Научная статья на тему '«Образование 2030» вызов системе образования. 3. Смена государственного образования на частное элитарное'

«Образование 2030» вызов системе образования. 3. Смена государственного образования на частное элитарное Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3537
521
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
ФОРСАЙТ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ БУДУЩЕГО / ОБРАЗОВАНИЕ / ФУТУРОЛОГИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЭПИСТЕМОЛОГИЯ / FORESIGHT / PLANNING THE FUTURE / EDUCATION / FUTUROLOGY / GLOBALIZATION / EPISTEMOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евзрезов Денис Валерьевич, Майер Борис Олегович

Исследуются онтологические, эпистемологические и аксиологические особенности форсайта «Образование 2030». Методологически исследование построено на семантическом и контекстуальном анализе материалов выступлений и презентаций авторов данного проекта директора направления «Молодые профессионалы» Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов Д. Пескова и директора по реализации образовательных программ в департаменте корпоративного образования Московской школы управления Сколково. Обосновывается, что в форсайте «Образование 2030» речь идет о категоризации учащихся на элитарное, массовое и низкобюджетное образование, которые получают соответствующие сервисы на основе постоянной, закрепленной за ними соответствующей образовательной траектории. Вводимое понятие «образовательная траектория» есть разделение не только на индивидуальном уровне, но и на уровне разграничения социальных категорий общества, что может вызвать далеко идущие социальные последствия. При этом один из основных тезисов форсайта образования заключается в императивном требовании отрыва высокотехнологичных сервисов образования, например, МООС (Massive Open Online Course) от подвергающегося редукции государственного образования в пользу внесистемного образования и обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Education 2030” call the education system 3. Changing public education to an elite private

There are investigated the ontological, epistemological and axiological features of foresight "Education 2030". Methodology of the research is based on the semantic and contextual analysis of materials speeches and presentations by the authors of this project Director Destinations "Young Professionals" Agency for Strategic Initiatives to promote new projects D. Peskov and director of educational programs at the Department of Corporate Education Moscow School of Management Skolkovo. It is proved that Foresight "Education 2030" is talking about the categorization of students at an elite, low-budget and mass education, are receiving appropriate services based on a constant set forth by the appropriate educational path. Entered the term "educational trajectory" is a separation not only at the individual level, but also at the level of separate social categories of society, which can cause far-reaching social consequences. Thus one of the main theses of foresight education is an imperative requirement of separation of high-tech services of education, for example, the MOOC (Massive Open Online Course) from undergoing reduction of public education in favor of non-systemic education and training.

Текст научной работы на тему ««Образование 2030» вызов системе образования. 3. Смена государственного образования на частное элитарное»

Вестник Новосибирского государственного педагогического университета 2(18) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

© Д. В. Евзрезов, Б. О. Майер DOI: 10.15293/2226-3365.1402.13

УДК 303.09 + 378.1 + 316.4

«ОБРАЗОВАНИЕ 2030» - ВЫЗОВ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ 3. СМЕНА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЧАСТНОЕ ЭЛИТАРНОЕ

Д. В. Евзрезов, Б. О. Майер (Новосибирск, Россия)

Исследуются онтологические, эпистемологические и аксиологические особенности форсайта «Образование 2030». Методологически исследование построено на семантическом и контекстуальном анализе материалов выступлений и презентаций авторов данного проекта -директора направления «Молодые профессионалы» Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов Д. Пескова и директора по реализации образовательных программ в департаменте корпоративного образования Московской школы управления Сколково.

Обосновывается, что в форсайте «Образование 2030» речь идет о категоризации учащихся на элитарное, массовое и низкобюджетное образование, которые получают соответствующие сервисы на основе постоянной, закрепленной за ними соответствующей образовательной траектории. Вводимое понятие «образовательная траектория» есть разделение не только на индивидуальном уровне, но и на уровне разграничения социальных категорий общества, что может вызвать далеко идущие социальные последствия.

При этом один из основных тезисов форсайта образования заключается в императивном требовании отрыва высокотехнологичных сервисов образования, например, МООС (Massive Open Online Course) от подвергающегося редукции государственного образования в пользу внесистемного образования и обучения.

