Вестник Новосибирского государственного педагогического университета 2(18) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
© Д. В. Евзрезов, Б. О. Майер DOI: 10.15293/2226-3365.1402.12
УДК 303.09 + 378.1 + 316.4
«ОБРАЗОВАНИЕ 2030» - ВЫЗОВ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ 2. ФОРСАЙТ ОБРАЗОВАНИЯ - СМЕНА МОДЕЛИ ДЕТСТВА?
Д. В. Евзрезов, Б. О. Майер (Новосибирск, Россия)
Исследуются онтологические, эпистемологические и аксиологические особенности форсайта «Образование 2030». Методологически исследование построено на семантическом и контекстуальном анализе материалов выступлений и презентаций авторов данного проекта -директора направления «Молодые профессионалы» Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов Д. Пескова и директора по реализации образовательных программ в департаменте корпоративного образования Московской школы управления Сколково.
Утверждается, что образование есть рыночная услуга, а рынок образования по своим законам не отличается ничем от иных рынков. Таким образом, пропагандируется рыночный фундаментализм в сфере образования с обоснованием необходимости перехода от индустриального (государственного) образования к постиндустриальному образованию - либеральнорыночному.
Форсайт «Образование 2030» позиционируется как глобальный проект, в первую очередь, онлайн дистанционного обучения, в рамках которого высока вероятность утраты «образовательного суверенитета России». Делается вывод, что логическая структура данного форсайта и его обоснование носят черты типичного «карго - культа».
Ключевые слова: форсайт, проектирование будущего, образование, футурология, глобализация, эпистемология.
Евзрезов Денис Валерьевич - аспирант кафедры философии, Новосибирский государственный педагогический университет,
E-mail: [email protected]
Майер Борис Олегович - доктор философских наук, проректор по научной работе, Новосибирский государственный педагогический университет.
E-mail: [email protected]
© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены
2(18) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Введение
Планы реформ российского образования на всех уровнях не остановились с введением в действие с сентября 2013 г. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 1 . Действительно, в настоящее время рассматриваются такие форсайт-проекты как «Образование 2030»2 и «Компетенции 2030»3, которые разрабатываются в рамках деятельности, в первую очередь, следующих организаций: Московская Школа Управления Сколково [1], НИУ «Высшая школа экономики»4 и Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов, созданное распоряжением Правительства России от 11 августа 2011 г. №1393-р5.
Именно Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (далее по тексту - АСИ) выступило инициатором разработки и пропагандирует в настоящее время форсайт - проекты «Образование 2030» (Карта образование 2035) и «Форсайт компетенций 2030». В программе форсайт «Образование 2030»6 разработана карта последовательных изменений российского образования в контексте мировых тенденций. Однако в ней в силу использования для про-
1 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3
«Об образовании в Российской Федерации». - ЦКЬ: http://минобрнауки.рф (дата обращения 14.02.2014).
2 Метавер: образование будущего. - URL :
http://metaver.net/tag/forsajt-obrazovanie-2030/ (дата обращения 14.02.2014).
3 Форсайт компетенций 2030. - ЦКЬ :
http://asi.ru/projects/96/ (дата обращения 14.02.2014).
4 Международный научно-образовательный Форсайт-
центр Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. - ЦКЬ : http://foresight.hse.ru (дата обращения 14.02.2014).
5 Агентство стратегических инициатив по продвиже-
нию новых проектов. - URL : http://www.asi.ru/ about_agency/ (дата обращения 14.02.2014).
6 Метавер: образование будущего. - URL :
http://metaver.net/tag/forsajt-obrazovanie-2030/ (дата обращения 14.02.2014).
© 2011-2014 Вестник НГПУ
ектирования исключительно форсайт - подхода [2] практически отсутствуют развернутые системы содержательных аргументов для обоснования перестройки образования в России. Так, создатели программы форсайт «Образование 2030» не уделили должного внимания разнообразию содержательных теорий и подходов образования и обучения, сосредоточившись исключительно на организационно-экономической стороне планов.
27 декабря 2013 г. прошла открытая лекция директора направления «Молодые профессионалы» АСИ Д. Пескова по результатам трехлетней разработки с участием около 1000 экспертов карты будущего образования до 2030 г. [3]. Этим семинаром АСИ начало цикл открытых лекций «13 лекций о будущем» в течение 2014 г., в которых ведущие российские эксперты по работе с будущим нарисуют свои карты предстоящих возможных изменений образовательной системы в России и в мире [4]. Следует напомнить, что АСИ - это автономная некоммерческая организация, созданная Правительством России для реализации комплекса мер в экономической и социальной сферах, в том числе для продвижения приоритетных проектов, реализации мероприятий по улучшению предпринимательской среды в России, развитию профессиональных кадров и т. п.
Одной из основных задач направления АСИ «Молодые профессионалы» является достижение целевого для страны показателя -создания 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2025 г. посредством созданию в России национальной системы компетенций и квалификаций, поддержке профессиональных сообществ, тиражированию лучших практик современного образования и кадро-
Все права защищены
2(18) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
вой работы, повышению престижа рабочих профессий7.
Настоящая статья есть вторая часть анализа выступления директора направления АСИ «Молодые профессионалы» Д. Пескова [3]. В тексте статьи тезисы Д. Пескова из видеозаписи доклада будут обозначатся как П: «текст», наши аналитические замечания к ним как Е: текст. Порядок рассмотрения вопросов в лекции Д. Пескова несколько изменен в рамках логики настоящей статьи.
Седьмой раздел доклада - образование
П: «Протезирование индустриального образования. Там что-то не работает, а вы протез вставляете. В рейтинги попасть не можете, но тогда вы говорите - мы начнем у себя, в университетах признавать внутри дипломов - курсы Coursera (прим. авторов -проект в сфере онлайн-образования в виде набора бесплатных онлайн-курсов, где авторами курсов являются преподаватели ведущих мировых университетов.) Эффективно ли это? Нет, тем более, когда вы особенно пытаетесь образовательный стартап запихать в одну большую модель индустриального образования. Это, примерно, как сидит человек, ему надо стометровку бежать, он ногами двигается, а вы спортивный врач, - вы к нему подбегаете, у вас шприц с допингом, вы ему бац допинг в ногу, а нога деревянная. А то, как сегодня затаскивают старапы в индустриальную модель образования, - мне это напоминает инъекцию допинга в протез.
