Научная статья на тему 'Образование без воспитания или нужны ли обществу невоспитанные люди?'

Образование без воспитания или нужны ли обществу невоспитанные люди? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
827
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / социализация / преступность / негативные последствия / образование как товар / образование возможно покупать / можно и продавать образование / Education / communality / crime offence / negative result / commodity / opportunity of purchasing education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наваанзоч Х. Цэдэв

В настоящей статье мы затрагивали проблему современного образования на конкретных статистических данных, связанных с преступностью и пришли к выводам, что в области образования ныне обращают внимание лишь на обучение учащихся, а их воспитание просто забыто.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IS IT NECESSARY PEOPLE WHO ARE NOT WELL EDUCATED IN SOCIETY?

Present issue of education which is based on detailed facts relating to the crime, focuses on teaching the students in education sector but not considering real education.

Текст научной работы на тему «Образование без воспитания или нужны ли обществу невоспитанные люди?»

3. Зайсан (кит. цзай-сян) - первоначальное употребление этого титула наравне с титулами тайби, тайши восходит ко времени Юаньской династии в истории монголов (XIII-XIV вв.). Это правители аймаков, начиная со второй половины XV в. - они представляли институт родовых начальников.

4. Сумон (тув. суму) - в современном тувинском языке слово сумон, суму используется для обозначения сельского поселения.

5. Угерда - а также огурта, огурда, ухерида, ухэр-да, у Потанина - ухырда. Угерда (по-китайски цзун-гуань) - правитель, пользовавшийся правами дзасаков (монг. - правитель княжества, не удостоившийся княжеской степени, но пользовавшийся всей полнотой власти в подведомственной ему территории); однако должность считалась не наследственной, а выборной - с последующим утверждением цзянцзюнем.

6. Хошун (монг.), кожуун (тув.) - в современном тувинском языке слово в форме кожуун по-прежнему используется для обозначения муниципального района.

Источники и литература

1. Бруннерт И.С., Гагельстром В.В. Современная политическая организация Китая. Пекин, 1910. 380 с.

2. Липовцев С.В. Уложение Китайской палаты внешних сношений. Пер. с маньчжур. Т. I. СПб, 1828. 362 с.

3. Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии. СПб., 1883. 372 с.

4. Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. М., Наука, 1969. 401 с.

5. Ховалыг С.С. Чиновничество Тувы в конце XVIII-XX вв.: проблемы формирования и функционирования аппарата. // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. - 2016. - № 1 (23). - Элиста. С. 19 - 28.

УДК 37.014.53

doi: 10.24411/9999-021A-2019-10047

Наваанзоч Х. Цэдэв Монгольский Национальный университет г. Улан-Батор. Монголия

ОБРАЗОВАНИЕ БЕЗ ВОСПИТАНИЯ ИЛИ НУЖНЫ ЛИ ОБЩЕСТВУ НЕВОСПИТАННЫЕ

ЛЮДИ?

В настоящей статье мы затрагивали проблему современного образования на конкретных статистических данных, связанных с преступностью и пришли к выводам, что в области образования ныне обращают внимание лишь на обучение учащихся, а их воспитание просто забыто. Ключевые слова: воспитание, социализация, преступность, негативные последствия, образование как товар, образование возможно покупать, можно и продавать образование.

Navaanzoch H. Tsedev Mongolian National University Ulaаnbаator, Mongolia

IS IT NECESSARY PEOPLE WHO ARE NOT WELL EDUCATED IN SOCIETY?

Present issue of education which is based on detailed facts relating to the crime, focuses on teaching the students in education sector but not considering real education.

Keywords: Education, communality, crime offence, negative result, commodity, opportunity of purchasing education.

Эпоха реформ и перемен, начавшаяся в Монголии после распада социалистической системы, обострила проблемы нравственного воспитания молодежи. Глобализация требует развития компетенций необходимых для информационного общества, не обращая внимания на морально-нравственные ценности. Техническое усовершенствование процесса образования становится главной целью реформирования. Погоня за технологичностью общества привела к печальным результатам, о чем свидетельствует рост преступности в современном монгольском обществе.

Приведем некоторые цифры, связанные с преступностью в монгольском обществе.