Ключевые слова: форсайт, проектирование будущего, образование, футурология, глобализация, эпистемология.

Евзрезов Денис Валерьевич - аспирант кафедры философии, Новосибирский государственный педагогический университет,

E-mail: [email protected]

Майер Борис Олегович - доктор философских наук, проректор по научной работе, Новосибирский государственный педагогический университет.

E-mail: [email protected]

© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены

2(18) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Введение

Планы реформ российского образования на всех уровнях не остановились с введением в действие с сентября 2013 г. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 1 . Действительно, в настоящее время рассматриваются такие форсайт-проекты как «Образование 2030»2 и «Компетенции 2030»3, которые разрабатываются в рамках деятельности, в первую очередь, следующих организаций: Московская Школа Управления Сколково [1], НИУ «Высшая школа экономики»4 и Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов, созданное распоряжением Правительства России от 11 августа 2011 г. №1393-р5.

Именно Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (далее по тексту - АСИ) выступило инициатором разработки и пропагандирует в настоящее время форсайт - проекты «Образование 2030» (Карта образование 2035) и «Форсайт компетенций 2030». В программе форсайт «Образование 2030»6 разработана карта последовательных изменений российского образования в контексте мировых тенденций. Однако в ней в силу использования для про-

1 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3

«Об образовании в Российской Федерации». - ЦКЬ: http://минобрнауки.рф (дата обращения 14.02.2014).

2 Метавер: образование будущего. - URL :

http://metaver.net/tag/forsajt-obrazovanie-2030/ (дата обращения 14.02.2014).

3 Форсайт компетенций 2030. - ЦКЬ :

http://asi.ru/projects/96/ (дата обращения 14.02.2014).

4 Международный научно-образовательный Форсайт-

центр Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. - ЦКЬ : http://foresight.hse.ru (дата обращения 14.02.2014).

5 Агентство стратегических инициатив по продвиже-

нию новых проектов. - URL : http://www.asi.ru/ about_agency/ (дата обращения 14.02.2014).

6 Метавер: образование будущего. - URL :

http://metaver.net/tag/forsajt-obrazovanie-2030/ (дата обращения 14.02.2014).

© 2011-2014 Вестник НГПУ

ектирования исключительно форсайт - подхода [2] практически отсутствуют развернутые системы содержательных аргументов для обоснования перестройки образования в России. Так, создатели программы форсайт «Образование 2030» не уделили должного внимания разнообразию содержательных теорий и подходов образования и обучения, сосредоточившись исключительно на организационно-экономической стороне планов.

27 декабря 2013 г. прошла открытая лекция директора направления «Молодые профессионалы» АСИ Д. Пескова по результатам трехлетней разработки с участием около 1000 экспертов карты будущего образования до 2030 г. [3]. Этим семинаром АСИ начало цикл открытых лекций «13 лекций о будущем» в течение 2014 г., в которых ведущие российские эксперты по работе с будущим нарисуют свои карты предстоящих возможных изменений образовательной системы в России и в мире [4]. Следует напомнить, что АСИ - это автономная некоммерческая организация, созданная Правительством России для реализации комплекса мер в экономической и социальной сферах, в том числе для продвижения приоритетных проектов, реализации мероприятий по улучшению предпринимательской среды в России, развитию профессиональных кадров и т. п.

Одной из основных задач направления АСИ «Молодые профессионалы» является достижение целевого для страны показателя -создания 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2025 г. посредством созданию в России национальной системы компетенций и квалификаций, поддержке профессиональных сообществ, тиражированию лучших практик современного образования и кадро-

Все права защищены

2(18) 2014

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

вой работы, повышению престижа рабочих профессий7.

В предыдущих наших статьях Д. В. Евзрезов, Б. О. Майер «’’Образование 2030” - вызов системе образования» - часть 1 «Форсайт образования - план создания “людей одной кнопки”?» и часть 2 «Форсайт образования - смена модели детства?», - на основе анализа выступления директора направления АСИ «Молодые профессионалы» Д. Пескова показано, что форсайт «Образование 2030» позиционируется его авторами как глобальный проект, в рамках которого создается кастовое образование, а также что логическая структура данного форсайта и его обоснование носят черты типичного «карго -культа».