Что произойдет? Мы думаем, так как рынок образования стандартный, такой же, как рынок новых отраслей, мы считаем, что для него будет характерна модель двойного горба, которая характерна для всех основных
7 Направление «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив. - ЦКЬ : http://asi.ru/molprof/ (дата обращения 19.02.2014).
© 2011-2014 Вестник НГПУ
инновационных циклов. Исключений не было. С образованием произойдет то же самое. Мы планируем, что до 2017 г., основные продукты, которые делают на рынке - это протезы и костыли для индустриальной системы.
Но дальше будут главные решения в мире, лидеры в момент кризиса начнут инвестировать, и так происходит всегда: те, кто инвестирует на биржевом дне, забирают потом весь рынок. И в этот момент появятся стандарты образовательные - компетент-ностные, и дальше это выйдет на уровень базовой инфраструктуры...
Но самое главное - возврата инвестиций в индустриальную систему уже не будет, т.е. индустриальная национально-государственная система будет терять качество, таланты буду уезжать к лидерам, государство будет вынужденно поддерживать образовательную систему как социальную, а не как образовательную, будет некий подвид пенсии для молодежи, но при первой возможности государство будет отказываться от индустриальной системы».
И далее, П: «Образования в самом себе не бывает. Образование не является источником изменений в образовании. Так дело обстоит уже несколько десятков лет. Изменения в образовании не рождаются внутри системы образования. Они рождаются как запросы других частей общества и других отраслей к системе образования. Новые модели образования появляется не внутри образования. Сами университеты готовы существовать сколь угодно долго, еще тысячи лет. Если у них не будет необходимости меняться, они меняться не будут.
Школа - то же самое. Изменения там происходят на уровне флуктуаций. Например, есть один талантливый педагог, и он говорит, что будет работать инновационно. И он работает в рамках своей логики, но у него нет
Все права защищены
2(18) 2014
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
возможности распространить инновации на весь мир из-за ограниченности присущей ему коммуникации.
(1) А изменения сегодня приходят, с нашей точки зрения, из трех областей, при этом, основное изменение приходит из одной области - из новых технологий в IT. А именно это:
• мультимедийный учебник;
• компетентностный подход;
• новые образовательные формы;
• новые виды университетов.
Серьезных изменений, которая нынешняя образовательная система сама в себе произвела, фактически не происходит.
(2) Иногда, не напрямую, изменения системы образования приходят не через IT, а через некоторые другие формы, например, через развитие финансов и сферы страхования. Новые финансовые модели приводят в жизнь Live Long Learning (прим. авторов: обучение на протяжении всей жизни).
(3) Третий источник инноваций в образовании - это развитие фитнеса и медицины. С нашей точки зрения, в ближайшие 20 лет -это один из основных источников инноваций в образовании. Те возможности медицины, которые обеспечивают трекинг:
• мониторить ваши достижения;
• давать вам обратную связь;
• то, что позволяет вам работать со сферой мотивации и самомотивации».
Е: (1) Всю историю своего существования образование, в разных его формах и географических координатах, всегда порождало избыточные инновационные изменения внутри себя самого, еще даже до появления запросов и причин таких изменений, адресованных из социальных контекстов вне образования. И в частности, в советской системе образования был заложен прямо в механизме его управления процесс порождения образо© 2011-2014 Вестник НГПУ
вательных инноваций на уровнях от специализированных исследовательских институтов до отдельного класса.
Существовали специальные понятия, отражающие заложенный инновационный потенциал в советскую и далее в Российскую педагогику, например, «педагогический эксперимент», «экспериментальная педагогическая площадка» и т.д. И это давало замечательные результаты, которые работают и в настоящее время. Один из таких примеров «система Эльконина-Давыдова, которая в советское время была внедрена в 10 % советских школ и демонстрировала выдающиеся результаты развития мышления. В настоящее время данная система обучения возрождается. Сегодня на базе МГПУ целый факультет готовит учителей, способных работать по новой методике. Ведущие американские эксперты дают ей наивысшие оценки. Так, профессор Гарри Дэниелс (Оксфорд), присутствовавший по приглашению академика РАО В. Рубцова в школе 91 (экспериментальное учебное заведение федерального подчинения) на уроке математики, был поражен и утверждает, что ничего подобного не видел нигде в мире»8.
Что же касается «старой» педагогики и системы образования - им не хватало выхода на новый технический уровень 1Т. Гораздо проще обеспечить этот выход, а не затевать революционную ломку существующей системы образования.
Е: (2) Идея мультимедийного учебника сводится к реализации текста на мониторе с флэш-анимацией и т.п. Любой системе образования такие технические средства принесут пользу. Однако приравнивать техническое средство к новой революционной системе об-
8 Система обучения Эльконина-Давыдова возрождается в Москве. - ЦКЬ : http://sdelanounas.ru/blogs/ 47351/ (дата обращения 19.02.2014).
Все права защищены
2(18) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
разования и обучения, которая полностью способна заместить предшествующую, является, по меньшей мере, опрометчиво. В роли инновационных университетов предлагаются, в том или ином исполнении, онлайновые курсы обучения. Например, в публикации «India embraces MOOCs, but what if it is a 'lousy product'?» [5] сказано, что в оценке Индийского министерства развития людских ресурсов онлайновые курсы обучения, оцененные в
более чем 100 технических вузах, признаны эффективными только лишь как дополнение к очным формам образования и обучения.
Е: (3) Может ли модель Live Long Learning (LLL) полностью заменить или вытеснить модель традиционного образования? Отличия LLL от традиционного обучения приведены ниже в таблице [5]:
Life Long Learning Традиционное обучение
Учащимся только указывают на источники знаний Источник знаний - учитель
Люди учатся на практике Учащиеся получают знания от учителя
Люди учатся в группах и друг у друга Учащиеся самостоятельно работают
Оценивание нужно для того, чтобы определить нужную стратегию обучения и возможные пути будущего обучения Для оценки прогресса в обучении предлагаются контрольные задания, и на основании результатов учащимся позволяется продвинуться дальше
Люди учатся по индивидуальным планам Все учащиеся обязаны учиться по одной и той же программе
«Преподаватели» и сами учатся на протяжении всей жизни Учителя проходят повышение квалификации, в том числе целевое
Всю свою жизнь люди могут учиться Хороших учеников отличают; у них появляется возможность продолжить образование
Результаты обучения переносятся в работу и жизнь
В отношении ККЬ заявляется, что: «Таким образом, непрерывное обучение представляет собой совершенно новую педагогическую модель. Учителя в ней играют роль фасилитаторов, а средой обучения считается вся жизнь человека, вся культура, с которой он соприкасается. При этом обучение большей частью происходит в процессе практики,
- 9
а не пассивного «впитывания» знаний» .
