать архивы всех учреждений области, но не имело на это средств и квалифицированных сотрудников.
Сложности, связанные с организацией районных архивов, объяснялись тем, что Коми область занимала огромную территорию, с низкой плотностью населения, учреждений функционировало мало, делопроизводство было развито слабо, документов откладывалось немного. К тому же было мало каменных зданий, а создавать архивы в деревянных домах крайне опасно в пожарном отношении. Поэтому Областное архивное бюро не особенно настаивало на организации районных архивов.
В июне 1932 г. в архивной отрасли Коми автономной области была выделена новая структура - партийный архив. В короткие сроки райкомам надлежало собрать в райком ВКП(б) документы ячеек, партийных коллективов, фракций, районных организаций по 1930 г. включительно и не позднее июля 1932 г. отправить в Обком три описи, а также предоставить списки ячеек и коллективов с указанием года их организации. Ответственность за собирание, приведение в порядок и сдачу документов в Обком к сроку в районных была возложена на заведующих орг-секторами райкомов. За учёт, хранение текущего архивного материала должны были отвечать заведующие общим отделом райкомов [4. С. 35].
Создание в стране партийных архивов противоречило декрету о централизации архивного дела, так как партархивы были выведены из подчинения органам центрального государственного управления. Тем самым возникали условия для разобщения единой государственной системы архивов.
Ввиду того, что работа с архивами велась не должным образом, сохранившиеся документы органов власти находились в ужасном состоянии. Но, несмотря на это, в 1920-1930-х гг. происходила формализация документа, были изданы декреты, в которых отражались регламентация составления документов, правила оформления.
Необходимо отметить, что в 1932 г. проводились курсы секретарей партячеек, что, безусловно, положительно отразилось на оформлении документов. Необходимо подчеркнуть, что постановления секретариата ОК ВКП(б) оформлялись не на бланках. Текст состоял из разделов «Слушали», «Постановили». Постановления заверялись подписью секретаря. Реквизит «подпись» того периода значительно отличается от современного. В наименовании должности указывалась должность, в расшифровке подписи не было инициалов.
Помимо особенностей при оформлении документов в 1932 г. затрагивались и вопросы архивного хранения документов в партиях. Коми обком ВКП (б) отмечал,
что «недопустимо халатное отношение со стороны Райкомов и партячеек к хранению и посылке партийного архива в Райком и Обком» [4. Л. 46]. В 1932 г. было предложено передавать все архивы партячеек по актам и точным наименованиям принимаемых документов. Причем один экземпляр акта остается в партячейке. 21 марта 1932 г. обком партии Коми затронул и вопросы работы почтово-телеграфной конторы. Этот вопрос поднялся в связи с несвоевременной доставкой корреспонденции, и за это был объявлен выговор лицам, отвечавшим за доставку корреспонденции.
В 1935 г. стали часто проводиться проверки партийных документов по районам. Как правило, проверки выявляли все факты «сомнительности партдокумен-тов». Решения проверок оформлялись протоколом. Протоколы того периода оформлялись по установленной форме. В верхнем поле документа указывались наименование вида документа, его номер и ниже наименование органа, в котором проводиться заседание. Обязательным реквизитом являлась дата документа. В протоколе не указывались фамилии председателя и секретаря заседания, а просто перечислялись присутствующие. Отметим, что текст протокола делился на параграфы. Каждый параграф отвечал определенному вопросу. По окончании параграфа принималось решение по обсуждаемому вопросу.
К сожалению, протоколы обкома партии также не оформлялись на специальных бланках. Однако протоколы и выписки из протоколов Бюро Коми обкома ВКП(б) оформлялись на бланках, причем и на русском, и на коми языках.
В сентябре 1935 г. в партии поднимался вопрос о приведении в порядок парт-архива. В протоколе заседания обращалось внимание на особо важное значение партархива. Для приведения архивов в порядок предлагалось привлекать «коммунистов из областного актива». Обязательным условием было выделение специального помещения для хранения документов, которое предлагалось разместить в «каменной части» типографии. Документы было предложено передавать на хранение ежегодно, что обеспечило бы правильную организацию работы с документами. Руководителю архива рекомендовалось ежегодно проводить совещания по архивным вопросам.
В 1936 г. новый заведующий Областным архивом В.Н. Захаров сообщал в Центральное архивное управление, что «до настоящего времени по районам области не существовало райархивов». В.Н. Захаров отметил, что под архивы в районах не выделены помещения.