В настоящей третьей части исследования форсайта «Образование 2030» представлен ряд аналитических дополнений, сделанных на основе последних опубликованных дополнений форсайтов, выполненных в направлении АСИ «Молодые профессионалы» (сентябрь 2013 г.)8. Содержание последней версии программы форсайт «Образования 2030» можно свести к трем центральным

9

идеям :

1. Первая идея есть выделение в образовательной выборке безусловной интеллектуальной элиты и безусловной интеллектуальной «черни». Так, оперируя организационно-экономическими соображениями, срочностью запроса на новые кадры, междуна-

7 Направление «Молодые профессионалы» Агентства

стратегических инициатив. - :

http://asi.ru/molprof/ (дата обращения 19.02.2014).

8 Форсайт российского образования 2030. - URL :

http://www.foresighttrip.asi.ru/results2013/ (дата обращения 25.01.2014).

9 Форсайт российского образования 2030. - URL :

http://www. slideshare.net/fullscreen/asi_mp/2013-26930931 (дата обращения 25.01.2014).

© 2011-2014 Вестник НГПУ

родной конкуренцией на производственных и образовательных рынках, авторы программы форсайт вводят официально идею сегментации и расслоения образовательного социума и общества, в целом, на «элиту» и «чернь». В таком разделении в соответствии с реалиями исторического контекста нет ничего нового, но в самой системе современного образования, особенно отечественного, - это разделение несет совершенно иную смысловую нагрузку.

2. Вторая «революционная» идея заключается в императивном требовании отрыва высокотехнологичных сервисов образования, например, МООС (Massive Open Online Course) [5] от подвергающегося редукции государственного образования в пользу внесистемного образования и обучения.

3. Третья «революционная» идея якобы стартовавшего форсайт - трансформации отечественного образования - есть превращение его в образовательный рынок в качестве главной цели и задачи.

Рассмотрим и проанализируем последовательно вышеперечисленные «революционные» идеи последней версии форсайта «Образование 2030», следуя указанной презента-

9

ции его авторов .

Образовательная элита

В итоговой презентации форсайта «Образование 2030» (за сентябрь 2013 год) [6, слайд 2] указаны ключевые требования к будущей системе образования в системе школа-вуз:

• сегментация и расслоение (элита versus отстающие);

• реальная конкуренция (особенно в 2020-х гг.) с независимыми и международными провайдерами;

• постепенный выход государства из образовательной сферы с сохранением двух

Все права защищены

2(18) 2014

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

функций: удержание «базового уровня» в логике социальной безопасности и поддержка «точек прорыва» (зависят от экономической и политической стратегии государства);

• развитие Lego-образования («человек, собери себя сам»).

Вызывает буквальную тревогу постоянное повторение тезиса о расслоении континуума обучаемых на касты. Например, элита -отстающие, лидеры - середняки - отстающие, премиальный - массовый - низкобюджетный сегмент и т.п.

Вызывает удивление отсутствие достаточных доказательств в отношении неаргументированной смены концепции государственного «внутреннего» образования на коммерческие игры в бизнес образование на международном рынке. Но, при этом, авторы форсайта будущего образования не желают нести на себе всю меру ответственности за результаты торговли образованием на мировых рынках, поскольку они требуют от государства «удержание базового социального уровня образования» и оплату «точек прорыва» или точек, в которых предполагается активная экономическая спекуляция.

Тезис про Lego-образования наивен. Ибо, человек не есть робот и его ментальные и когнитивные процессы недопустимо собирать и разбирать в произвольную угоду требованиям очередных революционных преобразований и трансформаций. Семантика слов собирать и разбирать применительно к личности человека в сфере образования показывает аксиологию расчеловечивания, которой придерживаются авторы форсайта «Образования 2030».

Возникшие выше (не только у нас) «ужасные» вопросы к авторам программы форсайта образования последние пытаются смягчить за счет контекста детализации очередной порции новомодных технологических

© 2011-2014 Вестник НГПУ

разработок, преимущественно в области IT. Такими технологическими «решателями проблем» в анализируемой презентации они предлагают две мега-технологии.