9 Обучение на протяжении всей жизни. - ЦКЬ : http://www.smart-edu.com/lifelong-leaming.html (дата обращения 19.02.2014).
Отметим, что фактически ККК является некоей идеологией для поддержания образовательного тонуса индивида на протяжении его жизни, а образовательная система России, даже если она будет превращена в систему частных платных образовательных учреждений, должна учитывать интересы государственного строительства.
Е: (4) Идея интенсификации процессов образования и обучения за счет достижений медицины и фитнеса, в роли главной идеи развития системы образования у Д. Пескова, показывает его недостаточную осведомлен-
© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены
2(18) 2014
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
ность в области практической педагогики, которая должна эффективно работать при любых исходных неблагоприятных медицинских и физиологических показателях обучающихся. Что это значит?
(а) Разработчики форсайта не знают
фундаментального факта, который связывает состояние физического (и отчасти ментального) здоровья с уровневыми достижениями в обучении. Указанная связь имеет следующих характер: чем выше достижения в обучении, тем чаще встречаются отклонения в здоровье обучающихся. Традиционно эту связь трактуют следующим образом: интенсивные
учебные нагрузки повреждают здоровье. В то же самое время существуют данные иной трактовки: сниженное изначально здоровье вызывает гиперкомпенсаторные мотивационные процессы стимуляции обучения, которые, в итоге, перекрывают возможный дефицит ресурсов обучения индивида в связи с его сниженным здоровьем [6].
(б) Реальные педагогические технологии должны работать на ученике с любым уровнем способностей, создавая для каждого уровня потенциал развития. Например, в работе М. Гриндера «Исправление конвейера школьного образования» [7] описан эксперимент широкого применения универсальной когнитивной технологии в обучении учеников с различными уровнями способностей, обеспечивающей высокие учебные результаты.
Восьмой раздел доклада - технологии
П: «Ключевые технологии, которые
способствуют трансформации образовательной системы:
• когнитивный фитнес;
• тотальность интернета;
• массовые виртуальные миры.
Надо понимать, что для России виртуальные миры - экзотика. До сих пор в России
© 2011-2014 Вестник НГПУ
«виртуальные миры», связанные с образованием, не видны. Впрочем, пять лет назад в России не было массового Интернета».
Е: Далее, в докладе и по материалам форсайта «Образование 2030» можно составить представление о том, что понимает команда Д. Пескова под «фитнесом» в его крайних проявлениях. Напомним, то, что выше указаны общеизвестные материалы об относительной эффективности технологий биологической обратной связи (БОС) для управления и контроля психофизиологических состояний субъекта для индивидуальной корректировки в системе здравоохранительного применения. Но создатели форсайта используют разработческую эпистемологию «слепого копирования», по которой полезные в одном контексте вещи переносятся в несопоставимые контексты. Так, сколько бы ни провозглашалось особенное свойство «индивидуальности» будущего форсайт - обучения от садика до дополнительного образования взрослых - при слепом переносе БОС из медицины в образование и обучение, БОС будет гарантированно давать сбои. В индивидуальной медицине данные сбои корректируются, а в образовании/обучении такие сбои будут списаны на счет обучаемого, на счет снижения показателей его успеваемости, его учебного рейтинга, электронного портфолио и т.п.
П: «...в дискуссии с ректорами, министерством образования и аналитиками я спросил - какой самый массовый образовательный процесс в России? Ректоры сказали -школа. На самом деле, сказал я, самый массовый процесс есть обучение внуками и внучками дедушек и бабушек ИКТ, т.е. обучение сервисам “в контакте”, “одноклассникам”, “скайпу” и остальным сервисам. Это есть базовый коммуникативный навык, без которого невозможно социальное взаимодействие в современном мире. Через которые происхо-
Все права защищены
2(18) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
дит огромное количество социальных феноменов нового поколения, которые в принципе были бы невозможны раньше. Через эти новые Интернет-коммуникативные модели произойдет пересборка модели семьи. Например, это будет модель «большой семьи» или рода. Такие модели повлияют на социальное благополучие сильнейшим образом».
Е: по Д. Пескову получается, что «главарями» новых Интернет-родов будут продвинутые «дети» - молодые члены семьи/рода. Но, поскольку они будут черпать свою мудрость из Интернета, то, в итоге, главарями новых семейных кланов и родов будут информационные «главари» Интернета. А это конкретно прозападные СМИ, которые ведут тотальную антироссийскую кампанию в течение всего времени существования Интернета. Последние информационные события в связи с зимней олимпиадой в Сочи и событиям в Украине являются тому наглядным примером.
П: «Тотальность Интернета, массовые виртуальные миры, цифровая копия мира являются ключевыми технологиями, которые способствуют трансформации образовательной системы».
Е: Постоянные «заклинания» Д. Пескова о великой роли Интернета в трансформации образования и преобразовании мира в целом в процессе глобализации не позволяют забыть, что современный Интернет, в смысле его технического сопровождения, контролируется силовыми структурами США. Кроме того, текущие скандалы с разоблачением глобальной шпионской деятельности агентства АНБ напоминают, что современный Интернет есть абсолютно недружественная национальным интересам виртуальная среда, которой сомнительно доверять исключительное образование и обучение молодого поколения нашего государства на безопасной основе.
Такое можно допустить при постановке вопроса о радикальном изменении Интернета, его административной, технической и законодательной базы, на почве контроля со стороны международных организаций. Но такие задачи формулируются чисто гипотетически. Никаких реальных движений в сторону трансформации Интернета пока не произошло.
