УДК 323
Парилов Олег Викторович Parilov Oleg V.
доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
doctor of sciences (philosophy), professor of the department of philosophy
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoe shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: [email protected]
Развитие и правовое обеспечение образования в России как фактор национальной безопасности
Development and legal support of education in Russia as a national security factor
В статье рассмотрена связь современной реформы российского образования, его правового обеспечения с национально-государственной безопасностью. Выявлены деструктивные постмодернистские тенденции в сфере образования. Дана оценка форсайт-проекту «Образование — 2030».
Ключевые слова: система образования, правовое обеспечение образования, национально-государственная безопасность, отечественная педагогическая традиция, постмодернизм, глобализм, общество потребления, «узаконенное рабство», реальность, виртуальность, «смерть человека».
The article describes the relationship of contemporary Russian education reform, legal provision with national and state safety. Revealed destructive postmodern trends in education. The estimation of the foresight project «Education — 2030».
Keywords: education system, legal support for education, national and state safety, domestic pedagogical tradition, post-modernism, globalism, the consumer society, «legalized slavery», reality, virtuality, «human death».
Поскольку система образования формирует будущее нашей страны, излишне доказывать тот факт, что национально-государственная безопасность России напрямую зависит от того, какой вектор задан развитию образования, его правовому обеспечению. Российское образование радикально реформируется вот уже четверть века, столь же радикально трансформируется образовательное право, но контуры системы пока расплывчаты. До сих пор нет внятного ответа на вопрос — кто такой выпускник российского вуза. То ли это целостная, гармоничная, нравственно, интеллектуально и физически развитая личность, патриотически воспитанная и настроенная трудиться на благо своей страны. То ли это рыночный прагматик, вступающий в сделку с государством с целью приобретения образовательных услуг, настроенный реализовывать приобретенные компетенции там, где больше платят, поскольку сосредоточен исключительно на личном мате-
риальном достатке и внешнем успехе. Очевидно, что лишь первый образ выпускника вуза соответствует национально-государственным интересам, аутентичен отечественной педагогической традиции, национальной правовой сситеме (более подробно мы писали об этом ранее [1; 2]. Второй образ, порожденный западной рыночно-либеральной парадигмой, явно антинациональный, антигосударственный, хотя именно на него зачастую ориентируются нынешние творцы различных программ развития российского образования [3].
Проблема в том, что современные образовательные системы развиваются в контексте глобальных духовно-социальных тенденций, одна из которых (возможно, ключевая) — утверждение общества постмодерна. Постмодернистские установки достаточно описаны (в т. ч. в наших предыдущих работах [4]). Прежде всего, постмодерн деконструирует, деценирирует, проще говоря, разрушает реальный мир, в частно-
сти, вытесняя его виртуальностью; дискредитируя те скрепы, которыми он держится: духовные ценности, высокие цели и смыслы; они подменяются идеями банального потребительства и игры, шоу. Постмодернисты выступают могильщиками не только реального мира, но и человека. «Смерть человека» — своего рода бренд постмодернизма [5]. Человек провозглашается отжившим рудиментом, который будет сменен новым более совершенным существом — постчеловеком (трансчеловеком), искусственно доработанным электронными, генными, компьютерными технологиями. По убеждению оптимистов постмодерна, будущее за киборгами, мутантами, существами — компьютерными программами, освободившимися за ненадобностью от обременительной телесности. Они же убеждены, что образование будущего неизбежно трансформируется в соответствии с установками постмодерна. Собственно, оно уже трансформируется, в том числе и российское. Отчасти это получает свое закрепление в правовых документах. Так, один из сюжетов постмодерна — стремительная миграция образовательной сферы из мира реального в сетевое интернет-пространство. В данном контексте уместно привести в пример распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2012 года № 2148-р, в котором говорится о необходимости поддержки развития сервисов открытого образования в сети «Интернет», о перспективах самых различных форм интернет-образования [6]. Далее, в духе постмодерна образование становится все более децентрированным, эклектичным: активно развивается неформальное, альтернативное образование. Это также находит отражение в современных российских правовых документах об образовании (см.: основное мероприятие 2.3 «Развитие сферы неформального образования и социализации детей» указанного выше распоряжения Правительства РФ) [6]. В этом же распоряжении Правительства РФ утверждается необходимость поддерживать обучающие игры и игры-симуляторы в образовании, что способствует миграции образовательной сферы в игровую среду (мир постмодерна — это мир шоу, спектакля) [6].
Любопытны размышления западных постмодернистских авторов А. Барда и Я. Зодерк-виста о неизбежной постмодернистской трансформации образовательных систем. Основной пафос их выступления — пророчество о гибели традиционного академического образования [7; 8]. Образование, считают они, должно приспосабливаться к новому — информационно-
му — рынку труда; оно становится чрезвычайно подвижным, как следствие — дипломы и сертификаты, ученые степени и звания теряют свой смысл [9].