Big Data и искусственный интеллект

Ключевой ресурс в развитии нового образования связывается с возможностями информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Среди «факторов ИКТ указаны [6, слайд 4]:

• 2015-2016 - Big Data;

• 2016-2017 - мультисенсорный интернет;

• 2020 - семантические переводчики;

• 2020 - искусственный интеллект».

В отношении Big Data можно отметить, что это технология акцентированного двойного назначения. Так, в статье М. Ваннаха: «Так зачем DARPA открывает всему свету закрома инноваций?» [7] прямо указывается на широкое открытое распространения исходных кодов для технологии Big Data по планам Пентагона «Darpa». Иными словами, настоящие создатели и владельцы патентов на данную технологию не скрывают, что Big Data является сортом информационного «троянского коня», который в настоящее время широко предлагается всему миру. Поэтому, предположение безо всяких сомнений об эффективном использовании данной технологии в реформируемом образовании является, по меньшей мере, опрометчивым.

Что касается «мультисенсорного интернета», то информация о такой технологии в любом варианте ее открытого обсуждения в настоящее время в сетях отсутствует. Какую закрытую информацию имеют в виду под этим названием авторы форсайта неизвестно.

Перспективы появления полноценных семантических переводчиков дискуссируются уже многие годы. В данные разработки вкладываются немалые средства. Результатов к настоящему времени нет. Авторы форсайта

Все права защищены

2(18) 2014

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

заявляют, что по их данным, такие семантические переводчики появятся через шесть лет к 2020 г. Такие прогнозы ничем не отличаются по достоверности от прогнозов наступления конца света, который, как известно, постоянно планируется, но все никак не наступает.

Говоря об искусственном интеллекте применительно к образованию, авторы форсайта видимо имеют ввиду так называемый «сильный искусственный интеллект», который основан, в том числе, на семантическом переводе. Выше мы отметили печальные результаты с семантическим переводом. В отношении «сильного искусственного интеллекта», создатель этого термина Джон Сёрль отметчал: «... такая программа будет не просто моделью разума; она в буквальном смысле слова сама и будет разумом, в том же смысле, в котором человеческий разум — это разум» [8]. Итак, в соответствии с планами авторов форсайта настоящий искусственный разум, который примет участие в образовании и обучении сотен миллионов и миллиардов людей появится к 2020 г.

Игра в виртуальной реальности

В качестве универсального метода обучения авторы форсайта предлагают «увеличение игровой компоненты в образовании [6, слайд 4]:

• 2014-2016 - дополненная реальность;

• 2018-2020 - эффект присутствия;

• 2020 - виртуальная реальность.

Нам остается лишь подчеркнуть, что планируется полная подмена педагогики и дидактики указанной компьютерно-игровой «педагогикой» и «дидактикой». В отношении указанных средств и метолов обучения к настоящему времени существует огромный и весьма противоречивый материал в отношении их эффективности. В предложенном ря-

© 2011-2014 Вестник НГПУ

ду: дополненная реальность - эффект присутствия - полная виртуальная реальность, -происходит все более интенсивное наращивание средств для оживления виртуальной реальности, и нет вообще никаких данных об эффективности применения виртуальной реальности к обучению. По-видимому, предполагается тестировать в массовом порядке эту виртуальную обучающую потенцию по образцу тестирования на людях лекарств-дженериков. Это ставит ряд законодательных, этических, психологических, медицинских проблем и вопросов в отношении оправданности такого эксперимента.

Генетика и нейрохирургия в образовании

Говоря об использовании медицины, генетики и нейрохирургии в качестве средств активизации будущего обучения авторы форсайта указывают следующее [6, слайд 4]:

• 2015 - устройства БОС;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• 2016-2020 - фармакология для обучения;

• 2020 - обучение 24/7;

• 2020-2030 генетические профили;

• 2020-2030 имплантаты.