Девятый раздел доклада - массовый Интернет вещей
П: «Массовый интернет вещей. В коммуникацию начинают включаться вещи. Вещи в коммуникации могут быть проблемой, так с точки зрения имеющихся технологий у вас есть кроссовки, которые знают, сколько вы пробежали, у вас есть браслет, на который можно положить сумму денег, который общается с вашими кроссовками, у вас есть холодильник, который умеет заказывать товары через Интернет по штрих-кодам. И банальная ситуация: вы проснулись ночью, вам хочется есть, вы подходите к холодильнику, а он не открывается по сигналам кроссовок».
Е: Массовый интернет вещей в своих примерах сводится к ситуациям, в которых вещи «думают» за человека. Умные кроссовки, думающий холодильник, браслет - «финансовый аудитор», - такие вещи способствуют обезличиванию пользователя и при массовом применении - дегуманизации социума. С другой стороны, Д. Песков в рекомендациях форсайта «Образование 2030» развивает концепцию, в которой на первое место перед образованием ставится концепт индивидуального развития личности, понимаемый в соответствии с прогнозами мировых форсайтов.
В устах Д. Пескова вовсе не случаен термин «Интернет вещей», который разрабатывается в Центре фундаментальной социологии Института гуманитарных историко-
© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены
2(18) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
теоретических исследований НИУ ВШЭ в рамках проекта «Социология вещей» [8]. Характерно, что ведущий исследователь в проекте «Социология вещей» одновременно занимается и сравнительными исследованиями в области образования [9].
«Социология вещей» предлагает существенно упростить рассмотрение сложных социальных феноменов путем исключения из анализа самого человека. В центре внимания «социологии вещей» находятся только материальные производные человеческой деятельности, которые несут на себе «отпечатки» человеческой активности и межчеловече-ских отношений. Фактически эту социологию следует по праву назвать «социальной археологией», потому что археология изучает социальные феномены и отношения исключительно по вещам.
Десятый раздел доклада - чипизиро-ванная честность
П: «История про новую честность: сканирование коры головного мозга точно показывает, что вы лжете. Это все распространение нейроинтерфейсов. Татуировки, которые точно показывают, когда вы врете. Это триггер, который может всю систему образования радикально изменить. Приходите сдавать экзамен, а нейроинтерфейс говорит, что вы врете».
Е: Д. Песков путает контекст образования, в котором проверяющий знания, кем бы он ни был: живым педагогом, общающимся с обучаемым лицом к лицу по ходу обучения и во время экзамена, либо электронным экзаменатором или даже просто бездушным проверочным ключом к ЕГЭ, - во всех этих случаях проверяющего интересует не наличие факта лжи, а наличие факта знания в ответах обучаемого.
Ложью интересуются, в первую очередь, в контексте установления правонару-
шений и соблюдения уголовных законов, в контексте деятельности силовых органов и т.п.
Одиннадцатый раздел доклада - автоматизация рутинных интеллектуальных операций
В контексте разговора про «отмирающие профессии» и появление новых профессий Д. Песков сказал следующее:
П: «Все что может быть передано роботу - будет передано роботу. Привожу пример про робота, который лучше ставит диагнозы (диагностическая система Watson). Теперь квалификация врача не нужна. Профессия водителя тоже подпадает под ненужность. У современного робота есть принципиальное отличие от человека: роботу не нужно смотреть в фейсбук и отвечать на СМСки во время движения. Я бы поехал на робоавтомоби-ле. На 100 профессий будущего есть 30 отмирающих профессий».
Е: Что касается профессий будущего, то 17 февраля 2014 г: «АСИ представило исследование рынка труда "Атлас новых профессий" 10, выполненное в рамках поручения Президента России о разработке профессиональных стандартов. Эксперты советуют выпускникам школ выбирать «профессии будущего»: сити-фермеров, инженеров-космодо-рожников, робототехников» [10], а также «ГМО-агрономы, специалисты по киберпротезированию, проектировщики биороботов и, внимание, урбанисты-экологи» [11], космобиологи, дизайнеры виртуальных миров и проектировщики дирижаблей и т.д.
В дополнение приведем выдержку из статьи Н. Петровой «Куда пойти учиться» [12]: «Во-первых, в будущем будут весьма
10 Атлас новых профессий. - :
http://www.skolkovo.ru/public/media/documents/resea rch/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas.pdf (дата обращения 19.02.2014).
Все права защищены
© 2011-2014 Вестник НГПУ
2(18) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
цениться навыки, считать которые отдельной профессией до сих пор вряд ли многим приходило в голову. Например, место учителей должны занять "модераторы", чья функция -организовывать "групповые обсуждения... с целью обеспечить усвоение учащимися нового материала", и "игропедагоги", создающие и реализующие "образовательные программы на основе игровых методик". И авторам, очевидно, не приходит в голову, что это не отдельные профессии, а просто аспекты повседневной работы хорошего современного (не только будущего) учителя. При условии, что он не до конца замучен школьной реформой. Впрочем, этот казус атласа можно объяснить еще и тем, что будущее образования, судя по списку благодарностей, обсуждалось не с учителями, а с чиновниками... и коммерческими компаниями.
Во-вторых, перспективными окажутся профессии, которые не требуют серьезной подготовки: "электрозаправщику" для "обслуживания инфраструктуры для заправки электромобилей и других транспортных средств" вряд ли нужна высокая квалификация, чтобы воткнуть вилку в розетку, однако же электрозаправщики будут, а, к примеру, "привычных нам сисадминов заменят программы и специалисты по их настройке" (что вроде бы неотличимо от функций сисадминов, но хочется верить, что авторы имели в виду что-то неочевидное).
И, в-третьих, это будущее отличается от того, которое предполагают западные исследования. Вот, например, вышедшая в 2010 г. работа британской компании Fast Future, из которой в российский атлас перекочевали (может быть, и неосознанно) не меньше двух десятков профессий».
По представлениям Д. Пескова, медицинской диагностикой занимается компьютерная система Watson. Но, на самом деле,
диагностику в данной системе выполняет база данных, содержащая информацию и реальные диагнозы на больных. Система, фактически, просто ищет аналог в огромной базе данных и выдает свой прогноз. Д. Песков предлагает теперь устранить медиков-диагностов. Представим, что действительно их всех устранили. Уже через пару-тройку лет диагностическая система типа Watson начнет давать сбои. По следующим причинам:
• произойдет смена поколений лекарств-дженериков;
• ухудшится генотип больных и др.