Таблица 1

Количество зарегистрированных преступлений [6, с. 18]

Год 2013 2014 2015

Количество преступлений 25362 27318 27757

Ущерб: искалеченные и травмированные люди 9797 11281 11287

Погибшие 949 1078 847

Преступные дела с участием детей увеличились на 8 % или 85 дел, с участием женщин - на 3,8 % или 137 дел, групповые преступления - 15.2 % или 409 дел. За 2015 год на 10000 человек отводилось 141 преступление. Из-за преступных дел погибли 847 человек и 11287 - были травмированы и искалечены, что заметно повысылись по сравнению с прошлым годом [1, с. 18].

По показателям 2000 г. среди безработных 6,0 % имели высшее образование, то в 2003 году этот показатель повысился и стал 9,2%, а в 2010 году достиг 19,5%. Это означает, что 1/5 часть безработных имеют высшее образование. 5,4% безработных - со специальным средним образованием, 6,0 % - со специальным образованием, 65,4% - с полным средним образованием, 3,1% - с начальным образованием, 0,6 % - не имеют образования образования [9, с. 133].

О чем говорят эти цифры? По-моему, они говорят о снижении качества образования всех уровней за последние 25 лет.

Приведем другой факт: в 2012 году Монголия заплатила 1,5 млн. долларов Международной организации по оценке качества образования и были сделаны выводы о качестве учебы в общеобразовательных школах, в результате Монголия получила оценку «Весьма неудовлетворительно» [15]. Ведущий профессор Научно-технологического университета Т. Улаанбаатар отмечает: «Возможно и быть необразованными, некачественное образование совсем не нужно, а невоспитанных людей никак не принимать. Образование без воспитания очень опасно. Из-за одностороннего и ограниченного понимания проблем воспитания в стране сформировался целый социальный слой невоспитанных людей с высшим образованием, считающих, что образование само обеспечит воспитание. Их можно сравнить наверное «с обезьяной с гранатой». Эти невоспитанные «образованные» люди готовы на все: у них устойчивых нравственных представлений, моральных границ поведения, нет чувства патриотизма, любви к родине. Они привыкли к открытому накопительству, наживе, они карьеристы. Немало молодых людей еще со студенческой скамьи, мечтающих занять «мягкое кресло».

Традиционная система воспитания в Монголии обеспечивала формирование личности нравственной и моральной, поэтому ее надо возрождать, ибо воспитание как механизм, решающий судьбу человека, непрерывный процесс, продолжающийся в течение всей его жизни [15]. Этот мнение разделяет академик АН Монголии, глава Академии Образования Монголии Н. Бэгз: «В последние годы все чаще и на разных уровнях стали звучать недовольство граждан воспитанием молодого поколения, государство начало обращать внимание на это» [2, с. 108]. Учитель учит, и воспитывает, это правильно, это и есть его обязанность. С другой стороны учитель обязан показывать пример. «Необученные, необразованные и неинтеллектуальные люди, представители искусства и спорта, а также шаманы и др. , по-прежнему причиняют нравственный ущерб обществу» - писал исследователь С. Молор-Эрдэнэ [5, с. 206].

В самом деле, «воспитанностью людей определяется уровень основных духовных ценностей общества, сущность его институтов и дух государственных учреждений. Образованность - это главный фактор разумного развития материальных условий жизни людей. При отсутствии прогресса духовных и производительных сил общества неизбежно наступают его деградация и распад. Вся история цивилизаций - бесспорное тому доказательство» - пишет В.П. Беспалько [1, 87].

Классическая модель университета, которую наиболее полно определил немецкий филолог, философ и государственный деятель Вильгельм фон Гумбольдт, концентрирует в себе образовательную, исследовательскую и культурно-воспитательную функции [3, с. 91]. «И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое знание действует воспитательно» писал Л.Н. Толстой [4, с. 20]. А знания без нравственной основы, т.е., без воспитания могут оказаться бесполезными и даже губительными.

Духовно-нравственное воспитание и образование порождают самое дорогое - внутреннюю свободу от всего того, что возбуждает в человеке его низменные чувства. Без огромного нравственного напряжения, без духовных свершений, без подвижнических усилий по воспитанию

новых поколений в духе гуманизма нынешняя цивилизация - будь то техногенная или информационная - просто погибнет [4, с. 26].