Использование психостимуляторов и ноотропов в практике обучения есть актуальная реальность в США и других западных странах. Такая практика вызывает огромные возражения среди родителей. Авторы форсайта образования должны бы начинать постановку таких вопросов с создания законодательной базы. Но, о необходимости изменения законодательной базе в форсайте образования России нет ни одного слова. Что же стоит за таким пренебрежением и что ожидается авторами форсайта к 2020-2030 гг.?

В отношении концепции обучения, которое продолжается 24 часа в сутки и семь дней в неделю аналогично вышесказанному. В каждом государстве существуют медицин-

Все права защищены

2(18) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

ские нормативы допустимой загруженности обучаемых. И они во всех случаях значительно меньше норм 24/7. Получается, планируется массовый эксперимент в стиле экспериментов создания «новой породы» людей?

Генетические профили, которые будут пожизненными знаками, ограничивающими возможности обучаемого на всю жизнь. В то время как, реальные учебные возможности определяются фенотипическим прочтением индивидуального генотипа в контекстах жизни и обучения. Последнее и есть предмет педагогики. Что же касается форсайтеров, то они демонстрируют полное игнорирование педагогических принципов и воспроизводит философию киборгизации и расчеловечивания людей. Тема имплантатов, повышающих познавательные и учебные способности, является достойным предметом для сюжетов Голливуда.

Для правильного понимания интеллектуальной продукции авторов форсайта следует отметить используемый ими на постоянной основе следующий методический прием. Большинство построений авторов форсайта начинается с указания на существование неких так называемых «трендов» в динамике прогнозируемой ими системы, в данном случае это система отечественного образования. При этом сами «тренды» не есть результат углублённого социологического или иного типа анализа. Тренды берутся «на глазок». Вот и в данном случае [6, слайд 7] ими указаны такие тренды, требующие изменение школьного образования:

1. родители требуют полномочных прав на управление образованием своих детей;

2. снижение общего здоровья школьников ограничивает их познавательные способности;

3. требование обновления кадрового состава учителей;

4. требование обновления школьных программ;

5. расслоение школ по качеству реализуемого образования;

6. бюрократизация.

Данному перечню революционных трендов можно возразить следующее:

1. На уровне очевидного анализа большинство родителей мечтают, чтобы образование их детей было качественным и беспроблемным и не требовало бы от них чрезмерных затрат времени.

2. Образование и обучение должны и имеют в своем распоряжении технологии, ставящие результаты вне зависимости от общего здоровья детей.

3. Педагогические вузы России переполнены молодыми кадрами, мечтающими найти работу по специальности.

4. Школьные программы модернизируются на постоянной основе со времен Песта-лоцци.

5. Расслоение школ по качеству образования такое же постоянное свойства. Унитарные образовательные методики должны работать в равной мере и в сильных, и слабых школах, смягчая тем самым постоянное расслоение по качеству.

6. Бюрократизация наблюдается в школах со времен классно-урочной системы образования.

Временной срез: состояние школьного образования к 2025 г.

В отношении организации учебного процесса в школе по данным форсайта к 2025 г. указанно [6, слайд 7]:

• «Большая часть обучения школьника -может протекать вне школы.

• Государственные школы остаются, но конкурируют за ученика с негосудар-

© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены

2(18) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

ственными провайдерами образовательных сервисов.

• Индивидуализация: классно-урочная система перестает быть стержнем обучения.

• Массовые школы дают школьнику базу, остальное - ученик получает из детских образовательных сервисов под индивидуальные образовательные траектории».

Обучение вне школы

Обучение «вне школы» означает только одно: индивидуальное обучение. Однако, авторы форсайта ни в одном месте ни сказали как этот процесс будет выглядеть с точки зрения временных и организационных аспектов. Примерно так: родители пошли на работу, а их дети, начиная с первого класса, остаются предоставленными сами себе, они сами включают компьютеры и сами начинают играть с утра до вечера в специальные обучающие игры. Такая картина процесса самообучения выглядит совершенно нереальной. Возникает подозрение, что сами авторы форсайта в глубине души не верят в такую организационную схему - они на самом деле не предполагают создание новых форм образования, а занимаются исключительно «трансформацией» существующего образования.