Вышеуказанные причины потребуют
обновить в массовом порядке диагностическую базу Watson. Но некому будет это делать - число продуктивных врачей-диагностов будет уже ничтожным. Произойдет диагностический медицинский коллапс. Вот такие последствия бездумной автоматизации рутинных операций.
Есть и другой ряд проблем, которые затрагивают проблемы безопасности личности, например: «Джули Брилл, один из руководителей американской Федеральной торговой комиссии, обеспокоена возможностями, которые дают корпорациям современные технологии анализа данных. По ее мнению, они создают угрозу для простых людей. Брилл рассказала об этом во время выступления в Принстонском университете. Проблема заключается в том, что сбор и анализ информации позволяет компаниям узнавать о людях такие вещи, о которых те, возможно, и сами не догадываются. Причем повод для далеко идущих выводов может быть совершенно невинным. Хорошо известна история о том, как сеть магазинов Target научилась вычислять беременных покупательниц по тому, как меняются их покупательские привычки. А вот пример посвежее: следя за колебаниями активности своих пользователей, социальная
© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены
2(18) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
сеть Facebook может с приличной точностью угадывать, как развиваются их романтические отношения. Это, положим, не самое опасное умозаключение, но и не единственно возможное. Немецкий стартап Kreditech решает, кому и под какой процент дать кредит, анализируя учетную запись просителя в социальной сети» [13].
Кроме того, не ясно, какую конкретно потребительскую модель использования системы Watson Д. Песков имеет ввиду, ибо данная система в настоящее время не предназначена для прямого обслуживания отдельных индивидуумов: «Именно поэтому, R&D агентство DARPA раскрывает свои секретные военные разработки по системам «Больших данных» в надежде получить более доступные и дешевые приложения» [14].
Двенадцатый раздел доклада - смена модели детства
П: «По ходу трансформации образования произойдет смена моделей детства. Дети, которые вырастают сейчас, будут совсем не похожи на нас. Будут умнее, быстрее, совсем по-другому видеть мир. Их зрелость определенная наступает уже к 12 годам. А потом это уменьшится до 10 лет. У них появляются модели миров, к которым нет допуска у взрослых. И соответствующие модели отношений внутри этих миров. Мы это не очень хорошо понимаем, но это целиком и полностью опирается на новый технологический уклад».
Е: Говоря, о сдвиге временной границы наступления зрелости к 12 летнему и далее к десяти летнему возрасту, Д. Песков ничего не говорит об оборотной юридической стороне этого процесса. Потому что в равной мере сдвинутся границы, например, наступления полной уголовной ответственности. Так А. Г. Асмолов (прим. авторов - директор ФГУ«Федеральный институт развития обра-
зования», Член Президиума Российской академии образования) в публикации «Личность на троне культуры» приводит структуру советского и далее Российского образования разработанную в «целевых программах» [15]:
• «одаренные дети»;
• «дети с отклонениями»;
• «дети-правонарушители».
Данные программы, по словам А. Асмолова, составляли «бермудский треугольник народного образования» [15]. Также тему «мир детей без взрослых» сверхинтен-сивно развивает так называемая ювенальная юстиция, к которой у общества существуют вопросы. Так термин «ювенальная юстиция» имеет двойное значение: (а) это суды для несовершеннолетних; (б) это межведомственный механизм отслеживания соблюдения "прав и законных интересов детей" в семье и в учебных заведениях. Отметим, что «существует принципиальная разница между понятиями "защита прав детей" в ювенальной юстиции и «защита детства», заложенного в законодательство в СССР и России. Ювенальные технологии же подразумевают только "защиту прав детей", а вовсе не охрану детства. Принципиально иная позиция, иные понятия, иное целеполагание»11.
П: «Дети становятся евангелистами этого нового мира. Консервативные родители во всех сферах жизни противопоставляются свободным детям. Родители не способны удержать систему своих запретов, например, до определенного времени они не (покупают) айпад, но, к десяти годам это приведет к скандалам и раздраю в семье. Родители не приемлют все новое, но хотят, чтобы дети были успешны в этом мире. Родители не по-
11 Комитет ООН по правам ребенка удивлен отказом РФ от ювенальной юстиции. Но о чем речь? - Ц^: http:www.napravdestoy.livejournal.com (дата обращения 19.02.2014).
Все права защищены
© 2011-2014 Вестник НГПУ
2(18) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
нимают, но покупают ребенку роботов, и тем обеспечивают детям саморазвитие. Родители вынуждены пускать своих детей в виртуальные миры, удержать им детей от этого невозможно. А тот, кто будет все же запрещать, дождется, когда дети придут в школу и внутри класса получат все это на волне этического отрицания того, что предлагают им родители».
Е: Аллегория про евангелистов неудачная, потому что большинство из них пострадало за веру. Достаточное число современных родителей «непонимающих» форсайтер-ских планов развития образования, преспокойно покупают своим детям айфоны и айпады в роли игрушек и безо всякого фанатического отношения к данным покупкам. Это психологически выглядит так, что в массе своей российские родители молчаливо выжидают результатов происходящего социального эксперимента по влиянию современных 1Т гаджетов на школьные успехи своих детей.
Кроме того, «законодатели и специалисты-психологи утверждают, что отсутствие контроля за распространением игр, как в интернете, так и на дисках создает условия, когда ученики средних классов получают доступ к шутерам (игры - “стреляки"), которые в западных странах не продаются лицам моложе 18 лет. Психологи и психиатры, в свою очередь, утверждают, что доступ к подобным играм в юном возрасте и чрезмерное увлечение ими может привести к негативным изменениям в психике ребенка. В комитете Госдумы России по информационной политике, информационным технологиям и связи приступают к разработке поправок в закон “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”. Разработка поправок в федеральный закон происходит на фоне событий в московской школе № 263, в которой учащийся 10-го класса застрелил
учителя географии и старшего сержанта полиции и более часа продержал целый класс в заложниках»12.
Необходимо также напомнить, что противопоставление взрослых и подрастающего поколения в социальном масштабе в современной истории уже наблюдалось. Эти и Камбоджия Пол Пота, и хунвэйбины КНР с вытекающими последствиями. Кстати, и «арабская весна» в Египте, Ливии - все это манипуляция с молодежью, которую «старики» не понимают и ограничивают.