Необходимо рассмотреть факторы, оказавшие сильное влияние на воспитание молодежи. В.П. Зинченко отмечает, что в ХХ веке наблюдается тенденции утраты общечеловеческих ценностей и смыслов. Настоящий период времени характеризуется деидеологизацией общества, переосмыслением, изменением ценностей и определяется рядом учёных как «аксиологическая революция» (Б.С. Гершунский, Н.С. Розов, Н.Д. Никандров). Традиционные ориентиры заменяются новыми ценными ориентирами. Как показывают исследования в области социологии, современные молодые люди, в том числе студенты, в качестве приоритетных выделяют материально-экономические ценности, ориентируясь на них и при выборе профессии [12, с. 318].

В Монголии, также и идет процесс утраты прежних ценностей, приобретенных при социализме. Об этом весьма подробно и ярко демонстрируют итоги совместного исследования «Цивилизационные константы Внутренней Евразии: ценностные системы и мировоззренческие ориентиры», одним из поразительных выводов которого явился «упадок авторитета старших» [10]. Это значит, что основными наставниками современной молодежи стали не учителя и преподаватели (к сожалению они усердно не обращают внимание на воспитание учащихся), а в основном - СМИ: желтая пресса, разные электронные интернет-ресурсы сомнительного качества. Со стороны образовательных учреждений и педагогов фактически перестали рассматривать воспитание как неразрывную часть образовательного процесса, при этом заменив слово «воспитание» совсем другим словом «хандлага» (дословно «подход»), а также совсем забыто слово «дисциплина». Воспитательная работа заменяется различными спортивно-развлекательными мероприятиями, различного рода конкурсами. С другой стороны, на невоспитанность молодежи сильное воздействие оказывает поведение самих руководителей власти, членов парламента страны и др., многие из которых занимаются взятничеством и очковтирательством. Честный труд многих людей за процветание Родины не оценивается достойно.

Приведу в качестве примеру статью «Сахилга бат хэмээх бидний мартсан Yn> (дословно: Дисциплина - слово, забытое нами). В которой отмечает автор: «Дисциплина - это совсем не эксплуатация, не насилие, а только порядок, ответственность, порядочное распределение. Discipline развивалось как целостный предмет исследования. Основой или фундаментом приятной жизни человека и развития государства или страны является только дисциплина» [9].

Под образованием следует понимать воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства. Именно так трактует это понятие Закон «Об образовании» в редакции 1996 г. [8, с. 4]. Социализацию рассматривается как наиболее широкое понятие, включающее не только образование (с его составными частями - воспитанием и обучением), но и влияние жизни во всей полноте сознательно учитываемых и случайно возникающих факторов [8, с. 4].

Мир меняется быстро. Мир становится все более конкурентным, и главная борьба разворачивается в образовательной сфере. XXI век - век соревнования в уровне образованности [16, с. 16]. Современные люди стремятся получить диплом о высшем образовании. С 1990-ых годов получило широкое распространение суждение, что «без высшего образования никуда» [11]. Наши родители тоже говорили и говорят: «Дали бы моему сыну (дочери) диплом, который нужен для поступления на работу».

Плохое, некачественное образование, по сути, не может быть национальным, т.к. не решает задачи развития этноса. Ведь если ради формы, политического лозунга жертвуют научностью, нравственностью, художественностью, то образование не может пробудить истинное национальное сознание, сделать человека мобильным и конкурентоспособным на рынке труда. Абсолютизирование рынка является губительным для культуры и образования. Экономизм, материальная идея часто приводят к дефициту духовности, что губительно для человека и общества. Именно такая ситуация, сложившаяся после демократических перемен, привела людей, особенно молодых к бездуховности и аморальности, что и толкают их к преступным делам, к несоблюдению простых норм общественного порядка.

Как отмечал профессор О. Пурэв, на социализацию и воспитание монгольской молодежи (17-35 летние) оказывают серьезное влияние конфликтные ситуации, вызванные социальными потрясениями, такие как безнравственность, аморальность и др. После демократических реформ 1990-х гг. пустили на самотек систему образования и воспитания, не создавали новую и реальную воспитательную среду для молодежи, другими словами, не смогли выдвинуть и реализовать правильные нравственные цели и содержание воспитания в новых условиях. Поэтому молодые люди легко приобретают негативные привычки, делают то, что хотят [13, с. 141]. Далее он выделяет

несколько групп конфликтных ситуаций, вызванных социально-экономическими и педагогико-воспитательными переменами, ценностными ориентациями, традиционными укладами и новыми образами жизни, воздействиями СМИ на личность и общество и т.д. Выводы:

1. Сегодня в Монголии функционируют более 90 государственных и негосударственных вузов, среди которых превалируют частные вузы. Стираются различия между ними (конечно, раньше была большая разница). В вузах сегодня обращают внимание на образование, а не на воспитание студентов. Тут говорить о качестве образования будет излишним. В средней школе такая же картина. Внеаудиторные занятия заменяются спортивно-развлекательными мероприятиями. Вузы сегодня фактически дополняют армию безработных дипломированными специалистами.