Отныне школа нужна только для «обучения чтению и письму» и «социальному тренингу» [9], полагают авторы. Ученики будут приобретать знания у монитора компьютера, а не за школьной партой, централизованное государственное школьное образование уйдет в прошлое [9]. Отметим для себя агрессивно враждебное отношение постмодернистов ко всем традиционным институтам, в том числе к институту государства, национальным традиционным ценностям, к самой идее нации. Постмодернисты — крайние глобалисты. Авторы в своей работе прямо заявляют: «Формы национализма (флаги, традиции... национальная гордость)... не имеют будущего в информационном обществе» [9].
Постмодернисты уверены, что академический мир является «устаревшим и загнивающим». Столкновение отживающей академической системы образования и нарождающейся постмодернистской — «это противостояние двух принципиально противоположных темпераментов» [9]. Постмодерн исповедует «скорость и кругозор»; традиционные образование и наука — «скрупулезность и глубину». Постмодерн сосредоточен на «переменах, а академики — на статических моделях» [9]. Поэтому в будущем, пишут А. Бард и Я. Зодерквист, в неизбежной схватке академического и динамичного посмодернистского образования последнее одержит победу и в дальнейшем будет просто игнорировать академический мир, создавая альтернативные, преимущественно виртуальные «мозговые центры» без «администрирования и интеллектуального снобизма» [9].
Авторы пишут, что образование будущего лишится фундаментальности и академичности, на смену которым придут «интерактивность, прагматизм»; исчезнет живое общение преподавателя со студентами в аудитории, образование переместится в интеренет-среду, и его правила будут создавать «студенты, а не университеты» [9].
То есть, по сути, авторы прогнозируют неизбежную смерть академического образования и приход ему на смену нового постмодернистского — легкого, игрового, виртуального, поверхностного и креативного.
Казалось бы, подобные проекты развития образования более актуальны для идущей в авангарде постмодернистского движения западной цивилизации, а не для России, где сильны традиционные ценности, на подъеме
идеи патриотизма и крепкой государственности, нашедшие, в частности, отражение и в современном Федеральном законе от 29 декабря
2012 года № 273-Ф3 (с изм. и доп.) «Об образовании в Российской Федерации» [10]. Но поистине современная Россия представляет собой поле контрастов и противоречий. В этой связи чрезвычайный интерес представляет форсайт-проект «Образование — 2030», к разработке которого причастны щедро финансируемые государством: Московская школа управления «Сколково», НИУ «Высшая школа экономики» и Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ). 27 декабря
2013 года директор направления АСИ «Молодые профессионалы» Д. Песков в открытой лекции презентовал указанный форсайт-проект. На сайте АСИ заявлено, что это результат трехлетней работы около 1000 экспертов (о том, как распределяются денежные средства в сфере российского образования и науки, — тема отдельного разговора) [11].
С первых же слов ясно, что образование мыслится Д. Песковым исключительно в рыночном ключе: «промышленную гиперконкуренцию» он считает главной движущей силой «быстрой смены моделей образования» [10]. Образование, полагает лектор, должно быть в 10 раз эффективнее, хотя в каких единицах эту эффективность измерять, не указал, при этом уверен, что традиционные университеты не в состоянии обеспечить искомой эффективности. Данный проект явно игнорирует установленный Законом об образовании гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, ее свободного развития [10, ст. 3]. Такой же прагматично-рыночный подход у творцов проекта к талантам. «Молодой профессионал» предлагает «узаконить рабство», талантливый студент должен стать объектом продажи и конкуренции, его будут выставлять на торги и оценивать, по прогнозам Д. Пескова, в десятки миллионов долларов США [11]. При подобном подходе неуместно говорить о национальных интересах, национально-государственной безопасности, ибо вряд ли таланты станут служить своей стране, скорее, будут «узаконенными рабами» всех, кто за них проплатится, хоть ЦРУ. Торговля умами, по Д. Пескову, приведет к появлению новой элиты — «людиардеров». Это бизнесмены, капиталы которых — «в пакетах владения людьми» [11]. То есть вопрос о воспитании целостной гармоничной личности как цели образования творцы форсайта не ставят. Не ставится вопрос
и о национально-государственных интересах: в духе постмодернистской агрессии ко всему традиционному Д. Песков отказывается от национального образования как такового. Образование будущего, по его убеждению, — только глобальное. Данные установки также идут вразрез с российским образовательным правом, противоречат утвержденному в Законе об образовании принципу единства образовательного пространства на территории Российской Федерации, защиты и развития этнокультурных особенностей и традиций народов России в условиях многонационального государства [10]. Д.О. Евзрезов и Б.О. Майер, анализирующие форсайт, отмечают, что, по признаниям самого Д. Пескова на своей странице в «Фейсбуке», «этот проект является самой сильной угрозой образовательному суверенитету России» [12, с. 125]. Как все постмодернисты-радикалы, Д. Песков крайне враждебен по отношению к традиции, прошлому культурному опыту (в т. ч. и педагогическому): если делать что-то новое, считает он, то старое надо перечеркивать, условие повышения эффективности — брать в качестве образца «модели лидеров» [11].