И действительно, авторы форсайта, уточняя вышеприведенную утопическую картину, предлагают компромисс. Классноурочная система сохраняется «наполовину», а на другой половине будет реализовано вышеуказанное самообучение на игровых компьютерах по индивидуальной образовательной траектории, дома, в отсутствии родителей в роли наставников и домашних педагогов.

Школьные холдинги

Далее, авторы форсайта утверждают некие несуществующие вещи, например: «В настоящее время школы управляются незави-

симо друг от друга» [6, слайд 8], - вопреки очевидному факту, в котором школы в муниципальных образованиях управляются районными отделами образования, которые в конечном итоге подчинены областным министерством образования и т.д.

В противовес этой кажущейся авторам форсайта картине отсутствия административного управления над школами, они предрекают к 2025 г.: «появление школьных холдингов - объединений из нескольких школ под единым управлением, в том числе, в составе международных образовательных корпораций» [6, слайд 8]! Такие неоправданные схемы управления способны вызвать только дезорганизацию и, в итоге, разрушение общей структуры управления Российским образованием.

В этом фантастическом плане превращения школ в экономические холдинги авторы форсайта вполне закономерно ожидают появления в элитных школах и даже в части школ массового сегмента «топ-менеджеров» - экономистов: «управление, осуществляемое профессиональными менеджерами в соответствии с наиболее адекватными практиками корпораций» [6, слайд 8], - потому что сейчас в школах отсутствуют такие профессиональные финансовые управленцы.

Такая перестройка управления школами вполне закономерна с точки зрения авторов форсайта, потому что сейчас школы финансируются в основном государством, но к 2025 г. планируется ограничение - государственное обеспечение финансирования только в рамках базового образовательного стандарта.

Дальнейшее углубление процесса перевода образования с рельсов государственного обеспечения и контроля на рельсы подчинения образования международным образовательным корпорациям и частному финансированию, по мнению форсайтеров, потребует

© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены

2(18) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

заместить учителей-предметников на два типа «инновационных педагогов»: «в сегменте элитных школ и части школ массового сегмента будут преобладать два типа учителей:

• тьюторы, отвечающие за целостное развитие, самоопределение школьников и индивидуальные образовательные траектории.

• интеграторы, подбирающие образовательный контент под конкретные запросы школы, класса или школьника, в т.ч. за счет закупки контента независимых образовательных сервисов» [6, слайд 8].

Три образовательные касты

Следует постоянно помнить, что план форсайт - трансформации Российского образования в целом и на уровне школы предполагает радикальное разделение контингента учеников на образовательные «касты» [6, слайд 9]:

• Лидеры. Школа - один из ключевых факторов успеха в дальнейшей профессиональной и социальной жизни. Проводник в международную систему образования и на рынки труда.

• Середняки. Школа обеспечивает базовый образовательный стандарт в соответствии с текущим развитием экономики и требованиями государства. Образование за рамками стандарта является заботой самих семей.

• Отстающие. Школы - «центры призрения» и отстойники - обеспечивают контроль над детьми из наиболее незащищённых групп населения, в том числе мигрантов».

Указаны три вида школ. Школы для элиты, для среднего класса, и для бедных и отстающих. В целом получается такая картина: социальный и профессиональный успех, обучение за рубежом и дальнейшая работа

© 2011-2014 Вестник НГПУ

там же открываются только для группы «лидеров». «Середняки», получают свое образование по остаточному принципу. И они остаются для обслуживания потребностей Российского государства. Остальные попадают в «отстойники» и центры призрения. Это картина кастового образования по признакам социально-экономического достатка и врожденной кастовой принадлежности.

При наличии сомнения в категоричности вышесказанного достаточно посмотреть следующий слайд форсайт презентации [6, слайд 12]. На нем содержатся «выводы для системы школьного образования в перспективах его изменения к 2025 г.»:

• «Россию ждет фрагментация школьной системы: расслоение школ с разграничением на элитные, массовые и «отстающие» школы, вплоть до исчезновения единства правил внутри школьной системы».

В данном тезисе авторы форсайта повторяется догмат создания кастовой системы образования с одновременным расчленением существующей национально-государственной Российской системы образования.