Тринадцатый раздел доклада - МО-ОС (Massive Open Online Course)
П: «МООС-и - главная угроза существующей системе образования. Педагоги видят внешние признаки MOOC-ов и не понимают, что внутри. Но, так будут выстраиваться образовательные модели в течение ближайшего десятка лет. Модели, которых не было раньше. Модель - один учитель может учить персонально один млн. человек. Настаиваю, персонально учить. Если вы понимаете, что такое новый технологический уклад, то оказывается, что это возможно».
Е: Песков Д. совершенно оригинально понимает термин «персонально». В педагогическом контексте персональный подход означает только одно. Учитель должен знать, о чем думал ученик, что предшествовало его правильному или не правильному ответу (достижению понимания). Это знание предполагает прямое общение учитель-ученик. Системы искусственного интеллекта, заменяющие человека, не созданы и в перспективное время созданы не будут. Таким образом, требуемая персонализация в ходе онлайн-
12 Биржевой лидер: Новости России. Ц^: http://www.profi-forex.org/novosti-rossii/moscow/entry1008197923.html (дата обращения
19.02.2014)
Все права защищены
© 2011-2014 Вестник НГПУ
2(18) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
обучения возможна только при личном взаимодействии учителя и ученика через интернет. Но тогда обучение одним учителем 1 млн. человек в принципе невозможно.
П: «За счет каких инструментов. МО-ОС по инженерной сложности сравним с МКС или атомным реактором .по времени и по количеству человеко-лет, которые потрачены на создание кода, который там внутри зашит. Что за код и почему возможно «персонализация» для миллионов учеников одного онлайн-лектора? За счет каких инструментов?
Пункт номер один. Есть видео, человек его посмотрел, послушал, порешал какие-то задачки и, далее, - он всего лишь решает тест. В классическом варианте, в подавляющем числе тестов, в том числе в ЕГЭ - если ответ не верен, то никакой персонализации не происходит. Для персонализации вам нужен репетитор. В модели МООС-ов - простейшее мыслительное упражнение - правильный ответ один или их немного. Неправильных ответов бывает ограниченное количество тоже. Ошибки типичны.
Пункт номер два. В гуманитарных дисциплинах следующая вещь, которую МООС позволяет сделать. Могут быть и эссе, и другие свободные формы выдачи учебных ответов. И вам нужно дать персональный анализ на них. МООС анализирует, как вы написали эту работу и как вы анализируете работу другого студента. Каждый студент получает оценки от других студентов. Появляется рефлексивная петля. И взаимооценки повторяются, и вы получаете количество людей, которые готовы быть тьюторами на вашем курсе. Вы один, и у вас миллион студентов, но вы подобрали качественных тьютеров, которые не хуже вас понимают курс и способны объяснить это другим, а у этих есть еще по двадцать тьютеров ниже уровнем. Так появляется автоматическая пирамида управления,
которая складывается естественным инженерным способом».
Е: Д. Песков выдает систему офлайнового иерархического взаимооценивания за работу самой системы MOOC-a. Вызывают большие сомнения то, что такая система будет обладать свойствами: (а) устойчивости,
(б) достаточной объективности для использования в онлайновом обучении миллионов студентов. Если, например, в таком иерархическом взаимооценивании начнут преобладать механизмы типа: «кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит он кукушку», - то никакого объективного оценивания такая система в принципе выдать не сможет.
Напомним общий взгляд на феномен MOOC-ов в качестве единственного формата образовательного процесса в будущем. Формально речь идет о массовых курсах онлайн-обучения. Авторство термина принадлежит Дэвиду Кормиеру из канадского Университета и Брайену Александеру из Национального института технологий в либеральном образовании (National Institute for Technology in Liberal Education)13 .
В статье «Темная сторона MOOC» приведены данные об источниках и количественных показателях современного MOOC-a, который распространяется с 2008 г.: «...в США три масштабных MOOC-площадки: edX -учрежденная Гарвардским университетом и Массачусетским технологическим институтом, Udacity и Coursera, - Стэнфордского университета. В других частях света: Iversity в Германии (82 тысячи студентов, больше, чем где-либо в Европе), Open Univercity в Великобритании, Crypt4you в Испании, OpenupEd - детище образовательных струк-
13 Темная сторона MOOC. - URL : http://
www.onlinecolleges.net/2013/02/18/the-dark-side-of-moocs/ (дата обращения 19.02.2014).
© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены
2(18) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
тур Евросоюза, EduKart в Индии и т. д. Американцы начали первыми, поэтому размах их MOOC вне конкуренции: 1,6 миллиона слушателей (вернее, пользователей) в edX, столько же - в Udacity, и целых 6,3 миллиона - в Coursera».
Далее в статье С. Голубицкого [16] указано, что «учебные программы, например, в Coursera составляют 500 учебных курсов, представленных:
• классическими текстовыми материалами (учебные пособия, проверочные задания, ключи к упражнениям и т. п.);
• аудиолекциями и видеоматериалами.
За деньги «студент» MOOC получает:
• возможность работать один на один со своим тьютором;
• в случае успешного прохождения выпускных «экзаменов», станет обладателем сертификата об окончании курса
В отношении эффективности MOOC-ов указана статистика eDX:
• из 841687 человек, зарегистрировавшихся на курсах в первый год обучения, 469702 (56 %) просмотрели менее половины материалов выбранного ими курса;
• 35937 (4 %) просмотрели боль-
ше половины учебных материалов;
• 43196 (5 %) изучили материалы в достаточной степени, чтобы получить сертификат об окончании;
• оставшиеся 292 852 (35 %) человека вообще ни разу не просматривали содержание учебных материалов по курсу, который они выбрали».
Другая, но во многом совпадающая с приведенной, точка зрения на фундаментальные проблемы, порождаемые внедрением онлайнового обучения, дана в статье: «Университет Сан Хосе против edX, или как вузы борются за качество и контроль над контентом» [17].
Так против внедрения МООС-ов выступили сами преподаватели: «В открытом
письме сотрудники кафедры резко выступили не против использования открытых курсов как таковых, а против опасности, которую несет заимствование курсов из других университетов - вопиющий случай социальной несправедливости» [17].
Кроме того, преподаватели выразили свое отрицательное отношение к онлайновой форме обучения: «.сократовское общение между учителем или учеником нельзя заменить набором - даже гарвардских - видеолекций, заранее записанных комментариев к трудным местам курса и методическими материалами» [17].