Таким образом, развитие архивного дела в Коми автономии шло довольно медленными темпами. Из-за нехватки квалифицированных специалистов, отсутствия необходимых средств, подходящих зданий, трудностей с дальностью расстояний ни один из районов Коми так и не смог создать сеть полноценных архивов. А созданные архивы находились в плачевном состоянии, так как располагались в неподходящих помещениях и не были должным образом оборудованы. Какая-либо попытка законодательно регламентировать работу архивов в республиках заканчивалась невыполнением поставленных задач, так как самой большой ошибкой органов, дававших поручения, было стремление решить проблемы в достаточно короткие сроки, что в работе с архивами недопустимо.
В 1938 г. на заседании бюро обкома ВКП(б) в очередной раз был поднят вопрос о состоянии партийного архива. Было отмечено, что партийный архив находится запущенном состоянии. Отсутствовали план работы областного партийного архива и опись хранящихся материалов. Документы, находящиеся в архиве и поступающие в него на хранение, были в нерассортированном виде без внутренних описей. В результате была произведена смена руководства партархивом, новому заведующему была поставлена задача в трехдневный срок укомплектовать аппарат партийного архива.
Таким образом, становление делопроизводства в государственных учреждениях Коми автономной области в 1930-е гг. характеризуется рядом особенностей. Во-первых, организация делопроизводства в Коми осуществлялась на основе законодательства РСФСР и СССР, что замедляло создание новых видов и форм документов и развитие документационного обеспечения управления в целом. Во-вторых, документы, направляемые за пределы республики, должны были писать на двух языках (русском и коми языке) или только на русском языке. Кроме того, делопроизводству в Коми автономной области были присущи черты, характерные для процессов документационного обеспечения управления в стране в целом, а именно: документы, создаваемые в деятельности органов власти Коми автономной области, были рукописными и машинописными; бланки документов изготавливали печатным, литографским или другим множительным способом; тексты документов, в которых обнаруживали ошибки, разрешалось исправлять от руки различными пишущими средствами (чернилами, карандашом и т.д.); при создании документов допускалось смешение различных видов документации.
Литература
1. Кузиванова О.Ю., Попов А.А., Сметанин А.Ф. В начале пути: очерки истории становления и развития Коми автономии. Сыктывкар: Изд-во Коми научного центра, 1996. 198 с.
2. НА РК. Ф. Р-3. Оп. 1. Д. 203.
3. НА РК. Ф. Р-3. Оп. 1. Д. 210.
4. НА РК. Ф. П-1. Оп. 1. Ед. хр. 168.
5. Чупрова Э.Г. Архивы Коми АССР. Сыктывкар: Изд-во Коми научного центра, 2007. 203 с.
ШИРОКОВА ЕЛЕНА ИГОРЕВНА - преподаватель кафедры документоведения, архивоведения и прикладной лингвистики, Коми республиканская академия государственной службы и управления, Россия, Сыктывкар ([email protected]).
SHIROKOVA ELENA IGOREVNA - teacher of Record Management, Archival Science and Applied Linguistics Chair, Komi Republican Academy of State Service and Administration, Russia, Syktyvkar.
УДК 631 -056.3(470.344)«1941-1945»(093)
М.А. ШИРОКОВА
АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВОЙ БАЗЫ ТЕМЫ СЕЛЬСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ЧУВАШИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (по фондам государственного исторического архива ЧР)
Ключевые слова: интеллигентоведение, сельская интеллигенция, Чувашская АССР, тыл в годы Великой Отечественной войны, источниковедение, Государственный исторический архив Чувашской Республики.
Рассмотрен и проанализирован комплект документов Государственного исторического архива Чувашской Республики по истории сельской интеллигенции Чувашской АССР в годы Великой Отечественной войны.
M.A. SHIROKOVA SOURCES ANALYSIS OF THE SUBJECT «THE RURAL INTELLIGENTSIA OF CHUVASHIA DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR» (based on the foundations of the Chuvash Republic state historical archives)
Key words: studies of intelligentsia, the rural intelligentsia, the Chuvash ASSR, home front in the Great Patriotic War, source study, the State historical archives of the Chuvash Republic.
The set of documents from the Chuvash Republic State historical archive on the subject of development of the rural intelligentsia of the Chuvash ASSR during the Great Patriotic War is under consideration and analysis.
В региональной науке одной из наименее изученных является тема сельской интеллигенции Чувашии в период Великой Отечественной войны. В связи с рас-