• «Сформировались предпосылки для формирования двух новых страт - это «компетентные» родители и директора продвинутых школ. И те, и другие сейчас разобщены, но (если их объединить и обучить) - могут стать серьезной силой, способной повлиять на смену системы в позитивную сторону».

Здесь авторы форсайта указывают агентов (социальную прослойку), которая должна быть заинтересована в приватизации и радикальной переделки существующей государственной системы школьного образования. Потому, что «компетентные родители», это состоятельные и даже богатые родители. А «директора продвинутых государственных

Все права защищены

2(18) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

школ» являются будущими приватизаторами «предприятий образования».

• «Неизбежность «образовательного империализма». Пока нет предпосылок для того, чтобы Россия самостоятельно начала производить новейшие образовательные технологии. При этом существует разрыв между требованиями наиболее продвинутых групп родителей и способностью школы адаптировать новые технологии, что ведет к дальнейшему распространению внесистемных образовательных сервисов, построенных на импортированных технологиях».

Будучи некомпетентными в педагогике и дидактике авторы форсайта постулируют ложный тезис о неспособности российской педагогики к самосовершенствованию и развитию. Создатели форсайта образования прячут вопрос о создании кастового образования в тени рассмотрения вопроса «сегментирования рынка детских образовательных сервисов к 2025 г.» [указанном на 6, слайд 17]:

• Премиальный сегмент. Сохранение и развитие «живых» образовательных сервисов (гувернеры, тьюторы, частные учителя и пр.). Активное присутствие международных провайдеров в «верхнее - среднем» сегменте (напр., образовательные лагеря).

• Массовый сегмент. «Пакетные» образовательные решения, создающие альтернативу детском саду / школе (напр., игровые парки с дополненной реальностью на полный день с образовательной компонентой). Трансмедийные сервисы с центральной ролью «длинных» игр (многодневных, адаптирующихся под возраст ребенка) в

брэндированных игровых мирах. «Живое» образование в детских клубах. Сильная конкуренция местных провайдеров и международных брэндов.

• Низкобюджетный сегмент. В основном - игры в виртуальных мирах. «Социальные» сервисы, поддерживаемые государством».

Как видно, формально говорится о «премиальном», «массовом» и «низкобюджетном» сегменте образовательных сервисов. А фактически, речь идет об элитарной, массовой и низкобюджетной категоризации учащихся, которые получают соответствующие сервисы на основе постоянной, закрепленной за ними соответствующей образовательной траектории. Иными словами, введенное понятие «образовательная траектория» есть разделение не только на индивидуальном уровне, но и на уровне разграничения социальных категорий общества, что может вызвать далеко идущие социальные последствия.

Работая над серией статей, посвященных форсайту «Образование 2030», авторы постоянно испытывали дежавю, где-то уже это было прочитано, только в иных терминах. Действительно, в романе Г. Уэллса «Машина времени» описано кастовое общество из эло-ев и морлоков, социальная структура которого воспроизводится, в том числе, на генетической, экономической, социально-организационной и образовательной основах. Правда, авторы форсайта пошли дальше, они ввели третью промежуточную касту, фактически разделив морлоков на два сегмента - «полезных» работников, которыми можно управлять, и остальных, которых необходимо социально сдерживать и ограничивать.

© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены

2(18) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лукша П. Связывая образовательную систему, рынки труда и инновационную экономику:

результаты форсайта Компетенции - 2030. - URL : http://profitcon.ru/matetials/28032013/ Peskov-D-N-Obrazovatelnaia-sistema-rynki-truda-i-innovatcionnaia-ekonomika-forsait-Kompetentcii-2030.pdf (дата обращения 14.02.2014).

2. Евзрезов Д. В., Майер Б. О. Форсайт и российское образование: онтологический анализ //

Профессиональное образование в современном мире. - 2013. - № 3(10). - С. 17-28.

3. Песков Д. Форсайт образования - 2030. Открытая лекция. - URL: http://leader-id.ru/event/223/

(дата обращения 19.02.2014).

4. Песков Д. 13 лекций о будущем. - URL: http://asi.ru/news/14770/?sphrase_id=55510 (дата об-

ращения 19.02.2014).

5. Голубицкий С. MOOC как будущее образовательного процесса: за и против.-URL:http://www.computerra.ru/92998/mooc-kak-budushhee-obrazovatelnogo-protsessa-za-i-protiv/ (дата обращения 25.01.2014).

6. Форсайт Российского образования 2030. - URL : http://foresighttrip.asi.ru/results2013/ (дата

обращения: 25.01.2014).

7. Ваннах М. Так зачем DARPA открывает всему свету закрома инноваций? - URL :

http://www.computerra.ru/93853/tak-zachem-darpa-otkryivaet-vsemu-svetu-zakroma-innovatsiy (дата обращения 19.02.2014).

8. Сёрль Дж. Разум мозга компьютерная программа? // В мире науки. - 1990. - № 3.

© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены

2(18) 2014

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

© D. V. Evzrezov, B. O. Mayer DOI: 10.15293/2226-3365.1402.13

UDC 303.09 + 378.1 + 316.4

"EDUCATION 2030" - CALL THE EDUCATION SYSTEM 3. CHANGING PUBLIC EDUCATION TO AN ELITE PRIVATE

D. V. Evzrezov, B. O. Mayer (Novosibirsk, Russia)

There are investigated the ontological, epistemological and axiological features of foresight "Education 2030”. Methodology of the research is based on the semantic and contextual analysis of materials speeches and presentations by the authors of this project - Director Destinations "Young Professionals ” Agency for Strategic Initiatives to promote new projects D. Peskov and director of educational programs at the Department of Corporate Education Moscow School of Management Skolkovo.

It is proved that Foresight "Education 2030” is talking about the categorization of students at an elite, low-budget and mass education, are receiving appropriate services based on a constant set forth by the appropriate educational path. Entered the term "educational trajectory” is a separation not only at the individual level, but also at the level of separate social categories of society, which can cause far-reaching social consequences. Thus one of the main theses of foresight education is an imperative requirement of separation of high-tech services of education, for example, the MOOC (Massive Open Online Course) from undergoing reduction of public education in favor of non-systemic education and training.

Keywords: foresight, planning the future, education, futurology, globalization, epistemology.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Luksha P. Linking educational system, labor markets and innovative economy: the results of Fore-

sight Competencies - 2030. Available at: http://profitcon.ru/matetials/28032013/Peskov-D-N-Obrazovatelnaia-sistema-rynki-truda-i-innovatcionnaia-ekonomika-forsait-Kompetentcii-2030.pdf (accessed 14.02.2014).

2. Evzrezov D. V., Mayer O. B. Foresight and Russian education: an ontological analysis. Profession-

al education in the modern world. 2013, no. 3 (10), pp. 17-28. (In Russian).

3. Peskov D. Education Foresight - 2030. Public lectures. Available at: http://leader-id.ru/event/223/

(accessed 14.02.14).

4. Peskov D. 13 lectures about the future. Available at: http://asi.ru/news/14770/?sphrase_id=55510

(accessed 19.02.2014).

5. Golubitskiy S. MOOC as the future of the educational process: the pros and cons. Available at:

http://www.computerra.ru/92998/mooc-kak-budushhee-obrazovatelnogo-protsessa-za-i-protiv/

(accessed 25.01.2014).

6. Foresight of Russian education in 2030. Available at: http://foresighttrip.asi.ru/results2013/ (ac-

cessed: 25.01.2014).

© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены

Вестник Новосибирского государственного педагогического университета 2(18) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

7. Vannah M. So why DARPA opens around the world coffers innovation? Available at:

http://www.computerra.ru/93853/tak-zachem-darpa-otkryivaet-vsemu-svetu-zakroma-innovatsiy (accessed 19.02.2014).

8. Searle J. Mind of brain - a computer program? Scientific American. 1990, no 3. (In Russian).

Evzrezov Denis V., the Postgraduate student of the Department of Philosophy, Novosibirsk State Pedagogical University.

E-mail: [email protected]

Mayer Boris O., the Doctor of Philosophy, the Vice-Rector for Science, Novosibirsk State Pedagogical University.

E-mail: [email protected]

© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.