2. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. - М.: Учпедгиз, 1955.
3. Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию // Полн. собр. соч: в 11 т. - Т. 7. - М., 1952.
4. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. - М. 1956.
5. Полевой Н.А. Очерки русской литературы. - М., 1839.
6. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1987.
ОБРАЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЯКУТОВ О ЗВЕЗДАХ (НА МАТЕРИАЛЕ ЗАГАДОК)1
© Филиппова В.В.*
Якутский государственный университет им. М.К. Амосова, г. Якутск
В нашей статье загадки рассматриваются как своеобразная кумулятивная ниша культурно-значимой информации, соотнесенной с картиной мира. Семантический анализ якутского фольклорного текста связан с проблемой изучения национальной специфики якутов. Научная новизна данного исследования заключается в том, что впервые производится попытка выявить семантическую структуру, с помощью которой «шифруется» в тексте загадки денотат или имя отгадки. Под денотатом понимается предмет, который является отгадкой.
В глубокой древности среди народа саха распространялось мнение, будто звезды на небосклоне представляют собой живые существа. Якуты считали, что эти маленькие светила насылают на землю стужу, так как они лучше видны в зимние ночи. В мифологии есть сюжеты о том, как люди старались уменьшить холод, срубив звезды. Сохранилось предание, будто Малая Медведица прежде была очень велика: она закрывала солнце и луну. Когда настал страшный холод, шаманка-удаган решила спасти людей. Камлая, она вознеслась на небо и стала разбивать Малую Медведицу. Помешала камланию одна женщина, нарушившая запреты удаганки не подсматривать за ее действиями, и Медведицу до конца разбить не удалось.
Также полагали, что Чолбон (Венера) и Плеяды также насылали холод на мир людей - Средний мир. Об этом рассказывается в мифе о шамане Чачыгыр Таас, который решил срубить закрепку Чолбона к небу, чтобы звезда канула в преисподнюю - Нижний мир. Но и тогда дело не было доведено до конца, снова причиной послужило любопытство женщины. Но все же, говорят, что с тех пор морозы стали немного мягче.
1 Автор выражает признательность научному руководителю профессору, д-ру филол. наук
Л.Л. Габышевой
* Ассистент кафедры Общего языкознания и риторики, аспирант
Фольклор якутов раскрывает мифы и о других звездах. Например, существует миф об охотнике, который, преследуя лося (по иным вариантам оленя, небесных дев), сбился с пути. По одной из версий мифа, герои замерзают и превращаются в созвездия Орион - Тайахтаах Сулус 'Лосиная Звезда', Малой и Большой Медведицы. Иной финал мифа Г.Н. Потанин записал со слов якута из Олекмы Г.Н. Черемных («Миф о сыне неба -Халлаан уола»): охотник гнался на лыжах за оленем и оставил дорогу на небе, то есть проложил Млечный путь - Халлаан сиигэ. Сюжет о космиче-ской погоне отразился в загадке о млечном пути:
Халлаан уолун хайыкарын суола хаалбыт YkY. Говорят, след лыжни небесного парня остался [1, с. 35].
По поверьям якутов, когда Чолбон (Венера) сближается с другой звездой или с Луной (ый-сулус алтыкара), наступает великий мор. Чолбон при этом увеличивается в размерах. Отметим также, что если долго смотреть на яркую звезду, то создается иллюзия ее увеличения. Данное явление запечатлелось в загадке:
Кврдвх аайы улаатан икэр баар YkY■ Говорят, некто, как присмотришься, так с каждым разом увеличивается [1, с. 35].
В якутских паремиях часто встречается метафоризация созвездий в виде коновязи. Коновязь сэргэ занимает особое положение в организации пространства подворья, она является вариантом священной вертикали и обозначает сакральный центр:
Аан дойду ортотугар квмYс сэргэ турар YkY■ Говорят, посреди вселенной золотая коновязь стоит. Отгадка: Хотугу сулус полярная звезда [1, с. 34].
Аан дойду ортотугар сэттэ сэргэ турар YkY■ Говорят, посреди вселенной семь коновязей стоят. Отгадка: Арацас сулус Созвездие медведицы [1, с. 34].
У народа саха существовало большое количество разнообразных по строению и обрядовой функции коновязей, различающихся как числом столбов, так и их конструктивным решением и орнаментировкой. Обычно коновязь числом в три, шесть или девять столбов ставилась перед домом с восточной стороны. Установкой коновязи сопровождалось каждое значимое событие: особые коновязи возводили во время шаманских мистерий, во время жертвоприношений в честь божества плодородия, во время войны и т.д. [4, с. 42].
В текстах якутских загадок сохранились реликты древнейших мифологических представлений тюрков о небе как о коне. В загадках о звездах и созвездиях прослеживается связь с лошадью - зооморфным образом неба и космоса:
Сур сылгы субун тукахталаах■ У серой лошади удлиненное пятнышко. Отгадка: Арацас сулус Созвездие Медведицы [1, с. 34].