«Технологический лидер», на которого предлагает ориентироваться Д. Песков, — это США. Д.О. Евзрезов и Б.О. Майер отмечают, что «главным референтом» форсайта являются транснациональные американские корпорации (такие как Cisco) [12, с. 123]. Сам Д. Песков заявляет, что «три глобальные сессии форсайт-проекта пройдут в США» [11]. Указанные выше авторы отмечают, что 25 февраля 2014 года в США Д. Песков и его группа встречались с руководством «Университета для миллиарда» [12, с. 125]. То есть американские специалисты выступают соучастниками, а по сути — кураторами модернизации современного российского образования через таких агентов, как Д. Песков. Это к вопросу о государственной безопасности.
В духе постмодерна «молодые профессионалы» под предводительством Д. Пескова стремятся «похоронить» реальность тем, что, во-первых, выхолащивают духовные ценности, которыми держится этот мир (для Д. Пескова ценности — это то, что «переводится в деньги и наоборот» [11]); во-вторых, призывая к массовой мобилизации в виртуальность. По Д. Пескову, дети, живущие по ту сторону экранов своих айпадов, в отличие от их «ретроградов»-родителей, вписываются в «новый технологический уклад», являются «евангелистами нового мира» [11]. Комментируя такую установку, ироничный критик постмодерна Ж. Бодрийяр пишет
о ребенке, живущем в интернет-пространстве: напрасно родители радуются его активности и интерактивности, будто он «открылся миру» — нет, просто родился новый монстр «ребенок — машина» [13].
Д. Песков акцентирует внимание на вызовах общества потребления, требующего «простоты, изящества продуктов... и недумания» [11]. И в этой связи говорит о необходимости делить людей на «две образовательные аудитории»: элиту, удел которой — образование в течение всей жизни, и «людей одной кнопки», которых учить не за чем, а нужно заставлять выполнять одну простейшую функцию [11]. «Молодые лидеры», руководимые Д. Песковым, берутся распределять людей по этим двум кастам. Удивительно, до чего коротка историческая память! Нацистов в 1945 году казнили за то, что взяли на себя право делить человечество на избранных и «недочеловеков». Спустя 70 лет, оказывается, возможна пропаганда подобных идей в стране, победившей фашизм. Такая установка также противоречит современному образовательному праву России: один из принципов Закона об образовании утверждает право каждого человека на образование, говорит о недопустимости дискриминации в сфере образования [10].
Как же, по Д. Пескову, выглядит «ландшафт нового образования»? Для начала «молодой лидер» предсказывает к 2035 году неизбежную «смерть форматов», присущих традиционному образованию: всей печатной продукции («смерть галактики Гуттенберга») — авторского учебника, книг и статей; учителя-репродуктора, оценок и дипломов, общеобразовательной школы и классического университета. На смену им придут: виртуальный «Университет для миллиарда», искусственный интеллект, виртуальный тьютор и менторские сети в качестве наставников. К 2030 году в игровую форму перейдет не только образование, но вся социальная жизнь (игровой мир постмодерна! — О.П.). В планах — сращение человека с компьютером — подключение мозга напрямую к интернету (обучение в нейронет-группах), превращение человека в мутанта (использование «новой психофармацевтики» для искусственного повышения когнитивных качеств). В числе игроков «за» реформаторы образования называют: крупный бизнес (в области развлечений, медицины, детских товаров), «сознательных» родителей. Противниками полагают: организованные религии, родителей-консерваторов, академическую элиту, преподавательско-учительский корпус [14]. В стремлении реализовать постмодернистскую
установку «смерти человека», сменить реальный мир на виртуальность западные постмодернисты А. Бард и Я. Зодерквист выглядят махровыми консерваторами по сравнению с российскими модернизаторами образования.
Несколько лет назад Общественная палата России, также при активном участии США, разработала форсайт-проект «Детство — 2030», направленный на прямое разрушение традиционной семьи (основные тезисы проекта: альтернативные формы семьи — однополые, гостевые; право ребенка на выбор, в какой семье ему жить; к 2030 г. — направление всех детей в «города детства» под надзор «профессиональных» педагогов, поголовная чипизация всех новорожденных с целью прямого подключения мозга к интернету). Общественность потратила немало сил, нервов и времени, чтобы похоронить этот проект. И вот теперь за колоссальные государственные средства (т. е. наши, налогоплательщиков) появилось на свет нечто подобное — форсайт «Образование — 2030». И снова здравомыслящие люди вынуждены тратить энергию, время, чтобы сохранить традиционное образование, обеспечив его аутентичную правовую регламентацию; сберечь человека, живущего в реальном мире, пока песковы не начали воплощать свои планы.
Примечания
1. Кузнецов А.П., Парилов О.В. Совершенствование качества вузовской подготовки юристов (обзор межвузовской научно-методической конференции) // Юридическое образование и наука. 2002. № 3.
2. Ивашевский С.Л. Образовательная культура в аспекте ценностно-нормативного подхода // Вопросы культурологии. 2007. № 9.
3. Волков А.Е., Кузьминов Я.И., Реморенко И.М., Рудник Б.Л., Фрумин И.Д., Якобсон Л.И. Российское образование — 2020: Модель для инновационной экономики. URL: http://www.myshared.ru/slide/247300/ (дата обращения: 27.08.2016).
4. Парилов О.В. Русское национальное самосознание в отечественной консервативной мысли: генезис и современные проблемы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 1-3.
5. ДелезЖ. О смерти человека и о сверхчеловеке. URL: www.gumer.info (дата обращения: 27.08.2016).
6. URL: http://www.edu.ru/index.php?page_id=35 (дата обращения: 20.02.2017).
7. Парилов Д.О. Реформа российского образования. Выбор вектора развития // Вестник Нижегородской правой академии. 2014. № 2.
8. Парилов Д.О. О качественных особенностях современного российского законодательства в кон-
тексте общества постмодерна // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2013. № 2 (22).
9. Бард А., Зодерквист Я. Нетократия. URL: www. thenetocrats.ru (дата обращения: 27.08.2016).
10. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/15956ae575273a483e753fc119fb41f c4c37f846/ (дата обращения: 20.02.2017).
11. Песков Д. Форсайт образования — 2030. Открытая лекция. URL: http://leader-id.ru/event/223/ (дата обращения: 27.08.2016).
12. Евзрезов Д.О., Майер Б.О. «Образование 2030» — вызов системе образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014. № 2 (18).
13. Бодрийяр Ж. Америка. URL: http://otechnik. narod.ru/bodriyaram_1.htm (дата обращения: 27.08.2016).
14. «Форсайт Образования — 2030». URL: http:// www.asi.ru/molprof/foresight/12254/ (дата обращения: 27.08.2016).
Notes
1. Kuznetsov A.P., Parilov O.V. Improving the quality of University education of lawyers (overview of the interuniversity scientific-methodical conference) // Legal education and science. 2002. № 3.
2. Ivashevskiy S.L. Educational culture in the aspect of values and normative approach // Questions of cultural studies. 2007. № 9.
3. Volkov A.Ye., Kuz'minov Ya.I., Remorenko I.M., Rudnik B.L., Frumin I.D., Yakobson L.I. Russian education 2020: a Model for the innovation economy. URL:
http://www.myshared.ru/slide/247300/ (date accessed: 27.08.2016).
4. Parilov O.V. Russian national identity in the Patriotic conservative thought: Genesis and modern problems // Bulletin of the Nizhny Novgorod state university named after N.I. Lobachevskiy. 2012. № 1-3.
5. Deleuze G. On the death of man and Superman. URL: www.gumer.info (date accessed: 27.08.2016).
6. URL: http://www.edu.ru/index.php?page_id=35 (date accessed: 20.02.2017).
7. Parilov D.O. Reform of Russian education. The choice of vector of development // Bulletin of Nizhny Novgorod academy of the right. 2014. № 2.
8. Parilov D.O. The qualitative features of the modern Russian legislation in the context of postmodern society // Legal science and practice: Journal of Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia. 2013. № 2 (22).
9. Bard A, Zoderqvist Ya. Netocracy. URL: www. thenetocrats.ru (date accessed: 27.08.2016).
10. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/15956ae575273a483e753fc119fb41f c4c37f846/ (date accessed: 20.02.2017).
11. Peskov D. Foresight education 2030. Lecture. URL: http://leader-id.ru/event/223/ (date accessed: 27.08.2016).
12. Evzrezov D.O., Mayer B.O. «Education 2030» — call the education system // Vestnik of the Novosibirsk state pedagogical university. 2014. № 2 (18).
13. Bodriyar J. America. URL: http://otechnik.narod. ru/bodriyaram_1.htm (date accessed: 27.08.2016).
14. «Foresight Education — 2030». URL: http:// www.asi.ru/molprof/foresight/12254/ (date accessed: 27.08.2016).