Кроме того, подтверждается наш тезис о том, что МООС-и ведут к формированию кастового образования: «Если стандартная модель смешанных курсов станет нормой, как мы опасаемся, возникнет два класса университетов: в одном привилегированные студенты получат общение с настоящим профессором, в другом будут частные и государственные университеты, обремененные финансовыми проблемами, где студенты будут смотреть видеолекции и общаться - если общение в таких кампусах вообще будет возможно - с профессором, превращенным этой моделью образования всего лишь в ассистента преподавателя. О единых требованиях качества образования можно будет забыть» [17].
А самое главное: «преподаватели выступили за право каждого преподавателя самостоятельно создавать для своего курса электронные ресурсы в дополнение к очному обучению, иначе сами преподаватели становятся в конце концов ненужными. Для гуманитарных дисциплин, где необходимо сложное сочетание информации, личных взглядов, солидарности и моральных убеждений, такой аутсорсинг образования, пусть даже с помо-
© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены
2(18) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
щью лучших возможных материалов, является просто убийственным» [17].
После таких оценок и заявлений профсоюз университетских преподавателей Калифорнии: «потребовал полного запрета на использование МООС-ов других университетов, в том числе, и в рамках совместной программы с Udacity [17]. Заметим, как верно подметил Фил Пауэлл, глава программы МВА Университета Индианы, «МООС - это сделка, а не человеческие отношения». Так же, в статье сказано, что и «студенты недовольны форматом онлайн-обучения. Они чувствуют спешку и принуждение, у них не хватает времени. 29 % студентов не смогли завершить онлайн-курс. Как отмечают преподаватели, основная проблема МООС-ов, порождена самой структурой онлайн-курса с его избыточностью материала и недостаточной обратной связью [17].
Зная всю вышеуказанную проблематику, авторы форсайта «Образование 2030», тем не менее, пытаются смело подписать Россию на тестирование в государственном масштабе совершенно не проверенных и не отлаженных методов обучения и форм организации образовательной системы взамен реально работающей в настоящее время.
Некоторые итоги
Д. Песков в очередной раз заявил: «Форсайт-2030 - не отдельный продукт, это не теоретизирование. Это конкретная практическая вещь в ряду других форсайтов, к ним прилагаются следующим этапом дорожные карты, которые показывают, как к этому будущему перейти, проекты, которые наполняют эту дорожную карту. И мы работаем с лидерами и их командами, которые могут реализовывать эти проекты, и стараемся наполнять эти проекты ресурсами» [4].
В отношении сказанного можно отметить, что справедлива в нем только первая фраза, о том, что форсайт в настоящее время это не отдельный продукт, а огромное множество «документов», имеющих вид карго-
14
культа - процесса сопровождения и изменения государственной образовательной системы. Всем остальным форсайт не является.
Он не есть система практики, потому что за форсайтом одни только сессии «медитации» о будущем, которые радикально отличаются от требуемого системного планирования. Целый ворох так называемых «дорожных карт» по воплощению форсайта в жизнь указывают некие направления, которые ведут в желательное для stakeholder,ов направление.
Процесс реальной оптимизации государственного образования с его институтами форсайтеры игнорируют и подменяют настоящий процесс планомерного системного реформирования государственного образования в целом на бурную активность неких «лидеров» и их «команд». И заявленные лидеры, и команды, чаще всего, не имеют к педагогике никакого отношения, но будут снабжены средствами из неких венчурных фондов для создания стартапов. Последние будут переформатировать и разрушать существующую систему образования с целью замены государственного образования на частные обра-
14 Культ карго или карго-культ (англ. cargo cult, также рели гия самохЕтопоклонников или культ Даро в небе сных) - термин, которым называют группу религиозных движений в Меланезии. В культах карго верят, что западные товары (карго, англ. груз) созданы духами предков и предназначены для меланезийского народа. Считается, что белые люди нечестным путем получили контроль над этими предметами. В культах карго проводятся ритуалы, похожие на действия белых людей, чтобы этих предметов стало больше. - URL : http://ru.wikipedia.org/wiki/Культ_карго (дата обращения 19.02.2014).
© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены
2(18) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
зовательные бизнес проекты, занимающиеся отдельных индивидуумов.
даже не образованием, но неким «развитием»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лукша П. Связывая образовательную систему, рынки труда и инновационную экономику:
результаты форсайта Компетенции - 2030. - URL : http://profitcon.ru/matetials/28032013/ Peskov-D-N-Obrazovatelnaia-sistema-rynki-truda-i-innovatcionnaia-ekonomika-forsait-Kompetentcii-2030.pdf (дата обращения 14.02.2014).
2. Евзрезов Д. В., Майер Б. О. Форсайт и российское образование: онтологический анализ //
Профессиональное образование в современном мире. - 2013. - № 3(10). - С. 17-28.
3. Песков Д. Форсайт образования - 2030. Открытая лекции. - URL: http://leader-id.ru/event/223/
(дата обращения 19.02.2014).
4. Песков Д. 13 лекций о будущем. - URL: http://asi.ru/news/14770/?sphrase_id=55510 (дата об-
ращения 19.02.2014).
5. Dossani R. India embraces MOOCs, but what if it is a 'lousy product? - URL :
http://www.samachar.com/rafiq-dossani-india-embraces-moocs-but-what-if-it-is-a-lousy-product-obhwLpidebd.html (дата обращения 19.02.2014).
6. Мак-Вильямс Н. Защитные механизмы // Психоаналитическая диагностика: Понимание
структуры личности в клиническом процессе. — Москва : Класс, 1998. - 480 с.
7. Гриндер М. Исправление школьного конвейера. - Новосибирск: Изд. НГУ, 1994. - 74 с.
8. Вахштайн В. Социология вещей и «поворот к материальному» в социальной теории. - URL :
http://www.hse.ru/science/news/269778.html (дата обращения 19.02.2014).
9. Вахштайн В. С., Железов Б. В., Ларионова М. В., Мешкова Т. А. Системы высшего обра-
зования стран ОЭСР. - М. : ИД ГУ-ВШЭ, 2005. - 108 с.
10. Черных А. Рынку труда нужны те, кого нет. - URL : http://www.kommersant.ru/pda/
kommesant. html?id=2410739 (дата обращения 19.02.2014).