2. Основными потребителями образования являются бизнес-структуры, некоммерческие организации и государство. Но они начинают оценивать назначение образования с точки зрения производительного потребления. Демократические реформы привели к разрушению менталитета народа, искажению истинных ценностей, стремительному рапространению западной массовой культуры, падению общественных нравов, и престижа трудовой деятельности и профессионального образования, утверждению потребительской морали, хаотической модернизации и диверсификации отечественного образования [15, с. 71-72]. Таким образом, произошли распад традиционной целостной воспитательной системы в образовательных учреждениях всех ступеней и недооценка воспитательной функции образования.

3. Основными воспитателями стали СМИ, реклама, видео- и книжная продукция низкого качества. Телевидение легализует преступность как образ жизни, культивирует мораль гедонизма, эгоизма, романтизирует зло, насилие под видом прогресса и свободы, провоцирует жестокость в повседневной жизни. Под давлением глобализации интенсивно идет процесс вестернизации общества: люди привыкают к потребительской идеологии, еще четко выделяется разрыв между богатыми и бедными.

4. Согласно рыночным формулировкам или парадигмам образование стало товаром. Если оно и есть товар, его можно купить и продать на рынке образовательных услуг. Таким образом образование, особенно вузовское высшее стало подчиняться деньгам - главной цели бизнеса. Бизнесменам оценивают выпускников по компетенциям, а не по морально-нравственным поступкам.

5. В итоге вся система образования выпускает невоспитанных, недисциплинированных людей. Кому они нужны? Никому. Полезны ли они стране? Нет, такие люди готовы на все ради собственных благ. Они, наверное, нужны американцам, выдвигавшим идею о новом мировом порядке и захотевшим сохранять нестабильность в других странах.

6. Стратегия образования страны разработана слабо, и если не пересмотреть ее, то ждет нас печальный результат национальной деградации.

Источники и литература

1. Беспалько В.П. Не пора ли менять стратегию образования? // Педагогика. № 9. 2001. С. 87-95.

2. Бэгз Н. Монголын боловсрол судлалын шинэчлэлт, уурчлулт, хугжил // Монгол улсад шинэ цагийн боловсрол уусч хугжсуний 90 жил. Эрдэм шинжилгээний бага хурал. - УБ., 2011. - Х.80-112.

3. Давыдов Ю.С. Университет в эпоху реформ. // Высшее образование в России. 2006. № 1.

4. Карпенков С.Х. Духовно-нравственные ориентиры и современная цивилизация. // Высшее образование сегодня. 2006. № 9. С. 20-26.

5. Молор-Эрдэнэ С. Ухаан. Ухамсар. Эрдэм. Орчин Yеийн танин мэдэхYЙн асуудлууд. - УБ., 2013. - 264 с.

6. Монгол улсын нийгэм эдийн засгийн байдал. Monthly Bulletin of Statistics. 20015/12. УБ хот. 160х. Стр 18

7. Наливайко Н.В., Косенко Т.С. Поиск ценностных основ воспитания в современном российском образовании // Философия образования. 2015. № 2. - С. 66-75.

8. Никандров Н.Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности // Педагогика. 2007. № 1. С. 3-15.

9. Одсурэн Б. Сахилга бат хэмээх бидний мартсан уг. Удрийн сонин. №040 (5305). 2016.02.22.

10. Попков Ю.В. Современные ценности монгольской и русской студенческой молодежи Большого Алтая. Доклад на V международной студенческой летней школе Большого Алтая. Ховд., 2007 г.

11. Попова Е.С. Молодежь в образовании «вчера и сегодня»: что изменилось? // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие: материалы IV Всерос. социол. конгр. / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. — М.: РОС, 2012. — 1 CD ROM. [Электронный ресурс]. URL: http://www.isras.ru/files/File/congress2012/part10.pdf. - С. 1818-823.

12. Попованова Н.А. Роль спецкурса «Педагогическая аксиология» в формировании профессиональной компетентности будущих учителей // Научный ежегодник КГПУ им В.П. Астафьева. Выпуск 4. Том I. -Красноярск, 2004. - С. 318-325.

13. Пурэв О. Монголын боловсрол, сургалтыг хумууншуулэх онол, арга ЗYЙн зарим асуудал. II боть. -Улаанбаатар, 2013. - 192 х.

14. Санжаабадам С. Монгол улсын боловсролын чанарын унэлгээний хугжлийн асуудлууд // Монгол улсад шинэ цагийн боловсрол уусч хугжсуний 90 жил. Эрдэм шинжилгээний бага хурал. - УБ, 2011. - Х.113-137.

15. Улаанбаатар Т. Олон улсын боловсролын унэлгээгээр монголчууд маш муу гэсэн вдн авчээ. Эхлээд хумужил, дараа нь боловсрол. Удрийн сонин. 2013.12.21. №307 (4634)

16. Филиппов Г.Г. Общечеловеческое и этнокультурное в образовании: взгляд из Украины.// Педагогика. 2007. № 1. С. 15-22.

УДК 348

doi: 10.24411/9999-021A-2019-10048

НаваанзочХ.Цэдэв (профессорМНУ, г.Улан-Батор) Нямаа Цогзолмаа (Пединститут при МГУО, г. Улан-Батор)

НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ МОНГОЛИИ

Прошло почти 30 лет после демократической революции в Монголии, в результате чего страна перешла на рыночную экономическую систему. После распада социалистической системы Монголия вновь оказалась в центре внимания Западного мира. Во главе с США Западный мир распространяла доктрину о глобализации, как закономерный процесс, охватывающий весь мир. Как писали некоторые исследователи, мировая политика проявляется якобы тремя взаимосвязанными процессами - глобализация, интеграция и демократия. Правительство Монголии приняло глобализацию как закономерный процесс и объявило страну открытой для мирового сообщества. Видимо, народ понимает тоже также.

Ключевые слова: Монголия, нетрадиционные религии, отрицательное влияние, социализация, глобализация

Navaanzoch Kh.Tsedev (professor of MNU) Nyama Tsogzolmaa (Pedagogical Institute at MSUE, Ulan Bator (Mongolia)

THE NONTRADITIONAL RELIGIONS AND THE EDUCATION SYSTEM OF MONGOLIA

In this article we talk about the influence of nontraditional religions and their different areas of the education system in Mongolia in recent years, after the country's transition to market-economic relations. Were established monasteries and churches of others non-traditional religions under the influence of globalization adults, including students began to go to meetings of the churches, where they get new beliefs, a different look at the world and what is happening in our land. Such negative impact in the field of education lead to irreparable consequences.

Keywords: negative impact, someone else's religion, development, socialization, globalization, the influence of nontraditional religions, adoption of foreign religion.

Общеизвестно, что Монголия и его население вошли в неудержимый процесс глобализации. Степень глобализации сильно нарастает, что в первую очередь тесно связана с национальной безопасностью и с вопросами развития страны. Берем некоторые цифры. По данным ГСК /государственного статистического комитета/ в 2017 году было зарегистрировано 344 монастырей и церквей в стране, 180 из них христианские. А традиционные буддийские монастыри - 136. В Дархан-Ульском аймаке проводит деятельность 5 традиционных буддийских монастырей и 15 нетрадиционных христианских (протестантских) церквей. В Улан-Баторе действуют 179 монастырей и церквей, из них 127 христианских церквей, 43- буддийские монастыри [4]. Пасторы чужих нетрадиционных религий упорно работают, чтобы реально влиять на жизнь верующих.

Нетрадиционные религии все больше привлекают интересы подрастающего поколения. По данным ГСК за 2017 год в Гоби-Алтайском аймаке 80 ребят учатся в протестантском церкве, всего лишь 1 - в буддийском [4].

При такой такой этноконфессиональной ситуации демократия все чаще становится "ширмой", за которой прячутся согласованные стратегии международных трестов, корпораций, банков. Понятно, что образовательная сфера страдает от такой политики в первую очередь. Конечная цель глобализации состоит в стремлении Запада навязать всем незападным культурно-историческим

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.