Денотат загадки по форме действительно напоминает удлиненное пятнышко / звёздочку на лбу лошади. В другой паремии образ лошади заменяет образ оленя:
Тацара табата сэттэ харахтаах YкY■ Говорят, у небесного оленя семь глаз-очей. Отгадка: Ургэл Созвездие Плеяд [1, с. 35].
Созвездия предстают в загадках статичными, они будто «вбиты», «вшиты» красивым узором в ткань ночного небесного пространства:
Урагас твбвтYгэр ойуу тикпиттэрэ YhY (ойуу-бичик баар YkY)■ Гово-рят, к конусу жерди узоры пришиты. Отгадка: Ургэл Плеяда звезд [1, с. 34].
Многочисленность звезд на небе показана в виде интересных образов дырочек от моли на ткани и цветочной поляны:
КвйYYP тацакы тэкэ сиэбитэ баар YhY■ Говорят, есть ткань, насквозь изъеденная молью [1, с. 176].
YрYЦ сибэккилэр тYYHYн YYнэллэр, сарсыарда влвллвр YkY■ Говорят, белые цветы по ночам распускаются [1, с. 33].
Привлекают внимание загадки, где звезды представляют собой якутские национальные блюда:
Балаган Yрдэ барчанан сабыллыбыт (барылыы сытар). Верх балагана измельченной сухой рыбой покрыт (рыбешка шевелится-мерцает) [1, с. 32].
Барча, бачча, чарпа, сапа, буорса - мелкая рыбешка, сперва сваренная, а затем прокопченная и измельченная. В другом значении: барча - мелкие части, куски, осколки чего-либо целого [1, с. 351].
Киэкэ аайы хайах тэлгэтэллэр да, биир да кики ылан сиэбэт YhY■ Го -ворят, по вечерам хайах раскладывают, да никто не съедает [1, с. 33].
Хаях - молочный продукт; лакомство, основным компонентом которого является сливочное масло; рецепт приготовления разнообразен [2, стлб. 3245-3246].
Якутская пища очень полезная и вкусная, она насыщает энергией, столь необходимой в условиях сурового севера, поэтому народ саха придерживался традиционного питания, передавая из поколения в поколение древние рецепты национальных блюд. Якутская кухня, нередко с сопутствующими ей обрядами, находит отражение в фольклорных текстах и становится неотъемлемой частью традиционной национальной культуры.
На примере загадок о звездах нами выявлены оригинальные черты картины мира носителей якутской культуры, реально присутствующие в сознании народа и представленные непосредственно в текстах малого фольклорного жанра. «В загадке, - писал Д.Н. Садовников, - открылся полный простор для творческой фантазии народа» [3, с. 17].
Список литературы:
1. Ойунская С.П. Саха таабырыннара // Якутские загадки. - Якутск, 1975.
2. Пекарский Э.К. Словарь якутского языка. - М., 1927.
3. Садовников Д.Н. Загадки русского народа. - М., 1959.
4. Семенова Л.Н. Семантика эпического пространства и ее роль в сю-жетообразовании (на материале якутского эпоса олонхо): дисс. ... на соискание ученой степени. - М., 2000.
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРХЕТИПОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ
© Шелепова Н.В.*
Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань
В статье рассматривается проблема выражения архетипических представлений в художественных произведениях. На примере рассказа Дж. Фаулза «Башня из черного дерева» проводится анализ образа персонажа, прототипом которого послужила Диана - богиня из римской мифологии.
Вопрос о репрезентации архетипов в языке и литературе неоднократно освещался исследователями. Были затронуты проблемы специфики представления архетипов в творчестве отдельных авторов (А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др.), а также литературе того или иного народа [1, 8]. Кроме того, были выведены понятия «архетипической парадигмы» и «архетипического лингвокультурного концепта» [2, 6], изучена проблема соотнесенности архетипов и интертекста [4]. Мы также не обошли эту проблему стороной и решили рассмотреть особенности реализации архетипических представлений в произведениях англоязычных авторов, в частности на примере рассказа Дж. Фаулза «Башня из черного дерева» (J. Fowles «The Ebony Tower»).
Известно, что термин «архетип» получил широкую популярность после появления его в работах известного швейцарского психолога, родоначальника аналитической психологии, Карла Густава Юнга. Следует заметить, что схожую идею существования определенных форм психики, которые присущи не отдельному человеку, но коллективу, в частности первобытным людям, высказывал Л. Леви-Брюль. Он назвал их «коллективные представления» («representations collectives») [3]. По К.Г. Юнгу, архетипы - универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознавае-
* Доцент кафедры «Иностранные языки в гуманитарном и естественно-научном образовании», кандидат филологических наук