11. Кононенко М. России нужны диетологи, а не инженеры? - URL :
http://radiovesti.ru/episode/show/episode_id/25818 (дата обращения 19.02.2014).
12. Петрова Н. Куда пойти учиться? - URL : http://www.kommersant.ru/doc/2405526 (дата об-
ращения 19.02.2014).
13. Парамонов О. «Большие данные» могут вредить людям, считают американские регулиру-
ющие органы. - URL : http://www.computerra.ru/94838/julie-brill-bigdata-concerns/ (дата обращения 19.02.2014).
14. Ваннах М. Так зачем DARPA открывает всему свету закрома инноваций? - URL : http://www.computerra.ru/93853/tak-zachem-darpa-otkryivaet-vsemu-svetu-zakroma-innovatsiy (дата обращения 19.02.2014).
15. Асмолов А. Г. Личность на троне культуры. - URL : http://www.psy.su/interview/1936/ (дата
обращения 19.02.2014).
16. Голубицкий С. MOOC как будущее образовательного процесса: за и против. -URL:http://www.computerra.ru/92998/mooc-kak-budushhee-obrazovatelnogo-protsessa-za-i-protiv/ (дата обращения 19.02.2014).
17. Макаров Д. Университет Сан Хосе против edX, или как вузы борются за качество и контроль над контентом. - URL : http://iedtech.ru/news1/sjsu-vs-edx/ (дата обращения
19.02.2014).
© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены
2(18) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
© D. V. Evzrezov, B. O. Mayer
DOI: 10.15293/2226-3365.1402.12
UDC 303.09 + 378.1 + 316.4
"EDUCATION 2030" - CALL THE EDUCATION SYSTEM 2. FORESIGHT OF EDUCATION - CHANGE MODEL OF A CHILDHOOD?
D. V. Evzrezov, B. O. Mayer (Novosibirsk, Russia)
There are investigated the ontological, epistemological and axiological features of foresight «Education 2030». Methodology of the research is based on the semantic and contextual analysis of materials speeches and presentations by the authors of this project - Director Destinations «Young Professionals» Agency for Strategic Initiatives to promote new projects D. Peskov and director of educational programs at the Department of Corporate Education Moscow School of Management Skolkovo.
Argues that education is a market service, and education market by its own laws does not differ from other markets. Thus, market fundamentalism promoted educational rationale for the transition from an industrial (state) education to postindustrial education (liberal-market).
Foresight "Education 2030” is positioned as a global project in the first place, online distance learning, in which a high probability of loss of "educational sovereignty of Russia". It is concluded that the logical structure of this foresight and its rationale are typical features of "cargo - a cult".
Keywords: foresight, planning the future, education, futurology, globalization, epistemology.
REFERENCES
1. Luksha P. Linking educational system, labor markets and innovative economy: the results of Fore-
sight Competencies - 2030. Available at: http://profitcon.ru/matetials/28032013/Peskov-D-N-Obrazovatelnaia-sistema-rynki-truda-i-innovatcionnaia-ekonomika-forsait-Kompetentcii-2030.pdf (accessed 14.02.2014).
2. Evzrezov D. V., Mayer O. B. Foresight and Russian education: an ontological analysis. Profession-
al education in the modern world. 2013, no 3(10). pp. 17-28.
3. Peskov D. Education Foresight - 2030. Public lectures. Available at: http://leader-id.ru/event/223/
(accessed 14.02.14).
4. Peskov D. 13 lectures about the future. Available at: http://asi.ru/news/14770/?sphrase_id=55510
(accessed 19.02.2014).
5. Dossani R. India embraces MOOCs, but what if it is a 'lousy product? Available at:
http://www.samachar.com/rafiq-dossani-india-embraces-moocs-but-what-if-it-is-a-lousy-product-obhwLpidebd.html (accessed 19.02.2014).
6. McWilliams N. Protective mechanisms. Psychoanalytic diagnosis: Understanding personality
structure in the clinical process. Moscow: Class Publ., 1998, 480 p.
7. Grinder M. Correction of school conveyor. Novosibirsk : NSU Publ., 1994, 74 p.
© 2011-2014 Вестник НГПУ
Все права защищены
2(18) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
8. Vakhshtayn V. Sociology of things and "turn to the material" in social theory. Available at:
http://www.hse.ru/science/news/269778.html (accessed 19.02.2014).
9. Vakhshtayn V.S., Jeleznov B.V., Larionova M. V., Meshkov T.A. Higher education systems in
OECD countries. Moscow: Publishing House of the HSE, 2005, 108 p. (In Russian).
10. Chernih A. Labor market needs those who do not. Available at: http://www.kommersant.ru/pda/ kommersant.html?id=2410739 (accessed 19.02.2014).
11. Kononenko M. Russia needs nutritionists, not engineers? Available at: http://radiovesti.ru/ epi-sode/show/episode_id/25818 (accessed 19.02.2014).
12. Petrova N. Where to Study? Available at: http://www.kommersant.ru/doc/2405526 (accessed
19.02.2014).
13. Paramonov O. "Big Data" can harm humans, according to U.S. regulators. Available at: http://www.computerra.ru/94838/julie-brill-bigdata-concerns/ (accessed 19.02.2014).
14. Vannah M. So why DARPA opens around the world coffers innovation? Available at: http://www.computerra.ru/93853/tak-zachem-darpa-otkryivaet-vsemu-svetu-zakroma-innovatsiy (accessed 19.02.2014).
15. Asmolov AG Personality enthroned culture. Available at: http://www.psy.su/interview/1936/ (ac-
cessed 19.02.2014).
16. Golubitskiy S. MOOC as the future of the educational process: the pros and cons. Available at: http://www.computerra.ru/92998/mooc-kak-budushhee-obrazovatelnogo-protsessa-za-i-protiv/ (accessed 19.02.2014).
17. Makarov D. University of San Jose against edX, or how universities are fighting for control over
the quality and content. Available at: http://iedtech.ru/news1/sjsu-vs-edx/ (accessed 19.02.2014).
Evzrezov Denis V., the Postgraduate student of the Department of Philosophy, Novosibirsk State Pedagogical University.
E-mail: [email protected]
Mayer Boris O., the Doctor of Philosophy, the Vice-Rector for Science, Novosibirsk State Pedagogical University.
E-mail: [email protected]
© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены